Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 04.12.2008

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 7288/08

«Владелец товарного знака не вправе запрещать использовать спорное обозначение лицу, которое добросовестно его применяло для индивидуализации своего журнала до даты приоритета товарного знака (без расширения объема использования обозначения после регистрации товарного знака)»

Суть спора

Общество с ограниченной ответственностью — издательский дом (далее — Издательский дом) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Юнайтед Пресс» (далее — общество «Юнайтед Пресс») и обществу с ограниченной ответственностью «Агропресса» (далее — общество «Агропресса») о защите права на принадлежащий истцу товарный знак со словесным обозначением «Агробизнес» (свидетельство на товарный знак с приоритетом от 10.12.2002).

Согласно свидетельству Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций о регистрации средства массовой информации, Издательский дом являлся учредителем бюллетеня «АгроБизнес и пищевая промышленность». Словесный товарный знак «Агробизнес» на имя Издательского дома был зарегистрирован Роспатентом с приоритетом от 10.12.2002.

Общество «Юнайтед Пресс» являлось учредителем и издателем средства массовой информации — журнала «Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент» (свидетельство от 20.06.2002).

Общество «Агропресса» являлось учредителем журнала «Агромаркет. Аналитика. Реклама. Технологии. Менеджмент» (свидетельство от 30.12.2004).

Издательский дом счел нарушенными свои исключительные права на зарегистрированный товарный знак «Агробизнес» из-за использования ответчиками в названиях указанных печатных изданий, а также в доменном имени словесных обозначений как тождественных товарному знаку, так и сходных до степени смешения с ним и обратился в арбитражный суд с требованием о прекращении незаконного использования ответчиками товарного знака. Истец просил суд обязать общество «Юнайтед Пресс» прекратить незаконное использование обозначения «Агробизнес» в качестве названия средства массовой информации — журнала «Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент», переоформить доменное имя www.agro-business.ru на правообладателя товарного знака и удалить обозначение «Агробизнес» из сети Интернет; обязать общество «Агропресса» прекратить незаконное использование спорного обозначения на страницах журнала «Агромаркет», в текстовых публикациях, рекламе. Для восстановления деловой репутации истец просил опубликовать решение суда о запрете использования товарного знака «Агробизнес» на сайтах ответчиков.

Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции удовлетворил иск в отношении общества «Юнайтед Пресс», в иске к ООО «Агропресса» отказал. Суд установил, что слово «агробизнес» используется в названии издаваемого обществом «Юнайтед Пресс» журнала, которое, по мнению суда, сходно до степени смешения со словесным товарным знаком истца по фонетическому и семантическому признакам. Слово «агробизнес», выполненное крупными буквами, доминирует в названии журнала и может вызвать смешение. Кроме того, суд признал доказанным размещение обществом «Юнайтед Пресс» в сети Интернет на сайте www.agro-business.ru рекламы своего журнала, однако требование о переоформлении домена www.agro-business.ru на истца оставил без удовлетворения, поскольку Законом о товарных знаках не предусмотрен такой способ защиты прав на товарный знак.

Нарушение прав истца на товарный знак обществом «Агропресса» суд признал недоказанным, так как название журнала, учредителем которого является это общество, не сходно с ним до степени смешения. Кроме того, наличие у истца товарного знака со словесным обозначением «Агробизнес» не дает ему права запрещать использование распространенного слова «агробизнес» в контексте журнальных материалов, а также в тексте рекламы сельскохозяйственной выставки, так как деятельность, связанная с организацией выставок, не указана в перечне услуг, на которые зарегистрирован товарный знак истца.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции, но при этом признали не имеющим правового значения довод общества «Юнайтед Пресс» о регистрации журнала, в названии которого используется слово «агробизнес», ранее даты приоритета товарного знака.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество «Юнайтед Пресс» просило их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее — Закон о товарных знаках) и неприменение при разрешении спора Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о средствах массовой информации).

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что указанные судебные акты в оспариваемой части подлежат отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о товарных знаках нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. В соответствии со статьями 2, 3 Закона о товарных знаках правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом, или в силу международных договоров РФ. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

По мнению Президиума ВАС РФ, судом не было принято во внимание то обстоятельство, что право общества «Юнайтед Пресс» на название журнала, включающего слово «агробизнес», возникло 20.06.2002 в силу регистрации журнала и использовалось до даты приоритета товарного знака (10.12.2002). Правовое положение и порядок регистрации средства массовой информации регулируются Законом о средствах массовой информации. Однако суды не применили положения этого Закона о последствиях регистрации, в частности о праве на название, о недопущении регистрации средства массовой информации с тем же названием, то есть о защите названия. Название средства массовой информации используется для его индивидуализации и, исходя из этой функции, к нему может быть применено также положение статьи 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (20.03.1883), предусматривающее его защиту. Кроме того, название журнала, издаваемого обществом «Юнайтед Пресс», содержит помещаемые на обложках дополнительные слова, уточняющие направленность информации. Спорное обозначение в названии журнала не повторяет зарегистрированных особенностей написания словесного элемента товарного знака, имеет свой особый стиль изображения, в целом воспринимается по-другому, что исключает опасность смешения двух обозначений.

Президиум ВАС РФ указал, что судам следовало учесть, что в случае, если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Таким образом, владелец товарного знака не вправе запрещать использовать спорное обозначение лицу, которое добросовестно его применяло для индивидуализации своего журнала до даты приоритета товарного знака (без расширения объема использования обозначения после регистрации товарного знака).

Президиум ВАС РФ отверг доводы Издательского дома о нарушении действиями общества «Юнайтед Пресс» его права на коммерческое обозначение, поскольку им были заявлены исковые требования о защите права на товарный знак. Требование о защите исключительного права на коммерческое обозначение истцом не заявлялось и в данном деле судом не рассматривалось.

С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части удовлетворения исковых требований Издательского дома к обществу «Юнайтед Пресс» отменил, в удовлетворении этих исковых требований отказал, в остальной части судебные акты оставил без изменения.