Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 05.02.2009

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 10846/08

«Поскольку в запросе налогового органа отсутствовали надлежащие основания, подтверждающие необходимость редоставления банком информации об организации - клиенте банка, запрос исполнению не подлежал»

Суть спора

Налоговый орган направил акционерному коммерческому банку (далее - Банк) запрос о предоставлении в пятидневный срок расширенной выписки по операциям на счете закрытого акционерного общества - клиента Банка (далее - Клиент Банка) за период с 2005 по 2006 годы. Запрос был мотивирован проведением выездной налоговой проверки в отношении другого закрытого акционерного общества (далее - Общество) за период с 2005 по 2006 год и встречной проверки Клиента Банка и содержал ссылку на пункт 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ.

Банк сообщил налоговому органу о невозможности исполнения запроса, поскольку указанные в нем основания предоставления информации не соответствовали вступившим в силу с 01.01.2007 нормам НК РФ об обязанностях банков, связанных с учетом налогоплательщиков, и нарушали гарантированную Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон "О банках и банковской деятельности") тайну об операциях клиентов банка.

Непредставление банком выписки по операциям на счете Клиента Банка было квалифицировано налоговым органом как нарушение пункта 2 статьи 86 НК РФ, в связи с чем им было вынесено решение о привлечении Банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ в виде взыскания штрафа.

Не согласившись с решением налогового органа, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции требование Банка было удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Банк, руководствуясь статьей 26 Закона "О банках и банковской деятельности", правомерно не исполнил запрос налогового органа, поскольку со вступлением в силу с 01.01.2007 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) налоговый орган не вправе запрашивать информацию о клиенте банка, если это не связано с проверкой самого клиента как налогоплательщика. В данном случае доказательства проведения контрольных мероприятий в отношении Клиента Банка отсутствовали; из статьи 87 НК РФ встречная проверка как форма налогового контроля исключена; проверяемое Общество не является клиентом Банка; представленный акт выездной налоговой проверки не содержит упоминаний о Клиенте Банка.

Суд кассационной инстанции названные судебные акты отменил, в удовлетворении заявленного Банком требования отказал. Суд кассационной инстанции сделал вывод об ошибочном применении судами первой и апелляционной инстанций норм Налогового кодекса РФ, сославшись в обоснование на пункт 2 статьи 86 НК РФ, из которого не следует, что необходимая информация может быть истребована налоговым органом только в отношении лица, у которого проводится налоговая проверка, и не ограничивает прав налоговых органов на истребование выписки по операциям на счетах организаций. Указанная форма налогового контроля может проводиться налоговым органом как в виде отдельного мероприятия, так и в совокупности с иными формами налогового контроля. Полученный Банком запрос содержал достаточно информации для его надлежащего исполнения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции Банк просил его отменить как нарушающий единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм части первой Кодекса.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.

Федеральным законом N 137-ФЗ в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся совершенствования налогового администрирования, в частности посвященные мероприятиям налогового контроля. Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Президиум ВАС РФ отметил, что указанным положениям корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ): налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определенных Налоговым кодексом РФ. Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.

Президиум ВАС РФ указал, что на основании пункта 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Указанная в пункте 2 статьи 86 НК РФ информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Аналогичная обязанность банков по выдаче справок об операциях юридических лиц, в том числе налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, установлена в статье 26 Закона "О банках и банковской деятельности".

Таким образом, из содержания пункта 2 статьи 86 НК РФ следует, что выписка по операциям на счете Клиента Банка могла быть запрошена налоговым органом у Банка, если в отношении данного Клиента Банка проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае Банк был обязан предоставить соответствующую информацию налоговому органу по мотивированному запросу.

Президиум ВАС РФ отметил, что согласно приложению N 4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации, утвержденному Приказом ФНС РФ от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ "Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов", в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований: вынесение решения о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа); принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации; проведение в отношении организации мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля).

Президиум ВАС РФ указал, что в отношении Клиента Банка в запросе налогового органа ни одного из названных оснований, корреспондирующих нормам НК РФ, не имелось. Представленные налоговым органом доказательства не подтверждали проведение определенных НК РФ мероприятий налогового контроля у этого Клиента Банка. Поскольку надлежащие основания, подтверждающие необходимость предоставления Банком информации об организации - Клиенте Банка - и связанные с целями и задачами налоговых органов, отсутствовали, запрос исполнению не подлежал.

Следовательно, Банк обоснованно отказал налоговому органу в выдаче выписки по операциям на счете Клиента Банка.

С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ постановление суда кассационной инстанции отменил, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.