Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Ноябрь 2008

пн вт ср чт пт сб вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №36(135), 11 ноября 2008 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ/

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО/НАЛОГОВЫЙ ЛИКБЕЗ

О социальном налоговом вычете по НДФЛ на обучение

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на ноябрь — декабрь 2008 года

Новости

Сиреневая Москва

Мэрия столицы утвердила проект «Москва — город сирени» на 2008-2010 годы.

Воплощая в жизнь мечту В. Маяковского «Здесь будет город-сад!», московские власти разработали проект, в соответствии с которым вся столица должна быть украшена сиренью.
Объемы посадок будут уточнены в проектной документации, но уже предполагается посадить сирень в городских парках, музеях-заповедниках «Царицыно» и «Коломенское».
На Поклонной горе в 2009 году будут высажены сорта, названные в честь героев Великой Отечественной войны. Сиреневые насаждения появятся и в саду «Эрмитаж». Несколько сиреневых садов разобьют в Парке культуры имени Горького и на территории усадьбы «Влахернское-Кузьминки».
Планируется в течение двух лет высаживать сирень на территориях школ, учреждений здравоохранения, культуры, а также спортивных объектов и во дворах.

Всё штрафнее и штрафнее...

В Москве появятся пластмассовые гаишники, а штрафы за грязные номера и нежелание водителей пропускать пешеходов на «зебре» будут увеличены.
На улицах Москвы появятся манекены в форме сотрудников ГАИ. Они будут стоять на самых аварийных участках дорог.
Поводом для нововведения послужил положительный опыт использования манекенов в форме в других странах. Увидев силуэт стража порядка, водители снижают скорость и более внимательно относятся к дорожным знакам.
В столице этот эксперимент проводится впервые, а вот в Подмосковье макеты патрульных машин с пластиковыми инспекторами обосновались уже давно. Впервые они появились в Люберцах и в Жуковском. Сейчас используются в наиболее аварийных местах Минского и Киевского шоссе.
Однако на этом нововведения не заканчиваются. В Мособлдуму внесен законопроект, который предусматривает увеличение штрафа для водителей, автомобильные номера которых заляпаны грязью, сразу в десять раз — со 100 до 1 000 рублей.
Нечитаемые номера осенью становятся настоящей проблемой для ГИБДД. Даже камеры слежения, установленные по всему городу, бессильны разглядеть что-либо. Многие водители таким образом пытаются избежать штрафов. Законодатели надеются, что штраф, увеличенный в 10 раз, который будут взимать гаишники, сделает автовладельцев более чистоплотными.
Кроме того, столичная автоинспекция вышла с инициативой в десять раз увеличить сумму взыскания за игнорирование автолюбителями «зебры»: вместо 100 рублей водителю, не пропустившему пешехода на переходе, придется заплатить 1 000.

www.klerk.ru, www.vesti-moscow.ru

Новости группы компаний «ЭЛКОД»

Юбилейный рубеж

Служба заказа документов ООО «ЭЛКОД» отмечает знаменательное событие: с момента создания ею принято и обработано 60 000 заказов на правовые акты.

Служба была создана в 1993 году одновременно с выходом в свет первой региональной справочной правовой системы КонсультантПлюс: Москва Проф. За пятнадцать лет работы Службы от пользователей системы было принято и обработано более 60 000 индивидуальных заказов на поиск нормативно-правовых актов. Эта услуга является важным дополнительным сервисом, который ООО «ЭЛКОД» предоставляет своим клиентам.
Оформить заказ можно самыми разными способами: по телефону, по электронной почте или заполнив специальный бланк, размещенный на сайте группы компаний «ЭЛКОД» www.elcode.ru Получив такой запрос, специалисты Службы проводят оперативный поиск в системе КонсультантПлюс, своих архивах и немедленно отправляют найденные материалы клиенту. Если клиент заказывает редкий, эксклюзивный документ, специалисты Управления по работе с государственными структурами направляют письменный запрос в ведомство, принявшее документ.
Зачастую клиент не знает всей информации о правовом документе: нет информации ни о дате, ни о номере документа, известно только ведомство, принявшее документ, и его примерное содержание. Но такие трудности не смущают специалистов Службы — они готовы работать с любым заказом.
Принцип работы Службы заказа документов — оперативность и качество обслуживания клиентов, пользователей системы КонсультантПлюс.
Ни одно обращение в Службу заказа не останется без пристального внимания!

Заказать документ Вы можете любым удобным для Вас способом:

  • позвонить по тел.: (495) 258-59-06
  • заполнить бланк заказа на сайте компании www.elcode.ru. с помощью кнопки «Заказ документов».

Блиц-информация

Мосгордума приняла во втором чтении проект закона о поддержке предпринимателей.

В законопроекте более четко разграничены Реестры субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы. Из документа исключен термин "окружные программы", не предусмотренный федеральным законодательством.

Поправки по УСН рассмотрят в третьем чтении.

Госдума рассмотрит поправки в статью 346.14 части второй НК РФ об изменении объекта налогообложения налогоплательщиком, применяющим УСН.

В соответствии с поправками объект налогообложения может быть изменен налогоплательщиком по истечении одного года с начала применения УСН.

Изменение объекта налогообложения применяется с начала налогового периода при условии, что налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту: "налогоплательщикам удобнее изменять объект налогообложения без перехода на обычный режим налогообложения, так как нецелесообразно применять целый год обычный режим налогообложения, поскольку приходится полностью изменять бухгалтерский учет предприятия, что в свою очередь увеличивает налогооблагаемую базу".

новое в законодательстве


Федеральное законодательство

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"

Основы государственного управления

УКАЗ Президента РФ от 17.10.2008 № 1489
«О СОВЕТЕ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Образован Совет при Президенте РФ по развитию финансового рынка Российской Федерации.

Совет при Президенте РФ по развитию финансового рынка Российской Федерации является совещательным органом при Президенте РФ, созданным в целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка РФ. Признано утратившим силу «Положение о Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России», утвержденное указом Президента РФ от 16.07.1997 № 730, предусматривавшее в перечне функций упомянутой комиссии, в частности, контрольную функцию и функцию по разработке и осуществлению мероприятий по привлечению инвестиций в российскую экономику и их защите.

Опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 20.10.2008, № 42, ст. 4789.

Где найти:
ИБ Версия Проф

Гражданское право

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.10.2008 № 797
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ПЕРЕД ПАССАЖИРОМ ВОЗДУШНОГО СУДНА»

Установлен порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

Утвержденные Правительством РФ «Типовые правила обязательного страхования...» воспроизводят и конкретизируют основные нормы Воздушного кодекса РФ, касающиеся договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира, вред его багажу и находящимся при пассажире вещам. «Типовые правила» устанавливают, в частности, порядок определения страхового тарифа и применения к ним повышающих или понижающих коэффициентов в зависимости от факторов, влияющих на степень риска (географических районов осуществления воздушных перевозок, характера полетов, интенсивности использования воздушных судов и т. д.), определяют периоды времени, на которые распространяется страхование, обусловленное договором, детализируют права и обязанности страхователя, страховщика и выгодоприобретателя (в частности, устанавливают обязанность страхователя сообщать страховщику при заключении договора о всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки страхового риска, право страхователя вносить страховщику предложения об изменении условий договора в связи с изменениями условий и объема воздушных перевозок, обязанности страховщика в отношении процедур заключения и исполнения договора страхования, права страховщика в отношении получения от страхователя и компетентных органов необходимой информации и документов, определяют перечень родственников пассажира, имеющих право на получение страховой выплаты, и условия, при которых они становятся выгодоприобретателями по договору страхования).

Документ опубликован не был*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.10.2008 № 766
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 ЯНВАРЯ 2008 Г. № 18»

Внесены изменения в порядок размещения средств Фонда национального благосостояния.

Установлено, что средства Фонда национального благосостояния могут размещаться не только в долговых обязательствах иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансовых организаций, в иностранных банках и кредитных организациях, но и в российских банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в долговых обязательствах и акциях юридических лиц и паях (долях участия) инвестиционных фондов. Установлены также максимальные доли указанных активов в общем объеме размещенных средств Фонда и требования, предъявляемые к этим активам (рейтинги эмитентов, объемы выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, а также требования, которые должны выполняться при размещении средств Фонда во Внешэкономбанке).

Опубликовано в «Российской газете», № 219, 21.10.2008, издании «Собрание законодательства РФ», 27.10.2008, № 43, ст. 4945.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК»

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок дополнена новыми положениями.

Так, в частности, Концепция дополнена приложением, содержащим Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Теперь таких критериев двенадцать, добавлен новый критерий — ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Способы ведения деятельности с высоким налоговым риском (направленные на получение необоснованной налоговой выгоды) определяются ФНС РФ на основании сложившейся арбитражной практики, а также с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском будет размещаться на официальном сайте ФНС России. Определены признаки, которые могут свидетельствовать о высокой степени риска квалификации налоговыми органами контрагента как «проблемного», а сделки, с ним совершенные, как «сомнительные». Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски в соответствии с данным критерием являются высокими, предоставлена возможность уведомить налоговые органы о предпринятых мерах по корректировке налоговых обязательств путем подачи уточненных налоговых деклараций за периоды, когда осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском, с приложением Пояснительной записки по рекомендуемой форме, содержащейся в приложении к документу. Помимо этого, в частности, утверждены значения критериев «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности», «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности».

Опубликован в журнале «Документы и комментарии», № 20, октябрь, 2008 (извлечение), газете «Экономика и жизнь», № 43, октябрь, 2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ ФНС РФ от 14.08.2008 № ММ-3-4/362@
«ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ»

Федеральной налоговой службой РФ утвержден новый Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.

В Едином стандарте систематизированы виды оказываемых налоговыми органами услуг, приведены сроки их реализации, отражена форма предоставления конкретной услуги, а также содержится информация о том, какими нормативными правовыми актами регулируются действия налоговых органов. Отметим, что в новой редакции Единого стандарта учтены изменения, произошедшие в налоговом законодательстве в последнее время, уточнены отдельные сроки реализации услуг, а также появилось описание новой процедуры — рассмотрение заявления и выдача справки о подтверждении неполучения социального налогового вычета либо подтверждения факта неполучения суммы предоставленного вычета в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (справка формы КНД 1160077).

Опубликован в «Российской Бизнес-газете», № 42, 28.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 25.09.2008 № 3-5-04/542@
«О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА»

Разъяснен порядок предоставления имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры в общую долевую собственность со своим несовершеннолетним ребенком.

Федеральная налоговая служба РФ пояснила, что положения пункта 2 резолютивной части постановления КС РФ от 13.03.2008 № 5-П, предполагающие право родителя на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, распространяются на случаи, когда квартира приобретена одним родителем и несовершеннолетним ребенком (детьми), и применяются к части расходов по покупке квартиры, произведенным за счет собственных денежных средств.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 08.09.2008 № ШС-6-3/637@
«О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20.08.2008 № 03-11-02/93»

Затраты по оплате товаров, приобретенных в период применения системы налогообложения в виде ЕНВД, при их реализации после перехода на УСН не могут быть учтены в составе расходов при исчислении единого налога.

Такой вывод со ссылкой на подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ содержится в письме Минфина РФ, направленном ФНС РФ для использования в работе в нижестоящие налоговые органы. Одновременно Минфин РФ указал, что суммы выручки от реализации этих товаров, полученные в период применения УСН, учитываются при формировании налоговой базы как доходы от реализации.

Документ опубликован не был*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 03.07.2008 № 3-7-01/133

По мнению налоговых органов действие соглашений об устранении двойного налогообложения не распространяется на налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов.

Также в письме ФНС РФ сообщается, в частности, что к налогам, перечисленным в соглашениях об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал, могут относиться только налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

Документ опубликован не был.*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 04.06.2008 № 3-5-04/83@
«О ДЕКЛАРИРОВАНИИ ДОХОДОВ»

ФНС РФ разъяснила порядок декларирования доходов физических лиц от использования авторских или иных смежных прав.

С 1 января 2008 года российские организации — пользователи авторских прав, как разъяснила ФНС РФ, не признаются налоговыми агентами в отношении сумм авторских вознаграждений, выплачиваемых ими наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, т. к. с указанной даты (с 01.01.2008) вступила в силу норма Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщики — физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц.

Документ опубликован не был.*

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Бухгалтерский учет. Статистика

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.10.2008 № 12522.

Минфин России утвердил два новых положения по бухгалтерскому учету: «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) и «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008).

Действующее в настоящее время Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) утратит силу с 1 января 2009 года. В целом новое Положение воспроизводит ранее установленные правила формирования и раскрытия учетной политики организации, уточнены лишь отдельные положения. Так, в частности, к числу лиц, имеющих право формировать учетную политику, отнесен не только главный бухгалтер, но также и иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. Если по конкретному вопросу нормативно-правовыми актами не установлены способы ведения бухучета, при формировании учетной политики организация может исходить из Международных стандартов бухгалтерской отчетности. Организациям предоставлена возможность изменения учетной политики в течение отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения. Более подробно прописан порядок отражения в бухгалтерском учете последствий изменения учетной политики. Еще одним новшеством является введение в действие нового Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), устанавливающего правила признания и раскрытия в бухгалтерском учете российских организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) информации об изменениях оценочных значений. Под этим понимается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерском учете.

Документ опубликован не был.*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ" (ПБУ 15/2008)»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.10.2008 № 12523.

Формирование в бухгалтерском учете информации о расходах по займам и кредитам регламентирован новым Положением по бухгалтерскому учету.

Минфин России утвердил Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)«, устанавливающее особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по займам (включая обязательства по векселям и облигациям), а также кредитам (в том числе товарным и коммерческим). Так, в частности, со следующего года задолженность по полученным займам и кредитам не будет подразделяться на краткосрочную и долгосрочную. В перечне расходов по займам отсутствует упоминание курсовых разниц по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных единицах. Порядок учета расходов по займам содержит пример расчета доли процентов, подлежащих включению в стоимость инвестиционного актива (объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, НМА или иных внеоборотных активов).

Документ опубликован не был.*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Банковское дело

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.10.2008 № 175-ФЗ
«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ДО 31 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА»

Разработан комплекс мер по предупреждению банкротства банков в целях укрепления стабильности банковской системы.

В соответствии с принятым Федеральным законом, при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банка, Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Законом определены меры, осуществляемые Агентством. Это, в частности, оказание финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть; приобретение в соответствии с согласованным планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания; организация торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России. Со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе, в частности, не вводить запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций. После направления предложения Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала). По решению Банка России в случае получения согласия Агентства на участие в предупреждении банкротства банка функции временной администрации могут быть возложены на Агентство. Мероприятия по предупреждению банкротства банков осуществляются за счет средств инвесторов, Агентства, Банка России, а также за счет средств федерального бюджета, предоставленных в качестве имущественного взноса РФ в имущество Агентства. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2011 года включительно.

Опубликован в «Российской газете», № 224, 28.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.10.2008 № 176-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)» И СТАТЬЮ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»

Центральный банк РФ вправе участвовать в торгах на фондовой бирже.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ЦБ РФ вправе выступать участником торгов на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг при проведении операций на открытом рынке. Изменениями расширен перечень операций, осуществляемых ЦБ РФ на открытом рынке. Под такими операциями понимаются купля-продажа государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров ЦБ РФ, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Кроме того, при осуществлении ЦБ РФ операций на открытом рынке теперь допускается купля-продажа акций, но только при условии совершения позднее обратной сделки, а также реализация акций при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке. Информация о сделках, совершенных ЦБ РФ на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, должна раскрываться в составе, порядке и сроки, которые установлены Советом директоров ЦБ РФ.

Опубликован в «Российской газете», № 224, 28.10.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.10.2008 № 799
«О СТОИМОСТИ СТРАХОВОГО ГОДА НА 2009 ГОД»

Стоимость страхового года на 2009 год установлена в размере 7 274 рубля 40 копеек.

Стоимость страхового года рассчитана исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и минимального размера оплаты труда, установленных на 1 января 2009 года. Исходя из стоимости страхового года, в частности, устанавливается размер суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами, занимающимися частной практикой.

Опубликовано в «Российской газете», № 226, 30.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

ПРИКАЗ ФТС РФ от 30.09.2008 № 1215
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФТС РОССИИ ОТ 25 АПРЕЛЯ 2007 Г. № 536»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.10.2008 № 12516.

Уточнен перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров при их ввозе.

Установлено, что при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в целях подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений необходимо будет теперь, в числе прочих документов, представлять карантинный сертификат, выдаваемый при ввозе товаров. В то же время из перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, исключен акт государственного карантинного фитосанитарного контроля, выдаваемого при ввозе товаров. Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

Опубликован в «Российской газете», № 220, 22.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Хозяйственная деятельность

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.10.2008 № 179-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РЕКЛАМЕ»

Исключена необходимость получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области связи, на размещение рекламы на почтовых отправлениях.

Из статьи 18 Федерального закона «О рекламе», устанавливающей требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и размещаемой на почтовых отправлениях, исключены положения, касающиеся рекламы, размещаемой на почтовых отправлениях. Таким образом, требования, содержащиеся в этой норме (в том числе наличие разрешения органа исполнительной власти и согласие адресата на получение рекламной информации), теперь не будут распространяться на данный вид рекламы.

Опубликован в «Российской газете», № 225, 29.10.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 18.08.2008 № ШТ-6-2/578@
«О ПИСЬМЕ МИНФИНА РОССИИ ПО СВК ККТ»

Разъяснен порядок применения средств визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание» старого и нового образца на контрольно-кассовой технике.

Ранее в письме Минфина РФ от 29.02.2008 № 03-01-15/2-49 указывалось на применение в установленном порядке старых образцов средств визуального контроля «Государственный реестр» (без ограничения срока действия) и «Сервисное обслуживание» (до даты очередного ежегодного подтверждения осуществления технической поддержки ККТ, но не позднее 21.02.2009). Минфин РФ уточняет, что применение знаков визуального контроля нового образца наряду со знаками старого образца означает отсутствие необходимости в нанесении знаков нового образца на ККТ, на которой имеются средства визуального контроля старого образца. При этом обращено внимание на то, что после вступления в силу приказа Минфина РФ от 18.12.2007 № 136н (которым утверждены знаки визуального контроля нового образца) при наличии сведений о модели ККТ в Государственном реестре поставщиком на реализуемую ККТ должен наноситься знак «Государственный реестр» нового образца. Знак «Сервисное обслуживание» нового образца должен наноситься на ККТ начиная с июля 2008 года.

Документ опубликован не был*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Обзор подготовлен специалистами
компании «Консультант Плюс»

финансовые консультации

ВОПРОС: Обязана ли организация подавать в налоговые органы сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ при выдаче физическим лицам подарков (призов) стоимостью свыше 4 000 руб. при проведении рекламной акции?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 27.10.2008 № 03-04-06-01/316]

Отвечая на вопрос, Минфин РФ ссылается на подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ, в соответствии с которым физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ с этих доходов, а также представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДФЛ. Таким образом, организация, от которой физическое лицо получает доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, не является налоговым агентом в отношении таких доходов, а значит, она не обязана представлять в налоговый орган сведения о полученных от нее доходах физическими лицами.

ВОПРОС: О налогообложении НДС сумм штрафов за нарушение обязательств по оплате по договору финансовой аренды, полученных лизингодателем от лизингополучателя.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 24.10.2008 № 03-07-11/344]

В письме отмечено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). На основании данной законодательной нормы Минфин РФ выразил свое мнение, заключающееся в том, что суммы штрафных санкций, полученные лизингодателем от лизингополучателя, связаны с оплатой услуг финансовой аренды и включаются в налоговую базу по НДС.

ВОПРОС: В каком порядке при исчислении налога на прибыль учитываются убытки, возникающие при списании (ликвидации) не полностью самортизированного имущества?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592]

Согласно письму в целях налогового учета списание не полностью амортизированного имущества возможно при его реализации или ликвидации. В акте о списании основного средства (формы № ОС-4, ОС-4а и ОС-4б) должны быть указаны год его создания, дата поступления на предприятие, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость (для переоцененных — восстановительная), сумма начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей. Также Минфин РФ обращает внимание, что акт о списании (частичном списании) с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств. Кроме того, в письме указывается, что затраты на ликвидацию учитываются в составе внереализационных расходов на дату ликвидации (при оформлении акта № ОС-4, ОС-4а или ОС-4б). Итоговый вывод письма следующий: при списании (ликвидации) не полностью самортизированного имущества у организации в налоговом учете образуются не убытки, а внереализационные расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства.

ВОПРОС: Об учете расходов на рекламу в метро (в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах) в целях исчисления налога на прибыль.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.10.2008 № 03-03-06/1/588]

При ответе на вопрос Минфин РФ обращается к п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в котором приводится понятие «наружная реклама». Исходя из смысла данного понятия, финансовое ведомство приходит к заключению, что наружная реклама, размещенная на рекламной конструкции, представляет собой рекламу, размещенную на технических средствах стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых вне зданий, строений, сооружений либо на внешних стенах таковых. Следовательно, говорит Минфин РФ, реклама, размещенная во внутренних помещениях метрополитена, не может быть отнесена к наружной, а затраты на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро относятся к расходам на рекламу, принимаемым для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% процента выручки от реализации, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

ВОПРОС: О порядке признания в целях исчисления налога на прибыль расходов и доходов в виде сумм лизинговых платежей в случае, если договором лизинга предусмотрен неравномерный график их уплаты.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.10.2008 № 03-03-05/131]

Из ответа следует, что в данном случае лизингополучатель, применяющий метод начисления, признает расходы в виде лизинговых платежей для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, исходя из размера лизинговых платежей и сроков уплаты, утвержденных соответствующим графиком лизинговых платежей. Что касается лизингодателя, то он на основании подп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ признает доходы в виде сумм лизинговых платежей на даты осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенного договора либо последний день отчетного (налогового) периода, исходя из сумм, предусмотренных графиком лизинговых платежей.

ВОПРОС: Вправе ли организация, численность работников которой составляет 56 человек и стоимость основных фондов — 15,5 млн. руб., на основании Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» перейти на применение УСН, если объем выручки в 2008 г. составит 40 млн. руб.?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.10.2008 № 03-11-04/2/158]

Минфин РФ подчеркнул, что условия перехода на УСН установлены гл. 26.2 НК РФ. Поэтому отнесение организаций к микропредприятиям или малым предприятиям в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» не является основанием для предоставления им права на применение УСН.
Где найти:
ИБ Финансист
ИБ Вопросы-ответы

Пресса

СТАТЬЯ: 10 причин отказа в возмещении НДС

[Т. Коваленко, «Практическая бухгалтерия», 2008, № 8]

Автор рассматривает наиболее типичные ситуации, при которых налоговые органы могут отказать в возмещении «входящего» НДС. Например, причинами отказа может стать возмещение НДС по коммунальным платежам у арендатора, если они оплачиваются отдельно, по сверхнормативным рекламным расходам и т. п. В сводной таблице приводятся мнение контролирующих органов и сводные данные по арбитражной практике, сложившейся по этому вопросу.

СТАТЬЯ: Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2009 года

[Е. Казаков, «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, № 10]

Статья представляет собой краткий обзор изменений, внесенных в главы 21 и 25 НК РФ с 1 января будущего года, имеющих отношение к бюджетным учреждениям. В частности, бюджетных учреждений касаются следующие новации налогового законодательства в части налогообложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций: в порядке применения нелинейного метода начисления амортизации, возможности изменения метода начисления и др. изменения в налоговом учете прибыли. Изменениями в налогообложении НДФЛ станут увеличение состава получателей и размеров стандартных налоговых вычетов, дополнение перечня выплат, не подлежащих налогообложению, и др.

СТАТЬЯ: Порядок проведения годовой инвентаризации

[Н. Гридина, «Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, № 10]

Статья знакомит бухгалтера бюджетного учреждения с правилами проведения годовой инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств. Автор наряду с общими правилами ее проведения разъясняет, как составляются инвентаризационные описи и акты инвентаризации, как осуществляется инвентаризация финансовых и нефинансовых активов, денежных расчетов. Также он показывает, как должны быть оформлены итоги инвентаризации и каким образом следует отразить ее результаты в учете и отчетности.

СТАТЬЯ: Переход с УСН на общий режим налогообложения: исчисление НДС

[Ю. Суслова, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2008, № 42]

Статья посвящена решению одной из главных проблем, возникающих при переходе организации с УСН на общий режим налогообложения, а именно расчету НДС. Так, автор останавливается на причинах смены одного режима налогообложения на другой: переход на общий режим по собственному желанию, при утрате права на применение УСН. Подробно комментируется порядок начисления НДС в случаях, когда реализация товара (работ, услуг) произошла в период применения УСН, а оплата за него поступила после перехода на общий режим налогообложения; в период применения УСН была получена предоплата, а отгрузка товаров происходит при общем режиме. Также освещены особенности принятия НДС к налоговому вычету. Теоретические рассуждения проиллюстрированы конкретными примерами.

СТАТЬЯ: Исправление ошибок в счете-фактуре и в книгах покупок и продаж

[И. Б. Ланина, «Аудиторские ведомости», 2008, № 10]

Автор разъясняет порядок внесения исправлений в счета-фактуры и отражения этих операций в книге покупок и книге продаж. Рассматриваются случаи учета счета-фактуры с ошибкой и несвоевременного учета счета-фактуры как у покупателя, так и у продавца.

СТАТЬЯ: Единый налог на вмененный доход. Ответы на частные запросы

[«Малая бухгалтерия», 2008, № 6]

Статья представляет практический интерес для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды предпринимательской деятельности, переведенные на ЕНВД. В ней даны ответы на следующие актуальные вопросы: где вставать на учет плательщику ЕНВД, осуществляющему деятельность в сфере распространения и (или) размещения наружной рекламы, является ли организация плательщиком ЕНВД, если непосредственно не распространяет и не размещает рекламу на стационарных технических средствах, а перевыставляет данные услуги, должна ли организация уплачивать ЕНВД в отношении деятельности по передаче площадей в субаренду для ведения торговли и др., подлежит ли переводу на ЕНВД деятельность по передаче в аренду земельных участков физическим и юридическим лицам под парковку автомобилей и др.?

ВОПРОС: Сотрудник нашей организации, мужчина, хочет взять отпуск по уходу за ребенком. Имеет ли он на это право, если жена не работала ни до, ни после рождения ребенка?

[Е. Чайникова, «Практическая бухгалтерия», 2008, № 8]

Эксперт издания поясняет, что согласно ч. 2 ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям в том числе отцом ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком. При этом вместе с заявлением о предоставлении такого отпуска отец должен предоставить документ о том, что другие родственники не могут ухаживать за ребенком. Отвечая на вопрос, автор подчеркивает, что в приведенной ситуации фактически уход за ребенком осуществляет не отец, а мать, т. к. она не работала и не работает. Следовательно, отец не вправе использовать отпуск по уходу за ребенком и получать пособие по уходу за ребенком.

ВОПРОС: ... На основании агентского договора агент, действующий от своего имени, осуществляет реализацию товаров принципала. Товары хранятся на складе агента, откуда осуществляется их отгрузка покупателям при реализации. Подпись какого лица должна указываться в накладных и счетах-фактурах по строке «Грузоотправитель»? Какие последствия может повлечь неверное ее заполнение?

[Д. Игнатьев, «Финансовая газета», 2008, № 41]

На основании разъяснений, содержащихся в письме МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404, автор говорит, что при реализации агентом, выступающим от своего имени, товаров принципала счета-фактуры выставляются им от своего имени. При этом, по мнению сотрудника аудиторской фирмы, в накладных и выставляемых счетах-фактурах, которые оформляются агентом при реализации, по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» указываются наименование и адрес агента в соответствии с учредительными документами. Неверное заполнение этой строки может стать причиной для отказа налоговыми органами в вычете сумм НДС, предъявленных по таким счетам-фактурам.

Где найти: ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О. Н. Тимановой,
начальником сектора информационно-правовой поддержки
группы компаний «ЭЛКОД»

Судебная практика

Гражданское право

В передаче дела по иску о взыскании неосновательного обогащения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, правомерно удовлетворяя иск, суд снизил размер взыскиваемых процентов в связи с тем, что в силу ничтожности договора аренды невозможно применить при расчете неосновательного обогащения цену, согласованную сторонами при подписании договора аренды и протокола.

[Определение ВАС РФ от 15.10.2008 № 13832/08 по делу № А27-9179/2007-1]

В передаче дела по иску о признании недействительным договора купли-продажи нежилых помещений подвала производственного корпуса здания, оформленного протоколом торгов, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что при проведении оспариваемых торгов не допущено нарушение правил, установленных законом.

[Определение ВАС РФ от 15.10.2008 № 13548/08 по делу № А45-10407/07-12/302]

В передаче дела по иску о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 15.10.2008 № 13514/08 по делу № А04-8366/07-2/403]

В передаче дела по иску об обязании освободить нежилое помещение для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, правомерно удовлетворяя иск, исходил из того, что истцу принадлежит не спорное нежилое помещение, а доля в праве общей собственности на это имущество, которая не может быть предметом виндикации, остальные участники общей долевой собственности не давали согласия на истребование спорного помещения у ответчика.

[Определение ВАС РФ от 15.10.2008 № 13265/08 по делу № А29-6139/2007]

В передаче дела по иску о признании недействительным соглашения о новации вексельных обязательств, заключенного между ответчиками, взыскании неосновательного обогащения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, правомерно удовлетворяя иск, учел, что вследствие заключения оспариваемого соглашения произошло уменьшение кредиторской задолженности предприятия, что не влечет уменьшения его активов, а при таких обстоятельствах сделка не может считаться крупной.

[Определение ВАС РФ от 15.10.2008 № 13114/08 по делу № А40-19595/07-137-180]

В передаче дела по иску о признании недействительным договора уступки права требований, заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности сделки для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, правомерно удовлетворяя иск, суд учел доказанность истцом факта предпочтительного удовлетворения оспариваемой сделкой требований одного кредитора перед другими кредиторами, что повлекло в том числе и нарушение прав истца как конкурсного кредитора ответчика.

[Определение ВАС РФ от 15.10.2008 № 13084/08 по делу № А40-17080/07-44-81]

В передаче дела по иску о взыскании задолженности по договору товарного кредита, процентов за услуги истца, штрафа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя иск частично, исходил из того, что материалами дела подтвердился факт предоставления ответчику 10 000 тонн пшеницы по договору товарного кредита, при этом ссылка ответчика на бестоварность сделки отклонена в связи с отсутствием документального подтверждения.

[Определение ВАС РФ от 15.10.2008 № 13045/08 по делу № А63-12725/2007-С2-14]

В передаче дела по иску о взыскании страхового возмещения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 19.09.2008 № 11303/08 по делу № А13-6075/2007]

Где найти: ИБ Решения высших судов

В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков отказано правомерно, так как материалами дела подтверждается, что при осуществлении действий по исполнению платежных поручений истца банк действовал в соответствии с действующим законодательством РФ.
[Постановление ФАС Московского округа от 07.10.2008 № КГ-А40/9435-08 по делу № А40-9380/08-29-59]

Исковые требования об обязании ответчика освободить земельный участок удовлетворены правомерно, так как павильон, принадлежащий ответчику и расположенный на спорном земельном участке, не является неотделимым улучшением и в соответствии с условиями договора аренды участок предоставлялся ответчику без права возведения капитальных сооружений.

[Постановление ФАС Московского округа от 07.10.2008 № КГ-А40/9098-08 по делу № А40-68915/07-135-624]

В удовлетворении заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве), отказано правомерно, так как государственным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности, что выразилось в недопущении представителя предпринимателя для участия в составлении протокола об административном правонарушении.

[Постановление ФАС Московского округа от 06.10.2008 № КА-А41/9388-08 по делу № А41-2866/08]

В удовлетворении исковых требований о расторжении договора долгосрочной аренды земельного участка отказано правомерно, так как истцом не представлены доказательства существенного нарушения арендатором обязательств по спорному договору, в том числе использование ответчиком участка не в соответствии с целями его предоставления.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.10.2008 № КГ-А40/9326-08 по делу № А40-67503/07-150-608]

Дело по иску о взыскании задолженности по арендной плате и пени направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд, удовлетворяя иск, не принял во внимание, что в договоре аренды недвижимого имущества указан срок аренды более одного года, в связи с чем он подлежал государственной регистрации и при ее отсутствии не может считаться заключенным, кроме того, судом рассмотрено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, не заявленное в исковом заявлении.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.10.2008 № КГ-А40/9314-08 по делу № А40-5552/08-155-16]

Дело по иску о взыскании неосновательного обогащения направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд не исследовал доказательств, представленных в подтверждение факта использования ответчиком спорной части помещения в указанный истцом период, не принял во внимание тот факт, что стороны сами пришли к соглашению об установлении цены пользования.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.10.2008 № КГ-А40/9032-08 по делу № А40-9617/08-59-72]
Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О. Н. Унтиловой,
руководителем сектора подготовки
справочной и аналитической информации
группы компаний «ЭЛКОД»

новые документы для бухгалтера

Закон г. Москвы от 01.10.2008 № 46

«О занятости населения в городе Москве»

Закон города Москвы от 01.10.2008 № 46 «О занятости населения в городе Москве» (далее по тексту — Закон), вступающий в силу с 1 января 2009 года, устанавливает правовые, экономические и организационные меры реализации государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве, дополнительные гарантии по обеспечению конституционных прав жителей города Москвы на труд и социальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по социальной поддержке безработных граждан в целях создания эффективной городской системы содействия занятости населения, профилактики безработицы, повышения социальной защищенности жителей города Москвы и последовательного приближения к полной занятости населения.
Закон «О занятости населения в городе Москве» направлен на реализацию положений Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которые внесли изменения и дополнения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Напомним, что вышеуказанные федеральные законы передали значительную часть федеральных полномочий в области занятости населения органам государственной власти субъектов РФ и предоставили возможность за счет средств собственных бюджетов осуществлять дополнительные меры в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, по социальной поддержке безработных граждан.
Рассмотрим подробнее некоторые положения нового Закона.

Сфера действия Закона

Согласно ст. 2 Закона его действие в полной мере распространяется на жителей города Москвы, достигших возраста, с которого в соответствии с трудовым законодательством допускается заключение трудового договора (общим возрастом в соответствии со ст. 63 Трудового кодекса РФ признается 16 лет), независимо от пола, национальности, социального положения, отношения к религии, политических убеждений, а также на работодателей, вступающих в трудовые отношения с работниками на территории города Москвы. Что же касается иногородних и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, то, как говорится в Законе, им предоставляются услуги по содействию занятости в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Говоря об иностранных гражданах, стоит отметить, что при формировании квоты для иностранных граждан необходимо исходить из права жителей Москвы на первоочередное занятие вакантных рабочих мест, наличия соответствующих трудовых ресурсов, предлагаемых условий труда, значимости вида работ для города, возможности предоставления работодателем временного или постоянного жилья для работников и других условий.

Городская государственная система содействия занятости населения

Ст. 4 Закона предусматривает создание городской государственной системы содействия занятости населения. Так, данную систему содействия занятости образуют: уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения; иные органы исполнительной власти города Москвы, содействующие занятости отдельных категорий граждан; государственные учреждения города Москвы, оказывающие комплексные и специализированные услуги в области содействия занятости.
В реализации государственной политики занятости главная роль принадлежит органу государственной службы занятости города Москвы и государственным учреждениям по содействию занятости населения. В Законе конкретизированы основные направления их деятельности на городском рынке труда, включая информирование населения, трудоустройство и подбор персонала, профориентацию и обучение, обеспечение социальных гарантий и компенсаций при безработице.
Также в целях координации деятельности сторон социального партнерства при формировании городской системы занятости для обеспечения рационального использования трудовых ресурсов и эффективной занятости населения формируется Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы.

Некоторые меры по содействию занятости населения города Москвы

Рассмотрим некоторые меры, предусмотренные Законом в целях содействия занятости населения в столице.
Так, безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде: компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; материальной помощи в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице; единовременной материальной помощи в период безработицы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае его смерти; доплаты к пособию по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (ст. 13 Закона).
В целях информационного обеспечения городской системы содействия занятости населения сформирован московский информационный банк данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения, который состоит из регистра физических лиц — получателей государственных услуг в сфере занятости населения; регистра работодателей — получателей государственных услуг; базы данных вакансий; специализированных регистров получателей государственных услуг. Сведения, содержащиеся в московском информационном банке занятости населения, являются открытыми и доступными для граждан и работодателей (ст. 11 Закона).
Интересна норма, касающаяся социально-трудовой адаптации безработных граждан на рынке труда в Москве, под которой понимается система мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности указанных граждан путем обучения их навыкам самостоятельного поиска работы, формирования позитивного отношения к труду и повышения уровня трудовой активности. Для социально-трудовой адаптации инвалидов, молодежи Закон предусматривает создание городского специализированного государственного учреждения по их профессиональной реабилитации и трудоустройству, механизм квотирования рабочих мест, возможность введения компенсационных мер, стимулирующих работодателей на обеспечение занятости этих категорий граждан.
Также в качестве отдельных мероприятий, направленных на формирование цивилизованного рынка труда, в Законе нашли отражение положения о содействии самозанятости безработных и иных категорий граждан, о социальной экспертизе проектов городских целевых программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест, определены основные направления содействия занятости инвалидов, молодежи, женщин на территории города Москвы.

Обзор подготовлен О. И. Красовским,
начальником отдела систематизации законодательства
группы компаний «ЭЛКОД»

новые документы для бухгалтера

Новости

Организация, среднесписочный состав сотрудников которой не превышает 100 человек, может перейти на ЕНВД даже при большей списочной численности.

[Письмо Минфина России от 11.09.2008 № 03-11-04/3/425]

С 2009 г. для перевода организации или индивидуального предпринимателя на ЕНВД среднесписочная численность работников не должна превышать 100 человек за предыдущий год (подп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Именно поэтому финансовое ведомство пришло к выводу, что, если в 2008 г. списочная численность сотрудников налогоплательщиков превысила 100 человек, а среднесписочная не превысила, организация может быть переведена на ЕНВД.

Утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков для инспекций.

[Приказ ФНС России от 14.08.2008 № ММ-3-4/362@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков"]

Установлен Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, которого должны придерживаться инспекции. Он представляет собой таблицу, содержащую перечень услуг, которые оказываются налоговыми органами, сроки их исполнения, а также формы представления услуг и перечень нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. Например, государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц должна осуществляться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов, которые принимаются инспекторами в присутствии налогоплательщика (если они подаются лично). Сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ налоговые органы представляют в срок от одного до пяти рабочих дней, а выписки из них – на следующий день после регистрации. В приказе также указано, что время ожидания в очереди должно составлять не более 30 минут, при "пиковых" нагрузках – не более 1 часа.

Более подробно с остальными положениями Стандарта можно будет ознакомиться на сайте УФНС каждого субъекта. В соответствии с приказом ФНС № ММ-3-4/362@ управления обязаны размещать его на своих сетевых ресурсах.

Комментарии

Вправе ли покупатель принять к вычету НДС, если операция освобождена от обложения НДС по ст. 149 НК РФ?

[Письмо Минфина России от 10.10.2008 № 03-07-07/104]

В ст. 149 НК РФ приведен перечень операций, которые освобождаются от обложения НДС в обязательном порядке (п. 2), а также те операции, от освобождения которых налогоплательщик может отказаться (п. 3). В рассматриваемом письме Минфин дает разъяснения по вопросу, вправе ли покупатель принять к вычету НДС, если продавец в нарушение ст. 149 НК РФ не воспользовался льготой и предъявил ему счет-фактуру с выделенной суммой налога.

Ответ финансового ведомства отрицательный. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется освобождение от НДС, счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога. В п. 2 ст. 169 НК РФ указано, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не являются основанием для принятия сумм НДС к вычету. Именно поэтому при реализации тех товаров (работ, услуг), по которым применяется льгота, с выделением в счетах-фактурах НДС, оснований для принятия покупателем сумм входящего налога к вычету нет (к таким выводам пришел Минфин, рассмотрев ситуацию с реализацией лома цветных металлов, которая освобождена от обложения НДС согласно подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Это первые официальные разъяснения по данному вопросу. Вместе с тем на практике покупатели уже сталкивались с отрицательным отношением налоговых органов к возможности вычета НДС, предъявленного продавцом по операциям, которые освобождены от обложения этим налогом согласно ст. 149 Кодекса. Судебная же практика сложилась в пользу налогоплательщиков: в решениях судов подтверждается их право на вычет НДС в данной ситуации.

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ продавец при реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется льгота, обязан уплатить налог в бюджет, если в счете-фактуре выделена сумма НДС. Следовательно, покупатель, уплативший сумму налога продавцу, имеет право на его возмещение из бюджета, так как им выполнены все условия для применения налоговых вычетов, установленные в ст. 171 и ст. 172 НК РФ, и произведены реальные затраты по уплате предъявленной суммы НДС. Об этом говорится в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2008 № Ф03-А73/08-2/1490, ФАС Поволжского округа от 26.06.2008 № А49-6191/2007, от 01.11.2007 № А65-7529/07-23, от 10.01.2007 № А55-8151/06, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 № А05-2932/2007, от 16.10.2007 № А42-2888/2007, от 11.10.2007 № А52-367/2007.

В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2007 № А05-3435/2007, от 17.10.2007 № А05-2932/2007 отмечается также, что никаких последствий от нарушения продавцом п. 5 ст. 168 НК РФ для налогоплательщиков-покупателей в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Всего имеется не менее 15 судебных решений, в которых поддерживается право покупателя в данной ситуации принять НДС к вычету (см. об этом подробнее в Энциклопедии спорых ситуаций по налогу на добавленную стоимость).

Судебное решение недели

Налоговому агенту, не удержавшему налог на прибыль с иностранных контрагентов, нельзя доначислить сумму налога и пени.

[Постановление ФАС Московского округа от 07.10.2008 № КА-А40/9380-08]

Организация заключила договоры оказания услуг с иностранными компаниями, являющимися резидентами государств, с которыми Россия подписала соглашения об избежании двойного налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ организация в данном случае являлась налоговым агентом и обязана была удержать и уплатить в бюджет налог на прибыль с доходов иностранных компаний. Так как этого не было сделано, инспекция доначислила агенту сумму причитающегося к уплате налога, штраф и пени, однако организация уплатила только штраф. Налоговый орган оспорил неуплату налога на прибыль и пени в судебном порядке.

Суд проанализировал положения гл. 25 НК РФ и пришел к следующим выводам. Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в федеральный бюджет сумму налога, удержанного с доходов иностранных организаций. То есть такая обязанность возникает у него лишь в случае удержания суммы налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику (иностранной организации). Поэтому неудержание налога и неперечисление его в бюджет не является основанием для начисления этого налога и пеней. На налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате указанных сумм за счет собственных средств.

Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2006 № А82-2436/2006-14, ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2005 № А21-6041/04-С1.

Однако встречаются и примеры противоположных решений: постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.05.2006, 17.05.2006 № Ф03-А37/06-2/1154, ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2007 № А56-6800/2007, ФАС Уральского округа от 26.08.2008 № Ф09-6008/08-С3. В постановлении Президиума ВАС России от 26.09.2006 № 4047/06 говорится о том, что с налогового агента при неудержании налога могут быть взысканы пени за счет его средств.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

ликбез

О социальном налоговом вычете по НДФЛ на обучение

Подскажите, пожалуйста, могу ли я получить социальный налоговый вычет на оплату своего обучения в негосударственном высшем учебном заведении по заочной форме?

В соответствии ст. 219 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) получить социальный налоговый вычет на обучение могут только налогоплательщики – физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ и доходы которых облагаются НДФЛ по налоговой ставке 13%. Не имеют права на вычет также физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, применяющие систему единого налога на вмененный доход или УСН.

Вычет на собственное обучение предоставляется налогоплательщику в размере фактически произведенных расходов на свое обучение, но не более 100 000 руб. в совокупности с другими социальными налоговыми вычетами, указанными в ст. 219 НК РФ.

В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и по договорам добровольного пенсионного страхования налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах установленной максимальной величины социального налогового вычета.

Предоставление социального налогового вычета на собственное обучение налогоплательщика не зависит от выбранной формы обучения (очная, заочная, вечерняя, экстернат) и типа образовательного учреждения (государственное или негосударственное).

При каких условиях я могу получить социальный налоговый вычет за оплату обучения своего ребенка в образовательном учреждении?

Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика-родителя на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им за обучение своих детей в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

При этом должны соблюдаться следующие условия: вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Кроме того, данный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Вычет предоставляется за период обучения в учебном заведении, а также за период, в котором ребенок налогоплательщика находился в академическом отпуске, оформленном в установленном порядке в процессе обучения.

Налогоплательщик может получить вычет только в том случае, если он сам вносил плату (наличными или безналичным способом) за обучение. Факт оплаты подтверждается платежными документами: квитанцией к приходному кассовому ордеру, чеком кассового аппарата, банковскими платежными документами. Для получения социального налогового вычета на обучение детей родители должны подтвердить свой правовой статус. Он подтверждается свидетельством о рождении ребенка.

Какие документы необходимо представить, чтобы получить социальный налоговый вычет на обучение в институте?

Социальный налоговый вычет на обучение предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода (п. 2 ст. 219 НК РФ). Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ). При получении социального налогового вычета следует иметь в виду, что остаток неиспользованного социального налогового вычета не переносится на последующие налоговые периоды.

Для получения социального налогового вычета на обучение необходимо представить в налоговую инспекцию декларацию, даже если налогоплательщик не относится к категории лиц, обязанных ее представлять. Если налогоплательщик относится к лицам, обязанным представлять налоговую декларацию (такие лица перечислены в ст. 227 и ст. 228 НК РФ), он должен подать ее не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим годом (ст. 229 НК РФ). Если налогоплательщик не относится к лицам, обязанным представлять налоговую декларацию, он может подать ее в любой момент в течение трех лет с момента оплаты им обучения (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая декларация по форме № 3-НДФЛ подается налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства (ст. 83 НК РФ). Граждане, зарегистрированные по месту пребывания и при этом имеющие регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, для получения социального налогового вычета также должны представлять налоговую декларацию по НДФЛ в налоговый орган по месту жительства.

К декларации необходимо приложить следующие документы:

1) справку о доходах налогоплательщика по форме № 2-НДФЛ, подтверждающую суммы полученного дохода и фактически уплаченного НДФЛ за отчетный налоговый период;

2) копию договора на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;

3) копию лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) учреждения (в случае если в договоре отсутствует ссылка на наличие лицензии у образовательного учреждения с указанием ее реквизитов);

4) копии платежных документов, подтверждающих фактические расходы;

5) заявление на вычет, которое составляется в произвольной форме.

Налогоплательщики вправе представлять в налоговые органы не только нотариально удостоверенные копии вышеуказанных документов. Данные копии могут быть заверены непосредственно самим налогоплательщиком с расшифровкой подписи и датой их заверения.

При безналичной форме оплаты в качестве платежных документов, подтверждающих понесенные расходы на обучение, могут выступать банковские квитанции и копии платежных поручений о перечислении указанных средств на расчетный счет учебного заведения с отметкой банка об исполнении.

Налоговые органы производят возврат излишне уплаченных сумм налога в безналичном порядке, поэтому налогоплательщику, претендующему на получение социального налогового вычета, к вышеуказанному пакету документов необходимо приложить реквизиты банковского счета, на который следует перечислить возвращаемые налогоплательщику денежные средства.

В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ налоговики должны вернуть денежные средства в течение одного месяца со дня получения заявления. Однако поскольку налоговые органы обязаны провести камеральную налоговую проверку в отношении представленной декларации (ст. 88 НК РФ), фактический срок возврата денежных средств составляет четыре месяца с момента представления декларации и заявления о возврате налога.

На вопросы отвечает П.Н. Зюков,

специалист по налогообложению

отдела систематизации законодательства

группы компаний "ЭЛКОД"

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центраАктуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на октябрь 2008 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"

позвонить по тел.: (495) 258-59-06