Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 06.03.2014

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

КС РФ РАЗРЕШИЛ СУДАМ СНИЖАТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ШТРАФЫ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА, ЕСЛИ ОН СОСТАВЛЯЕТ 100 ТЫС. РУБ. И БОЛЕЕ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ ОТ 25.02.20144-П)


1. Ситуация: заявители оспорили конституционность ряда статей КоАП РФ, посчитав, что даже минимальный штраф значителен для организаций

2. Позиция КС РФ: оспариваемые положения КоАП РФ не соответствуют Конституции РФ, так как во взаимосвязи с общими правилами назначения административных наказаний не позволяют снижать минимальный предел штраф


3. Позиция КС РФ: суды вправе назначить штраф в размере ниже минимального по статьям КоАП РФ, которые предусматривают в отношении юрлиц нижний предел штрафа на уровне 100 тыс. руб. и более

4. Позиция КС РФ: КоАП РФ должен быть приведен в соответствие с Постановлением N 
4-П


Постановление N 4-П не является основанием для пересмотра принятых ранее в отношении юрлиц (кроме заявителей) судебных актов. Так, не подлежат пересмотру принятые на основании оспоренных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и положений, в которых предусмотрены минимальные штрафы в размере 100 тыс. руб. и более, судебные акты, если они:

 

 

— не вступили в силу к моменту провозглашения Постановления N 4-П;

— вступили к указанному моменту в силу, но не были исполнены полностью или частично.

 

1. Ситуация: заявители оспорили конституционность ряда статей КоАП РФ, посчитав, что даже минимальный штраф значителен для организаций

В Конституционный Суд РФ обратились заявители в лице коммерческих организаций и бюджетного учреждения с жалобами, а также арбитражный суд с запросом. Указанные лица оспаривали положения некоторых статей КоАП РФ в части минимально установленного для организаций штрафа, в частности, за следующие правонарушения (составы правонарушений для удобства представлены сокращенно):

— пользование недрами без лицензии, минимальный штраф — 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ);

— нарушение требований промышленной безопасности или условий соответствующих лицензий, минимальный штраф — 200 тыс. руб. (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ);

— нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований техрегламентов или обязательных требований к продукции либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, минимальный штраф — 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ);

— нарушение правил раскрытия обязательной информации эмитентами, клиринговыми организациями, акционерными инвестиционными фондами и иными лицами, минимальный штраф — 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ);

— нарушение правил направления сообщений о проведении общего собрания акционеров, а также правил представления обязательной информации, минимальный штраф — 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ);

— нарушение правил проведения общего собрания участников хозяйственных обществ, минимальный штраф — 500 тыс. руб. (ч. 5 ст. 15.23.1 КоАП РФ);

— нарушение правил представления в Банк России обязательной информации, минимальный штраф — 500 тыс. руб. (ст. 19.7.3 КоАП РФ).

Заявители указали, что КоАП РФ не позволяет дифференцировать штрафы для организаций в зависимости от обстоятельств. Так, при назначении наказания не учитывается статус организации (например, малое предприятие), ее имущественное положение, степень вины нарушителя, размер вреда, факт добровольного устранения допущенных нарушений до назначения наказания. В результате в некоторых случаях даже минимальный административный штраф не соразмерен совершенному правонарушению и обременителен для организаций.

В практике арбитражных судов уже поднимались вопросы о возможности назначения наказания менее нижнего предела, установленного в КоАП РФ, при наличии каких-либо смягчающих обстоятельств. Однако суды указывали, что положениями названного Кодекса не допускается подобное снижение (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10.12.2012А79-3008/2012, ФАС Московского округа от 20.06.2012А40-69771/11-92-586, ФАС Центрального округа от 20.03.2012А62-3380/2011). В последнем случае на выводы суда повлияло, в частности, разъяснение Верховного Суда РФ, данное в п. 21 Постановления от 24.03.2005 N 5, согласно которому в КоАП РФ предусмотрена возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом.

 

2. Позиция КС РФ: оспариваемые положения КоАП РФ не соответствуют Конституции РФ, так как во взаимосвязи с общими правилами назначения административных наказаний не позволяют снижать минимальный предел штрафа

По мнению КС РФ, такое правовое регулирование не позволяет надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины нарушителя-юрлица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства. В результате правоприменительные органы не могут назначить справедливое и соразмерное административное наказание.

КС РФ отметил, что назначение наказания (в данном случае административного штрафа) должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение. На это КС РФ уже указывал в Постановлениях от 15.07.199911-П, от 19.03.20033-П, от 27.05.20088-П, от 17.01.20131-П, от 14.02.20134-П.

Ранее КС РФ неоднократно отказывал в принятии к рассмотрению обращений по вопросам оценки соразмерности различных административных наказаний (см., к примеру, Определения от 03.10.2002232-О, от 09.04.2003116-О, от 05.11.2003349-О, от 16.07.2009919-О-О и др.). Основанием для отказа служило то, что законодатель установил дифференцированные по размеру санкции, которые позволяют обеспечить необходимую индивидуализацию наказания.

Однако с момента вступления в силу КоАП РФ размер штрафов неоднократно увеличивался, соответственно, значительно возрос и нижний порог штрафов. Назначение такого штрафа, даже минимального, может негативно повлиять на имущественное положение некоторых категорий организаций, в том числе и малых предприятий.

В настоящее время если правоприменительный орган придет к выводу о несоразмерности административного наказания характеру совершенного правонарушения, то у него фактически будет только одна возможность освободить правонарушителя от ответственности — признать деяние малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).

Однако освобождение от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения не может использоваться для учета имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к ответственности. Если во всех случаях, когда наказание не соответствует характеру правонарушения, деяния будут признаваться малозначительными, то будет нарушаться принцип неотвратимости наказания. Применение рассрочки и отсрочки уплаты штрафа может не повлечь положительного эффекта, если сумма первоначального штрафа весьма обременительна для правонарушителя. Замена штрафа на предупреждение чаще всего не предусматривается в случаях, когда размер штрафа составляет 100 тыс. руб. и выше, поэтому данная мера также не предназначена для описанной ситуации.

В связи с этим КС РФ пришел к выводу, что в КоАП РФ должна быть предусмотрена возможность назначения административного наказания ниже минимального предела. Законодателю следует рассмотреть вопрос о соответствующих поправках.

Интересно, что подобную изложенной в Постановлении N 4-П позицию КС РФ выразил еще ранее в Постановлении от 17.01.20131-П. В нем Суд указал на неконституционность положений ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (нарушение правил представления в ФАС России обязательной информации) во взаимосвязи с общими положениями назначения административного наказания, не позволяющими устанавливать штраф в размере менее нижнего предела.

Подробнее об этом см. Аналитический обзор от 12 февраля 2013 года.

 

3. Позиция КС РФ: суды вправе назначить штраф в размере ниже минимального по статьям КоАП РФ, которые предусматривают в отношении юрлиц нижний предел штрафа на уровне 100 тыс. руб. и более

Представляется, что такое толкование КС РФ дал в связи с тем, что после принятия Постановления от 17.01.20131-П арбитражные суды не пошли по пути расширительного толкования изложенной в нем позиции (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2013А46-32415/2012, ФАС Поволжского округа от 07.02.2013А65-16235/2012). Суды применяли эту позицию только к ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ и снижали минимально возможное наказание по данному составу правонарушения до 100, 50, а иногда и до 30 тыс. руб. (см., например, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.201317АП-542/2013-АК по делу N А50-21094/2012, Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013А33-12959/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013А56-54918/2012).

КС РФ отметил, что принимать решение о назначении штрафа в размере ниже минимального предела могут только суды и только в исключительных случаях. Если административное наказание было назначено административным органом, то суд вправе по заявлению организации снизить размер назначенного административного штрафа.

Отметим, что такое толкование КС РФ позволяет судам снижать минимальные штрафы для юрлиц по подавляющему числу составов административных правонарушений.

 

4. Позиция КС РФ: КоАП РФ должен быть приведен в соответствие с Постановлением N 4-П

КС РФ указал, что федеральный законодатель должен стремиться устанавливать штрафы, соразмерные совершенному правонарушению. Правила наложения штрафов должны позволять в каждом конкретном случае обеспечивать адекватность применяемого принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания.

В КоАП РФ не предусмотрена возможность назначить административный штраф в размере ниже минимально установленных значений, что неконституционно.

Представляется, что законодательно этот вопрос может быть решен путем:

— снижения минимального размера штрафа в отношении организаций по всем статьям КоАП РФ (при приведении ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в соответствие с Постановлением от 17.01.20131-П был принят Федеральный закон от 02.12.2013343-ФЗ, согласно которому минимальный порог штрафа был снижен до 50 тыс. руб.);

— закрепления в КоАП РФ полномочия судей на назначение административного штрафа в размере ниже минимального (по аналогии с полномочиями судей, рассматривающих уголовные дела (ст. 64 УК РФ)).

КС РФ отметил, что законодатель вправе установить предельный размер штрафа для юрлиц, ниже которого его назначение не допускается. Такой предел может быть установлен либо в качестве общего правила, либо применительно к отдельным видам административных правонарушений.