Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 28.08.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 28.07.2012 № 145-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»

 

 

1. Биржевой ПИФ >>>

2. Дробные инвестиционные паи >>>

3. Инвестиционные паи, ограниченные в обороте >>>

4. Обмен инвестиционных паев >>>

5. Освобождение от налогообложения >>>

6. Иные изменения законодательства >>>

 

Рассматриваемым Федеральным законом (далее — Закон N 145-ФЗ) изменяются положения законодательства о паевых инвестиционных фондах с целью стимулировать привлечение инвестиций в российскую экономику. Также Закон N 145-ФЗ предусматривает создание нового типа паевых инвестиционных фондов (далее — ПИФ) — биржевого ПИФа.

Закон N 145-ФЗ внес изменения в шесть федеральных законов, включая Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.1995208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 22.04.199639-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 26.07.2006135-ФЗ «О защите конкуренции». Наиболее значимые законодательные новеллы появились в Федеральном законе от 29.11.2001156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон об инвестиционных фондах).

Закон N 145-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 30 июля 2012 г.

 

1. Биржевой ПИФ

 

Закон N 145-ФЗ вносит в Закон об инвестиционных фондах положения о новом типе ПИФа — биржевом.

Такой ПИФ характеризуется наличием в его правилах доверительного управления специального условия. Данным условием должно быть предусмотрено, что владельцы инвестиционных паев имеют право в любой рабочий день требовать от лица, уполномоченного управляющей компанией (далее — уполномоченное лицо), приобретения всех или части принадлежащих им инвестиционных паев или продать их на указанной в правилах доверительного управления бирже (п. 6 ст. 11 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции). Инвестиционные паи такого ПИФа могут быть реализованы их владельцем на бирже только на установленных правилами доверительного управления условиях.

Таким образом, создается новая структура доверительного управления ПИФом, предусматривающая значительную роль уполномоченного лица в этом управлении. Фактически он обладает исключительным правом на приобретение инвестиционных паев биржевых ПИФов у их владельцев не на организованных торгах. При этом если все владельцы инвестиционных паев вправе требовать их приобретения уполномоченным лицом или продавать их на бирже в любой рабочий день, то само уполномоченное лицо вправе требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев только в специально установленные в правилах доверительного управления сроки (пп. 2 п. 6 ст. 11 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

Уполномоченное лицо будет разделять риски управляющей компании биржевого ПИФа, что ставит его в особое положение по сравнению с иными владельцами инвестиционных паев.

В п. 7 ст. 21 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции указано, что инвестиционные паи биржевого ПИФа при их выдаче может приобретать только уполномоченное лицо. Также только оно вправе требовать погашения инвестиционных паев биржевого ПИФа (пп. 1.1 п. 3 ст. 23 и пп. 2 п. 6 ст. 11 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

В правилах доверительного управления биржевым ПИФом помимо общих данных должны быть указаны следующие сведения (п. 1.1 ст. 17 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции):

— наименования всех уполномоченных лиц, от которых владельцы инвестиционных паев биржевого ПИФа вправе требовать покупки имеющихся у них инвестиционных паев этого фонда;

— наименования российских бирж, к организованным торгам на которых допущены инвестиционные паи и на которых маркет-мейкеры биржевого фонда обязаны поддерживать цены, спрос, предложение и объем организованных торгов инвестиционными паями биржевого ПИФа;

— величина максимального отклонения цены покупки (продажи) инвестиционных паев, публично объявляемая маркет-мейкером биржевого фонда на организованных торгах, проводимых биржей, от расчетной цены одного инвестиционного пая.

Инвестиционные паи биржевого ПИФа допускаются к торгам на бирже в соответствии с правилами, указанными в ст. 14.2 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции. В этих правилах предусматривается, что паи биржевого ПИФа могут быть допущены к торгам на бирже только в том случае, если какой-либо участник организованных торгов (им также может быть уполномоченное лицо биржевого ПИФа) заключил с биржей договор о поддержании цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов инвестиционными паями биржевого ПИФа. Тем самым данный участник организованных торгов приобретет статус маркет-мейкера биржевого фонда.

Также в ст. 14.2 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции установлен ряд обязательных условий договора с маркет-мейкером биржевого фонда и договора биржи с управляющей компанией и (или) уполномоченными лицами.

Для биржевого ПИФа Законом N 145-ФЗ устанавливаются специальные основания его прекращения (ст. 30 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции). Среди них можно выделить исключение инвестиционных паев биржевого ПИФа из списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, проводимым всеми российскими биржами, которые были указаны в правилах доверительного управления таким ПИФом.

Правило о том, что раздел имущества, составляющего ПИФ, и выдел из него доли в натуре не допускаются, было дополнено исключением, согласно которому иное может быть предусмотрено в Законе об инвестиционных фондах. В первую очередь это коснулось правового положения биржевого ПИФа, в котором согласно Закону N 145-ФЗ допускается выдел в натуре имущества фонда при погашении инвестиционных паев (ст. 25.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

Возможность выдела в натуре имущества ПИФа при погашении инвестиционных паев должна быть предусмотрена правилами доверительного управления. Их погашение и выдел имущества должны осуществляться в один день (п. 1 ст. 25.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции). Уполномоченному лицу при этом могут быть переданы ценные бумаги, денежные средства и (или) допущенные к организованным торгам товары, которые составляют биржевой ПИФ.

Иные условия выдела имущества биржевого ПИФа в натуре при погашении инвестиционных паев должны быть установлены в правилах доверительного управления этим фондом (п. 3 ст. 25.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

До возникновения обстоятельств, которые могут послужить основаниями прекращения биржевого ПИФа, управляющая компания должна обеспечить покупку (продажу) инвестиционных паев уполномоченным лицом или их реализацию маркет-мейкером на организованных торгах. При этом цена таких инвестиционных паев не может отличаться от расчетной цены одного инвестиционного пая более чем на величину, установленную правилами доверительного управления биржевым ПИФом (п. 6 ст. 39 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции). Указанная величина максимального отклонения не может превышать 5 процентов расчетной цены одного инвестиционного пая (пп. 2 п. 2 ст. 14.2 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

 

2. Дробные инвестиционные паи

 

Закон N 145-ФЗ внес дополнения в нормативное регулирование оборота инвестиционных паев, дополнив ст. 14 Закона об инвестиционных фондах правилами о дробных частях инвестиционных паев.

В соответствии с этими изменениями дробная часть инвестиционного пая может погашаться вместе с целым инвестиционным паем, тогда как погашение дробной части инвестиционного пая без целой части допускается только в случае отсутствия у лица, требующего такого погашения, целой части инвестиционного пая (п. 4 ст. 14 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

В целом правила обращения и погашения дробной части инвестиционного пая направлены на их вывод из оборота. Так, в правилах доверительного управления закрытым ПИФом предусматривается, что дробные части инвестиционных паев суммируются в случае приобретения одним лицом нескольких инвестиционных паев, имеющих дробные части. Также в правилах доверительного управления дробные части инвестиционных паев должны отображаться как целые, если при их суммировании получается целое число инвестиционных паев.

 

3. Инвестиционные паи, ограниченные в обороте

 

Закон N 145-ФЗ уточняет правила обращения инвестиционных паев, ограниченных в обороте.

Статья 14.1 Закона об инвестиционных фондах была дополнена п. 8, в котором указывается, что управляющая компания закрытого ПИФа, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, вправе приобретать данные инвестиционные паи при его формировании, если это предусмотрено правилами доверительного управления этим фондом. Управляющая компания может оплатить такие инвестиционные паи только денежными средствами, а впоследствии не вправе совершать сделки с ними, за исключением продажи их части, превышающей долю в общем количестве выданных инвестиционных паев, которая может принадлежать управляющей компании.

Приобретенные управляющей компанией инвестиционные паи закрытого ПИФа не предоставляют ей права голоса на общем собрании владельцев инвестиционных паев (п. 8 ст. 14.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции). Тем самым управляющая компания разделит риски других владельцев инвестиционных паев, что будет экономически стимулировать ее в осуществлении наиболее выгодной стратегии доверительного управления имуществом фонда, но при этом она не получит возможности влиять на принятие важных решений общим собранием владельцев.

В п. 9 ст. 17.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции указывается, что если условие о возможности приобретения инвестиционных паев управляющей компанией включено в правила доверительного управления закрытым ПИФом, то в этих правилах также должна быть определена максимальная доля выданных инвестиционных паев, которая может ей принадлежать. В Законе установлено, что такая доля не может превышать 10 процентов.

При этом следует учитывать, что ст. 30 Закона об инвестиционных фондах была дополнена правилом о том, что закрытый ПИФ должен быть прекращен, если количество инвестиционных паев такого ПИФа, принадлежащих управляющей компании этого фонда, в течение 12 месяцев превышает 20 процентов общего количества выданных инвестиционных паев.

Также управляющей компании запрещено изменять тип ПИФа, инвестиционные паи которого ей принадлежат.

Представляется, что указанные правила направлены в первую очередь на защиту интересов иных владельцев инвестиционных паев закрытого ПИФа.

В правила доверительного управления закрытым ПИФом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, теперь можно будет включать норму, позволяющую контролировать персональный состав владельцев инвестиционных паев такого закрытого ПИФа. В пп. 3 п. 1 ст. 17.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции устанавливается, что в правила доверительного управления таким ПИФом можно вносить условие о том, что управляющая компания вправе отказать любому лицу в приеме заявки на приобретение инвестиционных паев, если оно уже не является владельцем инвестиционных паев этого ПИФа. Нельзя отказать лишь лицу, получившему права на инвестиционные паи в результате универсального правопреемства, а также в иных случаях, установленных ФСФР России.

Помимо этого, Закон N 145-ФЗ позволяет привлекать в инвестиционный комитет, осуществляющий одобрение сделок за счет имущества ПИФа, не только владельцев инвестиционных паев, но и иных лиц (п. 1 ст. 17.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции). Предполагается, что в состав инвестиционного комитета также можно будет привлекать различных экспертов и специалистов, способных дать ценные указания относительно вопросов заключения высокорискованных сделок.

Кроме того, в правилах доверительного управления закрытым ПИФом может быть включено условие о материальном стимулировании членов инвестиционного комитета за счет имущества, составляющего ПИФ, с указанием размера или порядка определения этого вознаграждения, а также условий его выплаты (пп. 4 п. 1 ст. 17.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

При этом в п. 6.1 данной статьи Закона об инвестиционных фондах в новой редакции указывается, что в инвестиционный комитет закрытого ПИФа не могут входить управляющая компания, ее должностные лица и работники или назначенные ею лица.

Значительному изменению также подверглись правила раскрытия информации об инвестиционном фонде (акционерном или паевом), паи (акции) которого ограничены в обороте. Закон N 145-ФЗ внес ряд дополнений в Закон об инвестиционных фондах, в которых установил, что соответствующая информация не должна раскрываться для широкого круга лиц (п. 3 ст. 51 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

Помимо квалифицированных инвесторов и владельцев инвестиционных паев указанная информация должна предоставляться лицам, имеющим право на ее получение в соответствии с Федеральным законом от 22.04.199639-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно положениям ст. 30.2 данного Закона и Приказу ФСФР России от 06.12.2011 N 11–65/пз-н «О предоставлении информации о ценных бумагах и производных финансовых инструментах» под такими лицами в первую очередь следует понимать организации, осуществляющие инфраструктурное обслуживание оборота названных финансовых инструментов — биржи, депозитарии, клиринговые центры и т. д.

 

4. Обмен инвестиционных паев

 

Закон об инвестиционных фондах был дополнен положениями об обмене инвестиционных паев (ст. 22.1). В этой статье указывается, что управляющая компания вправе принять решение об обмене всех инвестиционных паев одного открытого ПИФа на инвестиционные паи другого открытого ПИФа при одновременном соблюдении следующих условий:

— эти ПИФы находятся в доверительном управлении одной управляющей компании;

— правилами доверительного управления этими фондами предусмотрена возможность такого обмена;

— в правилах доверительного управления этими фондами указано одно и то же лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев инвестиционных паев, и один и тот же специализированный депозитарий.

До осуществления такого обмена должно происходить раскрытие информации управляющей компанией о принятии решения об обмене инвестиционных паев (п. 2 ст. 22.1 Закона об инвестиционных фондах). По истечении 30 дней после раскрытия такой информации приостанавливается прием заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев присоединяемого ПИФа и ПИФа, к которому осуществляется присоединение (п. 4 ст. 22.1 Закона об инвестиционных фондах). За это время владельцы инвестиционных паев, не согласные с предстоящим присоединением, могут «выйти» из ПИФа, тем самым защитив свои экономические интересы.

После объединения имущества ПИФов обязанности, возникшие в связи с доверительным управлением имуществом присоединяемого фонда, не прекращаются, а подлежат исполнению за счет имущества фонда, к которому осуществляется присоединение (п. 6 ст. 22.1 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

 

5. Освобождение от налогообложения

 

Законом N 145-ФЗ внесены дополнения в п. 2 ст. 149 НК РФ, в котором указывается, что не подлежит налогообложению среди прочего реализация следующих услуг:

— оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, ПИФов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;

— по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок;

— по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами;

— по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами.

 

6. Иные изменения законодательства

 

Закон N 145-ФЗ установил, что специализированный депозитарий, регистратор, аудиторская организация и оценщик, с которыми управляющей компанией заключены соответствующие договоры в отношении ПИФа, не могут являться владельцами инвестиционных паев этого фонда (п. 6 ст. 14 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

Ряд новелл также был внесен в порядок регистрации изменений правил доверительного управления ПИФом (ст. 19 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции).

В ст. 49 Закона об инвестиционных фондах устанавливается, что аудит акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании ПИФа может осуществлять только аудиторская организация, а не аудитор. Также по всему тексту Закона об инвестиционных фондах термин «аудиторы» был заменен термином «аудиторские организации».

Определенные изменения произошли в порядке уведомления ФСФР России о вынесении предписания (п. п. 5 — 6 ст. 55 Закона об инвестиционных фондах в новой редакции). Закон N 145-ФЗ установил, что такое уведомление осуществляется посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) или посредством факсимильной связи (электронного сообщения).

В ст. 61.1 Закона об инвестиционных фондах было внесено новое основание для вынесения запрета на проведение всех или части операций, предусмотренных п. 1 ст. 61.1 названного Закона. Данный запрет может быть также вынесен в случае совершения управляющей компанией действий, создающих угрозу правам и законным интересам владельцев инвестиционных паев (пп. 9 п. 1 указанной нормы).

В Федеральный закон от 27.07.2010224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также были внесены изменения. В п. 1 ч. 3 ст. 5 указанного Закона устанавливается, что действия по поддержанию цен на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг, которые осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом или лицом, обязанным по ценным бумагам, не являются манипулированием рынком. Ранее такое исключение делалось лишь в отношении лиц, заключивших договор с эмитентом.