Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 11.05.2010

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный Закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ

«О компенсации за нарушение права на судопроизводство
в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок»



Данный Федеральный закон (далее — Закон N 68-ФЗ) предусматривает гарантии обеспечения права граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, российских, иностранных и международных организаций, являющихся в судебном процессе сторонами или третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, либо являющихся должниками и взыскателями в исполнительном производстве, а также подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, оправданных, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков в уголовном судопроизводстве и иных заинтересованных лиц в предусмотренных законом случаях (далее — заинтересованные лица) на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, в разумный срок.

В соответствии с рассматриваемым Законом нарушение данных прав является основанием для присуждения заинтересованным лицам компенсации. Принятие Закона N 68-ФЗ обусловлено необходимостью выполнения требований Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) о создании эффективного средства правовой защиты в связи с выявленными случаями несоблюдения разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. Под эффективным средством правовой защиты понимается комплекс определенных мер, направленных на предотвращение нарушения права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 «Дело „Бурдов (Burdov) против Российской Федерации“ (N 2)», Постановление ЕСПЧ от 10.04.2008 «Дело „Вассерман (Wasserman) против Российской Федерации“ (N 2)» (жалоба N 21071/05)).

Помимо этого, на необходимость создания компенсационных механизмов защиты права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 734-О-П.

Право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок имеют публично-правовую природу, в связи с чем Законом N 68-ФЗ установлен специальный порядок их защиты, отличный от способа защиты прав, нарушенных незаконными действиями судов и иных государственных и муниципальных органов. Однако, как прямо предусмотрено Законом N 68-ФЗ, указанный порядок не препятствует возмещению вреда, причиненного незаконными действиями судов и иных органов, повлекшими нарушение права заинтересованных лиц на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ), но при этом лишает таких лиц права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения.

Закон N 68-ФЗ подробно регламентирует порядок компенсации за нарушение права заинтересованного лица на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение решения в разумный срок. В частности, конкретизированы субъекты, которые вправе обращаться с заявлением о присуждении компенсации, сроки подачи заявления, размер и форма компенсации, порядок исполнения решения о компенсации.

Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, длительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости и практики ЕСПЧ (п. 2 ст. 2 Закона N 68-ФЗ).

В Законе N 68-ФЗ содержатся положения о компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению соответствующих заявлений.

Так, в части, касающейся определения подведомственности дел о присуждении компенсации, предусмотрено, что заявления подаются в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, каким судом был нарушен разумный срок судебного разбирательства или судебный акт какого суда был исполнен с нарушением разумного срока.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве судов первой инстанции рассматривают:

1) верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд — по делам, подсудным мировым судьям, районным судам, гарнизонным военным судам;

2) Верховный Суд РФ — по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных и гарнизонных военных судов;

3) федеральный арбитражный суд округа.

Законом N 68-ФЗ устанавливается, что судебные решения о присуждении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства исполняются за счет средств федерального бюджета, а за нарушение разумного срока исполнения судебных актов — за счет средств федерального бюджета, или бюджета субъекта РФ, или местного бюджета (п. п. 1, 2 ст. 5 Закона N 68-ФЗ).

Судебное решение о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению (п. 4 ст. 4 Закона N 68-ФЗ). Срок исполнения такого решения не может превышать трех месяцев со дня его поступления на исполнение в порядке, установленном бюджетным законодательством (п. 1 ст. 5 Закона N 68-ФЗ). При этом такое решение может быть обжаловано в судебном порядке (п. 5 ст. 4 Закона N 68-ФЗ).

Органом, на который возложено исполнение решений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, в разумный срок, является Минфин России (пп. 1, 2 п. 2 ст. 5 Закона N 68-ФЗ).

Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта РФ или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом (пп. 3 п. 2 ст. 5 Закона N 68-ФЗ).

В целях реализации Закона N 68-ФЗ Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее — Закон N 69-ФЗ) внесены изменения и дополнения в Бюджетный, Уголовно-процессуальный, Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях РФ.

В Бюджетный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся порядка исполнения решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок.

Самые существенные изменения, предусмотренные Законом N 69-ФЗ, коснулись Арбитражного процессуального кодекса РФ. С момента вступления данного Закона в силу судебное разбирательство проводится в разумный срок (а не в установленный законом, как было указано в прежней редакции).

Арбитражный процессуальный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ дополнены статьями, регламентирующими порядок определения разумного срока судопроизводства и разумного срока исполнения судебных актов. Так, при определении разумного срока учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников процесса, достаточность и эффективность действий суда (прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя — для уголовного судопроизводства), производимых в целях своевременного рассмотрения дела и исполнения соответствующего решения, общая продолжительность судопроизводства.

Помимо этого, изменен срок рассмотрения дела арбитражным судом. Согласно новой редакции ст. 152 АПК РФ трехмесячный срок судебного разбирательства, предусмотренный ч. 1 ст. 152 АПК РФ, может быть продлен председателем арбитражного суда до шести месяцев на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, в связи с особой сложностью дела, значительным количеством участников арбитражного процесса (ч. 2 ст. 152 АПК РФ).

Срок судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных актов (ст. 194 АПК РФ) увеличен с двух до трех месяцев, ненормативных актов — также с двух до трех, причем с возможностью продления срока председателем суда до шести месяцев на основании мотивированного заявления судьи. Срок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности увеличен с 15 дней до двух месяцев, дел об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности — с 10 дней до двух месяцев.

Изменились также сроки рассмотрения апелляционной и кассационной жалоб. Если жалоба поступила в соответствующую инстанцию до истечения срока ее подачи, двухмесячный срок ее рассмотрения исчисляется со дня окончания срока подачи. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен до шести месяцев на основании мотивированного заявления судьи в связи с особой сложностью дела, значительным количеством участников процесса.

Кроме того, Арбитражный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ дополнены положениями, в соответствии с которыми при затягивании сроков рассмотрения дел заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела (ч. 6 ст. 6.1 АПК РФ и ч. 6 ст. 6.1 ГПК РФ).

Изменениями, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях, срок давности для дел об административном правонарушении, рассматриваемых судьей, увеличен с двух до трех месяцев. Это обусловлено в первую очередь судебной практикой, свидетельствующей о том, что лица, виновные в административном правонарушении, зачастую избегают ответственности в связи с истечением срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 25.02.2010 N 74-АД10-2, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2009 N А10-3606/08-Ф02-511/09 по делу N А10-3606/08).

Помимо этого, в ст. 29.6 КоАП РФ внесены изменения, в силу которых дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении вместо 15 дней, предусмотренных прежней редакцией. Срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении продлен с 10 дней до двух месяцев (ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно изменениям в Налоговый кодекс РФ размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче в суд заявления о присуждении компенсации, составляет 200 руб. для граждан и 4000 руб. для организаций.

Законы N 68-ФЗ и N 69-ФЗ вступили в силу с момента официального опубликования (04.05.2010), за исключением изменений в Налоговый кодекс РФ, вступающих в силу по истечении одного месяца со дня опубликования.