Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 14.09.2006

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.06.2006 N 14969/05

«Администрация муниципального образования как орган местного самоуправления при реализации в 2002 - 2004 гг. земельных участков, находящихся в государственной собственности, не может быть признана организацией - налогоплательщиком НДС в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом РФ»

Суть спора

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка администрации муниципального образования по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в 2002 — 2004 гг. По результатам проверки было принято решение о доначислении налога на добавленную стоимость, не уплаченного в бюджет при реализации земельных участков юридическим и физическим лицам по договорам купли-продажи, начислены пени и применена ответственность в виде взыскания штрафов, установленных пунктами 1, 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Администрация муниципального образования, не согласившись с таким решением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования администрации было отказано. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения. ФАС округа своим постановлением судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменил и дело передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При повторном рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил частично, а именно: признал недействительным оспариваемое решение налогового органа, вынесенное в отношении реализации администрацией муниципального образования земельных участков в рамках Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в остальной части требование оставил без удовлетворения. Постановлением суда апелляционной инстанции это решение суда было оставлено без изменения. ФАС округа оставил без изменения судебные акты двух инстанций.

Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС в связи с продажей земельных участков юридическим и физическим лицам по договорам купли-продажи, осуществляемой вне рамок Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», суды сочли, что операции по реализации администрацией земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей обложения НДС рассматриваются как реализация товаров и в соответствии со статьей 143 и пунктом 1 статьи 146 НК РФ подлежат налогообложению.

Администрация не согласилась с выводом судов, что продажа земельных участков, выкупаемых не в порядке приватизации, влечет уплату НДС, поскольку эти участки на момент продажи находились в государственной собственности, а администрация, продавая их в собственность юридическим и физическим лицам, выполняла возложенные на нее, как на публичное образование, функции по распоряжению землей.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел заявление администрации муниципального образования о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции и постановления ФАС округа. Проверив обоснованность доводов представителей участвующих в деле лиц, Президиум ВАС РФ счел, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене по следующим основаниям.

Согласно уставу муниципального образования администрация входит в структуру органов местного самоуправления. На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение находящимися в государственной собственности землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Глава 21 НК РФ не предполагает отнесения к плательщикам налога на добавленную стоимость публично-правовых образований при осуществлении полномочий, вмененных им в обязанность названным Федеральным законом.

Таким образом, администрация не в качестве юридического лица, а как орган местного самоуправления при реализации земельных участков, находящихся в государственной собственности, не может быть признана организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию НК РФ.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что при названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты, основанные на неправильном применении норм права, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежат частичной отмене.

Учитывая изложенное, Президиум ВАС РФ отменил решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление ФАС округа в части отказа в удовлетворении требования администрации муниципального образования о признании недействительным решения налогового органа в отношении доначисления НДС в связи с продажей администрацией земельных участков юридическим и физическим лицам, осуществляемой вне рамок Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также начисления пеней и взыскания штрафов, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ; решение налогового органа в этой части признал недействительным. В остальной части судебные акты оставил без изменения.