Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Ноябрь 2008

пн вт ср чт пт сб вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №35(134), 6 ноября 2008 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство

Московское законодательство

Законодательство Московской области

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ЗАКОНОПРЕКТЫ

Тексты законопроектов в рвзличных чтениях

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ/

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО/ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Увольнение сотрудников: рассматриваем нетипичные ситуации

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на ноябрь 2008 года

Новости

Новая жизнь старых пятиэтажек

Первые этажи пятиэтажных домов, подлежащих реконструкции, переоборудуют и откроют магазины.

Идея модернизации старых пятиэтажек принадлежит Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы. Авторы проекта мотивируют свое решение тем, что в старых домах на первых этажах жить неудобно и некомфортно: окна не только приходится закрывать решетками, но и, как правило, занавешивать плотными шторами. Постепенно жители первых этажей пятиэтажных домов будут отселяться, а после ремонта на освободившейся площади откроют объекты бытовых услуг — магазины, ателье, салоны красоты и т. д.
В Департаменте уточнили, что подобная перепланировка касается тех пятиэтажных домов, которые не подлежат сносу, а будут либо реконструироваться, либо капитально отремонтированы.

В погоне за скоростью

На северо-востоке Москвы в ближайшее время будет запущен пилотный проект по внедрению скоростного трамвая.

Скоростной трамвай будет запущен на маршруте № 17 Медведково — Останкино. Планируется, что новая модель порадует пассажиров не только высокой скоростью (ожидается, что трамвай сможет развивать скорость до 80 км/ч), но и комфортом (для пилотного проекта будет разработана модель трамвайного вагона с низким уровнем пола).
Если проект будет признан успешным, скоростные трамваи могут появиться и на других маршрутах. Линии скоростного трамвая в Москве планируется создавать в районах с наиболее интенсивным пассажиропотоком. При этом предусматривается как модернизация уже существующих линий, так и строительство новых участков.


www.vmdaily.ru

Блиц-информация

Новости Инвентарь Наше все Магазин Компания Ководство - Это "Типограф"? — Нет, это «Типограф»!

Федеральный закон «О защите конкуренции» принят во втором чтении.
Внесенные поправки позволят поддержать малый и средний бизнес. Субъекты малого и среднего предпринимательства получили право преимущественного выкупа своих помещений, которые они арендуют, но не все они смогли воспользоваться этим правом. И в тех случаях, когда договоры аренды заканчиваются, им предлагалось его продление только на торгах. Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства были фактически лишены права преимущественного выкупа. Поэтому Комитет по экономической политике и предпринимательству выступил с предложением внести изменения и дать возможность до 1 июля 2010 года заключать на новый срок такие договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства без проведения торгов.

Новая редакция законопроекта «Об аудиторской деятельности».

В Госдуму на правовую экспертизу поступила новая редакция законопроекта «Об аудиторской деятельности».
В соответствии с документом лицензирование аудиторской деятельности и переход к саморегулированию запланированы на 1 июля 2009 года. Законопроект прописывает четкие правила для саморегулируемых организаций: в первые полтора года в них должно числиться не менее 700 аудиторов либо 500 аудиторских компаний, а с 1 января 2010 года — не менее 2 000 аудиторов либо 1 000 организаций.

www.klerk.ru

новое в законодательстве

Федеральное законодательство

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.2008 № 172-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 174 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Изменен срок уплаты НДС в бюджет.

Начиная с III квартала 2008 года по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ), уплата налога за истекший налоговый период (квартал) должна производиться равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев.

Опубликован в «Российской газете», № 214, 14.10.2008, «Парламентской газете», № 65, 17-23.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ МИНФИНА РФ от 11.09.2008 № 94н
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 НОЯБРЯ 2006 Г. № 136Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 10.10.2008 № 12444.

Определены коды для отражения в налоговой декларации операций, освобождаемых от налогообложения НДС, в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ.

Федеральными законами от 01.12.2007 № 310-ФЗ, от 30.10.2007 № 240-ФЗ внесены изменения в главу 21 НК РФ, в соответствии с которыми не подлежат налогообложению НДС отдельные операции по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в городе Сочи, а также проведение работ (оказание услуг) на территории портовой особой экономической зоны ее резидентами. В этой связи в Порядок заполнения налоговой декларации внесены изменения, согласно которым, в частности, для отражения указанных операций предусмотрены коды: 1010809 — операции, указанные в подп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ, 1010259 — операции, указанные в подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Опубликован в «Российской газете», № 215, 15.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ ФНС РФ от 02.10.2008 № ММ-3-4/444@
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ»

Личный прием граждан в центральном аппарате ФНС России будет осуществляться в соответствии с утвержденным Положением.

Разработано Положение об организации личного приема граждан в центральном аппарате ФНС РФ, согласно которому, в частности, заявление гражданина о приеме будет рассматриваться в том случае, если оно не является анонимным, интересующий вопрос относится к компетенции ФНС РФ, представляемые гражданином материалы не содержат выражений, оскорбляющих честь и достоинство других лиц. При соблюдении установленных требований гражданину дается устная консультация работником приемной центрального аппарата. В дальнейшем может быть подготовлено письменное обращение гражданина с изложением интересующих его вопросов либо производится запись на личный прием к руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ в соответствии с графиком приема граждан, содержащимся в приложении к документу.

Документ опубликован не был.*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ МИНФИНА РФ от 16.09.2008 № 95н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ И НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ И ПОРЯДКОВ ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.10.2008 № 12403.

Вводится в действие новая форма налоговой декларации по земельному налогу.

Приказом Минфина РФ утверждена форма налоговой декларации и форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу, а также порядки их заполнения. Налоговые расчеты по новой форме должны представляться, начиная с отчетности за I квартал 2009 года. Структура декларации не изменилась, она по-прежнему состоит из трех частей: титульный лист, Раздел 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика», Раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». К числу изменений можно отнести то, что новые формы пополнились полями для отражения информации в кодированном виде. В приложениях к приказу содержатся: коды, определяющие отчетные периоды; коды вида места представления расчета налогоплательщиком; коды, определяющие способ и вид представления расчета.

Опубликован в «Российской газете», № 213, 10.10.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ МИНФИНА РФ от 05.09.2008 № 92н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29.09.2008 № 12357.

1 января 2009 года вступит в силу новый Порядок учета операций по поступлениям в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами различных уровней.

К числу новаций разработанного Порядка следует отнести положения, касающиеся проведения и учета операций с нефтегазовыми доходами (трансфертами). Так, в частности, перечень документов, используемых для учета поступлений, дополнен расчетными документами и платежными ордерами банков о частичной оплате инкассовых поручений (прилагаемых к выписке по счету Федерального казначейства), являющимися основанием для учета нефтегазовых доходов (трансфертов). Установлена последовательность действий Федерального казначейства, связанных с учетом таких поступлений, а также разработана форма ведомости о поступлениях нефтегазовых доходов и нефтегазовых трансфертов.

Опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 41, 13.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Банковское дело

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.2008 № 171-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 46 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)»

Банку России предоставлено право выдавать кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.

Соответствующее изменение внесено в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях обеспечения срочных мер по стабилизации финансовой системы Российской Федерации. Перечень рейтинговых агентств, минимальные показатели рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления кредитов устанавливаются Советом директоров ЦБ РФ.

Опубликован в «Российской газете», № 214, 14.10.2008, «Парламентской газете», № 65, 17-23.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.2008 № 173-ФЗ
«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внешэкономбанк вправе предоставлять организациям кредиты в иностранной валюте для погашения (обслуживания) займов, полученных до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций.

Кроме того, Внешэкономбанк вправе приобретать у иностранных кредиторов права требования по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 года. При этом установлено, что общая сумма кредитов, а также приобретаемых прав требования не может превышать сумму, эквивалентную 50 млрд долларов США. Помимо этого предусмотрено, что в порядке, определяемом Правительством РФ, во Внешэкономбанке могут быть размещены на депозиты средства фонда национального благосостояния сроком до 31 декабря 2019 года на сумму не более 450 млрд рублей. Данные средства могут быть использованы, в частности, на предоставление субординированных кредитов без обеспечения Банку ВТБ, Россельхозбанку, а также кредитным организациям, отвечающим установленным требованиям. Определены процентные ставки, а также максимальные объемы предоставляемых кредитов. Перечень рейтинговых агентств, минимальные показатели рейтингов и другие требования к получателям кредитов (займов), порядок и условия предоставления кредитов определяются наблюдательным советом Внешэкономбанка.

Опубликован в «Российской газете», № 214, 14.10.2008, «Парламентской газете», № 65, 17-23.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.2008 № 174-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Увеличен размер возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации.

Максимальная сумма вклада в банке, участвующем в системе обязательного страхования вкладов физических лиц, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая в отношении данного банка, а также максимальная сумма вклада в банке, не участвующем в системе обязательного страхования вкладов физических лиц и признанном банкротом, подлежащая возмещению за счет выплат Банка России, увеличена до 700 000 рублей. Возмещения в указанном размере производятся по вкладам в банках, страховой случай в отношении которых наступил после 1 октября 2008 года либо у которых после этой даты отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Кроме этого, установлено право Банка России до 31 декабря 2009 года вводить в отношении конкретной кредитной организации ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых или пролонгируемых в период действия ограничения.

Опубликован в «Российской газете», № 214, 14.10.2008, «Парламентской газете», № 65, 17-23.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 23.09.2008 № 2073-У
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 266-П «ОБ ЭМИССИИ БАНКОВСКИХ КАРТ И ОБ ОПЕРАЦИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.2008 № 12430.

Уточнен порядок осуществления кредитными организациями операций с платежными картами.

В частности, изменениями, внесенными в Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, установлена обязанность кредитной организации — эмитента определять лимит предоплаченной карты — максимальную сумму, в пределах которой она принимает на себя обязательства по такой карте (рекомендуемая сумма — 5 000 рублей или аналогичный эквивалент в иностранной валюте). Для клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей кредитная организация — эмитент обязана определить максимальную сумму наличных денежных средств в валюте РФ, которая может выдаваться клиенту (с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт) в течение одного операционного для. Рекомендуемая сумма установлена в размере, не превышающем 100 000 рублей. В новой редакции изложены положения, касающиеся порядка возврата кредита, предоставленного для расчетов с использованием расчетных и кредитных карт, а также порядка начисления и уплаты процентов по предоставленному кредиту.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 24.09.2008 № 2075-У
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ БАНКА РОССИИ ОТ 25 АВГУСТА 2003 ГОДА № 105-И «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ИХ ФИЛИАЛОВ) УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.2008 № 12417.

Внесены изменения в порядок проведения Банком России проверок кредитных организаций.

Уточнено, что порядок проведения проверок кредитных организаций, установленный инструкцией ЦБ РФ, распространяется на «структурное подразделение кредитной организации, имеющей филиалы, расположенное по месту регистрации кредитной организации, ведущее сводный баланс кредитной организации и отдельный баланс, являющийся частью сводного баланса кредитной организации». Установлено также, что проверки без предварительного уведомления кредитной организации осуществляются исключительно по вопросу соблюдения законодательства в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Кроме этого, в частности, установлено, что проверки кредитных организаций (за исключением проверок в части выполнения нормативов обязательных резервов, а также совершения и учета операций с наличной валютой и чеками) с 1 января 2009 года проводятся не реже одного раза в 24 месяца, а не одного раза в 18 месяцев, как это было установлено ранее.

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 57, 15.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 24.09.2008 № 2078-У
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПУНКТ 22.16 ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 2005 ГОДА № 279-П «О ВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.10.2008 № 12407.

Извещение кредиторов о возможности предъявления своих требований к кредитной организации будет публиковаться в газете «Коммерсантъ».

Ранее временная администрация после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций такое объявление публиковала в том числе в «Российской газете». Теперь данное печатное издание заменено на газету «Коммерсантъ». Напомним, что извещение публикуется также в «Вестнике Банка России» и периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации.

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 57, 15.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг

ПРИКАЗ ФСФР РФ от 18.09.2008 № 08-35/пз-н
«О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЫПУСКОВ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПУСКОВ) ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.10.2008 № 12428.

Разграничены полномочия по государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами.

Установлено, что непосредственно ФСФР РФ осуществляет государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг наиболее крупных и значимых эмитентов, в частности эмитентов, включенных в Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является ФСФР РФ, эмитентов, размер уставного капитала которых составляет или превышает 2 млрд рублей, эмитентов, имеющих лицензию на осуществление одного из видов деятельности на рынке ценных бумаг, выданную ФСФР РФ, а также иностранных эмитентов, в т. ч. международных финансовых организаций. Территориальные органы ФСФР РФ осуществляют государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, в отношении государственной регистрации которых не установлено исключительное полномочие Федеральной службы и в отношении которых руководитель ФСФР РФ не принял решение об осуществлении государственной регистрации непосредственно Федеральной службой. Приказ ФСФР РФ от 20.04.2005 № 05-15/пз-н, ранее утвердивший разграничение указанных полномочий, признан утратившим силу.

Опубликован в «Российской газете», № 218, 17.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 06.10.2008 № 744
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СОБЛЮДЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ СОИСКАТЕЛЯМИ ЛИЦЕНЗИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УКАЗАННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ «ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДАХ» И «О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ»

Определены документы, представляемые для получения лицензий на осуществление видов деятельности в сфере инвестиций и негосударственного пенсионного страхования.

Правительством РФ утверждены перечни документов, представляемых для получения лицензий на осуществление деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев указанных фондов и деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. К таким документам отнесены, в частности, копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, копии аудиторских заключений по проверке годовой финансовой отчетности, копии решений советов негосударственных пенсионных фондов об утверждении пенсионных правил. Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 14.07.2006 № 432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках».

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 13.10.2008, № 41, ст. 4683.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ ФСФР РФ от 11.09.2008 № 08-34/пз-н
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЫПУСКА (ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЫПУСКА) ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И/ИЛИ ДОПОЛНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ О ВЫПУСКЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ВЫПУСКЕ) И/ИЛИ ПРОСПЕКТ ЦЕННЫХ БУМАГ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОТЧЕТА ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА (ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЫПУСКА) ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, РЕГИСТРАЦИИ ПРОСПЕКТА ЦЕННЫХ БУМАГ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ ФСФР РОССИИ ОТ 30 ЯНВАРЯ 2007 Г. № 07-8/пз-н»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.10.2008 № 12390.

Внесены изменения в Административный регламент, устанавливающий порядок осуществления ФСФР РФ государственной регистрации операций эмитентов ценных бумаг, связанных с выпуском ценных бумаг.

Указанный Административный регламент дополнен нормами, регулирующими государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, в т. ч. образцом приказа о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, образцом уведомления о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, и образцом уведомления о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В Административный регламент внесены и другие изменения, в частности, дополнен перечень нормативных правовых актов ФСФР РФ, в соответствии с которыми ФСФР РФ осуществляет исполнение государственной функции по регистрации определенных операций, связанных с выпуском ценных бумаг, и уточнена применяемая терминология («электронные носители» вместо «магнитных», «идентификационные признаки выпуска (серии) опционов» вместо «класс и серия опционных свидетельств»).

Опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 41, 13.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Труд и занятость

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 13.10.2008 № 749
«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ»

Особенности направления работников в служебные командировки установлены утвержденным Положением.

Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории РФ, так и на территории иностранных государств. В Положении дано определение места постоянной работы — это место расположения организации (ее обособленного структурного подразделения), работа в которой обусловлена трудовым договором. Предусмотрено, в частности, что работники направляются в командировки по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника по распоряжению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.

Документ опубликован не был.*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 03.10.2008 № 737
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ И УТВЕРЖДЕНИЯ КВОТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Увеличены установленные на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, а также квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности.

В частности, установленная ранее на 2008 год потребность в привлечении в РФ иностранных работников увеличена с 1 828 245 человек до 3 384 129 человек. Также внесены изменения в количество привлекаемых в 2008 году иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Так, в частности, количество неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики, составляет 839 861 человек (ранее — 268 785 человек), рабочих, занятых на горных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, — 1 173 238 человек (ранее — 573 665), других профессий квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий — 134 313 человек (ранее — 53 923).

Опубликовано в «Российской газете», № 210, 08.10.2008, издании «Собрание законодательства РФ», 13.10.2008, № 41, ст. 4676.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Обзор подготовлен специалистами
компании "Консультант Плюс"


Московское законодательство

Труд и занятость населения

ЗАКОН города Москвы от 01.10.2008 № 46
«О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Вступает в силу с 01.01.2009.

Создан правовой механизм решения проблемы безработицы на уровне города Москвы.

В Законе определен комплекс организационно-технических мероприятий по содействию занятости, включая трудоустройство и профессиональную подготовку населения, подбор персонала для организаций и предприятий. Установлены дополнительные меры, осуществляемые органами исполнительной власти города Москвы по социальной и материальной поддержке при безработице в первую очередь для категорий граждан, испытывающих наибольшие трудности при поиске работы. Также Законом установлены принципы реализации политики в области привлечения и занятости иностранной рабочей силы.

Опубликован в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 57, 14.10.2008.

Где найти:
ИБ Москва Проф
ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами
отдела правовой экспертизы
группы компаний «ЭЛКОД»

Законодательство Московской области

Финансы. Налоги

ЗАКОН Московской области от 19.09.2008 № 121/2008-ОЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 26.1 «ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РЕЗИДЕНТАМ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ» ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О ЛЬГОТНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вступает в силу с 01.01.2009, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

Законодатель уточнил категорию субъектов, в отношении которых применяются льготы по статье 26.1, характер льготируемой прибыли, а также период применения соответствующих льгот.

Согласно внесенным изменениям налоговые льготы, установленные упомянутой статьей, предоставляются признанным в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые льготы резидентам в виде снижения ставки налога на прибыль организаций на 4 процентных пункта предоставляются только в отношении прибыли, полученной от технико-внедренческой деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны.
Кроме того, резиденты вправе применять налоговую льготу (снижение ставки налога на прибыль организаций) с 1-го числа квартала, следующего за датой признания их резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, в течение пяти лет, но не более срока существования особой экономической зоны.
Резиденты вправе применять налоговую льготу, установленную подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи (освобождение от уплаты транспортного налога, кроме автомобилей легковых, водных и воздушных транспортных средств), с 1-го числа квартала, следующего за датой государственной регистрации транспортных средств, в течение пяти лет, но не более срока существования особой экономической зоны.

Опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 206, 24.09.2008.

Где найти: ИБ Московская область

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 30.09.2008 № 881/35
«О КОЭФФИЦИЕНТАХ ПЕРЕРАСЧЕТА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ СТРОЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

В целях обложения налогом на имущество физических лиц утверждены коэффициенты перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, которые вводятся в действие с 1 января 2009 года.

Органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано установить налоговые льготы гражданам в случаях, если строения, помещения и сооружения, принадлежащие им на праве собственности, относятся к категории ветхого и аварийного жилищного фонда.

Опубликовано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 219, 09.10.2008.

Где найти:
ИБ Московская область

Обзор подготовлен специалистами
отдела правовой экспертизы
группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: Организация имеет легковой автомобиль стоимостью более 300 тыс. руб., приобретенный ею в 2007 г. При исчислении налога на прибыль норма амортизации по указанному автомобилю применяется с понижающим коэффициентом 0,5. Каков порядок начисления амортизации с 01.01.2009 ввиду отмены с указанной даты понижающего коэффициента по легковым автомобилям?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 09.10.2008 № 03-03-06/1/573]

При ответе на вопрос Минфин РФ ссылается на п. 3 ст. 259 НК РФ, которым установлено, что начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования. При этом норма амортизации определяется на дату ввода объекта в эксплуатацию и не может быть изменена в течение всего срока амортизации такого объекта. С учетом приведенных положений Минфин РФ приходит к заключению, что с 1 января 2009 г. амортизация по легковым автомобилям и микроавтобусам, введенным в эксплуатацию до указанной даты, должна начисляться в соответствии с порядком, действовавшим на дату ввода объекта в эксплуатацию с применением к основной норме амортизации специального понижающего коэффициента 0,5.

ВОПРОС: Организация проводит рекламные акции среди юридических лиц — торговых компаний, реализующих продукцию этой организации. По правилам акции при выполнении определенных условий, указанных в рекламных листовках, данные компании могут принять участие в акции и получить рекламный приз. Вправе ли организация отнести расходы на проведение указанной акции к рекламным расходам и учесть их при исчислении налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567]

Минфин РФ, отвечая на вопрос, отсылает налогоплательщиков к письму Федеральной антимонопольной службы от 30.10.2006 № АК/18658, в котором разъясняется термин «неопределенный круг лиц» и определяются основные признаки, квалифицирующие рекламу, в т. ч. предназначенность рекламной информации для неопределенного круга лиц. Опираясь на соответствующие разъяснения ФАС, финансисты формулируют следующий вывод: т. к. рекламные акции проводятся среди юридических лиц — торговых точек, реализующих продукцию организации, т. е. перечень лиц, участвующих в акции, заранее известен, расходы на проведение таких акций не могут относиться к рекламным в целях исчисления налога на прибыль.

ВОПРОС: О возможности осуществления налогового вычета по НДС в отношении имущества (основного средства), предназначенного для сдачи в аренду по договору лизинга, после отражения стоимости указанного имущества на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 01.10.2008 № 03-07-11/323]

На основании соответствующих положений законодательства по бухгалтерскому учету, в т. ч. учету основных средств, Минфин РФ разъяснил: в случае принятия к бухгалтерскому учету материальных ценностей, отвечающих требованиям признания их основными средствами (здания, сооружения, иное имущество), но изначально предназначенных для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, эти объекты отражаются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Таким образом, по имуществу (основным средствам), предназначенному для сдачи в аренду по договору лизинга, вычеты по НДС производятся после отражения его стоимости на указанном счете 03.

ВОПРОС: О возможности зачета суммы ЕСН, излишне уплаченного в Фонд социального страхования РФ, в счет уплаты НДС.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 22.09.2008 № 03-02-07/1-370]

Как следует из ответа, согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. В этой связи Минфин РФ отметил: поскольку ЕСН и НДС относятся к федеральным налогам, то возможен зачет переплаты по ЕСН в счет уплаты НДС.

ВОПРОС: О порядке выставления счетов-фактур при ежедневной многократной отгрузке продуктов питания в адрес одного покупателя в целях исчисления НДС.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 11.09.2008 № 03-07-09/28]

В письме сообщается, что срок выставления счетов-фактур — не позднее пяти дней со дня оказания услуги. Данное ограничение установлено п. 3 ст. 168 НК РФ. Вместе с тем Минфин РФ считает, что, если договорами на поставку товаров предусмотрена ежедневная многократная отгрузка в адрес одного покупателя продуктов питания, составлять счета-фактуры и выставлять их покупателям можно один раз в день не позднее пяти дней считая со дня отгрузки этих продуктов питания.

Где найти: ИБ Финансист
ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: Банку принадлежит на праве собственности здание, расположенное вне места нахождения головного офиса. Часть здания используется для размещения обособленного подразделения банка, остальная часть сдается в аренду третьим лицам. В каком порядке необходимо определять удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества данного обособленного подразделения в целях исчисления налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 30.09.2008 № 03-03-06/2/131]

Минфин РФ пояснил, что средняя (среднегодовая) остаточная стоимость амортизируемых средств рассчитывается в целом по налогоплательщику и отдельно по обособленному подразделению. Используя эти данные, определяется удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения. При этом сумма остаточной стоимости амортизируемого имущества, сданного в аренду, учитывается в общей сумме остаточной стоимости амортизируемого имущества налогоплательщика.
Так как для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности и используемое им для извлечения дохода, то при расчете средней остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю обособленного подразделения, учитывается все амортизируемого имущество, используемое обособленным подразделением для осуществления деятельности и находящееся в собственности организации.

Где найти:
ИБ Финансист

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой, начальником сектора информационно-правовой поддержки
группы компаний "ЭЛКОД"

Пресса

СТАТЬЯ: Арендуем имущество, не простое — государственное

[С. Н. Зайцева, «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, № 9]

Статья будет интересна бухгалтерам тех организаций, которые выступают арендаторами федерального или муниципального имущества (зданий и сооружений). Автор поясняет, в каких случаях аренда такого имущества приводит к необходимости исполнения обязанностей налогового агента по НДС, например, если в роли арендодателя выступает собственник имущества или арендодателем является организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Большое внимание уделено порядку исчисления НДС налоговыми агентами (арендаторами государственного имущества). Также автором отмечены особенности отражения в бухучете операций при аренде муниципального имущества и рассмотрен порядок заполнения налоговой декларации по НДС.

СТАТЬЯ: По следам июльского обновления Налогового кодекса РФ

[А. Сормова, «Новая бухгалтерия», 2008, № 8]

Вниманию читателей предлагается таблица, в которой дается сравнительный анализ положений налогового законодательства, действующих до и после 1 января 2009 года. Автором в удобной и наглядной форме изложены нововведения, внесенные в 2009 году в порядок налогообложения такими налогами, как налог на прибыль, НДФЛ и ЕСН, акцизы, НДПИ, транспортный и земельный налоги.

СТАТЬЯ: Спорные вопросы оформления счетов-фактур

[Л. Зуйкова, «Новая бухгалтерия», 2008, № 8]

Автор рассматривает наиболее актуальные вопросы, возникающие в связи с применением счетов-фактур. В частности, им анализируется порядок заполнения отдельных реквизитов, а именно: адрес, ИНН/КПП покупателя, номер платежно-расчетного документа и др. Например, говоря об ошибках, допускаемых при указании адреса в счете-фактуре, автор называет следующие: неверное указание индекса, номера или улицы, несовпадение юридического и фактического адресов. Отдельный раздел статьи посвящен анализу арбитражной практики, формирующейся по таким проблемным вопросам, как порядок внесения исправлений в счета-фактуры, момент возникновения права на налоговый вычет по НДС по исправленному счету-фактуре, правомерность вычетов по НДС по замененным счетам-фактурам.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК: Ремонт основных средств глазами бухгалтера

[В. Р. Захарьин, «Экономико-правовой бюллетень», 2008, № 9]

В книге подробно освещены вопросы организации и учета ремонта основных средств, которые могут возникнуть в практической работе бухгалтерских служб. Так, автором проанализированы требования документов системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета, регулирующих организацию и ведение учета операций по ремонту основных средств, обобщены требования законодательных и нормативных актов к организации и документальному оформлению ремонтных работ. На примерах разъясняется применение различных схем бухучета расходов на ремонт основных средств: непосредственно списание на счета учета производственных затрат, создание соответствующего резерва, отнесение сумм осуществленных затрат в состав расходов будущих периодов. Кроме того, рассмотрены особенности организации и ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств, налогового учета операций по созданию и использованию резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт.

СТАТЬЯ: Освобождение от обязанностей плательщика НДС

[О. Заболонкова, «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, № 9]

Статья знакомит читателей с условиями и порядком получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, установленных ст. 145 НК РФ. Например, автор отвечает на такие сложные вопросы: можно ли применять освобождение от НДС в случае отсутствия у учреждения операций по реализации товаров (работ, услуг) и выручки от их реализации в течение трех последовательных календарных месяцев, включаются ли в расчет выручки суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС, входят ли в выручку полученные авансы, можно ли получить освобождение от уплаты НДС при наличии недоимки? Также автор приводит перечень документов, необходимых для получения освобождения от уплаты НДС, и кратко останавливается на порядке их заполнения.

СТАТЬЯ: Аренда имущества. На что обращают внимание ревизоры? (Начало)

[А. Репин, «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2008, № 9]

Статья адресована руководителям и бухгалтерам бюджетных учреждений и призвана помочь им избежать ошибок при оформлении отношений при сдаче имущества в аренду. Прочитав статью, читатель получит ответы на следующие вопросы: что является объектом аренды, в каких случаях запрещено сдавать объекты недвижимости в аренду, кто имеет право на заключение договора аренды, что является обязательным условием при заключении договора аренды, подлежит ли регистрации договор аренды и т. д.

СТАТЬЯ: Реализация товара через дистрибьютора: устранение выявленных нарушений

[Р. Кондрашова, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2008, № 39]

Автор комментирует некоторые ситуации, которые могут возникать при реализации товаров в рамках дистрибьюторских договоров, например при реализации товаров дистрибьюторам со скидками, взимании с дистрибьюторов платы за услуги по обработке заказов, отгрузке товаров дистрибьюторам по одной товарно-транспортной накладной. При этом автор обращает внимание на часто встречающиеся практические ошибки и предлагает возможные пути их исправления.

СТАТЬЯ: Интернет-торговля: бухгалтерский учет и налогообложение

[О. Мокроусов, «Новая бухгалтерия», 2008, № 9]

В статье рассматривается круг вопросов, связанных с продажей товаров через Интернет. В частности, в ней говорится о том, что собой представляет интернет-торговля, каковы ее особенности и как учитываются такие операции в бухгалтерском и налоговом учете.

Где найти:
ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой, начальником сектора информационно-правовой поддержки
группы компаний "ЭЛКОД"

Судебная практика

Основы государственного управления

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 92985-5
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВНЕПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИХСЯ ПРОВЕРОК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

[внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении — постановление ГД ФС РФ от 17.09.2008 № 923-5 ГД]

Законопроектом № 92985-5 изменяются положения Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроект № 92985-5 вносит изменения в статью 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции».
В соответствии с положениями законопроекта признаются утратившими силу пункты 25, 35 части 1 статьи 11 данного Закона.
Также законопроект дополняет пунктом 33 часть 2 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции», определяющим среди прав милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей право участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законопроект № 92985-5 дополняет пункт 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» абзацем вторым, в соответствии с положениями которого в случае изъятия предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет соответствующий протокол. При этом копия протокола вручается лицу, у которого изъяты предметы, материалы, или его законному представителю.
Также законопроект вносит изменения в часть 5 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми в случае изъятия документов (за исключением документов, указанных в части 3 вышеназванной статьи) с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, осуществляющим изъятие документов. Такие копии передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в соответствующем протоколе. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, должностное лицо, составившее протокол, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
Законопроект отмечает, что в случае, если невозможно в течение пяти дней после изъятия документов передать их заверенные копии лицу, у которого они были изъяты, заверенные копии документов направляются по почте заказным письмом, о чем делается запись в протоколе.
Как устанавливается законопроектом, копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Правосудие

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 19647-5
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен депутатами Государственной Думы В. Н. Плигиным, А. Н. Хайруллиным, О. Д. Валенчуком, А. В. Поповым; принят в первом чтении — постановление ГД ФС РФ от 17.09.2008 № 913-5 ГД]

Законопроектом № 19647-5 статья 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» дополняется частями 6.1-6.6.
Законопроект определяет в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) уполномоченного им исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели. Как предусматривается в положениях законопроекта, вышеназванные органы устанавливают порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
В положениях законопроекта излагается порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Так, вышеуказанные списки составляются отдельно по каждому внутригородскому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации — города федерального значения на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан; при этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Как предусматривается законопроектом, о составлении списков кандидатов в присяжные заседатели уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения должен известить граждан, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также уведомить граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставить им возможность ознакомиться с указанными списками и рассмотреть поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.
В положениях законопроекта отмечается, что общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения, изменения и дополнения, в них внесенные, в соответствии с требованиями частей 9 и 12 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» публикуются в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения.
Законопроект предусматривает возможность наделения исполнительно-распорядительных органов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга полномочиями по составлению списков присяжных заседателей в установленном порядке, предусматриваемом законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения.

Где найти: ИБ Законопроекты

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

новые документы для бухгалтера

Постановление Правительства Москвы от 23.09.2008 № 863-ПП

"Об основных направлениях политики Правительства Москвы в области арендных отношений по объектам нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации – города Москвы, на 2009–2011 гг."

В целях реализации полномочий г. Москвы по осуществлению региональных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, программ социально-экономического развития г. Москвы приняты основные направления политики Правительства Москвы в области арендных отношений по принадлежащим городу объектам нежилого фонда. Деятельность московских властей в этой сфере направлена на удовлетворение потребности населения города, некоммерческих организаций и хозяйствующих субъектов в получении доступа к объектам нежилого фонда, передаваемым в срочное возмездное пользование, а также на повышение качества и увеличение объемов предоставляемых населению услуг (в т. ч. оказываемых в зоне шаговой доступности); содействие становлению и развитию новых видов деятельности; создание новых рабочих мест по месту проживания.

Предполагается, что государственная имущественная поддержка будет осуществляться в виде регулирования арендной платы за использование объектов нежилого фонда путем установления фиксированной ставки арендной платы; расчета ставки арендной платы в пропорциях от величины ставок, складывающихся на рынке аренды нежилых помещений; установления предельного роста ставки арендной платы.

В частности, меры государственной поддержки приоритетных видов деятельности осуществляются городом посредством:

– формирования специализированных фондов нежилых помещений определенного состава для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– применения регулирования ставок арендной платы по принадлежащим городу объектам нежилого фонда;

– квотирования общей площади объектов нежилого фонда, передаваемого в аренду по регулируемым ставкам арендной платы.

Категории групп арендаторов, в отношении которых применяются меры государственной поддержки, дополнительно должны быть установлены актами Правительства Москвы.

Документом закреплено, что передача в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности г. Москвы, осуществляется на следующих принципах:

– посредством аукционного метода проведения торгов при сохранении принципов открытости, гласности и равенства возможностей для участников торгов с целью содействия здоровой конкуренции;

– по результатам проведения аукционов и конкурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

– а также на основании актов Президента РФ, решений Правительства РФ; вступивших в законную силу решений суда; федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции").

За использование объектов нежилого фонда, находящихся в собственности г. Москвы, арендная плата устанавливается в виде:

– фиксированного (минимального) размера, утверждаемого Правительством Москвы;

– ставки, основанной на заключении независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы;

– расчетной ставки, определенной в пропорциях от величины рыночной арендной платы, установленной по заключению независимого оценщика;

– ставки арендной платы, определенной по результатам аукциона или конкурса.

Особенности расчета ставок арендной платы, определение прав и обязанностей арендаторов при пользовании объектами нежилого фонда, принадлежащими городу, устанавливаются Положением об управлении нежилым фондом г. Москвы (должно быть принято в первом полугодии 2009 года).

В целях защиты экономических интересов г. Москвы с учетом фактора инфляции в период действия договора аренды к ставке арендной платы применяется индекс-дефлятор, определяемый уполномоченным государственным органом Российской Федерации на соответствующий период, по договорам аренды: с рыночной ставкой арендной платы, определенной по результатам независимой оценки; со ставкой арендной платы с применением понижающего коэффициента к рыночной ставке арендной платы, определенной по результатам независимой оценки.

По договорам аренды, заключенным по результатам проведенных аукционов в период до 2006 года, на весь срок действия договора аренды арендная плата устанавливается в соответствии с протоколом об итогах аукциона и поправкам не подлежит.

При заключении на новый срок договоров аренды с арендаторами, соблюдающими условия договора аренды, ставка арендной платы должна устанавливаться Департаментом имущества г. Москвы с учетом коэффициента предельной величины ограничения роста к ранее установленной ставке:

– 2009 год – 1,18 раза к ставке, действовавшей в предыдущем году;

– 2010 год – 1,16 раза;

– 2011 год – 1,14 раза.

Стартовая (начальная) ставка арендной платы за объект, выставляемый на специализированный конкурс, определяется на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы с учетом предполагаемого вида использования нежилого помещения и понижающих коэффициентов, утверждаемых Правительством Москвы, с учетом категории арендатора и целевого использования нежилого помещения. При проведении аукционов по передаче в аренду объектов нежилого фонда в домах-новостройках величина стартовой ставки арендной платы определяется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.11.2004 № 838-ПП, но не ниже минимальной ставки арендной платы, утвержденной Правительством Москвы на соответствующий финансовый период.

Говоря про условия, влияющие на размер арендной ставки, следует отметить, что в настоящее время в целях стимулирования участия арендаторов в проведении с согласия арендодателя капитального ремонта арендуемых нежилых помещений на период проведения капитального ремонта арендуемого нежилого помещения (не более одного года) и на период окупаемости произведенных затрат (не более трех лет) устанавливается минимальная ставка арендной платы, утвержденная Правительством Москвы в установленном порядке.

По окончании периода окупаемости на оставшийся срок действия договора аренды устанавливается ставка арендной платы за нежилое помещение:

– сложившаяся по результатам конкурса/аукциона до начала проведения капитального ремонта;

– указанная в отчете независимого оценщика о рыночной стоимости объекта нежилого фонда до начала проведения капитального ремонта.

Срок действия договора аренды не может быть меньше периода окупаемости.

Арендатор, допустивший нарушение условий договора аренды, утрачивает преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок и право на государственную имущественную поддержку.

Обзор подготовлен В.Л. Михайловской,

старшим юристом-аналитиком

отдела систематизации законодательства

группы компаний "ЭЛКОД"

новые документы для бухгалтера

Новости

Пособия увольняемым сотрудникам признаются расходами, даже если основания их выплаты не предусмотрены трудовым законодательством.

[Письмо Минфина России от 26.09.2008 № 03-03-06/1/546]

Минфин рассмотрел порядок налогообложения выходного пособия в случаях, которые не предусмотрены ст. 178 Трудового кодекса РФ. Так, если дополнительным соглашением к трудовому договору установлена выплата выходного пособия при увольнении сотрудника по основаниям, не закрепленным данной статьей, то такие суммы можно признать расходами по налогу на прибыль независимо от причин расторжения договора.

Ранее контролирующие органы придерживались противоположной позиции (см. письма Минфина России от 21.02.2007 № 03-03-06/2/38, УФНС России по г. Москве от 14.05.2005 № 21-11/34150). Более подробно вопрос признания таких расходов рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

При этом пособия, которые выплачиваются увольняемым работникам по основаниям, не предусмотренным ст. 178 ТК РФ, облагаются НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке. Финансовое ведомство объясняет это так: в силу п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ указанными налогами не облагаются только законодательно установленные или предусмотренные решениями органов местного самоуправления компенсационные выплаты. Кроме того, выходное пособие, которое предусмотрено дополнительным соглашением и выплачивается увольняемым работникам, признается расходом по налогу на прибыль, а значит, оно должно облагаться ЕСН в силу п. 3 ст. 236 НК РФ.

За транспортное средство, находившееся в собственности налогоплательщика один день, транспортный налог уплачивается за полный месяц.

[Письмо Минфина России от 23.09.2008 № 03-05-05-04/23]

При регистрации транспортного средства и снятии его с учета в течение одного периода сумма налога или авансового платежа по налогу рассчитывается с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев действия регистрации к числу календарных месяцев в периоде. При этом если регистрация и снятие с учета были произведены в течение одного календарного месяца, то указанный месяц принимается как один полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Поэтому Минфин указал, что организация, зарегистрировавшая и снявшая с учета в органах ГИБДД транспортное средство за один календарный месяц, рассчитывает транспортный налог с учетом коэффициента 1/12, даже если фактически владела им в течение одного дня.

Комментарии

С какого момента признается амортизационная премия по реконструкции здания?

[Письмо Минфина России от 23.09.2008 № 03-03-06/1/539]

Налогоплательщик вправе включать в состав расходов отчетного (налогового) периода затраты на капитальные вложения в размере 10 процентов первоначальной стоимости имущества, понесенные, в частности, при реконструкции основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 272 НК РФ амортизационная премия по расходам на реконструкцию объекта учитывается на дату изменения его первоначальной стоимости. В комментируемом письме разъясняется, что если в результате реконструкции изменилась общая площадь здания, то затраты в виде амортизационной премии учитываются с момента подачи документов на госрегистрацию реконструированного объекта.

Однако в данной ситуации есть некоторые тонкости.

Основные средства, находящиеся на реконструкции более 12 месяцев, выводятся из состава амортизируемого имущества, а значит, амортизация по ним на время проводимых работ не начисляется (п. 3 ст. 256 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 322 НК РФ после завершения работ реконструируемые объекты снова вводятся в эксплуатацию и начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания реконструкции. В этом же периоде признается и амортизационная премия по таким капвложениям (п. 3 ст. 272 НК РФ). При этом одним из условий включения недвижимого имущества в амортизационную группу согласно п. 8 ст. 258 НК РФ является подача документов на госрегистрацию. Поэтому применительно к данной ситуации вывод финансового ведомства справедлив: амортизационную премию по реконструированному зданию можно применить с момента подачи документов на госрегистрацию.

Возможна и другая ситуация. Здание не выводится из состава амортизируемого имущества, если срок реконструкции или модернизации составляет не более 12 месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ). Тогда списать амортизационную премию по капвложениям можно с даты изменения первоначальной стоимости основного средства, то есть после завершения работ по реконструкции и оформления всех первичных подтверждающих документов (п. 3 ст. 272 НК РФ). Объясняется это следующим. В результате реконструкции может измениться первоначальная стоимость основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ). Кроме того, согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования реконструированного объекта, но только в пределах той амортизационной группы, к которой относится ранее эксплуатируемое здание. Изменение амортизационной группы Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Из положений п. 8 ст. 258 НК РФ следует, что подтверждать факт подачи документов на госрегистрацию необходимо именно для первоначального включения объекта в ту или иную амортизационную группу. Поэтому для дальнейшего начисления амортизации, а равно и для списания расходов на реконструкцию в размере не более 10 процентов, не надо дожидаться подачи документов на регистрацию прав по реконструированному зданию. Следует заметить, что в данной ситуации вероятны споры с налоговыми органами.

Судебное решение недели

НДС, уплаченный по командировочным расходам подрядчика, можно принять к вычету.

[Постановление ФАС Московского округа от 05.09.2008 № КА-А40/8211-08]

Инспекция доначислила организации НДС, указав, что в нарушение п. 7 ст. 171 НК РФ вычеты были заявлены в доле, приходящейся на расчеты по командировочным расходам работников-подрядчиков.

Суд указал, что, исходя из требований гражданского законодательства к формированию цены работ по договору подряда, командировочные расходы, понесенные подрядчиком по договору и предъявленные обществом на основании соответствующих расчетов, включаются в цену подрядных работ. Таким образом, налогоплательщик обязан был оплатить такие расходы подрядчика. Проанализировав содержание договоров подряда и положения ст. 709 ГК РФ, суд установил, что суммы командировочных расходов, компенсируемых организацией подрядчикам, правомерно включены в налоговую базу по НДС. Соответственно, налогоплательщик имел право на вычет.

Схожие выводы сделал ФАС Московского округа в постановлении от 11.09.2008 № КА-А40/8600-08, указав, что можно принять к вычету НДС со всей суммы оплаты услуг подрядчика, даже если среди них были операции, которые не облагаются НДС.

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"

ликбез

Увольнение сотрудников: рассматриваем нетипичные ситуации

Работник по решению суда восстановлен на работе, но работодатель не исполняет требование о восстановлении. Имеет ли при таких обстоятельствах работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, право на расторжение трудового договора по собственному желанию?
В данном случае работник в любое время может написать заявление о расторжении трудового договора по собственному желанию без соблюдения требований о предварительном предупреждении работодателя за две недели до предполагаемой даты увольнения, поскольку у работника имеются обстоятельства, препятствующие выполнению им работы, – малолетний ребенок.

То, что работодатель нарушил законодательство о труде в виде неправомерного увольнения работника, а в последующем игнорирует исполнение решения суда о восстановлении на работе, также является основанием для расторжения договора без обязательной отработки двухнедельного срока (ст. 80 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ).

Требование законодательства о восстановлении на работе выражается в виде отмены приказа об увольнении и внесения записи в трудовую книжку работника о восстановлении, причем восстановление на рабочем месте (отмена приказа и запись в трудовую книжку) должно быть произведено немедленно после вынесения решения суда (ст. 396 ТК РФ), а именно: не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления исполнительного листа судебному приставу – исполнителю (п. 4 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. 13.05.2008) "Об исполнительном производстве", далее – Закон № 229-ФЗ).

Без выполнения вышеуказанного условия дальнейшие записи в трудовой книжке у данного работодателя не могут быть внесены.

Если же работодатель намеренно не исполняет решение суда, работник вправе требовать в судебном порядке выплаты за все время задержки исполнения среднего заработка с момента вынесения решения о восстановлении на работе до фактического исполнения (ст. 396 ТК РФ, ст. 106 Закона № 229-ФЗ). Кроме того руководитель, не исполняющий решение суда о восстановлении, помимо гражданской ответственности в виде обязанности выплаты заработка, может быть привлечен судебным приставом – исполнителем к административной ответственности в виде штрафа (ст. 17.15 КоАП РФ).

Возможно ли расторжение трудового договора по инициативе работника до истечения срока обязательства по ученическому договору с возмещением работодателю фактически понесенных расходов на обучение сотрудника без выплаты штрафных санкций?

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным договором к трудовому, и все правоотношения сторон регулируются законодательством о труде.

Трудовой кодекс РФ содержит существенные условия для заключения ученического договора, а именно: сведения о приобретаемой профессии, квалификации и порядке выплаты стипендии за время всего обучения по договору, сроке работы у работодателя – в случае если договор заключается с соискателем на профессиональное обучение в организации (ст. 198 ТК РФ).

В случае если договор заключается с работником для получения профессионального образования либо переобучения, договор должен содержать условия о сроке обучения и обязательствах работодателя и работника по оплате обучения, сроке работы в организации. Помимо существенных условий, ученический договор может содержать и иные условия, необходимые для реализации права работника на обучение, устанавливаемые по соглашению сторон, в частности, возможность установления штрафных санкций за невыполнение работником условий договора.

Согласно ст. 207 ТК РФ если ученик не приступает к работе либо без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, то он по требованию работодателя возмещает стипендию за время обучения и иные расходы, понесенные работодателем. Это касается случая, когда договор заключается с соискателем. Что же касается случая получения работником организации дополнительного образования, то императивной нормы, устанавливающей обязанность по оплате штрафных санкций, не установлено. Следовательно, в обоих рассматриваемых случаях установление штрафных санкций будет являться договорной нормой, которую работодатель устанавливает по отношению к работнику в случае неисполнения им обязательств по договору.

Так как работник в любое время имеет возможность на реализацию права на увольнение по собственному желанию, то право на расторжение трудового договора до истечения срока обучения не может быть ограничено работодателем. Но расходы работодателю должны быть возмещены в размере фактически понесенных затрат за период обучения, и, если сторонами в договоре установлено обязательство по выплате штрафных санкций в случае досрочного его расторжения, то выплата штрафа также будет обязательной.

Является ли нахождение на амбулаторном лечении в течение четырех месяцев основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, если в коллективном договоре прописано такое основание для увольнения?

Такое основание, как расторжение с работником трудового договора по инициативе работодателя в связи с длительной болезнью, трудовое законодательство не предусматривает, и работодатель своими локальными актами (коллективным соглашением и т.д.) не вправе устанавливать дополнительные основания для увольнения работника, поскольку трудовой договор расторгается только по основаниям, установленным ТК РФ и федеральными законами.

Возможность расторжения договора по состоянию здоровья, в частности "...признания работника неспособным к трудовой деятельности согласно медицинскому заключению...", установлена п. 5 ст. 83 ТК РФ – прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Нахождение работника длительное время на амбулаторном лечении в медицинском учреждении устанавливает лишь ограничение в выдаче листков временной нетрудоспособности и их оплаты, а также возможности установления инвалидности, но никоим образом не ограничивает права работника в сфере трудовых отношений. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 № 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" листок нетрудоспособности при заболевании выдается первично на срок до 10 календарных дней и продлевается на срок до 30 дней. При сроке нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, дальнейшее продление листка нетрудоспособности осуществляется по решению врачебной комиссии до дня восстановления трудоспособности, но на срок, не превышающий 10 месяцев (в особых случаях до 12 месяцев), при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе. В случае если имеются основания для установления инвалидности, листок нетрудоспособности выдается только на срок до четырех месяцев с последующим направлением на медико-социальную экспертизу. Таким образом, законодательством предусмотрена возможность нахождения работника на лечении и более продолжительное время, нежели четыре месяца, и любые ограничения и требования со стороны работодателя, в частности установление дополнительных оснований в коллективном соглашении для увольнения работника, не будут являться законными.

На вопросы отвечает О.Ю. Баранова,

юрист отдела систематизации законодательства

группы компаний "ЭЛКОД"

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центраАктуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на октябрь 2008 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"