Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 28.05.2013

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ 

«О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

1. Существенные условия концессионного соглашения в отношении объектов тепло- и водоснабжения >>>

2. Возмещение расходов концессионера по концессионному соглашению в отношении объектов тепло- и водоснабжения >>>

3. Изменение условий концессионного соглашения в отношении объектов тепло- и водоснабжения >>>

4. Гарантии прав концессионера >>>

5. Порядок заключения концессионного соглашения в отношении объектов тепло- и водоснабжения >>>

 

Указанным Федеральным законом (далее — Закон N 103-ФЗ) вносятся изменения в законодательство, которые касаются механизмов передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Закон N 103-ФЗ вводит особенности передачи таких объектов концессионеру (или арендатору), уточняет порядок проведения торгов на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, а также устанавливает новые существенные условия концессионного соглашения.

Рассматриваемый Закон вносит изменения в Федеральные законы от 21.07.2005115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях), от 27.07.2010190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и др. В настоящем аналитическом обзоре преимущественно будут рассмотрены поправки, которые вносятся в Закон о концессионных соглашениях.

Среди новелл, затрагивающих прочие законы, наиболее важная касается механизмов передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (далее — объекты тепло- и водоснабжения), которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Законом N 103-ФЗ установлено, что права на указанные объекты могут передаваться не только по концессионному соглашению, но и в рамках арендных отношений. Рассматриваемый Закон устанавливает особенности заключения таких договоров аренды.

Закон N 103-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступает в силу 1 января 2014 г.

 

1. Существенные условия концессионного соглашения в отношении объектов тепло- и водоснабжения

 

Статья 10 Закона о концессионных соглашениях содержит перечень существенных условий концессионных соглашений. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор не будет считаться заключенным, пока стороны не согласуют все существенные условия договора.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях было утверждено типовое концессионное соглашение в отношении объектов тепло- и водоснабжения (Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения», далее — Постановление Правительства РФ N 748).

Закон N 103-ФЗ предусматривает, что концессионное соглашение, заключенное в отношении объектов тепло- и водоснабжения, должно также содержать следующие согласованные существенные условия (ч. 1.2 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции):

— значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (параметры регулирования тарифов);

— задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со ст. 22 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции (с описанием основных характеристик таких мероприятий);

— предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые концессионер предполагает осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения;

— плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов;

— порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с российскими нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.

Необходимо обратить внимание, что такие концессионные соглашения должны содержать и иные существенные условия, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях.

Другой особенностью концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов тепло- и водоснабжения, согласно Закону N 103-ФЗ является то, что безотзывная банковская гарантия по такому договору должна быть непередаваемой и соответствовать иным утвержденным Правительством РФ требованиям к таким гарантиям (ч. 4.1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).

Следует отметить, что в соответствии с Законом N 103-ФЗ итоги осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения будут оформляться актом о результатах контроля. Этот акт концедент должен будет разместить в течение пяти рабочих дней с даты его составления на своем официальном интернет-сайте.

 

2. Возмещение расходов концессионера по концессионному соглашению в отношении объектов тепло- и водоснабжения

 

Как было указано выше, концессионное соглашение в отношении объектов тепло- и водоснабжения должно содержать условие о порядке возмещения расходов концессионера, не возмещенных ему на момент окончания срока действия соглашения (п. 5 ч. 1.2 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).

Необходимость установления порядка возмещения расходов вытекает из существа концессионного соглашения, согласно которому концессионер заинтересован, прежде всего, в получении права владения и пользования объектом концессионного соглашения на определенный срок в целях покрытия расходов и получении прибыли за счет эксплуатации этого объекта (ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях). Стоит напомнить, что условие о порядке возмещения расходов также включалось в текст утвержденного типового концессионного соглашения в отношении объектов тепло- и водоснабжения (п. 122 типового соглашения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 748).

Особенностью концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов тепло- и водоснабжения, является то, что концессионеры как законные владельцы таких объектов не могут по собственному усмотрению устанавливать цены за их использование, поскольку такие цены являются регулируемыми. Эти цены устанавливает не концессионер и не концедент (собственник). В связи с этим концессионер не может быть уверен, что сможет покрыть свои расходы, если в концессионном договоре установлен только срок, в течение которого концессионер получает права владения и пользования этим объектом. Законом N 103-ФЗ в дополнение к сроку передачи концессионеру объекта концессионного соглашения (п. 4.1 ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях) установлен порядок возмещения расходов концессионера в случае, если договор был заключен в отношении объектов тепло- или водоснабжения.

Законом N 103-ФЗ также закреплено, что концессионное соглашение может предусматривать возмещение расходов концессионера в течение более чем одного года при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения этих расходов (ч. 1.3 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции). Этот срок по общему правилу не может превышать пять лет, однако при условии возмещения указанных расходов с учетом нормы доходности инвестированного капитала в концессионном соглашении может быть установлен более долгий срок.

 

3. Изменение условий концессионного соглашения в отношении объектов тепло- и водоснабжения

 

Рассматриваемым Законом установлены некоторые особенности изменения условий концессионных соглашений по поводу объектов тепло- и водоснабжения.

Так, в ч. 3.2 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции указано, что такие договоры могут изменяться лишь при наличии согласия на это антимонопольного органа, полученного в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ.

Такое согласие требуется во всех случаях внесения изменений в концессионное соглашение, касающееся объектов тепло- и водоснабжения. Исключением являются ситуации, когда соблюдены условия, закрепленные в ч. 3.1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях:

— рассматриваемый договор заключен в рамках инвестиционного проекта, входящего в утвержденный Правительством РФ перечень инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение;

— концедентом в нем является Российская Федерация или субъект РФ;

— этим договором установлены обязательства концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения.

Иные исключения из этого правила приведены в ч. 3.2 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции.

Если же возникла необходимость внести изменения в концессионное соглашение об объектах тепло- и водоснабжения в части, касающейся значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (параметры регулирования тарифов), то требуется также получить предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения (ч. 3.3 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).

 

4. Гарантии прав концессионера

 

Законом N 103-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии прав концессионеров в случае, если концессионное соглашение заключено в отношении объектов тепло- и водоснабжения.

В ч. 5 ст. 20 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции указано, что в случае заключения концессионного соглашения в отношении таких объектов инвестиционные программы концессионера должны предусматривать мероприятия, включенные в концессионное соглашение. При этом объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ концессионера, должен определяться в соответствии с российскими нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, в ч. 6 ст. 20 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции указано, что изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на товары, производимые и реализуемые (услуги, реализуемые) концессионером с помощью объектов тепло- и водоснабжения, осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Следовательно, введение новых правил регулирования тарифов на пользование такими объектами концессионного соглашения после заключения этого договора не будет никак влиять на порядок установления цен на оказываемые ими услуги или производимые товары.

В то же время по договоренности сторон концессионного соглашения и с разрешения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих затрагивающее объект концессионного соглашения тарифное регулирование, может действовать и иное правило о порядке установления тарифа. В ч. 7 ст. 20 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции предусмотрено, что установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются до конца срока действия концессионного соглашения по правилам, применимым на момент, соответственно, установления, изменения, корректировки цен (тарифов).

 

5. Порядок заключения концессионного соглашения в отношении объектов тепло- и водоснабжения

 

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях концессионные соглашения по общему правилу должны заключаться путем проведения конкурса. Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения подробно урегулирован в гл. 3 Закона о концессионных соглашениях. Эти правовые нормы в связи с принятием Закона N 103-ФЗ были несколько изменены.

Законом N 103-ФЗ установлено, на каком интернет-сайте должна размещаться информация о проведении торгов — www.torgi.gov.ru (ч. 3 ст. 21 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).

В Законе N 103-ФЗ предусмотрены дополнительные требования к решению концедента о заключении концессионного соглашения и к конкурсной документации в случае, если предполагается заключить концессионное соглашение в отношении объектов тепло- и водоснабжения (ч. 2.3 — 2.4 ст. 22, ч. 1.2 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).

Помимо прочего в конкурсной документации должны быть закреплены положения о следующих методах:

— обеспечения доходности инвестированного капитала;

— доходности инвестированного капитала;

— индексации установленных тарифов;

— индексации.

Указанные сведения концедент должен согласовать с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (ч. 1.3 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции). Это должно обеспечить концессионера уверенностью в том, что его расходы на исполнение концессионного соглашения будут покрыты даже несмотря на то, что он не сможет оказывать непосредственного влияния на стоимость услуг, подлежащих тарифному регулированию. Следует отметить, что указанная норма Закона N 103-ФЗ не относится исключительно к объектам тепло- и водоснабжения.

Кроме того, рассматриваемым Законом предусмотрено, что по такому концессионному соглашению победитель конкурса должен предоставить безотзывную банковскую гарантию в размере, который не может быть менее указанного в конкурсной документации (п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).

Положения Закона о концессионных соглашениях, касающиеся порядка их заключения, были дополнены особыми критериями конкурса для случаев, если предметом будущего концессионного соглашения станут объекты тепло- и водоснабжения (ч. 2.3 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции). Среди этих дополнительных критериев можно выделить долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, перечень которых зафиксирован в ч. 2.4 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции.

Также в конкурсной документации, касающейся объектов концессионного соглашения, цены на использование которых регулируются органами государственной власти или местного самоуправления, устанавливаются следующие сведения:

— размер инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала или метод доходности инвестированного капитала;

— иные долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера (за исключением динамики изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг) для предусмотренного конкурсной документацией метода регулирования тарифов.

Эти сведения должны быть согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (ч. 1.4 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции). Их следует отличать от долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, перечисленных в ч. 2.4 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции, которые не требуют такого согласования.

В особых случаях законодательство о концессионных соглашениях допускает заключение рассматриваемых договоров без проведения торгов. Таким образом концессионеру могут быть переданы права на обнаружившиеся бесхозяйные объекты тепло- и водоснабжения, балансовая стоимость которых в совокупности не превышает 10 процентов от балансовой стоимости объекта концессионного соглашения, определенной на дату заключения концессионного соглашения (ч. 4 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции). Такие объекты могут быть переданы концессионеру только при условии, что они технологически связаны с объектом концессионного соглашения системами теплоснабжения, системами водоснабжения и (или) водоотведения.

Если же концессионер обладает статусом единой теплоснабжающей организации, гарантирующей организации, то указанное выше требование о стоимости бесхозяйных объектов, которые могут быть без проведения торгов переданы концессионеру, может не учитываться (ч. 4 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).