Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 12.11.2013

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 02.11.2013 № 293-ФЗ

«Об актуарной деятельности в Российской Федерации»
 

1. Актуарная деятельность

2. Правовой статус актуария

3. Основания осуществления актуарной деятельности

4. Основания для лишения актуария его статуса

5. Саморегулируемая организация актуариев

В соответствии с данным Федеральным законом (далее — Закон N 293-ФЗ) устанавливается единое правовое регулирование деятельности актуариев. Сейчас нормы, касающиеся актуарной деятельности, содержатся в разрозненных нормативных актах: в страховом законодательстве, в законодательстве о рынке ценных бумаг (в части негосударственных пенсионных фондов), о несостоятельности и в налоговом законодательстве. Серьезных изменений в эти акты Закон N 293-ФЗ не внес, но в нем установлены основные положения о статусе актуариев и об организации их профессиональной деятельности.

Закон N 293-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2015 г.

Ряд изменений нормативного регулирования деятельности актуариев внесен согласно Федеральному закону от 23.07.2013234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Закон N 234-ФЗ), который также вступает в силу с 1 января 2015 г.

Подробнее об этом Законе см.: «КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к Федеральному закону от 23.07.2013234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Изменения, предусмотренные Законом N 234-ФЗ в этой части, в общем виде сводятся к тому, что в Законе РФ от 27.11.1992 N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» максимально сокращено число упоминаний актуариев и актуальной деятельности. С 1 января 2015 г. указанная деятельность будет регулироваться специальным законодательством, в первую очередь Законом N 293-ФЗ, рассматриваемым в настоящем обзоре.

1. Актуарная деятельность

В Законе N 293-ФЗ определено, что актуарная деятельность — это деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также по разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками (п. 1 ст. 2 Закона N 293-ФЗ).

Объектом актуарной деятельности в соответствии с рассматриваемым Законом является деятельность органов и организаций в части финансовых рисков и (или) выполнения обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, которая подлежит актуарному оцениванию или в отношении которой осуществляется иной вид актуарной деятельности (п. 7 ст. 2 Закона N 293-ФЗ).

Данное определение объекта актуарной деятельности достаточно широко, но в Законе N 293-ФЗ перечислены специальные случаи, в которых должно проводиться так называемое «обязательное актуарное оценивание».

Обязательное актуарное оценивание должно проводиться в отношении деятельности следующих лиц (ч. 1 ст. 3 Закона N 293-ФЗ):

— уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;

— негосударственных пенсионных фондов;

— страховых организаций;

— обществ взаимного страхования;

— иных лиц, если это предусмотрено федеральным законом.

Указанные организации (кроме уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию) обязаны проводить обязательное актуарное оценивание своими силами не реже одного раза в год (ч. 3 ст. 3 Закона N 293-ФЗ).

В результате осуществления актуарной деятельности могут быть получены следующие документы (п. п. 8 — 10 ст. 2 Закона N 293-ФЗ):

— актуарное заключение — подготовленный по итогам актуарного оценивания документ, содержащий обоснованные выводы об объеме финансовых обязательств органа или организации, деятельность которых являлась объектом актуарного оценивания, о возможности их выполнения или о возможности достижения определенных финансовых показателей, для использования заказчиком или уполномоченным органом, иными заинтересованными лицами;

— актуарные расчеты — расчеты в процессе осуществления актуарной деятельности финансово-экономических показателей с использованием математических и статистических методов.

Подробные требования к актуарному заключению перечислены в ст. 5 Закона N 293-ФЗ.

2. Правовой статус актуария

Согласно Закону N 293-ФЗ актуарий — физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе по трудовому договору или гражданско-правовому договору актуарную деятельность и являющееся членом саморегулируемой организации актуариев (п. 3 ст. 2 Закона N 293-ФЗ).

Помимо этого, в рассматриваемом Законе предусмотрено, что актуарий, сведения о котором внесены в единый реестр ответственных актуариев и который имеет право осуществлять подготовку актуарного заключения для направления его в уполномоченный орган и несет ответственность за обоснованность содержащихся в таком заключении выводов в соответствии с российским законодательством, будет иметь статус ответственного актуария (п. 4 ст. 2 Закона N 293-ФЗ).

    Требования, которым по общему правилу должен соответствовать актуарий согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 293-ФЗ:  
   

— иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации;

— не иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

— быть членом саморегулируемой организации актуариев.

Саморегулируемые организации актуариев вправе предъявлять дополнительные требования помимо указанных выше (ч. 3 ст. 7 Закона N 293-ФЗ).

Соблюдение всех необходимых требований подтверждается при вступлении в саморегулируемую организацию актуариев (ч. 4 ст. 7 Закона N 293-ФЗ). Кроме того, кандидату в актуарии необходимо сдать квалификационный экзамен. Программа такого экзамена должна быть разработана до 1 сентября 2014 г. (ч. 2 ст. 17 Закона N 293-ФЗ).

К ответственному актуарию Законом N 293-ФЗ предъявляются более строгие требования (ч. 5 ст. 7).

    Требования, которым должен соответствовать ответственный актуарий помимо общих для всех актуариев требований…  
   

— иметь подтвержденный саморегулируемой организацией актуариев стаж работы в области проведения актуарного оценивания и (или) актуарных расчетов не менее чем три года из последних пяти календарных лет;

— быть аттестованным саморегулируемой организацией актуариев;

— соблюсти дополнительные требования к квалификации ответственных актуариев, установленные уполномоченным органом.

Также в Законе установлено положение, цель которого — не допустить конфликта интересов в деятельности ответственного актуария (ч. 9 ст. 7 Закона N 293-ФЗ).

Ответственные актуарии должны подтверждать свое соответствие указанным требованиям каждые пять лет (ч. 7 ст. 7 Закона N 293-ФЗ).

3. Основания осуществления актуарной деятельности

Трудовой договор заключается между работодателем и актуарием-работником, который по общему правилу вправе производить актуарные расчеты только в отношении деятельности работодателя (ч. 9 ст. 4 Закона N 293-ФЗ). В качестве исключения он может быть привлечен лишь к осуществлению обязательного актуарного оценивания.

В то же время гражданско-правовой договор об осуществлении актуарной деятельности может быть заключен между заказчиком и актуарием в отношении любого объекта актуарного оценивания. Заказчиком по такому договору выступает либо уполномоченный орган в отношении объектов обязательного актуарного оценивания, либо организация, деятельность которой является объектом актуарного оценивания (ч. 3 ст. 4 Закона N 293-ФЗ).

В рассматриваемом Законе приведен подробный перечень требований к гражданско-правовому договору об осуществлении актуарной деятельности (ч. 4 — 8 ст. 4).

    Сведения, которые должен содержать договор об осуществлении актуарной деятельности…  
   

— задача, поставленная перед субъектом актуарной деятельности;

— сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику актуарного заключения или результатов актуарных расчетов;

— права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности;

— указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут применяться при осуществлении актуарной деятельности;

— сведения о саморегулируемой организации актуариев, членом которой является субъект актуарной деятельности (наименование такой организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и другие сведения);

— регистрационный номер, присвоенный ответственному актуарию в едином реестре ответственных актуариев;

— сведения об организации, в отношении деятельности которой проводится актуарное оценивание (наименование организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);

— размер денежного вознаграждения субъекта актуарной деятельности;

— сведения о заключенном договоре страхования гражданской ответственности ответственного актуария и максимальном размере подлежащих возмещению убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий ответственного актуария.

Из Закона не вполне ясно, являются ли названные сведения существенными условиями договора об осуществлении актуарной деятельности или же они представляют собой публично-правовые требования к оформлению соглашений подобного рода. Прямо не установлены и последствия несоблюдения этих требований к содержанию договора.

    Правовое значение перечня условий договора об осуществлении актуарной деятельности и возможные последствия невнесения в него данных условий…  
   

Нельзя исключать того, что некоторые из перечисленных сведений будут квалифицированы в правоприменительной практике как существенные условия (например, о размере вознаграждения актуария) с последующим применением последствий ст. 432 ГК РФ, а некоторые — нет (например, необходимость указания регистрационного номера, присвоенного ответственному актуарию).

В ряде нормативных правовых актов для отдельных видов договоров также предусмотрены пространные перечни условий, которые прямо названы законодателями существенными, но не могут являться ими по своей природе:

— различные положения информационного характера (к примеру, условие договора купли-продажи жилого помещения о перечне лиц, сохраняющих по закону право пользования жилым помещением с указанием их прав на пользование (п. 1 ст. 558 ГК РФ). Невозможность квалификации такого условия как существенного неоднократно отмечалось в литературе: см., к примеру: Тузов Д.О. О понятии «несуществующей» сделки в российском гражданском праве // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006. N 10. Степанова И. Е. Существенные условия договора: проблемы законодательства // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 7. Приведенный пример — далеко не единственный. Так, можно выделить условие о сторонах договора об оказании юридической помощи (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 31.05.200263-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»). По этому вопросу см.: Филиппова С. Существенные условия договора в проекте ГК РФ // ЭЖ-Юрист. 2011. N 23);

— условия, прямо вытекающие из положений законодательства (как императивных, так и диспозитивных), невключение которых в договор никак не влияло бы на круг прав и обязанностей контрагентов (к примеру, условие договора ипотеки о наименовании органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним — п. 2 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1998102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

— условия об акцессорных обязательствах.

Очевидно, что законодатель стремился лишить юридической силы те соглашения, которые могут нарушать права отдельных участников гражданских правоотношений, чаще всего социально незащищенных или экономически более слабых.

Устанавливая длинные перечни существенных условий договоров, законодатель часто предполагает применение специального последствия невключения их в текст договора — признания договора незаключенным. Таким образом, не все условия, обозначенные в законодательстве как существенные, являются существенными условиями по своей сути. Отсутствие их в договоре не всегда означает, что положения этого договора являются несогласованными. Следовательно, не каждый такой договор может быть отнесен к категории незаключенных договоров или договоров с открытыми условиями.

Иногда законодатель по тем или иным политико-правовым мотивам с помощью подобного приема юридической техники признает заключенный и согласованный договор недействительным. В этом случае приходится говорить о юридической фикции незаключенности вполне согласованного и заключенного договора. Возможно, в ситуации с договорами с участием актуариев имеет место именно такой случай.

4. Основания для лишения актуария его статуса

В ч. 8 ст. 7 Закона N 293-ФЗ перечислены основания для принятия уполномоченным органом решения об исключении сведений об ответственном актуарии из единого реестра ответственных актуариев. В этой ситуации, как следует из легального определения ответственного актуария, он теряет свой статус.

    Основания для принятия решения об исключении сведений об ответственном актуарии из единого реестра ответственных актуариев…  
   

— заявление ответственного актуария;

— ходатайство саморегулируемой организации об отмене аттестации ответственного актуария;

— неподтверждение ответственным актуарием своего соответствия требованиям, предъявляемым к ответственным актуариям Законом N 293-ФЗ, после истечения пятилетнего срока со дня включения его в единый реестр ответственных актуариев;

— предоставление заведомо ложного актуарного заключения или иное грубое нарушение ответственным актуарием требований Закона N 293-ФЗ, а также других федеральных законов, иных российских нормативных правовых актов, нормативных актов уполномоченного органа, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности. Лицо, исключенное из единого реестра ответственных актуариев по этому основанию, не может быть включено в указанный реестр в течение пяти лет со дня исключения из него;

— систематическое нарушение ответственным актуарием при проведении актуарного оценивания требований Закона N 293-ФЗ или федеральных стандартов актуарной деятельности;

— вступивший в законную силу обвинительный приговор суда в отношении ответственного актуария;

— смерть ответственного актуария либо объявление его судом умершим или безвестно отсутствующим.

Помимо этого, актуарий лишается своего статуса при исключении из саморегулируемой организации актуариев. Конкретный перечень оснований для такого исключения устанавливается в уставе саморегулируемой организации (п. 6 ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 01.12.2007315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», далее — Закон о саморегулируемых организациях).

5. Саморегулируемая организация актуариев

Как указывалось выше, актуарии могут осуществлять свою профессиональную деятельность, только будучи членами саморегулируемой организации. Это требование введено в русле общих тенденций законодательного регулирования. Так, сходные требования предъявляются к арбитражным управляющим, оценщикам и участникам других видов профессиональной и (или) предпринимательской деятельности, которые для осуществления своей деятельности обязаны состоять в саморегулируемой организации.

В ч. 1 ст. 11 Закона N 293-ФЗ установлено, что саморегулируемой организацией актуариев признается некоммерческая организация, которая соответствует требованиям Закона о саморегулируемых организациях и Закона N 293-ФЗ, которая создана в целях развития и регулирования актуарной деятельности, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев и которая объединяет актуариев на условиях членства.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев. С даты исключения данных сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев организация теряет свой статус (ч. 5 ст. 11 Закона N 293-ФЗ). Реестр саморегулируемых организаций ведется Банком России (п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона N 293-ФЗ).

Основанием для внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев является соответствие некоммерческой организации следующим требованиям (ч. 3 ст. 11 Закона N 293-ФЗ):

— объединение в ее составе не менее 50 членов, соответствующих требованиям, предъявляемым к актуариям (п. п. 1 — 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 293-ФЗ);

— успешная сдача всеми членами некоммерческой организации квалификационного экзамена;

— наличие стандартов и правил такой организации, кодекса профессиональной этики, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом;

— наличие программы повышения квалификации своих членов.

Функции саморегулируемой организации актуариев перечислены в ст. 12 Закона N 293-ФЗ, а ее права и обязанности — в ст. 13 Закона N 293-ФЗ и в Законе о саморегулируемых организациях.

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций актуариев, а также проведение общей политики в области актуарной деятельности будет осуществлять Банк России (п. 5 ст. 2, ст. 8, ст. 15 Закона N 293-ФЗ).