Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 16.11.2006

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 12.09.2006 № 4868/06

«Действия налогового органа, отказавшего в перерасчете и уменьшении задолженности налогоплательщика в части пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, признаны незаконными, поскольку задолженность по пеням была включена в реестр требований кредиторов налогоплательщика в размере, превышающем сумму недоимки в Пенсионный фонд РФ»

Суть спора и решения судов разных инстанций

Открытое акционерное общество обратилось с заявлением в налоговый орган о перерасчете (сложении) пеней, начисленных обществу по состоянию на 01.01.1999 в сумме, превышающей его задолженность в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на ту же дату. В обоснование заявления ОАО сослалось на статью 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Налоговый орган отказал обществу в списании пеней по страховым взносам в ПФР. ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, отказавшего в перерасчете (сложении) пеней, начисленных на задолженность в ПФР по состоянию на 01.01.1999, и уменьшении (списании) суммы задолженности по пеням, а также об обязании устранить допущенные нарушения в течение одного месяца.

Решением суда первой инстанции заявленное требование было удовлетворено. Суд обязал налоговый орган произвести перерасчет и уменьшение задолженности ОАО в части пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам в ПФР по состоянию на 01.01.1999. Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения. ФАС округа своим постановлением оставил указанные судебные акты без изменения.

Налоговым органом было подано заявление в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций с просьбой отменить эти судебные акты, поскольку, по его мнению, судами были неправильно применены положения действующего законодательства.

Позиция Президиума ВАС РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ счел, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

По заявлению кредитора — Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в лице ее территориального органа — определением арбитражного суда в отношении общества была введена процедура наблюдения, а с 19.11.1998 — процедура внешнего управления, продленная впоследствии до 19.11.2008.

Собранием кредиторов общества 28.08.2003 было принято решение о заключении мирового соглашения между ОАО и его кредиторами, устанавливающее размер, сроки и порядок исполнения обязательств должника перед конкурсными кредиторами, а также перед бюджетом и внебюджетными фондами, срок исполнения которых наступил до введения арбитражным судом внешнего управления. Определением арбитражного суда мировое соглашение было утверждено и прекращено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества.

Исходя из пунктов 5, 6 статьи 150 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подлежащего применению после утверждения мирового соглашения арбитражным судом, мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.

Вместе с тем в силу положений пункта 1 статьи 156 Закона о банкротстве условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.

Статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо не взысканные к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо взыскиваются в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).

Таким образом, пени, начисленные обществу по состоянию на 01.01.1999, подлежали уплате в размере, не превышающем сумму недоимки по взносам в ПФР на ту же дату.

Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов осуществляются налоговыми органами Российской Федерации.

В целях реализации положений названных Федеральных законов на налоговые органы возложена обязанность по перерасчету задолженности по пеням, включая отсроченную (рассроченную) задолженность по состоянию на 01.01.1999, и сложению задолженности в размере, равном разнице между сальдо задолженности по пеням и суммой недоимки по соответствующему налогу (сбору) на указанную дату.

Суд отметил, что, как следует из содержания обжалуемых судебных актов, задолженность по пеням была включена в реестр требований кредиторов в размере, превышающем сумму недоимки в ПФР. Поскольку налоговый орган не произвел перерасчета и сложения задолженности по пеням, как того требует законодательство о налогах и сборах, у него отсутствовали правовые основания для отказа обществу в перерасчете пеней после утверждения мирового соглашения, условия которого были исполнены ОАО.

При таких обстоятельствах оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов Суд не усмотрел. Учитывая изложенное, Президиум ВАС РФ оставил без изменения решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление Федерального арбитражного суда округа, а заявление налогового органа о пересмотре указанных судебных актов — без удовлетворения.