Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 28.06.2011

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 14.06.2011 № 142-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации»

Указанный Федеральный закон (далее — Закон N 142-ФЗ) вносит изменения в положения о лицензировании организаций, осуществляющих деятельность в сфере СМИ, определяет порядок распространения российских и иностранных теле — и радиоканалов, а также вводит правовой институт сетевого издания.

Законом N 142-ФЗ устанавливается, что некоммерческие организации, создаваемые публично-правовыми образованиями и действующие в сфере массовой информации, могут иметь организационно-правовую форму автономных учреждений (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях) в новой редакции).

Закон N 142-ФЗ также вносит изменения в Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ), в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» и вступает в силу с 10 ноября 2011 г. (за исключением изменений в Закон об автономных учреждениях, вступивших в силу 17 июня 2011 г.).

Новые виды средств массовой информации

Закон N 142-ФЗ дополняет перечень средств массовой информации следующими видами: сетевое издание, телеканал, радиоканал. Данным законом установлено, что любая форма периодического распространения массовой информации должна иметь постоянное наименование (название) для того, чтобы признаваться средством массовой информации.

В новой редакции Закона о СМИ также установлено легальное определение вещателя. Вещатель — это российское юридическое лицо, которое формирует телеканал или радиоканал и распространяет его в установленном порядке на основании лицензии на теле-, радиовещание.

Под телеканалом или радиоканалом согласно нормам Закона N 142-ФЗ следует понимать сформированную в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящую в эфир под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.

Нормы российского законодательства о теле — и радиопрограммах должны также применяться в отношении радио — и телеканалов, если иное особо не оговорено Законом о СМИ (абз. 14 ст. 2 указанного Закона в новой редакции).

Кроме того, в законодательство вводится понятие «сетевое издание», под которым понимается сайт в сети Интернет, в соответствии с Законом о СМИ зарегистрированный в качестве средства массовой информации (абз. 16 ст. 2 данного Закона в новой редакции).

Лицензирование сайта в качестве сетевого издания будет добровольным. Однако сайты, соответствующим образом не зарегистрированные в качестве СМИ, не могут быть признаны средствами массовой информации (ст. 8 Закона о СМИ в новой редакции).

Какого-либо специального порядка регистрации сетевого издания, радио — и телеканала Закон о СМИ не вводит.

Регистрация СМИ и предоставление информации о них

Законом N 142-ФЗ установлено, что редакция средства массовой информации может осуществлять свою деятельность только после его регистрации (за исключением отдельных случаев, предусмотренных в Законе о СМИ).

В ст. 8 Закона о СМИ в новой редакции предусматривается следующая процедура регистрации средства массовой информации. Лицу, подавшему заявление о регистрации СМИ, высылается или выдается уведомление о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Регистрирующий орган рассматривает заявление и принимает решение о регистрации в течение месяца с этой даты.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом (Роскомнадзором) решения о регистрации.

Заявителю в соответствии со ст. 8 Закона о СМИ в новой редакции выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. С этого момента учредитель получает право приступить к производству продукции СМИ в течение одного года. Если учредитель пропустит этот срок, свидетельство о регистрации будет признано недействительным.

В соответствии со ст. 8 Закона о СМИ в новой редакции регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном Роскомнадзором. Информация, содержащаяся в данном реестре, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Сведения о конкретном СМИ регистрирующий орган предоставляет бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления. Эта информация направляется запросившему ее лицу в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», либо в виде выписки из реестра. Если запрашиваемые сведения отсутствуют, об этом выдается справка.

Закон N 142-ФЗ также предполагает создание государственной информационной системы в области средств массовой информации (ст. 6.1 Закона о СМИ в новой редакции), которая должна содержать сведения:

— из реестра зарегистрированных средств массовой информации;

— из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;

— о законодательстве РФ о СМИ;

— иные установленные Правительством РФ сведения в области СМИ.

Лицензирование в сфере средств массовой информации

В Закон о СМИ вводится понятие универсальной лицензии. В соответствии с ней вещатель имеет право распространять теле — или радиоканал на всей территории РФ в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное, спутниковое, кабельное вещание. Обладателем универсальной лицензии может быть только редакция теле — или радиоканала (ч. 3 ст. 31 Закона о СМИ в новой редакции).

В Законе N 142-ФЗ говорится, что в лицензии на осуществление вещания теле — и радиоканалов может быть указана позиция радио — или телеканала в мультиплексе. Легальное определение понятия «мультиплекс» в данном Законе отсутствует. Напомним, что в Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2007 N 1700-р «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы» мультиплекс (пакет телевизионных каналов, радиоканалов) определяется как перечень теле — и радиоканалов, телерадиотрансляция которых осуществляется с использованием одного радиочастотного канала.

Особые правила Закон N 142-ФЗ устанавливает в отношении теле — и радиовещания.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступает в силу 3 ноября 2011 г.) в ч. 4 ст. 1 допускает, что могут быть установлены особенности лицензирования деятельности в области телевизионного и радиовещания, в том числе и в отношении срока действия соответствующих лицензий. Законом N 142-ФЗ предусмотрен десятилетний срок действия лицензии на такие виды вещания (ст. 31.1 Закона о СМИ в новой редакции), если меньший срок не был указан в заявлении о выдаче лицензии.

В ч. 8 ст. 31 Закона о СМИ установлено, что в лицензии на теле — или радиовещание должна быть указана следующая информация:

— сведения, предусмотренные законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности;

— наименование (название) распространяемого теле — или радиоканала;

— программная направленность теле-, радиоканала (основные тематические направления вещания — информационный, музыкальный, спортивный и подобные);

— территория распространения теле — или радиоканала;

— объем вещания (в часах);

— дата начала вещания;

— срок действия лицензии на теле-, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия (если необходимо);

— сведения о среде вещания теле — или радиоканала (наземное эфирное, спутниковое, кабельное вещание, иные среды вещания), если это предусмотрено Законом о СМИ;

— сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции теле — или радиоканала в мультиплексе, параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (если необходимо).

Лицензии, выданные до вступления в силу Закона N 142-ФЗ, действуют до истечения срока их действия или до получения вещателем новой лицензии на вещание того же СМИ (ч. 4 ст. 5 Закона N 142-ФЗ).

Распространения российских и иностранных телевизионных и радиоканалов

В ч. 1 ст. 19.1 Закона о СМИ в новой редакции вводится запрет на учреждение теле-, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм следующими лицами:

— иностранным юридическим лицом;

— российским юридическим лицом с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более;

— гражданином РФ, имеющим двойное гражданство.

Указанные лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства не вправе учреждать юридические лица, осуществляющие вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России (ч. 2 ст. 19.1 Закона о СМИ в новой редакции).

Кроме того, не допускается приобретение иностранного участия, составляющего 50 процентов и более акций (долей), в таких организациях (ч. 3 ст. 19.1 Закона о СМИ в новой редакции). Следует отметить, что понятие «иностранного участия» исчерпывающим образом в Законе о СМИ не раскрыто.

В отношении деятельности иностранных теле — и радиоканалов устанавливаются те же правила, что и для отечественных: такие каналы должны быть зарегистрированы в России в качестве средств массовой информации (ч. 2 ст. 54 Закона о СМИ в новой редакции).

Зарубежные периодические печатные издания могут распространяться на территории России, если на это будет получено разрешение от Роскомнадзора (ч. 3 ст. 54 Закона о СМИ в новой редакции).

Закон N 142-ФЗ устанавливает, что перечень общероссийских обязательных общедоступных теле — и радиоканалов утверждается Президентом РФ (ч. 1 ст. 32.1 Закона о СМИ в новой редакции). Вещателю таких каналов выдается универсальная лицензия на теле — и радиовещание, а также (без проведения торгов) право на осуществление наземного эфирного теле — и радиовещания на всей территории страны (ч. 3 ст. 32.1 Закона о СМИ в новой редакции).

Вещатель общероссийских обязательных общедоступных теле — и радиоканалов обязан обеспечить их распространение на территории проживания населения России без взимания платы с потребителей.