Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 23.07.2013

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.07.2013 N 146-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Изменены понятия "банковской группы" и "банковского холдинга" >>>

2. Расширены специальные меры, которые могут быть предприняты в отношении нарушителей банковского законодательства >>>

3. Определены меры, которые могут быть применены Банком России к акционерам (участникам) кредитных организаций >>>

4. Раскрытие информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп и банковских холдингов) >>>

5. Предварительное согласие Банка России на осуществление сделок по приобретению акций кредитной организации >>>

6. Компетенция совета директоров кредитных организаций >>>

7. Специальные требования к деловой репутации лиц, оказывающих существенное влияние на деятельность кредитной организации >>>

8. Политика кредитной организации в части оплаты труда >>>

9. Системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации >>>

10. Передача за границу (получение из-за границы) сведений, составляющих банковскую тайну >>>

 

Закон N 146-ФЗ содержит изменения, связанные с особенностями осуществления надзора в банковской сфере, включая проведение консолидированного надзора. Большая часть новелл касается банковских групп и банковских холдингов.

Закон N 146-ФЗ существенно корректирует положения Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (далее - Закон о банках), Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (далее - Закон о Банке России), а также вносит некоторые уточнения в ряд других законодательных актов.

За исключением отдельных положений рассматриваемый Закон вступает в силу 2 октября 2013 г.

 

1. Изменены понятия "банковской группы"

и "банковского холдинга"

 

Рассматриваемым Законом было несколько изменено понятие "банковской группы". Теперь допустимо признание статуса банковской группы за неформальными объединениями юридических лиц, не все участники которого являются кредитными организациями (ст. 4 Закона о банках в новой редакции). Ранее банковские группы должны были иметь исключительно отраслевой характер (ст. 4 Закона о банках в действующей редакции). Впрочем, головной организацией группы по-прежнему сможет быть лишь кредитная организация.

Законодатель несколько изменил порядок отнесения юридических лиц к банковским группам. В настоящее время в них могут входить компании, находящиеся под существенным влиянием головной организации (ч. 3 ст. 4 Закона о банках в действующей редакции). Рассматриваемые изменения законодательства для отнесения организаций к банковской группе предусматривают установление их нахождения под контролем либо значительным влиянием головной организации. Эти критерии определены в Международных стандартах финансовой отчетности (далее - МСФО), признанных на территории России (ч. 3 ст. 4 Закона о банках в новой редакции), и предполагают большее количество оснований для установления характеристики связанности компаний.

Существенно сужено по сравнению с действующей редакцией ст. 4 Закона о банках понятие "банковского холдинга". Теперь в качестве банковского холдинга могут быть квалифицированы такие объединения юридических лиц, в которых доля банковской деятельности составляет не менее 40 процентов (ч. 2 ст. 4 Закона о банках в новой редакции). Эта доля определяется на основе методики Банка России и представляет собой отношение величины активов и (или) доходов кредитных организаций - участников банковского холдинга и совокупной величины активов и (или) доходов банковского холдинга, определенной с учетом активов и (или) доходов на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности данных юридических лиц. Тем самым Закон N 146-ФЗ решает проблему существования объединений, квалифицируемых как банковские холдинги, которые считались таковыми благодаря наличию кредитной организации среди участников иного, к примеру, промышленного неформального объединения юридических лиц. При этом не уделялось должного внимания крайне незначительной роли кредитной организации в деятельности такого холдинга.

 

2. Расширены специальные меры, которые могут быть

предприняты в отношении нарушителей

банковского законодательства

 

Установлены специальные меры для нарушителей положений законодательства о банковских группах и холдингах (ст. 74 Закона о Банке России). Так, внесено дополнение в положение о праве Банка России ограничивать на срок до шести месяцев, а в ряде случаев - до одного года, проведение кредитной организацией отдельных операций. Теперь эта мера может быть применена в отношении операций, проводимых со следующими организациями:

- головной кредитной организацией банковской группы;

- головной организацией банковского холдинга;

- участниками банковской группы;

- участниками банковского холдинга;

- связанным с ней лицом (связанными с ней лицами).

Запрет на проведение таких операций на период до года может быть применен и в том случае, когда головная кредитная организация банковской группы не исполняет предписания Банка России об устранении нарушений, связанных с участием в банковской группе, либо если указанные нарушения создают угрозу законным интересам кредиторов (вкладчиков) данной кредитной организации, кредитных организаций - участников банковской группы. Отметим, что нарушения такого рода могут повлечь также штрафные санкции, запрет на осуществление отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до года (ч. 4 ст. 74 Закона о Банке России).

После вступления изменений в силу для исполнения требований Банка России о соблюдении обязательных нормативов банковской группы головная кредитная организация должна самостоятельно принимать решения, связанные с деятельностью и активами группы. Таким образом, при невыполнении соответствующих требований Банка России указанная организация не сможет ссылаться на юридическую независимость участников банковской группы как на обоснование причин такого неисполнения. Закон N 146-ФЗ не уточняет, каким образом головной кредитной организации следует добиваться исполнения упомянутых требований, однако именно она, а не отдельные участники группы, будет нести ответственность за их неисполнение.

Устанавливаются специальные меры, применяющиеся к нарушителям порядка уведомления Банка России о создании банковских групп и холдингов:

+------------------------+------------------------------+-----------------------+
|  Основание применения  |             Мера             |         Норма         |
|          меры          |                              |                       |
+------------------------+------------------------------+-----------------------+
|Выявлены        признаки| 1. Головной кредитной        |Часть 6 ст. 4 Закона  о|
|участия  кредитных   или|организации банковской группы |банках в новой редакции|
|иных    организаций    в|направляются требования об    |                       |
|банковской        группе|исполнении положений Закона о |                       |
|(холдинге)        Банком|банках;                       |                       |
|России                  |                              |                       |
|                        |2. Головная организация       |                       |
|                        |банковского холдинга          |                       |
|                        |уведомляется о неисполнении ею|                       |
|                        |требований Закона о банках.   |                       |
|                        |При этом указанная головная   |                       |
|                        |организация в срок, не        |                       |
|                        |превышающий 30 календарных    |                       |
|                        |дней со дня получения такого  |                       |
|                        |уведомления, обязана либо     |                       |
|                        |уведомить Банк России об      |                       |
|                        |образовании банковского       |                       |
|                        |холдинга либо направить в Банк|                       |
|                        |России информацию о причинах  |                       |
|                        |такого неуведомления          |                       |
+------------------------+------------------------------+-----------------------+
|Головная организация    |1. Ограничение проведения     |Часть 7 ст. 4 Закона о |
|банковского холдинга не |кредитной организацией -      |банках в новой редакции|
|исполнила требования    |участником банковского        |                       |
|Закона о банках и       |холдинга операций с головной  |                       |
|Закона о Банке России   |организацией банковского      |                       |
|                        |холдинга, участниками         |                       |
|                        |банковского холдинга на срок  |                       |
|                        |до шести месяцев;             |                       |
|                        |2. Ввод запрета на            |                       |
|                        |осуществление кредитной       |                       |
|                        |организацией - участником     |                       |
|                        |банковского холдинга отдельных|                       |
|                        |банковских операций,          |                       |
|                        |предусмотренных выданной ей   |                       |
|                        |лицензией на осуществление    |                       |
|                        |банковских операций, с        |                       |
|                        |головной организацией         |                       |
|                        |банковского холдинга,         |                       |
|                        |участниками банковского       |                       |
|                        |холдинга на срок до одного    |                       |
|                        |года                          |                       |
+------------------------+------------------------------+-----------------------+

 

Напоминаем, что согласно действующим нормам права о создании банковских групп и холдингов необходимо уведомлять Банк России (ч. 4 ст. 4 Закона о банках). Однако до сих пор за нарушение этой обязанности не предусматривались какие-либо специальные меры ответственности, но действовали общие правила о последствиях нарушения банковского законодательства (ст. 19 Закона о банках, ст. 74 Закона о Банке России, ст. 15.26 КоАП РФ). Согласно ст. 19 Закона о банках (в новой редакции) Банк России получает право в порядке надзора применять к головной кредитной организации банковской группы меры, установленные Законом о Банке России. Такие меры могут быть применены в следующих случаях:

- нарушение головной кредитной организацией банковской группы федеральных законов, нормативных актов или предписаний Банка России;

- непредставление информации;

- представление неполной или недостоверной информации;

- непроведение обязательного аудита, нераскрытия отчетности банковской группы и аудиторского заключения по ней;

- совершение действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов в случае нарушения установленных Банком России обязательных нормативов для банковских групп.

Кроме того, дополнен перечень мер, которые Банк России может применить в случае неисполнения в установленный срок его предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков) (п. 7 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России). Банк России наделяется правом ограничивать на определенный период максимальную процентную ставку по заключаемым (пролонгируемым) кредитной организацией договорам банковского вклада. Впрочем, установленное таким образом максимальное значение процентной ставки не может быть произвольным и должно подчиняться двум условиям:

- быть не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях;

- быть не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения на срок до одного года.

Следует отметить, что схожая мера уже предусматривалась российским законодательством, но с 2007 г. она прекратила действие в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 97-ФЗ.

Ранее Банк России при неисполнении в установленный срок его предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), мог на срок до шести месяцев изменить в отношении нарушителей установленные для кредитной организации обязательные нормативы. Однако Законом 146-ФЗ такое право Банка России исключено (п. 3 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России в действующей редакции).

 

3. Определены меры, которые могут быть применены

Банком России к акционерам (участникам)

кредитных организаций

 

Следует отметить, что рассматриваемым Законом в банковское законодательство вводятся меры, которые могут быть применены Банком России в отношении акционеров (участников) кредитных организаций и общих собраний акционеров (участников) кредитных организаций.

Новая редакция ст. 74 Закона о Банке России предусматривает особые меры, которые Банк России может применить, если акционер (участник) кредитной организации допустил следующие нарушения:

- несоблюдение порядка раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится кредитная организация (Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");

- неисполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами, при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации;

- совершение сделки (сделок) с кредитной организацией, которая повлекла нарушение кредитной организацией обязательных нормативов.

В этих ситуациях Банк России вправе не позднее 30 календарных дней со дня обнаружения нарушения направить нарушителю предписание об устранении нарушения и (или) предписание об осуществлении необходимых для его устранения мер.

Указанные меры могут быть применены Банком России в течение года со дня нарушения. Акционер (участник) кредитной организации должен выполнить предписание в течение 45 календарных дней со дня получения. В противном случае право голоса этого акционера (участника) на общем собрании акционеров (участников) кредитной организации приостанавливается. Голоса такого акционера (участника) не будут являться голосующими и не будут учитываться при определении кворума общего собрания со дня, следующего за указанным сорокапятидневным сроком, до дня исполнения или отмены соответствующего предписания (ч. 7 ст. 74 Закона о Банке России в новой редакции).

Банк России вправе обжаловать в судебном порядке решения общего собрания акционеров (участников) кредитной организации и сделки, совершенные во исполнение указанных решений, если эти решения принимались с участием акционера (участника) во время действия предписания о приостановлении его права голоса на общем собрании.

Банк России может направить особые предписания с требованиями устранить нарушения банковского законодательства, уменьшить долю участия в капитале кредитной организации или совершить сделку (сделки), направленную на прекращение контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, следующим лицам (ч. 10 ст. 61 Закона о Банке России в редакции Закона N 146-ФЗ):

- юридическим лицам, владеющим более 10 процентами акций (долей) кредитной организации или осуществляющим контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, если установлено неудовлетворительное финансовое положение и (или) факты неудовлетворительной деловой репутации указанных юридических лиц - адресатов предписания Банка России;

- физическим лицам, владеющим более 10 процентами акций (долей) кредитной организации или осуществляющим контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, если установлены факты неудовлетворительной деловой репутации указанных физических лиц - адресатов предписания Банка России;

- лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа юридического лица - акционера (участника) кредитной организации, владеющего более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, или лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа юридического лица, осуществляющего контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, если установлены факты неудовлетворительной деловой репутации указанных лиц - адресатов предписания Банка России.

Указанные предписания Банк России выдает в тридцатидневный срок с момента выявления соответствующих фактов. В случае неисполнения предписания Банк России вправе в судебном порядке требовать уменьшения участия в уставном капитале кредитной организации акционеров (участников) до размера, не превышающего 10 процентов акций (долей) кредитной организации, либо прекращения осуществления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации (ч. 17 ст. 61 Закона о Банке России в новой редакции). Порядок реализации этого права в Законе N 146-ФЗ не уточняется.

 

4. Раскрытие информации о деятельности кредитных

организаций (банковских групп и банковских холдингов)

 

Существенно переработаны положения законодательства о раскрытии информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп и банковских холдингов). Теперь является обязательным раскрытие следующей информации (ст. 8 Закона о банках в новой редакции):

+---------------------------------------+---------------------------------------+
|        Ежегодно представляется:       |     Ежеквартально представляется:     |
+---------------------------------------+---------------------------------------+
|-  годовая  бухгалтерская  (финансовая)|-      промежуточная      бухгалтерская|
|отчетность и аудиторское заключение  по|(финансовая) отчетность,               |
|ней,                                   |-  информация  о  принимаемых   рисках,|
|-  информация  о  принимаемых   рисках,|процедурах   их   оценки,    управления|
|процедурах   их   оценки,    управления|рисками и капиталом,                   |
|рисками и капиталом                    |-    аудиторское    заключение,    если|
|                                       |проводилась соответствующая проверка   |
+---------------------------------------+---------------------------------------+

 

Также в новой редакции ст. 8 Закона о банках указаны сведения, которые должна раскрывать головная кредитная организация банковской группы.

+---------------------------------------+---------------------------------------+
|       Ежегодно представляется:        |  Один раз в полгода представляется:   |
+---------------------------------------+---------------------------------------+
|- годовая консолидированная  финансовая|-    промежуточная    консолидированная|
|отчетность и аудиторское заключение  по|финансовая отчетность,                 |
|ней,                                   |-  информация  о  принимаемых   рисках,|
|-  информация  о  принимаемых   рисках,|процедурах   их   оценки,    управления|
|процедурах   их   оценки,    управления|рисками и капиталом,                   |
|рисками и капиталом                    |-    аудиторское    заключение,    если|
|                                       |проводилась   проверка    промежуточной|
|                                       |консолидированной            финансовой|
|                                       |отчетности                             |
+---------------------------------------+---------------------------------------+

 

В Законе о банках устанавливается, что Банк России должен будет определять формы, порядок и сроки раскрытия головной кредитной организацией банковской группы информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом, а также консолидированной финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней. Напоминаем, что в настоящее время порядок, форма и сроки раскрытия указанной информации установлены только в подзаконных актах: в Положении о консолидированной отчетности, утвержденном Банком России 30.07.2002 N 191-П (Указание Банка России от 10.09.2001 N 1032-У "О сроках представления банковскими холдингами консолидированной отчетности"). Установлены особые требования к раскрытию информации головной кредитной организации банковской группы (ст. 43 Закона о банках в новой редакции).

Головная организация банковского холдинга обязана ежегодно раскрывать консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней в порядке и в сроки, определенные Банком России (ч. 6 ст. 8 Закона о банках в новой редакции). Обязанность по составлению данной отчетности головной организацией банковского холдинга теперь установлена непосредственно в законе (ч. 3 ст. 43 Закона о банках в новой редакции). Кроме того, указанная организация обязана предоставлять необходимую для осуществления надзора за кредитными организациями - участниками банковского холдинга информацию о рисках банковского холдинга, в том числе содержащую сведения, которые составляют банковскую тайну.

 

5. Предварительное согласие Банка России на осуществление

сделок по приобретению акций кредитной организации

 

В соответствии с Законом N 146-ФЗ был расширен перечень случаев, когда необходимо получать предварительное согласие Банка России для осуществления сделок по приобретению акций кредитной организации. Прежде всего, это связано с тем, что рассматриваемым Законом был существенно понижен порог размера пакета акций (доли в уставном капитале), сделка с которым требует предварительного согласования с Банком России (ст. 11 Закона о банках). В настоящее время законодательство предусматривает обязательное предварительное согласование, если сделки с долями (акциями) кредитных организаций превышают 20 процентов долей (акций) кредитной организации. Законом N 146-ФЗ указанный порог снижен до десяти процентов.

Кроме того, предварительное согласие Банка России требуется также в случае приобретения от 10 до 25; от 25 до 50 и более 75 процентов акций кредитной организации или от одной десятой до одной трети, от одной трети до половины и более двух третей долей кредитной организации (ст. 11 Закона о банках в новой редакции, ст. 61 Закона о Банке России в новой редакции).

Существенно изменена процедура согласования совершения сделок с акциями (долями) кредитных организаций. Законом N 146-ФЗ ст. 11 Закона о банках дополнена списком оснований для отказа в предварительном согласовании сделки с акциями (долями) кредитной организации. Банк России может отказать в согласии на такую сделку, в частности, в следующих случаях:

- отсутствует решение о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если контролируемая сделка направлена на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

- лицо, совершающее сделку, которая требует предварительного согласования, имеет неудовлетворительную деловую репутацию.

О неудовлетворительной деловой репутации подробнее см. ниже >>>

 

6. Компетенция совета директоров кредитных организаций

 

Установлены вопросы компетенции и особенности организации деятельности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации. К его компетенции, определенной уставом кредитной организации, помимо тех вопросов, которые предусмотрены корпоративным законодательством, теперь также относятся некоторые вопросы, связанные с управлением рисками кредитных организаций, а также иными вопросами управления (подробнее см. ст. 11.1-1 Закона о банках).

Представляется, что перечисленные вопросы относятся к исключительной компетенции советов директоров (наблюдательных советов) кредитных организаций и не могут быть переданы на разрешение иным органам управления, что соответствует целям принятия Закона N 146-ФЗ. Такой вывод, кроме того, следует из анализа положений законодательства, предусматривающих открытый перечень вопросов, которые могут быть переданы на рассмотрение советам директоров хозяйственных обществ. Однако в рассматриваемом Законе ряд вопросов отнесен к компетенции именно совета директоров. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что законодатель хотел указать на то, что они могут быть рассмотрены исключительно советом директоров.

 

7. Специальные требования к деловой репутации лиц,

оказывающих существенное влияние на деятельность

кредитной организации

 

Законом N 146-ФЗ устанавливаются специальные требования к деловой репутации следующих лиц (далее - лиц, выполняющих управленческие функции в кредитных организациях) (ст. 60 Закона о Банке России в новой редакции, ст. 16 Закона о банках в новой редакции):

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа кредитной организации, и его заместителей;

- членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации;

- главного бухгалтера кредитной организации и его заместителя;

- руководителя филиала кредитной организации;

- главного бухгалтера филиала кредитной организации;

- кандидатов на указанные должности;

- членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на эти должности;

- лиц, приобретающих более 10 процентов (владеющих более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации или совершающих сделку, направленную на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов (владеющего более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации;

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку (сделки), которая направлена на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

В настоящее время банковское законодательство предусматривает менее широкий перечень требований к лицам, выполняющим управленческие функции в кредитной организации, а также к кандидатам на эти должности (ст. 16 Закона о банках).

Следует отметить, что перечень лиц, в отношении которых Банк России может устанавливать квалификационные требования, был расширен. В ст. 60 Закона о Банке России и в ст. 16 Закона о банках в новых редакциях установлено, что Банк России также может предъявлять особые требования к деловой репутации:

- физических и юридических лиц, приобретающих более 10 процентов (владеющих более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации или совершающих сделку, которая направлена на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов (владеющего более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации;

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку, которая направлена на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

При этом Банк России вправе запрашивать сведения, позволяющие оценить соответствие требованиям к деловой репутации лиц, выполняющих управленческие функции в кредитных организациях, а также информацию в отношении акционеров (участников) кредитных организаций, их контролирующих лиц, единоличных исполнительных органов таких акционеров (участников) и контролирующих лиц. Эти сведения возможно получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и юридических лиц.

Банк России наделяется правом требовать замены лиц, выполняющих управленческие функции в кредитной организации, если они не соответствуют квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, которые установлены ст. 16 Закона о банках в новой редакции.

 

8. Политика кредитной организации в части оплаты труда

 

Банк России получит право оценивать систему оплаты труда кредитной организации в отношении ряда лиц, деятельность которых имеет определяющий характер для кредитной организации (ст. ст. 57.360 Закона о Банке России). В данном Законе установлено, что Банк России может направить в кредитную организацию предписание об устранении нарушения, если выявит одно из следующих обстоятельств:

- несоответствие системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков;

- отсутствие в политике кредитной организации в части оплаты труда условий об отсрочке и о последующей корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат лицам, указанным в ст. ст. 57.3 и 60 Закона о банках, с учетом результатов их деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 184-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" правом получать от кредитной организации информацию о размере вознаграждения, выплачиваемого кредитной организацией лицам, осуществляющим функции единоличного и коллегиального исполнительных органов, наделяется уполномоченный представитель Банка России (ч. 3 ст. 76 Закона о Банке России в новой редакции).

Для предотвращения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности российской банковской системы, Банк России ведет базу данных, в которую включается информация:

- о лицах, занимающих должности, к которым устанавливаются требования к деловой репутации (о кандидатах на указанные должности);

- других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или повлекла нарушения российского законодательства и нормативных актов Банка России.

Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России (ст. 75 Закона о Банке России в новой редакции).

 

9. Системы управления рисками и капиталом, внутреннего

контроля кредитной организации

 

Введены дополнительные требования к системам управления рисками и капиталом, а также определен порядок оценки Банком России качества их управления.

Требования к обеспечению финансовой надежности кредитных организаций (ст. 24 Закона о банках) в связи с рассматриваемыми изменениями законодательства будут распространяться и на банковские группы (ст. 11.1-2 Закона о банках). Так, головная организация банковской группы должна будет создать системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля. Эти системы должны соответствовать характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков с учетом соответствующих требований Банка России (ч. 4 ст. 24 Закона о банках в новой редакции).

О назначении на должность (и об освобождении от должности) руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита и руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации последняя обязана в письменной форме уведомить Банк России (ч. 3 ст. 11.1-2 Закона о банках).

Законом N 146-ФЗ предусматривается, что Банк России устанавливает к банковским группам требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, головной кредитной организации банковской группы (ст. 57.1 Закона о Банке России).

Также Банк России будет следить за качеством указанных систем управления рисками кредитных организаций (банковских групп) путем проведения оценок различных параметров их деятельности (ст. 57.2 Закона о Банке России). Если будут выявлены несоответствия критериям качества управления рисками, Банк России должен направить в кредитную организацию (или головную кредитную организацию банковской группы) предписание о приведении систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации (банковской группы) в соответствие с требованиями Банка России, экономическим положением кредитной организации или установленными нормативами.

Методики управления рисками разрабатываются кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) согласно требованиям и нормативам Банка России (ст. 72.1 Закона о Банке России). Однако Банк России может отказать в выдаче разрешения на применение банковских методик, если выявит их несоответствие указанным требованиям и нормативам. Существенные изменения банковских методик допускаются лишь с его разрешения.

При невыполнении методик управления рисками Банк России может принять в отношении кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) ряд мер, предусмотренных ст. 72.1 Закона о Банке России, вплоть до отзыва разрешения на применение таких методик.

 

10. Передача за границу (получение из-за границы)

сведений, составляющих банковскую тайну

 

Законом N 146-ФЗ вносится ряд изменений в положения законодательства о банковской тайне (ст. 26 Закона о банках) в части, касающейся банковских групп и холдингов. Рассматриваемый нормативный акт предусматривает, что кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, для составления единой отчетности указанных объединений могут представлять сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов организациям, расположенным на территориях иностранных государств. Это допускается только в случае, если такие иностранные государства обеспечат уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньше предусмотренного российским законодательством.

Сходные условия предоставления центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств информации, составляющей банковскую тайну в соответствии с российским законодательством, установлены и для Банка России. Такие сведения не могут быть предоставлены, если не гарантируется не меньший уровень защиты (соблюдения конфиденциальности), чем предусмотренный российским законодательством.

Особо следует отметить, что информация, составляющая банковскую тайну, не может предоставляться третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России. Исключение составляют случаи предоставления судам этой информации по уголовным делам (ч. 31 ст. 26 Закона о банках в новой редакции).

В отношении информации, запрашиваемой Банком России от иностранных уполномоченных органов, рассматриваемым Законом устанавливаются "зеркальные" условия их получения. Так, в ст. 46 Закона о Банке России в новой редакции отмечается, что Банк России вправе обратиться в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе содержащих сведения, которые составляют банковскую тайну. При этом к таким сведениям будут применяться требования российского законодательства о банковской тайне с учетом положения соответствующего иностранного законодательства.

Кроме того, в ст. 43 Закона о банках в новой редакции указано, что Банк России вправе проверять деятельность расположенных на территориях иностранных государств головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов.

 

 


 

oma, Ve�'Za ��3, sans-serif; margin: 0px; padding: 0px; font-size: 15.600000381469727px; color: rgb(102, 102, 153); text-decoration: none;">Законом N 146-ФЗ устанавливаются специальные требования к деловой репутации следующих лиц (далее - лиц, выполняющих управленческие функции в кредитных организациях) (ст. 60 Закона о Банке России в новой редакции, ст. 16 Закона о банках в новой редакции):

 

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа кредитной организации, и его заместителей;

- членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации;

- главного бухгалтера кредитной организации и его заместителя;

- руководителя филиала кредитной организации;

- главного бухгалтера филиала кредитной организации;

- кандидатов на указанные должности;

- членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на эти должности;

- лиц, приобретающих более 10 процентов (владеющих более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации или совершающих сделку, направленную на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов (владеющего более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации;

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку (сделки), которая направлена на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

В настоящее время банковское законодательство предусматривает менее широкий перечень требований к лицам, выполняющим управленческие функции в кредитной организации, а также к кандидатам на эти должности (ст. 16 Закона о банках).

Следует отметить, что перечень лиц, в отношении которых Банк России может устанавливать квалификационные требования, был расширен. В ст. 60 Закона о Банке России и в ст. 16 Закона о банках в новых редакциях установлено, что Банк России также может предъявлять особые требования к деловой репутации:

- физических и юридических лиц, приобретающих более 10 процентов (владеющих более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации или совершающих сделку, которая направлена на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов (владеющего более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации;

- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку, которая направлена на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

При этом Банк России вправе запрашивать сведения, позволяющие оценить соответствие требованиям к деловой репутации лиц, выполняющих управленческие функции в кредитных организациях, а также информацию в отношении акционеров (участников) кредитных организаций, их контролирующих лиц, единоличных исполнительных органов таких акционеров (участников) и контролирующих лиц. Эти сведения возможно получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и юридических лиц.

Банк России наделяется правом требовать замены лиц, выполняющих управленческие функции в кредитной организации, если они не соответствуют квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, которые установлены ст. 16 Закона о банках в новой редакции.

 

8. Политика кредитной организации в части оплаты труда

 

Банк России получит право оценивать систему оплаты труда кредитной организации в отношении ряда лиц, деятельность которых имеет определяющий характер для кредитной организации (ст. ст. 57.360 Закона о Банке России). В данном Законе установлено, что Банк России может направить в кредитную организацию предписание об устранении нарушения, если выявит одно из следующих обстоятельств:

- несоответствие системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков;

- отсутствие в политике кредитной организации в части оплаты труда условий об отсрочке и о последующей корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат лицам, указанным в ст. ст. 57.3 и 60 Закона о банках, с учетом результатов их деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 184-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" правом получать от кредитной организации информацию о размере вознаграждения, выплачиваемого кредитной организацией лицам, осуществляющим функции единоличного и коллегиального исполнительных органов, наделяется уполномоченный представитель Банка России (ч. 3 ст. 76 Закона о Банке России в новой редакции).

Для предотвращения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности российской банковской системы, Банк России ведет базу данных, в которую включается информация:

- о лицах, занимающих должности, к которым устанавливаются требования к деловой репутации (о кандидатах на указанные должности);

- других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или повлекла нарушения российского законодательства и нормативных актов Банка России.

Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России (ст. 75 Закона о Банке России в новой редакции).

 

9. Системы управления рисками и капиталом, внутреннего

контроля кредитной организации

 

Введены дополнительные требования к системам управления рисками и капиталом, а также определен порядок оценки Банком России качества их управления.

Требования к обеспечению финансовой надежности кредитных организаций (ст. 24 Закона о банках) в связи с рассматриваемыми изменениями законодательства будут распространяться и на банковские группы (ст. 11.1-2 Закона о банках). Так, головная организация банковской группы должна будет создать системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля. Эти системы должны соответствовать характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков с учетом соответствующих требований Банка России (ч. 4 ст. 24 Закона о банках в новой редакции).

О назначении на должность (и об освобождении от должности) руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита и руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации последняя обязана в письменной форме уведомить Банк России (ч. 3 ст. 11.1-2 Закона о банках).

Законом N 146-ФЗ предусматривается, что Банк России устанавливает к банковским группам требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, головной кредитной организации банковской группы (ст. 57.1 Закона о Банке России).

Также Банк России будет следить за качеством указанных систем управления рисками кредитных организаций (банковских групп) путем проведения оценок различных параметров их деятельности (ст. 57.2 Закона о Банке России). Если будут выявлены несоответствия критериям качества управления рисками, Банк России должен направить в кредитную организацию (или головную кредитную организацию банковской группы) предписание о приведении систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации (банковской группы) в соответствие с требованиями Банка России, экономическим положением кредитной организации или установленными нормативами.

Методики управления рисками разрабатываются кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) согласно требованиям и нормативам Банка России (ст. 72.1 Закона о Банке России). Однако Банк России может отказать в выдаче разрешения на применение банковских методик, если выявит их несоответствие указанным требованиям и нормативам. Существенные изменения банковских методик допускаются лишь с его разрешения.

При невыполнении методик управления рисками Банк России может принять в отношении кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) ряд мер, предусмотренных ст. 72.1 Закона о Банке России, вплоть до отзыва разрешения на применение таких методик.

 

10. Передача за границу (получение из-за границы)

сведений, составляющих банковскую тайну

 

Законом N 146-ФЗ вносится ряд изменений в положения законодательства о банковской тайне (ст. 26 Закона о банках) в части, касающейся банковских групп и холдингов. Рассматриваемый нормативный акт предусматривает, что кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, для составления единой отчетности указанных объединений могут представлять сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов организациям, расположенным на территориях иностранных государств. Это допускается только в случае, если такие иностранные государства обеспечат уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньше предусмотренного российским законодательством.

Сходные условия предоставления центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств информации, составляющей банковскую тайну в соответствии с российским законодательством, установлены и для Банка России. Такие сведения не могут быть предоставлены, если не гарантируется не меньший уровень защиты (соблюдения конфиденциальности), чем предусмотренный российским законодательством.

Особо следует отметить, что информация, составляющая банковскую тайну, не может предоставляться третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России. Исключение составляют случаи предоставления судам этой информации по уголовным делам (ч. 31 ст. 26 Закона о банках в новой редакции).

В отношении информации, запрашиваемой Банком России от иностранных уполномоченных органов, рассматриваемым Законом устанавливаются "зеркальные" условия их получения. Так, в ст. 46 Закона о Банке России в новой редакции отмечается, что Банк России вправе обратиться в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе содержащих сведения, которые составляют банковскую тайну. При этом к таким сведениям будут применяться требования российского законодательства о банковской тайне с учетом положения соответствующего иностранного законодательства.

Кроме того, в ст. 43 Закона о банках в новой редакции указано, что Банк России вправе проверять деятельность расположенных на территориях иностранных государств головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов.