Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 20.11.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 08.10.2012 N 62

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»


1. Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства >>>

2. Дела, не подлежащие рассмотрению в порядке упрощенного производства >>>

3. Разграничение дел по видам судопроизводства (упрощенное, исковое, административное) >>>

4. Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства >>>

А. Особенности извещения лиц в упрощенном производстве >>>

 Б. Особенности представления доказательств в упрощенном производстве >>>

В. Особенности утверждения мирового соглашения в упрощенном производстве >>>

5. Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства >>>

6. Пересмотр арбитражным судом апелляционной инстанции решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства >>>


В связи с принятием Федерального закона от 25.06.2012 N 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» (далее — Федеральный закон N 86-ФЗ), внесшего существенные изменения в правила рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства, Пленумом ВАС РФ был принят рассматриваемый документ (далее — Постановление N 62).

Постановление N 62 содержит ряд актуальных разъяснений по вопросам, касающимся оснований, условий и особенностей рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, вынесения решений по данным делам, а также по вопросам пересмотра арбитражными судами апелляционной инстанции решений по делам, рассмотренным в вышеуказанном порядке.
Данные разъяснения направлены на формирование у арбитражных судов единообразного подхода к применению положений Арбитражного процессуального кодекса РФ, регулирующих рассмотрение дел в порядке упрощенного производства.
Следует отметить, что в связи с принятием Постановления N 62 ранее изданное Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20.01.2005 N 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства» утратило силу и применению не подлежит (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 N 152).
Обращаем ваше внимание, что Пленум ВАС РФ, разрешая вопрос о том, какие правила следует применять с даты вступления в силу Федерального закона N 86-ФЗ (24 сентября 2012 г.) при рассмотрении дел, производство по которым уже возбуждено арбитражным судом, указал, что такие дела могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства только с соблюдением требований ч. 3 ст. 135 АПК РФ (п. 30 Постановления N 62).
Также нельзя не отметить и то обстоятельство, что, поскольку Федеральный закон N 86-ФЗ вступил в силу только 24 сентября 2012 г., практика применения данного закона на уровне арбитражных судов нижестоящих инстанций лишь формируется.


1. Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства


Ключевое разъяснение: суд применяет упрощенный порядок производства по делу, даже если оно не относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в таком порядке, при наличии очевидного согласия сторон на рассмотрение дела.

Пленум ВАС РФ напомнил нижестоящим арбитражным судам основания для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства: суд рассматривает дела в данном порядке по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает:
 — 300 тыс. руб., если ответчиком является юридическое лицо;
 — 100 тыс. руб., если ответчиком является индивидуальный предприниматель (п. 1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, п. п. 1 , 6 Постановления N 62).
При этом следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 103 АПК РФ в цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты, а цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований (п. 6 Постановления N 62).
Кроме того, суд применяет упрощенный порядок производства по делу, даже если оно не относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в таком порядке, при наличии одного из следующих условий (п. п. 1 , 1.2 , 3 Постановления N 62):
 — согласование сторонами рассмотрения такого дела по правилам упрощенного производства в ходе подготовки дела к судебному разбирательству путем заявления истцом ходатайства об этом и представления согласия ответчика (ч. 3 ст. 135 , ч. 3 ст. 227 АПК РФ);
 — представление в суд согласия сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, предложенное арбитражным судом (ч. 3 ст. 135 , ч. 3 ст. 227 АПК РФ).
В обоих случаях согласие стороны (сторон) на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства должно быть очевидным, например оно должно следовать из письменного либо зафиксированного в протоколе заявления стороны (абз. 2 п. 3 Постановления N 62).
В порядке упрощенного производства могут быть также рассмотрены дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц при одновременном наличии следующих условий (п. 8 Постановления N 62):
 — в соответствующем акте (решении) содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя;
 — указанные акты, решения оспариваются заявителем только в части требования об уплате денежных средств или о взыскании денежных средств либо об обращении взыскания на иное имущество заявителя;
 — оспариваемая заявителем сумма не превышает 100 тыс. руб.
Относительно дел об административных правонарушениях Пленум ВАС РФ разъяснил, что они рассматриваются в порядке упрощенного производства в следующих случаях (п. п. 10 — 11 Постановления N 62):
 — если за совершение административного правонарушения законом установлено наказание только в виде штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 тыс. руб.;
 — если помимо указанного штрафа в качестве административного наказания установлено (назначено) предупреждение;
 — если оспаривается отказ административного органа в привлечении к административной ответственности;
 — если оспаривается решение административного органа о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Пленум ВАС РФ также разъяснил, что следует понимать под «представленными истцом документами, устанавливающими денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) документами, подтверждающими задолженность по договору» (п. 1 ч. 2 ст. 227 АПК РФ). К ним Пленум ВАС РФ отнес документы, содержащие письменное подтверждение ответчиком наличия у него задолженности перед истцом, например ответ на претензию, подписанный сторонами акт сверки расчетов (п. 12 Постановления N 62).


2. Дела, не подлежащие рассмотрению в порядке упрощенного производства


Пленум ВАС РФ разъяснил, что не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства:
 — дела об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если эти действия (бездействие) не связаны с изданием актов, решений, содержащих требование об уплате денежных средств или предусматривающих взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя (абз. 2 п. 8 Постановления N 62);
 — дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов (абз. 3 п. 8 Постановления N 62);
 — дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц (ч. 4 ст. 227 АПК РФ) (п. 1.1 Постановления N 62);
 — дела о банкротстве (п. 1.1 Постановления N 62).


3. Разграничение дел по видам судопроизводства (упрощенное, исковое, административное)


Ключевое разъяснение: в определении о рассмотрении дела должно содержаться обоснование вывода арбитражного суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, при этом обжалование такого определения Арбитражным процессуальным кодексом РФ не предусмотрено.

Пленум ВАС РФ обратил внимание на ряд обстоятельств, которые либо влекут за собой рассмотрение дела по общим правилам искового производства, либо допускают рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, но только при условии соблюдения определенных процессуальных норм, которые будут затронуты в дальнейшем.
Так, если после вынесения определения о принятии к производству искового заявления в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства истцом заявлено, а судом удовлетворено:
 — ходатайство об увеличении размера исковых требований, повлекшее превышение установленных пределов цены иска, — суд рассматривает дело по общим правилам искового производства (абз. 1 п. 7 Постановления N 62);
 — ходатайство об уточнении и (или) увеличении размера исковых требований без превышения установленных пределов цены иска — суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства или в порядке искового производства (вопрос решается с учетом фактической возможности обеспечения права ответчика на представление возражений и доказательств в обоснование своей позиции (ч. 3 ст. 228 АПК РФ)) (абз. 2 п. 7 Постановления N 62);
Если же по делу, рассматриваемому по правилам искового производства, судом принято решение об уменьшении исковых требований до установленных п. 1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ пределов цены иска, то такое дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства только с соблюдением требований ч. 3 ст. 135 АПК РФ (абз. 3 п. 7 Постановления N 62).
Пленум ВАС РФ также коснулся проблемы соединения нескольких взаимосвязанных требований, вытекающего из публичных правоотношений, когда одно требование подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, а другое — нет.
В этом случае рассмотрение дела осуществляется по общим правилам административного судопроизводства.
Данное правило подлежит применению при рассмотрении судами заявлений, содержащих связанные между собой требования:
 — об оспаривании различных ненормативных правовых актов (решений) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц;
 — об оспаривании ненормативного правового акта (решения) и требования об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (п. 9 Постановления N 62).
Кроме того, Пленум ВАС РФ отметил, что удовлетворение ходатайства стороны о привлечении третьего лица к участию в деле или привлечение его по инициативе суда не является основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового или административного судопроизводства (абз. 2 п. 4 Постановления N 62).
Важно отметить, что вопрос о том, относится ли дело к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства (ч. 1 и 2 ст. 227 АПК РФ), должен быть разрешен судом одновременно с решением вопроса о принятии искового заявления, заявления к производству (п. 1.1 Постановления N 62).
В случае если суд приходит к выводу о необходимости рассмотрения дела по общим правилам искового (или административного) судопроизводства, то в соответствующем определении должно содержаться обоснование вывода арбитражного суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, при этом обжалование такого определения Арбитражным процессуальным кодексом РФ не предусмотрено (абз. 3 п. 2 Постановления N 62).


4. Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства


А. Особенности извещения лиц в упрощенном производстве

При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства арбитражный суд извещает участвующих в деле лиц о принятии искового заявления, заявления к производству и возбуждении производства по делу (абз. 2 , 3 п. 14 Постановления N 62).
Следует учесть, что при извещении лиц, участвующих в деле, о принятии искового заявления, заявления к производству и о возбуждении производства по делу суды также руководствуются правовыми позициями Пленума ВАС РФ, содержащимися в Постановлении от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ „О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации“ (абз. 2 п. 14 Постановления N 62).
При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства действуют общие правила о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле (ст. 123 АПК РФ). Данные лица считаются извещенными, если:
 — ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в таком порядке;
 — суд располагает иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе (абз. 4 п. 14 Постановления N 62).
Вместе с тем в силу ч. 5 ст. 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового или административного судопроизводства, если:
 — ко дню принятия решения по такому делу соответствующая информация о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в арбитражный суд не поступила;
 — вышеуказанная информация поступила в суд, но установлено, что она очевидно свидетельствует о том, что лицо не имело возможности ознакомиться с материалами дела и представить возражения и доказательства в обоснование своей позиции.


 Б. Особенности представления доказательств в упрощенном производстве

Пленумом ВАС РФ разъяснено, что независимо от способа представления искового заявления, заявления по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства (на бумажном носителе или в электронном виде), к такому заявлению должны быть приложены документы, указанные в приложении к заявлению.
В случае размещения искового заявления (заявления) на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в режиме ограниченного доступа (ч. 2 ст. 228 АПК РФ) в срок, не превышающий пяти дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления (заявления) к производству, размещается не только само исковое заявление (заявление), но и прилагаемые к такому заявлению документы и фотографии вещественных доказательств (п. 13 Постановления N 62).
Пленум ВАС РФ обращает внимание на то, что стороной должны быть предприняты все зависящие от нее меры для того, чтобы в суд поступили документы (в том числе в электронном виде) и (или) информация о направлении таких документов в срок, установленный в соответствующем определении суда.
Обоснованием невозможности своевременного представления суду доказательств может являться, в частности, то, что необходимость в представлении доказательств возникла в результате ознакомления с доказательством, представленным другой стороной на исходе срока представления доказательств. В таком случае доказательство (документ) подлежит рассмотрению арбитражным судом, если оно поступило в суд до даты принятия решения по делу. В то же время направление документа в арбитражный суд по почте без учета времени доставки корреспонденции не может являться обоснованием невозможности своевременного представления документа в суд (п. 17 Постановления N 62).
В случае поступления в суд, рассматривающий дело в порядке упрощенного производства, документов, подтверждающих исполнение заявленных требований в полном объеме или в части, за пределами сроков, установленных ч. 3 ст. 228 АПК РФ, без обоснования невозможности их представления в установленный срок:
 — такие документы, если они поданы до принятия решения по делу, не являются основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового или административного судопроизводства и учитываются судом при принятии решения по рассматриваемому делу (абз. 1 п. 19 Постановления N 62);
 — такие документы, если они поданы после принятия решения по делу, являются основанием для прекращения исполнительного производства (абз. 2 п. 19 Постановления N 62);
 — такие документы, если они поданы до выдачи исполнительного листа, являются основанием для отказа в выдаче исполнительного листа (абз. 3 п. 19 Постановления N 62).


В. Особенности утверждения мирового соглашения в упрощенном производстве

Пленум ВАС РФ указал, что суд может урегулировать спор, рассматриваемый в порядке упрощенного производства, посредством утверждения мирового соглашения между сторонами. В этих целях стороны до истечения срока рассмотрения дела должны сообщить суду о намерении заключить мировое соглашение, направив по почте (или в электронном виде) подписанный сторонами проект такого соглашения. В случае выполнения сторонами указанных условий арбитражный суд назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения (абз. 1 п. 21 Постановления N 62). Пленум ВАС РФ обращает внимание, что подписанный проект должен быть направлен строго каждой из сторон.
Если арбитражный суд не утвердил мировое соглашение в этом судебном заседании, судом выносится определение о рассмотрении дела по общим правилам искового или административного судопроизводства на основании п. 3 ч. 5 ст. 227 АПК РФ (абз. 3 п. 21 Постановления N 62).


5. Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства


Ключевое разъяснение: датой принятия решения, принятого в порядке упрощенного производства, считается дата изготовления решения в полном объеме.

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается на основании доказательств, представленных в течение установленных арбитражным судом сроков, а также за пределами этих сроков в случае обоснования невозможности представления доказательств в первоначально установленные сроки (абз. 1 п. 17 , абз. 1 п. 22 Постановления N 62).
После истечения установленных сроков судом принимается решение по делу (ч. 5 ст. 228 АПК РФ). Судебные заседания по данной категории дел не проводятся, правила объявления решения, предусмотренные ст. 176 АПК РФ, не применяются, однако Пленум ВАС РФ разъяснил, что, как и в случае рассмотрения дела по общим правилам искового производства, датой принятия решения, принятого в порядке упрощенного производства, считается дата изготовления решения в полном объеме (абз. 2 , 3 п. 22 Постановления N 62).
Поскольку решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению, исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя (абз. 2 п. 23 Постановления N 62). В случае рассмотрения судом в порядке упрощенного производства дел о привлечении к административной ответственности, по которым назначено наказание в виде административного штрафа, решения по таким делам направляются для исполнения только после истечения 30-дневного срока со дня вступления соответствующего судебного акта в законную силу (абз. 3 п. 23 Постановления N 62).
В связи с особенностями порядка обжалования решений арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, Пленум ВАС РФ, в частности, обратил внимание на то, что решения по делам о привлечении к административной ответственности, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (а также принятые по данным делам постановления суда апелляционной инстанции) могут быть обжалованы в арбитражном суде кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ (абз. 1 п. 24 Постановления N 62), если размер административного штрафа за административное правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, составляет от 5 до 100 тыс. руб., при наличии одного из следующих условий:
 — такие решения являлись предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции;
 — арбитражный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
При этом следует учесть, что положения ч. 4.1 ст. 206 и ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ, предусматривающие возможность обжалования в суде апелляционной инстанции решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также решения по делу об оспаривании указанного решения, в данном случае применению не подлежат (абз. 2 п. 24 Постановления N 62).


6. Пересмотр арбитражным судом апелляционной инстанции решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства


Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (далее — апелляционная жалоба), рассматриваются судом апелляционной инстанции по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными гл. 34 АПК РФ.
Пленум ВАС РФ указывает на обязанность судов апелляционной инстанции по размещению на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет текста апелляционной жалобы, а также отзыва на нее с целью обеспечения лиц, участвующих в деле, возможностью ознакомиться с материалами дела в режиме ограниченного доступа (абз. 2 , 3 п. 26 Постановления N 62).
При рассмотрении апелляционной жалобы представленные стороной по делу дополнительные доказательства могут быть приняты судом апелляционной инстанции, только если суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с установлением обстоятельств, являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции (п. 27 Постановления N 62).
Также суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, при наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, если:
 — в апелляционной жалобе приведены доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства;
 — названные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, признаны судом обоснованными (п. 28 Постановления N 62).
Пленум ВАС РФ разъяснил, что, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, рассмотрение такого дела осуществляется судьей единолично (абз. 1 п. 29 Постановления N 62).