Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 20.08.2009

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 3513/09

«Действия налогового органа по начислению транспортного налога признаны правомерными, так как индивидуальный предприниматель, осуществляющий пассажирские и (или) грузовые перевозки речными судами, не относится к категории лиц, чьи суда освобождаются от обложения данным налогом»

Суть спора

Индивидуальный предприниматель (далее - Предприниматель) являлся собственником зарегистрированных на него транспортных средств и имел соответствующее разрешение на занятие деятельностью по перевозке грузов и пассажиров. Предприниматель, осуществляя деятельность по перевозке пассажиров и грузов речными судами в 2004, 2005, 2006 годах, использовал льготу по уплате транспортного налога, предусмотренную подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

Налоговый орган направил в его адрес уведомления об уплате транспортного налога за 2006 и 2007 годы, в том числе по речным судам.

Предприниматель, сочтя, что не обязан уплачивать этот транспортный налог в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога по речным судам, а также о признании недействительными требований об уплате налога и пеней.

Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции требования Предпринимателя удовлетворил.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Суды, со ссылкой на взаимосвязь положений статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ со статьей 3 Закона РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», действовавшего в спорный период, признали, что условия осуществления одного и того же вида предпринимательской деятельности должны быть одинаковы вне зависимости от того, кто такой деятельностью занимается - юридическое лицо или имеющее статус предпринимателя физическое лицо.

По мнению судов, иное применение подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ влечет ограничение индивидуального предпринимателя в правах, гарантированных ему статьей 19 Конституции РФ, предусматривающей принцип равенства всех перед законом.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора налоговый орган просил их отменить и отказать Предпринимателю в удовлетворении его требований.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что заявление налогового органа подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения. К их числу отнесены пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Президиум ВАС РФ указал, что исключая из объекта обложения транспортным налогом морские, речные и воздушные суда, названные в подпункте 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ, законодатель тем самым установил льготу по этому налогу для определенного круга лиц - организаций, у которых такие суда находятся в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) и основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок. Именно для этой категории плательщиков законодатель установил указанную льготу. Следовательно, Предприниматель, осуществляющий пассажирские и (или) грузовые перевозки, не является лицом, чьи суда освобождаются от обложения транспортным налогом.

Таким образом, правовые основания для признания недействительными требований налогового органа отсутствовали.

С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции отменил, в удовлетворении требований Предпринимателя отказал.