Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Апрель 2009

пн вт ср чт пт сб вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №7(145), 13 апреля 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоЗаконодательство Московской области

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ/НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Аналитический обзор
ВАШЕ ПРАВО / НАЛОГОВЫЙ ЛИКБЕЗ

Об отдельных вопросах исчисления и взыскания алиментов

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на апрель — май 2009 года

Новости

Новости КонсультантПлюс

Антикризисный помощник

Нестабильная финансовая ситуация прибавила работы бухгалтерам, финансистам, юристам - ведь именно от их своевременных и грамотных действий сегодня во многом зависит правовая защищенность компании. Успешно решать профессиональные задачи поможет система КонсультантПлюс – надежный и оперативный источник правовой и справочной информации.
О том, как стремительно сегодня меняется законодательство, говорят цифры: только с начала года в систему КонсультантПлюс было введено порядка 1 800 новых правовых актов, подготовлено более 1 150 новых редакций кодексов и законов. Фактически каждый новый документ влечет за собой целую цепочку изменений в законодательстве. При таком потоке информации специалистам уже недостаточно иметь доступ к актуальной и полной базе законодательства, нужны особые инструменты для анализа информации и поиска ответов на вопросы.

В системе КонсультантПлюс они есть!

Обзор антикризисных документов позволяет получать самую оперативную и достоверную информацию обо всех важнейших изменениях в законодательстве, направленных на преодоление финансового и экономического кризиса в стране.

Другие обзоры правовой информации: аналитические обзоры правовой информации, ежедневные и еженедельные мониторинги новых и измененных документов, тематические подборки. Обзоры законодательства содержат информацию об изменениях законодательства и новых документах.

Законодательство. Пользователям КонсультантПлюс доступен огромный массив правовой и справочной информации – всего около 4 000 000 документов. Все свежие нормативные правовые акты федерального и регионального уровня оперативно и из достоверных источников включаются в систему. Важнейшие антикризисные документы поступают в систему практически одновременно с их официальной публикацией в «Российской газете», но уже в обработанном виде, с примечаниями экспертов КонсультантПлюс и гиперссылками на разъяснения и комментарии.

Финансовые консультации, статьи, книги по таким злободневным темам, как изменения налогового законодательства в 2009 году, налогообложение и бухучет, трудовые отношения, внешнеэкономическая, банковская деятельность, валютное регулирование и др.

Информационный банк Путеводитель по налогам поможет быстро разобраться в огромном объеме налоговой информации и найти ответы на конкретные вопросы, оперативно принимать решения даже в сложных, неоднозначных ситуациях.

Информационный банк Подборки судебных решений поможет специалистам избежать судебных споров или, если спор неизбежен, хорошо подготовиться к нему. Судебные решения здесь изложены очень компактно и доступно, с четким выделением выводов суда.

Комментарии, справочная информация.
Комментарии к кодексам и законам, книги и монографии, публикации из юридических газет и журналов пользователи системы найдут в разделе «Комментарии законодательства».
Кроме того, в системе КонсультантПлюс представлена вся необходимая справочная информация, которая может потребоваться специалисту, – календарь бухгалтера, формы учета и отчетности, ставки налогов и других платежей, курсы валют и многое другое.

Актуальная и достоверная информация, представленная в различных разделах системы КонсультантПлюс, даст специалистам уверенность в правильности их действий и поможет успешно решать профессиональные задачи даже в условиях финансовой нестабильности в стране.

новое в законодательстве

Федеральное законодательство

Конституционный строй


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2009 № 41-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ"»


Изменен порядок назначения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, установлено, что предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе внести Президенту РФ политическая партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей на основании официально опубликованных ближайших ко дню внесения предложений результатов выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ и был допущен к распределению депутатских мандатов (в соответствии с действующей в настоящее время редакцией Федерального закона «О политических партиях» правом инициировать рассмотрение законодательным органом субъекта РФ предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ обладает политическая партия, получившая по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов). Порядок внесения предложений о кандидатурах, перечень необходимых документов, порядок проведения консультаций и порядок рассмотрения предложений устанавливаются Президентом РФ.
Кроме этого, уточнен порядок роспуска законодательного органа субъекта РФ в случае отклонения кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ, предложенной Президентом РФ, или непринятия решения по ней в установленный срок (в частности, сокращено количество проводимых консультаций), уточнен порядок внесения Президентом РФ представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, определены условия, при которых гражданин не может быть представлен в качестве кандидата высшего должностного лица субъекта РФ, уточнены полномочия временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Опубликован в «Российской газете», № 60, 08.04.2009.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Основы государственного управления


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.2009 № 281
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Уточнены лицензионные требования и условия при осуществлении аудиторской деятельности.

В частности, согласно изменениям, внесенным в Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 80, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности теперь является в том числе наличие не менее 3 аудиторов, являющихся работниками соискателя лицензии (лицензиата) – коммерческой организации на основании трудовых договоров. Также признано утратившим силу требование, обязывающее соискателя лицензии – коммерческую организацию предоставлять в числе прочих документов справку о ее кадровом составе с указанием гражданства и места жительства каждого работника.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Финансы. Налоги


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.03.2009 № 257
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ, ПОСТУПИВШИХ В ТЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ГОДА В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Уточнен перечень активов, в которые могут быть инвестированы средства страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Установлено, что средства страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в течение финансового года в Пенсионный фонд РФ, могут быть размещены также в депозиты в рублях в российских кредитных организациях, отвечающих определенным требованиям (наличие генеральной лицензии ЦБ РФ, наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности определенного уровня по классификации международных рейтинговых агентств, наличие собственных средств в размере не менее 5 млрд рублей и т.д.).
Кроме этого, Пенсионному фонду РФ предоставлено право производить операции по переводу ценных бумаг и денежных средств между инвестиционными портфелями (разных финансовых лет), сформированными за счет средств страховых взносов. Установлена также обязанность Пенсионного фонда РФ информировать Минфин РФ об объеме и структуре вложений средств страховых взносов, а Федеральную службу по финансовым рынкам – об операциях с активами, составляющими инвестиционные портфели.

Опубликовано в «Российской газете», № 60, 08.04.2009.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П
«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В АБЗАЦАХ ЧЕТВЕРТОМ И ПЯТОМ ПУНКТА 10 СТАТЬИ 89 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВАРМ"»


Конституционный Суд РФ признал неконституционной в определенной части норму Налогового кодекса РФ, регулирующую проведение повторной выездной налоговой проверки.

Положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.
Это положение Налогового кодекса, как, в частности, установил Конституционный Суд РФ, нарушает право на судебную защиту, не согласуется с предписаниями Конституции РФ, определяющими самостоятельность и независимость судебной власти, ее исключительную функцию по осуществлению правосудия, а также не учитывает при рассмотрении налоговых споров критерий законно установленного налога, который предполагает разрешение спора не только в соответствии с устанавливающим тот или иной налог законом, но и в законных процедурах.

Опубликовано в «Российской газете», № 55, 01.04.2009.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы
ИБ Решения высших судов

ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 20.02.2009 № 77
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ КОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В КРЕДИТ В 2009 ГОДУ В 2009, 2010 И 2011 ГОДАХ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОЗМЕЩАЮТСЯ ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ ИСХОДЯ ИЗ ДВУХ ТРЕТЬИХ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.03.2009 № 13613.

Утвержден перечень легковых автомобилей, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы.

Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2009 № 139-р выделены средства федерального бюджета в размере 2 млрд рублей на предоставление в 2009 году российским кредитным организациям субсидий на возмещение выпадающих доходов исходя из двух третьих ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 году физическим лицам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, по перечню, утвержденному Минпромторгом РФ, стоимость которых составляет не более 350 тыс. рублей. Перечень, утвержденный Минпромторгом РФ в соответствии с этим распоряжением, содержит 29 моделей российских и иностранных легковых автомобилей, производимых в России.

Опубликован в «Российской газете», № 58, 03.04.2009.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 18.03.2009 № ШС-17-3/59@
«О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18.02.2009 № 03-11-11/21»


Разъяснен порядок применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по передаче в аренду торговых мест, а также объектов организации общественного питания.

ФНС РФ направила в свои территориальные органы письмо Минфина РФ, в котором, в частности, сообщено следующее. Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении деятельности по передаче в аренду торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей. В связи с этим управляющей рынком компании в целях исчисления единого налога не следует учитывать переданные ею в аренду объекты розничной торговли, имеющие торговые залы (магазины и павильоны), и объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные). Доходы от оказания таких услуг облагаются в рамках иных режимов налогообложения. Разъяснен также порядок применения корректирующего базовую доходность коэффициента К2. Сообщено, что с 1 января 2009 года утратили силу положения НК РФ, предоставляющие право корректировать значение К2 в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, при исчислении единого налога количество дней фактического использования торгового места на рынке не учитывается.

Документ опубликован не былс (на момент выхода номера).

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Банковское дело


[ПИСЬМО] ЦБ РФ от 23.03.2009 № 38-Т
«О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ПЕРЕВОЗКЕ И ИНКАССАЦИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ»


Банк России обратил внимание кредитных организаций на соблюдение установленных требований по перевозке и инкассации наличных денег.

В связи с участившимися случаями вооруженных нападений на работников кредитных организаций, осуществляющих перевозку и инкассацию наличных денег, Банк России сообщил, что при перевозке и инкассации наличных денег кредитные организации должны применять технически исправный автотранспорт, оборудованный броневой защитой, а также средствами радиосвязи, переговорными устройствами и другими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности людей и сохранности перевозимых ценностей. Принимая во внимание, что при самостоятельной транспортировке наличных денег клиентами кредитных организаций в отношении них возникают риски совершения противоправных действий, Банком России рекомендовано проводить работу с кредитными организациями по предложению клиентам специализированного транспортного средства, сопровождение лиц, обеспечивающих сохранность перевозимых наличных денег.

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 21, 01.04.2009.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг


ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 19.03.2009 № КАС09-82
[ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.01.2009, КОТОРЫМ БЫЛО ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦА 9 ПУНКТА 6.1 И ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ АБЗАЦА 2 ПУНКТА 7.2 ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ФКЦБ РФ ОТ 02.10.1997 № 27]


Лицо, зарегистрированное в реестре владельцев именных ценных бумаг, обязано представить регистратору новую анкету при любых изменениях информации о данном лице.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила без изменения решение Верховного Суда РФ, которым было отказано в признании недействующими отдельных норм Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27) – абзаца 9 пункта 6.1 Положения в части освобождения регистратора от ответственности при непредставлении зарегистрированным лицом информации об изменении любых данных анкеты и первого предложения абзаца 2 пункта 7.2 Положения в части обязанности зарегистрированного в реестре лица представить регистратору новую анкету при любых изменениях информации о данном лице.
Как установила Кассационная коллегия, доводы заявителей о незаконности оспариваемых предписаний Положения судом первой инстанции правильно были признаны несостоятельными, поскольку обязанность зарегистрированного лица своевременно сообщить регистратору об изменении информации о данном лице предусмотрена Федеральным законом «Об акционерных обществах». При этом законодателем не урегулировано, в какой форме это лицо обязано представить указанную информацию.
Учитывая, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделен полномочиями по установлению обязательных требований к порядку ведения реестра, он вправе был предусмотреть, что в случае изменения информации о зарегистрированном лице последнее должно вновь представить регистратору полностью заполненную анкету зарегистрированного лица.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит также норму, устанавливающую, что в случае непредставления лицом, зарегистрированным в реестре акционеров, информации об изменении своих данных общество и регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки. Таким образом, аналогичная норма Положения не является незаконной.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Решения высших судов

Правосудие


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2009 № 43-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 45 И 131 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


В ГПК РФ внесены изменения, направленные на совершенствование обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Частью первой статьи 45 ГПК РФ установлено, в частности, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно внесенным изменениям указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере: трудовых (служебных) отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Опубликован в «Российской газете», № 60, 08.04.2009.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2009 № 44-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 144 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Расширен круг лиц, правомочных предъявлять в суд заявление об отмене обеспечения иска.

В соответствии с прежней редакцией части первой статьи 144 ГПК РФ обеспечение иска могло быть отменено тем же судьей или судом по заявлению ответчика либо по инициативе судьи или суда. Указанная норма предоставляла право ограниченному кругу лиц, а именно: ответчику, судье (суду) – выступить инициаторами отмены обеспечения иска. Между тем в круг перечисленных лиц не входил, в частности, истец. Согласно изменениям, внесенным в часть первую статьи 144 ГПК РФ, обеспечение иска теперь может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

Опубликован в «Российской газете», № 60, 08.04.2009.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Жилище


ПРИКАЗ Минрегиона РФ от 25.03.2009 № 79
«О СРЕДНЕЙ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ 1 КВАДРАТНОГО МЕТРА ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2009 ГОДА»


Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.03.2009 № 13615.

Минрегионом РФ определена средняя рыночная стоимость квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на II квартал 2009 года.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ применяется для расчета размеров социальных выплат, выделяемых для всех категорий граждан, которым указанные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений. Так, во II квартале 2009 года названный показатель, в частности, составит: в Красноярском крае – 33 750 рублей (в I квартале 2009 года – 33 550 рублей), в Сахалинской области – 43 300 (ранее – 41 100 рублей), в Карачаево-Черкесской Республике – 17 600 (ранее – 13 900 рублей), в Санкт-Петербурге – 52 500 (ранее – 44 300 рублей), в Москве – 83 750 (ранее – 73 800 рублей).

Опубликован в «Российской газете», № 58, 03.04.2009.

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 24.02.2009 № КАС08-695
[ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.09.2008 № ГКПИ08-1540, КОТОРЫМ БЫЛО ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОДПУНКТОВ «Б», «В» ПУНКТА 19 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.05.2006 № 307, И ПОДПУНКТОВ 3, 5 ПУНКТА 1 ПРИЛОЖЕНИЯ № 2 К ПРАВИЛАМ]



Проживающие в жилом помещении граждане, не являющиеся его собственниками или арендаторами, обязаны оплачивать коммунальные услуги, в том числе исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила без изменения решение Верховного Суда РФ, которым было отказано в признании недействующими подпунктов «б», «в» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и подпунктов 3, 5 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) в части установления порядка расчета размера оплаты коммунальных услуг (за исключением отопления) в случае отсутствия индивидуальных приборов учета.
Заявитель полагал, что регистрация в жилом помещении (принадлежащем ему на праве собственности, лиц, не являющихся членами его семьи) не может являться основанием возникновения жилищных отношений и основанием законного проживания гражданина в жилом помещении, так как данное право возникает только на основании права собственности или договора социального найма. Оспариваемые положения Правил, по мнению заявителя, незаконно возлагают обязанность по оплате коммунальных услуг на лиц, зарегистрированных в жилом помещении.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ установила, что доводы в кассационной жалобе основаны на ошибочном толковании норм материального права. Признан правильным вывод суда первой инстанции о том, что законными основаниями проживания в жилых помещениях являются не только право собственности, договор социального найма или вытекающее из них право членов семьи, но и иные основания, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами; жилищные права и обязанности возникают из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Решения высших судов

Труд и занятость


ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 № 1060-О-П
«ПО ЖАЛОБЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ПОЛЯРНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОКЕАНОГРАФИИ ИМ. Н.М. КНИПОВИЧА" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»


Отдельные положения Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» признаны недействующими и не подлежащими применению.

Заявитель оспаривал конституционность пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций – без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации – без предварительного согласия органа соответствующего объединения профсоюзов. По мнению заявителя, оспариваемое положение является дискриминационным, предоставляющим необоснованные преимущества работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 января 2002 года № 3-П, в частности, указал, что законоположения, предоставляющие работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками, создают возможность злоупотребления правом, что несовместимо с положениями статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина. Вступивший в законную силу с 1 февраля 2002 года, то есть после вынесения Конституционным Судом РФ названного постановления, Трудовой кодекс РФ не предусматривает для данных работников такой гарантии, как предварительное согласование с профсоюзным органом возможности привлечения их к дисциплинарной ответственности. Статьей 423 Трудового кодекса РФ установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу. С учетом изложенного Конституционный Суд РФ признал пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» недействующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство
ИБ Нормативные документы

Безопасность и охрана правопорядка


ПРИКАЗ МЧС РФ от 24.02.2009 № 91
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ И ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»


Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577.

Разработана форма декларации пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности составляется, в частности, в отношении: объектов капитального строительства, для которых законодательством РФ предусмотрено проведение государственной экспертизы; зданий детских дошкольных образовательных учреждений; специализированных домов престарелых и инвалидов; больниц; спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений. Декларация разрабатывается и представляется в орган МЧС РФ собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании. Декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах. Приказ вступает в силу с 1 мая 2009 года.

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Российское законодательство

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

Законодательство Московской области

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Московской области от 18.03.2009 № 33-ПГ
«О СТРУКТУРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Утверждена новая структура исполнительных органов государственной власти Московской области.

Новая структура включает:
– Правительство Московской области;
– министерства Московской области;
– комитеты Московской области;
– главные управления Московской области.
Признано утратившим силу постановление Губернатора Московской области от 07.10.2005 № 134-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области».

Документ опубликован не был (на момент выхода номера).

Где найти:
ИБ Московская область

Финансы. Налоги

ЗАКОН Московской области от 21.03.2009 № 25/2009-ОЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"»

Вступил в силу на следующий день после его официального опубликования.

Установлена методика определения прогноза доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетов муниципальных образований Московской области.

Закон дополнен новой главой 4.1, устанавливающей порядок представления в центральные исполнительные органы государственной власти Московской области утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти.

Опубликован виздании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 59, 28.03.2009.

Где найти:
ИБ Московская область

Хозяйственная деятельность

РАСПОРЯЖЕНИЕ Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 16.03.2009 № 2-Р
«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ»

Установлен период весенне-летней торговли – с 1 апреля по 1 ноября.

В качестве приоритетных направлений деятельности в этот период названы: развитие сетевой торговли прохладительными напитками и мороженым на базе технически оснащенных мобильных торговых средств, развитие объектов питания типа «Бистро», увеличение производства и реализации отечественной продукции сезонного ассортимента.
Главам муниципальных образований Московской области рекомендовано разработать и утвердить перечень мероприятий по организации весенне-летней торговли, а также дислокацию объектов торгового обслуживания по муниципальным зонам отдыха с учетом потребностей населения. Предполагается, что готовность сезонных объектов мелкорозничной торговой сети должна быть обеспечена до 15–25 апреля.
Аналогично ранее действовавшему распоряжению в документе содержится запрет на реализацию всех видов скоропортящихся товаров с лотков и открытых прилавков. Запрет распространяется и на продажу бахчевых культур с земли, их надрезку и продажу по частям.

Опубликовано в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 64, 04.04.2009.

Где найти:
ИБ Московская область

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: Какой порядок установлен с 2009 г. для переноса убытка, полученного по итогам предшествующих периодов, организациями, применяющими УСН («доходы минус расходы»), с учетом изменений, внесенных в п. 7 ст. 346.18 НК РФ?
[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 23.03.2009 № 03-11-06/2/49]

Минфин РФ подробно разъяснил порядок переноса убытка, полученного по итогам предшествующих налоговых периодов, организациями, применяющими УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В письме, в частности, сообщается о праве налогоплательщика осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Причем убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти. Кроме того, финансисты пояснили, что в случае, если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, то перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

ВОПРОС: ...Подлежит ли восстановлению амортизационная премия не только в случае реализации ОС, но и в иных случаях его выбытия ранее пятилетнего срока? Подлежат ли включению восстановленные суммы амортизационной премии на дату реализации ОС во внереализационные доходы для целей исчисления налога на прибыль? Можно ли остаточную стоимость ОС, которая уменьшает выручку от его реализации, увеличить на сумму восстановленной амортизационной премии?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 20.03.2009 № 03-03-06/1/169]

Минфин РФ обратил внимание, что восстановление сумм амортизационной премии в случае выбытия основных средств, не признаваемого реализацией в соответствии с гл. 25 НК РФ, налоговым законодательством не предусмотрено. Далее Минфин РФ напоминает, что положения п. 9 ст. 258 НК РФ применяются к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 года. Следовательно, при реализации основного средства, по которому была применена амортизационная премия, до истечения 5 лет с момента его введения в эксплуатацию, восстановленная амортизационная премия учитывается во внереализационных доходах в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлена реализация. По мнению финансистов, пересчета сумм начисленной амортизации за предыдущие налоговые периоды, а также остаточной стоимости на дату реализации не требуется.

ВОПРОС: В связи с финансовыми трудностями строительная организация (заказчик-застройщик) вынуждена законсервировать объект незавершенного строительства. Для выполнения работ привлекаются проектная и субподрядная организации. Также строительная организация несет расходы по обслуживанию законсервированного объекта (освещение, охрана и т.д.). Учитываются ли указанные расходы при исчислении налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 18.03.2009 № 03-03-06/1/164]

В целях налогообложения прибыли обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Другим критерием признания любых затрат расходами, учитываемыми при исчислении налога на прибыль, является то, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поскольку расходы, связанные с консервацией объекта недвижимости, включая расходы на охрану законсервированных объектов, направлены на сохранение имущества, которое в дальнейшем принесет доход, то Минфин РФ считает их экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли.

ВОПРОС: Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль признать дебиторскую задолженность (по срокам возникновения относящуюся к 2003–2005 гг.), меры по взысканию которой не предпринимались, безнадежной ко взысканию и учесть во внереализационных расходах в случае, если у организации есть определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в отношении должника, а также копия свидетельства о его ликвидации?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 17.03.2009 № 03-03-06/1/149]

В целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, – суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва. Об этом сказано в подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым: истек установленный срок исковой давности; в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Таким образом, говорит Минфин РФ, с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица налогоплательщик учитывает в налоговом учете долг такого ликвидированного юридического лица во внереализационных расходах.

ВОПРОС: ...В соответствии с договором кредитования организация получает кредиты в рамках открываемых кредитных линий. Процентные ставки определяются в уведомлении, оформляемом на каждый выдаваемый кредит. Кредит может предоставляться частями, а процентные ставки могут различаться. Сопоставимые кредиты у организации отсутствуют. Какую ставку рефинансирования ЦБ РФ для целей исчисления налога на прибыль следует применять?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 17.03.2009 № 03-03-06/1/154]

Письмо посвящено порядку применения положений ст. 269 НК РФ, устанавливающей особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, в частности, определение ставки рефинансирования. Минфин РФ говорит о том, что критерием признания расходов в виде процентов в размере ставки рефинансирования Банка РФ служат условия кредитного договора. В случае если договоры содержат условие об изменении процентной ставки, применяется ставка рефинансирования, действовавшая на дату признания расходов в виде процентов. Если по условиям кредитных договоров процентная ставка не изменяется в течение всего срока его действия (независимо от периодичности получения денежных средств), то применяется ставка рефинансирования, действовавшая на дату привлечения денежных средств.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

СТАТЬЯ: Обособленные подразделения: оформление счетов-фактур[В. Шишкин, «Финансовая газета», 2009, № 11]

В случае покупки-продажи товаров через обособленные подразделения, которые находятся в другом регионе, бухгалтер, как правило, испытывает некоторые трудности при оформлении счетов-фактур, а именно: указание в счете-фактуре наименования, ИНН/КПП, местонахождения продавца (покупателя). Проблема вызвана несовпадением перечисленных показателей у головной организации и обособленного подразделения. Автор, комментируя особенности оформления счетов-фактур при реализации товаров через структурные подразделения или при получении товара обособленным подразделением, ссылается не только на мнение контролирующих органов, но и приводит соответствующую арбитражную практику. Например, анализируя несколько постановлений ФАС различных округов, автор приходит к следующему выводу: исходя из положений п. 2 ст. 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом.

СТАТЬЯ: Порядок и особенности исчисления заработной платы. Практика применения

[Е.В. Виговский, «Трудовое право», 2009, № 3]

Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальных вопросов, связанных с начислением и выплатой заработной платы на предприятии. Например, к числу таких вопросов автор относит порядок определения размера заработной платы. Так, часто возникают следующие вопросы: можно ли работникам, которые согласно штатному расписанию имеют одно название должности, установить разные оклады, как правильно оформить установление зарплаты в условных единицах, можно ли в штатном расписании установить «вилку» по окладам? К числу распространенных вопросов относится и такой: вправе ли работодатель установить работнику во время испытательного срока заработную плату меньше, чем он будет получать в том случае, если испытание успешно пройдено? При ответах на эти и другие вопросы автор дает конкретные рекомендации работодателю, которые помогут избежать конфликтных ситуаций с работниками.

СТАТЬЯ: Списание основных средств

[Л.П. Фомичева, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2009, № 4]

Деятельность любой организации связана со списанием основных средств, утративших свои первоначальные качества. В статье рассмотрены документальное оформление, бухгалтерский учет и налогообложение подобных операций. В частности, читатели узнают, с какого момента перестает быть объектом налогообложения налогом на имущество ликвидируемый объект основных средств, нужно ли восстанавливать ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным основным средствам, ликвидируемым до окончания срока амортизации, на какую дату в целях налогообложения налогом на прибыль признается доход в виде стоимости пригодных к вторичному использованию материалов, полученных после демонтажа или ликвидации основного средства, и т.д. Говоря о бухгалтерском учете стоимости материальных ценностей, остающихся после ликвидации актива, автор напоминает о необходимости сформировать налоговый регистр, т.к. налоговая стоимость данных ценностей будет отличаться от их бухгалтерской стоимости.

СТАТЬЯ: Возмещение НДС экспортерам: спорные ситуации

[Ю.М. Лермонтов, «Налоговая политика и практика», 2009, № 2]

В статье освещены основные проблемы, с которыми сталкиваются налогоплательщики при возмещении НДС, уплаченного при производстве (приобретении) экспортируемой продукции. В частности, читатель получает возможность подробно ознакомиться с перечнем оснований, по которым налоговые инспекции отказывают налогоплательщикам в возмещении НДС. На основании анализа судебных решений автор среди причин отказа выделяет главные: непредставление налогоплательщиками документов, подтверждающих правомерность применения налогового вычета по взаимоотношениям с российскими поставщиками, вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, осуществление отгрузки товаров (работ, услуг) после завершения действия экспортного контракта, реализация товара на экспорт по цене ниже цены приобретения товара у российского поставщика (включая НДС) и др.

СТАТЬЯ: Истребование документов налоговыми органами

[Л.В. Лукиных, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2009, № 4]

Получив от налогового органа требование о представлении документов (информации), организация часто оказывается перед выбором: представить все указанные в требовании документы в полном объеме или только те, право на истребование которых у налогового органа есть в силу законодательства. Особенно данная проблема актуальна в случае, когда объем запрашиваемых документов значителен. В статье речь идет о том, как и в какие сроки исполнить требование без последствий для предприятия и его должностных лиц. Автор комментирует общий порядок выставления требования о представлении документов, останавливается на особенностях представления документов при проведении выездных, камеральных, встречных проверок, а также говорит о мерах административной ответственности за непредставление и несвоевременное представление документов.

СТАТЬЯ: Налог на прибыль в обособленных подразделениях

[А.В. Анищенко, «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2009, № 5]

По мнению автора, одной из главных проблем при уплате налога на прибыль через обособленное подразделение была и остается следующая: каким образом считать показатель остаточной стоимости амортизируемого имущества за отчетный или налоговый период? Автор обращает внимание, что правильный выбор показателей для расчета распределения сумм прибыли позволяет в некоторой степени увеличить или уменьшить платежи по налогу на прибыль в бюджет того или иного субъекта РФ. Большой интерес представляет раздел статьи, посвященный анализу некоторых нестандартных ситуаций, а именно: обособленное подразделение, которое арендует имущество, произвело его неотделимые улучшения, организация имеет в собственности здание в другом регионе РФ, часть здания занимает обособленное подразделение, а часть сдается в аренду.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»


Судебная практика

Налоги и сборы


В передаче дела по заявлению об отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой машины для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, правомерно отказывая в удовлетворении заявления, учел доказанность факта административного правонарушения – пробитие контрольно-кассовой машиной чека за приобретенный товар с указанием суммы, менее уплаченной покупателем.

[Определение ВАС РФ от 18.03.2009 № ВАС-2583/09 по делу № А10-763/08]

В передаче дела по заявлению о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку налоговым органом нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.

[Определение ВАС РФ от 18.03.2009 № ВАС-2396/09 по делу № А16-591АП/08-6]

В передаче дела по иску о ликвидации ООО для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как в силу подп. 1 п. 1 и подп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ истец, освобожденный в соответствии с гл. 25 НК РФ от уплаты госпошлины, не был освобожден от ее уплаты при обжаловании, поскольку решением суда первой инстанции в удовлетворении иска было отказано.

[Определение ВАС РФ от 17.03.2009 № 2904/09 по делу № А45-1499/200846/17]

В передаче дела по иску о признании недействительным решения налогового органа, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 129.2 НК РФ, за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 17.03.2009 № ВАС-2643/09 по делу № А73-5267/2008-21]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления суммы налога на прибыль, пени для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как предприятием правомерно выбран метод определения выручки за реализованные услуги по хранению отработанного ядерного топлива исходя из сумм фактических затрат, так как конкретные сроки выполнения этапов обращения с отработанным ядерным топливом не установлены.

[Определение ВАС РФ от 17.03.2009 № ВАС-2489/09 по делу № А76-2569/08-41-84]

В передаче дела по заявлению в части признания недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суды установили отсутствие доказательств того, что налог исчислен неверно в результате виновных, неправомерных действий налогоплательщика, направленных на получение налоговой выгоды, и правомерно сделали вывод о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям налогового законодательства.

[Определение ВАС РФ от 17.03.2009 № ВАС-592/09 по делу № А60-1270/2008]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС, пеней, штрафа, уменьшения предъявленных к возмещению из бюджета сумм НДС для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, правомерно удовлетворяя заявление, исходил из оценки документов, представленных в судебном заседании налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту проверки налогового органа.

[Определение ВАС РФ от 17.03.2009 № ВАС-3224/09 по делу № А64-7553/07-19]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС, ЕСН и НДФЛ, пеней и налоговых санкций для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как в каждом году проверяемого налогового периода выручка предпринимателя превышала лимит, установленный для применения упрощенной системы налогообложения, в связи с чем у него возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги по общепринятой системе налогообложения.

[Определение ВАС РФ от 17.03.2009 № ВАС-3175/09 по делу № А43-18853/2007-35-648]

Где найти:
ИБ Решения высших судов

Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС удовлетворено правомерно, так как заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС.

[Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2009 № КА-А40/1450-09 по делу № А40-21346/08-14-68]

Наличие у налогоплательщика переплаты по НДС не является достаточным основанием для принятия решения о возмещении НДС без проверки документов, обосновывающих правомерность заявленной к возмещению суммы налога.

[Постановление ФАС Московского округа от 05.02.2009 № КА-А40/18-09 по делу № А40-26052/08-126-53]

Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС и обязании налогового органа возместить НДС путем возврата удовлетворено правомерно, так как налогоплательщиком представлены в налоговый орган документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС и свидетельствующие о наличии у заявителя права на возмещение НДС.

[Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2009 № КА-А41/13022-08 по делу № А41-2554/08]

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль отказано правомерно, так как представленные заявителем в налоговый орган документы, выставленные контрагентом, не соответствуют требованиям НК РФ.

[Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2009 № КА-А40/301-09 по делу № А40-15716/08-126-52]

Заявление о признании незаконными действий налогового органа по проведению зачета переплаты по налогу на прибыль организаций в счет уплаты пени по налогу на доходы физических лиц удовлетворено правомерно, так как налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания пени в связи с истечением срока, он лишен возможности проводить зачет переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты задолженности по пене.

[Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2009 № КА-А40/1776-09 по делу № А40-50408/08-141-195]

Заявление о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налогов и пени за счет денежных средств на счетах заявителя в банках и незаконными действий по предъявлению инкассовых поручений удовлетворено правомерно, так как оспариваемые решение и действия налогового органа не соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ и нарушают права и законные интересы заявителя.

[Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2009 № КА-А40/122-09 по делу № А40-8704/08-114-37]

Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой,

руководителем сектора подготовки
справочной
и аналитической информации
группы компаний «ЭЛКОД»

новые документы для бухгалтера

Новости

По основным средствам третьей – седьмой амортизационных групп, введенным в эксплуатацию в декабре 2008 г., с 2009 г. можно применять амортизационную премию в размере 30 процентов.
[Письмо Минфина России от 11.03.2009 № 03-03-06/1/121]

В соответствии с новой редакцией п. 9 ст. 258 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2009 г., налогоплательщик вправе единовременно признавать расходы на капитальные вложения по основным средствам, относящимся к третьей – седьмой амортизационным группам, в размере до 30 процентов от их первоначальной стоимости. Эта амортизационная премия также применяется к расходам на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию указанных основных средств.
Минфин пришел к выводу, что амортизационную премию в размере 30 процентов можно применять и по тем основным средствам, которые были введены в эксплуатацию в декабре 2008 г. Объясняется это следующим: в силу п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений признаются в том периоде, на который приходится дата начала амортизации соответствующих основных средств. При этом на основании п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основное средство было введено в эксплуатацию. Соответственно, если оно введено в эксплуатацию в декабре 2008 г., то амортизация по нему начинает начисляться с января 2009 г., а основания для включения ее в расходы возникают в 2009 г.

С 1 января 2009 г. выплаты членам совета директоров можно включить в расходы, только если с ними заключены трудовые или гражданско-правовые договоры.

[Письмо Минфина России от 12.03.2009 № 03-03-06/1/123]

1 января 2009 г. вступил в силу п. 48.8 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которым суммы вознаграждений и иных выплат членам совета директоров не признаются расходом по налогу на прибыль. Соответственно, с начала текущего года вознаграждения, а также суммы компенсации затрат, выплачиваемые членам совета директоров в связи с исполнением их обязанностей по решению общего собрания акционеров, в расходы не включаются.
Однако у хозяйственных обществ есть иной вариант признания подобных затрат. Минфин напоминает, что выплаты физлицам на основании трудовых или гражданско-правовых договоров относятся на расходы в общеустановленном порядке. Соответственно, если члены совета директоров или наблюдательного совета являются работниками налогоплательщика или оказывают ему услуги по гражданско-правовому договору, все выплаченные им вознаграждения и компенсации можно включить в расходы.

Комментарии

Каким способом налогоплательщик может передавать в инспекцию декларации в электронном виде?

[Письмо Минфина России от 10.03.2009 № 03-02-07/1-119]

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В инспекцию декларация подается по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к ней в соответствии с НК РФ (абз. 1 п. 3 ст. 80). Причем налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации с численностью сотрудников выше указанного предела должны представлять декларации только в электронном виде (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ). Финансовое ведомство отметило, что эта обязанность считается исполненной, если соответствующие данные переданы с использованием телекоммуникационных каналов связи. Связано это с тем, что п. 4 ст. 80 НК РФ предусматривает следующее: Минфин должен определить Порядок представления декларации в электронном виде. До момента его утверждения действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (ст. 78 Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ). В соответствии с п. 5 разд. I указанного Порядка подача декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи производится через специализированного оператора связи. Именно поэтому, как считает Минфин, представить декларацию в электронном виде без использования телекоммуникационных каналов связи нельзя.
Однако данная позиция является спорной по следующим основаниям.
Во-первых, п. 4 указанного Порядка (утв. приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169) установлено, что передача декларации по телекоммуникационным каналам связи осуществляется при наличии у налогоплательщика и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки. Соответственно, если таковых нет, налогоплательщик должен подать декларацию в электронном виде иным способом, поскольку эта обязанность с него не снимается.
Во-вторых, подп. «а» п. 25 ст. 54 Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ полномочия по утверждению Порядка представления декларации в электронном виде переданы Минфину. Действительно, ст. 78 этого Закона предусмотрено, что до утверждения Минфином указанного Порядка следует руководствоваться Порядком, утвержденным ранее МНС России. Однако приказ МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 регулирует только один из способов представления декларации в электронном виде – посредством телекоммуникационных каналов связи, подачи же декларации иным способом он не предусматривает. Таким образом, в настоящее время нет нормативно-правового акта, устанавливающего порядок подачи декларации в электронном виде, как того требует абз. 4 п. 4 ст. 80 НК РФ.
В-третьих, в рассматриваемой ситуации арбитражные суды отмечают, что согласно абз. 1 п. 3 ст. 80 НК РФ декларация в электронном виде подается по установленным форматам. Такой Формат утвержден приказом МНС России от 22.12.2003 № БГ-3-13/705@, в котором указано, что данные в декларации представляются в виде текстовых файлов с кодировкой DOS, передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи. Кроме того, суды отмечают, что действующим законодательством о налогах и сборах установлена безусловная обязанность налогоплательщиков (среднесписочная численность работников которых свыше 100 человек) представлять декларации в электронном виде, но не предусмотрен способ, посредством которого они могут быть направлены в инспекцию (постановления ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 № А55-15020/07, от 17.07.2008 № А55-17524/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2007 № А58-2710/07-Ф02-7689/07).
Таким образом, передача декларации по телекоммуникационным каналам связи не является единственным способом ее представления в электронном виде, поскольку Налоговый кодекс РФ такого требования не содержит. Следовательно, подавать декларацию в электронном виде можно и на любом ином носителе (дискете, CD-диске, flash-карте).
В заключение следует отметить, что нельзя привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ за направление декларации не по телекоммуникационным каналам связи, а на ином носителе, поскольку данная норма предусматривает ответственность только за непредставление декларации в установленный законом срок. Этот вопрос уже рассматривался в обзоре Новые документы для бухгалтера (см. выпуски от 06.02.2008 и от 19.01.2007).

Обзор подготовлен специалистами
компании «Консультант Плюс»

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 12089/08

«Заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности удовлетворено, так как проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.25 КОАП РФ»


Суть спора

Индивидуальный предприниматель (далее – Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Росфиннадзора (далее – Административный орган), которым Предприниматель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа.
В качестве объективной стороны состава административного правонарушения Предпринимателю, являющемуся гражданином РФ, вменялось осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в получении от иностранного гражданина в качестве платы за товары наличных денежных средств в валюте РФ. По мнению административного органа, Предприниматель при совершении такой валютной операции допустил нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции требование Предпринимателя было удовлетворено.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении требования отказал. Отменяя решение, суд кассационной инстанции сделал вывод о правомерности привлечения Предпринимателя к административной ответственности, исходя из того, что указанная валютная операция совершена с нарушением установленного порядка.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции Предприниматель просил его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты РФ на законных основаниях, а также использование валюты РФ в качестве средства платежа. Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона валютой РФ признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, являются нерезидентами.
В связи с изложенным получение Предпринимателем от иностранного гражданина в счет передачи последнему товаров, наличных денежных средств в валюте РФ является валютной операцией.
Президиум ВАС РФ указал, что, исходя из части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ, так и валютные операции, совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Президиум ВАС РФ отметил, что в валютном законодательстве РФ не содержится запрета на получение физическим лицом, являющимся гражданином РФ, от нерезидента наличных денежных средств в валюте РФ в качестве платы за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Исходя из статьи 6 Закона о валютном регулировании, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных Законом, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством. Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены. Согласно части 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании в случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с названным Законом, валютные операции осуществляются без ограничений.
Таким образом, валютная операция, совершаемая при получении российским физическим или юридическим лицом от иностранного гражданина либо организации в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте РФ, не запрещенная законом и не ограниченная требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
С учетом изложенного Президиум ВАС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции, решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

ликбез

Об отдельных вопросах исчисления и взыскания алиментов

Разъясните, пожалуйста, каким образом будут исчисляться алименты на несовершеннолетнего, если плательщик не имеет заработка? Можно ли потребовать с него выплаты алиментов за предыдущий период? Существует ли возможность взыскать присужденные алименты и задолженность по ним с безработного?

Лица, имеющие право на получение алиментов на несовершеннолетних детей, вправе обратиться в суд по месту своего жительства с требованием об их взыскании независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если они не выплачивались ранее по соглашению об уплате алиментов. По общему правилу алименты присуждаются с момента обращения в суд. Однако возможно взыскание алиментов и за прошедший период – в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств, но они не были получены вследствие уклонения плательщика (ст. 107 Семейного кодекса РФ – далее СК РФ).
Согласно ст. 81 СК РФ в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, не имеет постоянного заработка или его заработок носит нерегулярный характер, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме. Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств.
В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда. Важно знать, что в соответствии с положениями Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 года при индексации сумм алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, должен применяться минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ, составляющий с 1 января 2009 года 4 330 рублей. Размер задолженности по алиментным обязательствам за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось и в течение которого обязанное уплачивать алименты лицо не работало (не были представлены документы, подтверждающие его заработок), исчисляется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (сведения о размере средней заработной платы запрашиваются в органах Федеральной службы государственной статистики).
Кроме того, ст. 115 СК РФ предусмотрена ответственность за несвоевременную уплату алиментов в виде обязанности выплачивать получателю алиментов неустойку в размере 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.
Если и после принятия судом решения плательщик будет пытаться уклониться от уплаты алиментов и задолженности по ним, ссылаясь на отсутствие дохода, следует иметь в виду, что при недостаточности заработка (дохода) судебный пристав, руководствуясь ст. 112 СК РФ, может по исполнительному листу взыскать алименты за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Обращение взыскания производится в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Этот порядок включает в себя такие этапы, как арест (опись) имущества, его изъятие и принудительную реализацию.

Как правильно оформить уменьшение размера алиментов, выплачиваемых ребенку от первого брака, в связи с рождением ребенка в новой семье?

Исходя из того, что существует несколько способов договориться об уплате алиментов, по-разному будут выглядеть и процедуры изменения их размеров.
Так, в случае если изменилось семейное положение одной из сторон, а размер алиментов был установлен решением суда, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты (ст. 119 СК РФ). Это означает, что с рождением второго ребенка вы имеете право обратиться в суд с иском о снижении размера алиментов. В соответствии с правилами, установленными гражданским процессуальным законодательством, срок рассмотрения и разрешения дела составит не более месяца (ст. 154 ГПК РФ). Рассчитывая снизить выплаты на первого ребенка с 25 до 16,5% своего дохода (ст. 81 СК РФ), следует иметь в виду, что при изменении размера алиментов суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон (например, нетрудоспособность членов семьи, которым по закону сторона обязана доставлять содержание, наступление инвалидности либо наличие заболевания, препятствующего продолжению прежней работы, поступление ребенка на работу либо занятие им предпринимательской деятельностью). Важно помнить, что, если первоначально алименты на ребенка были установлены в долях к заработку (иному доходу) ответчика, размер платежей при удовлетворении иска об изменении размера алиментов также должен быть определен в долях, за исключением тех случаев, когда алименты взыскиваются в твердой денежной сумме в соответствии с требованиями закона (ст. 83 СК РФ). В соответствии со ст. 211 ГПК РФ принятое о взыскании алиментов решение суда подлежит немедленному исполнению.
Другой вариант, когда лицо, обязанное уплачивать алименты, и их получатель пришли к взаимному согласию относительно выплаты алиментов без судебных разбирательств и заключили нотариально заверенное письменное соглашение (ст. 100 СК РФ). В такой форме документ имеет силу исполнительного листа. Изменение и расторжение соглашения также производится по взаимному согласию сторон и заверяется нотариусом (ст. 101 СК РФ). При этом односторонний отказ от исполнения обязанности уплачивать алименты или одностороннее изменение условий соглашения не допускаются. Следует знать, что изменить или расторгнуть соглашение можно также через суд в рассмотренном выше порядке искового судопроизводства.
Предваряя частый вопрос о возможности заключения соглашения о выплате алиментов в простой письменной или даже устной форме, поясним: согласно ст. 165 Гражданского кодекса РФ соглашение о выплате алиментов, не заверенное нотариусом, является недействительным, то есть не порождает правовых последствий, лишая получателя права требовать его исполнения. Поэтому если отношения между родителями ребенка позволяют достичь обоюдовыгодной устной договоренности, сумма регулярно производимых выплат не меньше предусмотренной законом и плательщик имеет на руках доказательства своей добросовестности, то такая форма соглашения, по нашему мнению, тоже имеет право на существование.

На вопросы отвечает В.Л. Михайловская,
старший юрист-аналитик
отдела систематизации законодательства
группы компаний «ЭЛКОД»


КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центра

21 апреля

16.30–20.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

12 мая

16.30–20.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 7.7». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

26 мая

16.30–20.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1» (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

Регистрация участников по тел.: (495) 234-36-61, доб. 1278, 1413.

Актуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на апрель 2009 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"