Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Май 2009

пн вт ср чт пт сб вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №9(147), 11 мая 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоЗаконодательство Московской области

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ/НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Аналитический обзор
ВАШЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

О некоторых вопросах защиты прав потребителей в сфере туризма

ОБУЧЕНИЕ/ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

программа работы Учебно-консалтингового центра на май-июнь 2009 года

Новости

Вместо бумажного билета – паспорт

Компания «Российские железные дороги» 25 мая планирует запустить новый проект – продажу железнодорожных билетов по технологии удаленной регистрации.

Покупка электронных билетов для авиапассажиров уже стала привычным делом, а сейчас по пути авиакомпаний решило пойти и ОАО «РЖД». Продажа железнодорожных билетов по технологии удаленной регистрации предоставляет пассажиру право совершить посадку в поезд без оформления бумажного проездного документа.

Пассажиры, купившие железнодорожный билет в Интернете, смогут зарегистрироваться на посадку на сайте РЖД и при посадке в вагон предъявить распечатанный электронный билет и паспорт. За час до отправления поезда электронная регистрация заканчивается. Отказаться от электронного билета пассажир сможет как на сайте РЖД, так и через билетную кассу или платежный терминал самообслуживания.

С 1 июня новый проект стартует в восьми поездах, которые идут из Москвы в Санкт-Петербург, Казань и Горки. Продажу билетов по технологии удаленной регистрации планируется открыть 25 мая. Если эксперимент будет удачным, то с сентября планируется ввести такой порядок во всех поездах на дальних направлениях.

www.vmdaily.ru

Метро: свежие новости

В ближайшие 10 лет метрополитену нарастят еще одну кольцевую линию, а в ближайшие месяцы в вагонах метро появятся кондиционеры.

Этими новостями порадовал всех пассажиров метро глава московского метро Дмитрий Гаев. Он сообщил, что к 2020 году закончится строительство нового кольца (подземное кольцо будет проложено между третьим и четвертым автомобильными кольцами). Его первый участок пройдет от «Делового центра» через «Полежаевскую» и «Динамо» к «Савеловской» и далее. К 2020 году контур замкнется сам собой.

Очень приятной и актуальной в преддверии наступающего лета стала информация о том, что в московском метро в самом скором будущем появятся поезда с кондиционерами. Данное нововведение – шаг навстречу многочисленным просьбам пассажиров. Первые поезда с кондиционерами в салонах начнут курсировать на Калининской линии.

А на Арбатско-Покровской линии появился поезд-галерея «Акварель». Его появление – своеобразный подарок ко дню рождения столичного метро, которому 15 мая исполнилось 74 года. Уникальную картинную галерею на колесах украсили шедевры художников-акварелистов из коллекции Русского музея. Для этого специалисты-искусствоведы отобрали 35 картин кисти Карла и Александра Брюлловых, Исаака Левитана, Ильи Репина, Николая Рериха и других русских художников. Согласитесь, что в таком метро: самом быстром, самом свежем и самом красивом – ездить станет гораздо приятнее!

Блиц-информация

Кто обязан сдавать декларации в электронном виде?

Представлять налоговые декларации в налоговые органы в электронном виде обязаны те налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек, налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел. В иных случаях налогоплательщики представляют налоговые декларации на бумажных носителях или по установленным форматам в электронном виде, сообщает Минфин в письме от 15.04.2009 № 03-02-08/31.

Возраст, с которого можно покупать алкоголь, планируют увеличить.

Мосгордума одобрила законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым реализация пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается исключительно лицам, достигшим 21 года. Вместе с этим предлагается внести соответствующие поправки в КоАП РФ: увеличить размер штрафных санкций за нарушение правил торговли алкоголем в 5 раз и предусмотреть для виновных лиц наказание в виде дисквалификации сроком до 3 лет.

www.klerk.ru

новое в законодательстве

Федеральное законодательство

Гражданское право

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.2009 № 73-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В некоторые законодательные акты РФ внесены изменения, направленные в том числе на повышение эффективности мер принуждения к исполнению обязательств перед кредиторами.

Изменения внесены, в частности, в Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Так, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» дополнен главой, регламентирующей порядок оспаривания сделок должника. В частности, сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после его принятия, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка). Сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований.

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Опубликован в «Российской газете», № 78, 05.05.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.04.2009 № 368

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минэкономразвития РФ.

В соответствии с дополнениями, внесенными в Положение о Министерстве экономического развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 437, Минэкономразвития РФ осуществляет подготовку и представление в Правительство РФ ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Кроме того, в перечень типовых форм, принимаемых Минэкономразвития РФ, включены, в частности: типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; типовая форма акта проверки; типовая форма журнала учета проверок.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.2009 № 76-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"»

Уточнены показатели федерального бюджета на 2009 год.

Из текста Закона исключены слова «и на плановый период 2010 и 2011 годов». Таким образом, основные характеристики федерального бюджета относятся исключительно к 2009 году. Бюджет спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,4 трлн рублей (ранее – 51,47 трлн. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 13 процентов, вместо прогнозируемого ранее на уровне 8,5 процента. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2009 года ожидаются в сумме 6,7 трлн рублей, что на 4,2 трлн рублей меньше объема, прогнозируемого ранее. При этом расходы федерального бюджета увеличены и определены в размере 9,69 трлн рублей вместо установленных ранее в сумме 9,02 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 2,9 трлн рублей.

Опубликован в «Российской газете», № 79–80–81, 06.05.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.2009 № 77-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"»

Уточнены показатели бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 год.

Из текста Закона исключены слова «и на плановый период 2010 и 2011 годов». Таким образом, основные характеристики бюджета относятся исключительно к 2009 году. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета увеличен с 3 217 490 760,8 тыс. рублей до 3 282 951 083,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 925 427,0 тыс. рублей (ранее – 2 753 027,0 тыс. рублей). Увеличен также общий объем расходов бюджета до 3 041 483 420,5 тыс. рублей. Увеличиваются, в частности, ассигнования на выплату базовой части трудовой пенсии, компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а также на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.

Опубликован в «Российской газете», № 74, 28.04.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.2009 № 78-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"»

Уточнены показатели бюджета Фонда социального страхования на 2009 год.

Из текста Закона исключены слова «и на плановый период 2010 и 2011 годов». Таким образом, основные характеристики бюджета относятся исключительно к 2009 году. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета снижен с 445 133 616,5 тыс. рублей до 415 008 261,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 94 291 364,0 тыс. рублей, вместо запланированных ранее 70 568 364,0 тыс. рублей. Одновременно уменьшен общий объем расходов бюджета Фонда до 414 063 876,3 тыс. рублей (раннее расходы планировались в сумме 447 188 618,9 тыс. рублей).

Опубликован в «Российской газете», № 74, 28.04.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.2009 № 67-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 217 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Компенсация части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях включена в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ.

С 1 января 2007 года вступили в силу дополнения в Закон РФ «Об образовании», предусматривающие выплату компенсации родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Статья 217 НК РФ дополнена пунктом 42, предусматривающим освобождение от налогообложения НДФЛ указанных доходов физических лиц.

Опубликован в «Российской газете», № 78, 05.05.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.03.2009 № 19н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РЕГИСТРАЦИИ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.04.2009 № 13829.

Разработан Административный регламент исполнения ФНС РФ государственной функции по регистрации контрольно-кассовой техники.

В соответствии с утвержденным Регламентом государственную функцию исполняют инспекции ФНС РФ по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции ФНС РФ межрайонного уровня. Исполнение государственной функции включает в себя прием документов от пользователя, их рассмотрение, осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализацию и регистрацию.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 09.04.2009 № МН-22-6/270

[О ПРЕДСТАВЛЕНИИ КРУПНЕЙШИМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ]

Разъяснен порядок представления крупнейшими налогоплательщиками налоговых деклараций через специализированных операторов связи.

ФНС РФ сообщено, что начиная с 30 апреля 2009 года для категории крупнейших налогоплательщиков (с КПП 50), состоящих на учете в межрегиональных и межрайонных ИФНС РФ по КН, межрегиональным инспекциям ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам и управлениям ФНС РФ по субъектам РФ совместно со специализированными операторами связи необходимо обеспечить представление указанными налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) через специализированных операторов связи с использованием ПК «ГНИВЦ-ПРИЕМ» и «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион».

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 17.04.2009 № ШС-22-3/302@

«О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.11.2008 № 224-ФЗ»

Разъяснен порядок налогообложения НДС операций по реализации ценных бумаг, составляющих государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования.

Новым абзацем пункта 3 ст. 161 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) установлено, в частности, что организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами в случаях реализации (передачи) им государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования. На основании подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ ценных бумаг. Таким образом, при реализации ценных бумаг, составляющих казну, покупатели (получатели) указанного имущества, исполняющие обязанности налоговых агентов, должны составить счет-фактуру с отметкой «без НДС», а также представить в налоговые органы декларацию по НДС с включенным в ее состав разделом 9, в котором подлежат отражению операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ ФНС РФ от 17.04.2009 № ММ-7-6/248@

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ОТ 3 НОЯБРЯ 2006 Г. № САЭ-3-09/765@ "ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА"»

В новой редакции изложен Регламент организации работы налоговых органов по размещению в сети Интернет на сайте ФНС РФ сведений о юридических лицах, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации изменений...

Новая редакция разработана в целях повышения эффективности работы налоговых органов по информированию участников гражданского оборота о представлении документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащемся в едином государственном реестре юридических лиц. Также в новой редакции разработана форма, в соответствии с которой предоставляются указанные сведения.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 16.04.2009 № ШС-20-3/480

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Разъяснен порядок применения страховщиками норм законодательства при определении цены договора страхования.

На основании Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по общему правилу цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Вместе с тем согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установленные в соответствии с данным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. Постановлением Правительства РФ утверждены новые страховые тарифы, применяемые с 25 марта 2009 года. ФНС РФ пояснила, что при исполнении контракта, заключенного до 25 марта 2009 года, страховая премия должна рассчитываться исходя из размера страховых тарифов, утвержденных Федеральным законом, требования которого должны быть обязательными для исполнения организациями, осуществляющими деятельность в сфере страхования.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299@

«О РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, В ХОДЕ КОТОРЫХ НЕ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ»

Разъяснен порядок оформления результатов выездной налоговой проверки, в случае если в ходе нее не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Сообщено, в частности, что акт выездной налоговой проверки должен быть составлен как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки осуществляется только в случае выявления налогового нарушения.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 17.04.2009 № ММ-19-3/52

«ОБ ИМУЩЕСТВЕННОМ НАЛОГОВОМ ВЫЧЕТЕ»

Размер имущественного налогового вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья (1 млн рублей или 2 млн рублей) определяется исходя из момента возникновения права на указанный вычет.

Положения Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ), устанавливающие предельный размер имущественного налогового вычета по расходам на приобретение (строительство) жилых помещений в сумме, не превышающей 2 млн рублей, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. ФНС РФ пояснила, что право на получение указанного вычета возникает в налоговом периоде, в котором соблюдены все условия, определенные положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, вне зависимости от периода, когда налогоплательщик нес расходы по покупке, инвестированию или строительству жилого объекта. К документам, подтверждающим право на имущественный вычет в размере 2 млн рублей, отнесены, в частности, свидетельство о праве собственности или договор купли-продажи жилого помещения, прошедшие государственную регистрацию в 2008 году.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 05.03.2009 № 76

«О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2007 Г. № 973»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.04.2009 № 13834.

Разработана форма соглашения между субъектом РФ и Рособразованием о предоставлении субсидии бюджету субъекта РФ на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Утвержденное соглашение определяет права и обязанности его сторон, устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Кроме того, утверждена форма отчета о расходах бюджета субъекта РФ (местных бюджетов) по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 23.03.2009 № 2202-У

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2008 ГОДА № 323-П "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БАНКОМ РОССИИ РОССИЙСКИМ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ КРЕДИТОВ БЕЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ"»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.04.2009 № 13774.

С шести месяцев до одного года увеличен срок предоставления кредитов Банка России без обеспечения.

Соответствующее изменение внесено в Положение ЦБ РФ, устанавливающее порядок и условия предоставления Банком России кредитов в валюте Российской Федерации без обеспечения.

Для проведения операций по предоставлению кредитов заключалось генеральное соглашение по установленной форме. Приложение, содержащее форму генерального соглашения, признано утратившим силу. Теперь условия таких соглашений, а также изменения и дополнения к ним будут доводиться Банком России до сведения кредитных организаций.

Значительные изменения претерпел порядок расчета лимита на заявки для i-й кредитной организации, скорректированы условия предоставления кредитов, а также уточнен порядок проведения кредитного аукциона (конкурса заявок от кредитных организаций).

Вводится понятие «конкурентные заявки» (т.е. заявки с указанием размера процентной ставки) и «неконкурентные заявки» (без указания размера процентной ставки). На основании сводного реестра заявок, сформированного по окончании приема заявок, Банком России будет устанавливаться значение процентной ставки отсечения, с учетом значения которой будут заключаться кредитные договоры на основе конкурентных и неконкурентных заявок.

Информация о результатах проведенного аукциона будет раскрываться через ЗАО «Московская межбанковская биржа» и размещаться на сайте Банка России.

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 24, 22.04.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

Информация и информатизация

ПРИКАЗ Минкомсвязи РФ от 23.03.2009 № 41

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ТЕХНОЛОГИЯМ, ФОРМАТАМ, ПРОТОКОЛАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, УНИФИЦИРОВАННЫМ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ПОДСИСТЕМЫ УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЦЕНТРОВ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.04.2009 № 13831.

Определены Требования к технологиям, форматам, протоколам информационного взаимодействия, унифицированным программно-техническим средствам подсистемы удостоверяющих центров общероссийского государственного информационного центра.

Утвержденные Требования устанавливают принципы и необходимые условия функционирования подсистемы удостоверяющих центров общероссийского государственного информационного центра (подсистема УЦ ОГИЦ). Данная подсистема предназначена для оказания государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи, позволяющей однозначно определить (идентифицировать) правомочность уполномоченных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих информационное взаимодействие, дату и время осуществления информационного взаимодействия, а также гарантировать целостность, неизменность и идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим его участником.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

Хозяйственная деятельность

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.2009 № 60-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 1 И 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ"»

Изменен порядок вступления в силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон должен был вступить в силу с 1 июля 2009 года, за исключением отдельных частей статьи 9, для которых был установлен иной срок вступления в силу – 1 января 2010 года. Вносимыми изменениями, во-первых, уточнена сфера действия данного Федерального закона (в частности, включена оговорка, согласно которой его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), а во-вторых, установлен иной порядок вступления его в силу и определен порядок применения отдельных положений. Так, в частности, установлено, что Закон вступает в силу с 1 мая 2009 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу (пункт 6 статьи 3, статья 8, пункт 3 части 8 статьи 9, пункт 1 части 3 статьи 12 вступят в силу с 1 июля 2009 года). Установлено также, что положения данного Закона не применяются к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих до 31 декабря 2009 года включительно.

Опубликован в «Российской газете», № 76, 30.04.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.2009 № 72-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН»

В Российской Федерации увеличены размеры различных социальных выплат.

В частности, с 1 декабря 2009 года размер базовой части трудовой пенсии по старости будет увеличен с 1 950 до 2 562 рублей в месяц, размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности для имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности будет увеличен с 3 900 до 5 124 рублей в месяц, II степень – с 1 950 до 2 562 рублей в месяц, I степень – с 975 до 1 281 рубля в месяц. Увеличены размеры пенсий и иных выплат ветеранам, чернобыльцам, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы и некоторым другим категориям граждан. Увеличены денежные суммы, направляемые на оплату предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Установлена возможность получения единовременной выплаты за счет средств материнского капитала.

Опубликован в «Российской газете», № 78, 05.05.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.04.2009 № 343

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 МАРТА 2008 Г. № 148»

Оплата стоимости путевок в расположенные на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные организации для детей застрахованных граждан будет осуществляться из расчета до 600 рублей на одного ребенка в сутки.

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 5 марта 2008 года № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008–2010 годах». В частности, в наименовании слова «в 2008–2010 годах» заменены словами «в 2009 году». Также установлено, что Фонд социального страхования РФ будет осуществлять для детей застрахованных граждан (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, находящихся в приемных семьях, а также пасынков и падчериц) полную или частичную оплату стоимости путевок в детские санатории – для детей в возрасте от 4 до 15 лет – и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия – для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) – со сроком пребывания 21–24 дня из расчета до 600 рублей (в прежней редакции – в 2008 году – до 535 рублей, в 2009 году – до 570 рублей и в 2010 году – до 604 рублей на одного ребенка в сутки).

Опубликовано в «Российской газете», № 76, 30.04.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

Московское законодательство

Гражданское право

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.04.2009 № 315-ПП

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВО ВЛАДЕНИЕ И (ИЛИ) В ПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОБРАЗУЮЩИМ ИНФРАСТРУКТУРУ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Утверждено Положение о порядке ведения Перечня государственного имущества…

Положение определяет механизм ведения указанного Перечня государственного имущества, цели его создания, принципы и основы его ведения, полномочия и ответственность Департамента имущества города Москвы, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы в создании и ведении Перечня.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Информация и информатизация

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Москвы от 27.04.2009 № 789-РП

«ОБ ИЗМЕНЕНИИ РАЗМЕРА БАЗОВОЙ СТАВКИ ПРИ РАСЧЕТЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА УСТАНОВКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ НА ИМУЩЕСТВЕ ГОРОДА МОСКВЫ»

Изменен размер базовой ставки при расчете размера платы за установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы.

В целях обеспечения проведения единой политики по предотвращению возможных негативных последствий в рекламной отрасли в условиях нестабильной экономической ситуации на период с 1 марта по 31 декабря 2009 года на 30% снижена базовая ставка для расчета размера платы за установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы.

Документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

Московская область

Финансы. Налоги

ЗАКОН Московской области от 10.04.2009 № 27/2009-ОЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О БЮДЖЕТЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"»

Вступил в силу на следующий день после его официального опубликования.

В Закон Московской области «О бюджете Московской области» внесены изменения.

Согласно внесенным изменениям бюджет Московской области на 2009 год уменьшен по доходам до 275 056 250 тыс. рублей и по расходам до 283 990 990 тыс. рублей.

Утверждена Методика распределения между муниципальными районами Московской области субвенций на предоставление бюджетам городских и сельских поселений субсидий на частичное финансирование расходов на содержание, ремонт автомобильных дорог, передаваемых в 2009 году из государственной собственности Московской области в собственность указанных поселений, и уплату по ним налога на имущество.

Изложены в новой редакции некоторые приложения к Закону.

Опубликован в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 70, 14.04.2009.

Где найти:

ИБ Московская область

Обзор подготовлен специалистами отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть в составе расходов дебиторскую задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление с указанием соответствующей причины невозможности взыскания, если по данной задолженности срок исковой давности не истек и должник не ликвидирован?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 21.04.2009 № 03-03-06/1/271]

Пунктом 2 ст. 266 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли. Минфин РФ разъяснил, что для признания задолженности безнадежной достаточно наличия хотя бы одного из оснований, перечисленных в п. 2 ст. 266 НК РФ, в т.ч. невозможность исполнения на основании акта государственного органа. Поскольку служба судебных приставов и ее территориальные подразделения являются федеральными органами исполнительной власти РФ, то дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление с указанием соответствующей причины невозможности взыскания, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и включается в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

ВОПРОС: Организация в 2008 г. предоставила работнику денежный заем со сроком погашения в 2010 г., проценты по которому начисляются ежемесячно, а их выплата планируется после погашения основной суммы займа в 2010 г. Возникает ли при этом у работника в 2008 и 2009 гг. доход в виде материальной выгоды, полученный от экономии на процентах за пользование заемными средствами, при исчислении НДФЛ?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 21.04.2009 № 03-04-06-01/102]

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ налоговая база по НДФЛ с материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от экономии на процентах, определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Учитывая положения подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ, устанавливающего дату фактического получения дохода, а также то, что заем предоставлен работнику в 2008 г. с условием погашения процентов в 2010 г., доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами в 2008 и 2009 гг. у работника не возникает.

ВОПРОС: В отношении организации проведена налоговая проверка, по результатам которой в адрес организации выставлено требование об уплате налога, пеней, штрафа. Впоследствии решением арбитражного суда сумма налога и штрафа была уменьшена. Обязан ли налоговый орган направлять организации уточненное требование об уплате налога, штрафа?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.04.2009 № 03-02-07/1-191]

Правило ст. 71 НК РФ предусматривает обязанность налогового органа направить налогоплательщику уточненное требование в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налогов (пеней) изменилась после направления ему требования об их уплате. При этом обязанность по уплате налога согласно ст. 44 НК РФ возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Минфин РФ полагает, что налоговый орган не обязан направлять налогоплательщику уточненное требование об уплате налога, пеней, штрафа на основании вступившего в законную силу решения суда о признании частично недействительным решения налогового органа о взыскании налога, пеней, штрафа, т.к. НК РФ не предусматривает изменение обязанности по уплате налога по указанному основанию.

ВОПРОС: ...ООО арендует нежилое помещение на основании заключенного на 11 месяцев договора аренды, согласно которому договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если после истечения срока аренды арендатор продолжает пользоваться помещениями, а арендодатель не возражает против этого. Вправе ли ООО уменьшить налог на прибыль на сумму арендной платы по истечении 11 месяцев без госрегистрации договора аренды?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 14.04.2009 № 03-03-06/1/241]

Правовые отношения сторон, возникающие вследствие заключения договора аренды, регулируются положениями гл. 34 «Аренда» ГК РФ. Согласно ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, то он считается заключенным на неопределенный срок. Это означает, что ст. 610 ГК РФ не относит срок аренды к существенным условиям договора в силу закона и допускает заключение договора без определения срока его действия. Кроме того, отвечая на вопрос, Минфин РФ ссылается на п. 11 письма ВАС РФ от 16.02.2001 № 59, в котором разъяснено, что договор аренды, заключенный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается. Следовательно, расходы организации по договору аренды помещения под офис, заключенному в установленном законодательством порядке, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: Вправе ли банк отказать в исполнении инкассового поручения налогового органа на перечисление взыскиваемых сумм в бюджетную систему РФ, присланного в банк с нарушением срока, установленного п. 4 ст. 46 НК РФ? Какой документ для банка будет являться документом, подтверждающим пропуск налоговым органом срока направления инкассового поручения?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 27.04.2009 № 03-02-07/1-202]

Минфин РФ подчеркнул, что ст. 46 НК РФ не предусмотрено право банков не исполнять поручение налогового органа на перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ, если налоговым органом пропущен срок, указанный в п. 4 данной статьи, а также не определен порядок направления такого поручения в банк. В этой связи, как считает Минфин РФ, если поручение направляется налоговым органом в банк почтовым отправлением с уведомлением о вручении (или без уведомления), то даты его отправки и получения определяются датами, указанными на календарных штемпелях соответственно уведомления о вручении почтового отправления или на конверте этого отправления.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

СТАТЬЯ: «Мобильные» разговоры сотрудников

[М.Р. Зарипова, «Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 4]

В современных условиях услуги сотовой связи становятся все более востребованными. Как показывает практика налоговых проверок, обосновать расходы на мобильную связь порой бывает очень проблематично. В статье даются ответы на следующие вопросы: обязательно ли для подтверждения расходов на услуги сотовой связи представлять детализированный счет, можно ли учесть подтвержденные телефонными и интернет-картами расходы на оплату переговоров по сотовому телефону, осуществленных в нерабочее время; услуг связи и др. Говоря о налогообложении, автор касается вопроса: возникают ли после приобретения и передачи сотрудникам сотовых телефонов объекты налогообложения ЕСН и НДФЛ?

СТАТЬЯ: Учет операций по документам, полученным несвоевременно

[Е. Корнетова, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, № 15]

Часто в организацию поступают первичные документы и счета-фактуры, относящиеся к прошлым отчетным и налоговым периодам. В этом случае у бухгалтера возникает вопрос о том, как правильно отразить операции по таким документам. В статье на условных примерах разъяснено, какой датой необходимо провести документы в бухгалтерском учете и каковы налоговые последствия по НДС и налогу на прибыль. При этом автор рассматривает несколько ситуаций, например: документы поступили после закрытия месяца, но бухгалтерская и налоговая отчетность за отчетный период еще не сдана; документ поступил после закрытия года, к которому он относится, причем отчетность за этот год утверждена и представлена заинтересованным пользователям, и др. Кроме того, освещены проблемы корректировки налоговых обязательств в этих ситуациях.

СТАТЬЯ: Имущество стоимостью до 20 000 рублей. На что обратят внимание ревизоры?

[И. Зернова, «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2009, № 4]

В связи с выходом новой Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, порядок ведения бюджетного учета претерпел существенные изменения, в т.ч. в части учета основных средств. Автор знакомит читателей с новыми правилами учета основных средств, акцентируя их внимание на следующих позициях: выполнение правил учета основных средств, своевременное внесение изменений в регистры бухгалтерского учета, организация учета имущества стоимостью до 3 000 руб. Наряду с теоретической частью статья включает примеры отражения в регистрах бухгалтерского учета различных хозяйственных операций, связанных с основными средствами, например, при приобретении учреждением за счет средств бюджетного финансирования оборудования с различной стоимостью.

СТАТЬЯ: НДС при СМР для собственного потребления

[В. Авдеев, «Аудит и налогообложение», 2009, № 3]

В наши дни многие компании занимаются строительством в собственных интересах. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления признается объектом налогообложения НДС. Как свидетельствует практика, порядок исчисления НДС по данному объекту налогообложения вызывает ряд вопросов у налогоплательщиков и становится предметом многочисленных налоговых споров. Автор останавливается на особенностях данного объекта налогообложения, а также раскрывает порядок исчисления суммы НДС, уплаты его в бюджет и применения вычетов. Так, говоря о применении налоговых вычетов, автор напоминает читателям об обязанности налогоплательщика выписывать счета-фактуры при выполнении СМР для собственного потребления. Также обращено внимание на то, что налогоплательщик НДС, строящий объект хозяйственным способом, имеет право на получение вычета по НДС, исчисленного с объема СМР, который применяется им на момент определения налоговой базы, т.е. в последний день соответствующего налогового периода по НДС.

СТАТЬЯ: Обособленный налог на прибыль

[И. Осокина, «Московский бухгалтер», 2009, № 3]

Статья посвящена проблемам, возникающим при исчислении налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения. Особенно острой является проблема расчета и уплаты данного налога в том случае, если обособленные подразделения зарегистрированы в иных субъектах, нежели головная организация, и одно или несколько из них ликвидируются. В первом разделе статьи показано, как определить размер подлежащих уплате сумм налога на прибыль в каждый из региональных бюджетов. Во втором разделе автором освещены особенности заполнения декларации по налогу на прибыль при ликвидации филиала.

СТАТЬЯ: Мероприятия по сокращению численности или штата работников

[С. Ливена, «Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2009, № 3]

Реорганизация предприятия - сложная многоэтапная процедура, затрагивающая разные направления деятельности организации, в т.ч. грамотное оформление (переоформление) взаимоотношений с работниками организации. Одним из вариантов изменения трудовых отношений является сокращение численности или штата сотрудников. Для того чтобы помочь провести данную процедуру с соблюдением всех требований законодательства, автор предлагает вниманию читателям пошаговую процедуру сокращения численности (штата) применительно к организациям, в которых не был образован профсоюз. Данная краткая инструкция-памятка поможет работодателю избежать возможных судебных процессов по поводу незаконных увольнений работников в связи с сокращением.

ВОПРОС: В нашей организации сокращается штат. Один из работников, уведомленный об этом, решил уволиться сам - перевестись в другую организацию. Сохраняется ли за ним право на отпуск в таком случае? Нужно ли выплачивать выходное пособие в размере среднего заработка?

[А.И. Сувернева, «Отдел кадров», 2009, № 3]

При ответе на вопрос автор поясняет, что в данной ситуации порядок прекращения трудового договора регулируется п. 5 ст. 77 ТК РФ, т.е. основанием расторжения договора является перевод работника по его просьбе или с согласия на работу к другому работодателю. Следовательно, выплата пособий, предусмотренных трудовым законодательством в связи с расторжением договора при сокращении численности или штата, работнику не производится. Что касается права на использование оплачиваемого отпуска на новом месте работы, то оно возникает по истечении 6 месяцев или ранее – по соглашению сторон.
Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Судебная практика

Гражданское право

В передаче дела по иску о признании недействительным договора купли-продажи здания для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, сделал обоснованный вывод о том, что спорная сделка являлась возмездной, она фактически исполнена, истцом не представлено доказательств притворности оспариваемой сделки.

[Определение ВАС РФ от 21.04.2009 № ВАС-9588/08 по делу № А60-5281/2007-СР]

В передаче дела по иску о признании недействительным решения генерального директора закрытого акционерного общества об учреждении общества с ограниченной ответственностью и внесении в уставный капитал общества теплохода для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как вступившим в законную силу судебным актом признано недействительным решение общего собрания акционеров, на основании которого было принято оспариваемое решение.

[Определение ВАС РФ от 21.04.2009 № ВАС-5895/08 по делу № А40-66763/06-138-483]

В передаче дела по иску о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка и пени для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как при удовлетворении иска судом сделан обоснованный вывод о наличии у ответчика задолженности по внесению арендных платежей.

[Определение ВАС РФ от 21.04.2009 № ВАС-4819/09 по делу № А21-1167/2008]

В передаче дела по иску о понуждении к исполнению договора поставки и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как при удовлетворении иска судом сделан обоснованный вывод о наличии у ответчика обязанности поставить оплаченный истцом товар.

[Определение ВАС РФ от 21.04.2009 № ВАС-4672/09 по делу № А57-13721/08-34]

В передаче дела по заявлению о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ. Дело направлено на рассмотрение в суд кассационной инстанции для проверки правильности применения судом первой инстанции при принятии обжалуемого определения норм материального и процессуального права.

[Определение ВАС РФ от 21.04.2009 № 7857/08 по делу № А80-39/2008(б)]

В передаче дела по заявлению о признании незаконными действий органа местного самоуправления по проведению аукционных торгов для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности действиями по проведению торгов не нарушены, наличие нарушений порядка проведения торгов и преимущественного права на покупку объекта недвижимости заявителем не доказано.

[Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-5067/09 по делу № А65-10389/2008]

В передаче дела по иску о взыскании излишне уплаченной провозной платы и процентов за пользование чужими денежными средствами для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суды при отказе в удовлетворении иска пришли к обоснованному выводу о правомерности расчета провозной платы, произведенной по тарифу, действующему в спорный период.

[Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-4989/09 по делу № А73-9549/2008]

В передаче дела по иску о взыскании стоимости недостачи угля для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как ответчиком полностью оплачена стоимость недостающего груза.

[Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-4831/09 по делу № А57-16569/08-18]

В передаче дела по заявлению об оспаривании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налогов, доначислении НДФЛ, ЕСН для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя требования, обоснованно исходил из позиции Минфина РФ, в соответствии с которой в связи с неясностью законодательства о применении единого налога на вмененный доход перерасчет налоговых обязательств за 2003–2005 годы не производится.

[Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-4492/09 по делу № А06-4370/2008-13]

В передаче дела по иску о признании недействительными торгов по продаже недвижимого имущества, договора купли-продажи и истребовании имущества из незаконного владения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли.

[Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-4271/09 по делу № А74-1967/2007]

Где найти:

ИБ Решения высших судов

Дело по иску в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных в связи с нарушением ответчиком обязательств по договору транспортной экспедиции, направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд не принял во внимание положения статьи 10 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и неправомерно произвел расчет процентов на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ.

[Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2009 № КГ-А41/2776-09-А по делу № А41-23522/08]

В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, понесенных истцом в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору транспортной экспедиции, отказано правомерно, так как истец не доказал факт противоправности действий ответчика, наличие причинной связи между действиями ответчика и наступлением последствий в виде убытков, а также факт и размер убытков.

[Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2009 № КГ-А40/2757-09 по делу № А40-48026/08-37-431]

Дело по иску о взыскании убытков, понесенных в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по договору транспортно-экспедиционного обслуживания, направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд не исследовал вопрос о правах и обязанностях ответчика по указанному договору, кроме того, мотивированное решение суда не содержит подписи судьи.

[Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2009 № КГ-А40/2610-09 по делу № А40-68343/08-22-616]

ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» не устанавливает изъятия предмета лизинга без расторжения договора.

[Постановление ФАС Московского округа от 15.04.2009 № КГ-А40/2706-09 по делу № А40-66040/08-23-582]

Где найти:

ИБ ФАС московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой,

руководителем сектора подготовки

справочной и аналитической информации

группы компаний «ЭЛКОД»

новые документы для бухгалтера

Новости

Понижена ставка рефинансирования ЦБ РФ.

[Указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»]

Совет директоров Центробанка понизил ставку рефинансирования ЦБ РФ на 0,5 процента. С 23 апреля ставка составит 12,5 процента годовых. Напомним, что в последний раз ставка рефинансирования изменялась 1 декабря прошлого года, когда она была повышена до 13 процентов.

Выплата заработной платы в размере менее установленного МРОТ не является налоговым правонарушением.

[Письмо ФНС России от 19.03.2009 № 3-6-04/66 «О налогообложении сумм оплаты труда»]

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Федеральная налоговая служба рассмотрела вопрос о налоговой ответственности за несоблюдение этого требования.

По мнению ФНС, инспекция может привлечь плательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога (в результате занижения базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий). Начисление и выплата заработной платы в размере менее установленного МРОТ не является налоговым правонарушением, поэтому привлечение к налоговой ответственности в данном случае неправомерно.

Однако ФНС отметила, что невыполнение требования о соответствии дохода сотрудника минимальному размеру является нарушением трудового законодательства. Налоговые органы, обнаружив это, вправе направить информацию в территориальные органы Роструда.

Аналогичная ситуация возникает при выплате заработной платы в сумме меньше прожиточного минимума: доначисление в таком случае ЕСН и НДФЛ, определенных расчетным путем, судебная практика признает неправомерным. Более подробно данный вопрос рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

Комментарии

Как исчисляются сроки уплаты авансовых платежей (налога) по земельному налогу и налогу на имущество, если они установлены исходя из количества дней по окончании отчетного (налогового) периода?

[Письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-05-04-01/13]

Полномочия по определению ставок по налогу на имущество организаций в пределах, установленных соответствующей главой НК РФ, а также порядка и сроков его уплаты предоставлены законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а по земельному налогу – представительным органам муниципальных образований. В нормативных правовых актах указанных органов срок уплаты авансовых платежей по налогам может устанавливаться периодом времени, который исчисляется днями либо неделями или месяцами. Минфин отметил, что если срок уплаты авансовых платежей в таких документах установлен, например, не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а работникам организации предоставляются два выходных в неделю, то уплата авансовых платежей за I, II и III кварталы 2009 г. производится соответственно не позже 14.05.2009, 11.08.2009 и 12.11.2009.

Правила расчета сроков, установленных в налоговом законодательстве, закреплены в ст. 6.1 НК РФ. Срок может определяться истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями, а отсчитываться он начинает на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пп. 1, 2 ст. 6.1 НК РФ). Согласно п. 6 указанной статьи срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (за исключением случаев, когда в самой норме указываются календарные дни). Трудовым законодательством предусмотрено, что в зависимости от количества предоставляемых выходных работникам может быть установлена пятидневная или шестидневная рабочая неделя (ст. 111 ТК РФ). Если выходной и нерабочий праздничный дни совпадают, то выходной переносится на следующий после праздничного рабочий день (ст. 112 ТК РФ).

Таким образом, от различий в режиме рабочего времени (при пяти- или шестидневной рабочей неделе), определенном в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте компании, будет зависеть срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу и налогу на имущество организаций. Поэтому необходимо учесть, что сроками уплаты авансовых платежей, указанными в рассматриваемом письме, следует руководствоваться налогоплательщикам, которые предоставляют работникам два выходных в неделю. При шестидневной же рабочей неделе во избежание претензий со стороны налоговых органов данные платежи надо произвести ранее указанных в письме дат, а именно не позднее 07.05.2009, 04.08.2009, 05.11.2009.

Судебное решение недели

При многократном заключении срочных трудовых договоров с одним и тем же сотрудником на компенсацию за неиспользованный отпуск может быть доначислен ЕСН.

[Постановление ФАС Уральского округа от 30.03.2009 № Ф09-1640/09-С3]

Инспекция доначислила организации ЕСН по следующим основаниям. Налогоплательщик систематически заключал с работниками срочные трудовые договоры, по истечении срока которых выплачивались компенсации за неиспользованные отпуска. При этом новые договоры заключались с теми же сотрудниками на следующий день или в течение от одного до трех дней после расторжения предыдущего.

Согласно ст. 238 НК РФ компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении сотрудников, не облагаются ЕСН. Однако суд пришел к выводу, что налог был доначислен правомерно, поскольку организация незаконно заключала срочные трудовые договоры. В соответствии с трудовым законодательством срочные договоры оформляются, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также с лицами, которые принимаются для выполнения заведомо определенной работы (ст. ст. 58, 59 ТК РФ). Поэтому, если срочные трудовые договоры заключаются многократно, а их условия предусматривают исполнение одних и тех же обязанностей, они могут быть признаны заключенными на неопределенный срок. В подкрепление своей позиции кассационная инстанция сослалась на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2, в котором была высказана аналогичная точка зрения. На основании изложенного суд указал, что при наличии постоянной потребности в кадрах и с учетом систематического характера работ трудовые отношения налогоплательщика с работниками должны быть оформлены на неопределенный срок. Поэтому компенсации за неиспользованные отпуска были неправомерно исключены из налоговой базы по ЕСН, так как фактически являются расходами на оплату труда по трудовым договорам.

Аналогичной судебной практики нет, но есть многочисленные примеры противоположных решений (например, постановления ФАС Уральского округа от 21.02.2008 № Ф09-849/08-С2, от 04.02.2008 № Ф09-105/08-С3, от 10.01.2008 № Ф09-10860/07-С2). Более подробно данный вопрос рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

Обзор подготовлен специалистами
компании «Консультант Плюс»

Постановление Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 № 6219/08

«Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС и об обязании возместить сумму налога из бюджета удовлетворено правомерно, так как в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ арендатор вправе был заявить к налоговому вычету сумму НДС, уплаченную в виде арендных платежей, в том числе связанных с оплатой электроэнергии, потребленной при производстве товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ»

Суть спора

Между обществом-арендатором (далее – Арендатор) и обществом-арендодателем (далее – Арендодатель) был заключен продлевающий предыдущие отношения договор аренды, в соответствии с которым Арендодатель передал Арендатору во временное владение нежилые помещения для использования в производственных и административно-бытовых целях. Для предоставления услуг энергоснабжения арендованных площадей и технологического оборудования между данными обществами был заключен ежегодно пролонгируемый договор об обеспечении электроснабжением, одним из положений которого было предусмотрено, что производство расчетов за электроэнергию осуществляется согласно отдельно выставленному Арендодателем счету.

На основании счета-фактуры Арендодатель предъявил Арендатору к оплате 695 813 кВтч потребленной Арендатором электроэнергии за август 2006 года на сумму 1 247 074 рубля 19 копеек, включая НДС (указанное количество электроэнергии подтверждалось справкой Арендодателя, подписанной его главным энергетиком и финансовым директором). Потребленная Арендатором электроэнергия использовалась как для производства продукции на внутренний рынок, так и для производства экспортируемой продукции. Налог Арендатором был уплачен.

По результатам проверки налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2006 года, поданной Арендатором после реализации своей продукции на экспорт, налоговым органом было отказано в возмещении указанного налога. Отказ был мотивирован тем, что Арендодатель, не являясь энергоснабжающей организацией и не поставляя электроэнергию Арендатору, не вправе выставлять счета за потребленную электроэнергию. По мнению налогового органа, оплата таких счетов не подтверждает расходов, понесенных Арендатором в связи с производством экспортируемой продукции.

Не согласившись с решением налогового органа, Арендатор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части отказа в возмещении НДС и об обязании налогового органа возместить данную сумму налога из бюджета.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции требования Арендатора были удовлетворены. Суд установил бесспорность факта использования Арендатором электроэнергии в производственных целях, в том числе и при производстве экспортируемой продукции.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении требований отказал.

Суд кассационной инстанции счел, что Арендатор неправомерно произвел оплату электроэнергии по счету-фактуре, выставленному Арендодателем, и, следовательно, не вправе был предъявлять эти расходы к вычету, исходя из статей 171–173 Налогового кодекса РФ.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора Арендатор просил его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что обжалуемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции – оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В настоящем случае счета выставлялись Арендодателем. В разделе 4 договора аренды стороны установили фиксированную плату за пользование арендуемыми помещениями, не включающую в себя расходы за пользование энергоресурсами (газом, электроэнергией, водопотреблением, телефонной связью и т.д.), которые Арендатор оплачивал на основании отдельно заключенных договоров.

Из содержания приложения № 2 к договору аренды (схема электроснабжения абонента, акт разграничения эксплуатационной ответственности) и договора энергоснабжения следовало, что Арендатор получал электроэнергию в связи с использованием арендуемых производственных помещений. При этом в оплату услуг по электроснабжению, помимо стоимости потребленной Арендатором электроэнергии, Арендодатель включал и аренду предоставленных ему электрических сетей, приборов и установок. Таким образом, арендная плата Арендатора за помещения состояла из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть являлась фиксированной и представляла собой плату за пользование арендуемыми площадями; переменная складывалась из стоимости электроэнергии, газа, водопотребления, телефонной связи и иных коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором.

Президиум ВАС РФ указал, что обеспечение нежилых помещений электроэнергией и другими видами коммунального обслуживания – составляющая права временного владения и пользования арендуемыми помещениями для осуществления арендатором своей производственной деятельности.

Судом первой инстанции было установлено и налоговым органом не оспаривалось, что с энергоснабжающей организацией расчеты за оказанные услуги производились непосредственно Арендодателем. Счет-фактура, по поводу которого возник спор, предъявлялся Арендатору Арендодателем в порядке возмещения расходов на оплату услуг, связанных с передачей электроэнергии, потребленной непосредственно Арендатором. Следовательно, расчеты по указанному счету-фактуре являлись арендным платежом.

Президиум ВАС РФ отметил, что в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ Арендатор вправе был заявить к налоговому вычету сумму НДС, уплаченную в виде арендных платежей, в том числе связанных с оплатой электроэнергии, потребленной при производстве товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ.

С учетом изложенного Президиум ВАС РФ постановление суда кассационной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

ликбез


О некоторых вопросах защиты прав потребителей в сфере туризма

Мы приобрели туристическую путевку за границу, но в последнее время в новостях часто сообщают о землетрясениях в той стране, куда мы собираемся. Имеем ли мы право вернуть путевку турагенту и получить свои деньги обратно?

Как следует из ч. 3 ст. 781 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда невозможность исполнения обязательства возникла вследствие обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Однако Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) предусмотрено, что в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья (в том числе опасности причинения вреда их имуществу), турист и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти: МИД России, МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзора, Росгидромета. В этом случае в соответствии со ст. 14 Закона № 132-ФЗ при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия вам должна быть возвращена денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если бы расторжение договора производилось уже после начала путешествия, вы имели бы право требовать с турагента сумму в размере, пропорциональном стоимости неоказанных услуг.

Если же неблагоприятные погодные явления в предполагаемом месте вашего отдыха не повлекли официальных заявлений органов власти, а информация о них имела место лишь в СМИ, требовать возврата денежных средств следует, ссылаясь на Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно ст. 32 данного закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Аналогичные положения содержатся и в законодательстве об основах туристской деятельности. В соответствии со ст. 10 Закона № 132-ФЗ каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. Землетрясения в данном случае должны рассматриваться как обстоятельства, явившиеся неожиданным препятствием.

Что касается подачи иска, то в соответствии с ч. 2 ст. 452 ГК РФ вы можете заявить свое требование о расторжении договора в суд только после получения отказа турагента по данному требованию либо неполучения ответа в 30-дневный срок. Cт. 17 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что иски могут быть предъявлены по выбору истца (туриста) в суд как по месту нахождения организации ответчика (туроператора или турагента), так и по месту жительства или пребывания истца. Истцы по таким искам от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Мы приобрели путевку в туристическом агентстве, однако условия отдыха были значительно хуже предусмотренных договором. Скажите, на что мы можем рассчитывать в качестве компенсации за испорченный отпуск?

При заключении договора туристическое агентство в соответствии со ст. 4 и ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 6 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» обязано предоставлять полную и достоверную информацию об оказываемых услугах, а также организовать предоставление заявленной услуги в соответствии со взятыми на себя обязательствами. Нарушение этой обязанности дает вам право обратиться с претензией к турагентству (или к туроператору) о нарушении требований законодательства. Ст. 9 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлено, что туроператор несет ответственность перед туристом (заказчиком) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору о реализации туристского продукта. Туроператор отвечает перед туристами (заказчиками) за действия (бездействие) третьих лиц, если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное.

Согласно ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» вы как потребитель, которому своевременно не предоставлена полная и достоверная информация, вправе потребовать соразмерного уменьшения цены услуги, расторжения договора и возмещения понесенных убытков, причиненных недостоверной информацией. Важно знать, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о туристском продукте, туристическое агентство должно исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.

Ввиду того, что для данной категории дел обязателен досудебный порядок рассмотрения спора, необходимо в течение 20 дней со дня окончания действия договора предъявить письменную претензию к турагентству (туроператору) и лишь затем в случае отказа в удовлетворении ваших требований обращаться в суд.

В рассматриваемой ситуации к убыткам следует отнести разницу в стоимости обещанных и фактически предоставленных услуг, вынужденные дополнительные денежные затраты, которые, однако, позиционировались турагентством как входящие в стоимость путевки, например: доплата за гостиницу обещанной категории, затраты на организацию питания, трансфер, экскурсионное обслуживание, если оно было заявлено, но фактически не предоставлялось. В обоснование своих требований необходимо представить акты, чеки, квитанции, справки, проездные билеты и другие документы, подтверждающие фактически предоставленные (непредоставленные) услуги, а также вынужденно произведенные денежные расходы.

Помимо материального, вы в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» вправе потребовать также от турагента в судебном порядке возмещения морального вреда. Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания лица. Это, например, неудобства, связанные с проживанием в гостинице категории ниже заявленной в договоре, затраты времени на организацию мероприятий, которые не были организованы вопреки взятым на себя турагентом обязательствам, утрата душевного спокойствия вследствие непредвиденных денежных затрат, на которые вы не рассчитывали, и т.п.

Размер компенсации определяется судом в каждом конкретном случае, исходя из личности потерпевшего, его оценки допущенных нарушений и их последствий, и осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.


КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

1С:Консалтинг

Программа работы учебного центра

Период

Наименование курса

Объем

Стоимость

19 мая – 22 мая

16.30-20.30

УЧЕБНЫЙ КУРС «Ведение бухгалтерского и налогового учёта в «1С:Бухгалтерия 8.1» Практические навыки работы с программой»

20

4 дня

5700 руб.

Бонус

26 мая – 29 мая

16.30 – 20.30

УЧЕБНЫЙ КУРС "Ведение кадрового учета и расчета заработной платы в программе "1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1"

20

4 дня

5700 руб.

Бонус

02 июня – 05 июня

16.30 – 20.30

УЧЕБНЫЙ КУРС «Ведение бухгалтерского и налогового учёта в «1С:Бухгалтерия 8.1» Практические навыки работы с программой»

20

4 дня

5700 руб.

Бонус

10 июня

15.00-18.00 или

16.00-19.00

NEW Практический семинар

«Учет НДС по операциям с поставщиками и по операциям в условных единицах в программе «1С: Бухгалтерия 8.1»

4

1 день

2875 руб.

Бонус

16 июня-19 июня

16.30 – 20.30

УЧЕБНЫЙ КУРС «Ведение бухгалтерского и налогового учёта в «1С:Бухгалтерия 7.7» Практические навыки работы с программой»

20

4 дня

5700 руб.

Бонус

23 июня- 26 июня

16.30 – 20.30

УЧЕБНЫЙ КУРС "Ведение кадрового учета и расчета заработной платы в программе "1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1"

20

4 дня

5700 руб.

Бонус

Регистрация участников по тел.: (495) 234-36-61, доб. 1278, 1413.

Актуальные релизы конфигураций и форм отчетности

Профессиональное обучение

Программу семинаров на май 2009 года вы можете посмотреть в разделе "Образовательные услуги"