Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Январь 2007

пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №3(52), 30 января 2007 года

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ОБЗОР ЗА НЕДЕЛЮ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Практикум пользователя

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

подборка документов/комментарии эксперта

Исправление ошибок в бухгалтерском учете

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/КОРОТКО О ВАЖНОМ

Аналитический обзор

Правовые новости

ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ

Разяснения юриста

Судебная защита юридических лиц: взыскание дебиторской задолженности

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Программа работы Учебно-консалтингового центра на февраль - март 2007 года


Новости

ЕГЭ шагает по стране

Законопроект, предусматривающий введение единого государственного экзамена, прошел в Госдуме второе чтение. Документом предусматривается поэтапное введение ЕГЭ до 2009 года.
Ожидается, что единый государственный экзамен, введенный по всей территории России, будет способствовать реализации принципа общедоступности высшего образования на конкурсной основе. Для многих способных, талантливых ребят, проживающих в сельских районах, для выпускников из семей с низким уровнем дохода, тех, кто не может оплатить дополнительные подготовительные курсы, престижные вузы, перспективные интересные специальности часто остаются неосуществимой мечтой. Предполагается, что с принятием законопроекта о ЕГЭ эта ситуация изменится кардинальным образом.
При этом отдельным вузам может быть предоставлено право вводить дополнительные вступительные испытания. Перечень таких вузов и специальностей, по которым могут проводиться дополнительные экзамены, утверждается правительством России. Те высшие учебные заведения, которым будет предоставлено право проводить дополнительные экзамены, должны будет объявить об этих экзаменах не позднее 1 февраля 2007, для того чтобы у поступающих было время подготовиться.

Уже точно известно, что Московский государственный университет не участвует в эксперименте по единому государственному экзамену и в этом году студенты не будут зачисляться в МГУ по результатам ЕГЭ. В 2006 году университет принял более двух тысяч школьников – победителей олимпиад, что составляет около 40% бюджетных мест Московского университета. По словам ректора МГУ, система олимпиад будет развиваться, а это теоретически означает, что у всех одаренных учеников есть возможность стать студентом самого престижного вуза страны.

По порядку рассчитайсь!

С 1 февраля большинство маршрутных такси в Москве изменят номера своих маршрутов.
Если раньше номера маршрутам присваивали сами перевозчики, то теперь Департамент транспорта и связи города Москвы составил городской реестр всех действующих маршрутов наземного транспорта, согласно которому и будут выдаваться номера. Ожидается, что около 60% столичных маршруток будут перенумерованы, сохранив при этом свой маршрут. Для удобства пассажиров на всех машинах перевозчики повесят объявления, в которых укажут, какой номер он будет иметь с 1 февраля. На некоторых машинах уже сейчас появились яркие таблички сразу со старым и новым обозначениями маршрутов. Владельцы маршрутных такси, которые своевременно не подали заявки, а значит, не попали в новый реестр, будут лишены лицензии на перевозку. Если же кто-то захочет закрепить за собой новый маршрут, то сделать это он сможет только на конкурсной основе.

Красный день календаря. Еще один…

В российском календаре появится новая памятная дата – День героев Отечества. Соответствующий законопроект депутаты Госдумы планируют рассмотреть в первом чтении в самое ближайшее время.
Речь идет не о новой памятной дате, а о восстановлении существовавшего в дореволюционной России праздника – Дня Георгиевских кавалеров, который отмечался 26 ноября (9 декабря по новому стилю). Депутаты Госдумы считают, что россияне, отмеченные почетным званием героев, достойны иметь собственный праздник.
Орден Святого Георгия Победоносца был учрежден 26 ноября 1769 года указом императрицы Екатерины II. Этим орденом стали награждаться воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. Последний раз праздник Георгиевских кавалеров торжественно отмечался в 1916 году.

Жилье, доступное лишь очередникам

Мосгордума приняла Закон "О внесении изменения в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно принятому закону для стимулирования платежеспособной части очередников к улучшению жилищных условий с использованием их собственных средств и с помощью субсидий срок ожидания предоставления максимального размера городской субсидии для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняющих право на получение жилищных льгот, уменьшается с 7 до 5 лет.
Кроме того в соответствии с Законом с 15 до 10 лет будет уменьшен срок ожидания предоставления максимального размера городской субсидии для очередников, не имеющих жилищных льгот.
Предлагаемая схема процентного распределения субсидий с учетом количества лет, прошедших с момента постановки гражданина на жилищный учет, значительно улучшает положение практически всех москвичей, имеющих право на получение субсидий.
В итоге Дума проголосовала за принятие документа, учитывая, что закон подготовлен, в том числе, и в целях реализации в Москве положений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".

Использована информация сайтов www.kdo.ru, www.strana.ru

Блиц-информация

ФНС решила положить конец практике деления крупных компаний на мелкие фирмы с последующим переходом на "упрощенку".

Такие поправки налоговиков направлены для рассмотрения в Минфин РФ. Предлагается подкорректировать условия перехода на упрощенную систему налогообложения и ввести запрет на применение УСН для тех компаний, которые были созданы на базе реорганизованных или ликвидированных организаций. Кроме того, чиновники решили видоизменить и условия применения УСН. Предлагается учитывать взаимозависимость компаний и в случаях, когда взаимозависимость установлена, проводить оценку соответствия установленным критериям применения спецрежима по совокупности всех взаимозависимых организаций.

ФНС продолжает войну с фирмами-однодневками.

Налоговики предлагают внести поправки в Уголовный кодекс об ответственности учредителей и руководителей недействующих фирм, которые не прошли в установленном порядке процедуру ликвидации. Кроме того, предлагается ввести наказание за нарушение сроков представления отчетности.

Бухгалтеры будут штрафовать налоговиков.

Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет законопроектов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности госорганов. Эти документы не только подробно регламентируют порядок информирования граждан о работе органов власти, но и впервые устанавливают наказание за его нарушение. Теперь неправомерный отказ в предоставлении информации, нарушение сроков ответа на запрос (30 дней) или порядка размещения данных в Интернете, а также предоставление недостоверной информации может повлечь наложение на чиновника штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ (от 2 000 до 3 000 рублей).
Законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" устанавливает единый порядок предоставления госорганами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. До сих пор подобного документа в России не было: отдельные положения, регулирующие вопросы реализации права граждан на информацию, содержались в различных законах и нормативных актах правительства.

Каждая поправка в Налоговый кодекс должна проходить независимую экспертизу.

Такую идею высказал Председатель ВАС РФ и предложил создать независимый экспертный Совет по кодификации законодательства. По его мнению, перед обсуждением налоговых поправок на заседании Госдумы проект должен в обязательном порядке получить заключение Совета, которое далее будет прилагаться к тексту законопроекта при его рассмотрении парламентом.
Использована информация сайтов www.akdi.ru, www.klerk.ru


КонсультантПлюс/Обзор за неделю

Новое в разделе "Законодательство"

Федеральное законодательство

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

ПРИКАЗ ФНС РФ от 13.12.2006 № САЭ-3-13/859@

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ, БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ (ВЕРСИЯ 3.00)»

Вступает в силу, начиная с представления налоговой отчетности за январь и I квартал 2007 года.

В связи с изданием приказа Минфина РФ от 07.11.2006 № 136н, которым утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения, в Формате представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00), утвержденном приказом МНС РФ от 22.12.2003 № БГ-3-13/705@, часть III «Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (версия 3.00005)» заменена на аналогичную часть (версия 3.00006).

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство, ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 19.12.2006 № 179н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 МАРТА 2006 Г. № 48Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.01.2007 № 8798.
Вступает в силу, начиная с представления налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за первый отчетный период 2007 года.

В новой редакции изложены титульный лист и раздел 1 «Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)» формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу.
Также внесены отдельные изменения в рекомендации по заполнению указанной формы. В частности, в соответствии с внесенными изменениями достоверность и полнота сведений, указанных в Расчете по авансовым платежам по транспортному налогу, подтверждаются подписью руководителя организации, а в случае передачи полномочий представителю налогоплательщика достоверность и полнота сведений подтверждаются подписью представителя налогоплательщика или подписью руководителя организации — представителя налогоплательщика с указанием на титульном листе наименования документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика. Также представляется копия указанного подтверждающего документа.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство, ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 08.12.2006 № 168н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вступил в силу с 01.01.2007.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
Одновременно признан утратившим силу приказ Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» с внесенными в него изменениями.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство, ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 24.11.2006 № 151н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФОРМУ ИЗВЕЩЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ИЮНЯ 2003 Г. № 56Н»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.01.2007 № 8793.

В целях усовершенствования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений форма извещения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.06.2003 № 56н, изложена в новой редакции.
В частности, в соответствии с внесенными изменениями в извещении указывается наименование управляющей компании, в доверительное управление которой ПФР переданы средства пенсионных накоплений, или наименование негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего инвестирование и учет средств пенсионных накоплений в текущем году в соответствии с волеизъявлением застрахованного лица.
Отмечено, что в случае отказа застрахованного лица в отчетном году от формирования накопительной части трудовой пенсии через негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, в извещении указываются средства пенсионных накоплений, поступившие из негосударственного пенсионного фонда в ПФР.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство, ИБ Нормативные документы

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У

«О ПРИЗНАКАХ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ПРАВИЛАХ ОБМЕНА БАНКНОТ И МОНЕТЫ БАНКА РОССИИ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2007 № 8748.

Установлено, что платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения по приведенному перечню.
Утверждены перечни поврежденных банкнот и монеты, подлежащих обмену по номиналу, определен порядок их обмена. Обмен производится без ограничения суммы и без взимания платы.
Также определены виды банкнот и монеты Банка России, которые являются неплатежеспособными и не подлежат обмену.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство,

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 19.12.2006 № ЧД-6-25/1225@

«ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТ. 80 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА С 01.01.2007»

Разъяснен порядок реализации положений статьи 80 Налогового кодекса РФ о представлении налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышает 250 человек, налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде.
В частности, сообщено, что согласно п. 5 раздела I Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется через специализированного оператора связи.
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек и имеющие обособленные подразделения на территории разных субъектов Российской Федерации, могут представлять налоговые декларации в соответствующие территориальные налоговые органы по месту учета обособленных подразделений через оператора, обслуживающего головную организацию налогоплательщика.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство, ИБ Нормативные документы

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Росстата от 08.12.2006 № 73

«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДКИ ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ № 11 «СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ И ДВИЖЕНИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (СРЕДСТВ) И ДРУГИХ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ» И № 11 (КРАТКАЯ) «СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ И ДВИЖЕНИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (СРЕДСТВ) НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

В соответствии с внесенными дополнениями форма федерального государственного статистического наблюдения № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» представляется всеми юридическими лицами, за исключением некоммерческих организаций, независимо от их ведомственной принадлежности.
В частности, указано, что основные фонды, относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, не закрепленному во владение, пользование и распоряжение за конкретным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и за конкретными казенными предприятиями на праве оперативного управления, включаемые в федеральную казну, казну субъекта Российской Федерации или муниципальную казну, учитываются в форме № 11 организациями, использующими, обслуживающими или хранящими эти основные фонды.
Определено, что к основным фондам относятся произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, то есть активы, учитываемые в бухгалтерском учете в качестве основных средств.
Что же касается формы № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», то она в соответствии с внесенными изменениями представляется юридическими лицами, являющимися некоммерческими организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, а также органами государственного управления и местного самоуправления.
В частности, определено, что Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СВР РФ, ФСКН РФ, ФСИН РФ, ФСО РФ, ГФС РФ, МЧС РФ и подведомственные им органы государственного управления и некоммерческие организации отчитываются по форме в общем порядке, наряду с другими органами государственного управления и некоммерческими организациями.
Указано, что основные фонды, относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, не закрепленному во владение, пользование и распоряжение за конкретными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за конкретными казенными предприятиями на праве оперативного управления, включаются в федеральную казну, казну субъекта Федерации или муниципальную казну.

Указанные изменения вводятся в действие с отчета за 2006 год.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Росстата от 20.11.2006 № 68

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКОВ ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ № 3-ИНФОРМ «СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕ СВЯЗАННЫХ С НИМИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)», № 4-ИННОВАЦИЯ «СВЕДЕНИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

Порядки заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)», № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденные данным документом, вводятся в действие с отчета за 2006 год.
С этого же срока признаются утратившими силу постановление Росстата от 28.12.2004 № 153 «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции (работ, услуг)», постановление Госкомстата РФ от 22.07.2002 № 156»Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство, ИБ Нормативные документы

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2007 № 27

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ ДЛЯ ЛИЧНЫХ (БЫТОВЫХ) НУЖД НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2003 Г. № 72»

Изложены в новой редакции понятия «исполнитель», «потребитель».
Внесены изменения, касающиеся информации о предоставляемых услугах. В частности, установлено, что исполнители обязаны своевременно обеспечивать потребителей достоверной информацией на русском языке (дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации).
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков.
Также определено, что за нарушение прав потребителей, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство,

ЖИЛИЩЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.2007 № 14

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В соответствии с изменением, внесенным в постановление Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства», застройщик не должен представлять сведения о размере собственных средств при сдаче указанной ежеквартальной отчетности.
Изменениями, внесенными в постановление Правительства РФ от 21.04.2006 № 233 «О требованиях к размеру собственных денежных средств застройщика, порядке расчета размера этих средств, а также нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика», исключены положения, устанавливающие требования к размеру собственных денежных средств застройщика.

Опубликовано в «Российской газете», № 13, 24.01.2007.

Где найти: ИБ Версия Проф, ИБ Российское законодательство


Московское законодательство

ЖИЛИЩЕ

ЗАКОН города Москвы от 26.12.2006 № 67

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 3 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 31 МАЯ 2006 ГОДА № 21 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ПЕРЕСЕЛЕНИИ И ОСВОБОЖДЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (ЖИЛЫХ ДОМОВ) В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Расширен перечень оснований для неотложного отселения граждан из жилых помещений.
Помимо стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, Закон предусматривает возникновение повреждений в результате взрывов, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений.

Опубликован в газете «Тверская, 13», № 1, 11.01.2007, журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 3, 11.01.2007.

Где найти: ИБ Москва Проф, ИБ Московский выпуск


Новое в разделе "Законопроекты"

Материал подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"

Законопроекты

Тексты законопроектов в различных чтениях Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

Где найти: ИБ Законопроекты

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО


ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 299779-4

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" И В ЧАСТЬ ВТОРУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ П. А. Медведевым, Ю. Г. Медведевым, П. Б. Шелищем, В. А. Тарачевым; принят в первом чтении — постановление ГД ФС РФ от 08.12.2006 № 3876-4 ГД]

Данный законопроект предлагает внести изменения в Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон). Изменения коснутся прежде всего сроков устранения недостатков товаров. Так, недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией и уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно. Срок устранения недостатков, согласно законопроекту, может быть установлен соглашением сторон, но при этом не должен превышать 30 дней. Отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей не является основанием для освобождения указанных лиц от ответственности за нарушение срока устранения недостатков.
Также законопроект предлагает дополнить Закон положениями об ответственности продавца за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара. Так, в случае, когда продавец не исполняет обязанности по передаче товара в установленные договором сроки, потребитель по своему выбору вправе:
— либо назначить продавцу новый срок передачи товаров;
— либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
Законопроект устанавливает, что за просрочку продавец уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента суммы предварительной оплаты.
В Гражданский кодекс законопроект вносит изменения юридико-технического характера.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 333214-4
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А. Б. Коганом, И. В. Бариновым, А. Н. Белоусовым, А. В. Бурениным, А. Ю. Воробьевым, И. Н. Габдрахмановым, М. Т. Гаджиевым, А. С. Ивановым, И. Н. Игошиным, И. А. Исаковым, Р. В. Кармазиной, А. А. Кармеевым, В. С. Катренко, А. Н. Клюкиным, Г. К. Леонтьевым, Н. С. Максимовой, Л. В. Пирожниковой, Л. К. Слиска, В. И. Смоленским, З. М. Степановой, А. С. Фадзаевым, А. Н. Хайруллиным, Г. Я. Хором; принят в первом чтении — постановление ГД ФС РФ от 13.12.2006 № 3886-4 ГД]

Законопроект предлагает внести изменения в положения статей 2, 11 и 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Изменения направлены на устранение противоречий норм указанного Закона нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и уточняют срок выплаты социальной пенсии детям-сиротам.
Законопроектом предлагается закрепить право на получение социальной пенсии детей в возрасте старше 18 лет, потерявших одного или обоих родителей и обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
По мнению разработчиков законопроекта, с его принятием будет достигнуто согласованное применение норм пенсионного законодательства.

ФИНАНСЫ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 361783-4
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДАХ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ В. М. Резником; принят в первом чтении — постановление ГД ФС РФ от 13.12.2006 № 3887-4 ГД]

Законопроект направлен на совершенствование государственного регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов и государственного контроля за осуществлением соответствующей деятельности.
Так, проектом устанавливаются правила лицензирования деятельности указанных организаций с учетом специфики их деятельности. Одним из условий предоставления лицензии на осуществление деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев является соответствие финансового положения владельцев 5 или более процентов обыкновенных акций (долей в уставном капитале) лицензиата требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также наличие у указанных лиц надлежащей деловой репутации, критерии оценки которой устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Наряду с этим законопроект вводит институт внутреннего контроля за соблюдением управляющими компаниями, специализированными депозитариями и негосударственными пенсионными фондами нормативных актов, регулирующих их деятельность. В этих целях предусматривается установление требования о наличии в штате указанных организаций контролера или отдела внутреннего контроля.
Также проект устанавливает основания, порядок и последствия аннулирования лицензий. В частности, расширяется перечень оснований для ее отзыва. Кроме того, предусматривается замена процедуры приостановления действия лицензии процедурой введения запрета на все операции лицензиата или их часть.
Лицензирование деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов дополняется другими элементами государственного контроля за осуществлением указанных видов деятельности, необходимыми для его эффективности.
Законопроект также решает ряд других наиболее актуальных вопросов правового регулирования акционерных и паевых инвестиционных фондов, в частности:
— вопросы, связанные с реорганизацией и ликвидацией акционерных инвестиционных фондов;
— вопросы, связанные с взиманием вознаграждения управляющих компаний, специализированных депозитариев, аудиторов, оценщиков, а также возмещения расходов управляющих компаний;
— случаи досрочного погашения инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда, например для так называемых амортизируемых ипотечных фондов, инвестиционные паи которых погашаются по мере погашения займов и кредитов, требования по которым составляют активы фондов;
— условие, при котором возможно принятие управляющей компанией решения о своей добровольной ликвидации, — прекращение всех паевых инвестиционных фондов, доверительное управление которыми она осуществляет, или передача прав и обязанностей по всем договорам доверительного управления другой управляющей компании



Новое в разделе "Финансовые консультации"

Консультации по применению законодательства на практике

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой, старшим экспертом по законодательству группы компаний "Элкод"

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению

ВОПРОС: …Организация осуществляет торговую деятельность через обособленные подразделения, расположенные в разных регионах РФ. Среднесписочная численность работников каждого подразделения не превышает 25 человек, а численность работников головной организации — более 250 человек. Возникает ли у организации обязанность по представлению налоговой отчетности в отношении своих филиалов только в электронном виде с 1 января 2007 г.?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 29.12.2006 № 03-02-07/1-364]

По мнению Минфина, если среднесписочная численность работников за 2006 год превышает 250 человек в целом по организации (вне зависимости от фактической численности работников в ее обособленных подразделениях), то она обязана в 2007 году представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде в налоговые органы по месту учета налогоплательщика.

Где найти: ИБ Финансист, ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: Организация пользуется платными услугами почты и курьерского агентства по безадресному распространению рекламно-информационных материалов и доставке и распространению печатных материалов соответственно. Можно ли в целях исчисления налога на прибыль данные затраты отнести на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам на оплату услуг связи?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 12.01.2007 № 03-03-04/1/1]

По вопросу о порядке налогового учета расходов по безадресному распространению рекламно-информационных материалов Минфин сообщил, что данные расходы являются нормируемыми рекламными расходами, признаваемыми для целей налогообложения прибыли с учетом ограничений, установленных п. 4 ст. 264 НК РФ.

Где найти: ИБ Финансист, ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: О порядке применения ставки рефинансирования ЦБ РФ в целях определения размера расходов в виде процентов по кредитам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, полученным как до, так и после 01.01.2006.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 06.12.2006 № 03-03-04/1/811]

Минфин отметил, что положения ст. 269 НК РФ, в которой дается понятие «ставка рефинансирования ЦБ РФ» в целях налогообложения прибыли, распространяются на кредиты и займы, выданные (полученные) начиная с 1 января 2006 г. В отношении ранее полученных кредитов (с 2003 по 2005 гг.) данная норма НК РФ не действует.

Где найти: ИБ Финансист, ИБ Вопросы-ответы

Вопрос: Организация с 01.01.2003 применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». До перехода на УСН организацией приобретены и оплачены основные средства. С 01.01.2006 организация сменила объект налогообложения на «доходы минус расходы». Учитывается ли остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на УСН, в составе расходов организации после смены объекта налогообложения?

[ОТВЕТ: Письмо Минфина РФ от 22.12.2006 № 03-11-04/2/292]

В письме подчеркивается, что при смене объекта налогообложения с «доходов» на «доходы минус расходы» остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на УСНО, учитывается в составе расходов после изменения объекта налогообложения в порядке, установленном пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Отражение в учете финансово-хозяйственных операций


Схемы бухгалтерских проводок, формы документации и отчетности

Где найти: ИБ Корреспонденция счетов

Корреспонденция счетов:
В каком порядке с 01.01.2007 производится налоговый вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для производства продукции, реализуемой на экспорт, если поставка продукции производится на условиях 100% предоплаты и пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ, представлен до истечения 180 дней с даты реализации продукции?..

[Ю. С. Орлова, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению, 15.01.2007]

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации затраты на настройку приобретенного компьютера, без которой компьютер нельзя использовать по назначению? Стоимость приобретенного компьютера превышает 20 000 руб. и до ввода в эксплуатацию учитывается в бухгалтерском учете в составе вложений во внеоборотные активы. Работы выполняет подрядная организация…

[Е. В. Фещенко, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению, 15.01.2007]

Корреспонденция счетов: Как отражается движение объектов основных средств, учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности, в бухгалтерском учете и отчетности организации?..

[И. В. Шувалова, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению, 15.01.2007]

Корреспонденция счетов: …Как отразить в учете расчеты с бюджетом по налогу на прибыль в январе — марте 2007 г., если организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли? В январе 2007 г. по данным бухгалтерского и налогового учета организацией получена прибыль в сумме 100 000 руб., в феврале — убыток в сумме 40 000 руб., а в марте — прибыль в сумме 50 000 руб.

[Е. А. Кондрашкина, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению, 12.01.2007]

Корреспонденция счетов: Организация оформила подписку на первое полугодие 2007 г. на журнал (6 номеров). Стоимость подписки с учетом доставки составляет 3 654 руб. (в том числе НДС). Оплата произведена в октябре 2006 г. (перечислена на счет издательства). Счет-фактура вкладывается в каждый номер журнала. Журнал используется для производственных нужд организации и хранится в течение двух лет…

[Е. В. Фещенко, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению, 12.01.2007]

Корреспонденция счетов: Организация в 2005 г. применяла общий режим налогообложения и в апреле приобрела и ввела в эксплуатацию производственное оборудование, установив срок полезного использования в целях бухгалтерского и налогового учета равным 10 годам. С 2006 г. организация перешла на применение УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». С IV квартала 2006 г. организация утратила право на применение УСН и перешла на общий режим налогообложения…

[Е. А. Кондрашкина, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению, 22.12.2006]

Материалы бухгалтерских изданий

Аналитические материалы ведущих финансово-экономических изданий

Где найти: ИБ Бухгалтерская пресса и книги

СТАТЬЯ: Расчет среднего заработка

[И. Каганова, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, № 1]

Статья посвящена вопросам исчисления среднего заработка в различных случаях. В том числе рассмотрены особенности расчета среднего заработка, если расчетный период отработан работником не полностью. Кроме того, автор поясняет, каким образом учитываются при исчислении среднего заработка премии и вознаграждения, в каких ситуациях производится корректировка среднего заработка. Статья включает значительное количество практических примеров.

СТАТЬЯ: Ошибки в заполнении платежных документов (Начало)

[М. Михайлов, «Финансовая газета», 2007, № 1]

Автор анализирует ошибки, допускаемые налогоплательщиками при заполнении платежных документов: например, в указании ИНН организации, ИНН получателя, КБК. Весьма полезными для читателей являются рекомендации автора по исправлению перечисленных ошибок.

СТАТЬЯ: Налоговый учет амортизационных начислений на неиспользуемые объекты основных средств

[О. А. Мясников, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2006, № 23]

В статье исследован вопрос обоснованности претензий со стороны налоговых органов о неправомерности начисления амортизации на объекты основных средств, временно или постоянно неиспользуемых в предпринимательской деятельности. В частности, автор рассматривает общие требования, предъявляемые налоговым законодательством РФ к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли; приведены примеры решений арбитражными судами исследуемой проблемы.

СТАТЬЯ: Новый порядок представления налоговой отчетности, действующий с 1 января 2007 года

[А. В. Грищенко, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2006, № 23]

Статья знакомит читателей с новым порядком заполнения и представления налоговых деклараций, вступившем в силу с 1 января 2007 г. Так, автор останавливается на таких важных вопросах, как порядок подачи декларации в налоговую инспекцию и ее принятие налоговым органом, ответственность налогоплательщика за нарушения при подаче декларации, правила представления уточненной декларации.

ВОПРОС: …Согласно учетной политике ОАО активы сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью до 10 000 руб. за единицу включаются в состав МПЗ. Может ли осуществляться списание МПЗ в производство на основании требования-накладной? При списании объектов основных средств с забалансового учета можно ли использовать акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов типовой формы № МБ-8?

[И. Ложников, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, № 1]

По мнению автора, в приведенной ситуации применение организацией в качестве первичного учетного документа требования-накладной (форма № М-11) вполне обоснованно. Также автор считает обоснованным и применение формы № МБ-8 для оформления операций по списанию с забалансового учета объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. за единицу.



КонсультантПлюс/Горячая линия

Практикум пользователя

Имеет ли право филиал иностранной организации растаможивать груз для дальнейшей продажи?

Как найти: открыть раздел "Финансовые консультации"

1. Заполнить реквизиты полей в карточке поиска:

Название поля Реквизиты
Текст документа филиал иностранная организация таможенной

2. Выбрать информационный банк:

  • Финансист

3. Построить список.
4. Четвертая консультация в списке:

  • "Вопрос: Может ли быть допущен к применению специального порядка контроля таможенной стоимости, установленного Приказом ГТК России от 28.06.2004 N 727, филиал иностранной компании, зарегистрированный на территории РФ?

5. Открыть текст консульт ации. См.:

"…в случае если товары ввозятся иностранной организацией не в соответствии с внешнеторговым договором, заключенным с российской организацией, а в адрес своего филиала, зарегистрированного в РФ, такая иностранная организация и ее филиал не могут быть допущены к применению специального порядка контроля таможенной стоимости".

На какой счет следует отнести расходы по оплате пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня, оплачиваемые за счет работодателя?


Как найти: открыть раздел "Финансовые консультации"

1. Заполнить реквизиты полей в карточке поиска:

Название поля Реквизиты
Текст документа два дня больничный

2. Выбрать информационный банк:

  • Бухгалтерская пресса и книги

3. Построить список.
4. Первая консультация в списке:

  • Вопрос: Недавно мы поспорили с коллегами по следующему вопросу. На какой счет в бухучете относить расходы на оплату двух дней больничных, которые выплачиваются за счет фирмы, – на счета 20, 25, 26 или на счет 91?
    ("Главбух", 2006, N 14)

5. Открыть текст консультации. См.:

суммы выплачиваемых пособий следует относить на те счета затрат, куда списывается заработная плата сотрудников, то есть на счета 20, 25 и 26. Такой подход подтверждает письмо Минфина России от 6 мая 2005 г. № 07-05-06/132.

Обязательно ли применение Квалификационного справочника должностей?

Как найти: открыть раздел "Финансовые консультации"

1. Заполнить реквизиты полей в карточке поиска:

Название поля Реквизиты
Текст документа применение Квалификационного справочника

2. Выбрать информационный банк:

  • Бухгалтерская пресса и книги

3. Построить список.

4. Четвертая консультация отвечает на заданный вопрос:

  • Вопрос: Является ли Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих обязательным для предъявления требований к квалификации (образованию) должности или допускается устанавливать их по усмотрению работодателя?
    ("Налоговый вестник", 2006, N 9)

Увеличился ли размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет?

Как найти: открыть раздел "Законодательство"

1. Заполнить реквизиты полей в карточке поиска:

Название поля Реквизиты
Вид документа ЗАКОН
Текст документа размер ежемесячного пособия на ребенка

2. Выбрать информационный банк:

  • Версия Проф

3. Построить список.
4. Пятый документ в списке:

  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.12.2006 N 865
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"

5. Открыть текст документа. См. п. 44 раздела VI "Ежемесячное пособие по уходу за ребенком":

"Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым и последующими детьми – лицам, указанным в подпунктах "д"–"з" пункта 35 настоящего Положения;

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, – лицам, указанным в подпунктах "а"–"г" пункта 35 настоящего Положения. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей".


КонсультантПлюс/Актуальная тема

Исправление ошибок в бухгалтерском учете

Людям свойственно ошибаться. Не застрахованы от ошибок и бухгалтеры, причем не только начинающие, но и опытные. Действительно, постоянно изменяющееся законодательство в области бухучета и налогообложения, огромные нагрузки, недобросовестность партнеров по бизнесу нередко приводят к появлению искажений и ошибок в бухучете и отчетности. Последствия допущенных ошибок бывают разными. Но особенно опасны те из них, которые влияют на данные бухучета и исчисление налогов, а в итоге искажают налоговую отчетность. В период подготовки и сдачи годовой отчетности сегодняшний материал мы посвятим такому актуальному вопросу, как порядок исправления ошибок в бухучете.
Итак, открываем систему КонсультантПлюс.

Вначале разберемся, что грозит организации и ее должностным лицам в случае искажения показателей бухгалтерской отчетности. Гражданским законодательством предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. См.:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
(ред. от 30.12.2006)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2007) (ст. 15.11)

Где найти: раздел «Законодательство»
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Поскольку допущенная в бухучете ошибка может существенно повлиять на исчисление налогов, нельзя забывать и об ответственности, установленной налоговым законодательством. Так, согласно ст. 120 НК РФ за отсутствие первичных документов и регистров бухучета, систематическое несвоевременное и неправильное отражение на счетах бухучета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств и т. д. к организации применяется штраф в размере 5 (15) тыс. руб. (в зависимости от того, в одном или более налоговых периодах совершены деяния).

Также необходимо учитывать и требования законодательства о бухучете, возлагающие на организации обязанности составления достоверной бухгалтерской отчетности и внесения в нее необходимых изменений.

В статье, предлагаемой ниже, даются ответы на следующие вопросы: за какие ошибки в бухучете и как могут наказать организацию и бухгалтера, допустившего ошибку в расчетах, всякая ли ошибка влечет наказание? Кроме того, автором приведены примеры арбитражной практики. См.:

Статья: Что грозит за ошибку в бухгалтерском учете?
(«Главбух», 2004, N 1)

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Поэтому, не дожидаясь, пока ошибки выявит внешний аудитор или налоговый инспектор при проведении соответствующей проверки, следует исправить их самостоятельно.

Рассмотрим правила исправления ошибок

Основными нормативными актами, регулирующими порядок внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность, являются следующие:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ред. от 18.09.2006)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)

Где найти:
раздел «Законодательство»
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н
«О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(ред. от 18.09.2006)

Где найти:
раздел «Законодательство»
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Этими документами установлено общее правило, в соответствии с которым при выявлении искажений и ошибок в бухучете, независимо от того, в отчетном году или в предшествующем (после утверждения отчетности) они допущены, изменения производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором обнаружены ошибки. См. разъяснения:

Вопрос: Мой предшественник допустил в учете массу ошибок. Мы внесли исправления. В итоге составили новые балансы. Нужно ли их нести в налоговую инспекцию?
(«Главбух», 2004, N 13)

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Автор поясняет: при обнаружении ошибок новые балансы не составляются. Также подчеркивается, что если бухгалтер нашел ошибки за прошлые годы, то учетные записи тех периодов уже не корректируются.

Приведем судебное решение, в котором суд указал, что организация не имела права вносить исправления в бухгалтерский баланс после его утверждения. См.:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА от 15.01.2002 N КА-А41/8166-01
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как отчетному году, так и к предшествующим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в которой были обнаружены искажения ее данных.

Где найти:
раздел «Судебная практика»
ИБ ФАС Московского округа
ИБ Налоговые споры

Порядок исправления бухгалтерской ошибки зависит от ;периода времени, в котором она была обнаружена.
Назовем 3 возможных варианта времени выявления ошибки:

1. Ошибка в отражении хозяйственных операций текущего периода выявлена до окончания отчетного года.

В данном случае исправления производятся записями по соответствующим счетам бухучета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены.

По этому вопросу целесообразно ознакомиться с консультациями специалистов:

Вопрос: Мне надо оформить бухгалтерскую ошибку. По сути исправлений у меня вопросов нет. А вот с датой совсем запуталась. Каким числом провести исправление, если сама ошибка относится к февралю 2006 г.?
(«Практическая бухгалтерия», 2006, N 4)

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Корреспонденция счетов: 22 апреля 2005 г. (после представления в налоговые органы отчетности за I квартал и уплаты налога на прибыль) бухгалтером организации обнаружена ошибка: в марте включена в расходы в налоговом учете сумма сверхнормативных процентов по долгосрочному кредиту, полученному 01.03.2005. Как исправить данную ошибку?..

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Корреспонденция счетов

2. Ошибка в отражении хозяйственных операций отчетного года выявлена после его завершения, но до утверждения годовой бухгалтерской отчетности в установленном порядке.

Правило исправления ошибок будет следующим: исправления в бухучете производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представляется в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.

Предположим, что бухгалтер АО, сдав баланс за отчетный год, спустя 2 недели обнаружил в нем ошибку. Как правильно ее исправить? Ответ на вопрос зависит от того, была ли годовая отчетность утверждена общим собранием акционеров. Так, до проведения общего собрания и утверждения на нем годовой отчетности бухгалтер может внести исправления последними записями декабря. См.:

Интервью: Внесение изменений в бухгалтерскую и налоговую отчетность
(«Учет. Налоги. Право», 2004, N 15)

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Еще одна практическая ситуация:

Вопрос: Организация получила в феврале 2004 г. от энергоснабжающей организации первичные расчетные документы на потребленную в ноябре 2003 г. электроэнергию. Бухгалтер организации внес исправления в бухгалтерский учет за месяц, в котором электроэнергия была потреблена, т. е. за ноябрь 2003 г. Правомерны ли действия бухгалтера в данной ситуации?

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Финансист
ИБ Вопросы-ответы

Из ответа следует, что исправления должны быть внесены в бухучет за декабрь 2003 года. Поэтому действия бухгалтера нельзя признать правомерными.

Пример корректировки декабрьских записей и схему бухгалтерских проводок вы найдете в материале:

Вопрос: Составляя годовой баланс, я выявила ошибку: в августе 2005 г. и в бухгалтерском, и в налоговом учете я излишне включила в расходы арендную плату за магазин, который мы снимаем у другой фирмы. Как мне исправить ситуацию?
(«Главбух», 2006, N 4)

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Бухгалтерская пресса и книги

3. Ошибка в отражении хозяйственных операций на счетах в прошлом году выявлена в текущем отчетном периоде после утверждения годовой бухгалтерской отчетности.

При исправлении этих ошибок нужно помнить, что изменения в учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый год вносить уже нельзя. Поэтому исправления производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. См.:

Вопрос: После сдачи бухгалтерской отчетности была обнаружена ошибка. Можно ли сдать исправительный баланс?
(«Учет. Налоги. Право», 2006, N 17)

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Эксперт издания разъясняет, что не существует такого понятия, как «исправительный баланс», а значит, и сдать его невозможно. Бухгалтер отражает исправления в текущем году.

Если после утверждения годовой отчетности вы обнаружили дополнительные доходы или расходы, то вам следует руководствоваться разъяснениями Минфина РФ о порядке отражения в бухгалтерском и налоговом учете прибылей (убытков) прошлых лет. См.:

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 10.12.2004 N 07-05-14/328
<ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПОСЛЕ УТВЕРЖДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ ОТЧЕТНЫЙ ГОД> (*)

Где найти:
раздел «Законодательство»
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

(*) При применении документа учтите изменения, внесенные приказами МФ РФ от 18.09.2006 №№ 115н и 116н.

Кратко проанализировав общие правила исправления бухгалтерских ошибок в зависимости от периода обнаружения, скажем о способах их исправления. Они традиционные: сторнирование ошибочных сумм и запись правильных проводок, а также способ дополнительной записи (проводки).

Наш разговор о правилах и способах исправления бухгалтерских ошибок закончим материалом, в котором подробно изложены правила внесения корректировок в данные бухучета. Советуем ознакомиться с ним:

Статья: В бухучете допущена ошибка: как ее исправить
(«Российский налоговый курьер», 2004, N 20)

Где найти:
раздел «Финансовые консультации»
ИБ Бухгалтерская пресса



КонсультантПлюс/Коротко о важном

Краткий анализ важнейших изменений в законодательстве

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"

НАЛОГИ

Изменения законодательства, вступающие в силу с 1 января 2007 года

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

Налог на добавленную стоимость

ОТМЕНЕНА ОТДЕЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НДС ДЛЯ ЭКСПОРТЕРОВ

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ с 1 января 2007 года отменяется отдельная налоговая декларация по нулевой ставке НДС (п. 6 ст. 164 НК РФ). Суммы налога, подлежащие возмещению экспортерам, будут отражаться в общей декларации и, таким образом, приниматься к вычету в заявительном порядке.

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НДС ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ НЕДЕНЕЖНЫХ ФОРМАХ РАСЧЕТОВ

Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в главу 21 НК РФ введена норма об обязательном перечислении НДС денежными средствами с оформлением отдельных платежных поручений в случаях осуществления товарообменных операций, при зачетах взаимных требований, а также при использовании в расчетах за реализуемые товары (работы, услуги) ценных бумаг (п. 4 ст. 168 НК РФ).

НОВЫЕ ПРАВИЛА ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС ИЗ БЮДЖЕТА

Порядок возмещения (зачета, возврата) налогоплательщику сумм НДС регламентирован статьей 176 НК РФ.
Следует отметить, что редакция статьи 176 НК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ и вступающими в силу с 1 января 2007 года, уже неактуальна. После указанной даты при возмещении НДС из бюджета следует руководствоваться положениями данной статьи в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ.
Теперь согласно внесенным поправкам срок возмещения налога исчисляется с момента окончания проведения камеральной проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ). Если в ходе ее проведения нарушения не выявлены, налоговый орган в течение 7 рабочих дней должен вынести решение о возмещении НДС (полностью или частично).
Как и прежде, при наличии у налогоплательщика недоимки по федеральным налогам, задолженности по пеням и штрафам налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет их погашения (п. 4 ст. 176 НК РФ).
Не позднее следующего дня после принятия решения о возврате сумм налога налоговый орган должен будет направить в орган Федерального казначейства соответствующее поручение. Поручение подлежит исполнению территориальным органом Федерального казначейства в течение 5 дней со дня его получения (п. 8 ст. 176 НК РФ). Сумма налога перечисляется на указанный в заявлении налогоплательщика банковский счет (п. 6 ст. 176 НК РФ).
Установлено также, что за несвоевременный возврат суммы налога подлежат начислению проценты, начиная с 12-го дня после окончания камеральной налоговой проверки (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Новый порядок возмещения НДС применяется в отношении налоговых деклараций, поданных после 31 декабря 2006 года (п. 17 ст. 7 Закона 137-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

УТОЧНЕНО ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА

Налогообложение НДФЛ доходов резидентов и нерезидентов РФ производится по различным налоговым ставкам. В этой связи очень важным является уточнение Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ понятия налогового резидента, введенного в статью 207 НК РФ.
Налоговыми резидентами будут признаваться физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом выезд за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения не повлияет на налоговый статус физического лица. Установлено также, что российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ, будут признаваться налоговыми резидентами независимо от фактического времени их нахождения в Российской Федерации.

ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ в пункт 3 статьи 214.1 НК РФ, с 1 января 2007 года налогоплательщики при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами (если расходы на их приобретение, реализацию и хранение не могут быть подтверждены документально) не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ (утратил силу абзац 22 пункта 3 статьи 214.1 НК РФ). В этом случае налог будет взиматься со всей суммы доходов, полученной от продажи ценных бумаг.

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ ПО РАСХОДАМ НА ДОБРОВОЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ

При определении размера налоговой базы по НДФЛ физическое лицо имеет право на получение социальных налоговых вычетов, перечень которых установлен статьей 219 НК РФ. С 1 января 2007 года вступает в силу новая редакция данной статьи, принятая в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 144-ФЗ.
Так, согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в составе социального налогового вычета (предоставляемого в суммах, уплаченных за услуги по лечению и на приобретение медикаментов) будут учитываться также суммы страховых взносов, уплаченные по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховыми организациями исключительно услуг по лечению.
Кроме того, поправками, внесенными в подпункты 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, изменен размер указанных налоговых вычетов. С 01.01.2007 максимальная сумма вычета будет увеличена с 38 000 рублей до 50 000 рублей.

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЙ ПРИ КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ КОМНАТ И ДОЛЕЙ В НИХ

Федеральным законом от 27.07.2006 № 144-ФЗ изменены положения Налогового кодекса РФ, устанавливающие право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов при определении налоговой базы по НДФЛ (ст. 220 НК РФ).
В частности, изменен перечень недвижимого имущества, при продаже которого налогоплательщики имеют право на получение имущественного налогового вычета в сумме, не превышающей в налоговом периоде 1 000 000 рублей. В этот перечень, помимо находящихся в собственности менее трех лет жилых помещений — домов, квартир и долей в них, внесены также комнаты и доли в них. Установлено, что в случае если комната (или доля в ней) находилась в собственности налогоплательщика более трех лет, то налоговый вычет будет предоставляться в полной сумме, полученной от ее продажи.
Аналогичные изменения коснулись ситуаций, связанных со строительством (приобретением) жилых помещений.
В состав имущественного налогового вычета будут включаться суммы, израсходованные налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение комнат или долей в них. Как и прежде, общий размер данного налогового вычета не сможет превышать 1 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации.
Поскольку по общему правилу налоговые вычеты предоставляются по итогам налогового периода, указанные изменения найдут свое отражение в декларации по НДФЛ, представляемой налогоплательщиками по итогам 2007 года.

Единый социальный налог

СТАВКИ ЕСН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Федеральным законом от 27.07.2006 № 144-ФЗ введена новая категория налогоплательщиков — организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.
Для данных налогоплательщиков (за исключением имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) новыми положениями статьи 241 НК РФ установлены пониженные налоговые ставки ЕСН и условия их применения.
К таким условиям относятся: наличие у организации документа о государственной аккредитации; среднесписочная численность работников (не менее 50 человек); объем доходов от деятельности в области информационных технологий в общей сумме доходов организации, который должен составлять не менее 90% (при этом 70% их них — доходы, полученные от иностранных лиц).
Налоговые ставки ЕСН будут соответствовать общеустановленным ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 241 НК РФ, до тех пор, пока величина налоговой базы на каждое физическое лицо (нарастающим итогом с начала года) не превысит 75 000 рублей.
В случае если размер налоговой базы превысит указанную величину и будут соблюдены условия, указанные выше, у организации появится возможность применять пониженные налоговые ставки, предусмотренные п. 6 ст. 241 НК РФ.
При этом необходимо учитывать, что в случае невыполнения хотя бы одного из условий, установленных п. 8 ст. 241 НК РФ, организации лишатся права на применение пониженных налоговых ставок.

Продолжение — в следующем номере.



Практический консалтинг

Судебная защита юридических лиц

«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», — гласит Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 46).

Общепризнанное мнение обывателя: судебное разбирательство — это всегда долго, дорого и без гарантии на выигрыш.
Однако наша практика показывает, что по некоторым категориям споров (например, обжалование решения налогового органа) срок внесудебного урегулирования может оказаться гораздо больше срока судебного разбирательства. Кроме того, если дело не решается сторонами путем переговоров, судебная защита является единственным способом восстановления нарушенных прав.
При этом по своей юридической природе этот способ универсален. Юридические лица могут обращаться в суд во всех случаях: при нарушении контрагентом договорных обязательств, причинении вреда третьими лицами, в целях признания прав собственности и др. Кроме того, в суде можно обжаловать решения и/или действия должностных лиц государственных органов, признать недействующими нормативные акты и т. п.
Предлагаемая вашему вниманию серия статей под общим названием «Судебная защита юридических лиц» посвящена рассмотрению наиболее оптимальных способов защиты в суде нарушенных прав в области предпринимательских отношений. Все материалы серии написаны юристами-практиками.
В заключение хотим поблагодарить всех читателей, приславших нам свои отзывы на статьи серии «5 ошибок работодателя» (см. «Оперативно и достоверно», 2006, № 31, 32, 39, 41, 42) и пожелания с темами будущих материалов.

А. В. Москалев, начальник юридического департамента группы компаний «ЭЛКОД»

Судебная защита юридических лиц: взыскание дебиторской задолженности

Ситуация, когда контрагенты организации — юридические лица или индивидуальные предприниматели — не торопятся погасить свои долги, к сожалению, отнюдь не является редкостью.
Наша статья призвана помочь юридическому лицу в организации процесса самостоятельного взыскания долга.
Способы взыскания долга могут быть разными, однако самым распространенным и оптимальным из них является судебное взыскание с возбуждением исполнительного производства.
Представим процесс взыскания долга как пять шагов, которые необходимо пройти для получения от должника законно причитающихся вашей организации денежных сумм.

1. Принятие решения об истребовании (взыскании) долга

Первым и очень важным шагом должно стать именно принятие руководителем организации решения о взыскании долга через суд. Хотим подчеркнуть особо: указанное решение должно быть взвешенным и обоснованным, необходимо четко осознавать, что взыскание долга будет сопряжено с некоторыми материальными затратами, которые не всегда удается полностью возместить за счет должника, а также временными затратами и расходом нервной энергии.
Итак, принятое решение должно быть основано не на сиюминутной реакции, а вытекать из экономической ситуации и философии бизнеса кредитора.
Обоснованием такого решения должны стать две составляющие — юридическая и материальная.
Юридическая составляющая подразумевает наличие у кредитора права требовать уплаты долга в материально-правовом смысле и обладание надлежащей доказательственной базой.
Права требования долга должны базироваться на нормах материального права (законодательства, регулирующего обязательство, из которого вытекают ваши требования), а доказательственная база будет считаться надлежащей, если она позволяет доказать все юридически значимые обстоятельства дела.
Именно на данном этапе рекомендуем проконсультироваться у судебного юриста (наименование услуги — «Оценка перспективы выигрыша дела в суде» ).
Материальная составляющая означает фактическую возможность (реальность) исполнения положительного для кредитора судебного решения (т. е. наличие у должника имущества, за счет которого можно удовлетворить денежные требования кредитора).
Для определения материальной составляющей требуется иметь доступ к соответствующей информации. Открытым и общедоступным источником информации о наличии у должника недвижимого имущества является Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Еще один источник информации — бухгалтерская отчетность должника (например, для открытых акционерных обществ установлена обязанность публиковать данные отчета о прибылях и убытках).

2. Подготовка к суду

Следующим шагом после принятия и обоснования решения о взыскании долга станет подготовка к суду, которая подразумевает следующие действия:
— определение подсудности дела;
— составление искового заявления и приложение к нему необходимых документов;
— направление копии искового заявления должнику (с копиями документов, которых нет у должника);
— оплата государственной пошлины.
Остановимся немного подробнее на каждом этапе.
При определении подсудности дела следует руководствоваться статьями 34-39 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ). По общему правилу спор подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ). Исключением из этого правила являются предусмотренные случаи, когда истцу предоставляется право выбора места рассмотрения спора (ст. 36 АПК РФ), договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) и исключительной подсудности (ст. 38 АПК РФ).
Существуют способы искусственного изменения подсудности, которые мы не будем рассматривать в настоящей статье, поскольку, во-первых, судьи воспринимают подобные действия негативно, а во-вторых, нам не позволяет это сделать ограниченный объем статьи.
Определившись с подсудностью, можно приступать к составлению искового заявления.
Исковое заявление составляется в письменной форме и должно содержать сведения, указанные в ст. 125 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, указанные в ст. 126 АПК РФ. В противном случае суд при принятии искового заявления вынесет определение об оставлении заявления без движения (ст. 128 АПК РФ).
При составлении заявления следует еще раз проверить, какими доказательствами будут подтверждаться юридически значимые факты. В случае если вы не имеете возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вы вправе обратиться в суд с ходатайством об истребовании данного доказательства (ст. 66 АПК РФ).
В том случае, если есть основания опасаться, что представление в суд необходимых доказательств станет невозможным или затруднительным (например, они могут быть уничтожены), истец вправе обратиться в суд с заявлением об обеспечении этих доказательств (ст. 72 АПК РФ).
Другими словами, при составлении искового заявления следует руководствоваться двумя основными принципами: законности (все то, что вы требуете, должно вытекать из конкретной нормы права) и обстоятельности (все должно быть тщательно и всесторонне продумано). Следует помнить о том, что последствия проигрыша дела для кредитора катастрофичны: он лишается возможности рассмотреть дело повторно, а некоторые ошибки исправить при рассмотрении дела в последующих судебных инстанциях (в апелляции, кассации) невозможно.
Копию искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у должника отсутствуют, следует направить должнику заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 125 АПК РФ).
Последним действием в рамках подготовки дела к суду является оплата государственной пошлины. В соответствии со ст. 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (см. гл. 25.3 Налогового кодекса РФ). Реквизиты, по которым следует перечислить пошлину, можно узнать в суде.



Центр образования "Элкод"

Программу семинаров на январь-март 2007 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"