Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 14.08.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 28.07.2012 № 144-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

1. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве >>>

2. Особенности банкротства кредитных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг >>>

3. Последствия открытия конкурсного производства >>>

4. Передача имущества кредитной организации >>>

5. Передача кредиторам отступного >>>

6. Передача оставшегося имущества учредителям (участникам) кредитной организации >>>

7. Банкротство принудительно ликвидируемой кредитной организации >>>

8. Хранение информации о деятельности кредитной организации >>>

9. Удовлетворение требований о выплате «золотых парашютов» в ходе конкурсного производства >>>

 

Рассматриваемым Федеральным законом (далее — Закон N 144-ФЗ) изменяются положения Федерального закона от 26.10.2002127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), Федерального закона от 25.02.199940-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций), а также ряда других законодательных актов.

Следует отметить, что рассматриваемый Закон N 144-ФЗ закрепляет в действующем законодательстве ряд правовых механизмов, временно установленных Федеральным законом от 27.10.2008175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» (далее — Закон N 175-ФЗ). К примеру, теперь можно передавать имущество и обязательства обанкротившейся кредитной организации кредиторам, минуя процедуру продажи имущества с публичных торгов, а также передавать имущество кредиторам в качестве отступного.

Первоначальная идея законопроекта, который в итоге был принят в качестве Закона N 144-ФЗ, была в том, чтобы придать Закону N 175-ФЗ постоянное действие. Однако затем от этой идеи было решено отказаться, и указанные правовые конструкции были внесены в Закон о банкротстве и в Закон о банкротстве кредитных организаций.

Закон N 144-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступит в силу 29 октября 2012 г.

 

1. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

 

В ст. 28 действующего Закона о банкротстве указано, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с данным федеральным законом, должны быть размещены в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Под этим реестром понимается информационный ресурс, размещенный в сети Интернет.

Закон N 144-ФЗ вносит в Закон о банкротстве кредитных организаций многочисленные изменения, связанные с использованием Единого федерального реестра сведений о банкротстве при банкротстве кредитных организаций.

К примеру, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве необходимо размещать информацию:

— о назначении временной администрации (п. 3 ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

— о составе временной администрации (п. 2 ст. 19 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

— о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом, о финансовом состоянии должника (п. 3 ст. 22.1 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

— об итогах инвентаризации имущества должника, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

— о прекращении деятельности временной администрации (п. 4 ст. 31 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции) и т. п.

Закон о банкротстве кредитных организаций был дополнен ст. 31.1, в которой устанавливается, что сведения и документы, поступающие от временной администрации, должны размещаться Банком России в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с момента их поступления.

Аналогичные изменения были внесены в ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций, которой устанавливаются общие правила раскрытия информации о несостоятельности кредитных организаций. Новая редакция указанного федерального закона предписывает раскрывать информацию через публикацию не в печатных изданиях, а в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

В п. 2 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указывается, что в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее 30 дней со дня признания кредитной организации банкротом конкурсный управляющий должен включить:

— сведения о финансовом состоянии должника и его имуществе на день открытия конкурсного производства;

— баланс должника на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков;

— сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди.

Также конкурсный управляющий должен включить в указанный реестр сведения о смете текущих расходов кредитной организации и информацию о порядке и месте расчетов с кредиторами (п. п. 3 — 4 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Также в п. п. 6 — 7 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции устанавливается обязанность конкурсного управляющего публиковать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве текущую информацию о банкротстве кредитной организации.

Закон N 144-ФЗ указал, что возмещение расходов на публикацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется за счет имущества такой кредитной организации. Если же у нее недостаточно средств для этого, то расходы на публикацию возмещаются лицом, обратившимся с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении кредитной организации (п. 4 ст. 50.17 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Банк России в любом случае освобождается от взимания этой платы.

 

2. Особенности банкротства кредитных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг

 

Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен новой статьей, посвященной особенностям функционирования временной администрации в случае, если кредитная организация занималась профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

В п. 1 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указано, что после отзыва у такой кредитной организации банковской лицензии временная администрация должна вернуть ее клиентам ценные бумаги и (или) иное имущество, принятое и (или) приобретенное такой кредитной организацией за их счет по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании.

Для этой цели временная администрация должна произвести инвентаризацию ценных бумаг и иного имущества, находящегося (учитываемого) на счетах в этой кредитной организации (п. 2 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Это мероприятие должно быть осуществлено достаточно оперативно, поскольку через 14 дней после назначения временной администрации уже должен быть составлен акт о проведении такой инвентаризации (п. 3 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

В указанной ситуации ценные бумаги и (или) иное имущество временная администрация возвращает клиентам кредитной организации по их заявлениям в течение шести месяцев со дня отзыва у организации банковской лицензии. В случае признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства такой возврат осуществляет конкурсный управляющий (п. 5 ст. 22.2 и пп. 11.1 п. 3 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Если же в такую кредитную организацию не поступило заявление ее клиента о возврате его ценных бумаг и (или) иного имущества, принятого и (или) приобретенного такой кредитной организацией за счет клиента по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, такое имущество подлежат передаче в депозит нотариуса (п. 11 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Следует отметить, что в общем виде обязанность по возврату клиентам обанкротившегося профессионального участника рынка ценных бумаг денежных средств, ценных бумаг и иного имущества была установлена ранее в пп. 2 п. 1 ст. 185.2 Закона о банкротстве.

 

3. Последствия открытия конкурсного производства

 

Законом N 144-ФЗ были внесены некоторые изменения в п. 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций, в котором указывались правовые последствия принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Так, Закон N 144-ФЗ установил, что не только совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном гл. VI.2 Закона о банкротстве кредитных организаций. Закон N 144-ФЗ дополнил эту норму, указав, что в этом порядке также должны исполняться судебные акты, акты иных органов, должностных лиц, вынесенные в соответствии с гражданским законодательством, уголовным и процессуальным законодательством, законодательством о налогах и сборах.

В рассматриваемом Законе сказано, что судебные акты и акты иных органов (должностных лиц) об обращении взыскания на денежные средства, находившиеся на банковских счетах, во вкладах клиентов кредитной организации, о наложении ареста и (или) иных ограничений по распоряжению указанными средствами исполняются в порядке, установленном для расчетов с кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства (ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Пункт 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций дополнен общим указанием на то, что в случае признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства прекращается исполнение исполнительных документов об обращении взыскания на имущество кредитной организации, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации (пп. 7 п. 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитной организации в новой редакции).

Следует отметить, что ранее в законодательстве существовала неопределенность по данному вопросу. Пункт 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предписывает, что в такой ситуации судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство. В то же время в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „Об исполнительном производстве“ в случае возбуждения дела о банкротстве» указано, что в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства исполнительное производство не оканчивается, но судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника за отдельными исключениями.

Данная законодательная новелла позволит снять неопределенность в законодательстве и увеличит конкурсную массу за счет указанных требований.

Из обязанностей конкурсного управляющего Законом N 144-ФЗ исключена обязанность привлекать независимого оценщика для оценки имущества кредитной организации (пп. 2 п. 3 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в старой редакции). Согласно Закону N 144-ФЗ конкурсный управляющий вправе привлекать для решения задач, возникающих в ходе конкурсного производства, оценщиков и других специалистов (пп. 5 п. 4 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

 

4. Передача имущества кредитной организации

 

В ст. 9 Закона N 175-ФЗ был предусмотрен такой механизм погашения задолженности должника как передача принадлежавшего ему имущества и обязательств. Во время экономического кризиса этот механизм использовался как альтернатива традиционному конкурсному процессу, предусматривающему продажу имущества банка с торгов.

Закон N 144-ФЗ закрепляет возможность использования такого механизма в ходе процедур банкротства кредитной организации на постоянной основе, а не только до конца 2014 г., как это предусматривалось в Законе N 175-ФЗ.

От продажи имущества передачу его кредиторам отличает большая оперативность применения, а также возможность сохранения социально важных функционирующих активов и договорных связей (к примеру, при передаче обязательств по выплате банковских вкладов вместе с соответствующими денежными средствами, переданными в качестве вкладов).

В ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитной организации были внесены многочисленные и подробные дополнения, касающиеся передачи конкурсным кредитором активов и обязательств кредитной организации, признанной банкротом, приобретателям этих активов (обязательств).

Передачу соответствующих активов и обязательств осуществляет конкурсный управляющий, функции которого выполняет государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», по согласованию с Комитетом банковского надзора Банка России (п. 1.1 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Согласование передачи активов и обязательств кредитной организации или их части происходит следующим образом. Согласно п. 1.2 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции конкурсный управляющий направляет в Банк России предложение, которое должно содержать информацию о составе активов и обязательств, о результатах их оценки, а также обоснование целесообразности передачи.

Комитет банковского надзора Банка России в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого предложения принимает решение о согласовании предложения или об отказе в его согласовании и уведомляет конкурсного управляющего о принятом решении в срок не позднее двух рабочих дней со дня его принятия. При этом установлено, что Комитет банковского надзора Банка России может отказать в согласовании указанного предложения по основаниям, установленным нормативным актом Банка России.

Подать заявку на участие в отборе на получение активов и обязательств кредитной организации может кредитная организация, имеющая лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1.4 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Заявка подается конкурсному управляющему в течение 10 рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о согласовании передачи активов и обязательств обанкротившейся кредитной организации.

Отказать в передаче активов и обязательств в соответствии с полученной заявкой может Комитет банковского надзора Банка России по основаниям, установленным в нормативных актах Банка России (п. 1.7 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Активы и обязательства обанкротившейся кредитной организации считаются переданными приобретателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами (п. 1.12 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Эта информация должна быть опубликована в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Если передача активов и обязательств была согласована и осуществлена, то приобретатель обязан исполнить полученные обязательства (обязанности) по уплате обязательных платежей на условиях, которые существовали на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 1.11 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Следует отметить: в судебной практике признается, что положения гражданского законодательства о передаче товара ненадлежащего качества могут применяться к имуществу и правам требования, переданным кредиторам в рамках процедуры банкротства, если об этом указано в соглашении о такой передаче (см., к примеру, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7763/11 по делу N А45-28119/2009).

 

5. Передача кредиторам отступного

 

Пункт 10 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций был существенно изменен Законом N 144-ФЗ.

Ранее в этой норме говорилось, что погашенными считаются, в частности, те требования, в отношении которых имеются иные основания для прекращения обязательств. Однако погашение таких требований путем заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства не допускалось.

В новой редакции этой нормы указывается, что обязательства обанкротившейся кредитной организации могут погашаться путем предоставления отступного. Оно может предоставляться только в отношении имущества, которое не было продано или передано в рамках процедуры конкурсного производства. В качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом.

Кроме того, предоставление отступного не должно нарушать очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

Заключить соглашение об отступном можно только по согласованию с собранием кредиторов или комитетом кредиторов, которые при этом должны принять решения по следующим вопросам:

— о составе имущества, передаваемого в качестве отступного;

— о стоимости этого имущества;

— о порядке и сроках, которые кредиторы должны соблюдать, направляя заявления о согласии на погашение требований путем предоставления отступного;

— о порядке распределения имущества между кредиторами в случае, если на одно имущество претендуют несколько кредиторов;

— о порядке заключения соглашений об отступном.

Кредитор должен дать письменное согласие на погашение своего требования путем предоставления отступного. В противном случае он считается отказавшимся от такого предоставления (п. 10.3 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Заявление кредитора о согласии должно содержать сведения об имуществе, на которое он претендует.

В п. 10.5 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указывается, что требования кредиторов не могут погашаться путем заключения соглашения о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства.

 

6. Передача оставшегося имущества учредителям (участникам) кредитной организации

 

Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен новой статьей, посвященной передаче части оставшегося имущества или суммы в размере стоимости имущества учредителям (участникам) обанкротившейся кредитной организации.

О том, что учредители (участники) могут претендовать на оставшееся имущество, конкурсный управляющий извещает их или размещает соответствующую информацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (п. 2 ст. 50.45 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

В течение месяца со дня уведомления или размещения указанной информации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве учредители (участники) могут направить конкурсному управляющему заявление о намерении получить оставшееся имущество, приложив документы, подтверждающие их права на получение этого имущество.

Конкурсный управляющий рассматривает заявления учредителей (участников) и в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления направляет уведомление о размере доли в оставшемся имуществе, подлежащей выплате, или об отказе в передаче такого имущества (п. 6 ст. 50.45 Закона о банкротстве кредитных организаций).

 

7. Банкротство принудительно ликвидируемой кредитной организации

 

Закон о банкротстве кредитных организаций был дополнен ст. 51.1 и ст. 51.2, в которых перечислены особенности банкротства кредитной организации, в отношении которой проводилась принудительная ликвидация.

В целом, переход от процедуры принудительной ликвидации к банкротству был значительно упрощен, а отдельные мероприятия, проводимые в ходе принудительной ликвидации, теперь могут быть использованы в ходе банкротства. Их повторное проведение не потребуется, что уменьшит затраты на проведение конкурсного производства и сократит сроки этих мероприятий.

В соответствии со ст. 51.1 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции дело о принудительной ликвидации кредитной организации прекращается после того, как арбитражный суд вынесет решение о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства. Как указано в п. 3 этой статьи, собрание кредиторов или комитет кредиторов, образовавшиеся в ходе принудительной ликвидации кредитной организации, продолжают осуществлять свои полномочия и в ходе процедуры банкротства.

В п. 1 ст. 51.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указано, что требования кредиторов, предъявленные к кредитной организации в ходе ее принудительной ликвидации и включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов, считаются установленными и включаются в реестр требований кредиторов.

Если же какие-то кредиторы не смогли предъявить свои требования в ходе процедуры принудительной ликвидации, то они могут сделать это в течение одного месяца со дня, когда опубликовано объявление о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом (п. 2 ст. 51.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

 

8. Хранение информации о деятельности

кредитной организации

 

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) был дополнен новой ст. 40.1, посвященной обеспечению хранения информации о деятельности кредитной организации. В ней указывается, что кредитная организация не менее пяти лет должна хранить на электронных носителях базы данных, включающие в себя информацию:

— об имуществе кредитной организации;

— об обязательствах кредитной организации и их движении;

— о всех осуществленных операциях и иных сделках кредитной организации.

Должна существовать возможность извлечь из этих баз данных информацию по состоянию на каждый операционный день.

В ст. 40.1 Закона о банках предусмотрено, что соответствующая информация должна храниться также в виде резервных копий.

В случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии Банку России должны быть предоставлены резервные копии указанных баз данных, содержащие сведения о деятельности обанкротившейся кредитной организации.

На руководителя кредитной организации Законом N 144-ФЗ возлагается ответственность за несоблюдение мер по обеспечению хранения информации о кредитной организации.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации исполнительные органы должны передать временной администрации среди прочего резервные копии таких баз данных с информацией, обязательной для хранения (п. 2 ст. 23 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

 

9. Удовлетворение требований о выплате «золотых парашютов» в ходе конкурсного производства

 

Закон N 144-ФЗ дополнил ст. 134 Закона о банкротстве новым п. 2.1. В данном пункте указано, что требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей (далее все — топ-менеджмент) о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после требований кредиторов третьей очереди в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством.

Аналогичные правила также закреплены п. 3 ст. 136 Закона о банкротстве в новой редакции.

В п. 4 ст. 136 Закона о банкротстве в новой редакции указывается, что арбитражный суд вправе по заявлению конкурсного управляющего уменьшить размер тех требований об оплате труда работающих или работавших по трудовому договору представителей топ-менеджмента, которые подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов по текущим платежам и (или) в составе требований кредиторов второй очереди. Суд уменьшает эти требования, если установит, что в течение шести месяцев до принятия судом заявления о признании должника банкротом размер оплаты труда таких лиц был увеличен по сравнению с установленным до начала указанного срока.

Если арбитражный суд примет такое решение, требования представителей топ-менеджмента, касающиеся возмещения разницы между увеличенным размером оплаты труда и первоначальным размером оплаты труда, будут удовлетворены после требований кредиторов третьей очереди.

nbsp;других специалистов (пп. 5 п. 4 ст. 50.21 Закона о/stronglaquo;золотых парашютов