Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Сентябрь 2008

пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №31(130), 1 сентября 2008 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство

Московское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО/ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

О налогообложении собственности супругов

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на сентябрь 2008 года

Новости

Метро: бульвары, планы и перспективы

Глава Московского метрополитена Дмитрий Гаев рассказал о перспективах развития столичной подземки.

В частности, речь шла об одной из самых насущных проблем – сильно возросшего пассажиропотока. Как правило, чтобы попасть на станцию, людям приходится долго простаивать в очередях за билетами. Пока единственный выход из ситуации руководство метрополитена видит в установке на станциях экспресс-класс, позволяющих достаточно быстро приобрести билет на одну-две поездки. И такие кассы в экспериментальном порядке уже установлены на некоторых станциях метро.
Кроме того, Дмитрий Гаев напомнил, что ко Дню города, 7 сентября, откроется новая станция "Славянский бульвар" Арбатско-Строгинской линии. Одна из самых широких в Московском метрополитене, новая станция оформлена в соответствии со своим названием и представляет собой своеобразный бульвар: вдоль платформы располагаются декоративные фонари, установлены скамейки, а вверху размещены кованые решетки.
В следующем году планируют открыть станции "Достоевская" и "Марьина роща". Обещают обновить подвижной состав подземки (до конца года предполагается пустить 80 новых вагонов) и модернизировать систему кондиционирования метрополитена.
Кроме того, в 2009 году в метрополитене будет широко внедряться система безналичной оплаты проезда, в том числе, с помощью банковских карт и даже… мобильных телефонов. Специальное оборудование будет снимать деньги с телефонного счета пассажира.

www.klerk.ru www.vesti-moscow.ru

Блиц-информация

В Москве меняют правила назначения выездных проверок.

В Управлении ФНС по г. Москве подготовили проект документа, меняющего правила назначения выездных проверок. Им предусмотрены сроки, в течение которых в территориальных инспекциях должны будут определять кандидатов на выездную проверку на 2009 год. В соответствии с проектом план проверок на 2009 год должен быть готов уже к сентябрю текущего года.
Причины, которые могут побудить инспекторов включить компанию в список, – результаты отчетности за 2006–2007 годы и полугодие 2008 года; соотношение между чистыми активами и уставным капиталом, состав и динамика изменений основных средств, собственный оборотный капитал. Вне списка согласно документу будут проверяться ликвидируемые компании или организации, по которым были тревожные сигналы.

Роструд создал Совет по малому предпринимательству.

В Федеральной службе по труду и занятости создан Совет по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства. Совет создан в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.

www.klerk.ru

новое в законодательстве


Федеральное законодательство

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.08.2008 № 618
"ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ"

Определен порядок информационного взаимодействия органов исполнительной власти разных уровней при ведении государственного кадастра недвижимости.

Утвержденное "Положение" регламентирует порядок информационного взаимодействия между органом кадастрового учета и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также МИД РФ (по вопросам прохождения государственной границы РФ).
Определены документы, которые предоставляются указанными органами. Установлено также, что документы предоставляются в электронном виде с использованием сетей связи общего пользования, а при отсутствии таких сетей - на электронных носителях.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.08.2008 № 608
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЫДЕЛЕНИЯ ГРАНТОВ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ ДОСТИЖЕНИЮ И (ИЛИ) ПООЩРЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ НАИЛУЧШИХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Определен порядок выделения грантов субъектам РФ, органы исполнительной власти которых достигли лучших показателей в своей деятельности.

Гранты в форме дотаций из федерального бюджета выделяются 20 субъектам Российской Федерации, органы исполнительной власти которых достигли лучших показателей по уровню и динамике эффективности в сферах государственного управления и повышения инвестиционной привлекательности субъекта РФ, обеспечения здоровья, образования и жилищно-коммунального комплекса.
Постановлением определены критерии достижений в указанных сферах и порядок расчета размера гранта, который не может составлять менее 5 млн рублей. Установлено также, что проект акта о выделении грантов вносится в Правительство РФ ежегодно, до 1 сентября, Министерством регионального развития РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф

ПРИКАЗ Россельхознадзора от 30.07.2008 № 218
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА ОТ 12 АПРЕЛЯ 2005 Г. № 138"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.08.2008 № 12114.

Внесены изменения в приказ Россельхознадзора от 12.04.2005 № 138 "О Перечне должностных лиц Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".

В связи с изменением системы федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. изменением полномочий Россельхознадзора, перечень административных правонарушений, о совершении которых составлять протоколы вправе должностные лица Россельхознадзора, дополнен административными правонарушениями в сфере лесного хозяйства.
К ним относятся, в частности, уничтожение или повреждение знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, нарушение правил использования лесов, нарушения порядка предоставления лесов для их использования, различные нарушения порядка использования земель, совершенные в лесах, и некоторые другие правонарушения.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.08.2008 № 626
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2008 ГОДУ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ"

Определены условия предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов РФ на развитие консультационной помощи сельхозпроизводителям.

Согласно утвержденным Правилам предоставление субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства РФ при условии, в частности, реализации субъектом РФ региональной программы развития сельского хозяйства, предусматривающей мероприятия по осуществлению консультационной помощи и ее развитию.
Определены порядок предоставления субсидий, условия заключения соглашения о взаимодействии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ с Минсельхозом РФ, а также порядок предоставления отчетности о расходовании бюджетных средств.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ ФСФР РФ от 29.07.2008 № 08-31/пз-н
"О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ АКЦИОНЕРНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА И ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА, АКЦИИ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПАИ) КОТОРОГО ОГРАНИЧЕНЫ В ОБОРОТЕ"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.08.2008 № 12140.

ФСФР РФ установила требования к порядку определения размера вознаграждения управляющей компании акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, акции (инвестиционные паи) которого ограничены в обороте.

Размер вознаграждения может определяться исходя из стоимости чистых активов фонда, размера дохода от управления активами фонда, суммы денежных средств и иного имущества, переданного в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, а также исходя из размера уставного капитала (в отношении акционерного инвестиционного фонда).
Дата, на которую рассчитывается стоимость чистых активов, размер дохода от управления активами и размер уставного капитала акционерного инвестиционного фонда должны определяться в соответствии с инвестиционной декларацией акционерного инвестиционного фонда (правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом).

Опубликован в "Российской газете", № 178, 22.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.07.2008 № 71н
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 НОЯБРЯ 2007 Г. № 114Н"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.08.2008 № 12122.

Скорректирован порядок ведения сводной росписи федерального бюджета и изменения лимитов бюджетных обязательств.

В частности, уточнен порядок оформления справок об изменении сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств. Так, коды видов изменений сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств, не приводящих к изменению показателей сводной росписи, дополнены новым кодом - "031", который присваивается в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей, в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти.
Также установлен порядок внесения изменений в показатели сводной росписи и лимиты бюджетных обязательств в связи с принятием закона о внесении изменений в федеральный бюджет текущего финансового года и плановый период, а также в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом.
Кроме того, в новой редакции изложены отдельные приложения к Порядку, в том числе приложение 6 "Справка об изменении росписи и лимитов бюджетных обязательств ...".

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Бухгалтерский учет. Статистика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.08.2008 № 620
"ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПЕРВИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДАННЫХ СУБЪЕКТАМ ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА"

Одним из условий предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных является наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке.

Правительством РФ утверждено Положение, которым определены условия предоставления респондентами в обязательном порядке статистических и административных данных, порядок их предоставления, а также ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) либо предоставление респондентами недостоверных первичных статистических или административных данных субъектам официального статистического учета.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 01.08.2008 № 2047-У
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПУНКТ 2 УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 28 ИЮЛЯ 2004 ГОДА № 1482-У "О ПЕРЕЧНЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ВХОДЯЩИХ В ЛОМБАРДНЫЙ СПИСОК БАНКА РОССИИ"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.08.2008 № 12121.

Установлены условия для включения в Ломбардный список Банка России конкретных выпусков облигаций с ипотечным покрытием.

В частности, новой редакцией пункта 2 Указания ЦБ РФ от 28.07.2004 № 1482-У установлено, что облигации с ипотечным покрытием, выпускаемые в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", отвечающие определенному уровню кредитного рейтинга, могут быть включены в Ломбардный список Банка России независимо от того, обеспечены ли обязательства эмитента по данным ценным бумагам гарантиями (поручительствами).

Опубликовано в издании "Вестник Банка России", № 45, 20.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф

Труд и занятость

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р

Правительство РФ одобрило Концепцию действий на рынке труда на 2008-2010 годы.

Концепция определила приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда (и комплексы мер по ее осуществлению) в качественно новых экономических условиях. Такими направлениями являются: совершенствование законодательства в области содействия занятости населения; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы; развитие кадрового потенциала; оптимизацию привлечения иностранной рабочей силы; стимулирование экономической активности населения; повышение качества рабочих мест.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ ОТ 12.08.2008 № 417н
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ ОБЩЕОТРАСЛЕВЫХ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 МАЯ 2008 Г. № 248Н"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2008 № 12150.

Внесены поправки в профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих.

Из перечней профессий рабочих профессиональных квалификационных групп первого и второго уровней исключены слова "выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства".

Опубликован в "Российской газете", № 180, 27.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.08.2008 № 615
"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА ИНДЕКСАЦИИ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"

С 1 июля 2008 года коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен в размере 1,019.

Фонду социального страхования РФ поручено произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат, назначенных до 1 июля 2008 года, с учетом установленного коэффициента индексации.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.08.2008 № 627
"О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ДОБРОВОЛЬНОМ ВСТУПЛЕНИИ В ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ"

Утверждение Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию возложено на Минздравсоцразвития РФ.

Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.
Правительство РФ постановило, что "Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию " должны быть введены в действие с 1 октября 2008 года.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 28.07.2008 № 224п
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФОРМУ ВЫПИСКИ ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА (СЗИ-5), УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ИЮЛЯ 2006 Г. № 192п"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.08.2008 № 12130.

Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования дополнена новым разделом.

Содержащиеся в Выписке сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала будут состоять из двух разделов - "Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала, рассчитанного по уплаченным в соответствии с законодательством страховым взносам" и "Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала, рассчитанного по начисленным в соответствии с законодательством страховым взносам".
Указанные изменения в форму Выписки внесены в целях обеспечения реализации постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, которым, в частности, было установлено, что право застрахованных лиц на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду необходимых средств в пользу застрахованных лиц за счет средств федерального бюджета.

Опубликовано в "Российской газете", № 178, 22.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Семья

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2008 № 613
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ИЮЛЯ 1996 Г. № 841"

Уточнен Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

В указанный перечень включены, в частности, заработная плата, выданная в неденежной форме, комиссионное вознаграждение, денежное содержание и иные выплаты, начисленные лицам, замещающим государственные должности РФ и субъектов РФ, должности федеральной государственной гражданской службы, надбавка за знание иностранного языка, надбавка за выполнение функций классного руководителя.
Из перечня исключены, в частности, пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, и выплаты к ним за счет средств бюджетов РФ, а также пособия по беременности и родам.

Опубликовано в "Российской газете", № 178, 22.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Образование. Научная деятельность. Культура

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.08.2008 № 629
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Минобрнауки РФ определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нанотехнологий.

Установлено, что Минобрнауки РФ осуществляет координацию исследований и разработок в сфере нанотехнологий, формирование национальной нанотехнологической сети, формирование национальной информационно-аналитической системы в сфере нанотехнологий, формирование приборно-инструментальной, технологической и информационной базы для развития наноиндустрии, мониторинг научно-технического и производственного потенциала в сфере нанотехнологий, утверждает государственные образовательные стандарты в части подготовки кадров для сферы нанотехнологий.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2008 № 376н
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ЯНВАРЯ 2006 Г. № 55 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ОСНОВНОГО ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВАТЕЛЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ - ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, А ТАКЖЕ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СТРАХОВАТЕЛЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ КЛАССИФИКАЦИОННЫМИ ЕДИНИЦАМИ"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.08.2008 № 12133.

ФСС РФ будет самостоятельно принимать решение о подтверждении основного вида деятельности страхователя по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ранее результаты рассмотрения Фондом социального страхования РФ представленных страхователем документов (для подтверждения основного вида экономической деятельности) согласовывались с Минздравсоцразвития России.

Опубликован в "Российской газете", № 178, 22.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.08.2008 № 12118.

Утверждены "Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека", используемые при проведении судебно-медицинской экспертизы.

"Медицинские критерии" конкретизируют квалифицирующие признаки тяжести вреда, причиненного здоровью человека, установленные "Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522).
В частности, конкретизированы признаки вреда, опасного для жизни человека, признаки значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть, признаки длительного расстройства здоровья, кратковременного расстройства здоровья и т.д.
"Медицинские критерии" устанавливают также значения процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Безопасность и охрана правопорядка

ПРИКАЗ МВД РФ от 04.08.2008 № 676
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ АКТА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ И ПРОТОКОЛА О НАПРАВЛЕНИИ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.08.2008 № 12143.

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2008 года новых правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения, разработаны новые формы используемых при проведении соответствующих процедур документов.

Утверждена форма акта, которым оформляются результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также форма протокола, составляемого в случае направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Напомним, что согласно Правилам направлению на медицинское освидетельствование водитель транспортного средства подлежит в следующих случаях:
- при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
- при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
- при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Опубликован в "Российской газете", № 178, 22.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Хозяйственная деятельность

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.08.2008 № 590
"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРЕДМЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ"

Проверка инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, будет осуществляться Минэкономразвития РФ в соответствии с разработанным порядком.

Порядок устанавливает критерии оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, регламентирует порядок проведения проверки, определяет процедуру выдачи заключения об эффективности инвестиционного проекта. Срок проведения проверки, подготовки и выдачи заключения не должен превышать 3 месяцев.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 № 110
"О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2008 Г. № 89"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12.08.2008 № 12110.

Минтрансом РФ разработан порядок получения иностранных и многосторонних разрешений российскими перевозчиками, а также формы необходимых для этого заявок и бланков.

Порядок определяет последовательность действий российских перевозчиков, а также организации, уполномоченной Минтрансом РФ выполнять организационно-техническую работу, связанную с выдачей иностранных и многосторонних разрешений на осуществление перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Иностранное разрешение представляет собой разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства. Многостороннее разрешение - разрешение, действующее в течение определенного времени на неограниченное число проездов любого транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территории любого государства, являющегося членом Европейской конференции министров транспорта.

Опубликован в "Российской газете", № 178, 22.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

ПРИКАЗ ФТС РФ от 23.07.2008 № 899
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФТС РОССИИ ОТ 18 ДЕКАБРЯ 2006 Г. № 1327"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.08.2008 № 12135.

Внесены изменения в Порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

В частности, таможенным органам, в регионах деятельности которых расположены места убытия товаров с таможенной территории РФ, надлежит оформлять разрешение на убытие товаров путем проставления штампа "Вывоз разрешен", подписи с указанием даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа не менее чем на двух экземплярах: транспортного (перевозочного) документа в отношении товаров, вывозимых автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом; декларации о грузе (судовом манифесте) в отношении товаров, вывозимых морским (речным) транспортом.
Также установлено, что таможенные органы будут производить подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров по обращениям, в том числе российских лиц, выполняющих работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории РФ в таможенном режиме экспорта морскими судами и судами смешанного плавания в случае, если погрузка и таможенное оформление товаров осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, в котором оформляется убытие товаров.

Опубликован в "Российской газете", № 178, 22.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Окружающая природная среда и природные ресурсы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.08.2008 № 625
"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА УЩЕРБА, КОТОРЫЙ ПРИЧИНЕН ВОДНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ И КОТОРЫЙ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ КРУПНЫМ"

Установлен порядок определения размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным.

В соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" причинение водным биоресурсам крупного ущерба является основанием для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
Установлено, что размер ущерба определяется как разница между объемом фактически добытых водных биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении на их добычу. В случае добычи видов водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу, размер ущерба исчисляется из всего объема добытых сверх допустимого прилова водных биоресурсов.
Установлены конкретные размеры ущерба (в тоннах либо единицах голов) в отношении отдельных биологических видов, который следует считать крупным.

Опубликовано в "Российской газете", № 179, 26.08.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Московское законодательство

Гражданское право

ПРИКАЗ Департамента города Москвы по конкурентной политике от 11.08.2008 № 70-01-106/8
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ГОРОДА МОСКВЫ"

Государственные заказчики при составлении проектов госконтрактов на выполнение строительных работ будут руководствоваться новой примерной формой такого контракта.

Государственный контракт, примерная форма которого утверждена приказом, состоит из 17 статей и определяет следующие вопросы:
- предмет;
- цену контракта;
- сроки;
- обязанности государственного заказчика и подрядчика;
- вопросы охраны строительной площадки;
- страхования объекта строительства;
- порядок урегулирования споров;
- срок действия и порядок расторжения контракта;
- особые условия.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Москва Проф
ИБ Московский выпуск

Социальное обеспечение и социальное страхование

ЗАКОН города Москвы от 09.07.2008 № 34
"О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Закон принят с целью создания правовой основы деятельности в сфере социального обслуживания, регулирования отношений по предоставлению клиентам социальных служб гарантированных социальных услуг.

Определены понятия и принципы, формы и виды социального обслуживания жителей города, закреплены права граждан, семей и социальных групп населения в области социального обслуживания, а также гарантии их соблюдения. Установлены организационные, кадровые и финансовые основы предоставления социальных услуг жителям города Москвы.
Определен порядок формирования городских стандартов социального обслуживания.

Опубликован в газете "Тверская, 13", № 97, 12.08.2008 (начало), "Тверская, 13", № 98, 14.08.2008 (окончание).

Где найти: ИБ Москва Проф
ИБ Московский выпуск

Труд и занятость

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 12.08.2008 № 727-ПП
"О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА"

Комитетом общественных связей города Москвы будут выдаваться разрешения на право проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций.

Утвержденный Порядок устанавливает единые требования к обучающим организациям города Москвы, осуществляющим свою деятельность в сфере обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда и контролю за организацией и качеством проведения обучения по охране труда обучающими организациями.
Данная деятельность осуществляется на основании Разрешения - официального документа, оформленного и выданного Комитетом общественных связей города Москвы.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Москва Проф
ИБ Московский выпуск

Информация и информатизация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 05.08.2008 № 709-ПП
"О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009-2011 ГГ.)"

В связи с необходимостью дальнейшей реализации в городе Москве государственной политики в сфере развития и использования информационно-коммуникационных технологий Правительство Москвы утвердило Городскую целевую программу "Электронная Москва (2009-2011 гг.)"

Установлено, что правовые акты, регулирующие выполнение Городской целевой программы "Электронная Москва" (2003-2007 гг.), распространяют свое действие и на новую Программу.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Москва Проф
ИБ Московский выпуск

Хозяйственная деятельность

РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 17.07.2008 № 133
"О ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПЕРЕПЛАНИРОВКУ И (ИЛИ) ПЕРЕУСТРОЙСТВО ПОМЕЩЕНИЙ"

Утвержден порядок подготовки и оформления проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, проведение которых в том числе связано с необходимостью незначительных изменений фасадов зданий.

Утверждены временная форма заключения ГУП "ГлавАПУ" по проектным материалам и Положение о подготовке данного заключения.
Приводится список территорий с особым режимом регулирования.
Отменено распоряжение Москомархитектуры от 08.04.2005 № 8 "О составе и порядке согласования в Москомархитектуре проектной документации на реконструктивные работы".

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти: ИБ Москва Проф
ИБ Московский выпуск

финансовые консультации

ВОПРОС: Каков порядок постановки на учет в налоговом органе налогоплательщиков ЕНВД, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере распространения и (или) размещения наружной рекламы: по месту осуществления этой деятельности или по месту нахождения (жительства) налогоплательщика?[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 05.08.2008 № 03-11-04/3/370]

Минфин РФ сообщает, что в целях применения п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся распространением и (или) размещением наружной рекламы, должны осуществлять постановку на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной предпринимательской деятельности.

ВОПРОС: Общественная организация, имеющая обособленное подразделение в другом субъекте РФ, получила доход от реализации имущества и сдачи имущества в аренду. Как определяется остаточная стоимость основных средств для целей распределения суммы налога на прибыль, уплачиваемой по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленного подразделения, если имущество некоммерческой организации не подлежит амортизации?[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.07.2008 № 03-03-06/4/48]

Минфин РФ разъяснил, что удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества следует определять по данным налогового учета исходя из остаточной стоимости основных средств, полученных в качестве целевых поступлений, а также основных средств, приобретенных за счет средств целевых поступлений и используемых для осуществления некоммерческой деятельности. При этом по основным средствам, полученным в качестве целевых поступлений, а также по основным средствам, приобретенным за счет средств целевых поступлений и используемым для осуществления некоммерческой деятельности, числящимся в составе амортизируемого имущества, но по которым амортизация для целей налогообложения прибыли организаций не начисляется, остаточной стоимостью признается их первоначальная (восстановительная) стоимость.

ВОПРОС: Вправе ли физическое лицо воспользоваться имущественным налоговым вычетом по НДФЛ при продаже нежилого помещения (производственно-складского здания), находящегося в собственности более трех лет и используемого им в целях осуществления предпринимательской деятельности?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 18.08.2008 № 03-04-05-01/303]

Минфин РФ пояснил, что нежилое помещение (производственно-складское здание), используемое в целях осуществления предпринимательской деятельности, признается объектом, относящимся к основным средствам индивидуального предпринимателя, на который предусмотрено начисление амортизации, уменьшающей сумму налогооблагаемых доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. Повторное уменьшение налоговой базы физическим лицом при реализации имущества, на которое ранее начислялись амортизационные отчисления и уменьшался налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

ВОПРОС: Необходимо ли организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы", вести учет расходов с использованием Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.08.2008 № 03-11-04/2/118]

Минфин РФ отметил, что прямая обязанность вести учет расходов установлена только для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2.7 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей). Вместе с тем налогоплательщики упрощенной системы налогообложения, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, также вправе вести учет расходов в Книге учета доходов и расходов.

ВОПРОС: Каков порядок исчисления и уплаты НДФЛ с доходов физического лица - гражданина РФ, полученных за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ, в том числе в случае изменения статуса этого физического лица в течение налогового периода?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 13.08.2008 № 03-04-05-01/295]

Минфин РФ разъяснил, что, в случае если в течение налогового периода статус физического лица - налогового резидента РФ меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такое лицо в соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ не признается плательщиком налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами РФ. Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами РФ, в том числе полученных до приобретения статуса налогового нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такое лицо не имеет.

ВОПРОС: Подлежат ли обложению земельным налогом организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и отведенных под строительство государственных автомобильных дорог общего пользования, а также занятых реконструируемыми и ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 11.08.2008 № 03-05-04-02/44]

Минфин РФ считает, что организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения осуществляют уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 Налогового кодекса РФ.

ВОПРОС: Каков порядок возврата суммы государственной пошлины, излишне уплаченной физическим лицом, за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 13.08.2008 № 03-05-06-03/32]

Минфин РФ пояснил, что для возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве необходимо обратиться с заявлением о возврате в соответствующий территориальный орган Федеральной регистрационной службы с приложением подлинных платежных документов (квитанций).

Где найти: ИБ Финансист
ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.И. Красовским, начальником отдела систематизации законодательства группы компаний "ЭЛКОД"

Пресса

СТАТЬЯ: Определение налоговой базы по ЕСН[Н. Потапова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, № 32]

В статье освещены вопросы формирования налоговой базы по ЕСН. В частности, автор подробно останавливается на том, что объект налогообложения ЕСН уже, чем по НДФЛ; что не признаются объектом налогообложения ЕСН выплаты, которые не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль; перечисляет выплаты, освобожденные от налогообложения ЕСН. Автор приводит алгоритм формирования налоговой базы по ЕСН, а также рассматривает порядок налогообложения ЕСН некоторых видов выплат в пользу работников у организаций.

СТАТЬЯ: Раздельный учет облагаемых и освобожденных от обложения НДС операций

[Е. Голикова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, № 32]

В статье раскрыты особенности ведения раздельного учета при одновременном осуществлении облагаемых и освобожденных от обложения НДС операций. Особо подчеркивается, что раздельный учет является обязанностью налогоплательщика, а не его правом. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ), не включается. Между тем автор отмечает, что в главе 21 Налогового кодекса РФ не определен порядок ведения раздельного учета, и предлагает свой алгоритм действий в случае осуществления налогоплательщиком деятельности как облагаемой, так и не облагаемой НДС.

СТАТЬЯ: Особенности налогообложения в особых экономических зонах

[Е. Швед, "Финансовая газета", 2008, № 32]

В статье представлена общая характеристика особой экономической зоны. Автор рассматривает особенности налогообложения хозяйствующих субъектов в особых экономических зонах по таким налогам, как ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

СТАТЬЯ: Новая форма декларации по налогу на прибыль организаций

[Л. Полежарова, "Финансовая газета", 2008, № 32]

1 июля 2008 года вступил в силу приказ Минфина РФ от 05.05.2008 № 54н, которым утверждены новая форма декларации по налогу на прибыль организаций и Порядок ее заполнения. Таким образом, налоговую декларацию по налогу на прибыль, составленную за первое полугодие 2008 года нарастающим итогом с начала года, нужно представлять уже по новой форме. Автор делит все изменения формы новой декларации на две группы: первая - новые правила заполнения декларации и кодирования информации; вторая - отражение в декларации некоторых доходов и расходов вследствие изменения законодательства. В статье автор подробно анализирует обе группы изменений.

СТАТЬЯ: Как не допустить ошибки в оформлении трудовых отношений

[Н.В. Клокова, "Трудовое право", 2008, № 8]

В статье рассмотрены такие области трудовых отношений, как порядок выдачи заработной платы, выплаты в натуральной форме, выплата заработной платы с использованием пластиковых карт, депонирование заработной платы, ответственность за задержку выплаты заработной платы, особенности приема на работу иностранных и иногородних работников и т.д. Отдельная глава статьи посвящена гражданско-правовому договору, а именно основным ошибкам при его оформлении и отличиям от трудового договора.

СТАТЬЯ: Об ошибках налоговых органов в процессе доказывания

[О.И. Долгополов, "Налоговая политика и практика", 2008, № 8]

Статья посвящена анализу практики рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, в частности анализу ошибок, которые допускаются налоговыми органами в процессе установления предмета и пределов доказывания, представления доказательств, решения организационных вопросов. Так, автор рассматривает вопросы, касающиеся предмета доказывания по налоговым спорам, распределения обязанностей по доказыванию, представления доказательств, пределам доказывания, относимости и допустимости доказательств.

СТАТЬЯ: Практические рекомендации по постановке на учет в налоговом органе

[Ю.М. Лермонтов, "Налоговая политика и практика", 2008, № 8]

Статья содержит конкретные практические рекомендации по постановке на учет в налоговом органе как юридических, так и физических лиц. Так, в частности, автор рассматривает особенности постановки на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления; особенности постановки на учет обособленных подразделений; особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Отдельно автор останавливается на вопросах сохранения налоговой тайны, которую составляют сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе.

СТАТЬЯ: Бухгалтерский учет и налогообложение дивидендов

[О. Мокроусов, "Новая бухгалтерия", 2008, № 7]

Статья посвящена тому, как отразить операции по начислению и выплате дивидендов на счетах бухгалтерского учета, а также порядку налогообложения дивидендов. Автор рассматривает случаи, когда дивиденды выплачивает российская организация, при этом учредителем является российская компания, находящаяся на общем режиме налогообложения; учредителем является российская компания, находящаяся на специальном режиме налогообложения; учредителем является иностранная компания; учредителем является физическое лицо (резидент или нерезидент РФ). Отдельно рассматривается случай, когда дивиденды выплачивает иностранная организация.

ВОПРОС: Облагаются ли НДФЛ суммы, выплаченные участнику при ликвидации организации?

[В.А. Щеголева, "Нормативные акты для бухгалтера", 2008, № 10]

Из ответа следует, что выплачиваемая стоимость имущества при ликвидации организации облагается налогом на доходы физических лиц на общих основаниях. Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком при ликвидации организации, не являются доходами от продажи доли (ее части) в уставном капитале организации. Следовательно, подп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ в части получения имущественного налогового вычета на такие доходы не распространяется.

Где найти: ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.И. Красовским, начальником отдела систематизации законодательства
группы компаний "ЭЛКОД"

Судебная практика

Налоги и сборы

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа, а также решений о приостановлении операций по счетам общества в банке для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя заявление, пришел к правильному выводу о непредставлении в рассматриваемой ситуации налоговым органом убедительных, достаточных и достоверных доказательств недобросовестности или злоупотребления обществом своими правами на вычет сумм НДС.

[Определение ВАС РФ от 13.08.2008 № 9897/08 по делу № А27-6660/2007-2]

В передаче дела по заявлению о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 27 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" за нарушение установленного срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя заявление, обоснованно исходил из доказанности материалами дела факта правонарушения, однако уменьшил размер штрафа, усмотрев в действиях ответчика обстоятельства, смягчающие ответственность.

[Определение ВАС РФ от 13.08.2008 № 10236/08 по делу № А11-26/2008-К2-21/22]

В передаче дела по заявлению о признании частично недействительным решения налогового органа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 12.08.2008 № 9985/08 по делу № А12-11183/07-С65] В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя заявление, обоснованно исходил из того, что заявитель представил документы, обосновывающие право на вычеты по НДС, а налоговый орган не указал, за непредставление каких именно документов применены налоговые санкции.

[Определение ВАС РФ от 12.08.2008 № 9946/08 по делу № А40-43777/06-139-157] В передаче дела по заявлению о признании недействительными решений налогового органа в части доначисления НДС, начисления пени, штрафа, принудительного взыскания НДС, пени, взыскания штрафа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд правомерно отказал в иске ввиду того, что услуги, оказываемые санаторием, не являются санаторно-курортными, а являются услугами по организации питания, в связи с чем подлежат налогообложению в установленном порядке.

[Определение ВАС РФ от 12.08.2008 № 9875/08 по делу № А20-2062/2007] В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, санкций и пени за несвоевременную уплату этих налогов для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 12.08.2008 № 9783/08 по делу № А27-6404/2007-6] В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на имущество, ЕСН, земельного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, НДФЛ, начисления соответствующих пеней и взыскания штрафов, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 12.08.2008 № 10139/08 по делу № А76-4489/2007-42-16/47-303] В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на имущество для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 12.08.2008 № 10129/08 по делу № А08-1267/05-16-7-9сс/М]Где найти:
ИБ Решения высших судов

Дело по заявлению об обязании налогового органа принять решение о возврате излишне уплаченных налогов и пеней, процентов за несвоевременный возврат налогов направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд не дал оценки составленным заявителем в одностороннем порядке документам, не установил когда произошла переплата налога, за какой налоговый период и в каком размере.

[Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2008 № КА-А41/6732-08 по делу № А41-К2-17943/07] Заявление о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непредставлении решения об отказе в возмещении НДС и мотивированного заключения по результатам камеральной проверки, удовлетворено правомерно, так как налоговым органом нарушены установленные Налоговым кодексом РФ сроки для возмещения НДС и предоставления заявителю мотивированного заключения по результатам налоговой проверки.

[Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2008 № КА-А41/6650-08 по делу № А41-К2-23127/07] В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС отказано правомерно, так как услуги по оформлению сертификатов происхождения товара представляют собой операции, которые по своему характеру могут осуществляться только в отношении экспортируемых товаров, они подлежат обложению по ставке 0 процентов, в связи с чем заявление налогоплательщиком к вычету суммы НДС, исчисленного по ставке 18 процентов, является необоснованным.

[Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2008 № КА-А40/6955-08 по делу № А40-58519/07-107-338] Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неправомерное занижение налоговой базы по налогу на прибыль удовлетворено правомерно, так как получение кредита связано с производственной деятельностью заявителя, в связи с чем отнесение на расходы процентов, уплаченных за пользование кредитными средствами, соответствует требованиям действующего налогового законодательства РФ.

[Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2008 № КА-А40/6756-08 по делу № А40-58300/07-117-348] Заявление о признании недействительными требований налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа удовлетворено правомерно, так как налоговым органом не представлено надлежащих доказательств наличия у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов и пени, отраженных в оспариваемой части требований.

[Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2008 № КА-А40/6717-08 по делу № А40-20550/07-4-124] Заявление об обязании налогового органа возместить путем возврата проценты за нарушение срока возврата НДС по экспортным операциям удовлетворено правомерно, так как возврат НДС был произведен с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.

[Постановление ФАС Московского округа от 24.07.2008 № КА-А41/6795-08 по делу № А41-К2-21761/07]Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой, руководителем сектора подготовки
справочной и аналитической информации
группы компаний "ЭЛКОД"

новые документы для бухгалтера

Новости

Налоговая инспекция должна вынести решение об уточнении платежа в течение 10 дней с момента получения заявления от налогоплательщика.

[Письмо Минфина России от 31.07.2008 № 03-02-07/1-324]

Если налогоплательщик допустил ошибку в оформлении платежного поручения на уплату налога (которая не повлекла, однако, неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства), он вправе подать в инспекцию заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). На основании данного заявления, а также акта совместной сверки (если такая сверка проводилась) налоговый орган должен принять решение об уточнении платежа и произвести перерасчет пеней – "снять" пени, начисленные за период со дня фактической уплаты налога до даты принятия решения.
В Налоговом кодексе не указан срок, в течение которого инспекция обязана вынести такое решение. Поэтому Минфин считает, что в данном случае должен применяться срок, установленный ст. 78 НК РФ для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога. То есть решение об уточнении платежа должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика (п. 4 и п. 8 ст. 78 Кодекса).

Комментарии

Когда налогоплательщики, применяющие УСН, вправе включить в расходы разницу между суммами минимального налога и налога, исчисленного в общем порядке?

[Письмо Минфина России от 22.07.2008 № 03-11-04/2/111]

Налогоплательщики, которые перешли на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", если сумма единого налога у них окажется меньше 1 процента от полученных доходов, должны уплатить минимальный налог. Размер такого налога составляет как раз 1 процент от доходов налогоплательщика (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Разницу между суммами минимального налога и налога, исчисленного в общем порядке, налогоплательщики вправе учесть в расходах в следующих налоговых периодах. На практике возникает вопрос: можно ли это сделать уже в первом отчетном периоде следующего года, не дожидаясь, пока налоговый период закончится? В рассматриваемом письме финансовое ведомство отвечает на этот вопрос отрицательно. Указанная разница, как отмечено в письме, включается в расходы только при расчете налоговой базы по итогам следующих налоговых периодов. Главой 26.2 НК РФ не предусмотрен порядок ее отнесения на расходы за какой-либо отчетный период из следующих налоговых периодов.
Действительно, в абз. 4 п. 6 ст. 346.18 Кодекса говорится о том, что разница между суммами минимального налога и налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы при расчете налоговой базы в следующих налоговых периодах. Но при определении налоговой базы как доходы, так и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики рассчитывают сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и доходов, уменьшенных на величину расходов, которые рассчитаны нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, 9 месяцев (с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей) (п. 4 ст. 346.21 НК РФ). Поэтому требование абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК РФ означает лишь то, что разница между суммами минимального налога и налога, исчисленного в общем порядке, учитывается в расходах в следующем налоговом периоде, но не по итогам, а в течение этого периода – в его отчетных периодах. Никаких ограничений по этому поводу гл. 26.2 Кодекса не установлено.
К аналогичным выводам пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 19.03.2007 № Ф09-1703/07-С3. В то же время ранее, в 2005– 2006 гг., федеральными арбитражными судами некоторых округов было принято несколько постановлений, в которых выражена нынешняя позиция финансового ведомства, говорится о невозможности учесть в расходах рассматриваемую разницу ранее чем по итогам следующего налогового периода (постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2005 № А21-78/2005-С1, от 08.02.2005 № А26-9974/04-213, ФАС Дальневосточного округа от 26.07.2006 № Ф03-А51/06-2/2167). Поэтому налогоплательщикам, которые решат включить разницу между суммами минимального налога и налога, исчисленного в общем порядке, в расходы уже первого отчетного периода следующего года, надо быть готовыми к возможным спорам с налоговыми органами. Перспективы же судебного разбирательства по этому вопросу неочевидны. Однако с 2009 г. отследить включение указанной разницы в расходы первого отчетного периода следующего года налоговым органам будет гораздо сложнее. Ведь согласно изменениям в ст. 346.23 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, будут сдавать налоговую отчетность только по итогам налогового периода.

Судебное решение недели

При определении срока, в течение которого списываются убытки от реализации автомобиля, амортизация по которому начислялась с коэффициентом 0,5, срок полезного использования не должен увеличиваться в два раза.

[Постановление ФАС Центрального округа от 24.06.2008 № А68-8457/07-378/12]

Организация продала легковой автомобиль с убытком, который включила в прочие расходы. Инспекция отказалась признавать данные затраты. Свое решение она мотивировала следующим образом. Поскольку при расчете нормы амортизации по данному автомобилю применялся коэффициент 0,5, срок полезного использования автомобиля должен быть увеличен в два раза. Исходя из этого полученный убыток включается в расходы равными долями в течение срока, который определяется как разница между сроком полезного использования автомобиля, увеличенного в два раза и скорректированного на коэффициент 0,5, и фактическим сроком его эксплуатации.
Суд с доводами налогового органа не согласился. В решении отмечено, что налогоплательщик имеет право увеличить срок полезного использования основного средства лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Так как применение специального коэффициента к таким случаям не относится, расчет амортизации с учетом коэффициента 0,5 не влияет на срок полезного использования автомобиля, а лишь продлевает период начисления амортизации. Таким образом, общество правомерно списывало убытки, исходя из разницы между сроком полезного использования автомобиля и фактическим периодом его эксплуатации до момента реализации, не увеличивая срок его полезного использования.
Аналогичные выводы сделаны в постановлении ФАС Центрального округа от 23.06.2008 № А68-6347/07-241/14.
Однако финансовое ведомство придерживается противоположного мнения. В письме Минфина России от 02.04.2008 № 03-03-06/2/34 разъяснено, что при расчете срока, в течение которого списывается убыток, полученный от реализации автомобиля, срок полезного использования основного средства должен быть скорректирован на коэффициент 0,5.
Выводы о том, что срок полезного использования автомобиля, по которому норма амортизации рассчитывается с пониженным коэффициентом 0,5, также должен быть увеличен на этот коэффициент, содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.10.2006 по делу № А55-1588/06.

ликбез

О налогообложении собственности супругов

ВОПРОС: Мы с женой купили квартиру. Каким образом будет рассчитываться имущественный налоговый вычет?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, в том числе недвижимое, нажитое супругами во время брака (приобретенное за счет общих доходов), является их совместной собственностью.
Из содержания подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ следует, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 1 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Учитывая положения ст. 254 Гражданского кодекса РФ и ст. 39 Семейного кодекса РФ о том, что доли участников в общем совместном имуществе признаются равными, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников (брачным договором), имущественный налоговый вычет каждому из супругов, имеющему право на его получение, предоставляется в размере половины всех понесенных расходов на приобретение жилого помещения. Таким образом, при приобретении имущества в общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в равных долях (в данном случае по 500 000 руб. на человека). При этом получить свою часть вычета каждый из супругов может только самостоятельно: передача своего права на вычет другим гражданам налоговым законодательством не предусмотрена (см. письмо Минфина РФ от 30.10.2007 № 03-04-05-01/350).
Вместе с тем в случае, когда один из супругов уже воспользовался имущественным налоговым вычетом, соответствующие положения в части общей совместной собственности не могут применяться, поскольку такой супруг право на вышеуказанный вычет уже утратил.

ВОПРОС: Могу ли я получить налоговый вычет в связи с покупкой квартиры, если в свидетельстве на право собственности указана моя жена-пенсионерка?

ОТВЕТ: Прежде всего здесь следует учитывать, что в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство (включая семейное) к налоговым отношениям не применяется.
Положения подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ четко предусматривают, что документом, дающим право на получение имущественного налогового вычета, является свидетельство о государственной регистрации права собственности (далее – Свидетельство). И если в Свидетельстве покупателем (собственником) квартиры назван один из супругов, второй супруг, имея в соответствии с Семейным кодексом РФ равное право на пользование приобретенным жильем как на общее имущество супругов, права на льготу как покупатель (собственник) этой квартиры не имеет, поскольку по документам, с точки зрения законодательства, таковым не является. Заявить право на свою долю в таком имуществе не упомянутый в Свидетельстве супруг сможет лишь при разделе имущества.

Из этого следует, что право на получение имущественного налогового вычета в размере стоимости имущества, указанного в Свидетельстве, имеет тот супруг, чье имя указано в договоре купли-продажи, Свидетельстве и акте приемки-передачи квартиры (см. письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 15.04.2002 № 27-11н/17162, а также письмо ФНС России от 13.10.2006 N ВЕ-9-04/132).

С возможностью получения налогового вычета неработающим пенсионером ситуация следующая. В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Неработающие пенсионеры, не получающие никакого иного дохода, подлежащего налогообложению по ставке 13%, плательщиками налога на доходы физических лиц не являются (ст. 217 НК РФ). Поэтому имущественный налоговый вычет им предоставлен быть не может, так как возврат осуществляется в сумме уплаченного налога на доходы.
Таким образом, оформить налоговый вычет в описанной ситуации может только супруга и только при условии, что она, помимо пенсии, будет получать любой из доходов, облагаемых по ставке 13%, из предусмотренных ст. 208 НК РФ.

ВОПРОС: Какие обязанности по уплате налогов возникают при разделе общего имущества супругов вследствие расторжения брака?

ОТВЕТ: В действующем российском налоговом законодательстве в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, применяются налог на доходы и налог на имущество.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество находится в общей совместной собственности, то супруги несут равную ответственность по уплате налогов. При этом плательщиком налога может быть один из супругов по соглашению между ними. Если имущество находится в общей долевой собственности супругов, что возможно в том случае, когда доли установлены супругами при приобретении имущества либо в последующем определены соглашением или решением суда, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждый из супругов соразмерно его доле.
Очевидно, что если супруги произведут раздел общего имущества с определением принадлежащего каждому из них имущества, то обязанность по уплате налога будет возникать у того супруга, в чьей личной собственности оно находится.
Что касается налога на доходы, то ясно, что в случае получения в частную собственность имущества в результате раздела доход, подлежащий налогообложению, отсутствует. Согласно ст. 41 Налогового кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной и натуральной форме, учитываемая при возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Однако в процессе судебного разрешения спора о разделе имущества возможна ситуация, когда одному из супругов присуждается денежная или иная компенсация (в случае если другому супругу передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю). В этом случае, учитывая компенсационный характер такого дохода, а также то, что инициатива по его возникновению принадлежала суду, супруг подоходный налог платить не должен. Налогооблагаемая база в виде дохода от реализации имущества возникает лишь в том случае, когда супруги самостоятельно в соглашении о разделе имущества устанавливают подобную компенсацию, т.е. в случае, когда один из супругов добровольно пришел к решению об отчуждении своей доли в общем имуществе другому супругу. При этом на такого супруга будут распространяться все предусмотренные законодательством льготы по налогообложению дохода от реализации имущества.

На вопросы отвечает В.Л. Михайловская, старший юрист-аналитик отдела систематизации законодательства
группы компаний "ЭЛКОД"

Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центраАктуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на сентябрь 2008 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"