Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 20.04.2006

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 20 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 02.03.2006 N 16-О
"ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КОРНИЛОВА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 МАРТА 2000 ГОДА N 508 "О РАЗМЕРЕ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ", ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ТРУДОВОГО СТАЖА РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПОСОБИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ, ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСОБИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСОБИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ"


Поводом к подаче жалобы в Конституционный Суд РФ послужило несогласие гражданина Корнилова В.П. с размером установленного ему пособия по временной нетрудоспособности. В результате увольнения (по собственному желанию) в 2002 году с предыдущего места работы непрерывный трудовой стаж заявителя сохранен не был, поскольку перерыв в трудовой деятельности составил около 7 месяцев. В связи с этим при наступлении заболевания размер пособия по временной нетрудоспособности гражданина Корнилова В.П. составил лишь 60% его среднего заработка.

Мнение заявителя

В жалобе оспаривалась конституционность следующих норм действующего законодательства:

пункта 2 Указа Президента РФ от 15.03.2000 N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности";

пункта 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252;

пунктов 25, 26 и 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191;

пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.

По мнению заявителя, перечисленные нормы противоречат положениям Конституции РФ, поскольку они закрепляют зависимость размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности непрерывного трудового, а не страхового стажа ко дню наступления нетрудоспособности, а также потому, что условия и порядок выплаты работникам указанного пособия должны регламентироваться законом, а не подзаконными нормативными правовыми актами.

Позиция Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ отметил, что из содержания Конституции РФ (в частности, статей 39 и 76), а также статьи 183 Трудового кодекса РФ вытекает необходимость определения условий выплаты пособий по временной нетрудоспособности федеральным законом.

Однако, руководствуясь положениями пункта 2 раздела второго Конституции РФ, статей 2 и 423 Трудового кодекса РФ и статьи 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году", судьи признали допустимость применения оспоренных заявителем норм, содержащихся в актах Союза ССР (и, по существу, заменяющих отсутствующие в настоящее время законодательные нормы), но лишь при условии, если они не противоречат Конституции РФ по содержанию.

В соответствии с действующим порядком при определении непрерывного трудового стажа во внимание принимается как длительность перерывов в работе, так и причины расторжения трудового договора. По общему правилу, при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, а в случае увольнения после 1 сентября 1983 года по собственному желанию без уважительных причин - в случае, если перерыв в работе не превысил трех недель.

Поскольку пособие по временной нетрудоспособности назначается с учетом непрерывного трудового стажа (например, для лиц, имеющих непрерывный трудовой стаж до 5 лет, размер пособия составляет 60% процентов заработка), то получается, что реализация работником права на прекращение трудового договора по своей инициативе может повлечь для него определенные негативные последствия (в том числе - снижение размера пособия по временной нетрудоспособности). Данный порядок, по мнению Суда, нарушает закрепленные Конституцией РФ свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.

Применение такого правового регулирования не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, так как страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе. При этом существенно снижается объем страхового обеспечения по сравнению с тем, который предоставляется при наступлении временной нетрудоспособности работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах трудовой деятельности, чем нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина.

Подобное заключение содержится и в ранее вынесенном Конституционным Судом РФ Определении от 04.03.2004 N 138-О. Этим Определением, в частности, было признано не подлежащим применению нормативное положение подпункта "и" пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252, которым предусматривалось, что непрерывный трудовой стаж не сохраняется при повторном увольнении работника после 13 декабря 1979 года по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.

Судом был принят во внимание и тот факт, что в настоящее время размер страхового обеспечения объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, которые, тем не менее, могут подвергаться заболеваниям, не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие непрерывный трудовой стаж большей продолжительности.

Решение Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что действующие условия выплаты пособия по временной нетрудоспособности не в полной мере соответствуют задачам социального страхования на современном этапе, в связи с чем возможно неоправданное и не совместимое с конституционными принципами ограничение права работников на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции РФ.

При вынесении решения судьями было учтено, что утрата оспариваемыми нормами юридической силы с момента принятия Определения создала бы пробел в регулировании обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности, что воспрепятствовало бы реализации законного права работников на социальное обеспечение.

Поэтому положения пункта 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, пунктов 25 - 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, были признаны Конституционным Судом РФ не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами, как противоречащие Конституции РФ, с 1 января 2007 года. До указанной даты федеральному законодателю необходимо урегулировать и ввести в действие новые порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни.