Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 11.12.2008

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 14167/07

«Иск больницы о взыскании с Военкомата и Российской Федерации субсидиарно задолженности за медицинские услуги, оказанные по договору, удовлетворен правомерно, так как компенсация расходов больницы государством предусмотрена федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»

Суть спора

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372, на военные комиссариаты были возложены задачи по организации и проведению мероприятий по постановке граждан на воинский учет и призыву на военную службу и обеспечению совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу.

В целях выполнения названных задач в 2005 году между районным военкоматом (далее — Военкомат) и муниципальным учреждением здравоохранения (далее — Больница) был заключен договор об оказании медицинских услуг, согласно которому Военкомат обязался оплачивать проведенное Больницей стационарное обследование ежемесячно при поступлении денежных средств на финансирование данной статьи федерального бюджета. Однако из-за отсутствия финансирования Военкомат не оплатил оказанные Больницей в 2005 году медицинские услуги.

Больница обратилась в арбитражный суд с иском к Военкомату и Российской Федерации о взыскании субсидиарно задолженности за медицинские услуги, оказанные по договору.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска было отказано. Суд признал заключенный между Больницей и Военкоматом договор оказания услуг ничтожным как противоречащий специальной правоспособности Военкомата — бюджетного учреждения, принявшего на себя денежные обязательства, бюджетное финансирование которых в период образования задолженности не было предусмотрено. Расходы на медицинские услуги, являвшиеся предметом упомянутого договора, суд первой инстанции счел подлежащими компенсации за счет средств обязательного медицинского страхования.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено. Суд апелляционной инстанции, согласившись с констатацией ничтожности договора, признал расходы Больницы на оказание названных услуг подлежащими финансированию в силу закона за счет средств Российской Федерации и взыскал их из казны Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции Больница просила его отменить как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также право муниципальных учреждений здравоохранения на компенсацию понесенных затрат.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, постановление суда апелляционной инстанции — оставлению без изменения по следующим основаниям.

Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ), согласно пункту 7 статьи 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, — расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. Из положений пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует: выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.

Президиум ВАС РФ отметил, что Военкомату в 2005 году бюджетные средства на цели медицинского обследования призывников выделены не были. Однако отсутствие финансирования не означает, что услуги Больницы не должны быть оплачены. Это обстоятельство делает невозможным удовлетворение иска за счет Военкомата исходя из условий его договора с Больницей.

По мнению Президиума ВАС РФ, несмотря на то, что договорные отношения военных комиссариатов с медицинскими учреждениями не предусмотрены Законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ, у судов не имелось оснований для признания договора ничтожным, так как он законодательству не противоречит. Расходы Больницы подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ. Источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского обследования контингента военкомата, — казна — определяется также направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.

Президиум ВАС РФ указал, что суд апелляционной инстанции правильно установил основание возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг — Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ — и источник взыскания спорной суммы — казну Российской Федерации, поэтому его постановление следует оставить в силе. Напротив, суд кассационной инстанции необоснованно поддержал выводы суда первой инстанции, исходившего из того, что расходы на медицинское обследование контингента Военкомата должны погашаться Больницей за счет поступающих ей средств обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ постановление суда кассационной инстанции отменил, постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.