Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Март 2009

пн вт ср чт пт сб вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №5(143), 18 марта 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство
Московское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ
НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

ВАШЕ ПРАВО / НАЛОГОВЫЙ ЛИКБЕЗ

Спецрежимы: новое в налогообложении с 1 января 2009 года.

Актуальные вопросы уплаты ЕНВД

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на март — май 2008 года

Новости

Новости КонсультантПлюс

Программа поддержки бухгалтера Сети КонсультантПлюс: актуальные материалы в помощь специалистам

С 16 по 31 марта 2009 года в Сети КонсультантПлюс при поддержке Федеральной налоговой службы России проводится 11-я Всероссийская программа правовой поддержки бухгалтера.

В ходе акции каждый российский бухгалтер может бесплатно получить полезные практические материалы, которые помогут учесть важные изменения законодательства, а также найти ответы на многие вопросы, с которыми сталкиваются специалисты в своей повседневной работе:

  • специальный выпуск журнала «Главная книга» с подборкой практических советов по актуальным для бухгалтеров темам (учтены вступившие в силу в 2009 году поправки в Налоговый кодекс РФ);
  • CD-диск, содержащий свыше 40 000 документов в электронном виде: публикации из 137 бухгалтерских изданий и 240 книг по бухгалтерской и налоговой тематике.

Сборник практических советов

В спецвыпуске журнала «Главная книга» бухгалтеры найдут ответы на самые актуальные вопросы по бухгалтерскому учету и налогообложению, в том числе о расчетах с работниками, о взаимоотношениях с налоговыми и другими госорганами. В журнале даются разъяснения и по вопросам, связанным со спецификой деятельности конкретных организаций, – например, действий бухгалтера при продаже подарочных сертификатов, импорте товаров и т.д.

Широкий диапазон тем не случаен: при подготовке спецвыпуска редакция журнала учитывала пожелания читателей.

Все советы представлены в лаконичной и удобной форме «вопрос-ответ». При этом предложен максимально правильный и безопасный вариант действия в той или иной ситуации, основанный в первую очередь на норме закона. При подготовке ответов учтены вступившие в силу в 2009 году поправки в Налоговый кодекс РФ.

Для удобства и простоты поиска все советы в журнале поделены на четыре тематических раздела: общая система налогообложения, кадры, проверки, спецрежимы. В каждом из разделов вопросы построены по принципу «от общего к частному», это позволит читателю быстро найти ответ на интересующий его вопрос. А в специальном разделе «Консультирует ФНС России» бухгалтеры найдут ответы специалистов налогового ведомства, касающиеся изменений в налоговом законодательстве, а также повседневной работы бухгалтеров.

Электронное приложение к журналу

В ходе программы специалисты также могут получить электронное приложение к журналу на CD с актуальными материалами бухгалтерской прессы и книгами. Диск содержит подборку из более 40 000 документов информационного банка системы КонсультантПлюс Бухгалтерская пресса и книги.

Получите бесплатно

Получить специальный выпуск журнала «Главная книга» и электронное приложение к нему можно совершенно бесплатно, обратившись к специалисту, обслуживающему Вашу компанию.

Что нового покажет нам Москва?

В Москве появится необычный МИШКа

Готовится к открытию первый в России Музей истории шоколада и какао.

В самом ближайшем будущем в Сокольниках, на Малой Красносельской, 7, появится необычный МИШКа. Так сокращенно называется новый Музей истории шоколада и какао. Эта аббревиатура созвучна самым громким брендам отечественных кондитеров – «Мишка косолапый», «Мишка на севере» – конфетам, которые были популярными не только в прошлом, но даже и в позапрошлом веке.

Посетители музея смогут отправиться в увлекательное путешествие по шоколадной реке к ее истокам, во время которого увидят, как растут какао-бобы, побывают у пирамид древнего народа майя, подарившего миру шоколад, пройдут сквозь трюм фрегата конкистадоров, узнают о пути шоколада в Европу и в Россию, познакомятся с историей старинных российских предприятий

Экскурсантов, облачившихся в халаты, допустят в кондитерский и шоколадный цеха. Но, может быть, самое интересное, что посетители увидят, – это ручное мини-производство эксклюзивных изделий. И не только увидят, но и смогут попробовать.

Блиц-информация

Ответственность за продажу детям алкоголя и сигарет предлагают ужесточить.

В Госдуму поступил законопроект, предусматривающий установление уголовной ответственности за продажу сигарет и алкоголя несовершеннолетним лицам.

Согласно законопроекту продажа лицам, не достигшим 18-летнего возраста, алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, влечет наложение штрафа размером до 40 000 руб. или назначение исправительных работ на срок до двух лет. Реализация детям табачных изделий в соответствии с документом грозит штрафом до 30 000 руб. либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Домохозяйки должны получать заработную плату.

Совет Федерации в ближайшее время намерен представить на рассмотрение Госдумы законопроект, регламентирующий вопросы выплаты зарплат безработным домохозяйкам. Действие законопроекта распространяется на женщин, воспитывающих трех и более детей. Им планируется предоставить право на получение ежемесячных денежных выплат.

По мнению авторов законопроекта, его принятие значительно повысит темпы рождаемости в стране.

www.klerk.ru, www.wmdaily.ru

новое в законодательстве

Федеральное законодательство

Основы государственного управления

ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.12.2008 № 146н

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.02.2009 № 13404.

Установлены требования к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля.

Положение, устанавливающее данные требования, распространяется на деятельность федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими в соответствии с бюджетным законодательством финансового контроля, а также может применяться при осуществлении финансового контроля органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований. Положением определены принципы контрольной деятельности (независимость, профессиональная компетентность, должная тщательность); основы планирования контрольной деятельности (в том числе своевременность и периодичность контрольных мероприятий, экономическая целесообразность их проведения), порядок подготовки и проведения контрольного мероприятия.

Опубликован в «Российской газете», № 36, 04.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.02.2009 № 163

«ОБ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ), ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ»

Определен порядок аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Утвержденным Положением определены требования к заявителям, претендующим на аккредитацию в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра), процедура аккредитации, в т.ч. перечень документов, представляемых заявителем в орган по аккредитации (федеральный орган исполнительной власти, включенный в утверждаемый Правительством РФ перечень органов по аккредитации), порядок осуществления органом по аккредитации инспекционного контроля органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Установлено, в частности, что претендент на аккредитацию должен иметь систему учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, необходимые помещения, оборудование и иные материальные ресурсы, а также специалистов. Кроме этого, необходимо наличие действующих нормативных правовых актов, национальных стандартов и сводов правил, устанавливающих требования к соответствующим объектам подтверждения соответствия, а также наличие утвержденных в соответствии с законодательством методов и правил сертификации, исследований (испытаний) и измерений.

Аттестат аккредитации выдается сроком на 5 лет. По заявлению органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра) действие аттестата может быть продлено и прекращено досрочно; также по заявлению указанных органов и лабораторий может быть расширена или сокращена область аккредитации, т.е. сфера деятельности органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра), определяемая при их аккредитации.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Гражданское право

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.02.2009 № 112

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ»

Издан новый нормативный правовой акт, регулирующий порядок организации и условия перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а также городским наземным электрическим транспортом.

Утвержденные Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом устанавливают порядок осуществления указанными видами транспорта регулярных перевозок по расписаниям, перевозок пассажиров и багажа по заказу, перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также порядок оформления претензий и составления актов.

В отличие от ранее действовавшего Устава автомобильного транспорта РСФСР, Правила содержат раздел, устанавливающий порядок обращения с найденными в транспорте вещами и порядок розыска вещей, забытых пассажиром в транспорте. Правилами также установлены формы и обязательные реквизиты перевозочных документов – билетов, квитанций, заказа-наряда на предоставление транспортного средства.

Упомянутый Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 12, признан утратившим силу.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 02.03.2009, № 9, ст. 1102, «Российской газете», № 40, 11.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.2009 № 175

«О ВОССТАНОВЛЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ЗА РУБЕЖОМ»

До 31 декабря 2009 года продлено осуществление федеральным казенным предприятием «Союзплодоимпорт» полномочий, связанных с восстановлением и защитой прав Российской Федерации на товарные знаки за рубежом.

Указанному предприятию поручено представлять интересы РФ в судах по вопросам восстановления и защиты прав РФ на товарные знаки на алкогольную продукцию за рубежом, а также осуществлять оформление за рубежом прав РФ на указанные товарные знаки.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 02.03.2009, № 9, ст. 1133, «Российской газете», № 36, 04.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 № 327

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА ЗАЯВОК НА ИЗОБРЕТЕНИЕ И ИХ РАССМОТРЕНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И ВЫДАЧИ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПАТЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.02.2009 № 13413.

Определена последовательность действий Роспатента при исполнении государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи патентов.

В соответствии с утвержденным Регламентом исполнение государственной функции осуществляется Роспатентом с участием федеральных государственных учреждений, находящихся в его ведении. Процедура исполнения государственной функции завершается выдачей патента на изобретение, направлением заявителю решения об отказе в выдаче патента на изобретение, направлением заявителю решения о признании заявки отозванной, направлением заявителю уведомления об отзыве заявки. В приложениях к Регламенту приведены образцы используемых документов.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.02.2009 № 30-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 22 И 33 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"»

Уточнены требования к страховому резерву по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» было установлено, что в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды. В соответствии с внесенными в Закон изменениями, вступающими в силу с 1 января 2010 года, отчетными периодами, по итогам которых должны направляться средства в страховой резерв, являются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Установлено также, что средства в страховой резерв («стабилизационный резерв по обязательному страхованию») должны направляться до достижения данным резервом величины, равной 10 процентам размера страхового резерва произошедших, но незаявленных убытков, сформированного страховщиком для осуществления страховых выплат по обязательному страхованию (резерв произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию) на конец отчетного периода.

Регламентирован порядок направления средств в страховой резерв в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года.

Опубликован в «Собрании законодательства РФ», 02.03.2009, № 9, ст. 1045, «Российской газете», № 36, 04.03.2009, «Парламентской газете», № 12, 06–12.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.03.2009 № 188

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В 2009 ГОДУ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВКЛАДАМ В СБЕРЕГАТЕЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Правительство РФ определило порядок компенсации в 2009 году вкладов в Сбербанке РФ, открытых до 20 июня 1991 года.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в 2009 году гражданам РФ по 1966 год рождения включительно, инвалидам I группы либо инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам II группы, родителям и опекунам (попечителям) детей-инвалидов и инвалидов с детства, родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время, а также гражданам РФ по целевым вкладам на детей и вкладам на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан), выплачиваются компенсация в размере остатка вкладов в Сберегательном банке РФ (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 года) и дополнительная компенсация в таком же размере.

Размеры компенсации и дополнительной компенсации зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением установленных Правительством РФ коэффициентов, наибольший их которых (1) применяется к вкладам, действующим в настоящее время, и по вкладам, действовавшим в 1992–2009 годах и закрытым в 1996–2009 годах, а наименьший (0,6) применяется к вкладам, закрытым в 1992 году.

Правительством РФ также определен порядок выплаты компенсации и дополнительной компенсации (место выплаты и перечень представляемых гражданами документов) в том числе наследникам граждан указанных категорий и по вкладам в бывшем Чеченском банке Сбербанка РФ.

Опубликовано в «Российской газете», № 40, 11.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Банковское дело

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.02.2009 № 28-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

Изменены требования к размеру уставного капитала и минимальному размеру собственных средств кредитной организации.

Установлено, что минимальный размер уставного капитала и минимальный размер собственных средств банка должен составлять 180 миллионов рублей (до внесения изменений – рублевый эквивалент 5 миллионов евро). Для получения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств действующего банка должен составлять не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей (ранее – не менее суммы рублевого эквивалента 100 миллионов евро).

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручениям юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций должен составлять 90 миллионов рублей, а не ходатайствующей о получении такой лицензии – 18 миллионов рублей (до внесения изменений минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства должен был составлять сумму рублевого эквивалента 500 тысяч евро).

Установлен порядок увеличения до 1 января 2012 года собственных средств банков, имеющих на 1 января 2007 года собственные средства менее 180 миллионов рублей, до суммы 180 миллионов рублей.

Опубликован в «Собрании законодательства РФ», 02.03.2009, № 9, ст. 1043, «Российской газете», № 36, 04.03.2009, «Парламентской газете», № 12, 06-12.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ЦБ РФ от 16.02.2009 № 24-Т

«О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ "О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"»

Разработан порядок составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В Методических рекомендациях, направленных для использования в работе кредитных организаций при составлении финансовой отчетности за 2008 год, учтены требования действующих международных стандартов финансовой отчетности по состоянию на 1 января 2008 года. Состав консолидированной и неконсолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО не изменился и включает: баланс на отчетную дату; отчет о прибылях и убытках за отчетный период; отчет об изменениях в собственном капитале за отчетный период; отчет о движении денежных средств за отчетный период; примечания, включая краткое описание существенных принципов учетной политики по составлению финансовой отчетности и прочие пояснительные примечания. Примерные формы документов, составляющих отчетность, приведены в приложении № 1 к Методическим рекомендациям. Как и ранее, консолидированная и неконсолидированная финансовая отчетность подтверждается аудиторской организацией. При этом уточнено, что исключением является неконсолидированная финансовая отчетность материнских кредитных организаций в случае составления консолидированной финансовой отчетности. Рекомендации, касающиеся опубликования, а также представления и использования финансовой отчетности, не изменились. Отменено письмо ЦБ РФ от 30.05.2008 № 51-Т, содержащее ранее применяемые Методические рекомендации.

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 16–17, 10.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

Бухгалтерский учет. Статистика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.02.2009 № 165

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КЛАССИФИКАЦИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ГРУППЫ»

С 1 января 2010 года будут сокращены сроки амортизации отдельных видов основных средств.

Внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

В частности, в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно отнесены сооружения для поддержания пластового давления (ОКОФ 12 4521152), а также сеть нефтегазосборная (ОКОФ 12 4521173), отнесенные ранее в четвертую группу со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. Также к третьей амортизационной группе отнесены включенные ранее в 5 амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно скважины газовые для эксплутационного бурения (ОКОФ 12 4521332) и станки-качалки (ОКОФ 14 2928471).

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 02.03.2009, № 9, ст. 1128, «Российской газете», № 39, 06.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Труд и занятость

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.02.2009 № 151

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ПО ОСНОВНЫМ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА III КВАРТАЛ 2008 Г.»

Установлена величина прожиточного минимума за III квартал 2008 года.

Так, прожиточный минимум на душу населения в целом по РФ за III квартал 2008 г. установлен в размере 4 630 рублей (во II квартале – 4 646 рублей), для трудоспособного населения – 5 017 рублей (ранее – 5 024 рубля), для пенсионеров – 3 660 рублей (ранее – 3 694 рубля), для детей – 4 418 рублей (ранее – 4 448 рублей).

Напомним, что величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данных о расходах по обязательным платежам и сборам. Прожиточный минимум предназначается, в частности, для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 02.03.2009, № 9, ст. 1116, «Российской газете», № 36, 04.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.03.2009 № 190

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА ИНДЕКСАЦИИ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

С 1 января 2009 года коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен в размере 1,085.

Фонду социального страхования РФ поручено произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат, назначенных до 1 января 2009 года, с учетом установленного коэффициента индексации.

Опубликовано в «Российской газете», № 40, 11.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Хозяйственная деятельность

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.03.2009 № 194

«О ПЕРЕВОЗКАХ ОТКРЫТЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАНЦИИ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

В 2009 году ОАО «РЖД» поручено обеспечить перевозку новых легковых автомобилей, произведенных в РФ, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, без взимания провозной платы.

Утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета ОАО «РЖД» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате осуществления указанных перевозок, а также перечень производителей легковых автомобилей, перевозка которых осуществляется железнодорожным транспортом без взимания провозной платы. Установлено, что предоставление субсидий осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ, в сумме до 2 млрд рублей.

Опубликовано в «Российской газете», № 40, 11.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

ПРИКАЗ ФТС РФ от 05.02.2009 № 123

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФТС РОССИИ ОТ 20 ИЮНЯ 2005 Г. № 558»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.02.2009 № 13449.

В Москве проводится реорганизация таможенных органов.

Приказом ФТС РФ утвержден новый Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА. Ранее в перечне были поименованы Московская восточная, западная и южная таможни, подчиненные Центральному таможенному управлению. Теперь – только Московская таможня с двумя таможенными постами: Выставочный таможенный пост и ОТОиТК № 2 Выставочного таможенного поста.

Опубликован в «Российской газете», № 39, 06.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

Безопасность и охрана правопорядка

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.03.2009 № 195

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ»

Определены Правила проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с утвержденными Правилами экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (экспертиза на коррупциогенность), проводится Минюстом РФ и аккредитованными в установленном порядке Минюстом РФ юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, а также экспертизы, проводимой Минюстом РФ, должны быть устранены на стадии доработки проекта документа структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти – разработчика проекта документа.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ МВД РФ от 12.02.2009 № 128

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МВД РОССИИ ОТ 26 МАЯ 1997 Г. № 310»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.02.2009 № 13366.

Внесены изменения в Инструкцию, регулирующую порядок оформления, выдачи и изъятия органами внутренних дел паспортов для выезда из РФ и въезда в РФ.

Ранее было установлено, что при оформлении паспорта для пребывания за границей гражданину необходимо представить в том числе четыре личные фотографии установленного образца, а также фотографии детей, достигших 6 лет (в случаях если заявитель просит выдать им паспорта или внести сведения о них в свой паспорт). Теперь слова «достигших 6 лет» исключены. Кроме того, внесены изменения в отдельные положения Правил заполнения бланков паспортов с символикой Российской Федерации (приложение № 7 к Инструкции).

Опубликован в «Российской газете», № 40, 11.03.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Обзор подготовлен специалистами
компании «Консультант Плюс»

Московское законодательство

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 17.02.2008 № 104-ПП

«О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ»

Правительством Москвы принимаются дополнительные меры по защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля.

Утверждены Концепция правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве, план мероприятий по оказанию правовой помощи малому бизнесу Москвы и примерный регламент взаимодействия органов государственного контроля (надзора) города Москвы при организации и проведении проверок, предмет которых относится к компетенции нескольких органов государственного контроля (надзора).

Опубликовано в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 12, 25.02.2009.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы
группы компаний «ЭЛКОД»

Законодательство Московской области

Финансы. Налоги

ЗАКОН Московской области от 12.02.2009 № 9/2009-ОЗ

«О СТАВКЕ НАЛОГА, ВЗИМАЕМОГО В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вступил в силу со дня его официального опубликования.

Для отдельных категорий плательщиков единого налога по УСН налоговая ставка снижена до 10 процентов.

В соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации статьей 346.20 Налогового кодекса РФ, снижена налоговая ставка по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, до 10 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Закон применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 года, и действует до 31 декабря 2011 года включительно.

Опубликован в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 36, 21.02.2009.

Где найти:

ИБ Московская область

ЗАКОН Московской области от 12.02.2009 № 10/2009-ОЗ

«О ДОПОЛНЕНИИ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЛЬГОТНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" СТАТЬЕЙ 26.3 "ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ИМЕЮЩИМ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ" И СТАТЬЕЙ 26.4 "ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИНВЕСТОРАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ"»

Вступил в силу со дня его официального опубликования.

Установлены новые категории льготников по налогу на прибыль.

Закон дополнен статьями, устанавливающими льготы по налогу на прибыль организациям, имеющим нематериальные активы, а также инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в объекты недвижимости.

Срок действия внесенных изменений установлен до 31 декабря 2011 года включительно.

Опубликован в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 36, 21.02.2009.

Где найти:

ИБ Московская область

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: Об учете в целях исчисления налога на прибыль затрат на приобретение нематериальных активов стоимостью менее 20 тыс. руб.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 27.02.2009 № 03-03-06/1/99]

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Для признания нематериального актива необходимо выполнение условий, предусмотренных п. 3 ст. 257 НК РФ. Также следует учитывать, что затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и другого имущества, не являющегося амортизируемым, относятся к материальным расходам. На основании приведенных норм налогового законодательства Минфин РФ высказал мнение, что для целей налогообложения прибыли затраты на приобретение нематериальных активов стоимостью менее 20 000 руб. (до 01.01.2008 – менее 10 000 руб.) признаются как материальные расходы.

ВОПРОС: Организация-генподрядчик получила от заказчика в октябре сумму авансового платежа на выполнение строительно-монтажных работ, а окончательная оплата произведена в ноябре по акту приемки выполненных работ. Вправе ли организация принять к вычету НДС с полной суммы оплаты по вышеуказанному акту либо можно произвести вычет только с сумм частичной оплаты?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 25.02.2009 № 03-07-10/04]

Прежде всего Минфин РФ напоминает основные нормы главы 21 НК РФ, регламентирующие порядок применения вычета сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). В частности, п. 6 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, указанных в п. 8 ст. 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). Поэтому специалисты финансового ведомства пришли к следующему заключению: суммы НДС, исчисленные налогоплательщиками с сумм полученной частичной оплаты, в счет которой в налоговом периоде работы не выполнялись, вычетам в этом налоговом периоде не подлежат.

ВОПРОС: Строительная организация приобрела патент на технологию активации строительных материалов. Срок полезного использования данного нематериального актива составляет 10 лет. Правомерно ли использовать нелинейный метод начисления амортизации в отношении указанного патента в целях исчисления налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 24.02.2009 № 03-03-06/1/79]

Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ порядок определения срока полезного использования нематериальных активов (далее – НМА) следующий: 1) исходя из срока действия патента, свидетельства или срока использования НМА, обусловленного соответствующими договорами; 2) при невозможности установления срока полезного использования НМА нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика). Минфин РФ отметил: учитывая, что по имуществу, входящему в восьмую - десятую группы амортизации, может применяться только линейный метод начисления амортизации, в отношении НМА со сроком полезного использования 10 лет, входящих в пятую амортизационную группу, организация вправе применять нелинейный метод начисления амортизации.

ВОПРОС: ...В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль необходимо начислять амортизацию в отношении реконструированного здания, введенного в эксплуатацию до 01.01.2002, со сроком полезного использования 7 лет, если затраты на реконструкцию данного здания отнесены на увеличение его первоначальной стоимости, а срок полезного использования остался без изменения?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57]

При ответе на вопрос Минфин РФ обращается к п. 1 ст. 258 НК РФ, в котором сказано: налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. Если же после реконструкции объекта недвижимости изменилась только сумма его остаточной (первоначальной) стоимости, а остальные показатели (срок полезного использования и норма амортизации) не изменились, можно амортизировать данный объект, используя прежний механизм исчисления амортизации, до полного погашения его измененной первоначальной стоимости.

ВОПРОС: О налогообложении НДФЛ сумм возмещения расходов по оплате аренды жилого помещения работников, исполняющих трудовые обязанности за пределами РФ, и членов их семей, по проезду к месту проведения отпуска и обратно, медицинскому обслуживанию, а также обучению детей.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 09.02.2009 № 03-04-06-01/21]

На основании подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, которые получены налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Следовательно, возмещение организацией данных расходов работника и членов его семьи признается доходом, полученным налогоплательщиками в натуральной форме, и относится к доходам, полученным от источников в РФ, т.к. производится российской организацией-работодателем. При этом Минфин РФ отметил, что суммы указанного возмещения, не являющегося вознаграждением работников за выполнение ими трудовых обязанностей, облагаются НДФЛ по ставке 13% в отношении доходов лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, и по ставке 30% - в отношении доходов лиц, не признаваемых таковыми.

ВОПРОС: О восстановлении ранее принятых к вычету сумм НДС по приобретенным основным средствам, списываемым до окончания срока амортизации.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 29.01.2009 № 03-07-11/22]

Минфин РФ в очередной раз обязывает налогоплательщиков восстанавливать ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным основным средствам, списываемым до того, как объекты основных средств будут полностью самортизированы, т.е. до окончания срока их амортизации. Причем сумма «входного» НДС, подлежащая восстановлению, определяется исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Что касается налогового учета восстановленных сумм НДС, то согласно подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ они включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

СТАТЬЯ: Расчет суммы налога за 2008 г.

[Ю. Лермонтов, «Финансовая газета», 2009, № 8]

Автором освещены наиболее спорные методологические проблемы, с которыми может столкнуться бухгалтер при расчете налога на имущество за 2008 год. Так, одним из спорных моментов является правомерность включения в налоговую базу имущества, приобретенного для передачи в лизинг, если оно ошибочно отражено налогоплательщиком не на счете 03, а на счете 01. В числе спорных вопросов автор называет и такие: являются ли объектом налогообложения капвложения в арендованные основные средства, произведенные в форме неотделимых улучшений, осуществленные арендатором с согласия арендодателя, с какого момента имущество включается в налоговую базу по налогу на имущество. Бухгалтеру бюджетного учреждения будет интересно, правомерно ли начисление пеней за несвоевременную уплату налога на имущество по причине задержки поступления средств на эти цели из федерального бюджета.

СТАТЬЯ: Проверка декларации по ЕСН с другими отчетными формами

[М.Р. Зарипова, «Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 2]

В рамках подготовки и представления налоговой декларации по ЕСН за 2008 год автор обращает внимание читателей на особенности ее заполнения. При этом он рекомендует проверить не только соблюдение общих требований заполнения декларации по ЕСН, но и правильность определения налоговой базы по ЕСН, примененного налогового вычета, произведенных расходов на цели обязательного социального страхования, а также использования налоговых льгот по ЕСН. Дополнительно автором даются контрольные соотношения показателей декларации по ЕСН с показателями декларации по страховым взносам на ОПС, Расчетной ведомости по средствам ФСС РФ.

СТАТЬЯ: Некоторые ошибки, выявляемые при аудите расходов

[М.А. Евсеев, А.В. Пономарев, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2009, № 2]

Статья посвящена анализу ошибок, связанных с учетом транспортных расходов, на ремонт и аренду помещений, а также расходов по оплате труда и служебных командировок. Следствием таких ошибок, нередко допускаемых при налоговом учете различных видов расходов, становится искажение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, которое грозит налогоплательщику доначислением налога на прибыль. Прочитав статью, можно узнать, например, о том, что бухгалтеры торговых организаций стоимость транспортных расходов единовременно включают в состав расходов отчетного периода, а услуги по отправке товаров по ж/д оформляют актами, в которых указана стоимость транспортно-экспедиционных услуг (размер провозной платы по перевозкам), тогда как квитанции о приеме груза по форме ГУ-29-О по данным актам отсутствует. Значительное количество ошибок возникает при аренде помещений: например, арендаторы жилого помещения, используемого в качестве офиса, относят на расходы затраты по аренде такого помещения.

СТАТЬЯ: Счета-фактуры при возврате товара

[И.Б. Ланина, «Аудиторские ведомости», 2009, № 2]

Автор комментирует порядок учета НДС и работы со счетами-фактурами, их отражение в бухгалтерском и налоговом учете в случае возврата товара. Рассмотрены ситуации, когда покупатель является (не является) плательщиком НДС. В частности, автор останавливается на особенностях отражения в учете покупателя и продавца в зависимости от момента обнаружения причины, по которой возвращается товар: 1) после того, как товар оприходован покупателем, 2) в момент приемки товара и возвращается часть товара, 3) в момент приемки товара и возвращается весь товар. Кроме того, в статье приведены схемы бухгалтерских записей и обращено внимание на различия в бухгалтерском и налоговом учете при обоснованном и необоснованном возврате товара.

СТАТЬЯ: Азбука заполнения формы 2-НДФЛ

[С.Р. Валова, «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 2]

Статья поможет бухгалтерам решить сложные вопросы, которые могут возникнуть у них при заполнении формы 2-НДФЛ за 2008 год. Причем автор останавливается на общих моментах представления формы (сроки представления сведений в налоговый орган, место и способ представления 2-НДФЛ) и показывает пошаговый порядок заполнения ее разделов. Также необходимо отметить наличие в статье обобщенной таблицы, в которой в удобном для восприятия виде автор поясняет, какие сведения нужно указывать в той или иной позиции формы 2-НДФЛ, и приводит основания для их заполнения.

СТАТЬЯ: Особенности оплаты больничного листа при «упрощенке»

[С.Е. Нестеров, «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 2]

Статья адресована бухгалтеру организации, применяющей УСН. Ознакомившись с материалом, читатель получит ответы на следующие актуальные вопросы: какими законодательными актами регулируется порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам при применении УСН, что представляет собой уплата добровольного взноса в ФСС и каков размер добровольного взноса, в каком размере возмещаются ФСС расходы на пособия, выплаченные «упрощенцами» в том случае, если ими не производится уплата добровольных взносов в фонд? Также рассмотрены вопросы налогообложения и налогового учета выплат по пособиям по временной нетрудоспособности.

ВОПРОС: Организация планирует использовать собственный автомобиль для вывоза товара со складов поставщиков и доставки на складской терминал для передачи на ответственное хранение. Должна ли компания оформлять товарно-транспортные накладные при передаче груза на складской терминал по договору ответственного хранения?

[Е.В. Полякова, «Налоговый учет для бухгалтера», 2009, № 1]

Поскольку на сегодняшний день данный вопрос весьма спорный и по нему отсутствует единообразная судебная практика, автор советует во избежание возможных споров с налоговыми инспекторами оформлять ТТН.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»


Судебная практика

Налоги и сборы

В передаче дела по заявлению о признании недействительными ненормативных актов налогового органа в части доначисления налога на прибыль, начисления пеней и налоговых санкций для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, правомерно удовлетворяя заявление, исходил из установленного факта нарушения налоговым органом порядка производства по делу о налоговом правонарушении.

[Определение ВАС РФ от 18.02.2009 № ВАС-1558/09 по делу № А40-22687/08-142-71]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как налоговый орган не опроверг факт реальных затрат заявителя по оплате поставщику спорных сумм налога на добавленную стоимость.

[Определение ВАС РФ от 17.02.2009 № ВАС-1323/09 по делу № А14-3318/2007/117/24]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, правомерно удовлетворяя заявление, исходил из того, что общество подтвердило свое право на налоговый вычет, представив все необходимые документы.

[Определение ВАС РФ от 17.02.2009 № ВАС-16053/08 по делу № А17-871/2008-05-20]

В передаче дела по заявлению о признании частично не действительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как размер внереализационного дохода от безвозмездного пользования заявителем транспортными средствами определен налоговым органом с нарушением требований статьи 40 Налогового кодекса РФ.

[Определение ВАС РФ от 16.02.2009 № ВАС-1406/09 по делу № А32-20034/2007-56/476]

В передаче дела по заявлению о признании недействительными решения и требования налогового органа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как налогоплательщик действовал недобросовестно, без должной осмотрительности, используя схему расчетов с контрагентами, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды.

[Определение ВАС РФ от 16.02.2009 № ВАС-1400/09 по делу № А45-15716/07-59/124]

В передаче дела по заявлению о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неисполнении определения арбитражного суда о приостановлении действия постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как исполнительный лист в службу судебных приставов не направлялся, а налоговый орган не является лицом, на которое в силу закона возложена обязанность по исполнению судебного акта.

[Определение ВАС РФ от 16.02.2009 № ВАС-1332/09 по делу № А07-5267/08-А-ААР]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным постановления налогового органа о назначении почерковедческой экспертизы для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как оспариваемое постановление налогового органа не нарушает прав и законных интересов заявителя.

[Определение ВАС РФ от 16.02.2009 № ВАС-1266/09 по делу № А11-2172/2008-К2-23/58]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налога для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие у него права на предоставление отсрочки по уплате налога.

[Определение ВАС РФ от 16.02.2009 № ВАС-1258/09 по делу № А33-17411/2007]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа о привлечении заявителя к налоговой ответственности для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как доводы заявителя не опровергают выводы судов по спорным эпизодам, связанным с применением положений статей 169, 252, 266 Налогового кодекса Российской Федерации, и направлены по существу на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами по делу.

[Определение ВАС РФ от 16.02.2009 № ВАС-1249/09 по делу № А44-43/2008]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части уплаты налога на прибыль для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как расчет авансовых платежей производился налоговым органом без учета того обстоятельства, что доначисленные заявителю суммы налога на имущество и земельного налога подлежали включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль за соответствующий отчетный период.

[Определение ВАС РФ от 16.02.2009 № ВАС-1246/09 по делу № А12-2595/08-С36]

Где найти:

ИБ Решения высших судов

Заявление о признании недействительными решения налогового органа о привлечении к ответственности за непредставление деклараций по земельному налогу, за неуплату указанного налога, доначислении налога, пеней, штрафа, а также требований об уплате налога удовлетворено правомерно, так как налоговым органом не представлено доказательств наличия у заявителя в пользовании земельного участка, указанного в оспариваемом решении.

[Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2009 № КА-А41/12954-08-П по делу № А41-К2-21114/06]

В удовлетворении заявления о признании недействительными решений налогового органа о доначислении НДС и пеней, взыскании налога и пеней за счет денежных средств заявителя в банках, приостановлении операций по счетам заявителя в банках и требования об уплате налога и пеней отказано, так как заявителем не представлено доказательств достоверности подписей на представленных заявителем счетах-фактурах.

[Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2009 № КА-А40/12833-08-П по делу № А40-4922/07-129-37]

Заявление о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках удовлетворено правомерно, так как требования об уплате налогов выставлены налоговым органом с нарушением статьи 69 НК РФ.

[Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2009 № КА-А40/12133-08 по делу № А40-23939/08-139-74]

Дело по заявлению в части отказа в применении налогового вычета по счету-фактуре по НДС направлено на новое рассмотрение, так как судом не были приняты во внимание доводы налогового органа о недобросовестности одного из поставщиков заявителя, поскольку указанный поставщик с момента создания представлял «нулевую» отчетность, не исчислял и не уплачивал НДС в бюджет.

[Постановление ФАС Московского округа от 17.02.2009 № КА-А40/13087-08 по делу № А40-18565/08-112-56]

Где найти:

ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой,

руководителем сектора подготовки
справочной
и аналитической информации
группы компаний «ЭЛКОД»

новые документы для бухгалтера

Новости

Разъяснен порядок расчета суммы штрафа за непредставление декларации по ЕСН в течение 180 дней.

[Письмо Минфина России от 10.02.2009 № 03-02-07/1-59]

За непредставление декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и за каждый полный и неполный месяц, начиная с 181-го дня, – 10 процентов суммы налога (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Финансовое ведомство указывает, что по итогам каждого календарного месяца периода налогоплательщики рассчитывают ежемесячные авансовые платежи по ЕСН, исходя из величины выплат, иных вознаграждений, начисленных с начала периода до окончания месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного платежа определяется с учетом ранее уплаченных платежей. Разницу между суммой налога к уплате по итогам налогового периода и суммами налога, перечисленными в течение налогового периода, необходимо уплатить не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации (п. 3 ст. 243 Кодекса). Учитывая данные обстоятельства, Минфин пришел к выводу о том, что штраф за непредставление декларации по ЕСН более чем 180 дней по истечении предусмотренного срока исчисляется исходя из разницы между суммой налога к уплате на основе этой декларации по итогам налогового периода и суммами авансовых платежей, уплаченными в течение периода.

Комментарии

Может ли арендатор применить амортизационную премию по капитальным вложениям в арендованное имущество?

[Письмо Минфина России от 09.02.2009 № 03-03-06/2/18]

В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе в отношении капитальных вложений, а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и т.п. основных средств применить амортизационную премию, единовременно включив ее в состав расходов. Данное правило не распространяется на основные средства, полученные безвозмездно. В комментируемом письме финансовое ведомство разъяснило, что амортизационной премией также не может воспользоваться арендатор, осуществивший капитальные вложения в объекты арендованного имущества. Аргументы приводятся следующие. Во-первых, неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного имущества и не остаются на балансе арендатора. Во-вторых, для капитальных вложений в арендованные объекты основных средств в ст. 258 НК РФ предусмотрен особый порядок начисления амортизации. Именно поэтому арендатор не вправе использовать амортизационную премию по неотделимым улучшениям арендованного имущества. Эта позиция содержится в более ранних разъяснениях Минфина России (письма от 24.05.2007 № 03-03-06/1/302, от 22.05.2007 № 03-03-06/2/82, от 15.11.2006 № 03-03-04/1/759, от 20.10.2006 № 03-03-04/1/703).

Однако есть и иная точка зрения по данному вопросу: арендатор может единовременно признать до 10 процентов расходов на капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ. В то же время в абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, приравнены к амортизируемому имуществу. Кроме того, согласно п. 9 ст. 258 НК РФ использовать амортизационную премию можно в отношении любых капитальных вложений, кроме безвозмездно полученных основных средств. При этом в данной норме не указано, что для ее применения необходимо наличие права собственности на амортизируемое имущество. Следовательно, к неотделимым улучшениям арендованного имущества арендатор вправе применить амортизационную премию, предусмотренную п. 9 ст. 258 НК РФ. Вместе с тем особый порядок начисления амортизации, установленный п. 1 ст. 258 НК РФ, не препятствует использованию премии. Арендатор, осуществивший с согласия арендодателя капитальные вложения в арендованное имущество, стоимость которых не возмещается арендодателем, единовременно учитывает до 10 процентов затрат, а оставшиеся расходы списывает путем начисления амортизации в течение срока действия договора аренды.

Следует отметить, что до настоящего времени судебной практики по данному вопросу, к сожалению, нет. Если организация-арендатор не согласна с доводами финансового ведомства об ограничении применения амортизационной премии и возможными аналогичными претензиями со стороны налоговых органов, то альтернативную точку зрения, скорее всего, ей придется отстаивать в суде.

Обращаем внимание на то, что в отношении неотделимых улучшений арендованного имущества, стоимость которых не возмещается арендодателем, арендатор на основании п. 9 ст. 258 НК РФ может списать не более 10 процентов таких затрат. Вместе с тем с 1 января 2009 г. появилась возможность единовременно учесть в расходах до 30 процентов амортизационной премии, но арендатор воспользоваться ею не вправе, поскольку указанная премия применяется только по основным средствам, относящимся к третьей – седьмой амортизационным группам (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ).

Судебное решение недели

Затраты на проезд и проживание аудиторов, присланных контрагентом для обязательного аудита, можно признать расходом по налогу на прибыль.

[Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2009 № Ф09-10311/08-С3]

Инспекция пришла к следующему выводу: организация необоснованно отнесла к расходам экономически неоправданные затраты на проживание и проезд аудиторов, поскольку указанные расходы не были направлены на получение прибыли. Налоговый орган сослался на то, что аудиторы не являются сотрудниками налогоплательщика, соответственно, их командировочные расходы должен был возмещать их работодатель, оказывавший аудиторские услуги. При этом по условиям договора налогоплательщик обязан компенсировать аудиторской фирме командировочные расходы. Организация указала, что спорные суммы являются оплатой услуг аудиторской фирмы в рамках гражданско-правового договора, а не командировочных расходов лицам, не являющимся работниками налогоплательщика.

Суд пришел к выводу о том, что указанные расходы обоснованны, так как обязательный аудит проводится ежегодно в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ. Кроме того, расходы документально подтверждены актом сдачи-приемки выполненной работы по аудиторской проверке достоверности бухгалтерской отчетности, проездными билетами, счетами на проживание и командировочными удостоверениями. Суд исходил из того, что затраты, связанные с проездом и проживанием аудиторов, налогоплательщиком фактически понесены и соответствуют критериям, установленным подп. 17, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Поволжского округа от 07.09.2004 № А65-20830/03-СА1-32 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 № А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.

Обзор подготовлен специалистами
компании «Консультант Плюс»

Постановление Правительства Москвы от 27.01.2009 № 47-ПП

«Об утверждении Положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»

В условиях финансового кризиса и роста безработицы Правительство города Москвы издало постановление от 27.01.2009 № 47-ПП «Об утверждении Положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан» (далее – Постановление). Данное Постановление издано в соответствии со статьей 13 Закона города Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», в которой установлены основные социальные гарантии для граждан, оказавшихся безработными. Постановление определяет порядок оказания дополнительной материальной поддержки безработным гражданам, порядок оказания дополнительной материальной поддержки гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения города Москвы, а также порядок оказания дополнительной материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах либо временного трудоустройства.

Рассмотрим подробнее названные меры.

Порядок оказания дополнительной материальной поддержки безработным гражданам

Постановлением установлено, что дополнительная материальная поддержка безработным гражданам из бюджета города Москвы осуществляется в форме:

– доплаты к пособиям по безработице;

– компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта;

– материальной помощи в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;

– единовременной материальной помощи в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного.

Рассмотрим порядок предоставления доплаты к пособиям по безработице.

Доплата к пособию по безработице установлена в размере минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации на соответствующий год. В 2009 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей (постановление Правительства РФ от 08.12.2008 № 915). Доплата к пособиям по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными, за исключением граждан, уволенных из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Указанным гражданам доплата к пособию по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата. Доплата к пособию по безработице начисляется аналогично выплате пособия по безработице – за фактическое количество календарных дней безработицы, включая день последней явки на перерегистрацию. Выплата осуществляется одновременно с выплатой пособия по безработице не чаще двух раз в месяц. Выплата доплаты к пособию по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с регистрационного учета в качестве безработного.

Постановление устанавливает периоды, за которые выплата доплаты к пособию по безработице не производится. К таковым относятся периоды отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей и некоторые другие.

Порядок оказания дополнительной материальной поддержки гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения Москвы

Постановление определяет формы, в которых оказывается дополнительная материальная поддержка гражданам, проходящим профессиональное обучение, из бюджета города Москвы:

– доплата к стипендиям в период профессионального обучения;

– компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта;

– единовременная материальная помощь в период профессионального обучения в случае смерти члена семьи, а также одному из членов семьи гражданина, проходящего профессиональное обучение, в случае смерти самого гражданина.

Рассмотрим порядок предоставления доплаты к стипендиям в период профессионального обучения.

Доплата к стипендиям в период профессионального обучения предоставляется в размере минимальной величины пособия по безработице (850 рублей).

Доплата к стипендиям начисляется гражданам, проходящим профессиональное обучение, с первого дня профессионального обучения, за исключением граждан, уволенных из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Указанным гражданам доплата к стипендиям в период профессионального обучения начисляется начиная с первого дня по истечении периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата. Доплата к стипендиям в период профессионального обучения начисляется аналогично стипендии – за фактическое количество календарных дней профессионального обучения. Выплата осуществляется не реже одного раза в месяц. Выплата прекращается по окончании срока профессионального обучения гражданина, проходящего профессиональное обучение.

Порядок оказания дополнительной материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах либо временного трудоустройства

Указанная материальная поддержка предоставляется за счет средств бюджета города Москвы следующим категориям граждан:

– безработным гражданам в период участия в оплачиваемых общественных работах либо временного трудоустройства;

– обучающимся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;

– обучающимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.

Дополнительная материальная поддержка в период участия в оплачиваемых общественных работах или временного трудоустройства выплачивается в течение всего периода участия граждан в мероприятиях, предусмотренных договором на организацию оплачиваемых общественных работ или временного трудоустройства, заключенным между государственным учреждением центром занятости населения административного округа Москвы и работодателем.

Размер дополнительной материальной поддержки рассчитывается пропорционально отработанному времени, включая периоды временной нетрудоспособности. При условии отработки полного месячного баланса рабочего времени он не должен превышать 80% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в городе Москве на момент заключения договора на организацию оплачиваемых общественных работ либо временного трудоустройства.

Безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, принимающим участие во временном трудоустройстве и имеющим иждивенцев, дополнительно выплачивается материальная поддержка на каждого иждивенца в размере не выше 80% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в городе Москве.

Обзор подготовлен О.И. Красовским, начальником отдела систематизации законодательства
группы компаний «ЭЛКОД»

ликбез

Спецрежимы: новое в налогообложении с 1 января 2009 года.

Актуальные вопросы уплаты ЕНВД

Налогоплательщик осуществляет деятельность, переведенную на ЕНВД. Какие новые условия применения ЕНВД необходимо соблюдать для сохранения нахождения на данном режиме налогообложения, принимая в учет изменения в Налоговом кодексе РФ, вступившие в силу с 1 января 2009 года?

С 1 января 2009 года вступили в силу изменения в налогообложении, касающиеся ЕНВД. В ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) были внесены изменения, которые существенно изменили порядок применения ЕНВД. Так, в подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год превышает 100 человек, на ЕНВД не переводятся. До 2010 года независимо от среднесписочной численности работников ЕНВД могут применять организации потребительской кооперации, а также общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Контролирующие органы выделили моменты, на которые необходимо обратить внимание при подсчете среднесписочной численности:

– в общую численность сотрудников организации включаются также работники ее филиалов, представительств и иных обособленных подразделений (письмо Минфина России от 04.09.2008 № 03-11-04/3/415; письма ФНС России от 01.11.2008 № ШС-6-3/796@, от 11.01.2009 № ВЕ-20-3/9);

– в общей численности учитываются сотрудники, занятые как в деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в деятельности, налоги по которой уплачиваются в соответствии с иными режимами налогообложения (письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-11-04/3/485).

Также существенное ограничение для применения ЕНВД установлено в подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ. Так, организация, применяющая ЕНВД, лишается права на применение данного спецрежима, если доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале составляет более 25 процентов. Однако это не распространяется: на компании, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (необходимые условия – среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций должна составлять не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов); на организации потребительской кооперации; на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик допустил несоответствие вышеперечисленным требованиям, считается, что он утратил право на применение ЕНВД и перешел на общий режим налогообложения. Утратившие право на применение ЕНВД могут вновь к нему вернуться, если они осуществляют виды предпринимательской деятельности, переведенные на уплату этого налога, и устранили несоответствия установленным требованиям. Они обязаны перейти на уплату ЕНВД с начала следующего налогового периода по этому налогу, т.е. с начала квартала, следующего за кварталом, в котором были устранены несоответствия (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ).

Следует отметить, что контролирующие органы дали разъяснения о том, что ограничение, установленное подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, применяется не всегда. Оно не распространяется на следующие ситуации.

Во-первых, если участник акционерного общества – субъект РФ или муниципальное образование. Объясняется это тем, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не являются юридическими лицами и не подпадают под определение «организация», содержащееся в ст. 11 НК РФ (письма Минфина России от 07.08.2008 № 03-11-02/89, от 22.10.2008 № 03-11-04/3/466; письмо ФНС России от 01.11.2008 № ШС-6-3/796@). Во-вторых, если ЕНВД применяют муниципальные унитарные предприятия, поскольку муниципальные образования не признаются организациями в целях ст. 11 НК РФ, а также имущество унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям) (письма Минфина России от 10.11.2008 № 03-11-02/126, от 24.09.2008 № 03-11-04/2/147). В-третьих, если доля участия физических лиц в организации составляет более 25 процентов (письма Минфина России от 17.11.2008 № 03-11-04/3/521, от 01.12.2008 № 03-11-04/3/539).

Могут ли предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, быть переведены на уплату ЕНВД?

В соответствии с подп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных образований переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

До 2009 года законодательством не был урегулирован вопрос о том, по какому режиму налогообложения необходимо уплачивать налоги, если законом субъекта РФ предусмотрена возможность применения УСН на основе патента по тем же видам деятельности, для которых в муниципальном образовании введен ЕНВД. По разъясненению Минфина России, в такой ситуации налогоплательщик должен был применять ЕНВД, так как переход на данный режим осуществляется в обязательном порядке, а на УСН на основе патента в добровольном (см. письма Минфина РФ от 21.12.2007 № 03-11-03/15, от 03.10.2007 № 03-11-04/3/384). В арбитражной практике на этот счет не сложилось единого мнения. Одни судьи поддерживали чиновников (постановление ФАС Поволжского округа от 12.09.07 № А65-5944/2007). Другие вставали на сторону предпринимателей (постановление ФАС Поволжского округа от 10.01.08 № А65-5721/2007), указывая, что Налоговый кодекс РФ и закон субъекта РФ, предусматривающие право налогоплательщика перейти на УСН на основе патента, обладают большей юридической силой, чем решение представительного органа муниципального образования о введении ЕНВД в отношении этой же деятельности.

После введения поправок в подп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ данная спорная ситуация разрешена.

В настоящее время в подп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ содержится прямое указание на то, что при совпадении режимов налогообложения в субъекте РФ налогоплательщики вправе применять УСН на основе патента. В этой связи в письме от 24.09.2008 № 03-11-04/2/148 Минфин РФ указал, что законодательными актами субъектов РФ с 1 января 2009 года должен быть предусмотрен перечень видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение УСН на основе патента. И только в том случае, если индивидуальный предприниматель не подал заявление на получение патента, он обязан уплачивать ЕНВД.

На вопросы отвечает П.Н. Зюков,

специалист по налогообложению отдела систематизации

законодательства группы компаний «ЭЛКОД»

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центраАктуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на октябрь 2008 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"

позвонить по тел.: (495) 258-59-06