Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Февраль 2009

пн вт ср чт пт сб вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №2(140), 5 февраля 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство
Московское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ/

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО/ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Об отдельных вопросах перепланировки
жилых помещений в годе Москве

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на январь — февраль 2008 года

Новости

Новости группы компаний «ЭЛКОД»

Конкурс «БУХГАЛТЕР-ПРОФЕССИОНАЛ 2008»: итоги подведены!

28 января 2009 года на выставке «Бухгалтерский учет и аудит 2009» состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов конкурса «БУХГАЛТЕР-ПРОФЕССИОНАЛ 2008».

Конкурс для бухгалтеров Москвы и Московской области, организатором которого выступила группа компаний «ЭЛКОД», стартовал 1 сентября 2008 года и завершился 12 января 2009 года.

Мы рады, что новый профессиональный конкурс вызвал живой отклик у бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов и других финансовых специалистов. Подтверждением этого может служить количество участников и награжденных – по итогам двух туров их около 400 человек.

Считаем, что конкурс достиг поставленных целей – создал условия для профессионального общения, помог каждому участнику подтвердить свой профессионализм и повысить престиж профессии.

Оглашаем имена победителей.

По Москве:

1-е место – Ирина Николаевна Ефремова, экономист ООО «Прогресс-Столица».

Главный приз конкурса – плазменный телевизор.

2-е и 3-е место, по решению жюри, не присуждалось.

По Московской области:

1-е место – Татьяна Тимофеевна Минмухаметова, индивидуальный предприниматель в области оказания бухгалтерских и аудиторских услуг, г. Железнодорожный.

Главный приз конкурса – плазменный телевизор.

2-е место – Татьяна Алексеевна Шарапова, заместитель главного бухгалтера ООО «Дорожник-2», г. Талдом.

Приз конкурса – ноутбук.

3-е место – Наталья Александровна Митрофанова, начальник отдела налогового учета ОАО НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова, г. Жуковский.

Приз конкурса – сотовый телефон.

От всей души поздравляем победителей!

Особую благодарность выражаем партнерам конкурса за неоценимый вклад в его проведение, организационную и информационную поддержку: Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, Московской торгово-промышленной палате, Управлению ФНС РФ по Московской области, Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Московской области, Министерству по делам печати и информации Московской области, ГУ МО «Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства», Палате налоговых консультантов России.

Интервью с победителями конкурса «БУХГАЛТЕР-ПРОФЕССИОНАЛ 2008»

Как давно Вы в профессии? Работаете ли над повышением квалификации? Почему решили участвовать в конкурсе? Помогает ли участие в таких конкурсах в работе? Насколько сложными оказались для Вас конкурсные вопросы? Какими материалами Вы пользовались? Ваши пожелания организаторам конкурса.

Ирина Николаевна Ефремова

1-е место (Москва)

Я окончила экономический факультет МАИ с отличием. Бухгалтером работаю с 1993 года, имею диплом ИПБР, диплом «Аттестата Главбуха».

В профессиональных конкурсах до этого не участвовала. Получилось: в первый раз – и удачно.

Посмотрела вопросы, они показались мне интересными, и я решила ответить на вопросы для бухгалтеров и Москвы, и Московской области – они были разными, но одного уровня сложности. Что еще привлекло? Факт определения лауреатов от территориальных налоговых инспекций. Возникла уверенность, что проведение конкурса при поддержке налоговых инспекций гарантирует объективность подведения итогов.

Привлекло также преимущество заочной формы проведения конкурса – не нужно куда-то ехать. И потом, конкурсные задания такой сложности не предполагают мгновенного спонтанного ответа, тут нужно спокойно сесть, разобраться, подумать. Поэтому мне сложно сказать, сколько времени у меня заняли ответы – была свободная минута, я переключалась на вопросы конкурса, а на новогодних каникулах таких минут было больше, чем обычно.

Хочу поблагодарить за организацию праздника и пожелать группе компаний «ЭЛКОД» успехов в бизнесе, надежных партнеров и удачных проектов.

Татьяна Тимофеевна Минмухаметова

1-е место (Московская область)

По образованию я инженер, окончила Уфимский авиационный институт. В годы перестройки мне, как и многим, пришлось переучиваться. Вот так в 1992 году я и оказалась в бухгалтерской профессии. В последние годы я – аттестованный бухгалтер ИПБР, хотя специального вузовского образования у меня нет – до всего доходила сама, зато есть опыт участия в трех арбитражных судах с налоговой инспекцией – и все их я выиграла самостоятельно, без помощи юристов. Потому и могу с полным правом говорить, что система КонсультантПлюс – великое дело, самая доступная возможность отстоять свои права, и ее разработчикам нужно поставить памятник. В одном из экономических СМИ я почерпнула информацию: в течение 10 дней в налоговое законодательство может быть внесено до 200 изменений. Отследить их все невозможно, поэтому скажу без преувеличения: без КонсультантПлюс как без рук.

Информацию о конкурсе первой увидела моя дочь, она и другие мои дети – их у меня четверо – поддержали меня в желании участвовать и ни минуты не сомневались в моей победе.

Я считаю, что составители конкурсных заданий подобрали очень хорошие вопросы – достаточно сложные. Некоторые, на первый взгляд, легкие при погружении в тему обнаруживали глубину и неоднозначность ситуации. Оба этапа конкурса по уровню сложности, по-моему, были одинаковы, но 2-й этап требовал развернутых, обоснованных ответов, приходилось искать и приводить ссылки на нормы законодательства.

Организаторам я бы хотела пожелать расширять состав партнеров, привлекать другие компании, ведь многие работодатели заинтересованы в проверке уровня знаний своих бухгалтеров. Так мероприятие выйдет на более высокий уровень и охватит значительно большую аудиторию.

Татьяна Алексеевна Шарапова

2-е место (Московская область)

Я работаю бухгалтером с 1995 года, и большую часть этих лет – в ООО «Дорожник-2». Периодически посещаю учебные семинары, проводимые различными фирмами, но в основном занимаюсь самообразованием. Очень хотелось бы чаще бывать на учебных мероприятиях в столице, но, к сожалению, из-за удаленности нашего города от Москвы это не удается.

Решила принять участие в конкурсе, чтобы проверить свои профессиональные знания. На вопросы отвечать было несложно и очень интересно. Особенно мне понравились вопросы 2-го тура, потому что нужно было давать расширенный ответ, анализировать свое решение, и я с этим справилась. Отвечая на вопросы, пользовалась системой КонсультантПлюс.

До победы мне не хватило, думаю, внимательности. В одном вопросе при расчете вместо ставки НДС – 10% я использовала ставку – 18%.

Мне очень понравилось, что вопросы касались разных систем налогообложения – для организаций различных форм собственности, даже для бюджетных.

Понравилось, что в задание 2-го тура, который проходил в конце года, были включены вопросы, при ответе на которые нужно было использовать изменения законодательства, вступающие в силу с 1 января 2009 года. Это дало возможность лучше вникнуть в суть изменений, использовать их при ответах и проверить, правильно ли мы их поняли. Перед началом нового года – это очень своевременно.

Огромное спасибо организаторам! Хочется, чтобы такие конкурсы проводились и в дальнейшем.

Наталья Александровна Митрофанова

3-е место (Московская область)

Бухгалтером я стала по совету мамы ­– в 1990 году поступила на бухгалтерские курсы и с 1991 года работаю в этой сфере. Позже я окончила Московский государственный индустриальный университет по специальности «инженер-экономист», но учиться и повышать свою квалификацию продолжаю по сей день.

В профессиональных конкурсах никогда не участвовала, это мой первый опыт, так сказать, дебют. Принять участие в конкурсе мне посоветовала главный бухгалтер нашей фирмы.

Вопросы 1-го тура конкурса не были сложными, ответы заняли у меня 3 вечера, а вот над вопросами 2-го тура пришлось поработать, активно использовать возможности системы КонсультантПлюс. Это настолько полная, всеобъемлющая, простая и доступная в использовании система, что позволяет обойтись без других источников информации.

Благодарю устроителей конкурса за призы, не ожидала, что выиграю.

новое в законодательстве

Федеральное законодательство

Гражданское право

ПРИКАЗ МВД РФ от 24.11.2008 № 1001

«О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.12.2008 № 13051.

Регистрация автотранспортных средств в ГИБДД будет осуществляться по новым Правилам.

Разработаны Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Ряд нормативных актов МВД РФ, в том числе приказ от 27.01.2003 № 59, которым были утверждены «Правила регистрации автотранспортных средств... », признаны утратившими силу.

Правила, в частности, устанавливают единый на всей территории РФ порядок регистрации в ГИБДД автотранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, а также транспортных средств, зарегистрированных в других государствах, ввезенных в РФ на срок более 6 месяцев.

Административным регламентом определены требования к порядку исполнения указанной государственной функции. В приложениях к документу содержатся образцы бланков свидетельства о регистрации транспортного средства, а также свидетельства на высвободившийся номерной агрегат.

Опубликован в «Российской газете», № 5, 16.01.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.12.2008 № 1020

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРОВ О РАСПОРЯЖЕНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ, ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ТОПОЛОГИЮ ИНТЕГРАЛЬНОЙ МИКРОСХЕМЫ, ПРОГРАММУ ДЛЯ ЭВМ, БАЗУ ДАННЫХ И ПЕРЕХОДА БЕЗ ДОГОВОРА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ИЗОБРЕТЕНИЕ, ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ, ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ, НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ТОПОЛОГИЮ ИНТЕГРАЛЬНОЙ МИКРОСХЕМЫ, ПРОГРАММУ ДЛЯ ЭВМ, БАЗУ ДАННЫХ»

Утверждены Правила, устанавливающие порядок и условия государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, программу для ЭВМ, базу данных.

Правила, в частности, определяют перечень документов, необходимых для государственной регистрации договоров и изменений к ним, перечень документов для государственной регистрации расторжения зарегистрированного договора в одностороннем порядке, перечень документов для государственной регистрации перехода исключительного права без договора.

Установлено, что рассмотрение заявления о государственной регистрации, регистрация или отказ в ней осуществляются в 2-месячный срок со дня поступления необходимых документов.

Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющим государственную регистрацию договоров, является Роспатент.

Опубликовано в издании «Собрание законодательства РФ», 12.01.2009, № 2, ст. 225.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Финансы. Налоги

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 23.01.2009 № ШС-22-3/59@

«ОБ УЧЕТЕ ФАКТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД»

Разъяснены особенности корректировки коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход.

Налогоплательщик ЕНВД вправе скорректировать значения коэффициента К2 в порядке, установленном пунктом 6 статьи 346.29 НК РФ, в случае, если представительным органом муниципального образования, законодательным (представительным) органом городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при определении значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 учтена такая особенность ведения предпринимательской деятельности, как режим работы или сезонность (установлены значения соответствующих подкоэффициентов).

Документ опубликован не был*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.12.2008 № 153н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ФОРМА 3-НДФЛ) И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.01.2009 № 13131.

Декларирование доходов физических лиц за налоговый период 2008 года будет осуществляться в соответствии с новой формой декларации по НДФЛ.

Минфином РФ утверждена форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядок ее заполнения.

В новой форме налоговой декларации учтены изменения законодательства, действие которых было распространено на правоотношения, возникшие в 2008 году. Как и ранее, декларация состоит из титульного листа и шести разделов.

Увеличилось с 11 до 16 количество листов к Декларации, включение которых в состав Декларации зависит от наличия тех или иных доходов/расходов в налоговом периоде (например, новый лист К1 предназначен для расчета стандартных налоговых вычетов; К2 - социальных налоговых вычетов; К3 - социальных налоговых вычетов, в части сумм пенсионных взносов уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения).

Опубликован в «Российской газете», № 10, 23.01.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.12.2008 № 988

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАЗРАБОТОК, РАСХОДЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НА КОТОРЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 262 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВКЛЮЧАЮТСЯ В СОСТАВ ПРОЧИХ РАСХОДОВ В РАЗМЕРЕ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ С КОЭФФИЦИЕНТОМ 1,5»

Утвержден перечень НИОКР, затраты на которые могут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций с применением повышающего коэффициента.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2009 года налогоплательщики получают возможность признания в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, фактические затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) с коэффициентом 1,5 (абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ). Конкретный перечень НИОКР, по которым будет применяться данное правило, установлен Правительством РФ.

Опубликовано в издании «Собрание законодательства РФ», 12.01.2009, № 2, ст. 202, «Российской газете», № 2, 14.01.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПИСЬМО ФНС РФ от 29.12.2008 № ШС-6-3/979

«О ПРЕДСТАВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Разъяснен порядок представления сведений о доходах физических лиц - работников обособленных подразделений организаций.

В письме Минфина РФ, направленном ФНС РФ своим территориальным органам, сообщается, что сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом - российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделениям организации - по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода.

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии», № 2, январь, 2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 18.12.2008 № ШС-6-3/943@

«О КОЭФФИЦИЕНТАХ-ДЕФЛЯТОРАХ НА 2009 ГОД»

Доведена информация о коэффициентах-дефляторах, применяемых в 2009 году для целей налогообложения.

Сообщено, что приказами Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 № 395 и № 392 установлены на 2009 год:

- коэффициент-дефлятор в целях применения упрощенной системы налогообложения (УСН) - в размере 1,538;

- коэффициент-дефлятор К1 в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД - в размере 1,148.

Указано также, что коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, установлен в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2009 года.

Новый порядок расчета, установленный Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ, будет применяться при определении размера коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год.

Документ опубликован не был*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ ФНС РФ от 31.12.2008 № ММ-3-6/700@

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПОСТАВКЕ НА УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ПРИМЕНЯЮЩЕГО УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА»

Разработана форма заявления о постановке на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе субъекта РФ, в котором он подает заявление на получение патента на право применения УСН на основе патента.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ внесены дополнения в пункт 5 статьи 346.25.1 НК РФ, в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель, состоящий на учете в налоговом органе в одном субъекте РФ, а заявление на получение патента подает в другой субъект РФ, обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в этом налоговом органе. Рекомендуемая форма такого заявления разработана Федеральной налоговой службой РФ.

Документ опубликован не был*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 26.11.2008 № 3-5-04/725@

«О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Разъяснен порядок налогообложения доходов физических лиц в виде выигрышей.

Сообщено, что налогоплательщики, получившие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе, с использованием игровых автоматов), должны самостоятельно исчислить НДФЛ исходя из полученных сумм выигрышей, ставки налога 13 процентов, и уплатить в бюджет сумму исчисленного налога не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. годом получения дохода.

Также указано, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ.

Документ опубликован не был*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 24.10.2008 № ШС-6-3/758@

«О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА»

Разъяснен порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов по оплате времени участия членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций в мероприятиях при выполнении общественных обязанностей.

Сообщено, что оплата времени участия в мероприятиях (в том числе, в работе созываемых профессиональными союзами съездов и конференций) лицам, не освобожденным от основной работы, может учитываться в расходах на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организаций, если условия освобождения от работы и порядок оплаты времени их участия в указанных мероприятиях определены коллективным договором, соглашением.

Документ опубликован не был*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 24.10.2008 № ШС-6-3/760@

«О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 01.10.2008 № 03-03-05/116»

Разъяснен порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения.

В письме Минфина РФ, направленном ФНС РФ своим территориальным органам, разъяснено, что в случае выплаты организацией дивидендов налогоплательщику, применяющему УСН, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога возлагаются на данную организацию.

Документ опубликован не был*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 № 675-О-П

«ПО ЖАЛОБЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ММК-ТРАНС" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 173 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционный суд РФ признал не подлежащей рассмотрению жалобу заявителя, в которой оспаривалась конституционность положений пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

По мнению заявителя, оспариваемые положения Налогового кодекса РФ не позволяют плательщикам НДС по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода реализовать право на возмещение из бюджета сумм превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога, а также исключают возможность восстановления данного срока, пропущенного по уважительным причинам.

Суд, со ссылкой на позицию, выраженную в том числе в решении Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 № 630-О-П, указал, что сами по себе положения названной нормы являются частью механизма правового регулирования отношений по взиманию НДС и ставят налогоплательщиков в равные условия с точки зрения исполнения обязанности по уплате налога, а потому их нельзя признать нарушающими конституционные права.

Что касается проверки законности и обоснованности вынесенных арбитражными судами по делу с участием заявителя судебных актов, в которых, по его мнению, не учтены уважительные причины пропуска им срока, предусмотренного для предоставления документов, подтверждающих право на заявленные налоговые вычеты, то разрешение таких вопросов к полномочиям Конституционного Суда РФ не относится.

Документ опубликован не был*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р

Утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия предусматривает в числе задач по развитию финансового рынка повышение его емкости и прозрачности (в частности внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие на финансовом рынке розничных инвесторов и защиту их инвестиций, развитие спектра финансовых инструментов, повышение информированности граждан о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке), развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка (консолидацию биржевой инфраструктуры, совершенствование клиринговых процедур и расчетов, развитие учетных институтов), совершенствование правового регулирования финансового рынка (в частности, унификацию принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, развитие системы пруденциального надзора, упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке).

К Стратегии приложены план первоочередных мероприятий по ее реализации (план законопроектных работ) и целевые показатели развития финансового рынка (показатели на 1 января 2008 года и планируемые к 2020 году).

Опубликовано в «Российской Бизнес-газете», № 2-3, 27.01.2009 (начало).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 19.01.2009 № 2170-У

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ (РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ) БАНКА РОССИИ»

Изменен порядок применения нормативов обязательных резервов (резервных требований), установленных Указанием ЦБ РФ от 14.10.2008 № 2092-У.

Банком России принято решение об увеличении нормативов обязательных резервов по каждой категории резервируемых обязательств с 0,5 процентов до 1,5 процентов не с 1 февраля 2009 года, как это было установлено ранее, а с 1 мая 2009 года. Повышение нормативов обязательных резервов до 2,5 процентов перенесено с 1 марта 2009 года на 1 июня 2009 года. В этой связи со дня вступления в силу данного Указания Банка России утрачивают силу положения подпункта 1.1, а также пунктов 2 и 3 Указания ЦБ РФ от 14.10.2008 № 2092-У.

Опубликовано в издании «Вестник Банка России», № 4, 21.01.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.12.2008 № 1029

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ БЮРО»

Утверждено Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро.

Положение, в частности, определяет виды юридической помощи, оказываемой государственными юридическими бюро, созданными в рамках эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей, устанавливает перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи, и регламентирует основания для отказа в ее оказании, регулирует полномочия Министерства юстиции РФ в отношении государственных юридических бюро. В приложении приведены размеры должностных окладов работников бюро на 2009 год.

Опубликовано в издании «Собрание законодательства РФ», 12.01.2009, № 2, ст. 229, «Российской газете», № 3, 15.01.2009 (Постановление), «Российской газете», № 4, 15.01.2009 (Положение).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.01.2009 № 20

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ (ЧАСТИ СРЕДСТВ) МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ»

Средства материнского капитала могут быть использованы на улучшение жилищных условий супругом лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Согласно изменениям, внесенным в «Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», средства материнского капитала могут направляться в том числе на погашение кредита (займа) на приобретение (строительство) жилья также и в том в случае, если стороной кредитного договора является супруг лица, получившего сертификат, при наличии письменного заявления этого лица. Также средства материнского капитала могут быть направлены в качестве взноса (паевого взноса) в жилищный, жилищно-строительный, жилищный накопительный кооператив, членом которого является супруг лица, получившего сертификат. С учетом данного обстоятельства скорректирован перечень документов, предоставляемых в Пенсионный фонд РФ одновременно с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Опубликовано в «Российской газете», № 5, 16.01.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Хозяйственная деятельность

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2008 № 1063

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Отдельные акты Правительства РФ приведены в соответствие с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Федеральным законом «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 29.04.2008 № 58-ФЗ установлено, что антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Предыдущая редакция Федерального закона «О конкуренции» предусматривала ведение антимонопольным органом реестра, содержащего сведения только о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов.

В связи с указанным изменением в законодательном акте новое название реестра, отражающее его новое содержание, включено в тексты постановлений Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 19.12.2007 № 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов».

Опубликовано в издании «Собрание законодательства РФ», 12.01.2009, № 2, ст. 248.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Московское законодательство

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1237-ПП

«О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ НА ФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

Определены приоритетные формы финансовой поддержки хозяйствующих субъектов.

Установлено, что оказание финансовой поддержки за счет средств бюджета города Москвы осуществляется в отношении хозяйствующих субъектов - производителей товаров, работ и услуг, имеющих определяющее значение для сохранения производственного потенциала реального сектора экономики города, обеспечения занятости трудоспособного населения, выполнения программ социальной поддержки москвичей.

Утверждено и введено в действие с 1 января 2009 года Положение о порядке расходования целевых средств на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики.

Документ опубликован не был*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Труд и занятость населения

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 24.12.2008

«СОГЛАШЕНИЕ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009 ГОД МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ, МОСКОВСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ И МОСКОВСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ»

Установлен новый минимальный размер заработной платы на территории города Москвы.

Минимальная заработная плата на территории города Москвы с 1 января 2009 года установлена в размере 8 300 рублей, с 1 мая 2009 года - в размере 8 500 рублей и с 1 сентября 2009 года - в размере 8 700 рублей.

Опубликовано в газете «Тверская, 13», № 1, 13.01.2009 (начало), «Тверская, 13», № 2, 15.01.2009 (окончание).

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: О порядке оформления счетов-фактур в связи с передачей на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством, организацией, выполняющей функции заказчика.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 05.12.2008 № 03-07-09/40]

Минфин РФ указал, что с учетом п. 3 ст. 168 НК РФ не позднее пяти дней после передачи в установленном порядке на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством, организация, выполняющая функции заказчика, выставляет инвестору счет-фактуру по соответствующему объекту. Он составляется в двух экземплярах на основании счетов-фактур, ранее полученных заказчиком от подрядных организаций по выполненным СМР и от поставщиков. Минфин РФ считает, что в этом счете-фактуре СМР и товары (работы, услуги) выделяются в самостоятельные позиции по каждому подрядчику и поставщику отдельно. Также в письме сказано, что к передаваемому инвестору счету-фактуре прилагаются копии счетов-фактур, полученных заказчиком от подрядных организаций и поставщиков, соответствующих первичных документов, платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога таможенным органам.

ВОПРОС: О представлении сведений о доходах физических лиц - работников обособленных подразделений организации в целях уплаты НДФЛ.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 03.12.2008 № 03-04-07-01/244]

Минфин РФ считает возможным представление сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ налоговым агентом - российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации - по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода. При этом финансисты подчеркивают, что обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с их обязанностью уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе.

ВОПРОС: Организация занимается услугами по подбору персонала и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Вправе ли организация при исчислении налоговой базы учесть расходы по размещению вакансий в газетах, журналах и интернет-сайтах, по предоставлению аналитических материалов о рынке труда от контрагентов?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 26.11.2008 № 03-11-04/2/180]

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы по налогу могут учитывать материальные расходы, которые принимаются к учету применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст. 254 НК РФ. В частности, к материальным расходам относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. На основании вышеприведенных положений НК РФ, а также с учетом определения "работы (услуги) производственного характера" Минфин РФ приходит к выводу, что расходы, упомянутые в тексте вопроса, учитываются при определении налоговой базы, если они непосредственно связаны с осуществляемой налогоплательщиком предпринимательской деятельностью.

ВОПРОС: Об уплате НДС и НДФЛ при выдаче организацией работникам трудовых книжек и вкладышей в них.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 27.11.2008 № 03-07-11/367]

При ответе на вопрос уплаты НДС при выдаче трудовых книжек и вкладышей к ним Минфин РФ подчеркивает, что передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, говорит Минфин РФ, выдача работникам трудовых книжек или вкладышей в них для целей налогообложения НДС признается реализацией товаров и облагается НДС в общеустановленном порядке. Что касается уплаты НДФЛ, то если при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее организация-работодатель не взимает с него плату, их стоимость признается доходом работника в натуральной форме, облагаемым НДФЛ по правилам гл. 23 НК РФ.

ВОПРОС: В каком порядке отнести на расходы в целях исчисления налога на прибыль суммы расходов на модернизацию объектов, стоимость которых на момент принятия к учету составляла менее 20 000 руб. и была списана в материальные расходы по мере ввода в эксплуатацию?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 26.11.2008 № 03-03-06/1/651]

Вначале финансисты напомнили, что имущество с первоначальной стоимостью менее 20 000 руб. в целях налогообложения прибыли не признается амортизируемым имуществом и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль включается в состав материальных расходов. Расходы на модернизацию таких основных средств, стоимость которых учтена единовременно как материальные расходы, также включаются в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода. По мнению Минфина РФ, при условии экономического обоснования и документального подтверждения расходов на модернизацию основных средств первоначальной стоимостью менее 20 000 руб. они могут быть учтены в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

ВОПРОС: Вправе ли должностные лица налогового органа, проводящие выездную налоговую проверку, в период приостановления проверки осуществлять вне территории (помещения), занимаемой налогоплательщиком, опросы свидетелей и осмотры?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433]

По вопросу применения ст. 89 НК РФ Минфин РФ разъяснил, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Поэтому в период приостановления налоговой проверки осмотр на территории (помещении) проверяемого налогоплательщика не допускается.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Пресса

СТАТЬЯ: Аренда недвижимости у бюджетных учреждений

[И. Расстригина, «Финансовая газета», 2008, № 52]

Изучение данного материала позволит лучше понять, какие юридические и налоговые последствия возможны при заключении договора аренды имущества с бюджетным учреждением, а также какие спорные моменты могут явиться следствием этого договора. Так, автор обращает внимание, что перед заключением договора аренды целесообразно выяснить, имеет ли право бюджетное учреждение сдавать в аренду имущество, находящееся в оперативном управлении, поскольку если это право отсутствует, то сделку могут признать недействительной. Кроме того, автор останавливается на таких важных моментах налогообложения, как возможность отнесения на расходы арендных платежей, в т.ч. организациями, применяющими УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, и принятия к вычету уплаченного НДС до регистрации договора аренды.

СТАТЬЯ: Иностранные работники. Какие проблемы с НДФЛ?

[Т.Н. Фоктова, «Горячая линия бухгалтера», 2008, № 24]

Статья адресована работодателям, привлекающим для работы иностранных граждан. В ней освещены некоторые нюансы налогообложения НДФЛ таких работников. Начиная с общего порядка привлечения и использования иностранных граждан для выполнения работ, автор переходит к рассмотрению следующих актуальных вопросов: как определяется налоговый статус иностранного работника в целях исчисления НДФЛ, каким образом корректируется сумма НДФЛ при изменении налогового статуса работника в течение налогового периода. В статье приводятся примеры, иллюстрирующие расчет исчисленного и уплаченного НДФЛ с выплат иностранному работнику в различных ситуациях.

СТАТЬЯ: Освобождение от уплаты НДС: актуальные вопросы

[Н. Шорохова, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, № 2]

Статья посвящена анализу проблем, связанных с применением положений ст. 145 НК РФ, предусматривающей освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС. В частности, при расчете выручки, исчисляемой в целях определения права на применение освобождения по ст. 145 НК РФ, возникают следующие вопросы: включается ли в нее выручка, полученная от операций, не подлежащих обложению НДС, может ли организация воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС в случае, если она совмещает деятельность, подпадающую под общий режим налогообложения, и деятельность, облагаемую ЕНВД; в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с начала которого планируется применять освобождение, не осуществляла операции по реализации товаров (работ, услуг) и, соответственно, у них отсутствовала выручка от этих операций и др. Также читатель узнает, как оформляется право на получение освобождения, а именно: какими документами подтверждается такое право, как поступить в том случае, если в период освобождения налогоплательщик встает на налоговый учет в другом налоговом органе и др.

СТАТЬЯ: Об уведомлении о праве на вычет

[А. Зрелов, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2008, № 52]

Статья будет интересна тем налогоплательщикам НДФЛ, которые захотят воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета, обратившись к работодателю. Для этого физическое лицо должно получить от налоговой инспекции уведомление, которым подтверждается данное право. Автор подробно описывает процедуру выдачи такого уведомления, в т.ч. состав документов, необходимых для представления в налоговый орган по месту жительства, срок, в течение которого подтверждается право на получение вычета. Кроме того, автор комментирует порядок получения имущественного вычета в ситуациях, когда работодателей несколько (при смене работодателя, реорганизации предприятия, при переводе сотрудника из одного филиала организации в другой). Рассмотрена проблема получения права на освобождение от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, израсходованными на строительство либо приобретение жилья.

СТАТЬЯ: Еще раз про основные средства

[«Упрощенка", 2008, № 12]

В статье проанализированы наиболее распространенные ошибки, допускаемые бухгалтерами организаций, применяющих УСН, при учете основных средств. В частности, говорит автор, к основным средствам они ошибочно относят объекты, отвечающие всем признакам основного средства, за исключением одного: имущество используется не в производственных целях (например, холодильник, приобретенный для хранения продуктов работников). Среди ошибок автор называет ошибки, возникающие при списании на расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных или построенных до перехода на УСН. Наиболее сложные моменты учета основных средств автор разъясняет на примерах.

ВОПРОС: Учреждение ликвидирует один из филиалов. Работников уведомили об этом за два месяца. Но один из них заболел. Можно ли уволить его по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса в период нетрудоспособности?

[Ю.А. Бунина, «Бюджетный учет», 2008, № 12]

При ответе на вопрос следует учитывать нормы ст. 81 ТК РФ, допускающей увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности при ликвидации предприятия. Однако в приведенной ситуации следует учесть, что поскольку филиал не является юридическим лицом, то работодателем выступает само учреждение, которое продолжает функционировать и после ликвидации филиала. Это значит, что нельзя уволить сотрудника ликвидируемого филиала учреждения в период, когда он находился на больничном.

ВОПРОС: Как должны храниться накладные и счета-фактуры при наличии двух складов: отдельно по складам или в хронологическом порядке?

[Е. Гладилина, «Финансовая газета», 2008, № 52]

Аудитор разъясняет, что на основании установленных законодательством правил счета-фактуры должны храниться в хронологическом порядке. Что же касается накладных, то порядок их хранения должен быть разработан самой организацией и утвержден руководителем предприятия.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О. Н. Тимановой,
начальником сектора информационно-правовой поддержки
группы компаний «ЭЛКОД»

Судебная практика

Гражданское право

В передаче дела по иску о взыскании исполнительского сбора для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя иск, обоснованно исходил из того, что исполнительский сбор, уплаченный истцом в связи с исполнением отмененного решения суда и не возвращенный истцу, является для него убытками, которые подлежат возмещению за счет казны РФ.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 16832/08 по делу № А40-56584/07-22-500]

В передаче дела по иску о признании права общей долевой собственности собственников помещений дома на подвал и истребовании этого имущества из незаконного владения ООО для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с недоказанностью истцом заявленных требований.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № ВАС-16594/08 по делу № А45-19934/04-КГ7/499]

В передаче дела по иску об истребовании земельного участка для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 16584/08 по делу № А56-45385/2007]

В передаче дела по иску о признании права собственности на земельные участки, о признании недействительным зарегистрированного права собственности ООО на указанные участки для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием доказательств того, что истцом оспорены основания возникновения прав ответчика на спорное имущество.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 16554/08 по делу № А41-К1-20391/07]

В передаче дела по заявлению о включении требований, составляющих сумму задолженности по договору подряда, в реестр требований кредиторов для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как действия ответчика по оплате выполненных работ и составлению акта сверки расценены судом как конклюдентные действия заказчика по приемке результата работ в полном объеме и без замечаний, заявителем факт выполненных подрядчиком работ не оспаривается.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 16512/08 по делу № А65-31165/2007-СГ4-27]

В передаче дела по иску о взыскании задолженности за оказанные услуги по водоснабжению, водоотведению для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, разрешая спор, суды правомерно указали на факт оказания обществом в спорный период компании услуг по водоснабжению, водоотведению и пришли к выводу об обязанности последней произвести оплату за оказанные услуги с учетом тарифа, установленного постановлением администрации города для категории потребителей «прочие потребители».

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 16468/08 по делу № А51-3371/2007-13-79]

В передаче дела по иску о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, установив, что факт поставки обществу в спорный период тепловой энергии подтвержден подписанными сторонами актами, а также учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих ее оплату, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования является правильным.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 16462/08 по делу № А19-3183/08-26-7]

В передаче дела по иску о взыскании денежных средств, уплаченных истцом ответчику по договору купли-продажи, признанному судом недействительным, и процентов за пользование чужими денежными средствами для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 16343/08 по делу № А17-88/2008]

В передаче дела по иску о взыскании задолженности за выполненные работы по договору подряда для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, учитывая факт незаключенности договора строительного подряда, а также отсутствие доказательств фактической передачи результата работ ответчику, их потребительской ценности, суд правомерно отказал в удовлетворении требований.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 16320/08 по делу № А57-10922/07-39]

В передаче дела по иску о взыскании задолженности по арендной плате для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд правомерно установил наличие у ответчика задолженности по арендной плате за использование земельного участка, поэтому на основании договора аренды земельного участка взыскал с него спорную сумму.

[Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № ВАС-15557/08 по делу № А65-18023/2007-СГ2-4]

Где найти:

ИБ Решения высших судов

Заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству правомерно, так как к заявлению были приложены документы, подтверждающие задолженность должника, и документы, подтверждающие факты направления и получения последним постановления о возбуждении исполнительного производства.

[Постановление ФАС Московского округа от 22.12.2008 № КГ-А41/10429-08 по делу № А41-11373/08]

Дело по иску о взыскании страхового возмещения и процентов за пользование денежными средствами направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд при определении размера ущерба не рассмотрел вопрос о проведении товароведческой экспертизы.

[Постановление ФАС Московского округа от 22.12.2008 № КГ-А40/10507-08-П,1,2 по делу № А40-64218/06-23-477]

Заявление о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) возвращено правомерно, так как заявителем - налоговым органом не представлены надлежащие доказательства направления должнику копии заявления о банкротстве и копии решения налогового органа о взыскании задолженности за счет его имущества.

[Постановление ФАС Московского округа от 18.12.2008 № КГ-А40/11823-08 по делу № А40-40718/08-36-123Б]

Гражданское законодательство РФ предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

[Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2008 № КГ-А41/11762-08 по делу N А41-К1-16954/06]

Исковые требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворены правомерно, так как материалами дела подтверждается, что спорные нежилые помещения, собственником которых является Российская Федерация, занимаются ответчиком без каких-либо правовых оснований.

[Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2008 № КГ-А40/11667-08 по делу № А40-8867/08-82-98]

Где найти:

ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой,

руководителем сектора подготовки

справочной и аналитической информации

группы компаний "ЭЛКОД"

новые документы для бухгалтера

Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1237-ПП

"О расходовании средств бюджета города Москвы на финансовую поддержку хозяйствующих субъектов"

Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1237-ПП «О расходовании средств бюджета города Москвы на финансовую поддержку хозяйствующих субъектов» (далее – Постановление) принято в целях реализации мер по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики г. Москвы, а также оказания финансовой поддержки хозяйствующим субъектам за счет средств бюджета города. Данное Постановление представляет собой комплекс мер, направленных на поддержку производителей товаров, работ и услуг, имеющих определяющее значение для сохранения производственного потенциала реального сектора экономики города, обеспечения занятости трудоспособного населения, выполнения программ социальной поддержки москвичей, которые осуществляются за счет средств бюджета г. Москвы.

К приоритетным формам реализации данных мер относятся:

1. Оперативное размещение государственного заказа г. Москвы и своевременное выполнение принятых бюджетных обязательств получателями бюджетных средств г. Москвы.

2. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов.

3. Осуществление бюджетных инвестиций путем приобретения в собственность г. Москвы акций открытых акционерных обществ, а также имущества хозяйствующих субъектов.

4. Предоставление отсрочек и рассрочек по уплате арендных платежей.

5. Реструктуризация на основании распорядительных документов Правительства Москвы обязательств юридических лиц по договорам бюджетного кредитования, заключенным ранее в соответствии с законодательством РФ.

Подчеркнем, что эти антикризисные меры Правительство Москвы принимает с целью оздоровления социально-экономической ситуации в городе. Для этого Правительство Москвы наделено правом предоставлять финансовую поддержку хозяйствующим субъектам за счет средств бюджета г. Москвы, даже если соответствующие расходы не были предусмотрены законом о бюджете: ст. 12 Закона г. Москвы от 10.12.2008 № 65 «О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010–2011 годов» закрепляет за Правительством Москвы дополнительные полномочия и предусматривает расходы на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики. Именно на реализацию этих полномочий и направлено рассматриваемое Постановление.

Напомним, что принятие данных мер на уровне Москвы стало возможным в связи с изменениями федерального законодательства. В частности, при реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики:

– до 1 января 2010 года действие п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ не распространяется на предоставление субсидий из бюджетов субъектов РФ юридическим лицам по решениям, принимаемым высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, в случаях, установленных законами субъектов РФ (Федеральный закон от 30.12.2008 № 310-ФЗ);

– до 1 января 2010 года приостановлено действие п. 2 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ в части предоставления бюджетных инвестиций из бюджетов субъектов РФ юридическим лицам по решениям, принимаемым высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, в случаях, установленных законами субъектов РФ (Федеральный закон от 24.11.2008 № 205-ФЗ).

Возвращаясь к анализу Постановления, стоит отметить, что на реализацию мер финансовой поддержки хозяйствующих субъектов в первую очередь направляются бюджетные ассигнования, предусмотренные главным распорядителям бюджетных средств г. Москвы, и только при их недостаточности – целевые средства, предусмотренные в бюджете г. Москвы на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики.

Кроме этого, Постановлением утверждено и введено в действие с 1 января 2009 года Положение о порядке расходования целевых средств на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики (далее по тексту – Положение). Рассмотрим содержание Положения подробнее.

Установлено, что целевые средства на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики выделяются только в том случае, если данные расходы не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета г. Москвы, не могут быть обеспечены за счет утвержденного объема ассигнований, а также не могут быть отложены до утверждения бюджета на следующий финансовый год.

Положение особое внимание уделяет порядку предоставления предложений о выделении ассигнований за счет целевых средств на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики. Сами хозяйствующие субъекты – производители товаров, работ и услуг не могут вносить предложения о выделении средств в Правительство Москвы. Эти предложения вносятся органами исполнительной власти г. Москвы Правительству Москвы в лице Мэра Москвы. При этом в обязательном порядке они должны содержать:

– мотивированное обоснование целей выделения средств;

– предлагаемые объемы и форму предоставления средств из бюджета города Москвы;

– данные об объемах утвержденных, принятых и фактически исполненных бюджетных обязательств текущего года по соответствующему направлению расходов;

– обоснование отсутствия возможности обеспечения предлагаемых расходов за счет экономии и перераспределения утвержденных бюджетных ассигнований по главному распорядителю бюджетных средств в целом;

– согласование с первым заместителем (заместителем) Мэра Москвы в Правительстве Москвы, курирующим соответствующее направление;

– заключение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководителя Комплекса экономической политики и развития г. Москвы об отнесении предлагаемых расходов к числу мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики;

– заключение Департамента финансов г. Москвы о том, что данные расходы не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета города Москвы, не могут быть обеспечены за счет утвержденного объема ассигнований, а также не могут быть отложены до утверждения бюджета на следующий финансовый год.

Помимо этого указано, что предложения подлежат обязательному рассмотрению на заседании Временной комиссии по финансовому мониторингу организаций промышленности и строительства г. Москвы.

В случае если на основе предложения принимается решение о выделении ассигнований за счет целевых средств на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики, то оно оформляется распоряжением Правительства Москвы, на основании которого Департамент финансов г. Москвы вносит изменения в сводную бюджетную роспись.

Подчеркнем, что средства бюджета г. Москвы, выделяемые по строке «Реализация мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики», подлежат использованию строго по целевому назначению, определенному соответствующим распоряжением Правительства Москвы, и не могут быть направлены на иные цели. Даже в случае неполного использования ассигнования экономия подлежит обязательному возврату в бюджет г. Москвы в порядке восстановления расходов на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики.

Обзор подготовлен О.А. Клушиной,
юристом-аналитиком отдела систематизации законодательства
группы компаний «ЭЛКОД»

новые документы для бухгалтера

Новости

Утверждена форма статистического наблюдения за неполной занятостью и движением работников.

[Приказ Росстата от 25.12.2008 № 325 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения за неполной занятостью и движением работников»]

В условиях экономического кризиса возникла необходимость оперативного получения уполномоченными органами информации о неполной занятости работников и высвобождении сотрудников по собственному желанию. Росстат опубликовал форму, по которой работодатели должны представлять такие данные в органы статистического наблюдения за каждый месяц начиная с декабря 2008 г. Сведения подаются до 3-го числа месяца, следующего за отчетным (исключение – январь 2009 г., срок для отчета за декабрь был продлен до 13-го числа текущего месяца). Обязанность по представлению указанной информации возложена на компании, работающие в следующих сферах: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовая деятельность. Отчитываться по рассматриваемой форме должны организации, средняя численность сотрудников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и гражданско-правовым договорам.

Комментарии

Ограничение по стоимости основных средств и нематериальных активов, установленное для организаций в целях применения УСН, распространяется и на индивидуальных предпринимателей – позиция Минфина России.

[Письмо Минфина России от 11.12.2008 № 03-11-05/296]

Налоговый кодекс РФ устанавливает ряд ограничений для налогоплательщиков, переходящих на УСН или применяющих данный спецрежим. Так, согласно подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, составляет более 100 млн руб. Если указанный лимит превышен, то налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Финансовое ведомство разъяснило, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, так же, как и организации, должны соблюдать ограничение по максимальному пределу остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.

Точка зрения Минфина является спорной. Действительно, в п. 4 ст. 346.13 НК РФ для всех налогоплательщиков установлено следующее: неисполнение требований, содержащихся в гл. 26.2 НК РФ, в том числе превышение лимита остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (100 млн руб.), ведет к утрате права на применение УСН. Однако в соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ придерживаться указанного предела обязаны только организации. Об индивидуальных предпринимателях в данной норме ничего не говорится, поэтому они вправе применять УСН, даже если остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб.

Кроме того, в подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ указано, что стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухучета. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» вести учет основных средств и нематериальных активов должны только организации, применяющие УСН. Положениями по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н) установлены правила формирования в бухучете информации об основных средствах и нематериальных активах исключительно для организаций. Следовательно, у индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность вести бухучет. Это подтверждает и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 25.01.2008 № 03-11-05/14).

Таким образом, ограничение по размеру остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов для целей применения УСН на индивидуальных предпринимателей не распространяется.

Может ли индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, включать в расходы суммы добровольно уплаченных пенсионных взносов?

[Письмо Минфина России от 18.12.2008 № 03-11-05/305]

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты уплачивают за себя взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. При этом индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН с объектом налогообложения «доходы», вправе уменьшить сумму единого налога на пенсионные взносы, уплаченные за этот же период (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Однако помимо фиксированного платежа предприниматели могут добровольно уплачивать дополнительные суммы на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 29 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Налоговый кодекс РФ регламентирует только уменьшение базы по единому налогу на сумму обязательных взносов, по добровольным взносам никаких указаний нет, равно как и нет запрета на применение вычета по пенсионным взносам в части превышения суммы фиксированного платежа.

Минфин в своих разъяснениях указал, что для индивидуальных предпринимателей обязательны только страховые взносы в виде фиксированного платежа, поэтому взносы, уплаченные в ПФР добровольно, не уменьшают сумму налога. В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на информационное письмо Президиума ВАС России от 18.12.2007 № 123, в котором говорится, что к вычету можно принять только платежи, произведенные в обязательном порядке. Напомним, что Минфин уже высказывал подобную точку зрения (письмо от 14.04.2008 № 03-04-05-01/112), также ее поддерживали некоторые суды (постановления ФАС Уральского округа от 27.10.2008 № Ф09-7758/08-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.04.2007 № Ф04-6426/2006(33285-А81-23)).

Однако данная позиция представляется спорной. Из буквального толкования формулировки п. 3 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ следует, что даже добровольное внесение платежей относится к отношениям по обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, п. 3 ст. 346.21 НК РФ не ограничивает права уменьшать налог при УСН только на пенсионные взносы в части их фиксированного размера. Таким образом, предприниматель, применяющий УСН, вправе принять к вычету всю сумму уплаченных пенсионных взносов, даже если она превышает законодательно установленный фиксированный платеж. В судебной практике есть решения, подтверждающие данную позицию (постановления ФАС Московского округа от 31.01.2006, 24.01.2006 № КА-А40/14087-05, ФАС Уральского округа от 28.09.2006 № Ф09-8579/06-С1). Следует иметь в виду, что в случае применения вычета на всю сумму добровольно уплаченных пенсионных взносов налогоплательщику придется доказывать свою правоту в суде. Однако, учитывая позицию ВАС России, шансы на выигрыш дела невелики.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

ликбез

Об разделе совместной собственности супругов

Разведен с женой с 2001 года, имущество не делили. Можно ли произвести раздел совместного имущества через суд или я уже пропустил срок для подачи иска?

В п. 7 ст. 38 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) говорится, что «к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности». Однако это вовсе не означает, что через три года после развода бывшие супруги не могут подавать иски о разделе совместного имущества.

Во-первых, исковая давность будет применена судом только по заявлению вашей бывшей жены как ответчика по иску о разделе имущества, причем сделанному до вынесения судом решения. В соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Во-вторых, при применении сроков исковой давности судом будет устанавливаться начало течения этого срока, а в соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ оно начинается со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав как сособственника совместного имущества. Также и в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 15 указывается на то, что течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, следует исчислять не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Это означает, что при отсутствии каких-либо нарушений права собственности бывшего супруга (причем как при продолжении совместного пользования общим имуществом, так и в случае добровольного неосуществления правомочий по пользованию таким имуществом) срок давности не начинает течь. Таким образом, если право собственности бывшего супруга не нарушено, то само по себе непредъявление им требования о разделе общего имущества по истечении трех лет после расторжения брака не влечет его погашения давностным сроком. Дата, с которой начинается отсчет срока, устанавливается судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Как правильно после развода произвести раздел совместного имущества супругов без обращения в суд?

Добровольный раздел имущества супругов, то есть без обращения в суд, предполагает достижение соответствующего соглашения между супругами (ст. 38 СК РФ). Предоставляя право супругам самостоятельно произвести раздел совместно нажитого имущества по соглашению, законодательство не предъявляет обязательных требований к форме и содержанию такого соглашения. Вместе с тем при его составлении необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства о форме сделок, а именно правилами главы 9 ГК РФ.

В частности, соглашение может быть совершено устно. Однако в большинстве случаев разделяемое имущество по стоимости превышает установленный в ст. 161 ГК РФ лимит (10 МРОТ), поэтому заключаемое относительно этого имущества соглашение должно быть облечено в простую письменную форму. При возникновении судебного спора в будущем доказать факт заключения устного соглашения и его условий будет весьма сложно. Следует помнить, что если в составе имущества, подлежащего разделу, имеется недвижимое имущество, то соглашение должно пройти государственную регистрацию, что вытекает из ст. 164 ГК РФ, а также из Федерального закона от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно п. 2 ст. 38 СК РФ только по желанию супругов их соглашение о разделе имущества может быть нотариально удостоверено. Учитывайте, что такое удостоверение может значительно упростить процедуру доказывания при возникновении спора.

Что касается содержания, то соглашение о разделе имущества может установить долевую или раздельную собственность бывших супругов, а также сами доли в нажитом во время брака имуществе, которые целиком зависят от усмотрения сторон. Однако вовсе не обязательно определять и исчислять идеальные доли, так как в соглашении могут быть просто указаны конкретные вещи, которые будут являться собственностью каждого из них.

Кроме того, при распределении объектов общей совместной собственности между бывшими супругами необходимо учитывать нормы семейного законодательства о составе общего имущества, подлежащего разделу. В частности, предметом соглашения в данном случае не могут быть вещи, призванные удовлетворять интересы несовершеннолетних детей, а также вклады, сделанные на имя общих несовершеннолетних детей за счет общих доходов (п. 5 ст. 38 СК РФ). Также следует учитывать особенности правового режима некоторых объектов права общей совместной собственности (например, долей в капитале хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, земельных участков и пр.). При установлении неравных долей в имуществе также не должны нарушаться интересы третьих лиц (кредиторов), в противном случае данное соглашение может быть признано судом недействительным по заявлению третьих лиц.

Можно ли при судебном разделе квартиры увеличить долю одного из супругов?

П. 1 ст. 39 СК РФ устанавливает общее правило: «при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами».

Вместе с тем суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из:

а) интересов несовершеннолетних детей,

б) заслуживающего внимания интереса одного из супругов.

Что понимается под заслуживающими внимания интересами одного из супругов?

Такими случаями, в частности, могут быть признаны ситуации, когда один из супругов:

– не получал доходов по неуважительным причинам, то есть не участвовал в создании имущества семьи, несмотря на свою трудоспособность (за исключением случаев, когда один из супругов по состоянию здоровья или по иным, не зависящим от него обстоятельствам (уход за детьми, ведение домашнего хозяйства и проч.) лишен возможности получать доход от трудовой деятельности);

– расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи. Чаще всего такое расходование имущества имеет место, когда один из супругов злоупотребляет спиртными напитками или наркотиками, расходует имущество семьи на азартные игры, лотереи, если это наносит ущерб имущественному положению семьи, так как расходуются средства, которые должны были быть направлены на приобретение предметов первой необходимости.

Судом могут учитываться и другие обстоятельства, так как перечень таких случаев не является исчерпывающим. Обратите внимание на то, что суд при наличии соответствующих доказательств вправе, но не обязан отступить от начала равенства долей супругов. В своем решении суд обязан указать мотивы отступления от начала равенства долей супругов в их общем имуществе.

На вопросы отвечает Е.В. Можар,

старший юрист-аналитик отдела

систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центраАктуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на октябрь 2008 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"

позвонить по тел.: (495) 258-59-06