Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Декабрь 2008

пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №38(137), 8 декабря 2008 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство
Московское законодательство

Законодательство Московской области

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комментарии к законам и кодексам, юридическая пресса

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ/

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО/НАЛОГОВЫЙ ЛИКБЕЗ

О некоторых вопросах уплаты транспортного налога

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на ноябрь — декабрь 2008 года

Новости

Новости КонсультантПлюс

Практическое пособие по бухгалтерской отчетности — в системе КонсультантПлюс

В информационный банк ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НАЛОГАМ раздела "Финансовые консультации" включен новый материал – ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.

Как и следует из его названия, материал посвящен подготовке бухгалтерской отчетности за 2008 год.

По сути это пошаговая инструкция по подготовке показателей форм бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Практическое пособие поможет также правильно составить пояснительную записку. В нем детально разъяснены требования к информации, подлежащей раскрытию, которые необходимы для анализа бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в пособии есть специальный раздел "Взаимоувязка показателей", с помощью которого можно проверить, правильно ли сформирована отчетность.

Материалы пособия позволят не только правильно составить отчетность, но и проверить, не допущены ли ошибки при ведении бухгалтерского учета, и при необходимости внести в него исправления.

Новое практическое пособие:

  • включает исчерпывающий конкретный материал по бухгалтерской отчетности, рассматривает заполнение каждой строки отчетности (в том числе свободных строк) на конкретных примерах
  • постоянно у Вас под рукой и всегда в актуальном состоянии
  • является дополнением к материалам, уже включенным в информационный банк Путеводитель по налогам

Напомним: в информационном банке Путеводитель по налогам в настоящее время представлены Практические пособия по НДС, налогу на прибыль, ЕНВД, НДФЛ, ЕСН, взносам в ФСС РФ и ПФР, УСН, а также Энциклопедии спорных ситуаций по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, ЕСН, взносам.

Теперь, используя информацию из информационного банка Путеводитель по налогам, будет гораздо проще сдать годовой отчет и заполнить любую декларацию или форму бухгалтерской отчетности!

Новости ГК "ЭЛКОД"

Кризис пугает? Рушит планы? КРИЗИС УЧИТ!

Приглашаем на АНТИКРИЗИСНЫЕ МИНИ-ТРЕНИНГИ:

  • Имидж доверия: образ компании в условиях кризиса
  • Имидж доверия: персона руководителя в условиях кризиса
  • Как найти время для решения стратегических задач:
    эффективное делегирование
  • Больше дела – меньше слов: эффективное проведение совещания
  • Управление конфликтами в условиях дефицита ресурсов
  • Антикризисное руководство персоналом
  • Нематериальная мотивация персонала в условиях финансового кризиса: как сократить затраты на ФОТ
  • Секреты мотивации ключевых сотрудников в условиях кризиса:
    как сохранить ключевой персонал
  • Стресс-менеджмент
  • Управление целями в условиях кризиса
  • Управление временем

Продолжительность каждой из программ – 4 часа.

Мини-тренинг дает возможность сконцентрироваться на наиболее действенных технологиях управленческой работы в кризисной ситуации.

Первый мини-тренинг – уже в декабре!

Зарегистрироваться на декабрьский тренинг и проголосовать за наиболее заинтересовавшие Вас темы Вы можете на сайте: www.elcode.ru

Городские новости

Соб@ка – лучший друг Интернета

Члены комиссии Мосгордумы по монументальному искусству единогласно поддержали предложение об установке в Москве памятника символу "@", знакомому всем пользователям Интернета.

В ходе обсуждения члены комиссии отметили, что "знак соответствует ХХI веку, импонирует молодежи". Финансировать установку памятника будут авторы проекта – Фонд развития социальных коммуникаций и Интернет-портал mail.ru. Технологическим штрихом к монументу станет бесплатный беспроводный доступ к сети Интернет в радиусе 100 метров. Однако место установки памятника пока не определено.

Блиц-информация

МРОТ в Москве вырастет в 2009 году.

С 1 января МРОТ возрастет на 9,2% и составит 8 300 руб. С 1 мая минимальный размер оплаты труда в столице будет повышен до 8 500 руб., а с 1 сентября – до 8 700 руб. Соответствующее соглашение заключено между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В настоящее время МРОТ в Москве составляет 7 650 руб. В отличие от столицы, Московская область не намерена менять МРОТ до октября будущего года. Принятие такого решения обусловлено необходимостью реализации ряда мер, направленных на поддержку предприятий в сложившейся экономической ситуации.

Планируются новые поправки по НДС.

Только что принятые изменения в НК РФ содержат не все новшества, которые могут в ближайшее время коснуться плательщиков НДС. Недавно введенная трехмесячная рассрочка по уплате налога может быть увеличена. В настоящее время эта идея обсуждается в Правительстве РФ. Однако длительность новой рассрочки пока не называется. А проект о переносе срока уплаты НДС с 20 на 28 число, вероятно, не будет претворен в жизнь. Центральный банк РФ, опасаясь трудностей, которые могут возникнуть при одновременном перечислении платежей по налогу на прибыль и НДС, выступил против такого изменения.

www.klerk.ru www.pravcons.ru www.rian.ru

новое в законодательстве

Федеральное законодательство

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.11.2008 № 224-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ, ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В законодательство о налогах и сборах внесены значительные изменения, направленные на поддержку российских налогоплательщиков.

Поправками, внесенными в часть первую Налогового кодекса РФ, изменяется порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. С 1 октября 2008 года такие акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Принятым Законом вводится особый порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации. При этом установлено, что такие решения могут быть приняты до 1 января 2010 года. Скорректирован порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке по решению налогового органа (прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика в целях обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а теперь также пеней и штрафов). Так, в частности, установлено, что решение об отмене приостановления операций по счетам организации вручается представителю банка не позднее дня, следующего за днем принятия налоговым органом такого решения. Введена норма, предусматривающая ответственность налоговых органов за нарушение сроков отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срока направления в банк такого решения. Повышается ответственность банков за нарушения в сфере налогового законодательства. Так, например, установлено, что непредставление в налоговый орган справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Уточнен порядок проведения налоговых проверок и оформления их результатов. Вводится норма, касающаяся недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона. От налогообложения НДС будет освобожден ввоз технологического оборудования, при условии, что его аналоги не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Установлены особенности налогообложения НДС операций по реализации не закрепленного за организациями и учреждениями имущества, составляющего государственную казну, казну субъектов РФ и муниципальную казну. Изменен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям. Новая редакция ст. 168 НК РФ устанавливает обязанность выставления счетов-фактур при получении налогоплательщиком сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав). Определен также порядок принятия к вычету сумм налога, уплаченных на основании таких счетов-фактур. Согласно изменениям, внесенным в порядок уплаты налога с доходов физических лиц, вдвое (т.е. до двух миллионов рублей) увеличен размер имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщикам в суммах, израсходованных ими на новое строительство и (или) приобретение жилья. Данные положения Налогового кодекса РФ распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Значительные изменения внесены в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 процентов за счет сумм налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Законом предусматривается возможность расчета ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, исходя из фактически полученной прибыли. В новой редакции изложены положения, касающиеся порядка включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, метода и порядка расчета сумм амортизации. Расширен перечень расходов на добровольное имущественное страхование, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль. В частности, в него включены затраты на добровольное страхование риска ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства олимпийских объектов. Субъектам РФ предоставлено право снижать с 15 до 5 процентов ставку налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Опубликован в «Российской газете», № 243, 27.11.2008, «Парламентской газете», № 76-78, 02.12.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.2008 № 204-ФЗ

«О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ»

Принят федеральный бюджет на 2009-2011 годы.

Утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Бюджет 2009 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 51,47 трлн рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5 процента. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2009 года спланированы в сумме 10,9 триллиона рублей (в 2008 году — 8,9 трлн рублей). При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9,02 трлн рублей. Таким образом, прогнозируемый профицит федерального бюджета 2009 года установлен на уровне 1,9 трлн рублей. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на 2011 год установлены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 59,14 млрд рублей и 67,61 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 7,0 процента и 6,8 процента. В ближайшие три года доходы страны будут расти — в 2010 году они ожидаются уже на уровне 11,73 трлн рублей, а в 2011 году — на уровне 12,83 трлн рублей. В составе общих доходов в 2009 году нефтегазовые доходы планируются в сумме 4,69 трлн рублей (в 2008 — 4,24 трлн рублей). При этом предполагается, что объемы нефтегазовых доходов федерального бюджета к 2010 — 2011 годам несколько сократятся: в 2010 — 4,52 трлн рублей, в 2011 году — 4,63 трлн рублей. Бюджет 2010 года планируется профицитным на уровне 1,4 трлн рублей с учетом прогнозируемых расходов в размере 10,32 трлн рублей. Профицит бюджета 2011 года планируется на уровне 1,5 трлн рублей с учетом запланированного общего объема расходов бюджета в сумме 11,31 трлн рублей. Отметим, что начиная с 2010 года бюджетом предусматриваются «условно утвержденные расходы» (резервируемые на решение приоритетных задач, которые могут появиться в ходе исполнения федерального бюджета на соответствующий год). Объем таких расходов на 2010 год запланирован в сумме 258 млрд рублей и на 2011 год в сумме 565,9 млрд рублей.

Опубликован в «Российской газете», № 242, 26.11.2008 (опубликован без приложений), «Российской газете», № 243, 27.11.2008 (приложения 1-3), «Российской газете», № 245, 28.11.2008 (приложения 4-6), «Парламентской газете», № 76-78, 02.12.2008 (Закон, приложения 1-6).

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.2008 № 208-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 346.14 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), предоставлено право изменять объект налогообложения ежегодно.

По общему правилу налогоплательщики, применяющие УСН, вправе выбрать объектом налогообложения один из двух вариантов: 1 — доходы (ставка налога — 6 процентов), 2 — доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка налога — 15 процентов). Согласно ранее действующему правилу, объект налогообложения не мог меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСН. Теперь объект налогообложения может изменяться ежегодно. При этом установлено, что объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода (календарного года), если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предлагается изменить объект налогообложения. В течение налогового периода изменить объект налогообложения нельзя. Поскольку установлено, что указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, налогоплательщики, применяющие УСН и желающие изменить объект налогообложения на 2009 год, уже в текущем году смогут уведомить об этом налоговую инспекцию.

Опубликован в «Российской газете», № 242, 26.11.2008, «Парламентской газете», № 75, 28.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 № 392

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА-ДЕФЛЯТОРА К1 НА 2009 ГОД»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2008 № 12655.

На 2009 год коэффициент-дефлятор для целей применения ЕНВД установлен в размере 1,148.

Базовая доходность (условный месячный доход) налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), корректируется на коэффициент-дефлятор К1. Данный коэффициент (учитывающий изменение потребительских цен в предшествующем периоде) устанавливается на календарный год и публикуется в «Российской газете».

Опубликован в «Российской газете», № 237, 19.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009 И ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ»
(УТВ. ЦБ РФ)

В предстоящие три года основной задачей государственной денежно-кредитной политики будет являться последовательное снижение инфляции до 5 — 6,8% в 2011 году.

Основные задачи по стабилизации инфляционных ожиданий в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов, стоящие перед Банком России в соответствии с проводимой Правительством РФ экономической политикой, сформулированы в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 и период 2010 и 2011 годов». Банк России и Правительство РФ в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В «Основных направлениях...» определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. В частности, установлено, что Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине. Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России. В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению рыночных рисков.

Опубликовано в издании «Вестник Банка России», № 66, 14.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 № 395

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА-ДЕФЛЯТОРА В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 26.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ „УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ“ НА 2009 ГОД»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2008 № 12659.

На 2009 год коэффициент-дефлятор для целей применения упрощенной системы налогообложения установлен в размере 1,538.

Напомним, что для перехода на упрощенную систему налогообложения доход налогоплательщика за 9 месяцев не должен превышать 15 млн руб. Кроме того, доход должен быть не более 20 млн руб., чтобы не утратить право на применение данной системы налогообложения. При этом величина предельного дохода индексируется на коэффициент-дефлятор, который ежегодно устанавливается Минэкономразвития России.

Опубликован в «Российской газете», № 237, 19.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ФНС РФ от 17.10.2008

«О НОВОМ ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ НДС В БЮДЖЕТ»

За третий квартал 2008 года НДС уплачивается равными долями (в размере 1/3) в течение трех последующих месяцев. Уплата налога по первому и второму сроку в сумме, превышающей 1/3, не является нарушением налогового законодательства.

При этом Федеральная налоговая служба РФ указала, что излишне уплаченная сумма подлежит зачету в счет уплаты налога по следующим срокам уплаты. Одновременно сообщается, что уплата налога в размере меньшем, чем 1/3 от суммы налога, причитающейся к уплате по установленным срокам, повлечет за собой применение комплекса принудительных и обеспечительных мер для исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Документ опубликован не был*

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг

ПРИКАЗ ФСФР РФ от 07.10.2008 № 08-39/пз-н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ ФСФР РОССИИ ОТ 6 МАРТА 2007 Г. № 07-21/пз-н»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.11.2008 № 12588.

Дополнены лицензионные требования к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

К лицензионным требованиям отнесено также предоставление полной информации о структуре собственности лицензиата на магнитном носителе и в бумажном виде не позднее 15 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом. Определен состав сведений о структуре собственности лицензиата и утверждена форма соответствующей справки. В то же время исключены некоторые ограничительные требования к лицензиату, осуществляющему деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Установлено также, в частности, что лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, может создавать обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения, только в виде представительств или филиалов.

Опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 46, 17.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство


Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У
«О РАЗМЕРЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ»

Банком России с 1 декабря 2008 г. увеличена ставка рефинансирования до 13 процентов.

Решение о повышении ставки рефинансирования принято в рамках мер, направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций.

Опубликовано в издании «Вестник Банка России», № 69, 28.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы


Правосудие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.11.2008 № 223-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внесены изменения в порядок возмещения судебных расходов, определенный ГПК РФ.

Установлено, что работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка (ранее за ними сохранялся средний заработок по месту работы). Переводчики будут получать вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу только в том случае, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Банковские счета, на которые сторонами вносятся денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, будут открываться не только управлениям и отделам Судебного департамента в субъектах РФ, но и непосредственно судам — Верховному Суду РФ, верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономных областей и автономных округов, окружным и флотским военным судам, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей. При этом денежные суммы, причитающиеся свидетелям, должны выплачиваться по выполнении ими своих обязанностей независимо от сроков фактического поступления от сторон судебных расходов на указанные банковские счета. Кроме этого, в частности, Правительству РФ поручается установить порядок возврата сторонам неизрасходованных денежных сумм.

Опубликован в «Парламентской газете», № 75, 28.11.2008, «Российской газете», № 245, 28.11.2008.

Где найти: ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2008 № 23
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внесены изменения в постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В постановления Пленума Верховного Суда РФ внесены изменения в части разъяснения некоторых общих положений КоАП РФ, а также статей Кодекса, устанавливающих ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения. В частности, уточнено понятие «длящегося административного правонарушения», уточнены разъяснения по применению статей Кодекса в отношении водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения, и в отношении водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, а также разъяснения порядка освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Опубликовано в «Российской газете», № 237, 19.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы


Труд и занятость

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.11.2008 № 877
«О ПЕРЕНОСЕ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ В 2009 ГОДУ»

Выходной день с воскресенья 11 января 2009 года перенесен на пятницу 9 января 2009 года.
Решение о переносе выходных дней принято Правительством РФ в целях рационального использования работниками выходных и праздничных дней. Напомним, что согласно статье 112 Трудового кодекса РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации в январе являются Новогодние каникулы с 1 по 5 января включительно, а также 7 января — Рождество Христово. Таким образом, первым рабочим днем в январе 2009 года будет являться воскресенье 11 января.

Опубликовано в «Российской газете», № 245, 28.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.11.2008 № 870
«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА»

Правительством РФ установлены компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.

По результатам аттестации рабочих мест указанным категориям работников установлены следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Внесено дополнение в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, в соответствии с которым Министерство будет устанавливать размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) данным категориям работников.

Опубликовано в «Российской газете», № 245, 28.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы


Социальное обеспечение и социальное страхование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.11.2008 № 217-ФЗ
«О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ»

Порядок уплаты страховых взносов и размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, действовавшие в 2006, 2007, 2008 годах, будут применяться также в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов.

В 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов страховые взносы будут уплачиваться страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». В частности, сохраняются 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска, а также существующие льготы по уплате страховых взносов для организаций, использующих труд инвалидов. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Опубликован в «Российской газете», № 243, 27.11.2008, «Парламентской газете», № 75, 28.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 15.10.2008 № 209
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ И ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.11.2008 № 12575.

О расходах на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников необходимо отчитаться по установленной форме.

Фондом социального страхования РФ разработана форма отчета об использовании в соответствии с указанными целями сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Утвержденным порядком представления данной формы установлены: сроки и правила представления страхователем отчета, порядок отражения сумм произведенных расходов, а также предусмотрен порядок исправления ошибок. Так, в частности, определено, что отчет составляется страхователем и ежеквартально представляется в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации одновременно с расчетной ведомостью (форма 4-ФСС РФ) с приложением документов (копий документов), подтверждающих целевое использование средств.

Опубликовано в «Российской газете», № 232, 11.11.2008.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правления ПФ РФ от 13.10.2008 № 296п
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТРАХОВАТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ВЫПЛАТЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2008 № 12649.

Определен порядок регистрации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пенсионный фонд РФ регламентировал процедуру регистрации в территориальных органах ПФР в качестве страхователей юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность в форме юридического лица, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера и физических лиц. Определены перечни документов, представляемых для регистрации лица в качестве страхователя, и порядок ведения делопроизводства, связанного с регистрацией, в т.ч. порядок составления и присвоения регистрационного номера. Утверждены формы документов, применяемых в процедуре регистрации, в частности заявления о регистрации, уведомления о регистрации, журнала регистрации поступивших уведомлений о регистрации, заявления о снятии с регистрационного учета.
Документ опубликован не был*

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Обзор подготовлен специалистами
компании «Консультант Плюс»

Московское законодательство

Московское законодательство

Финансы. Налоги

ЗАКОН города Москвы от 29.10.2008 № 52
«ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА»

Вступает в силу с 01.01.2009, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Новый закон принят с учетом изменений, внесенных в налоговое законодательство федерального уровня.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.
Указанным Федеральным законом расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальным предпринимателям разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом отменяется право субъектов Российской Федерации устанавливать своими законами конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Соответствующие изменения должны быть внесены в Закон города Москвы от 9 ноября 2005 года № 54 «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента». Однако учитывая, что вносимые изменения затрагивают практически весь текст действующего Закона, принят Закон в новой редакции.

Опубликован в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», спецвыпуске, 11.11.2008, газете «Тверская, 13», № 136, 13.11.2008.
Где найти:
ИБ Москва Проф
ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами
отдела правовой экспертизы
группы компаний «ЭЛКОД»

Законодательство Московской области

Финансы. Налоги

ЗАКОН Московской области от 19.09.2008 № 122/2008-ОЗ
«О ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вступает в силу с 01.01.2009, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность применять УСН на основе патента.

Закон устанавливает размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых разрешено применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 206, 24.09.2008.

Где найти:
ИБ Московская область

Обзор подготовлен специалистами
отдела правовой экспертизы
группы компаний «ЭЛКОД»

ВОПРОС: Правомерно ли проведение налоговым органом мероприятий в рамках камеральной налоговой проверки по истечении срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ? В частности, вправе ли налоговый орган запрашивать пояснения в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ, истребовать документы согласно ст. 93 НК РФ, а также производить выемку необходимых документов в соответствии со ст. 94 НК РФ?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471]

В письме подробно освещен порядок истребования (выемки) документов у налогоплательщика налоговым органом. Так, Минфин РФ подчеркнул: поскольку НК РФ не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, максимальный срок ее проведения установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и других документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Также в письме отмечено, что налоговое законодательство не предусматривает направление в адрес налогоплательщика требования о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки, после истечения срока ее проведения.

ВОПРОС: О порядке принятия к вычету сумм НДС, предъявленных налогоплательщику-инвестору подрядной организацией по счетам-фактурам заказчика, оформленным на основании счетов-фактур подрядчика по выполненным работам.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 21.11.2008 № 03-07-10/11]

Письмо посвящено порядку применения вычетов по НДС по работам капитального строительства у инвестора. В нем, в частности, говорится: учитывая порядок, изложенный в п. 5 ст. 172 НК РФ, суммы НДС, предъявленные подрядной организацией, принимаются к вычету у налогоплательщика-инвестора по счетам-фактурам заказчика, оформленным на основании счетов-фактур подрядчика по выполненным работам, в порядке, установленном п. 3 ст. 168 и ст. 169 НК РФ, и при условии принятия данных работ к учету, в т.ч. на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

ВОПРОС: Организация заключила с физлицом, не являющимся резидентом РФ, гражданско-правовой договор на оказание услуг по устному переводу на деловых встречах с английского языка на русский и с русского на английский. В рамках исполнения договора физлицо несет расходы по проезду, проживанию и иные расходы, которые возмещаются ему организацией. Включается ли сумма возмещения организацией расходов физлица в налоговую базу по НДФЛ?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 19.11.2008 № 03-04-06-01/344]

Из письма следует: т.к. возмещение организацией сумм расходов по проезду, проживанию и др. расходов, производимых физическим лицом при оказании услуг по устному переводу по гражданско-правовому договору, осуществляется в интересах налогоплательщика, то суммы возмещения организацией этих расходов являются доходом физического лица, подлежащим налогообложению НДФЛ. При этом на организацию как на налогового агента возлагается обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм исчисленного НДФЛ.

ВОПРОС: Положением об оплате труда организации, а также трудовыми договорами с работниками предусмотрено, что за время нахождения работника в командировке ему выплачивается средний заработок в порядке, установленном Правительством РФ, а в случае, когда сумма среднего заработка ниже заработной платы работника, ему производится доплата до текущей заработной платы. Вправе ли организация учесть указанные доплаты при исчислении налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 18.11.2008 № 03-03-06/1/638]

При ответе на вопрос Минфин РФ обращается к нормам ст. 166, 167 ТК РФ и ст. 255 НК РФ, на основании которых делает следующий вывод: если доплаты до оклада сотрудникам, находившимся в командировке производственного характера, предусмотрены в локальном нормативном акте, то расходы по начислению подобных выплат могут учитываться в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

ВОПРОС: Вправе ли налогоплательщик, применяющий УСН, при расчете налога за 2008 г. уменьшить налоговую базу на всю сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 17.11.2008 № 03-11-04/2/170]

Минфин РФ пояснил: учитывая, что изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ в п. 7 ст. 346.18 НК РФ, вступают в силу с 1 января 2009 года, налогоплательщики УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе применять новый порядок учета убытков, полученных в предшествующий налоговый период, в 2009 году при исчислении налоговой базы за налоговый период 2008 года.

ВОПРОС: Имеет ли право налогоплательщик налога на прибыль продолжить применение специального коэффициента при использовании нелинейного метода амортизации с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от его первоначальной (восстановительной) стоимости?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 13.11.2008 № 03-03-06/1/630]

На основе порядка начисления амортизации нелинейным методом Минфин РФ разъяснил, что при применении данного метода после того, как остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от его первоначальной стоимости, амортизация начисляется не на основании показателя нормы амортизации, а путем деления базовой стоимости объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока его полезного использования. В этой связи, отметил Минфин РФ, после достижения остаточной стоимости предмета лизинга 20% от его первоначальной стоимости коэффициент, предусмотренный п. 7 ст. 259 НК РФ, при начислении амортизации не применяется.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: Об отсутствии оснований для применения бюджетным учреждением для целей исчисления НДС п. 4 ст. 168 НК РФ при перечислении покупателем сумм в оплату товаров частично на расчетный счет продавца товаров, а частично по поручению продавца на расчетный счет его поставщика.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 12.11.2008 № 03-07-11/360]

По мнению Минфина РФ, при перечислении оплаты товаров их покупателем частично на расчетный счет продавца товаров, а частично по поручению продавца на расчетный счет его поставщика безденежных форм расчетов не производится. Это означает, что положение абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, требующее от покупателя уплачивать предъявленную продавцом сумму НДС отдельным платежным поручением, при указанной форме расчетов не применяется.

Где найти:

ИБ Финансист

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний "ЭЛКОД"

Пресса

ВОПРОС: Планируется произвести сокращение штатов. Являются ли при этом должности, занятые сотрудниками по совместительству, вакантными? Можно ли их предлагать сотруднику, которого сокращают? По какому основанию следует увольнять сотрудника, который занимает должность по совместительству в настоящее время?

[Г. Порваткин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, № 46]

Автор поясняет, что на основании ст. 287 ТК РФ совместителям в полном объеме предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Это, в частности, означает, что в отношении совместителя, увольняемого по сокращению штата, действуют те же правила и предоставляются те же гарантии, что и работнику, увольняемому с основного места работы. Следовательно, совместитель должен быть предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца, при этом ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Что же касается сохранения за работником-совместителем среднего месячного заработка на период трудоустройства, то, поскольку он трудоустроен по основному месту работы, указанный заработок не сохраняется.

ВОПРОС: ...ООО - генеральный подрядчик выполняет строительно-монтажные работы (СМР). По условиям договора общество осуществляет страхование рисков, гражданской ответственности перед третьими лицами и имущества заказчика. Согласно договорам со страховой компанией оно производит оплату страховых взносов, которые освобождены от НДС. Вправе ли генподрядчик облагать НДС возмещение затрат по страхованию?

[А. Анохин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, № 46]

При ответе на вопрос автор обращает внимание, что у подрядчика, который по сути не является лицом, оказывающим заказчику услуги по страхованию, затраты по договору страхования в себестоимость реализуемых им подрядных работ не входят. В этой связи не происходит реализации им страховых услуг заказчику в смысле, установленном ст. 39 НК РФ. Это означает, что не возникает объект налогообложения НДС, равно как у подрядчика - обязанность предъявлять, а у заказчика - компенсировать эти расходы с НДС. Поэтому заказчик возмещает расходы подрядчика по страхованию без учета НДС.

СТАТЬЯ: Услуги международной связи: проблемы исчисления НДС

[Н. Королькевич, "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, № 45]

В статье проанализированы особенности налогообложения НДС услуг международной связи. В частности, автор рассматривает ситуации, в которых часто возникают вопросы при исчислении НДС по услугам связи, а именно: услуги связи предоставлены иностранной компанией, использующей на территории РФ оборудование связи, установленное на автомобиле; услуги связи оказаны российской компанией иностранной компании, осуществляющей постоянную деятельность в РФ, зарегистрированной в налоговых органах, имеющей на территории РФ оборудование; услуги международной связи оказаны российской компанией российским абонентам, выехавшим за рубеж, оказавшимся вне зоны действия российского оператора связи, с которым заключен договор; российские компании оказывают услуги международного роуминга при въезде в нашу страну абонентов, с которыми не заключены прямые договоры.

ВОПРОС: Налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации обнаружены недостоверные сведения. Вправе или обязан он внести необходимые изменения в налоговую декларацию?

[А.А. Федоров, "Аудиторские ведомости", 2008, № 11]

Опираясь на нормы ст. 81 НК РФ, автор формулирует следующий вывод: обязанность внесения необходимых изменений в налоговую декларацию возникает в случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, если такие ошибки в заполнении налоговой декларации привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

СТАТЬЯ: О новом Регламенте камеральных налоговых проверок

[А.В. Зубарев, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, № 21]

Статья знакомит читателей с отдельными положениями нового Регламента камеральных налоговых проверок. Например, автор обращает внимание на положение, четко устанавливающее срок проведения такой проверки: в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета), причем указанный срок исчисляется со дня ее представления. Также автор сообщает читателям о том, что в документе отдельно регламентирована работа налоговых органов по контролю за своевременностью представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов). Определенный интерес представляют комментарии автора положений Регламента, посвященных порядку применениями налоговиками мер налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций.

СТАТЬЯ: Больничные пособия: разъяснения продолжаются

[С.Н. Зайцева, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, № 21]

Статья посвящена проблемам, связанным с налогообложением доплат до фактического заработка к пособию по временной нетрудоспособности. Так, автор разъясняет, облагаются ли налогом на прибыль и ЕСН суммы оплаты первых дней нетрудоспособности, оплачиваемые за счет средств работодателя. Другая проблема касается налогообложения доплат до фактического заработка при исчислении больничных в случаях, когда данная доплата предусмотрена (не предусмотрена) коллективным (трудовым) договором.

СТАТЬЯ: Индексируем пособия на детей

[С.Е. Нестеров, "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, № 11]

Ознакомившись со статьей, читатель получит ответы на два главных вопроса: какие пособия надо индексировать и в каком размере следует производить индексацию? Для удобства восприятия материала информация о размерах пособий с учетом индексации представлена в табличной форме. Кроме того, в статье приведены примеры пересчета пособий в различных ситуациях. Также автор показывает порядок отражения сумм пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ, в бухучете и отвечает на вопрос, нужно ли вносить изменения в отчетность по ЕСН и расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний "ЭЛКОД"

Гражданское право

"ИПОТЕКА: ПРОСТО О СЛОЖНОМ"

[Д.А. Шевчук, ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008]

Ипотека жилища давно стала мощным инструментом экономического развития в большинстве стран мира и содержит в себе огромный потенциал, стимулирует экономическую, политическую и социальную стабилизацию общества. Именно поэтому в работе особое внимание уделено анализу зарубежного законодательства, отечественной и зарубежной правоприменительной практики, отражающих основные тенденции развития ипотечного рынка.

Так, в книге подробно рассмотрены правовые основы ипотечного жилищного кредитования в РФ. Показаны противоречия действующего законодательства в области жилищной ипотеки, в регулировании других отношений. Особое внимание уделено правовому оформлению заключаемых договоров ипотеки, кредитования, участия в долевом строительстве и др. Представлены сведения о правовых гарантиях, делающих участие в программе ипотечного жилищного кредитования юридически безопасным.

Где найти:

ИБ Постатейные комментарии и книги

"О ПРАВООТНОШЕНИЯХ, УДОСТОВЕРЯЕМЫХ ЗАКЛАДНОЙ"

[С.В. Ротко, Д.А. Тимошенко, "Налоги" (газета), 2008, № 28]

Авторы представленного материала проводят анализ положений Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" с целью дать правовую характеристику удостоверяемых закладной правоотношений. Здесь помимо прочего отмечено, что правовое регулирование рассматриваемых правоотношений требует определенной законодательной доработки в силу наличия некоторых неточностей, искажающих саму природу этих отношений.

"ЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ЦЕССИИ ДЛЯ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ"

[В. Драгунов, А. Селивановский, "Корпоративный юрист", 2008, № 5]

В данной статье рассматривается понятие действительной продажи, говорится об уступке прав по кредитному договору лицу, не являющемуся кредитной организацией, уступке будущих прав (требований), идентификации уступаемых прав (требований), их частичной уступке, условиях действительности уступки, уступке и передаче документов, удостоверяющих уступаемое право (требование), а также уступке прав и передаче обязанностей.

"ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ"

[Д.В. Тарабрин, "Российская юстиция", 2008, № 7]

Автор материала затрагивает проблему защиты авторских и смежных с ними прав в процессе истребования и представления доказательств в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Указанная проблема обусловлена тем, что иногда объекты авторских и смежных прав содержатся в доказательствах, принятых судом по конкретному гражданскому делу, и находятся в материалах данного дела (архитектурный проект, геологические карты, программы для ЭВМ, музыкальные и аудиовизуальные произведения и др.). Эти доказательства могут быть воспроизведены или скопированы в ходе рассмотрения дела, что может привести к нарушению авторских и смежных прав, объекты которых содержатся в таких доказательствах.

Где найти:

ИБ Юридическая пресса

Финансы

"КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18.12.2007 № 65"

[С.В. Овсянников, "Арбитражные споры", 2008, № 3]

Комментируя положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. " 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов", автор дает общую характеристику этого постановления, рассуждает о предпосылках его принятия, области применения, понятии административной процедуры реализации права налогоплательщика; затрагивает проблему соотношения комментируемого постановления с правовыми позициями Конституционного Суда РФ; говорит о процедурных гарантиях прав налогоплательщиков при камеральной проверке, значении характера и причин нарушения налогоплательщиком административной процедуры, природе требований о возмещении налога на добавленную стоимость.

"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ"

[О.А. Савельева, "Налоги" (газета), 2008, № 30]

Прошло около трех лет с того момента, когда государственные высшие учебные заведения федерального подчинения стали признаваться плательщиками земельного налога и налога на имущество организаций. Денежные средства на уплату этих налогов были зарезервированы в составе расходов федерального бюджета. Однако бюджетное финансирование образовательных учреждений на уплату данных налогов осуществлялось несвоевременно и не в полном объеме, в результате чего вузы оказались в гуще многочисленных судебных разбирательств с налоговыми органами о взыскании с них как недоимки по налогу, образовавшейся в результате недофинансирования, так и пени, начисленной из-за неуплаты налога в установленный законом срок. В статье приводится обзор судебной практики по данному вопросу.

Где найти:

ИБ Юридическая пресса

Правосудие

"НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ"

[А.Е. Ефимов, Волтерс Клувер, 2007]

Автор представленного материала, используя нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позиции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также научные мнения, детально исследует институт производства по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе. Здесь дан правовой анализ указанной стадии арбитражного судопроизводства, рассмотрены предпосылки и специальные условия реализации права на обращение в арбитражный суд надзорной инстанции, изучены основания для передачи дел на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и отмены судебных актов арбитражных судов в порядке надзора.

Социальное обеспечение и социальное страхование

"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 07.05.1998 № 75-ФЗ "О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ"

[постатейный, Е.А. Черешева, подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008]

В материале приводится постатейный комментарий норм Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", в котором подробно освещены вопросы создания, лицензирования, функционирования и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, осуществления фондами негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионного страхования. Детально рассмотрен порядок управления средствами пенсионных резервов, пенсионных накоплений.

Где найти:

ИБ Постатейные комментарии и книги

Обзор подготовлен специалистами
компании "Консультант Плюс"

Постановление Правительства Москвы от 18.11.2008 № 1056-ПП

"О предоставлении субсидий юридическим лицам Департаментом экономической политики и развития города Москвы"

В целях стимулирования деятельности организаций, участвующих в реализации городских целевых программ и мероприятий, Правительством Москвы утверждено Положение о порядке предоставления бюджетных субсидий юридическим лицам. Положением установлено, что Департаментом экономической политики и развития города Москвы осуществляется финансовая поддержка юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), участвующих собственными и привлеченными средствами в реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие на территории Москвы современных высокотехнологичных производств и объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также в публикации в средствах массовой информации материалов о деятельности органов государственной власти города Москвы и социально значимой информации.

Поддержка осуществляется Департаментом в форме субсидий в виде:

- возмещения части затрат организаций на уплату процентов по кредитам, привлеченным организациями в российских коммерческих банках на реализацию инвестиционных проектов, в том числе на реализацию городских инвестиционных проектов и городских целевых программ, в соответствии с правовыми актами города Москвы;

- возмещения части затрат на выплату купонного дохода по облигационным займам организаций, привлекающих финансовые ресурсы с использованием инструментов рынка ценных бумаг на реализацию инвестиционных проектов, в том числе на реализацию городских инвестиционных проектов и городских целевых программ, в соответствии с правовыми актами города Москвы;

- возмещения части затрат организаций по лизинговым платежам по договорам финансовой аренды (лизинга), осуществляемым в рамках реализации инвестиционных проектов, в том числе городских инвестиционных проектов и городских целевых программ, в соответствии с правовыми актами города Москвы;

- возмещения организациям, обеспечивающим выпуск и распространение периодических печатных изданий, затрат, связанных с публикацией в средствах массовой информации материалов о деятельности органов государственной власти города Москвы, а также социально значимой информации.

При этом размеры субсидий из бюджета города по названным первым трем видам возмещений затрат не могут превышать размера 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на день принятия решения о предоставлении субсидии. Субсидия по ним предоставляется единовременно или частями в периоды выплат процентов по кредитам, купонного дохода или лизинговых платежей в соответствии с произведенными затратами.

Основными условиями для предоставления бюджетной субсидии являются:

- прирост налоговых отчислений в бюджет города Москвы за период реализации инвестиционного проекта плюс два года, превышающий суммарный объем предоставленной субсидии;

- увеличение объема выпуска продукции (работ, услуг) не менее чем на 25% по результатам реализации инвестиционного проекта;

- увеличение численности рабочих мест не менее чем на 10% по результатам реализации инвестиционного проекта.

Главным критерием отбора претендентов на получение субсидии является предложение ими проектов, которые при прочих равных условиях требуют минимальной бюджетной поддержки по отношению к общему объему финансирования, большая часть которых финансируется за счет средств самой организации или иных источников.

Субсидии не предоставляются юридическим лицам, имеющим на дату подачи заявки:

- просроченную задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

- просроченную задолженность по средствам бюджета города Москвы, выданным на возвратной основе;

- неоднократные нарушения (более двух раз) обязательств по договорам о предоставлении бюджетных кредитов и (или) субсидий за счет средств бюджета города Москвы;

- нецелевое использование бюджетных средств, выявленное в ходе проверки.

Кроме того, субсидии не предоставляются юридическим лицам, осуществляющим производство (реализацию) товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках размещения и исполнения государственного заказа города Москвы.

Для получения субсидии претендентом помимо заверенных копий устава, учредительных документов, свидетельств о внесении в ЕГРЮЛ и постановке на учет в налоговом органе, лицензии на осуществление деятельности и документов, подтверждающих полномочия руководителя, в Департамент представляются:

- копии бухгалтерских отчетов за последние 2 года с отметкой налогового органа;

- документы, подтверждающие отсутствие просроченной задолженности в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

- справка о действующих расчетных валютных и рублевых счетах;

- бизнес-план (ТЭО проекта);

- расчет размера субсидии.

Для получения субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, выплату купонного дохода по облигационным займам и затрат по лизинговым платежам в состав документов, прилагаемых к заявке, дополнительно включаются:

- справка Департамента финансов города Москвы из Единого реестра договоров бюджетного кредитования о наличии (отсутствии) договоров бюджетного кредитования, заключенных претендентом на получение субсидии с органами исполнительной власти города Москвы;

- информация претендента на получение субсидии о средствах бюджета города Москвы, полученных ранее на возвратной основе, и наличии или отсутствии обязательств по ним;

- копии документов, подтверждающих предоставление коммерческими организациями заемных средств для реализации инвестиционного проекта, – для получения субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;

- копия договора финансовой аренды (лизинга) – для возмещения затрат по лизинговым платежам.

Для получения субсидии на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигационным займам дополнительно представляются:

- информационное сообщение Регионального отделения ФСФР России в Центральном Федеральном округе об отсутствии претензий к акционерному обществу;

- протокол (выписка из протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа, на котором принято решение о размещении облигаций, заверенные печатью хозяйственного общества и подписью его уполномоченного лица;

- проект решения о выпуске облигаций;

- бухгалтерская отчетность за три последних завершенных финансовых года и за последний квартал, предшествующий утверждению решения о выпуске облигаций, с приложением аудиторского заключения.

Решения о предоставлении субсидий принимаются Финансовой комиссией Департамента в срок, не превышающий 60 дней с момента подачи заявки, и оформляются правовым актом Департамента или правовым актом Правительства Москвы (если размер субсидии превышает 10 млн. руб.) и договором (соглашением) между Департаментом и получателем субсидии.

Предоставление бюджетной субсидии осуществляется посредством перечисления средств с лицевого счета Департамента на расчетный счет получателя субсидии при подтверждении им затрат на осуществление указанных видов расходов.

Получатели субсидии несут ответственность за достоверность данных, представляемых в Департамент, а также за целевое использование предоставленных им бюджетных субсидий.

Обзор подготовлен В.Л. Михайловской,

старшим юристом-аналитиком

отдела систематизации законодательства

группы компаний "ЭЛКОД"

Новости

Среднесписочная численность сотрудников налогоплательщика включает работников, занятых во всех видах его деятельности (как облагаемой, так и не облагаемой ЕНВД).

[Письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-11-04/3/485]

С 1 января 2009 г. на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Расчет производится в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Росстата от 20.11.2006 № 69. Поэтому, как указал Минфин, если по организации в целом численность сотрудников, занятых как в деятельности, облагаемой единым налогом, так и в других ее видах, за предшествующий календарный год превысит 100 человек, то такая компания утрачивает право на применение ЕНВД и должна перейти на общий режим налогообложения.

Взносы по договору страхования сотрудников не облагаются НДФЛ, даже если его действие распространяется на нерабочее время.

[Письмо Минфина России от 30.10.2008 № 03-04-06-01/319]

В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ страховые взносы, уплачиваемые за физических лиц их работодателями, облагаются НДФЛ за исключением случаев, когда страхование производится по договорам обязательного, добровольного личного или добровольного пенсионного страхования. Минфин указал, что данный пункт не содержит положений, ограничивающих его применение в зависимости от времени, к которому относится страховой случай (рабочее или свободное от выполнения трудовых обязанностей). Таким образом, даже если договор страхования жизни, здоровья или трудоспособности сотрудников распространяется как на рабочее, так и нерабочее время, вся сумма взносов по нему не облагается НДФЛ.

Комментарии

Непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы: возможные меры ответственности.

[Письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-02-07/1-436]

Организация обратилась в Минфин за разъяснениями по следующему вопросу: применяется ли к налогоплательщику ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ в случае непредставления в налоговый орган бухгалтерской отчетности. Финансовое ведомство ответило утвердительно, сославшись на положения Налогового кодекса и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять бухгалтерскую отчетность по месту нахождения организации. В п. 1 и п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ содержится порядок ее подачи органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям. По мнению Минфина, отчетность необходима для расчета и уплаты налогов, поэтому представлять ее нужно именно в налоговые органы. Согласно п. 5 ст. 23 НК РФ налогоплательщик за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с российским законодательством. Ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена п. 1 ст. 126 НК РФ. Исходя из вышеизложенного Минфин пришел к выводу о том, что в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ говорится именно о представлении отчетности в налоговый орган, поэтому положения ст. 126 НК РФ в случае неисполнения данной обязанности применимы.

По данному вопросу возможна и иная точка зрения. Пункты 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ устанавливают обязанность организаций представлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность, однако речь в них идет не о налоговых органах, а об органах статистики. При этом в п. 1 отмечается, что другим органам исполнительной власти отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. В ст. 23 НК РФ о представлении документов не указано на то, что подавать бухгалтерский баланс и иные документы нужно в налоговый орган. Формулировка подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ("по месту жительства индивидуального предпринимателя/по месту нахождения организации") не позволяет однозначно сделать такой вывод. Отметим, что в ранее действовавшей редакции подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ говорилось об обязанности подавать отчетность именно в налоговые органы, однако со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ указание на представление отчетности было из данного подпункта исключено.

Таким образом, действующее налоговое законодательство не устанавливает обязанности подавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Соответственно, если отчетность по каким-то причинам не представлена или представлена с нарушением срока, установленного Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, инспекция не вправе применить к налогоплательщику ответственность. Налоговые органы даже при проведении камеральной проверки не могут истребовать у организации или предпринимателя документы отчетности, если они не нужны для подтверждения права на льготу или их представление не предусмотрено нормами налогового законодательства (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако инспекции, скорее всего, будут руководствоваться точкой зрения Минфина, поэтому налогоплательщикам следует быть готовыми к мерам ответственности, применение которых нужно оспаривать в судебном порядке.

Судебная практика

Процентные платежи, размер которых зависит от срока их уплаты, признаются расходом на дату начисления.

[Постановление Президиума ВАС России от 02.09.2008 № 3873/08]

Инспекция привлекла организацию к ответственности за неуплату налога на прибыль, указав, что налогоплательщик в спорном периоде неправомерно включил во внереализационные расходы процентные платежи за нарушение договорных обязательств, которые подлежат уплате обществом на основании решения Лондонского международного арбитражного суда. В том же году согласно российскому законодательству было признано решение Лондонского суда и разрешено его принудительное исполнение на территории РФ. Основанием для доначисления налога послужило то, что решение об уплате процентов принято судом в 2002 г., а платежи начислены в 2003 г.

ВАС России, рассматривая спор между организацией и налоговым органом, пришел к следующим выводам. На момент принятия решения Лондонского международного арбитражного суда размер процентных платежей не был определен, так как зависел от срока уплаты основного долга. Соответственно, в 2002 г. невозможно было включить сумму процентов во внереализационные расходы. При этом подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ не установлен порядок признания расходов в виде санкций и иных платежей за нарушение договорных обязательств после даты вступления решения суда в законную силу. Поэтому налогоплательщик правильно применил общие правила признания расходов при методе начисления и учел их в том периоде, к которому они фактически относятся. Следовательно, начисленные в 2003 г. процентные платежи не могли признаваться расходом 2002 г., поскольку к данному периоду не относились, поэтому оснований для их исключения из внереализационных расходов 2003 г. у налоговой инспекции не имелось.

Аналогичной судебной практики нет.

Обзор подготовлен специалистами
компании "Консльтант Плюс"

О некоторых вопросах уплаты транспортного налога

Мне по наследству досталась машина, которую я не успел перерегистрировать на себя. Мне пришло уведомление о необходимости уплаты транспортного налога. Должен ли я, являясь наследником, его платить?

Согласно Налоговому кодексу РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается со смертью физического лица – налогоплательщика. При этом необходимо учитывать, что наследники обязаны погасить задолженность по имущественным налогам умершего лица в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.

В свою очередь ст. 1112 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Ответственность наследников по долгам наследодателя установлена ст. 1175 ГК РФ. В ней говорится, что каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Следовательно, если на день открытия наследства у умершего была задолженность по уплате транспортного налога, то Вы как наследник транспортного средства должны уплатить транспортный налог в соответствии с полученным налоговым уведомлением.

У меня есть автомобиль, но он неисправен, поэтому я уже длительное время его не использую. К тому же он не подлежит восстановлению. Налоговая инспекция прислала мне уведомление о необходимости уплаты транспортного налога. Могу ли я не платить налог в данном случае?

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства, перечисленные в ст. 358 НК РФ, которые зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ. Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от того, использует данное транспортное средство владелец или нет.

Государственная регистрация автомототранспортных средств осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", а также Правилами регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые утверждены приказом МВД России от 27.01.2003 № 59.

Пунктом 3.1 Правил установлено, что физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых зарегистрированы данные транспортные средства, в случае их утилизации (списания).

Следовательно, если автомобиль не используется из-за того, что находится в неисправном состоянии, то для того, чтобы не уплачивать транспортный налог, автомобиль сначала необходимо утилизировать (например, сдать в металлолом), а затем снять с государственной регистрации.

Правомерность данного вывода подтверждается официальной позицией Минфина РФ. Так, в письме от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15 Минфин РФ разъяснил, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического его использования.

Таким образом, сейчас Вы должны уплатить транспортный налог согласно полученному уведомлению. А в дальнейшем снимите автомобиль с регистрации.

Я проживаю в городе Москве, наша семья является многодетной. У нас есть в собственности два автомобиля. Нужно ли мне уплачивать транспортный налог и в каком размере? Если нет, то какие документы нужно представить для получения льготы?

Согласно НК РФ транспортный налог вводится в действие законами субъектов РФ в соответствии с главой 28 "Транспортный налог" НК РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта России. В городе Москве транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 года Законом г. Москвы от 23 октября 2002 года № 48 "О транспортном налоге" (далее – Закон № 48).

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Исчерпывающий перечень льготных категорий граждан, освобождаемых от уплаты транспортного налога в городе Москве, установлен ст. 9 Закона № 48. Родителей в многодетной семье в данном перечне нет.

Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2009 года на территории г. Москвы вступает в силу новый Закон г. Москвы от 9 июля 2008 года № 33 "О транспортном налоге" (далее – Закон № 33), которым расширен перечень льготных категорий граждан, в частности, в него включен Ваш случай. Так, с 1 января 2009 года от уплаты транспортного налога на территории г. Москвы будет освобождаться один из родителей (усыновителей) в многодетной семье – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий (подп. 10 п. 1 ст. 4 Закона № 33). Следовательно, с 1 января 2009 года за один из автомобилей Вам не придется платить транспортный налог.

Для получения льготы в 2009 году Вам необходимо подать заявление в налоговый орган по месту жительства и представить документ, подтверждающий право на льготу (например, "Удостоверение многодетной семьи города Москвы").

Что касается второго автомобиля, то согласно как действующему Закону № 48, так и Закону № 33, вступающему в силу с 01.01.2009, от уплаты транспортного налога освобождаются лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, – за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц. Поэтому, если один из Ваших автомобилей удовлетворяет указанному условию, Вы можете воспользоваться данной льготой уже в этом году. В 2009 же году, если один из Ваших автомобилей имеет мощность двигателя до 70 лошадиных сил, Вы сможете воспользоваться сразу двумя льготами: на один автомобиль – по мощности двигателя, а на второй – как родитель в многодетной семье. Правда, двумя льготами Вы сможете воспользоваться только в том случае, если автомобили зарегистрированы на разных лиц – на Вас и Вашу жену, так как при наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.

Что касается ставок налога, то они установлены ст. 6 Закона № 48 и зависят от мощности двигателя Вашего автомобиля. С 1 января 2009 года размер ставок изменен и установлен ст. 2 Закона № 33.

На вопросы отвечает О.А. Клушина,
юрист-аналитик
отдела систематизации
законодательства
группы компаний "ЭЛКОД"

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центраАктуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на октябрь 2008 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"

позвонить по тел.: (495) 258-59-06