Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 02.02.2006

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 04.11.2005 N 137-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ"


Рассмотрим наиболее важные изменения, внесенные Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ. Названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Вводится единый административный порядок принудительного взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей и санкций в бюджет
Согласно действующей в настоящее редакции ч. I Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (далее - НК РФ), налоговые органы не вправе производить взыскание штрафов путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ расширил права налоговых органов. Теперь налоговые органы, кроме пеней и недоимки по налогам и сборам, могут взыскивать штрафы.
Наряду с этим переформулирована норма абз. 5 п. 1 ст. 45 НК РФ, где определено, что взыскание налога с организаций может быть произведено в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК, взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке. В новой ее редакции установлено, что взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. При этом взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В указанных выше целях действие статей 46 и 47 НК РФ, регулирующих порядок взыскания недоимок и пеней, ранее установленный только для организаций, распространяется на индивидуальных предпринимателей. Кроме того, нормы этих статей применяются и для взыскания штрафов. С учетом изложенных изменений в ст. 47 НК РФ вводится запрет на взыскание налога (сбора, пени, штрафа) за счет имущества, предназначенного для повседневного личного пользования индивидуального предпринимателя или членов его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно изменена и ст. 48 НК РФ, ранее регламентировавшая порядок взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица или налогового агента - физического лица, теперь распространившая свое действие на взыскание штрафов. Одновременно из нее изъяты положения о применении к индивидуальным предпринимателям.
Напомним, что согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Причем физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, действие статей 46 и 47 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ будет распространяться на следующих физических лиц:
- зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- не зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- частных нотариусов;
- адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Налоговым органам дано право взыскивать налоговые санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей самостоятельно без обращения в суд в пределах установленных размеров
Глава 14 "Налоговый контроль" НК РФ дополнена ст. 103.1, регламентирующей взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа. В пункте 1 данной статьи установлены верхние пределы размеров сумм штрафов, при которых руководитель (его заместитель) налогового органа вправе самостоятельно принять решение о взыскании налоговой санкции с налогоплательщика (иного лица) на основании решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предельный размер суммы штрафа по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не должен превышать пять тысяч рублей; на организацию - пятьдесят тысяч рублей.
В связи с дополнением гл. 14 НК РФ статьей 103.1 соответствующие изменения внесены и в ст. 114 НК РФ, регулирующую применение налоговых санкций, - ее седьмой пункт полностью заменен. Теперь в нем установлено, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
В случае, если сумма санкций, налагаемых на указанных налогоплательщиков, превышает эти пределы, а также в случае, если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следует заметить, что новый порядок взыскания обязательных платежей и санкций подразумевает безусловное право юридического лица и индивидуального предпринимателя обжаловать решение налогового органа в вышестоящий орган или в арбитражный суд.
В этих целях п. 3 ст. 101 НК РФ дополнен нормой об указании в таком решении срока, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, а также порядка обжалования и других необходимых сведений. В п. п. 4 - 6 ст. 103.1 НК РФ предусмотрена административная процедура урегулирования споров. Так, согласно п. 4 ст. 103.1 НК РФ, в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Вводится единый административный порядок принудительного взыскания задолженности с плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании, взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам возложено на органы Пенсионного фонда РФ. Поэтому для введения единого административного порядка для взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам ст. 25 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании дополнена нормой, устанавливающей обязанность налогового органа передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Кроме того, ст. 25 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании дополнена нормами, аналогичными тем, которые вводятся Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ в приведенный выше п. 7 ст. 114 НК РФ. То есть, взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Что касается статьи 25.1, введенной в Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании, то содержащиеся в ней нормы о порядке взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации аналогичны нормам, установленным в статьях 46, 47 и 103.1 НК РФ.
Кроме того, Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ изложена в новой редакции ст. 31 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании. Внесенные в нее изменения носят технический характер (в тексте статьи произведена нумерация абзацев).