Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Январь 2009

пн вт ср чт пт сб вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №1(139), 19 января 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство
Московское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Тексты законопроектов в различных чтениях

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО/ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

  • Об оплате жилья и коммунальных услуг
  • Что делать, если вам не возвращают долги

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на январь — февраль 2008 года

Новости

Новости группы компаний «ЭЛКОД»

Группа компаний «ЭЛКОД» – победитель тендера на право представлять Сеть КонсультантПлюс на выставке «Бухгалтерский учет и аудит 2009».

Встретимся на выставке!

С 27 по 31 января 2009 года на ВВЦ будет проходить ежегодный крупнейший специализированный форум для финансовых специалистов.

На стенде КонсультантПлюс Вас традиционно ждет обширная и интересная программа: Вы можете ознакомиться с новыми возможностями СПС КонсультатПлюс, принять участие в мастер-классах и конференциях по самым актуальным вопросам налогообложения, бухучета и права, получить консультацию квалифицированных специалистов, а также полезные информационные и аналитические материалы.

28 января в Большом конференц-зале состоится торжественная церемония награждения победителей конкурса «БУХГАЛТЕР-ПРОФЕССИОНАЛ 2008», организованного группой компаний «ЭЛКОД» среди бухгалтеров Москвы и Московской области.

Подробная информация для участников конкурса – на сайте www.konkursbp.ru

Программа и темы конференций, проходящих в рамках выставки, – на 2-й обложке.

Ждем Вас на стенде КонсультантПлюс № D2.

Спрашивайте приглашение на выставку у специалиста, обслуживающего Вашу компанию.


В декабре 2008 года приобрели крупные комплекты системы КонсультантПлюс и стали нашими партнерами:

  • ОАО «Мосспецатомэнергомонтаж»
  • НП «Межрегиональная Биржа Нефтегазового Комплекса»
  • ООО «ВЫСОТСТРОЙМОНТАЖ»
    и другие компании.

Кризис пугает? Рушит планы? КРИЗИС УЧИТ!

Приглашаем на АНТИКРИЗИСНЫЕ МИНИ-ТРЕНИНГИ

26 февраля 2009 года 10.00–15.00

«Секреты мотивации в условиях кризиса: как сократить финансовые затраты и активизировать ключевой персонал»

12 марта 2009 года
10.00–15.00

«Эффективное проведение совещаний: больше дела – меньше слов»

Ведет тренинги: Соколова Е.А. – ведущий бизнес-тренер группы компаний «ЭЛКОД»

Стоимость участия: 7 500 рублей (с НДС)

Ждем Вас в Центре развития предпринимательства ЦАО г. Москвы по адресу: ул. Радио, д. 20, корп. 1, 3-й этаж

Зарегистрироваться и получить дополнительную информацию Вы можете по тел.: (495) 956-07-71 и на сайте: www.elcode.ru

Новости КонсультантПлюс

Компания «Консультант Плюс» получила награду за внедрение инновационного продукта

В декабре 2008 года в Москве прошла торжественная церемония награждения лауреатов ежегодной национальной премии в области бизнеса «Компания года», в ходе которой были объявлены лауреаты премии «Компания года 2008».

Компания «Консультант Плюс» одержала победу в номинации «За внедрение инновационного продукта».

В 2008 году компания представила рынку специальные аналитические материалы, которые поднимают на новый уровень работу с правовой информацией в системе КонсультантПлюс. Это информационные банки Путеводитель по налогам и Подборки судебных решений, а также обзоры правовой информации. Аналитические материалы позволяют специалистам быстрее находить необходимую информацию по вопросу и легко в ней разбираться. Такая возможность полноценно реализована только в системе КонсультантПлюс.

Сегодня система КонсультантПлюс является крупнейшим правовым информационным ресурсом на рынке справочных правовых систем. Ежегодно в ней появляются новые возможности, включаются новые виды информации и принципиально новые инструменты для эффективной работы с ней.

Победа «Консультант Плюс» в номинации «За внедрение инновационного продукта» является еще одним независимым подтверждением высокого качества и надежности справочной правовой системы КонсультантПлюс, которая используется в работе огромным числом пользователей.

На вручении премии генеральный директор компании «Консультант Плюс» Дмитрий Новиков отметил: «Компания "Консультант Плюс"» изначально создавалась как инновационная, а значит, мы будем и дальше создавать новые разработки, модернизировать уже существующие так, чтобы максимально удовлетворить запросы наших пользователей».

Философия премии «Компания года» из года в год остается неизменной – она присуждается наиболее ярким и динамичным игрокам на российском рынке и позволяет видеть успешные стратегии тех, кто сумел предугадать основные тенденции развития экономики.

Премия учреждена группой компаний «РосБизнесКонсалтинг» и впервые присуждена в 1999 году. С 2002 года премия вручается под патронажем Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Лауреатов премии определяет экспертный совет, в состав которого входят влиятельные представители бизнеса, государственной власти, видные общественные деятели.

Наряду с «Консультант Плюс» лауреатами премии в этом году стали такие известные компании, как ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Мегафон», а также другие успешные российские компании.

новое в законодательстве

Федеральное законодательство

Конституционный строй

ЗАКОН Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ

«ОБ ИЗМЕНЕНИИ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ»

Увеличен срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы.

В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РФ, с четырех до шести лет увеличен срок, на который избирается Президент РФ, и с четырех лет до пяти - срок, на который избирается Государственная Дума. Установление более продолжительного срока полномочий Президента РФ по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы направлено на обеспечение преемственности государственной политики. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Закон о поправке к Конституции РФ применяется в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после его вступления в силу.

Опубликован в «Парламентской газете», № 90, 31.12.2008, «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Основы государственного управления

УКАЗ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847

«О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

Внесены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, и на данную Службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.

Упраздняются Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником указанных упраздненных Агентств, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Минэкономразвития РФ.

Опубликован в «Российской газете», № 266, 30.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

Принят новый закон, регламентирующий проведение органами государственного и муниципального контроля проверок соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований законодательства.

1 января 2009 года вступает в силу Закон, устанавливающий основы правового регулирования отношений в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля и защиты прав субъектов предпринимательства при проведении указанных мероприятий. Одновременно утрачивает силу Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ, регулировавший отношения в указанной области.

Законом вводится уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении перечня работ и услуг (в составе видов деятельности, поименованных в Законе), утверждаемых Правительством РФ, и установлен запрет на предъявление требований о получении разрешений, заключений и иных документов для начала осуществления деятельности в отношении таких работ и услуг. В уведомлении указываются сведения о соблюдении хозяйствующим субъектом обязательных требований, а также о соответствии работников осуществляемой деятельности. Регламентированы процедура представления уведомлений, порядок проверки соответствия сведений действительности, установлена ответственность за несоответствие (несоблюдение) заявляемых требований. Законом вводятся понятия - документарная и выездная проверка.

Установлены основания, периодичность проведения проверок, лимитированы сроки их проведения. Установлен запрет на проведение проверок одних и тех же требований разными органами государственного (муниципального) контроля.

Опубликован в «Российской газете», № 266, 30.12.2008, «Парламентской газете», № 90, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Гражданское право

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 296-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

Принят Закон, направленный на совершенствование законодательства о банкротстве.

Законом внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, уточнены положения, определяющие правовое положение арбитражных управляющих. Введены нормы, устанавливающие обязательные условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации, предъявляемые к ним требования для целей утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, права и обязанности, ответственность, основания освобождения от исполнения обязанностей в деле о банкротстве. Установлен порядок выплаты вознаграждения арбитражного управляющего, а также порядок оплаты расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Кроме того, уточнен статус и полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих, определены структура и компетенция ее органов управления, разработан порядок формирования и использования средств компенсационного фонда. Вводится понятие национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Уточнены отдельные положения, касающиеся процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Опубликован в «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 312-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внесены изменения в законодательные акты, содержащие положения об обществах с ограниченной ответственностью, а также в законодательство о нотариате.

Изменены нормы, устанавливающие порядок учреждения и преобразования общества с ограниченной ответственностью, порядок управления обществом, и нормы, регулирующие имущественные отношения между участниками общества. Установлено, что учредительным документом общества является его устав (ранее к учредительным документам относился также и учредительный договор) и что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (ранее - только в акционерное общество или в производственный кооператив). Кроме этого, в частности, подробно регламентированы порядок оплаты долей в уставном капитале общества, порядок залога долей в уставном капитале общества, порядок ведения списка участников общества, уточнен порядок перехода доли или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества и третьим лицам.

В соответствии с изменениями, внесенными в Основы законодательства РФ о нотариате, уточнен порядок страхования гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, в частности определен размер страховой суммы по договору страхования. По общему правилу (за некоторыми исключениями) он должен быть не менее 1 500 000 рублей для нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении, и не менее 1 000 000 рублей для нотариуса, имеющего нотариальную контору в сельском поселении.

Закон вступает в силу с 1 июля 2009 года.

Опубликован в «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 306-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАЛОЖЕННОЕ ИМУЩЕСТВО»

Уточнен порядок обращения взыскания на заложенное имущество.

С этой целью внесены изменения в Закон РФ «О залоге», Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Основы законодательства РФ «О нотариате» и некоторые другие законодательные акты. В соответствии с этими изменениями, в частности, подробно регламентирован порядок обращения взыскания на заложенное движимое имущество и порядок его реализации, в т.ч. по договору комиссии, установлен порядок погашения регистрационной записи об ипотеке в случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, установлен порядок заключения мирового соглашения по обязательству, обеспеченному ипотекой, при обращении взыскания на предмет ипотеки, установлены, для процедур банкротства, особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника.

Опубликован в «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 315-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Установлены дополнительные требования к процедурам реорганизации кредитных организаций, а также других юридических лиц.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», подробно регламентирован порядок уведомления заинтересованных лиц о реорганизации кредитной организации и установлены особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования.

Установлено, в частности, что письменное уведомление о начале процедуры реорганизации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации. Банк России, в свою очередь, в течение одного рабочего дня размещает данное уведомление на своем сайте в сети Интернет и направляет информацию о начале процедур реорганизации в уполномоченный регистрирующий орган.

В случае реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования кредитная организация в течение 30 дней обязана разместить информацию об этом на своем сайте в сети Интернет и уведомить о данном решении своих кредиторов путем направления письменного уведомления либо опубликования сообщения в печати. До даты завершения реорганизации кредитная организация обязана раскрывать информацию о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, размещая такую информацию в Интернете и в печати.

Установлено право кредиторов кредитной организации, физических и юридических лиц, в случае реорганизации кредитной организации в указанных формах, потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства кредитной организации либо прекращения обязательства и возмещения убытков.

Нормы, устанавливающие порядок информирования заинтересованных лиц о реорганизации юридического лица, включены также в Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Опубликован в «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 316-ФЗ

«О ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ»

Отношения, связанные с деятельностью патентных поверенных, урегулированы законодательно.

Принятый Закон в соответствии с Гражданским кодексом РФ определяет требования к патентным поверенным, устанавливает порядок их аттестации и регистрации, а также определяет права, обязанности и ответственность патентных поверенных. Патентными поверенными признаются граждане, получившие статус патентного поверенного и осуществляющие деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжением такими правами.

Опубликован в «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11-П

«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА" В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.Ф. КУТИНОЙ И А.Ф. ПОВАРНИЦИНОЙ»

Норма Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающая базовую сумму для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, равной 100 рублям, признана не соответствующей Конституции РФ применительно к определению минимального размера платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением.

Вместе с тем, как установил Конституционный Суд РФ, применение для исчисления минимального размера платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением непосредственно минимального размера оплаты труда (т.е. 2 300 рублей в месяц, а с 1 января 2009 года - 4 330 рублей в месяц) противоречило бы воле законодателя, выраженной в статье 3 указанного Федерального закона, устанавливающей запрет на применение минимального размера оплаты труда для каких-либо других целей, кроме регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В связи с этим Конституционный Суд РФ установил, что положение части второй статьи 5 этого Федерального закона, устанавливающее базовую сумму для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам равной 100 рублям, утрачивает силу в части исчисления платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением с момента введения в действие нового правового регулирования, которое законодатель обязан принять в первоочередном порядке не позднее 1 июля 2009 года.

Опубликовано в «Российской газете», № 257, 17.12.2008, «Собрании законодательства РФ», 22.12.2008, № 51, ст. 6205, газете «Экономика и жизнь», № 51, декабрь, 2008 (бухгалтерское приложение).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 305-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 284 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Изменен порядок исчисления сумм налога на прибыль организаций, подлежащих перечислению в бюджеты РФ.

Напомним, что с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20 процентов за счет уменьшения ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет - с 6,5 до 2,5 процента. При этом в бюджет субъекта ставка налога составляла 17,5 процентов. Теперь установлено, что в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 2 процента, соответственно, в бюджет субъекта РФ - по ставке 18 процентов.

Опубликован в «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 324-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"»

Внесен ряд поправок в федеральный бюджет на 2009 год и период 2010-2011 годов, направленных на поддержку финансового рынка и отдельных отраслей экономики.

Внесенные изменения не затронули основных показателей федерального бюджета. Реализация дополнительных мер по поддержке российской экономики предполагается осуществить за счет уточнения источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. Поправками, в частности, увеличен прогнозируемый верхний предел государственного внутреннего долга РФ (в том числе по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте РФ на 1 января 2010 года - до 463 млрд рублей, на 1 января 2011 года - до 492 млрд рублей и на 1 января 2012 года - до 477 млрд рублей).

Предусмотрена возможность предоставления Минфином РФ государственных гарантий по кредитам отдельных организаций (в том числе стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса) в размере, не превышающем 10 млрд рублей по каждой гарантии, и увеличен максимальный размер предоставления Минфином РФ государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн долларов США по каждой государственной гарантии РФ.

Кроме того, со 175 до 325 млн рублей увеличен объем средств федерального бюджета, в пределах которого Правительство РФ по результатам исполнения федерального бюджета в 2008 году вправе направить в 2009 году на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики, а также на предоставление межбюджетных трансфертов.

Опубликован в «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.12.2008 № 282-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1 марта 2009 года вступит в силу Закон, предусматривающий освобождение от налогообложения сумм выплат, осуществляемых в рамках прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством РФ об ОСАГО.

Налоговый кодекс РФ дополнен положением, на основании которого в налоговую базу по НДС не будут включаться денежные средства, полученные страховщиком по заключенному в соответствии с законодательством РФ об ОСАГО соглашению о прямом возмещении убытков от страховщика, которым была застрахована гражданская ответственность лица, причинившего вред.

Кроме того, изменениями, внесенными в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, такие денежные средства отнесены к доходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Одновременно суммы выплат потерпевшему лицу, осуществленные в порядке прямого возмещения убытков страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего, включены в состав расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Помимо этого, в перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включены затраты страховых организаций по оплате услуг специалистов, привлекаемых в рамках соглашения о прямом возмещении убытков.

Опубликован в «Российской газете», № 266, 30.12.2008, «Парламентской газете», № 90, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Бухгалтерский учет. Статистика

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 307-ФЗ

«ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1 января 2009 года вступил в силу новый Закон, устанавливающий правовые основы регулирования аудиторской деятельности.

Принятый Закон разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита. Устанавливается, что аудиторская деятельность включает в себя аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг, перечень которых устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Для аудиторских организаций и аудиторов вводится обязательное членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА). Таким образом, устанавливается новая система регулирования аудиторской деятельности, в том числе за счет отмены ее лицензирования и введения механизмов самоконтроля на основе единых стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Законом урегулированы вопросы, связанные с приобретением (прекращением) статуса саморегулируемых организаций аудиторов (в том числе определены требования для включения организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов), а также определены права и обязанности таких организаций. Так, в частности, одним из условий для включения СОА в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена посредством формирования компенсационного фонда. Контроль за соблюдением членами СОА установленных требований осуществляют специализированные органы, созданные в саморегулируемой организации.

Законом устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в том числе к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, требования к уставному капиталу аудиторской организации).

Законом определены также меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СОА, допустивших нарушение требований Закона, единых стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Перечень таких мер не ограничен, поскольку саморегулируемым организациям предоставлено право как устанавливать дополнительные требования к своим членам, так и предусматривать дополнительные меры дисциплинарного воздействия.

Опубликован в «Российской газете», № 267, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Труд и занятость

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.12.2008 № 287-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Правительство РФ уполномочено разрабатывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

Соответствующее изменение внесено в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Установлено также, что для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование бюджетных ассигнований.

Помимо этого, в частности, введена норма, обязывающая работодателей сообщать в органы службы занятости о введении в организации режима неполного рабочего времени, уточнены положения, касающиеся определения размеров, а также условий и порядка выплаты пособия по безработице гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 Закона № 1032-1).

Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Опубликован в «Российской газете», № 266, 30.12.2008, «Парламентской газете», № 90, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Правосудие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.12.2008 № 262-ФЗ

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Обеспечение доступа к информации о деятельности судов урегулировано Законом.

Принятым Законом, в частности, предусмотрено, что доступ к информации о деятельности судов обеспечивается путем: присутствия граждан, представителей общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; обнародования (опубликования) информации о деятельности судов в СМИ; размещения информации в сети Интернет; размещения информации в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях; ознакомления пользователей с информацией, находящейся в архивных фондах; предоставления по запросу пользователей информации о деятельности судов.

Законом предусмотрены принципы обеспечения доступа к информации, форма ее предоставления, права пользователей информацией. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года.

Опубликован в «Российской газете», № 265, 26.12.2008, «Парламентской газете», № 90, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Безопасность и охрана правопорядка

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.12.2008 № 273-ФЗ

«О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены на законодательном уровне.

Принятый Федеральный закон "О противодействии коррупции" дает определение коррупции, устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Опубликован в «Российской газете», № 266, 30.12.2008, «Парламентской газете», № 90, 31.12.2008.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Московское законодательство

Гражданское право

ЗАКОН города Москвы от 17.12.2008 № 66

«О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ»

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением части 3 статьи 9, вступающей в силу после принятия закона города Москвы, устанавливающего перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена, и статьи 13, вступающей в силу с 01.01.2009 и утрачивающей силу с 01.07.2010.

Принят новый закон, регулирующий отношения в сфере приватизации государственного имущества г. Москвы.

Закон закрепляет полномочия органов государственной власти города Москвы в сфере приватизации, подробно регламентирует процедуру приватизации, устанавливает порядок утверждения программы приватизации города Москвы, регулирует статус организации - продавца приватизируемого имущества, а также устанавливает особенности приватизации памятников истории и культуры, находящихся в собственности города Москвы.

Законом предусматривается порядок информирования жителей города Москвы о ходе приватизации имущества города, согласно которому информационное сообщение о приватизации имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных Правительством Москвы.

Опубликован в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 71, 19.12.2008, газете «Тверская, 13», № 151, 18.12.2008, «Тверская, 13», № 153, 23.12.2008.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1135-ПП

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА ПЕРЕСЧЕТА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ СТРОЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В 2009 ГОДУ»

Установлен коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Коэффициент установлен для целей исчисления в 2009 году налога на имущество физических лиц и утвержден в размере 38 к уровню цен на 1 января 1991 года.

Опубликовано в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 72, 24.12.2008.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: Организация-лизингодатель учитывает объекты лизинга на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Вправе ли организация включать в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости оборудования, приобретенного для передачи в лизинг, в соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 19.12.2008 № 03-03-06/1/698]

Минфин РФ разъяснил: если организация принимает к бухгалтерскому учету материально-вещественные ценности, отвечающие требованиям признания их основными средствами, но предназначенные для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, то они рассматриваются в качестве доходных вложений в материальные ценности и учитываются на счете 03. Следовательно, такое имущество не используется непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и не является основным средством в целях гл. 25 НК РФ. Исходя из изложенного, Минфин РФ приходит к выводу, что в приведенной ситуации лизингодатель, на балансе которого учитывается предмет договора лизинга, не вправе применять амортизационную премию в размере 10 процентов.

ВОПРОС: Как при исчислении налога на прибыль учесть расходы на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.12.2008 № 03-03-06/4/96]

Из письма следует: затраты налогоплательщика на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации учитываются в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости таких установок. В частности, если она более 20 000 руб., то расходы на их приобретение и монтаж учитываются в составе амортизационных отчислений в соответствии с положениями ст. 256-259 НК РФ, при стоимости менее 20 000 руб. они включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВОПРОС: Об отсутствии обязанности организации представлять налоговую декларацию по акцизам по обособленным подразделениям, в случае если по месту их нахождения в отчетном налоговом периоде операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, не совершались.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.12.2008 № 03-07-15/1/15]

При ответе на вопрос Минфин РФ обращается к п. 5 ст. 204 НК РФ, предусматривающему представление налоговой декларации по акцизам по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения (либо по месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами. Таким образом, если по месту нахождения обособленных подразделений организации в отчетном налоговом периоде операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, не совершались, то декларация по акцизам за данный налоговый период по указанным обособленным подразделениям не представляется.

ВОПРОС: О применении УСН организациями, создавшими обособленные подразделения, которые не являются филиалом или представительством.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 12.12.2008 № 03-11-04/3/557]

Минфин РФ сообщил, что в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Учитывая положения п. 2 ст. 11 НК РФ, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах организации, то она вправе применять УСН на общих основаниях при условии соблюдения требований гл. 26.2 НК РФ.

ВОПРОС: Каков порядок расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет арендатором, заключившим договор аренды недвижимого имущества с органом государственной власти, в котором указан только размер арендной платы без указания НДС?

[О.Ф. Цибизова, консультация эксперта, Минфин РФ, 2008]

Автор разъясняет, что в данном случае арендатор имущества самостоятельно определяет налоговую базу по НДС, увеличивая стоимость приобретаемых услуг на сумму НДС. При этом согласно п. 4 ст. 164 НК РФ для исчисления суммы НДС, подлежащего перечислению в бюджет, необходимо применить расчетную ставку налога.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: Банк осуществляет капитальные вложения в виде неотделимых улучшений в арендованное недвижимое имущество. Подлежат ли включению в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций капитальные вложения в виде неотделимых улучшений арендованного имущества в случае, если по условиям договора аренды указанные капитальные вложения возмещаются арендодателем, и в случае, если не возмещаются?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.12.2008 № 03-05-05-01/73]

Минфин РФ пояснил, что исходя из ПБУ 6/01 произведенные арендатором капвложения в арендованный объект основных средств (стоимость улучшений арендованного имущества) учитываются арендатором до их выбытия. По мнению финансистов, под выбытием указанных капвложений понимается в том числе возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений (за исключением случая возмещения посредством установления соответствующей величины арендной платы). Поэтому капвложения, произведенные арендатором в виде неотделимых улучшений в арендованные объекты недвижимого имущества, учтенные в составе основных средств арендатора, возмещаемые (не возмещаемые) арендодателем, облагаются налогом на имущество до их выбытия в рамках договора аренды.

ВОПРОС: Физлицо в 2007 г. приобрело и продало несколько квартир, находящихся в собственности менее трех лет. Вправе ли физлицо получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ в размере 1 000 000 руб. по каждой проданной квартире?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 17.12.2008 № 03-04-05-01/460]

В письме подчеркивается, что в подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ не установлено каких-либо ограничений в отношении количества объектов недвижимости (долей в них), при продаже которых может быть получен имущественный налоговый вычет. Поэтому при продаже физлицом принадлежащих ему на праве собственности менее трех лет нескольких квартир, поименованных в свидетельстве о госрегистрации права собственности, налогоплательщик имеет право на вычет в размере, не превышающем в целом по всем объектам недвижимости 1 000 000 руб.

Где найти:

ИБ Финансист

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

СТАТЬЯ: Новое в расчете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

[Е.М. Чернышева, «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2008, № 12]

Автор, разъясняя порядок формирования резерва на отпуска, выделяет два этапа: первый - составление специальной сметы (расчета) указанного резерва, второй - отражение в учетной политике способа резервирования, определение предельной суммы отчислений и ежемесячного процента отчислений в резерв. Говоря о составе расходов, списываемых за счет резерва на отпуска, автор отвечает на следующие актуальные вопросы: нужно ли списывать за счет резерва суммы ЕСН, начисленные на отпускные, каким образом следует учитывать компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении, при наличии резерва на оплату отпусков, нужно ли при расчете величины ежемесячных отчислений в резерв учитывать в составе ЕСН сумму страховых взносов на ОПС и др. Кроме того, в статье отражен порядок формирования резерва на отпуска в целях бухгалтерского учета.

СТАТЬЯ: О трех новых ПБУ

[В.Р. Захарьин, «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2008, № 12]

Статья посвящена порядку ведения бухгалтерского учета в 2009 году с учетом требований новых ПБУ, утвержденных Минфином РФ в октябре 2008 года, а именно: ПБУ 1/2008, ПБУ 15/2008 и ПБУ 21/2008. Более подробно автор комментирует отдельные нормы ПБУ 15/2008 в соответствии с его структурой. Приведенный комментарий призван помочь читателю с наименьшими временными затратами понять разницу между новыми и прежними нормами, установленными аналогичным ПБУ 15/01, а также причины возникновения такой разницы. На условном примере проиллюстрированы особенности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с приобретением или созданием инвестиционных активов. Что же касается нового ПБУ 21/2008, то автор в силу лаконичности документа (всего шесть пунктов) при его рассмотрении ограничился кратким обзором данного ПБУ.

СТАТЬЯ: Все могут ошибаться. Как воспользоваться ошибками налоговиков при проверках?

[Е.С. Карпова, «Горячая линия бухгалтера», 2008, № 23]

Из статьи читатели узнают, какие ошибки допускают налоговики при проверках, стоит ли налогоплательщику обжаловать решение налогового органа по результатам проверки в том случае, если оно очевидно? Например, к наиболее распространенным ошибкам автор относит следующую: при выявлении несоответствия между налоговой декларацией и бухгалтерской отчетностью в акте сразу указывается, что данное несоответствие является нарушением налогового законодательства. Среди допускаемых ошибок также названы неправильное определение рыночной цены и неверная формулировка решения о проведении налоговой проверки. Кроме того, в статье приводятся рекомендации о том, как правильно составить апелляционную жалобу, а именно: со ссылками на НК РФ и иные нормативные акты следует четко указать, с чем не согласен налогоплательщик; приложить к жалобе письма Минфина РФ (копии), разъясняющие порядок разрешения конкретной спорной ситуации, произошедшей с налогоплательщиком, либо схожей ситуации; при наличии арбитражной практики по данному вопросу ее также необходимо приложить к жалобе.

СТАТЬЯ: Сокращения в условиях финансового кризиса

[И.А. Костян, «Трудовое право», 2008, № 12]

В период финансового кризиса вопросы сокращения численности и штата работников приобретают особенно актуальный характер. В статье рассмотрены пределы дозволенного поведения работодателя, который приходит к выводу о необходимости сокращения численности персонала организации без уменьшения объемов производства. В частности, автор считает, что работодатель, с одной стороны, вправе по своему усмотрению изменить штатное расписание, исключив из него необходимое количество штатных единиц. В то же время, по мнению автора, он не вправе возложить на работников, продолжающих работать, исполнение обязанностей работников, уволенных по сокращению, без увеличения их заработной платы с учетом увеличения объемов работ (нагрузки).

СТАТЬЯ: Налоговые схемы. Безопасно?!

[М. Семенова, Ю. Дарымова, «ЭЖ-Юрист», 2008, № 46]

Читатели познакомятся с некоторыми схемами налоговой оптимизации, предложенными консультантами на семинаре «Безопасные схемы налоговой оптимизации», а с помощью сотрудников газеты «ЭЖ-Юрист» узнают, безопасны ли эти схемы. Так, в качестве одной из схем была предложена следующая: организация-работодатель формально заключает со своими работниками ученические договоры на переобучение, регулярно выплачивая им под видом стипендии часть зарплаты. Поскольку стипендия, выплачиваемая по ученическому договору, не облагается ни НДФЛ, ни ЕСН, то, на первый взгляд, очевидна экономия работодателя на налогообложении части зарплаты. Однако сотрудники издания предупреждают, что данная схема далеко не безопасна: в большинстве случаев налоговики в ходе выездной проверки выявляют формальный характер ученических договоров и доначисляют работодателю соответствующие налоги, пени и штрафы.

ВОПРОС: Должна ли российская компания представить в инспекцию предусмотренную п. 4 ст. 310 НК РФ информацию о выплаченных иностранным партнерам доходах и удержанных налогах за прошедший отчетный (налоговый) период, если международным соглашением предусмотрено, что соответствующие доходы не подлежат налогообложению на территории РФ?

[«Налоговый учет для бухгалтера», 2008, № 11]

При ответе на вопрос автор – консультант Минфина РФ ссылается на мнение УФНС РФ, изложенное в письме от 18.03.2005 № 20-12/17365, а также использует отдельные примеры имеющейся арбитражной практики. На основании указанных материалов он делает вывод, что налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов представляется и в том случае, когда российская компания не обязана рассчитывать и удерживать налог.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»


Судебная практика

Гражданское право

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 110651-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"»

[внесен депутатом Государственной Думы В.М. Резником; принят в первом чтении - постановление ГД ФС РФ от 21.11.2008 № 1317-5 ГД]

Законопроект дополняет пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подпунктом «е», устанавливая, что обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и въезжающих в Российскую Федерацию, которые уплатили гарантийный взнос в резерв текущих компенсационных выплат профессионального объединения страховщиков, на срок 15 дней с момента уплаты взноса.

Законопроект дополняет пункт 1 статьи 18 указанного Федерального закона подпунктом «д», определяя, что компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, в случае уплаты владельцем транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, при въезде в Российскую Федерацию гарантийного взноса в резерв текущих компенсационных выплат профессионального объединения страховщиков в размере двукратного базового страхового тарифа, установленного Правительством Российской Федерации для легковых транспортных средств (транспортных средств категории «В»), принадлежащих физическим лицам.

Законопроект дополняет пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подпунктом «в», предусматривая, что компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, в случае уплаты владельцем транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, при въезде в Российскую Федерацию гарантийного взноса в резерв текущих компенсационных выплат профессионального объединения страховщиков в размере двукратного базового страхового тарифа, установленного Правительством Российской Федерации для легковых транспортных средств (транспортных средств категории «В»), принадлежащих физическим лицам, и если причинение вреда имуществу потерпевшего произошло в течение 15 дней с момента уплаты взноса.

Законопроект дополняет статью 20 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» пунктом 3, устанавливая, что сумма компенсационной выплаты, произведенной потерпевшему в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 и подпунктом «в» пункта 2 статьи 18 данного Федерального закона, взыскивается в порядке регресса по иску профессионального объединения страховщиков с лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред, в случаях, установленных абзацами вторым - пятым статьи 14 указанного Федерального закона.

Проект Федерального закона определяет, что его положения вступают в силу с 1 января 2009 года.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 85433-5

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

[внесен депутатами Государственной Думы И.М. Гималетдиновым, С.В. Железняком, В.Ф. Звагельским, В.Э. Матхановым, О.Д. Валенчуком, В.Л. Горбачевым; принят в первом чтении - постановление ГД ФС РФ от 12.12.2008 № 1412-5 ГД]

Как отмечают разработчики, проект Федерального закона разработан в целях повышения эффективности механизма компенсационных выплат, которые осуществляют страховые организации. Разработчики предлагают установить предельный уровень страхового резерва, формируемого страховыми организациями, что, по их мнению, позволит направить суммы, превышающие установленный данным законопроектом лимит, на превентивные меры, снижающие риски возникновения страхового случая.

Законопроект вносит изменение в пункт второй статьи 22 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», устанавливая, что при возникновении разницы между расходами и доходами страховщика свыше 5 процентов при осуществлении обязательного страхования за год сумма превышения направляется им на формирование страхового резерва.

Такой резерв формируется для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды до достижения им величины, равной 10 процентам размера страхового резерва, сформированного страховщиком для осуществления страховых выплат по страховым случаям, о факте наступления которых не заявлено страховщику.

Проект Федерального закона обязывает страховщика привести размер создаваемого резерва к обозначенной величине в случае ее превышения.

Образование. Наука. Культура

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 68087-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 39 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"»

[внесен депутатами Государственной Думы Г.А. Балыхиным, О.Г. Борзовой, В.В. Володиным, Т.Л. Воложинской, Ю.С. Карабасовым, В.В. Рязанским, А.М. Чухраевым; принят в первом чтении - постановление ГД ФС РФ от 17.10.2008 № 1124-5 ГД]

Законопроект устанавливает право образовательного учреждения на основании договора с медицинским учреждением предоставлять ему в пользование движимое и недвижимое имущество в целях медицинского обслуживания и прохождения медицинского обследования обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Указанное действие осуществляется с согласия собственника либо без такого согласия, если учреждения вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно.

Как определяется в положениях законопроекта, данные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта обеспечит исполнение образовательными учреждениями своих обязанностей перед воспитанниками, обучающимися и работниками по охране их здоровья, а также позволит гарантировать исполнение их работниками обязанности проходить периодические бесплатные медицинские обследования.

Где найти:

ИБ Законопроекты

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

новые документы для бухгалтера

Новости

Налогоплательщики, которые воспользовались в IV квартале 2008 г. правом уплачивать ежемесячные авансовые платежи из фактической прибыли, в I квартале 2009 г. рассчитывают указанные платежи в общем порядке.

[Письмо ФНС России от 15.12.2008 № ШС-6-3/924@ «О направлении для использования в работе письма Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2008 № 03-03-05/166 о порядке применения положений статьи 3 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ»]

Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в НК РФ был введен ряд антикризисных поправок, согласно которым организациям в порядке исключения предоставлена возможность уплачивать в ноябре – декабре 2008 г. ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли. В связи с этим у компаний, заплативших авансовый платеж в октябре (и ноябре) по старым правилам, а в декабре (и ноябре) – из фактической прибыли, возник вопрос о расчете указанного платежа в I квартале 2009 г.

В выпуске обзора от 10.12.2008 мы отмечали, что согласно общему порядку ежемесячный авансовый платеж за I квартал равен сумме, подлежащей уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода (абз. 3 п. 2 ст. 286 НК РФ). В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 286 НК РФ авансовый платеж за IV квартал принимается как 1/3 разницы между суммой, рассчитанной по итогам 9 месяцев, и платежом, исчисленным по итогам полугодия. Таким образом, суммы, подлежащие уплате в каждом месяце квартала, должны быть равными. Никаких переходных положений Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ не предусмотрено, поэтому в I квартале 2009 г. следует руководствоваться старым порядком, несмотря на предоставленную законодателем льготу. ФНС России в рассматриваемом письме особо подчеркнула, что специальные правила для исчисления авансовых платежей распространяются только на IV квартал 2008 г. и общий порядок расчета не изменяют. То есть указанные платежи I квартала 2009 г. формируются в суммах, подлежащих уплате в бюджет в IV квартале 2008 г., без учета особого порядка, установленного Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

Комментарии

С 1 января 2009 г. основные средства, выявленные в результате инвентаризации, амортизируются.

[Письмо Минфина России от 02.12.2008 № 03-03-06/1/657]

До 1 января 2009 г. финансовым ведомством давались противоречивые разъяснения: в одних говорилось, что выявленные в ходе инвентаризации основные средства учитываются по рыночной стоимости и относятся к амортизируемому имуществу, в других шла речь о том, что такие средства амортизировать нельзя, поскольку в НК РФ не установлен порядок определения их первоначальной стоимости (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль). С 1 января 2009 г. неопределенность в этом вопросе устранена, и согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств, выявленных в ходе инвентаризации, определяется в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ. Именно на это обращает внимание Минфин в рассматриваемом письме.

Действительно, п. 1 ст. 257 НК РФ теперь установлено, что первоначальная стоимость выявленных в ходе инвентаризации основных средств определяется в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ, то есть как стоимость излишков МПЗ и прочего имущества, выявленного при инвентаризации. Таким образом, первоначальная стоимость указанного имущества равна сумме налога, уплаченного с дохода, который образовался при их выявлении (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).

Однако следует обратить внимание на то, что амортизируемым имуществом признаются объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому амортизировать основное средство, выявленное в ходе инвентаризации, следует, только если налог, уплаченный с дохода по этому имуществу, превышает 20 000 руб. Если же налог меньше данной суммы, то такое имущество не является амортизируемым. В этом случае рыночная стоимость выявленного в ходе инвентаризации имущества включается во внереализационные доходы (п. 20 ст. 250, п. 5 ст. 274 НК РФ), а налог на прибыль, уплаченный с указанного дохода, учитывается в составе материальных расходов как излишки МПЗ и прочего имущества, выявленного при инвентаризации (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).

Возникает ли у участника (физического лица) доход при выплате ему денежных средств в случае уменьшения уставного капитала общества?

[Письмо ФНС России от 21.10.2008 № 3-5-04/619@]

В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация. Физическое лицо внесло вклад в уставный капитал в виде имущества, стоимость которого была определена в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество уменьшило свой уставный капитал и выплатило участникам средства за счет уменьшения имущества ООО. ФНС России считает, что вся полученная физлицом сумма является его доходом и его нельзя уменьшить на затраты, связанные с приобретением имущества, которое потом было внесено в уставный капитал. Это связано с тем, что согласно ст. 66 ГК РФ имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Таким образом, при уменьшении УК денежные средства участникам выплачиваются за счет имущества самого общества, а не его учредителей. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Однако подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ позволяет уменьшить доходы на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы (связанные с получением этих доходов) только при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации. На случаи уменьшения уставного капитала положения указанного пункта не распространяются. Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Минфина России от 07.05.2007 № 03-04-06-01/144 (см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам).

Однако позиция контролирующих органов является спорной. Дело в том, что объектом налогообложения для физических лиц – налоговых резидентов РФ признается доход, полученный от источников в РФ и (или) за пределами РФ (п. 1 ст. 209 НК РФ). В соответствии со ст. 41 НК РФ доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая при возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Исходя из данного определения у участника общества дохода не образуется. При уменьшении уставного капитала общества участнику возвращается часть его вклада (взноса), внесенного ранее, и при этом экономической выгоды не возникает. Следовательно, сумма денежных средств, выплаченная обществом своему участнику в связи с уменьшением уставного капитала, не является доходом физического лица, облагаемым НДФЛ.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

ликбез

Об оплате жилья и коммунальных услуг

Мы с женой разведены, но продолжаем проживать в одной квартире, являющейся нашей долевой собственностью. Как произвести разделение платежей между нами?

Ст. 155 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) определяет, что платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются собственнику жилого помещения.

Согласно ст. 249 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Таким образом, если квартира находится в общей долевой собственности бывших супругов, каждый из них вправе требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от размера своей доли.

Вместе с тем закон не запрещает вносить плату за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, нескольким собственникам на основании одного платежного документа. Такой вывод можно сделать из ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Следовательно, вы также вправе заключить соглашение между собой и производить оплату на основании одного платежного документа, а если такое согласие достигнуто не будет, вы можете обратиться в суд, который и установит порядок оплаты для каждого из собственников.

Я зарегистрирован в Москве и имею льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Слышал, что с 2009 года льготы заменят денежными выплатами. Как они будут рассчитываться и куда будут перечисляться?

Действительно, в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 10.12.2008 № 1129-ПП с 1 января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи предоставляются гражданам, имеющим на них право в соответствии с правовыми актами РФ и г. Москвы, в форме социальных выплат Государственным учреждением г. Москвы Городским центром жилищных субсидий (далее – ГУ ГЦЖС). В переходный период (с 1 января 2009 года по 30 июня 2009 года) сохраняется прежний порядок предоставления мер социальной поддержки в виде скидок с оплаты для граждан, не оформивших в ГУ ГЦЖС получение этих мер в форме выплат.

Так как ранее вы уже пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, собирать какие-либо документы вам не придется (при наличии в ГУ ГЦЖС необходимых сведений), достаточно будет подать в ГУ ГЦЖС лишь заявление о предоставлении социальных выплат с указанием способа их получения (можно направить по почте). Вами могут быть использованы следующие способы получения социальных выплат:

– на счет социальной карты;

– на банковский счет, открытый в банке по вашему выбору;

– выплата через организации связи.

Те граждане, которые не направят в ГУ ГЦЖС заявление, с 1 июля 2009 года в беззаявительном порядке будут получать суммы социальных выплат на счета своих социальных карт. При отсутствии информации о номерах социальных карт вышеуказанных граждан социальные выплаты будут доставляться им через отделения почтовой связи.

Что касается размеров выплат, то их расчет за текущий месяц будет производиться исходя из среднемесячных значений начисленных гражданам платежей за три месяца, предшествующих текущему месяцу, по которым в ГУ ГЦЖС имеются данные о фактически начисленных платежах и объемах мер социальной поддержки, на которые гражданин имеет право. При этом не реже одного раза в 6 месяцев или при обращении граждан будет осуществляться перерасчет произведенных в течение предшествующего периода социальных выплат исходя из данных о размерах фактически начисленных гражданам платежах. В случае если размер выплат, рассчитанный исходя из фактических начислений, окажется больше или меньше суммы ранее перечисленных средств, ГУ ГЦЖС производит соответственно доплату или удержание в счет последующих выплат.

Мы с семьей уезжали в отпуск и коммунальными услугами в это время не пользовались. Возможно ли уменьшить размер коммунальных платежей и какие документы необходимо представить?

В соответствии с п. 11 ст. 155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Правила перерасчета содержатся в разделе VI Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Перерасчет будет произведен при соблюдении следующих условий:

– при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд;

– только в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (перерасчет платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение);

– если в жилом помещении отсутствуют индивидуальные приборы учета по соответствующим видам коммунальных услуг;

– на основании письменного заявления, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия;

– при условии документального подтверждения временного отсутствия.

Итак, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Таковыми могут являться:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

д) справка о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Открытый перечень документов позволяет представлять другие документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. Размер платы уменьшается пропорционально количеству дней временного отсутствия (дни выбытия и прибытия на место жительства включаются в период отсутствия).

На вопросы отвечает Е.В. Можар, старший юрист-аналитик отдела

систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»

ликбез

Что делать, если вам не возвращают долги?

В последнее время обострилась проблема неплатежей и у организаций резко растет объем дебиторской задолженности. По мнению экспертов, масштабного кризиса неплатежей в России нет и не будет, однако прогнозируется ухудшение ситуации.

Поскольку большой объем дебиторской задолженности угрожает экономической безопасности организации, руководители компаний ставят во главу угла вопрос о том, как вернуть долги. Именно этому вопросу и посвящен наш материал.

Проблема возврата долга

По большому счету существует всего два способа вернуть долг – договориться с должником о добровольном возврате или взыскать долг в принудительном порядке.

При этом, как показывает практика нашей фирмы, успех взыскания долга заключается в эффективном сочетании различных мер воздействия на должника: психологических, экономических и юридических.

Заниматься возвратом долга кредитор может самостоятельно либо может привлечь для этой задачи профессионалов.

Как правило, на первом этапе (при возникновении долга) кредитор самостоятельно ведет переговоры с должником. Но когда переговоры заходят в тупик либо должник регулярно откладывает срок погашения долга, встает вопрос о переходе к следующему этапу.

Перечислим действия, которые в этом случае может предпринять кредитор:

– начать самостоятельное принудительное взыскание долга;

– продать долг;

– обратиться за помощью к профессионалам;

– инициировать банкротство должника;

– купить бизнес должника.

Наиболее распространенными действиями являются: самостоятельное взыскание долга кредитором; продажа долга; обращение к профессионалам по взысканию долгов, которые могут предложить следующие виды услуг: направление должнику претензии, составленной юридической фирмой; судебная защита; комплексная услуга по взысканию долга. Рассмотрим эти способы возврата долга подробнее.

Самостоятельное взыскание долга кредитором

Исчерпав лимит терпения, кредитор составляет исковое заявление и передает его на рассмотрение суда. Это обычный, традиционный способ взыскания долга.

К достоинствам этого способа можно отнести минимальные расходы на взыскание долга. Кредитор оплачивает только время своих сотрудников, занимающихся взысканием долга, и госпошлину за рассмотрение дела в суде.

Однако применение указанного способа сопряжено с рядом проблем. Как правило, кредитор не знает всех нюансов и эффективных технологий взыскания долга, не обладает соответствующим опытом. В результате кредитор идет к своей цели путем проб и ошибок, неся большие трудозатраты и упуская ценное время.

Продажа долга

Непременным условием продажи долга является наличие у кредитора полного комплекта надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование долга.

Продажа долга обычно используется в следующих случаях:

1) задолженность бесспорная, а вероятность взыскания долга высокая или средняя, но срок погашения долга длительный либо неопределенный;

2) существует лицо, сильно заинтересованное в обладании правами требования именно к вашему должнику (так бывает, когда должник находится на стадии банкротства (или его «подводят» к банкротству) и среди кредиторов идет борьба за максимальное количество голосов на собрании кредиторов);

3) задолженность бесспорная, а вероятность взыскания долга низкая (безнадежный долг).

Юридически продажа долга оформляется договором цессии (уступка права требования долга), который заключается между первоначальным и новым кредитором. По этому договору новый кредитор выплачивает первоначальному кредитору оговоренную денежную сумму за полученные права требования.

Как правило, цена продажи долга зависит от вероятности фактического взыскания долга, наличия и качества документов, подтверждающих права требования долга, суммы долга, срока просрочки, наличия возможности у должника предъявить встречный иск.

В качестве примера: долг по кредитному договору с просрочкой погашения более 120 дней, как правило, продается за 5% от суммы долга.

К достоинствам продажи долга можно отнести короткие сроки получения денег и высокую вероятность их фактического получения, к недостаткам – низкий доход первоначального кредитора за проданные права требования.

Направление должнику претензии от имени юридической фирмы

Указанный способ обычно применяется при наличии у кредитора надлежаще оформленных документов, подтверждающих долг. Способ эффективно работает при взыскании долга с должников, которые признают наличие долга, не имеют претензий к кредитору и обладают денежными средствами, достаточными для погашения долга, но тем не менее игнорируют законные требования кредитора.

По своей природе указанный способ является юридической услугой, в объем которой входит: изучение юристами материалов дела, составление претензии и направление претензии должнику. Составленная юридической фирмой претензия подписывается при этом уполномоченным сотрудником юридической фирмы.

Суть указанного способа возврата долга заключается в демонстрации должнику решимости кредитора взыскать долг с должника и передаче дела на контроль юридической фирме.

Стоимость услуги юридической фирмы, как правило, определяется исходя из количества часов, потраченных юридической фирмой на выполнение работы для клиента.

К основным достоинствам способа можно отнести:

– невысокие расходы на взыскание долга;

– быстрый результат (погашение долга или ответная реакция должника, которая позволяет принять решение о следующих шагах).

Недостатки данного способа – отсутствие гарантий для кредитора в фактическом погашении должником суммы долга после получения претензии от юридической фирмы.

Судебная защита

Судебная защита является эффективным способом возврата долгов, когда должник:

1) не признает долг или имеет встречные претензии к кредитору;

2) находится в предбанкротном состоянии (наличие исполнительного листа позволяет в случае банкротства попасть во вторую очередь требований, что, как правило, существенно повышает шансы кредитора на погашение долга);

3) признает наличие долга, не имеет претензий к кредитору, обладает активами, достаточными для погашения долга, но не желает платить, так как рассматривает текущий долг в качестве «дешевых денег», требует от кредитора льготных условий (скидок, бонусов, удобных сроков и т.п.).

Если вы обращаетесь к профессионалам, в объем юридической услуги входит: определение стратегии и тактики судебной защиты, формирование доказательственной базы, ведение претензионной работы (если договор с должником содержит условие о соблюдении претензионного порядка рассмотрения споров), инициирование судебного дела, представление интересов кредитора на всех судебных заседаниях.

Стоимость услуг юридической фирмы может быть:

– фиксированной;

– состоять из фиксированной суммы и дополнительного вознаграждения за достижение запланированного результата («гонорар успеха»);

– только «гонораром успеха».

Основные достоинства судебной защиты:

– кредитор получает профессиональную юридическую защиту (выверенные ходы, отсутствие лишних действий);

– минимально возможные сроки рассмотрения дела в суде;

– для должника возрастает цена нарушения договора: ему придется тратить время и деньги на защиту, возмещать судебные и другие расходы и убытки.

Недостатки:

– нет гарантий фактического получения суммы долга;

– большой срок возврата долга (минимальный срок судебной защиты 1,5–2 месяца).

Взыскание долга (комплексная услуга)

Данный способ возврата долга эффективен в тех же ситуациях, которые перечислены нами в разделе «Судебная защита».

В объем юридической услуги входит: определение стратегии и тактики взыскания конкретного долга, анализ обстоятельств дела на предмет обнаружения признаков преступления, инициирование уголовного преследования виновных лиц (при наличии признаков преступления), активное досудебное взыскание долга (применение психологических, экономических и юридических мер воздействия на должника), инициирование судебного производства, представление интересов кредитора в суде, инициирование исполнительного производства и представительство интересов кредитора в рамках исполнительного производства (поиск имущества должника и помощь в его реализации).

Обычно кредитор оплачивает услуги юридической фирмы в виде процента от фактически полученных кредитором денежных средств (оплата результата).

Величина процента зависит от ряда факторов (сумма долга и срок просрочки, природа долга (наличие возможности у должника предъявить встречный иск), наличие и качество документов, подтверждающих наличие долга, уровень вероятности фактического взыскания долга).

Как правило, стоимость услуг по взысканию долга составляет от 10 до 30% от фактически взысканных с должника средств.

Достоинства этого способа включают в себя все преимущества судебной защиты, включая дополнительные плюсы:

– сроки взыскания долга минимально возможные (при взыскании долга во внесудебном порядке – 0,5–3 недели);

– кредитор платит юридической фирме за конечный результат работы.

К недостаткам можно отнести отсутствие гарантий для кредитора в фактическом погашении должником суммы долга.

Итак, мы представили краткий обзор основных способов возврата долга, определили случаи их эффективного использования, а также их достоинства и недостатки.

Однако, по нашему мнению, вопреки пословице «Долг не велик, да лежать не велит», не все долги следует взыскивать. Некоторые долги экономически выгоднее оставить без взыскания и использовать в качестве исходного материала для построения системы управления дебиторской задолженностью.

Тем не менее если вы все же приняли решение взыскивать долги, действовать надо быстро, четко и профессионально.

Материал подготовлен А.В. Москалевым,

руководителем Департамента юридических услуг

ЗАО «ЮНА-Консалт»

(группа компаний «ЭЛКОД»)

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ ПО ВОЗВРАТУ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, СПЕЦИАЛИСТЫ ЗАО «ЮНА-Консалт» С УДОВОЛЬСТВИЕМ НА НИХ ОТВЕТЯТ.

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центраАктуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на октябрь 2008 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"

позвонить по тел.: (495) 258-59-06