Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Август 2009

пн вт ср чт пт сб вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №15(153), 3 августа 2009 года

содержание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоМосковское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС /ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО / НАЛОГОВЫЙ ЛИКБЕЗ

О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налога на имущество физических лиц

ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ


Новости

Новости Консультант Плюс

В системе КонсультантПлюс – новый Информационный справочник!

В ИБ СПС КонсультантПлюс: Московская область размещена новая справочная информация – Информационный справочник по налогам, сборам и неналоговым доходам, предусмотренным законодательством РФ и Московской области в 2009 году (далее – Справочник).

Справочник подготовлен Министерством финансов Московской области. В нем нашли отражение в обобщенном виде систематизированные сведения об основных положениях нормативно-правовых актов в сфере налогового, бюджетного и административного законодательства Российской Федерации и Московской области, а также гражданского законодательства РФ (данные актуализированы на начало 2009 года).

В Справочнике можно найти информацию об основных элементах федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимах; о неналоговых доходах бюджета, таких как доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий, платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба и иные неналоговые доходы бюджета.

В Справочнике широко представлена информация о нормативно-правовых актах представительных органов местного самоуправления Московской области об установлении местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также информация о показателях, используемых для определения арендных платежей за землю.

Кроме этого в Справочнике подробно изложено законодательство Московской области об административных правонарушениях.

Справочник будет полезным источником информации для широкого круга пользователей: руководителей и сотрудников предприятий и организаций, работников законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также преподавателей и студентов высших учебных заведений, слушателей профессиональных центров и курсов повышения квалификации.

Перерегистрация ООО: доверяйте профессионалам!

За отсутствие списка участников ООО установлен крупный штраф.

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в редакции от 22.12.2008 (далее – Закон) все действующие ООО обязаны обеспечить ведение и хранение списка участников общества.

За отсутствие указанного списка руководитель и общество могут быть привлечены к административной ответственности. Согласно п. 2 ст. 13.25 КоАП на руководителя может быть наложен административный штраф в размере от 2 500 до 5 000 руб., на общество – от 200 000 до 300 000 руб.

Согласно ст. 31.1 Закона все ООО обязаны вести и хранить списки участников общества с момента государственной регистрации. Но, поскольку обязанность по ведению списка появилась с 01.07.2009, то, по мнению начальника юридического департамента группы компаний «ЭЛКОД» Александра Москалева, для обществ, созданных до 01.07.2009, указанный список может быть составлен и принят на хранение с 01.07.2009.

Все клиенты юридической компании ЗАО «ЮНА-Консалт», заключившие договор на перерегистрацию ООО в период с 1 по 31 августа 2009 года, получат Положение о порядке ведения и хранения списка участников общества в дополнение к приобретенным услугам!

Экономьте время и ресурсы!

Новости группы компаний «ЭЛКОД»

В июле 2009 года приобрели крупные комплекты системы КонсультантПлюс и стали нашими партнерами:

  • ООО «КонсалтИнвестментГрупп»
  • ООО «АЛЬТ»
  • ООО «Электромонтажтехнология» и другие компании.

Блиц-информация

Продажу пива в поездах и самолетах предлагают запретить.

Общественная палата России предложила депутатам законодательно запретить продажу пива и напитков на его основе в поездах дальнего сообщения, самолетах и на водном транспорте.

Кроме того, члены Палаты просят депутатов запретить розничную торговлю пивом в залах ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, а также в зданиях государственных и муниципальных органов власти. Принятие этих поправок позволит в значительной мере снизить потребление алкоголя, тем самым сохранить здоровье граждан и улучшить общественный порядок, говорят представители Палаты.

В Госдуму внесен законопроект, требующий предъявлять паспорт при покупке алкоголя и табака.

Законопроект предусматривает право продавца требовать предъявления паспорта у любого покупателя алкогольной и табачной продукции. Согласно идее авторов законопроекта, документ должен оградить молодежь от потребления алкоголя и табачной продукции. Вполне возможно, что в перспективе к покупателю, заведомо ложно обозначившему свой возраст, будут применяться даже административные санкции.

www.klerk.ru

новое в законодательстве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.2009 № 160-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции.

В частности, устанавливается административная ответственность в виде дисквалификации за совершение административных правонарушений физическими лицами, занимающими должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. Устанавливается административная ответственность: за нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа; за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии; за злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов; за непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в органы, уполномоченные на ведение реестров контрактов. Также изменения внесены в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.07.2009 № 584

«ОБ УВЕДОМИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В соответствии с федеральным законом Правительство РФ регламентировало уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности.

С 1 июля 2009 года вступили в силу нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующие уведомительный порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в сферах торговли, бытовых услуг и производства потребительских товаров.

В соответствии с указанным Законом Правительство РФ утвердило перечень работ и услуг, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, порядок представления и учета уведомлений и определило федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать и учитывать уведомления (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное медико-биологическое агентство).

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Гражданское право

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.2009 № 205-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внесены изменения в отдельные законодательные акты, регулирующие институт юридических лиц.

Уточнены нормы, устанавливающие, в частности, порядок оформления сделок по передаче доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, и нормы, регулирующие ведение документации и отчетности сельскохозяйственного кооператива. Установлен порядок обжалования решений органов управления сельскохозяйственным кооперативом. Внесены изменения в статьи Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующие, в частности, ведение реестра акционеров, порядок принятия решений общего собрания акционеров (в т.ч. порядок обжалования решения общего собрания в суд), а также устанавливающие полномочия коллегиального исполнительного органа общества. Арбитражный кодекс РФ дополнен главой, регулирующей рассмотрение дел по корпоративным спорам (в указанный Кодекс внесены и другие изменения).

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.2009 № 190-ФЗ

«О КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ»

Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов определены на законодательном уровне.

В соответствии с принятым Федеральным законом кредитный кооператив является некоммерческой организацией, деятельность которого состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков). Взаимопомощь осуществляется посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кооператива и иных денежных средств, а также посредством размещения этих денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива для удовлетворения их финансовых потребностей.

Действие принятого Федерального закона не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу в иные сроки.

Опубликован в «Российской газете», № 136, 24.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.2009 № 170-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"»

Уточнены положения, связанные с государственной регистрацией некоммерческих организаций.

В частности, предусмотрено, что уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в данном Законе, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации. Установлен срок для принятия решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации – 14 дней, а для уведомления заявителя об отказе или приостановлении государственной регистрации – 3 дня (в настоящее время заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов). Закон вступает в силу с 1 августа 2009 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2010 года.

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.2009 № 174-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

До 1 марта 2015 года продлен срок упрощенного порядка регистрации прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества («дачная амнистия»).

Изменения, связанные с переносом указанного срока с 1 января 2010 года на 1 марта 2015 года, внесены в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 № 213-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"»

Внесены изменения в законодательство РФ, связанные в том числе с отменой с 1 января 2010 года единого социального налога и введением уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Поправки коснулись целого ряда законодательных актов. Наиболее значительные изменения внесены в Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Так, например, уточнены положения Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие порядок зачисления налоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закреплены полномочия ПФР по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в новой редакции изложены положения, устанавливающие тарифы страховых взносов с разбивкой по категориям страхователей и возрастным категориям, а также по периодам уплаты – 2010 год и период 2011–2014 годов.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уточнены формулы расчета размеров трудовых пенсий. В частности, расчет страховой части трудовой пенсии по старости будет осуществляться с учетом «фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии», значительно превышающего размер базовой части трудовой пенсии (1 950 руб. в месяц), применяющейся в настоящее время. Так, например, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам (за исключением достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, установлен в сумме 2 562 руб. в месяц. Лицам, достигшим 80 лет, или инвалидам I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, – в размере 5 124 руб. в месяц.

Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлены более поздние сроки вступления в силу.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.2009 № 204-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, направленные на создание благоприятных налоговых условий для развития малых форм предприятий.

В частности, установлено, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн рублей. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.2009 № 202-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВЫ 23 И 25 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ, ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»

Внесены изменения в главы Налогового кодекса РФ, регулирующие налогообложение налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.

Изменения касаются норм, регулирующих особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, порядок применения социальных и имущественных налоговых вычетов, особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами, а в отношении налога на прибыль организаций – норм, устанавливающих расходы, учитываемые при налогообложении (в данном случае – расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование).

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.2009 № 165-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 346.25.1 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уточнен порядок применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента.

Из упомянутых в статье 346.25.1. Налогового кодекса РФ оснований, по которым индивидуальный предприниматель может быть лишен права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, исключены такие основания, как привлечение им в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) и осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ, которым в указанную статью НК РФ ранее были внесены изменения, при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.2009 № 201-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 346.25.1 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уточнен порядок применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента.

Установлено, что с 1 января 2010 года налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент, в следующих случаях: а) если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения на основе патента, его доходы превысили установленный для данной категории налогоплательщиков размер доходов независимо от количества полученных в указанном году патентов; б) если в течение налогового периода допущено несоответствие требованиям к численности привлекаемых наемных работников.

Суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем, утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, в порядке, предусмотренном для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.2009 № 162-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Отдельные организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

В частности, изменениями, внесенными в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусмотрено, что названные категории организаций и индивидуальных предпринимателей, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 («Сфера применения контрольно-кассовой техники»), при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу). Установлены обязательные сведения, которые должны содержаться в таком документе.

Опубликован в «Российской газете», № 132, 21.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.2009 № 195-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уточнения, касающиеся вопросов реализации процедур банкротства, внесены в отдельные законодательные акты РФ.

Изменения внесены в Налоговый кодекс РФ, в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, установлено, что денежные средства, предназначавшиеся для погашения требований кредиторов первой и второй очереди и оставшиеся на специальном банковском счете должника после полного погашения таких требований, направляются на погашение части обеспеченных залогом имущества должника требований конкурсных кредиторов, не погашенной из стоимости предмета залога в связи с удержанием части стоимости для погашения требований кредиторов первой и второй очереди. Денежные средства, оставшиеся после полного погашения требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредитора, обеспеченных залогом реализованного имущества, включаются в конкурсную массу.

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Труд и занятость

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 № 206-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Трудовой кодекс РФ дополнен новым понятием «стандарты безопасности труда».

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда. Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, вступят в силу 1 января 2010 года.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 № 212-ФЗ

«О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

С 1 января 2010 года вступает в силу Закон, регламентирующий исчисление и уплату страховых взносов в ПФР, ФСС и Фонды обязательного медицинского страхования.

Принятие Закона обусловлено отменой с 1 января 2010 года единого социального налога и введением уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Закон определяет плательщиков страховых взносов; устанавливает базу для их начисления и суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами; определяет расчетный и отчетные периоды. С 1 января 2011 года тарифы страховых взносов составят: в ПФР – 26 процентов; ФСС – 2,9 процента; ФФОМС – 2,1 процента; ТФОМС – 3 процента. Предельный размер облагаемой базы для начисления взносов плательщиками, осуществляющими выплаты физическим лицам, установлен в размере 415 тысяч рублей нарастающим итогом за расчетный период, при превышении которого страховые взносы не взимаются. Данная величина подлежит ежегодной индексации. Контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты страховых взносов осуществляют Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением отдельных его положений, вступающих в силу с 1 января 2011 года.

Опубликован в «Российской газете», № 137, 28.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Хозяйственная деятельность

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.2009 № 164-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы защиты конкуренции.

В частности, в Федеральный закон «О защите конкуренции» введено понятие государственных и муниципальных преференций – предоставления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечит им более выгодные условия деятельности, и установлен порядок их предоставления. Подробно регламентирован порядок проведения проверок антимонопольным органом. Уточнены права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

В связи с принятием Закона внесены изменения, в частности, в Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле», в Федеральный закон «О недрах», в Земельный кодекс РФ, в Градостроительный кодекс РФ, в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».

Опубликован в «Российской газете», № 134, 23.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 № 207-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В целях совершенствования таможенного законодательства внесены изменения в некоторые положения Таможенного кодекса РФ.

В частности, определены особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным; регламентированы обязанности банков, кредитных или страховых организаций, включенных в реестр организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, связанные с соблюдением максимальной суммы банковских гарантий, представлением отчетной документации; установлен порядок обращения взыскания на обеспечение уплаты таможенных платежей и порядок приостановления операций по счетам плательщика таможенных пошлин, налогов в банке; предусмотрена процедура ареста имущества плательщика в качестве способа обеспечения исполнения решения таможенного органа о взыскании таможенных пошлин, налогов. Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2009 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2010 года.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Безопасность и охрана правопорядка

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.2009 № 199-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»

В Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» внесены уточнения, касающиеся порядка регистрации указанных граждан.

В частности, установлено, что заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения. Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Опубликован в «Российской газете», № 133, 22.07.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Московское законодательство

Конституционный строй

ЗАКОН города Москвы от 08.07.2009 № 25

«О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ»

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением статьи 25 и части 1 статьи 26, вступающих в силу с 01.07.2010.

Установлена система правовых актов города Москвы, определены общие принципы правотворчества и другие элементы правотворческой деятельности.

Предусмотрено, что правовые акты образуют единую систему, основанную на принципе верховенства правовых актов большей юридической силы.

Перечислены стадии правотворчества, к которым относятся: планирование правотворчества, разработка проектов правовых актов, рассмотрение проектов правовых актов и их принятие, подписание и опубликование правовых актов, мониторинг правовых актов. Предусмотрены основные требования к каждой из стадий.

Установлены правила юридической техники, в частности, структура правовых актов и юридико-технические требования, которые должны использоваться при их составлении.

Подробно регламентирован вопрос экспертизы проектов правовых актов. Урегулирован порядок принятия (издания), вступления в силу и официального опубликования правовых актов. Регламентированы вопросы действия, изменения, признания утратившими силу, а также отмены правовых актов.

Также определены общие требования к учету, систематизации и хранению правовых актов. Кроме того, предусмотрены меры по реализации правовых актов и осуществлению правового мониторинга.

Опубликован в газете «Тверская, 13», № 90, 21.07.2009, «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 41, 21.07.2009.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: Об обязанности налогоплательщика, освобожденного от уплаты НДС в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ, уплатить в бюджет сумму НДС, в случае если данный налогоплательщик выставил покупателям счет-фактуру с выделением указанной суммы НДС отдельной строкой.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-07-14/69]

На основании п. 1 ст. 145 и п. 5 ст. 168 НК РФ налогоплательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляют без выделения отдельной строкой сумм налога с соответствующей надписью или проставлением штампа «Без налога (НДС)». Таким образом, говорит Минфин РФ, в случае выставления указанными налогоплательщиками покупателям товаров (работ, услуг) счетов-фактур с выделением НДС отдельной строкой вся сумма НДС, указанная в этих счетах-фактурах, подлежит уплате в бюджет в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

ВОПРОС: Могут ли выплаты, производимые организацией своим работникам на основании ст. 236 ТК РФ вследствие нарушения срока выплаты зарплаты, быть квалифицированы как компенсационные выплаты и подлежат ли они налогообложению НДФЛ?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-04-06-01/172]

Основаниями для освобождения от обложения НДФЛ выплат физическому лицу является компенсационный характер этих выплат и наличие соответствующего нормативного акта, предусматривающего такие выплаты. В п. 3 ст. 217 НК РФ сказано, что не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Трудовым законодательством (ст. 236 ТК РФ) предусмотрена обязанность работодателя выплатить работнику денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска и других выплат, причитающихся работнику. На основании вышеприведенных законодательных норм Минфин РФ приходит к выводу, что данная денежная компенсация является доходом работника, освобождаемым от налогообложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

ВОПРОС: О порядке налогообложения НДФЛ доходов граждан Республики Казахстан от источников в Российской Федерации.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.07.2009 № 03-08-05]

В письме подчеркивается, что разные ставки НДФЛ (30% и 13%) применяются в зависимости от налогового резидентства, а не от гражданства физического лица. При этом особый порядок налогообложения доходов граждан по ставке 13% с даты начала работы по найму, длительность которой согласно трудовому договору составляет не менее 183 дней в календарном году, предусмотрен для граждан Республики Беларусь Протоколом к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения, подписанным 24.01.2006. Поскольку аналогичных положений в Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об избежании двойного налогообложения не содержится, налогообложение доходов граждан Республики Казахстан от источников в РФ осуществляется в общем порядке в соответствии с положениями гл. 23 НК РФ.

ВОПРОС: Об отсутствии оснований для отказа в предоставлении вычета по НДС в случае указания в строке 2 счета-фактуры полного или сокращенного наименования продавца товаров (работ, услуг) в соответствии с учредительными документами.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 07.07.2009 № 03-07-09/32]

На основании Приложения № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 451) в строке 2 счета-фактуры указывается полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами. При этом Минфин РФ обратил внимание, что ст. 169 НК РФ не регламентирован порядок указания в счетах-фактурах этих наименований. В этой связи специалисты Минфина РФ полагают, что указание в строке 2 счета-фактуры только полного или только сокращенного наименования продавца, соответствующего учредительным документам, не является основанием для отказа в вычете суммы НДС, предъявленной продавцом и указанной в таком счете-фактуре.

ВОПРОС: О порядке учета при исчислении налога на прибыль у организации-продавца курсовых разниц, начисленных по авансовым платежам, которые выражены в иностранной валюте.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 07.07.2009 № 03-03-06/1/444]

Минфин РФ разъяснил, что в случае предварительной оплаты товара в иностранной валюте у организации-продавца возникает курсовая разница между оплаченной стоимостью товара по курсу ЦБ РФ на дату получения аванса и доходом от реализации, определенным по курсу ЦБ РФ на дату реализации (в части, приходящейся на предварительную оплату). Одновременно у продавца возникают курсовые разницы в виде переоценки валютных ценностей, учитываемые в составе доходов (расходов) для целей налогообложения прибыли. Кроме того, в письме сообщается, что Основными направлениями налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. предусмотрено отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, а доходы, расходы при применении метода начисления будут определяться по курсу ЦБ РФ, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).

ВОПРОС: Вправе ли организация учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль стоимость приобретенных товаров, не реализованных до истечения срока годности, а также затраты на их ликвидацию в связи с истечением срока годности?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 09.06.2009 № 03-03-06/1/374]

На основании положений частей первой и второй ГК РФ каждый случай перехода права собственности (если иное не установлено НК РФ) признается реализацией. Минфин РФ напомнил, что в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, – расходы, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По мнению Минфина РФ, в приведенной ситуации затраты организации, связанные с приобретением товаров и их дальнейшей утилизацией (списанием) в связи с истечением срока годности, не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли, т.к. они не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»


Пресса

СТАТЬЯ: Вычет НДС при возврате аванса

[Н. Яковлева, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, № 28]

Иногда случается так, что контрагенты выписали организации правильно оформленный счет-фактуру на аванс, но впоследствии в силу каких-либо причин поставщику пришлось вернуть организации аванс. Какие сложности возникают при учете такой операции у поставщика и покупателя? Ответ на вопрос можно получить, прочитав статью. В частности, автор, рассматривая ситуацию, возникающую при возврате аванса у продавца, говорит о требованиях, которые должны быть соблюдены при предъявлении исчисленного с аванса НДС: НДС с суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) был ранее уплачен в бюджет; сумма аванса возвращена покупателю; с момента возврата аванса прошло не более 1 года; в бухгалтерском учете отражены операции по возврату аванса. Покупатель также должен выполнить определенные условия для принятия к вычету сумм НДС с ранее уплаченного аванса.

СТАТЬЯ: На какую сумму начислять компенсацию за задержку зарплаты

[«Главная книга», 2009, № 14]

При начислении компенсации за задержку зарплаты у бухгалтеров нередко возникает вопрос о том, рассчитывать ли ее со всей начисленной работнику суммы или только с суммы, причитающейся к выдаче работнику на руки, т.е. за вычетом НДФЛ. В статье приведены формулы расчета минимального размера компенсации за несвоевременную выплату аванса, а также за задержку окончательного расчета (части зарплаты, выплачиваемой по результатам работы за месяц, минус аванс). При этом рассмотрены два варианта определения суммы компенсации за нарушение сроков выплаты окончательного расчета: 1) если аванс выплачен своевременно; 2) если аванс не выплачен ко дню, установленному для выплаты зарплаты по итогам месяца.

СТАТЬЯ: Начисление амортизации в бюджетном учете по новым правилам

[Ю. Васильев, «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 7]

Как известно, с 1 января 2009 года изменились правила начисления амортизации в бухгалтерском учете бюджетных учреждений. По способу начисления амортизации автор выделяет 3 категории основных средств и нематериальных активов: 1-я - амортизация не начисляется, 2-я - начисляется 100%-ная амортизация при выдаче объекта в эксплуатацию, 3-я - амортизация начисляется линейным способом в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. Характеризуя каждую из них, автор показывает, например, как отражаются операции по принятию на учет объектов и их списанию, начислению амортизации в размере 100% балансовой стоимости и др. Статья включает пример – расчет нормы и годовой суммы начисления амортизации после проведения реконструкции объекта.

СТАТЬЯ: Очередной оплачиваемый отпуск: ситуации из практики и их решения

[Е.Л. Джабазян, «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 7]

Летом для бухгалтеров наиболее актуальными вопросами являются вопросы, связанные с оплатой отпускных. Прежде всего автор напоминает читателям основные положения трудового законодательства об отпусках. Далее он переходит к правилам расчета отпускных, в т.ч. работникам, которым установлен неполный рабочий день, иллюстрируя их конкретными примерами. Как исчислить НДФЛ с суммы отпускных и в какие сроки его заплатить в бюджет? Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль расходов в виде сумм начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск, если время отпуска приходится на два отчетных периода? Можно ли учесть суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам к отпуску? Ответы на эти и другие актуальные вопросы даются автором предлагаемой статьи. Кроме того, на условном примере показано, как правильно рассчитать и отразить в учете начисление и выплату пособия по временной нетрудоспособности работнику, заболевшему во время очередного оплачиваемого отпуска.

СТАТЬЯ: Налоговая декларация: работа над ошибками

[Е.П. Зобова, «Налоговая проверка», 2009, № 4]

От ошибок никто не застрахован. Допускаются они и бухгалтерами, причем часто не по их вине, а вследствие, например, задержки получения документов. Иногда необходимо внести изменения в налоговую базу прошлых периодов. Как правило, основными являются ошибки в исчислении налогооблагаемой базы, неправильное применение ставок налогов и просто арифметические ошибки. Статья знакомит читателей с общим порядком внесения исправлений в бухгалтерском и налоговом учете. Отдельный раздел статьи посвящен правилам подачи уточненных налоговых деклараций, а также возможным последствиям за представление таких деклараций в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. Например, налоговое законодательство предусматривает возможность проведения даже повторной выездной налоговой проверки в случае представления уточненной декларации, но только если сумма налога, заявленная в ней, уменьшается по сравнению с ранее заявленной.

СТАТЬЯ: Выплаты работнику при увольнении

[Л.П. Фомичева, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2009, № 12]

Согласно действующему трудовому законодательству всем работникам при увольнении должны быть выплачены заработная плата за время, фактически отработанное в месяце увольнения, а также компенсация за все неиспользованные отпуска. Однако в нынешних условиях кризиса бухгалтеру все чаще приходится рассчитывать выходные пособия, как предусмотренные законодательством, так и инициированные работодателем или работником. В этой ситуации перед бухгалтером встает задача: правильно рассчитать причитающиеся суммы и исчислить все налоги. На решение данной задачи и нацелена статья. Например, в статье содержатся примеры расчета компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия, в сводной табличной форме приводятся размеры выходного пособия в зависимости от оснований расторжения трудового договора. Особое внимание автор уделяет порядку расчета среднего заработка, в т.ч. при повышении окладов, включению в расчет премий и вознаграждений в зависимости от того, полностью или не полностью отработан расчетный период, и т.д.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Судебная практика

Гражданское право

Заявление о взыскании дивидендов возвращено заявителю, так как дела по спорам между акционером и акционерным обществом не отнесены к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № 9192/09]

Заявление о пересмотре в порядке надзора акта суда по делу о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в продлении разрешения на строительство и о понуждении продлить срок действия разрешения возвращено заявителю, так как из представленных материалов не усматривается, что суд принял решение о правах и обязанностях заявителя, в связи с чем на него не распространяются права и обязанности, установленные законом для лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № ВАС-9112/09 по делу № А12-11132/2008]

В передаче дела по иску о признании недействительным договора банковского счета для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как противоречащая закону оспоримая сделка признается судом недействительной и тогда, когда на момент рассмотрения дела в суде она добровольно расторгнута сторонами.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № ВАС-9078/09 по делу № А72-4212/08-31/42]

В передаче дела по иску о взыскании компенсации за неправомерное использование объекта авторского права для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как доказан факт незаконного распространения ответчиком контрафактной продукции, что является нарушением авторских прав истца на аудиовизуальное произведение, поэтому суд правомерно взыскал с ответчика компенсацию в соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах», определив ее размер исходя из характера нарушения.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № ВАС-8882/09 по делу № А82-13352/2008-38]

В передаче дела по иску о признании недействительным договора банковского счета для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку обслуживание счетов бюджетов осуществляется Банком России, только при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций право на обслуживание счетов бюджетов получают кредитные организации, определяемые путем проведения открытого конкурса или аукциона.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № ВАС-8769/09 по делу № А72-4225/08-31/45]

В передаче дела о взыскании задолженности по договору на закупку и поставку продукции для государственных нужд для пересмотра в порядке надзора отказано, так как, утверждая мировое соглашение по делу, суд правомерно учел, что согласно ст. 140 АПК РФ мировое соглашение содержит согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках исполнения ответчиком своих обязательств по договору; доказательств того, что это соглашение нарушает интересы общества или других лиц, ответчик не представил.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № ВАС-8694/09 по делу № А39-5013/2008]

В передаче дела по иску о взыскании суммы убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору на оказание охранных услуг, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что факт ненадлежащего исполнения охранным предприятием обязательств по охране объекта документально не подтвержден, вина сотрудника охранного предприятия в совершении хищения правоохранительными органами не установлена.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № ВАС-8687/09 по делу № А41-К1-18730/07]

В передаче дела по иску об обязании ответчика исполнить договоры на техническое обслуживание и ремонт сетей газопотребления для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № ВАС-8685/09 по делу № А07-16260/2007-Г-ФЛВ]

В передаче дела по заявлению о признании незаконными решения антимонопольного органа об отказе в допуске к участию в аукционе обществ и предписания отменить результаты размещения заказа (аукциона), протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе для пересмотра в порядке надзора отказано, так как достаточные основания для отказа в принятии заявок обществ на участие в аукционе отсутствуют, в связи с чем суд обоснованно признал акты антимонопольного органа недействительными.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № 8471/09 по делу № А65-25220/2008]

В передаче дела по иску о взыскании страхового возмещения, выплаченного в связи с причинением ущерба в результате хищения груза, в порядке суброгации для пересмотра в порядке надзора отказано, так как застрахованный истцом груз похищен вместе со средством перевозки, поэтому довод о том, что хищение произошло не при перевозке, а значит, не является страховым случаем и возмещение необоснованно выплачено истцом, не соответствует фактическим обстоятельствам, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № ВАС-8444/09 по делу № А40-33335/08-22-287]

В передаче дела по заявлению о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым признан факт совмещения предприятием деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии и в соответствии с которым предприятие обязано прекратить такое совмещение путем осуществления реорганизации юридического лица, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку предприятием допущено нарушение закона.

[Определение ВАС РФ от 09.07.2009 № 8396/09 по делу № А40-62410/08-96-280]

Где найти:

ИБ Решения высших судов

В удовлетворении исковых требований об обязании выкупить обыкновенные именные акции отказано правомерно, так как судом установлено несоблюдение истцом порядка, установленного действующим законодательством для подачи требования о выкупе акций.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.07.2009 № КГ-А41/4453-09 по делу № А41-17324/08]

В удовлетворении исковых требований об исключении ответчиков из числа участников общества с ограниченной ответственностью отказано правомерно, так как истцами не доказано наличия у ответчиков статуса участников общества.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.07.2009 № КГ-А40/4682-09 по делу № А40-18622/08-83-124]

В удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора страхования гражданской ответственности качества работ (услуг) отказано правомерно, так как истцом не представлено доказательств того, что ответчик имел умысел на сообщение истцу заведомо ложных сведений об обстоятельствах страхового риска.

[Постановление ФАС Московского округа от 01.07.2009 № КГ-А40/5518-09 по делу № А40-79914/08-13-418]

Где найти:

ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой,

руководителем сектора подготовки

справочной и аналитической информации

группы компаний «ЭЛКОД»

новые документы для бухгалтера

Новости

Инспекция может зачесть налог, излишне уплаченный юрлицом до реорганизации, в счет предстоящих платежей его правопреемника.

[Письмо Минфина России от 01.07.2009 № 03-02-07/1-333]

В соответствии с п. 10 ст. 50 НК РФ если у реорганизуемого юрлица нет задолженности по уплате налога, пеней или штрафов, сумма излишне уплаченного или взысканного налога возвращается его правопреемнику. Минфин указал, что данная статья не запрещает зачесть излишне уплаченный реорганизованной компанией налог в счет предстоящих платежей ее правопреемника. Поэтому инспекция вправе как вернуть правопреемнику сумму излишне уплаченного до реорганизации налога, так и зачесть ее в счет предстоящих платежей.

Позиция финансового ведомства подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2007 № А42-5939/2006, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2007 № Ф08-5021/2007-1895А).

Налоговый орган, пропустивший срок на принудительное взыскание, не вправе зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения пеней.

[Письмо Минфина России от 01.07.2009 № 03-02-07/1-334]

В силу п. 5 ст. 78 НК РФ инспекция вправе самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням или штрафам. При этом излишне уплаченные суммы налогов возвращаются налогоплательщику только после погашения имеющейся у него недоимки по налогам, пеням и штрафам путем зачета излишне уплаченных сумм в счет задолженности (п. 6 ст. 78 НК РФ). Однако Минфин пришел к выводу, что при пропуске инспекцией срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ на принудительное взыскание налога, она не вправе зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения пеней. Объясняется это тем, что провести зачет в счет уплаты задолженности и недоимки, возможность принудительного взыскания которых утрачена из-за пропуска сроков, нельзя. Кроме того, финансовое ведомство указало, что, пропустив срок на принудительное взыскание, инспекция обязана вернуть по письменному заявлению налогоплательщика сумму излишне уплаченного налога. Данная позиция подтверждается судебной практикой (определения КС России от 08.02.2007 № 381-О-П, ВАС России от 02.10.2008 № 12563/08, постановления ВАС России от 20.01.2009 № 10707/08, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2009 № А33-11524/08-Ф02-100/09, от 10.12.2008 № А19-6490/08-Ф02-6177/08, ФАС Московского округа от 30.06.2008 № КА-А40/4642-08, ФАС Центрального округа от 26.05.2009 № А54-5395/2008, от 25.05.2009 № А54-5398/2008С4).

Разъяснен порядок заполнения налоговыми агентами декларации по НДС при расторжении договора и возврате аванса.

[Письмо Минфина России от 02.07.2009 № 03-07-05/25]

Финансовое ведомство рассмотрело порядок заполнения налоговым агентом декларации по НДС при расторжении или изменении условий договора. Так, на основании п. 5 ст. 171 НК РФ к вычету принимается налог, который налоговый агент уплатил в бюджет до расторжения договора и возврата ему суммы авансовых платежей. Специальной строки для отражения таких сумм в декларации нет, из-за чего налоговые агенты фактически не могли воспользоваться своим правом на вычет. В соответствии с п. 25 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС (утв. приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н) суммы аванса, возвращаемого поставщиком, отражаются в графе 4 по строке 320 разд. 3 декларации. Минфин отметил, что налоговые агенты также вправе указывать принимаемые к вычету суммы налога с возвращенного аванса в данной строке.

Налоговые органы признали, что при определении лимита доходов для применения УСН коэффициенты-дефляторы должны перемножаться.

[Письмо ФНС России от 03.07.2009 № ШС-22-3/539@ «О порядке применения упрощенной системы налогообложения»]

В мае текущего года Президиум ВАС России рассмотрел одну из наиболее спорных проблем, касающихся применения УСН: порядок перемножения коэффициента-дефлятора на сумму доходов при определении возможности перехода на данный спецрежим. Напомним, что при применении упрощенной системы на коэффициент-дефлятор корректируются 15-миллионная величина доходов за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающая право организаций перейти на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а также 20-миллионный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН (п. 4 ст. 346.13 Кодекса). В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ данные суммы должны умножаться на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее. Минфин неоднократно указывал, что использоваться должен только один коэффициент – установленный на текущий год, значение которого уже определено с учетом тех коэффициентов, которые применялись ранее, однако его позиция представлялась спорной. В том числе с ней не согласился Президиум ВАС России (постановление от 12.05.2009 № 12010/08), указав, что пороговые суммы доходов должны индексироваться не только на коэффициент-дефлятор текущего года, но и на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее. Подробно точка зрения ВАС России, а также позиция Минфина были рассмотрены в выпуске обзора от 01.07.2009.

ФНС России, ранее придерживавшаяся противоположной точки зрения, согласилась с Высшим Арбитражным Судом. Его постановление от 12.05.2009 № 12010/08 было направлено нижестоящим налоговым органам с отметкой о том, что позицию ВАС России следует учитывать при рассмотрении налоговых споров и обращений налогоплательщиков.

Комментарии

Должен индивидуальный предприниматель подписывать счет-фактуру лично или может поручить это своему представителю?

[Письмо ФНС России от 09.07.2009 № ШС-22-3/553@]

Плательщики НДС (организации и индивидуальные предприниматели) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязаны выставлять покупателям счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ). Счет-фактура служит основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ). Причем согласно п. 2 ст. 169 НК РФ если счет-фактура составлен с нарушением порядка, установленного пп. 5, 5.1 и 6 данной статьи, в вычете НДС покупателю будет отказано. В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от ее имени. В счете-фактуре, который выставляет индивидуальный предприниматель, ставится его личная подпись и указываются реквизиты свидетельства о государственной регистрации. Учитывая данные нормы, Федеральная налоговая служба пришла к выводу, что в отличие от организации индивидуальный предприниматель не вправе возложить обязанность подписания счетов-фактур на уполномоченных лиц. Поэтому предприниматель должен подписывать счет-фактуру лично.

В то же время по данному вопросу есть иная точка зрения.

Действительно, в п. 6 ст. 169 НК РФ прямо не указано, что лицо, уполномоченное индивидуальным предпринимателем, вправе подписывать счет-фактуру. Однако возможность участия налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (если иное не установлено НК РФ) предусмотрена в п. 1 ст. 26 НК РФ. В Кодексе не содержится запрета на подписание счета-фактуры лицом, уполномоченным предпринимателем. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица (а значит, и индивидуального предпринимателя) реализует свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). В соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенность – это письменное уполномочие (при необходимости нотариально удостоверенное), выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Следовательно, индивидуальный предприниматель вправе оформить нотариальную доверенность на другое лицо, в соответствии с которой последнее уполномочено подписывать счета-фактуры от его имени. Однако данную позицию, возможно, придется отстаивать в арбитражном суде. Следует отметить, что есть положительный пример такого спора: в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 № Ф08-949/08-334А суд счел счет-фактуру, который подписан уполномоченным лицом на основании распоряжения индивидуального предпринимателя, надлежаще оформленным.

Включается ли в расходы по налогу на прибыль оплата сверхурочных работ продолжительностью более 120 часов в год?

[Письмо УФНС России по г. Москве от 23.03.2009 № 16-15/025787.1]

Работодатель может привлекать работника к сверхурочным работам, но продолжительность таких работ не должна превышать 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ). Согласно п. 3 ст. 255 НК РФ оплата сверхурочной работы относится к расходам на оплату труда, если эти выплаты произведены в соответствии с законодательством РФ. На основании указанных норм московские налоговые органы пришли к следующему выводу: в случае нарушения ограничения по продолжительности таких работ, установленного трудовым законодательством, оплата сверхурочных работ свыше 120 часов в год не включается в расходы на оплату труда, даже если в трудовом договоре есть запись о согласии работника на такие работы сверх установленного лимита. В подтверждение своей позиции налоговики привели письмо Минфина России от 09.03.2005 № 03-03-01-04/1/102.

Однако УФНС России по г. Москве не учло, что со времени издания письма, на которое оно ссылается, финансовое ведомство изменило свою точку зрения по данному вопросу. Теперь Минфин России разъясняет следующее: оплата любой сверхурочной работы (в том числе и продолжительностью более 120 часов в год) в целях налога на прибыль относится к расходам на оплату труда, если привлечение к такой работе предусмотрено трудовым договором (письма от 22.05.2007 № 03-03-06/1/278, от 07.11.2006 № 03-03-04/1/724, от 02.02.2006 № 03-03-04/4/22). Обосновывается данная позиция таким образом. Согласно ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам, связанные с режимом работы и предусмотренные трудовыми и коллективными договорами. В п. 3 указанной статьи определено, что к подобным расходам относятся доплаты за сверхурочную работу. Порядок оплаты работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) предусмотрен ст. 152 ТК РФ. Согласно положениям данной статьи работодатель обязан оплачивать сверхурочную работу в повышенном размере, причем конкретные суммы оплаты могут быть установлены в коллективном договоре, локальном акте или трудовом договоре. Поэтому финансовое ведомство делает вывод, что сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, превышен ли лимит в 120 часов в год. То есть такая оплата не зависит от соблюдения порядка привлечения к сверхурочным работам. Следовательно, всю сумму оплаты за сверхурочный труд следует рассматривать как обоснованный расход. Данную позицию разделяет и ФНС России (письмо от 23.09.2005 № 02-1-08/195@). Кроме того, есть решения арбитражных судов, подтверждающие, что расходы на оплату сверхурочной работы продолжительностью свыше 120 часов в год уменьшают налогооблагаемую прибыль (см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Таким образом, оплата сверхурочной работы продолжительностью более 120 часов в год включается в расходы на оплату труда. Учитывая разъяснения Минфина и ФНС, в данной ситуации налогоплательщик вряд ли столкнется с нареканиями со стороны налоговых органов.

Судебное решение недели

Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС по экспорту, можно представлять в суд.

[Постановление Президиума ВАС России от 21.04.2009 № 95/09]

В судебной практике давно является спорным вопрос: можно ли подтвердить право на применение нулевой ставки НДС, представив документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, непосредственно в суд? С одной стороны, прямого запрета на такой порядок подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов в Налоговом кодексе нет. С другой – в п. 1 ст. 165 НК РФ говорится, что для применения нулевой ставки в налоговые органы необходимо представить определенный пакет документов. На то, что эти документы можно представить в суд, данная статья не указывает. До последнего времени судебная практика по этому вопросу складывалась не в пользу налогоплательщика: даже Пленум ВАС России в постановлении от 18.12.2007 № 65 указал, что налогоплательщик, представивший в инспекцию вместе с декларацией неполный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, нарушает установленную процедуру возмещения НДС. Поэтому подача без уважительных причин документов сразу в суд, минуя налоговую инспекцию, не является надлежащим подтверждением права на применение ставки 0 процентов. Президиум ВАС России также отметил, что проверка правомерности применения нулевой ставки проводится с учетом только тех документов, которыми располагала инспекция (постановление от 18.04.2006 № 16470/05). Более подробно судебная практика по данному вопросу представлена в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Однако появилось и противоположное решение, причем принято оно было Президиумом ВАС России. Так, организация обратилась в суд с жалобой на отказ в применении ставки НДС 0 процентов. Основанием для отказа послужило то, что в пакете документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, была представлена копия международной товарно-транспортной накладной (CMR) без отметки пограничных таможенных органов. В суд первой инстанции налогоплательщик подал оригинал этой накладной со всеми необходимыми отметками, поэтому применение нулевой ставки было признано правомерным. К тем же выводам пришел суд кассационной инстанции, также признавший отказ налогового органа незаконным, однако инспекция сочла такое толкование положений ст. 165 НК РФ неверным. По мнению налогового органа, налогоплательщик не может подтверждать право на применение нулевой ставки документами, которые не были исследованы в ходе налоговой проверки и представлялись сразу в суд. ВАС России не согласился с инспекцией и пришел к следующему выводу: налогоплательщик не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием для применения нулевой ставки, независимо от того, были ли они исследованы в рамках камеральной проверки, а суд обязан рассмотреть эти документы.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налога на имущество физических лиц

Я являюсь членом многодетной семьи. Вправе ли я получить льготы при уплате налога на имущество физических лиц?

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1) плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В ст. 4 Закона № 2003-1 установлен перечень физических лиц, освобождаемых от уплаты налога на имущество физических лиц. В данном перечне не указаны физические лица, являющиеся членами многодетной семьи.

При этом органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге таким правом наделены представительные органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Законом г. Москвы от 23.10.2002 № 47 «О ставках налога на имущество физических лиц» льготы по налогу на имущество физических лиц не установлены вообще. Что касается Московской области, то в отдельных муниципальных образованиях (например, в городах Орехово-Зуеве, Зарайске и некоторых других) льготы по налогу на имущество физических лиц для членов многодетных семей установлены представительными органами местного самоуправления.

Таким образом, если Ваше недвижимое имущество, налог с которого Вы должны уплачивать, находится на территории Московской области в муниципальном образовании, где льготы по налогу на имущество физических лиц установлены, то Вы можете ими воспользоваться. На территории же г. Москвы такими льготами воспользоваться не удастся. Также по данному вопросу см. письмо УФНС РФ по г. Москве от 25.11.2008 № 18-12/1/109686@.

Обратите внимание: исчисление налогов производится налоговыми органами. Но, если Вы имеете право на льготы по налогу, Вы должны самостоятельно представить необходимые документы в налоговый орган. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Я являюсь собственником 1/3 доли двухкомнатной квартиры. Каков порядок налогообложения налогом на имущество физических лиц квартиры, находящейся в общей собственности?

Согласно ст. 1 Закона № 2003-1 действуют два правила определения, кто и в какой части является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в случае общей собственности:

1) если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций);

2) если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

В Вашем случае (в случае общей долевой собственности) будет применяться первое правило.

По общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества. В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1, а также принимая во внимание, что Законом № 2003-1 не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 № 493-О). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объекта налогообложения. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких налогоплательщиков, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта. Исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.

У моего несовершеннолетнего сына имеется в собственности квартира. Каков порядок уплаты налога на имущество физических лиц несовершеннолетними?

Как уже отмечалось ранее, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.

Согласно Гражданскому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (статьи 26, 28 Гражданского кодекса РФ).

В п. 2 ст. 27 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов. Уплата налога производится на основании платежного извещения, которое направляется налоговыми органами каждому налогоплательщику.

На вопросы отвечает О.И. Красовский,

начальник отдела систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»


Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

Расписание Семинаров, мастер-классов, тематических практикумов

18 августа

16.30–20.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1» (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

25 августа

16.30–20.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

8 сентября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 7.7». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

15 сентября

15.30–19.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1» (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

22 сентября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

29 сентября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 7.7». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

6 октября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)