Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 20.07.2010

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ

«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Рассматриваемый Федеральный закон (далее — Закон N 151-ФЗ) устанавливает правовые основы микрофинансовой деятельности, права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности, а также размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций.


Предоставление займов юридическими лицами
до принятия Закона N 151-ФЗ

Впервые деятельность по предоставлению займов юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, оценена в Информационном письме ВАС РФ от 10.08.1994 N С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» (далее — Информационное письмо N С1-7/ОП-555), выпущенном еще до принятия Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В п. 4 данного Информационного письма разъяснено, что при предоставлении организацией своих свободных средств по договору займа, в том числе на условиях уплаты определенных процентов, если такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера, получение лицензии для осуществления банковских операций не требуется.

Таким образом, ВАС РФ в качестве основного критерия отнесения таких сделок юридического лица к банковской деятельности установил систематичность передачи свободных денежных средств.

Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395–1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банковской деятельности) в редакции, действующей на момент выхода Информационного письма N С1-7/ОП-555, к банковским операциям относилась операция по привлечению вкладов (депозитов) и предоставлению кредитов по соглашению с заемщиком, выделение ВАС РФ критерия систематичности осуществления деятельности по предоставлению займов являлось обоснованным.

Изменения, внесенные в Закон о банковской деятельности, исключили данный вид деятельности из числа банковских операций, заменив его на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и добавив к числу банковских операций размещение таких средств от своего имени и за свой счет.

Исключение из Закона о банковской деятельности операции по предоставлению кредитов по соглашению с заемщиком, схожей с систематическим предоставлением займов, дает основания считать разъяснения ВАС РФ в этой части неактуальными.

В то же время в п. 4 Информационного письма N С1-7/ОП-555 ВАС РФ подчеркнул, что лицензия на осуществление банковской деятельности не требуется в случае предоставления по договору займа «своих свободных средств». Поскольку теперь в число банковских операций, для осуществления которых необходима лицензия, включена операция по размещению привлеченных денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет, встает вопрос: вправе ли юридическое лицо предоставлять займы за счет привлеченных средств?

Судебная практика по этому вопросу практически отсутствует. Информационное письмо N С1-7/ОП-555 ВАС РФ до сих пор не отменено, и данные в нем разъяснения могут применяться судами, что влечет для организаций определенные риски. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 4 августа 2003 г. по делу N Ф09-2036/03-ГК сделан вывод, что деятельность общества по выпуску собственных векселей не под конкретные хозяйственные сделки, а с целью привлечения денежных средств неопределенного круга лиц на условиях возвратности, платности и срочности, с целью их дальнейшего размещения по договорам займа от своего имени и за свой счет, по своему содержанию и правовой природе соответствует отношениям, возникающим из договора банковского вклада, поэтому в обязательном порядке требуется ее лицензирование.

Таким образом, пока нет однозначной позиции о необходимости лицензирования деятельности по выдаче займов с использованием привлеченных денежных средств, существует риск признания таких сделок недействительными на основании ст. 173 ГК РФ.

Юридическое лицо, привлекающее денежные средства на основании договора займа, а также предоставляющее займы с использованием таких средств, может минимизировать риск, даже не получая лицензию на осуществление банковской деятельности, — если приобретет статус микрофинансовой организации.


Предоставление и привлечение денежных средств
юридическими лицами согласно Закону N 151-ФЗ

В соответствии с Законом N 151-ФЗ и коммерческие (хозяйственные товарищества и общества), и некоммерческие организации (фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение, за исключением бюджетных учреждений) могут выдавать займы без каких-либо ограничений в рамках лимита в 1 000 000 руб., включая все проценты за пользование суммой займа на период его предоставления (так называемые «микрозаймы»). Ограничение в 1 000 000 руб. распространяется на все обязательства заемщика перед финансовой организацией по всем заключенным им с микрофинансовой организацией договорам микрозайма (п. 8 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).

Пункт 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ помимо этого закрепляет право микрофинансовой организации привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах, за исключением денежных средств физических лиц. Однако данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средства физических лиц:

— являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

— предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 000 руб. или более по одному договору займа.

Микрофинансовую деятельность такие организации вправе осуществлять при соблюдении совокупности следующих условий:

— сведения об организации должны быть включены в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее — реестр);

— организация должна разработать правила предоставления микрозаймов, утвердить их и разместить в сети Интернет, а также в любом доступном месте;

— организация должна хранить тайны операций своих заемщиков;

— сведения о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, должны быть доступны неограниченному кругу лиц;

— организация должна соблюдать нормативы достаточности собственных средств.

Анализ п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Закона N 151-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица также вправе осуществлять микрофинансирование, однако в соответствии с законодательством РФ, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 151-ФЗ юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные данным законом, со дня получения им статуса микрофинансовой организации (внесение сведений о нем в реестр).

Исключение организации из реестра происходит в следующих случаях:

1) добровольно путем подачи соответствующего заявления микрофинансовой организацией с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в реестр;

2) принудительно путем вынесения решения уполномоченного органа в случае неоднократного в течение календарного года нарушения Закона N 151-ФЗ и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;

3) ввиду ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица (ч. 1 ст. 7 Закона N 151-ФЗ).

Характерно, что в соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона N 151-ФЗ при исключении сведений о юридическом лице из реестра добровольно или принудительно, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу, что отличает такие организации, например, от банков, при отзыве лицензий у которых срок исполнения обязательств считается наступившим с момента отзыва лицензии (п. 1 ч. 9 ст. 20 Закона о банковской деятельности), или страховых организаций, обязательства которых при отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику (п. 7 ст. 32.8 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Правила предоставления микрозаймов являются основным документом микрофинансовой организации, закрепляющим порядок и условия выдачи микрозаймов. Данные правила утверждаются органом управления микрофинансовой организации и в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;

2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;

3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

Важно, что в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 151-ФЗ правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма, в отличие, например, от депозитарного договора, неотъемлемой частью которого являются условия осуществления депозитарной деятельности (см. абз. 4 ст. 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Статьей 12 Закона N 151-ФЗ установлены ограничения деятельности микрофинансовой организации. Среди наиболее значимых следует отметить невозможность для микрофинансовой организации:

— в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров (п. 5 ст. 12 Закона N 151-ФЗ);

— применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат (п. 6 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).

Для сравнения, ст. 29 Закона о банковской деятельности также содержит положения о невозможности для кредитной организации в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров. Однако названная статья предусматривает, что изменение данных условий в отношении клиентов — физических лиц допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, а в отношении клиентов — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительно и в случаях, предусмотренных договором. Таким образом, исходя из п. 5 ст. 12 Закона N 151-ФЗ право микрофинансовой организации на одностороннее изменение процентных ставок, размера комиссии, срока договора микрозайма не может быть предусмотрено договором.

Запрет же на применение к заемщику штрафных санкций за досрочный возврат микрозайма распространяется лишь на заемщиков, являющихся физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и при условии письменного уведомления последними о намерении досрочно возвратить заем не менее чем за десять календарных дней до такого возврата. Таким образом, по отношении к юридическим лицам данное ограничение деятельности микрофинансовой организации неприменимо.

Как отмечено в Пояснительной записке «К проекту Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», важным аспектом, отличающим микрофинансовые организации от иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, является социальная направленность.

В поддержку данного положения можно привести следующее:

— обязанность предоставления микрофинансовой организацией ежеквартальных отчетов о микрофинансовой деятельности (ст. 15 Закона N 151-ФЗ);

— контроль со стороны уполномоченного органа за привлечением денежных средств физических и юридических лиц в виде займов (п. 5 ч. 4 ст. 14 Закона N 151-ФЗ);

— контроль со стороны уполномоченного органа за соблюдением микрофинансовой организацией экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности;

— право микрофинансовой организации предоставлять информацию в отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй (ст. 16 Закона N 151-ФЗ).

Однако заявлению о социальной направленности в какой-то мере противоречит следующее:

— договор микрозайма не является публичным договором (ст. 426 ГК РФ). На это указывает п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ, в соответствии с которым микрофинансовая организация вправе мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма;

— отсутствуют какие-либо гарантии возврата привлеченных микрофинансовой организацией денежных средств по аналогии с системой обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, предусмотренной Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

— отсутствует обязанность микрофинансовой организации страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях. Статья 13 Закона N 151-ФЗ говорит лишь о праве микрофинансовой организации на страхование таких рисков.

Закон N 151-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Рассматриваемый Закон опубликован 05.07.2010 в «Собрании законодательства РФ», 07.07.2010 в «Российской газете».

См. подробнее по данному вопросу: Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов». Гл. 3. § 3.1. Определение даты первого официального опубликования.