Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 27.07.2006

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 27 ИЮЛЯ 2006 ГОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 23.05.2006 N 14766/05
«ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ВПРАВЕ ЗАТРЕБОВАТЬ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА, А НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ОБЯЗАН ИХ ПРЕДСТАВИТЬ»

Суть спора

Налоговыми органами была проведена камеральная налоговая проверка представленных открытым акционерным обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость.

В целях проведения проверки, в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ, обществу были направлены требования о представлении в пятидневный срок дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а именно копий счетов-фактур и документов, подтверждающих их оплату. В связи с тем, что запрошенные документы обществом представлены не были, налоговый орган принял решение о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде 1700 рублей штрафа.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции заявленное требование было оставлено без удовлетворения. Отклоняя требование общества, суды опирались на положения законодательства, закрепленные в статьях 88, 93 НК РФ, согласно которым налоговый орган вправе затребовать от налогоплательщика документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Суд кассационной инстанции указанные судебные акты отменил, требование общества удовлетворил, основываясь на том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок.

По мнению суда кассационной инстанции, камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, то есть эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к следующим выводам.

Статьей 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, бухгалтерскую отчетность, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщик имеет право, применяя статью 171 НК РФ, уменьшить общую сумму налога на установленные этой статьей налоговые вычеты. В соответствии со статьей 172 НК РФ данные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой проверяется правильность исчисления и уплаты налога, налоговый орган, при необходимости, вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе первичные документы, нужные для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов.

Этому праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика (налогового агента) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в соответствии со статьей 23 НК РФ.

За неисполнение этой обязанности в определенный срок пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Президиум ВАС РФ отметил, что, поскольку обществом не были представлены документы, предусмотренные статьей 172 НК РФ, налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

По мнению Президиума ВАС РФ, вывод суда кассационной инстанции о том, что предметом камеральной налоговой проверки являются только налоговые декларации и регистры бухгалтерского учета, а первичные документы могут проверяться только в ходе выездных налоговых проверок, не был основан на налоговом законодательстве. Кроме того, суд кассационной инстанции не учел, что налоговым органом были истребованы 17 копий конкретных счетов-фактур и документы, подтверждающие их оплату (всего - 34 документа), необходимость изучения которых возникла в процессе проверки представленных книг покупок, то есть вывод суда кассационной инстанции о том, что при таких обстоятельствах налоговая проверка из камеральной становится выездной, не соответствовал фактическим обстоятельствам и материалам дела.

С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ Постановлением от 23.05.2006 N 14766/05 отменил постановление суда кассационной инстанции, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.