Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 26.02.2013

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 11.02.2013 № 8-ФЗ

«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

 

1. Участники и учредители ассоциации (союза) >>>

2. Права и обязанности участников ассоциации (союза) >>>

3. Учредительные документы ассоциации (союза) >>>

4. Особенности управления ассоциацией (союзом) >>>

5. Преобразование ассоциации (союза) >>>

 

Рассматриваемым Федеральным законом (далее — Закон N 8-ФЗ) внесены изменения в правовой статус ассоциаций и союзов. Соответствующие поправки затронули Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12.01.19967-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).

Основной новеллой Закона N 8-ФЗ является закрепление возможности физических лиц быть участниками указанных юридических лиц.

Закон N 8-ФЗ вступил в силу 12 февраля 2013 г. (п. 1 ст. 3 указанного Закона). В рассматриваемом документе предусмотрено, что ряд его положений распространяется только на будущие правоотношения, которые возникнут после вступления Закона N 8-ФЗ в силу.

Следует отметить, что в настоящее время Государственная Дума РФ планирует рассмотреть во втором чтении законопроект N 47538–6/2 (далее — Проект), который предусматривает внесение поправок главным образом к гл. 4 части первой Гражданского кодекса РФ, содержащей основы правового регулирования деятельности юридических лиц и, в частности, регламентирующей правовое положение ассоциаций и союзов.

Подробнее см. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации (Законопроект N 47538–6/2)» >>>

Многие положения Закона N 8-ФЗ схожи с новеллами, содержащимися в Проекте (ст. ст. 117.4 — 117.7 ГК РФ в редакции Проекта).

 

1. Участники и учредители ассоциации (союза)

 

В п. 1 ст. 121 ГК РФ в новой редакции указано, что ассоциация (союз) должна быть основана на добровольном или, в установленных законом случаях, на обязательном членстве.

При этом в данном пункте предусматривается, что количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее пяти. Иные требования к созданию отдельных видов ассоциаций (союзов) могут устанавливаться специальными законами. В п. 3 ст. 3 Закона N 8-ФЗ особо указывается, что данное правило о минимальном количестве участников применяется лишь к тем ассоциациям (союзам), которые созданы после дня вступления в силу Закона.

Согласно ранее существовавшим нормам создавать ассоциации или союзы могли лишь коммерческие (п. 1 ст. 121 ГК РФ и п. 1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях) или некоммерческие (п. 2 ст. 121 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях) юридические лица. Участие физических лиц в ассоциации или союзе не допускалось.

Законом N 8-ФЗ установлено, что участниками ассоциации или союза могут быть как юридические лица (коммерческие и некоммерческие), так и граждане. В абз. 3 п. 1 ст. 121 ГК РФ в новой редакции установлено, что физические лица могут объединяться, в частности, в следующие ассоциации (союзы):

— профессиональные объединения граждан, не имеющих целью защиту трудовых прав и интересов своих членов;

— профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.).

На возможность участия граждан в ассоциации (союзе) теперь также указано и в ст. 11 Закона о некоммерческих организациях.

Следует обратить внимание на то, что членами ассоциации (союза) могут быть физические и юридические лица совместно, о чем свидетельствует соединительный союз «и» в определении ассоциации (союза) как объединения граждан и (или) юридических лиц (п. 1 ст. 121 ГК РФ в новой редакции).

Помимо прочего Законом N 8-ФЗ был расширен перечень целей создания ассоциаций (союзов). Ранее в ст. 121 ГК РФ предусматривалось, что ассоциации (союзы) могут создаваться для координации своей деятельности, а также для представительства и защиты общих имущественных интересов. В новой редакции этой нормы дополнительно указывается, что ассоциации (союзы) создаются для представления общих профессиональных интересов их членов, а также отмечается возможность создания юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В Проекте предусматривается введение аналогичных норм об участниках ассоциаций (союзов) и о расширенном перечне целей создания таких юридических лиц.

 

2. Права и обязанности участников ассоциации (союза)

 

Ранее в п. 4 ст. 121 ГК РФ предусматривалось, что ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, которые, в свою очередь, могут нести субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза).

В Законе N 8-ФЗ данное правило было несколько скорректировано. Теперь ассоциация (союз) сможет отвечать по долгам ее членов, только если это предусмотрено законом. Также в п. 4 ст. 121 ГК РФ в новой редакции указывается, что по общему правилу члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам. Однако законом и (или) уставом этого юридического лица может быть предусмотрена их субсидиарная ответственность.

Следует отметить, что Законом N 8-ФЗ внесены значительные изменения в ст. 123 ГК РФ, посвященную правам и обязанностям участников ассоциации (союза). В п. 1 указанной нормы содержится открытый перечень прав участников этих юридических лиц (иные права могут предусматриваться законом или уставом), а п. 2 ст. 123 ГК РФ в новой редакции содержит закрытый перечень их обязанностей.

Неизменным осталось право участника ассоциации (союза) по своему усмотрению выйти из этого юридического лица по окончании финансового года (подп. 6 п. 1 ст. 123 ГК РФ в новой редакции, абз. 1 п. 1 ст. 123 ГК РФ в ранее действовавшей редакции). Вышедший участник несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Иные права и обязанности участников ассоциации (союза), установленные Законом N 8-ФЗ, сходны с теми, которые предусмотрены в Проекте для участников корпорации (ст. 65.2 ГК РФ в редакции Проекта).

Кроме того, в ст. 123 ГК РФ в редакции Закона N 8-ФЗ предусматривается, как и ранее, возможность исключения участника из ассоциации (союза). Также там содержится правило о принятии нового участника, которое ранее в законодательстве отсутствовало. Так, в п. 4 указанной статьи в новой редакции установлено, что в ассоциацию (союз) с согласия ее членов может войти новый участник. В названной норме не уточняется, должно ли такое согласие быть единогласным. По всей видимости, этот вопрос в соответствии с п. 2 ст. 121.1 ГК РФ должен быть решен в уставе ассоциации (союза).

Также Закон N 8-ФЗ предусматривает, что вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления (п. 4 ст. 123 ГК РФ).

 

3. Учредительные документы ассоциации (союза)

 

В п. 2 ст. 121.1 ГК РФ предусмотрены специальные требования к содержанию устава ассоциации (союза). В нем обязательно должны быть указаны следующие сведения об этом юридическом лице:

— наименование;

— место нахождения;

— предмет и цели деятельности;

— порядок вступления (принятия) членов и выхода из нее;

— состав и компетенция органов и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

— имущественные права и обязанности членов;

— порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации.

Аналогичное правило предусмотрено Проектом (п. 2 ст. 117.5 ГК РФ в редакции Проекта).

Следует отметить, что в новой редакции норм об ассоциациях (союзах) Гражданского кодекса РФ, действующей со дня вступления в силу Закона N 8-ФЗ, учредительный договор более не упоминается в качестве учредительного документа для ассоциации (союза). Однако соответствующее положение Закона о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 14), предусматривающее, что учредительными документами для этого вида юридических лиц являются как учредительный договор, так и устав, осталось неизменным.

В то же время в Проекте установлено, что единственным учредительным документом любого юридического лица, включая ассоциацию и союз, является устав (ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта).

Обращаем внимание, что учредительные документы ассоциаций (союзов), созданных до дня вступления в силу данного Закона N 8-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с нормами этого Закона при первом же изменении учредительных документов таких юридических лиц (п. 4 ст. 3 Закона N 8-ФЗ). При этом до приведения учредительных документов в соответствие с указанными требованиями учредительные документы ассоциации (союза) действуют в части, не противоречащей новой редакции Гражданского кодекса РФ (п. 5 ст. 3 Закона N 8-ФЗ).

 

4. Особенности управления ассоциацией (союзом)

 

В ст. 121.2 ГК РФ в новой редакции предусмотрены общие правила управления ассоциацией (союзом). Так, в п. 2 указанной нормы установлено, что помимо общего собрания участников (членов) в ассоциации (союзе) в обязательном порядке образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент или другие). Также в этих юридических лицах могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление и т. п.). Однако это не является обязательным. Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 117.6 ГК РФ в редакции Проекта.

Высшим органом ассоциации (союза) является общее собрание участников (членов) (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). В п. 1 ст. 121.2 ГК РФ в новой редакции приведен закрытый перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания членов ассоциации (союза).

Следует отметить, что он имеет значительное сходство с перечнем вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления ассоциации (союза) в соответствии с Проектом (п. 2 ст. 65.3 и п. 1 ст. 117.6 ГК РФ в редакции Проекта).

Также в п. 3 ст. 121.2 ГК РФ в новой редакции предусмотрено, что по решению общего собрания участников ассоциации (союза) полномочия иных органов этого юридического лица могут быть досрочно прекращены в следующих случаях:

— при грубом нарушении ими своих обязанностей;

— при обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел;

— при наличии иных серьезных оснований.

 

5. Преобразование ассоциации (союза)

 

Ранее в п. 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях предусматривалось, что ассоциация (союз) вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство.

В соответствии с Законом N 8-ФЗ данная норма была изменена. Полностью была исключена возможность преобразования ассоциации (союза) в коммерческую организацию (хозяйственное общество или товарищество).

Согласно п. 5 ст. 121 ГК РФ в новой редакции возможность преобразования такого юридического лица ограничивается следующими организационно-правовыми формами:

— общественная организация;

— автономная некоммерческая организация;

— некоммерческое партнерство;

— фонд.

В п. 2 ст. 3 Закона N 8-ФЗ установлено, что указанные ограничения не действуют, если решение о преобразовании ассоциации (союза) в хозяйственное общество или товарищество принято до дня вступления в силу этого Закона.