Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 25.09.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Приказ ФСФР России от 24.05.2012 № 12–32/ПЗ-Н

«Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг»


Рассматриваемый Приказ ФСФР России (далее — Приказ N 12–32/пз-н) устанавливает новые правила внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — профессиональный участник). Основные новеллы Приказа N 12–32/пз-н касаются осуществления внутреннего контроля в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В настоящее время правила внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг детально регулируются Приказом ФСФР России от 21.03.2006 N 06–29/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг» (далее — Приказ N 06–29/пз-н), который утрачивает силу с момента вступления в силу Приказа N 12–32/пз-н.
Приказы N 06–29/пз-н и N 12–32/пз-н касаются организации внутреннего контроля не во всех организациях, а лишь в тех, которые имеют статус профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Основной (общей) целью внутреннего контроля является контроль за соответствием деятельности профессионального участника требованиям российского законодательства о рынке ценных бумаг (п. 1.1 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н и п. 1.1 Положения, утвержденного Приказом N 06–29/пз-н).
Необходимость ведения специального внутреннего контроля профессиональными участниками установлена в ст. 4 , п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии отмыванию преступных доходов).
Под внутренним контролем в указанном Законе понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и других операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (абз. 8 ст. 3 Закона о противодействии отмыванию преступных доходов). В Приказе N 12–32/пз-н такой внутренний контроль обозначен как специальный внутренний контроль (п. 1.2 Положения, утвержденного этим Приказом).
Профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимо привести инструкции о внутреннем контроле в соответствие с новыми требованиями в течение двух месяцев с даты вступления в силу Приказа N 12–32/пз-н.


Порядок осуществления внутреннего контроля в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком


Основная новелла Приказа N 12–32/пз-н — порядок осуществления внутреннего контроля в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
После издания Приказа N 06–29/пз-н был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инсайдерской информации). Обязанность по осуществлению контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах, в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком установлена в ст. 12 Закона об инсайдерской информации.
Однако после введения этого Закона никакие изменения в Приказ N 06–29/пз-н не вносились.
В целях исполнения требований Закона об инсайдерской информации в утвержденное новым Приказом N 12–32/пз-н Положение был включен раздел IX, посвященный особенностям осуществления внутреннего контроля в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Таким образом, внутренний контроль профессиональных участников будет преследовать две специальные цели (помимо общей цели — соблюдения требований российского законодательства): во-первых, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществлению операций, связанных с финансированием терроризма, и, во-вторых, противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Для обозначения этих целей внутреннего контроля ФСФР России ввела сокращения: ПОД/ФТ и ПНИИИ/МР соответственно (п. п. 1.2 и 1.3 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н).
Для осуществления внутреннего контроля в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком профессиональный участник должен разработать и принять внутренний документ, регулирующий эту деятельность (п. 9.1 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона об инсайдерской информации).
Непосредственно деятельность по такому контролю должна быть поручена ответственному должностному лицу профессионального участника. Предусмотрено, что таким лицом может быть контролер. Другим возможным вариантом является наделение полномочиями по внутреннему контролю структурного подразделения, работающего под руководством контролера (п. 9.2 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н). Однако не исключено и осуществление этой деятельности не контролером, а иным должностным лицом профессионального участника.
Рассматриваемым Приказом установлено, что ответственное должностное лицо профессионального участника имеет права и обязанности, аналогичные установленным для контролера, осуществляющего внутренний контроль в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществлению операций, связанных с финансированием терроризма (разд. V Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н).
К функциям ответственного должностного лица, занимающегося внутренним контролем в этой сфере деятельности, п. 9.3 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н, отнесены:
 — обеспечение соблюдения требований внутреннего документа, определяющего правила контроля в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
 — контроль за соблюдением профессиональным участником, его должностными лицами, работниками и клиентами требований российского законодательства в указанной сфере;
 — организация подготовки и направления в ФСФР России необходимых уведомлений (отчетов) о предполагаемых нарушениях;
 — осуществление иных действий, предусмотренных внутренними документами профессионального участника, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений российского законодательства в указанной сфере;
 — составление в срок не позднее 10 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала письменного отчета о результатах осуществления внутреннего контроля в указанной сфере.
Деятельность ответственного должностного лица профессионального участника по уведомлению ФСФР России о выявленных нарушениях законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком организована не через непосредственное взаимодействие с органами ФСФР России, а через взаимодействие с органами управления профессионального участника.
Так, ежеквартальный отчет о результатах осуществления внутреннего контроля в указанной сфере представляется контролером (ответственным должностным лицом, соответствующим структурным подразделением) совету директоров (наблюдательному совету) или высшему органу управления профессионального участника, если совет директоров отсутствует (п. 9.3.5 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н).
Также и специальные уведомления в адрес ФСФР России о выявлении случаев предполагаемого неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком осуществляются ответственным должностным лицом через руководителя профессионального участника. Отчет о предполагаемом нарушении ответственное должное лицо изначально должно представить руководителю профессионального участника (п. п. 9.5 и 9.6 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н). Уведомление о выявленном нарушении представляется в ФСФР России непосредственно руководителем профессионального участника.


Новые правила внутреннего контроля в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществлению операций, связанных
с финансированием терроризма



Особое внимание в Приказе N 12–32/пз-н уделяется непрерывности осуществления внутреннего контроля профессиональным участником. В п. 2.4 Положения, утвержденного рассматриваемым Приказом, предусмотрено, что руководитель профессионального участника в случае временного отсутствия контролера должен возложить его функции на другого работника (или нескольких работников), отвечающего необходимым требованиям. Если же на контролера были возложены и функции по осуществлению внутреннего контроля в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, то на работника также будут возложены и эти функции.
На необходимость обеспечения непрерывности различных видов внутреннего контроля обращается внимание и в других пунктах утвержденного рассматриваемым Приказом Положения (п. п. 8.1 и 9.2).
По сравнению с Приказом N 06–29/пз-н в Приказе N 12–32/пз-н был расширен перечень видов деятельности, которые контролер профессионального участника может совмещать с деятельностью на рынке ценных бумаг. Контролеру дополнительно разрешено помимо выполнения своих обязанностей осуществлять внутренний контроль специализированного депозитария инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, а также внутренний контроль в биржевом посреднике, заключающем договоры с биржевым товаром в качестве базисного актива. Кроме того, они вправе заниматься контролем и (или) аудитом в сфере обработки персональных данных.
Следует отметить, что, несмотря на установленный запрет на совмещение контролером деятельности по осуществлению внутреннего контроля с руководством подразделением, к функциям которого относится юридическое (правовое) сопровождение деятельности профессионального участника (п. 3.2 Положения, утвержденного Приказом N 06–29/пз-н, и п. 3.2 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н), подобное нарушение встречается достаточно часто. В связи с этим в судебной практике подчеркивается, что «внутренний контроль профессионального участника должен быть организован таким образом, чтобы исключить ситуации осуществления контролером контроля за собственными операциями на рынке ценных бумаг, в том числе в форме юридического (правового) сопровождения таких операций» (см. Постановление ФАС Уральского округа от 03.09.2012 N Ф09–7848/12 по делу N А60–54747/11).
Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в п. 6.5 Положения, утвержденного Приказом N 12–32/пз-н, установлена возможность использования контролером электронного документооборота с применением электронной подписи при подготовке, представлении, организации учета и хранения отчетов. Возможность использования таких средств в названных целях должна быть предусмотрена внутренними документами профессионального участника.