Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 05.04.2011

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Фeдеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты рРоссийской Федерации в части вопросов территориального планирования»

Изменения, которые вносит в Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ) рассматриваемый Федеральный закон (далее — Закон N 41-ФЗ), касаются преимущественно упрощения требований к документам территориального планирования. Эти изменения были вызваны насущной необходимостью, так как действие большинства положений ГрК РФ не распространялось на территории, не имеющие указанных документов. В Заключении Комитета по делам Федерации и региональной политике от 20.05.2010 N 66/5 на проект данного Закона было указано, что на начало 2010 г. на уровне субъектов РФ утверждена 31 схема территориального планирования, а на уровне муниципальных образований — 2767 документов территориального планирования, или около 11 процентов необходимого общего числа. Федеральная схема территориального планирования также до сих пор отсутствует.

Положения Закона N 41-ФЗ вступили в силу 25.03.2011, в момент официального опубликования, за исключением норм о федеральной информационной системе территориального планирования и отдельных положений о соотношении документов территориального планирования различных уровней, которые вступят в силу 01.09.2011.

Документы территориального планирования

В ранее действовавшей редакции ГрК РФ не были даны определения объектов федерального, регионального и местного значения, что порождало значительные затруднения при подготовке документов территориального планирования. Законом N 41-ФЗ установлено, что под такими объектами следует понимать объекты капитального строительства, иные объекты и территории, которые необходимы для осуществления полномочий органов власти соответствующего уровня. Конкретный перечень объектов федерального значения должно подготовить и утвердить Правительство РФ, а перечни объектов регионального и местного значения должны быть определены законами соответствующих субъектов РФ (п. п. 18 — 20 ст. 1 ГрК РФ).

Законом N 41-ФЗ установлено соотношение документов территориального планирования различных уровней. Так, в новой редакции ч. 3 ст. 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования федерального уровня.

Ранее в нормах ГрК РФ содержались положения, обязывающие органы власти различного уровня согласовывать все имеющиеся расхождения в соответствующих документах территориального планирования (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 25 ГрК РФ). В новой редакции ГрК РФ предусматривается, что предметом согласования могут быть только:

1. пересечение границ зон предполагаемого размещения объектов капитального строительства различных уровней;

2. возможное влияние размещения объектов капитального строительства различных уровней на социально-экономическое развитие территории;

3. возможные случаи оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Законом N 41-ФЗ установлено, что проекты документов территориального планирования всех уровней и материалы по их обоснованию должны размещаться в информационной системе на официальном сайте, определяемом уполномоченным органом, не менее чем за три месяца до их утверждения (ч. 7 ст. 9 ГрК РФ в новой редакции). Публичный доступ к утвержденным версиям указанных документов должен быть обеспечен в срок, не превышающий 10 дней со дня утверждения таких документов, через тот же официальный сайт.

В ст. 9 ГрК РФ были включены нормы, определяющие срок действия документов территориального планирования. По общему правилу схемы территориального планирования утверждаются не менее чем на 10 лет. В ч. 11 ст. 9 ГрК РФ установлено, что генеральные планы поселений и городских округов утверждаются не менее чем на 20 лет. Схемы территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, регионального и местного значения, также утверждаются на срок не менее чем 20 лет. Важное уточнение содержится в ч. 12 ст. 9 ГрК РФ. Законом N 41-ФЗ закреплено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Данное правило использовалось судебной практикой до принятия новой редакции ГрК РФ с тем обоснованием, что «нахождение земельного участка в границах функциональной зоны не определяет его правовой режим» (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А28–10678/2008–371/15). Этот вывод основан на существе территориального планирования, которое направлено на развитие территории, а не на фиксацию существующего ее использования (Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2009 N 78-Г09–22).

Закон N 41-ФЗ также предполагает отказ от государственной экспертизы проектов документов территориального планирования (ст. 29 ГрК РФ в предшествующей редакции), кроме случаев, указанных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ. Данное положение Закона должно упростить и ускорить подготовку документов территориального планирования.

Содержание документов территориальногопланирования Российской Федерации

Законом N 41-ФЗ было полностью изменено правовое регулирование содержания документов территориального планирования.

Так, в ст. 10 ГрК РФ (в новой редакции) установлено, что документами территориального планирования федерального уровня являются схемы территориального планирования РФ в следующих областях:

1) федеральный транспорт, автомобильные дороги федерального значения;

2) оборона страны и безопасность государства;

3) энергетика;

4) высшее профессиональное образование;

5) здравоохранение.

Из списка федеральных схем территориального планирования были исключены области особо охраняемых природных территорий, космической деятельности, естественных монополий, а также области защиты территорий двух и более субъектов РФ, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций.

В качестве федеральных в соответствии с новой редакцией ст. 10 ГрК РФ должны составляться схемы территориального планирования в области высшего образования и здравоохранения.

На основании нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ могут разрабатываться схемы территориального планирования РФ в иных областях.

Подготовка федеральных схем территориального планирования осуществляется применительно ко всей территории России. По решению Президента РФ или Правительства РФ их подготовка может осуществляться применительно к части территории страны.

Состав схем территориального планирования РФ принципиально не изменился. Указанные схемы должны будут содержать положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов федерального значения (ч. 4 ст. 10 ГрК РФ в старой и в новой редакциях).

В соответствии с ч. 5 ст. 10 ГрК РФ в новой редакции в положениях о территориальном планировании РФ должны указываться планируемые для размещения объекты федерального значения, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий, если это необходимо в связи с размещением данных объектов. Ранее предусматривалось указывать в таких положениях цели и задачи территориального планирования, а также мероприятия по территориальному планированию с установленной очередностью их выполнения.

Значительно упростились требования к картам территориального планирования. С 25.03.2011 на них следует отображать лишь планируемые для размещения объекты федерального значения в соответствующих областях (ч. 6 ст. 10 ГрК РФ в новой редакции). В прежней версии указанной нормы перечень требований к таким картам был более подробным.

Содержание документов территориальногопланирования субъектов РФ

В новой редакции ч. 3 ст. 14 ГрК РФ предписывается создавать положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

1) транспорт, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

3) образование;

4) здравоохранение;

5) физическая культура и спорт;

6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ.

Схемы территориального планирования субъектов РФ должны содержать такой же комплект документов, как и схемы территориального планирования федерального уровня.

Содержание документов территориального планирования муниципального района

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ГрК РФ в новой редакции схема территориального планирования муниципального района должна содержать:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

3) карту границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях;

4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального, регионального и местного значения (за исключением линейных объектов).

В новой редакции упомянутой статьи установлено, что положение о территориальном планировании, включенное в схему территориального планирования муниципального района, должно содержать более подробные сведения, чем это предусматривалось ранее. В частности, в него должны входить:

1) сведения о планируемых для размещения объектах местного значения муниципального района (в том числе их основные характеристики и местоположение);

2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, если на них планируется размещение объектов федерального, регионального и местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о таких объектах.

На картах планируемого размещения объектов местного значения муниципального района должна отображаться следующая информация:

а) объекты электро — и газоснабжения поселений;

б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

в) объекты образования;

г) объекты здравоохранения;

д) объекты физической культуры и массового спорта;

е) объекты утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

ж) объекты иных областей в связи с решением вопросов местного значения муниципального района.

Как и до вступления в силу Закона N 41-ФЗ, к схеме территориального планирования муниципального района должны прилагаться материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Однако требования к этим материалам значительно изменились (ч. ч. 5 — 6 ст. 19 ГрК РФ в новой редакции).

Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа

В новой редакции ч. 6 ст. 18 ГрК РФ установлена возможность не осуществлять разработку генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения. Это является крайне важным нововведением Закона N 41-ФЗ. Представительный орган местного самоуправления села (поселка, деревни) вправе воспользоваться такой возможностью при наличии следующих условий:

1) изменение существующего использования территории этого поселения не предполагается и утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития отсутствует;

2) документами территориального планирования всех уровней не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного значения на его территории.

Если же подготовка генерального плана является обязательной, то он должен содержать:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В положение о территориальном планировании, включенное в генеральный план, должны входить:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального, местного значения, за исключением линейных объектов.

На картах планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа должны отображаться:

а) объекты электро-, тепло-, газо — и водоснабжения, водоотведения;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) объекты физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) объекты иных областей в связи с решением вопросов местного значения поселения или городского округа.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Требования к ним изменились значительным образом (ч. ч. 7 — 8 ст. 23 ГрК РФ в новой редакции).

Совместная подготовка документов территориального планирования

В новой редакции ст. 27 ГрК РФ установлено, что совместная подготовка проектов документов территориального планирования различных уровней может осуществляться в следующих случаях:

1) планирование размещения объектов федерального и регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования РФ и субъекта РФ, на территориях муниципального образования;

2) планирование размещения объектов местного значения муниципального района, предусмотренных документами территориального планирования муниципального района, на территории поселения, входящего в состав такого муниципального района;

3) планирование размещения объектов регионального значения, объектов местного значения на территориях других субъектов РФ или других муниципальных образований;

4) установление ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения.

Таким образом, с 25.03.2011 невозможен процесс совместной подготовки документов территориального планирования в случае размещения объектов федерального значения на территории нескольких субъектов РФ, как это было предусмотрено в старой редакции ч. 1 ст. 27 ГрК РФ.

Реализация документов территориального планирования

Законом N 41-ФЗ были признаны утратившими силу ст. ст. 13, 17 и 22 ГрК РФ, регулировавшие реализацию схем территориального планирования. Статья 26 ГрК РФ была изложена в новой редакции и теперь объединяет все правила по реализации документов территориального планирования различных уровней. Согласно упомянутой норме документы территориального планирования различных уровней могут быть реализованы следующими путями:

1) подготовка и утверждение документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятие в порядке, установленном законодательством РФ, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создание объектов федерального, регионального, местного значения на основании документации по планировке территории.

В отношении документов территориального планирования различных уровней в новой редакции ГрК РФ установлены следующие правила:

— схема территориального планирования федерального уровня реализуется в соответствии с программами, утвержденными Правительством РФ;

— схема территориального планирования субъекта РФ — в соответствии с программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

— схема территориального планирования муниципального района — в соответствии с программами, утвержденными местной администрацией муниципального района;

— генеральный план поселения, генеральный план городского округа — в соответствии с программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа.

Федеральная государственная информационная система территориального планирования

Законом N 41-ФЗ предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ст. 57.1 ГрК РФ). Эта информационно-аналитическая система должна будет обеспечивать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица доступом к сведениям, необходимым для их деятельности в области территориального планирования.

Данная система должна быть размещена на специально определенном официальном сайте в сети Интернет. Доступ к ней будет открыт лишь органам государственной власти, местного самоуправления, физическим и юридическим лицам для подготовки документов территориального планирования.

Опубликование документов территориального планирования

В ст. 11 Закона N 41-ФЗ установлено, что до 01.09.2011 схемы территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов, а также проекты указанных документов и материалы по их обоснованию подлежат размещению на официальных сайтах соответственно Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований. Если же у муниципальных образований нет своих официальных сайтов, то указанные документы и материалы должны быть размещены на официальных сайтах соответствующих субъектов РФ.

Планировка территории

Крайне важным является нововведение Закона N 41-ФЗ, допускающее подготовку физическими или юридическими лицами за счет их средств документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального и местного значения. Ранее в ч. 8 ст. 45 ГрК РФ содержалась прямо противоположная норма, разрешающая проводить соответствующую подготовку только органам государственной власти и местного самоуправления. Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.02.2011 N 9887/10 по делу N А55–14160/2009 уже указывал на допустимость подготовки застройщиком исходно-разрешительной документации на строительство в самостоятельном порядке и за свой счет. Президиум ВАС РФ не счел данное обстоятельство нарушением действующего законодательства.

Важность данной новеллы обусловлена тем, что для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (п. 11 ст. 30 ЗК РФ, см. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2009 по делу N А56–32519/2008), а также для получения разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ) необходимо получение градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с ч. 5 ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории могут разрабатываться проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков.

Также, исходя из ст. 42 ГрК РФ, проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий, в которых в свою очередь осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 17.03.2010 по делу N А12–10148/2009, от 16.03.2010 по делу N А12–10151/2009, от 15.02.2010 по делу N А12–10150/2009, от 12.02.2010 по делу N А12–12271/2009).

Соответственно, подготовка документации по планировке территории является необходимым условием для составления градостроительного плана земельного участка.

В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, которые находятся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. Срок проведения публичных слушаний в этих случаях не может быть более чем один месяц.

Внесение изменений в иные федеральные законы

Законом N 41-ФЗ изменена дата введения санкции за отсутствие подготовленных правил землепользования и застройки. Согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при отсутствии указанных документов не допускается предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 31.12.2012.

Аналогичным образом Законом N 41-ФЗ изменены сроки действия специальных правил, установленных в ст. ст. 4 и 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которые указывают на последствия отсутствия утвержденных генеральных планов городских округов и поселений, а также правил землепользования и застройки. Действие данных норм было ограничено до 31.12.2012.

Тем самым переходный период повсеместного введения документов территориального планирования и градостроительного зонирования продляется еще на один год.