Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 29.09.2009

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный Закон от 24.07.2009 № 207-ФЗ

«О внесении изменений в таможенный кодекс Российской Федерации»

С 1 октября 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 207-ФЗ (далее — Закон N 207-ФЗ), которым внесены изменения в Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ). Наиболее значительные изменения касаются вопросов уплаты таможенных платежей.

Отдельные нормы Закона N 207-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 года, о чем будет сказано ниже.

1. Порядок уплаты таможенных платежей

Объект обложения таможенными платежами

(ст. ст. 322, 327 ТК РФ)

До внесения изменений в ст. 322 ТК РФ было установлено, что налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Однако это противоречит Налоговому кодексу РФ, ведь при исчислении акциза в налоговую базу включается также сумма пошлины, а при исчислении НДС в налоговую базу включаются также таможенная пошлина и акциз.

Термин «налоговая база» из определения объекта обложения таможенными пошлинами, налогами изъят, и в статье 322 упоминается только база для исчисления таможенных пошлин.

Сроки уплаты

(п. 1 ст. 329 ТК РФ)

До внесения изменений в п. 1 ст. 329 ТК РФ общий срок уплаты таможенных пошлин, налогов был сформулирован следующим образом — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Согласно же внесенным изменениям общий срок уплаты сформулирован иначе — не позднее дня подачи таможенной декларации.

Кроме этого установлены специальные сроки уплаты таможенных платежей в зависимости от способов декларирования.

Так, при предварительном декларировании ввозимых товаров таможенные платежи должны уплачиваться не позднее дня выпуска товаров.

При подаче периодической таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

Прекращение обязанности по уплате

(п. 3 ст. 319 ТК РФ)

До внесения изменений в п. 3 ст. 319 Таможенный кодекс РФ при определении оснований прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов отсылал к Налоговому кодексу РФ.

Теперь такие основания раскрыты в самом Таможенном кодексе. Обязанность по уплате таможенных платежей прекращается:

1) с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов;

2) со смертью физического лица — плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством РФ;

3) с ликвидацией организации — плательщика таможенных пошлин, налогов.

Солидарная ответственность таможенного брокера

(ст. 144, п. 1 ст. 320, 348 ТК РФ)

Закон N 207-ФЗ уточнил, что означает установленная Таможенным кодексом РФ равная ответственность за неуплату таможенных платежей декларанта и таможенного брокера. Теперь, если декларирование производится таможенным брокером, он несет солидарную с декларантом ответственность в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей

Согласно новой норме, закрепленной в п. 4.1 ст. 348 ТК РФ, требование об уплате таможенных платежей направляется одновременно как таможенному брокеру, так и декларанту.

Таким образом, во избежание двойного взыскания таможенных платежей за один и тот же товар, в случае одновременного исполнения требования таможни брокером и декларантом, импортеру, получившему требование об уплате таможенных платежей, необходимо будет согласовывать свои действия с брокером, принимавшем участие в таможенном оформлении товара.

Авансовые платежи

(п. 4 ст. 330 ТК РФ)

Ограничен срок представления таможенным органом отчета о расходовании авансовых денежных средств — такой отчет теперь может предоставляться не более чем за три года, предшествующих требованию участника ВЭД.

Возврат излишне уплаченных платежей, залога

(ст. 355 ТК РФ)

Закон N 207-ФЗ установил, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При подаче этого заявления правопреемником плательщика к указанному заявлению также должны прилагаться документы, подтверждающие его правопреемство. Если таможенные пошлины, налоги были уплачены иным лицом, к такому заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий согласие этого лица на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов плательщику или его правопреемнику. При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику или его правопреемнику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик или его правопреемник вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

2. Обеспечение уплаты таможенных платежей

Кто может вносить обеспечение
(п. 4 ст. 337 ТК РФ)

До внесения изменений обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, наряду с лицом, ответственным за их уплату, могло вносить любое иное лицо. Теперь же обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может производиться только лицом, ответственным за их уплату.

Ранее Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ в ст. 328 ТК РФ были внесены изменения, согласно которым плательщиками таможенных пошлин, налогов могут выступать только декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные органы как единый кредитор

(п. 3 ст. 337 ТК РФ)

До внесения изменений в отношениях по обеспечению уплаты таможенных платежей каждый конкретный таможенный орган являлся бенефициаром по конкретному обеспечению уплаты и иной таможенный орган взыскать задолженность за счет этого обеспечения не мог.

Теперь таможенные органы вправе выступать в качестве единого кредитора. Это означает, что любой таможенный орган, выявивший нарушение, влекущее обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечивается залогом товаров и иного имущества, банковской гарантией, поручительством, вправе выступить в качестве кредитора (бенефициара) с полным объемом прав кредитора (бенефициара), даже если в договоре о залоге товаров и иного имущества, банковской гарантии либо в договоре поручительства в качестве кредитора (бенефициара) назван иной таможенный орган.

Генеральное обеспечение

(п. 3 ст. 337 ТК РФ)

Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган может принимать обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (так называемое «генеральное обеспечение»). До внесения изменений в п. 3 ст. 337 ТК РФ принятие такого обеспечения было обязанностью таможенных органов. Теперь же генеральное обеспечение принимается по усмотрению таможенных органов.

Банковская гарантия

(ст. ст. 342, 343, 344 ТК РФ)

Теперь банку и его филиалам будет устанавливаться одинаковая максимальная сумма одной банковской гарантии и единая максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.

Кроме этого, в реестр банков и иных кредитных организаций, имеющих право выдавать гарантии, организации будут включаться не на год, а на три года. Для включения в реестр банки должны будут представлять документы, подтверждающие соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев, а не календарного года (ст. 343 ТК РФ).

В то же время, согласно внесенным изменениям, филиал банка может быть включен в реестр банков и иных кредитных организаций, имеющих право выдавать гарантии, только в том случае, если в реестр включен сам головной банк (ст. 343 ТК РФ). До внесения изменений филиал мог быть включен в реестр самостоятельно, т.е. для этого головной банк не обязательно должен был быть сам включен в этот реестр, а достаточно было, чтобы он просто соответствовал условиям включения в него.

Страхование

(ст. 347 ТК РФ)

Среди способов обеспечения уплаты таможенных платежей Таможенный кодекс предусматривал и такой способ, как договор страхования (п. 3 ст. 340, ст. 347 ТК РФ). Но согласно внесенным изменениям с 1 октября 2009 года такой способ отменяется. На практике этот способ применить было невозможно — случаи, когда допускается обеспечение уплаты таможенных платежей именно договором страхования, согласно ТК РФ должны быть установлены Минфином, совместно с ФТС России. Но нормативных правовых актов, устанавливающих такие случаи, издано не было.

3. Взыскание таможенных платежей

Требование об уплате

(п. 3, 4 ст. 350, п. 2 ст. 252 ТК РФ)

По общему правилу (п. 4 ст. 348 ТК РФ), прежде чем прибегать к принудительным мерам по взысканию таможенных платежей, таможенный орган обязан направить участнику ВЭД требование об их уплате, чтобы дать возможность добровольно погасить задолженность. Сразу прибегать к принудительным мерам, минуя направление требования об уплате, таможенные органы могли только в двух случаях (п. 2 ст. 352 ТК РФ): истечение предельного срока хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе; не установлено лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Согласно внесенным изменениям, таких случаев стало больше — не требуется предварительно направлять требование также: при обращении взыскания на денежный залог (п. 3 ст. 351.1 ТК РФ); при обращении взыскания на авансовые платежи (п. 2 ст. 353 ТК РФ); при обращении взыскания на обеспечение таможенных платежей, если ответственным за уплату является иностранное лицо (п. 2 ст. 351.1 ТК РФ);

Изменился и срок направления требования об уплате.

До внесения изменений в п. 3 ст. 350 ТК РФ, требование об уплате таможенных платежей должно было направляться плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

Новая редакция данной нормы не меняет указанный срок, но содержит важную оговорку о том, что при нарушении требований и условий таможенных процедур (таможенных режимов), которое влечет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее одного года после дня обнаружения указанного нарушения. При этом днем обнаружения нарушения требований и условий таможенных процедур (таможенных режимов) считается день составления протокола об административном правонарушении либо день истечения срока действия таможенного режима или применения таможенной процедуры, если на этот день лицом должны быть совершены действия в связи с завершением действия таможенного режима или применения таможенной процедуры.

Установлен срок для исполнения уточненного требования об уплате таможенных платежей — он составляет не более 10 рабочих дней со дня получения уточненного требования.

Закон N 207-ФЗ установил также, что если лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (ст. ст. 115, 233 ТК РФ), взыскание таможенных пошлин, налогов производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (п. 6 ст. 348 ТК РФ).

Индивидуальные предприниматели

приравнены к юридическим лицам

(п. 3 ст. 348 ТК РФ)

До внесения изменений п. 3 ст. 348 ТК РФ устанавливал, что принудительное взыскание с физических лиц производится в судебном порядке.

При этом в ст. 11 ТК РФ понятие «лица» делится на две категории — юридические и физические лица, если иное не предусмотрено Кодексом. Таким образом, если в норме ТК РФ речь идет о физических лицах, то она в равной мере относится и к индивидуальным предпринимателям.

Закон N 207-ФЗ уточнил данную норму, установив, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов в обязательном судебном порядке производится в отношении физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей. Взыскание задолженности с индивидуальных предпринимателей может производиться и во внесудебном порядке, применяемом к юридическим лицам.

Взыскание за счет средств на банковских счетах (бесспорное)

(ст. ст. 351, 351.2 ТК РФ)

Изменен срок, в течение которого таможенные органы имеют право применять данный способ взыскания.

До внесения изменений в п. 2 ст. 351 ТК РФ решение о бесспорном взыскании должно было приниматься таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Теперь же такой срок увеличен вдвое и составляет 60 календарных дней.

При этом направить в банк инкассовое поручение (распоряжение) таможенный орган может в течение целого месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании.

Кроме этого, с октября таможенные органы получат серьезное средство для обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании — это приостановление операций по счетам плательщика таможенных пошлин (ст. 351.2 ТК РФ).

Это средство представляет собой прекращение банком расходных операций по счетам лица, в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций.

Решение о приостановлении операций по счетам принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, направившим требование об уплате таможенных платежей в случае неисполнения указанным плательщиком этого требования.

Необходимо обратить внимание, что решение о приостановлении операций по счетам не может быть принято ранее вынесения решения о бесспорном взыскании.

Снять ограничение с банковских счетов таможенный орган обязан в течение двух рабочих дней после получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании.

С 1 января 2010 года вступит в силу норма, устанавливающая, что в случае нарушения таможенным органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты (в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ), подлежащие уплате плательщику таможенных пошлин, налогов (организациям или индивидуальным предпринимателям) за каждый календарный день нарушения указанных сроков.

Арест имущества

(ст. 351.3 ТК РФ)

Таможенные органы получили право на применение ареста имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет «иного имущества плательщика».

Арест имущества производится по решению (в виде постановления) начальника таможенного органа и с санкции прокурора в случае неисполнения плательщиком таможенных пошлин, налогов в установленные сроки обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и при наличии у таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав плательщика таможенных пошлин, налогов в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем таможенного органа.

При частичном аресте имущества возможно не только владение и пользование, но и распоряжение этим имуществом с разрешения и под контролем таможенного органа.