Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Август 2009

пн вт ср чт пт сб вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №16(154), 17 августа 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоМосковское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комментарии к законам и кодексам, юридическая пресса

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА /ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ
Аналитический обзор

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС /ДОКУМЕНТ НЕДЕЛИ

Аналитический обзор
ВАШЕ ПРАВО / НАЛОГОВЫЙ ЛИКБЕЗ

Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ. Актуальные вопросы

ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ


Новости

Новости

Выдача загранпаспорта: грядут большие перемены

Старый загранпаспорт можно будет сдавать лишь при получении нового.

В Госдуму внесен законопроект, разрешающий туристам оформление нового загранпаспорта без обязательного изъятия старого. Депутаты считают, что нынешняя практика, предусматривающая изъятие документа в самом начале паспортной процедуры, противоречит Конституции РФ.

Сейчас оформить новый загранпаспорт, не сдавая старый, могут только те граждане, деятельность которых связана с регулярными (не реже чем раз в месяц) выездами за пределы России. Остальные же в период оформления нового документа не могут выехать из страны: старый паспорт сдан, а новый еще не получен.

Законопроект предусматривает возможность оформления нового загранпаспорта без изъятия старого, при этом старый документ будет изыматься одновременным с выдачей нового

Ранее группа депутатов внесла на рассмотрение коллег законопроект, увеличивающий срок действия загранпаспорта в два раза – с 5 до 10 лет. Предполагается, что эта норма вступит в силу с 15 января 2010 года.

Кроме того, ожидается, что уже осенью этого года москвичи смогут воспользоваться услугой срочного оформления загранпаспортов за деньги. Соответствующее постановление правительства о создании государственного унитарного предприятия, которое будет оказывать платные услуги в этой области, уже существует. Новое предприятие создается с целью формирования прозрачного рынка в этой сфере и ликвидации «теневых структур», которые за деньги помогают гражданам в оформлении документов, в том числе загранпаспортов. Предполагается, что если опыт положительно зарекомендует себя в столице, он будет перенесен и в другие российские регионы.

Самый умный светофор

В скором времени с заторами на дорогах Москвы будут бороться «умные» светофоры: в столице появится автоматизированная система управления дорожным движением.

Специальные датчики, установленные на светофорах, будут снимать показания о количестве машин, проехавших за сутки, информацию о скорости движения транспорта и даже метеоусловиях. Исходя из полученных данных и в зависимости от ситуации на дороге, компьютер самостоятельно будет переключать светофоры на зеленый или красный. Такие светофоры уже работают на Дмитровском и Волоколамском шоссе Москвы.

Новая технология позволит отслеживать и номера автомобилей. Если машина числится в угоне, «умный» светофор сразу передаст сигнал в ГИБДД.

Кроме того, данную систему можно оснастить камерами контроля скорости, что позволит автоматизировать выписку штрафов за нарушение скоростного режима. При этом квитанции вместе с распечатанной фотографией машины будут рассылать автовладельцам по почте.

Сроки повсеместного внедрения автоматизированной системы пока не называются.

www.autorambler.ru, www.vmdaily.ru

Блиц-информация

Доверенность на вождение могут упразднить.

В Госдуму внесен законопроект, упраздняющий доверенности на вождение автомобиля. Авторы законопроекта считают, что для вождения машины достаточно полиса ОСАГО, в котором и так указаны допущенные к управлению автомобилем граждане.

Соответствующие поправки предлагается внести в статью 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Как отмечается в законопроекте, лица, указанные в полисе ОСАГО, получают право на вождение автомобиля на срок действия полиса «без каких-либо дополнительных документов, подтверждающих право управления».

Авторы законопроекта отмечают, что доверенность все же придется предъявлять, если полис оформлен без ограничения числа лиц, допущенных к управлению автомобилем. Также доверенность понадобится для выезда за границу, прохождения техосмотра, заключения договора страхования и других операций с машиной, не связанных непосредственно с ее управлением.

ФМС введет платные услуги.

При ФМС будет создано федеральное государственное унитарное предприятие, оказывающее платные услуги по срочному оформлению документов. Создание предприятия уже одобрила правительственная комиссия по административной реформе. Теперь требуется согласование со всеми заинтересованными органами исполнительной власти.

www.klerk.ru

новое в законодательстве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.07.2009 № 620

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уточнены полномочия Министерства финансов РФ.

В соответствии с дополнениями, внесенными в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, к перечню нормативных правовых актов, принимаемых Минфином РФ, отнесены требования к соглашению о прямом возмещении убытков, порядок расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а также особенности бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков. Также определено, что Минфин РФ осуществляет координацию действий по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах страхования.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 03.08.2009, № 31, ст. 3954.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Гражданское право

ПРИКАЗ Минфина РФ от 01.07.2009 № 67н

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ФОРМЫ СТРАХОВОГО ПОЛИСА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ФОРМЫ ДОКУМЕНТА, СОДЕРЖАЩЕГО СВЕДЕНИЯ О СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.07.2009 № 14427.

Вводится в действие новая форма страхового полиса ОСАГО.

Помимо этого, приказом Минфина РФ утверждены также новые формы: Заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 25.06.2009 № 131

[ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ О ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМ ПРАВЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ АКЦИЙ ЗАКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ]

Высший Арбитражный Суд РФ информировал о практике рассмотрения споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ.

В обзоре практики рассмотрения указанной категории дел приведены, в частности, пример спора, связанного с приобретением акций по иным, нежели купля-продажа, договорам; пример незаконного приобретения акций по сделке, прикрытой притворными договорами дарения и купли-продажи акций; пример спора, вытекающего из незаконного требования устава общества о преимущественном праве общества на приобретение акций, продаваемых одним акционером другому, и ряд других примеров судебной практики.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Решения высших судов

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 132

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СТАТЕЙ 20 И 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"»

Президиум ВАС РФ разъяснил вопросы, возникающие при применении судами некоторых положений Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В частности, Президиум ВАС РФ отметил, что регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным. Судам необходимо учитывать, что отказ регистратора в регистрации права, установленного вступившим в законную силу судебным актом, мотивированный предполагаемыми процессуальными нарушениями, допущенными судом, вынесшим судебный акт, со ссылкой на данное основание для отказа в регистрации является незаконным.

Опубликовано в издании «Экономика и жизнь», № 31, август, 2009 (бухгалтерское приложение).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Решения высших судов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 58

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАЛОГОДЕРЖАТЕЛЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ЗАЛОГОДАТЕЛЯ»

Пленум ВАС РФ разъяснил некоторые возникающие в судебной практике вопросы, связанные с удовлетворением требований залогодержателей в процедурах, применяемых в делах о банкротстве.

В частности, указано, что если судом не рассматривалось ранее требование залогодержателя об обращении взыскания на заложенное имущество, то судам при установлении требований кредитора следует проверять, возникло ли право залогодержателя в установленном порядке, не прекратилось ли оно по основаниям, предусмотренным законодательством, имеется ли у должника заложенное имущество в натуре (сохраняется ли возможность обращения взыскания на него). Если залог прекратился в связи с физической гибелью предмета залога или по иным основаниям, наступившим после вынесения судом определения об установлении требований залогового кредитора, суд по заявлению арбитражного управляющего выносит определение о внесении изменений в реестр требований кредиторов и отражении в нем требований кредитора как не обеспеченных залогом. При наличии на предмет залога прав нескольких залоговых кредиторов, являющихся первоначальным и последующим залогодержателями, вырученные от продажи заложенного имущества средства направляются на погашение требований последующего залогодержателя лишь после полного удовлетворения требований первоначального залогодержателя.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Решения высших судов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30.12.2008 № 296-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"»

Разъяснены вопросы, возникающие в судебной практике при применении Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями, внесенными в этот закон 30 декабря 2008 года.

Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, в т.ч. новый порядок определения текущих платежей, порядок обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом, сроки, по истечении которых возникает право на обращение в суд, момент возникновения права на участие в собрании кредиторов с правом голоса, очередность рассмотрения арбитражным судом заявлений о признании должника банкротом, основания для прекращения производства по делу о банкротстве по инициативе суда, отдельные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью арбитражных управляющих.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Решения высших судов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63

«О ТЕКУЩИХ ПЛАТЕЖАХ ПО ДЕНЕЖНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ»

Разъяснены вопросы, связанные с применением арбитражными судами положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся текущих платежей по денежным обязательствам.

В частности, ВАС РФ пояснил, что возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом. В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом, длящееся оказание услуг, а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами, текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Решения высших судов

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ У АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ВЗИМАНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА»

Универсальные правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

Помимо этого, Пленумом ВАС РФ даны также разъяснения в том числе по вопросам возникновения обязанности уплаты земельного налога, определения плательщиков налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и в котором создано товарищество собственников жилья, порядка определения налоговой базы по данному налогу, в случае, если кадастровая стоимость земли не установлена. В частности, указано, что, если на момент возникновения спорных правоотношений кадастровая стоимость земли не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса РФ и п. 13 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Сообщено также, что налогоплательщики – физические лица, которые на основании п. 5 ст. 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей, могут им воспользоваться и в случае, когда земельный участок используется в предпринимательской деятельности.

Опубликовано в издании «Экономика и жизнь», № 31, август, 2009 (бухгалтерское приложение).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Решения высших судов

ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.07.2009 № 68н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 СЕНТЯБРЯ 2008 Г. № 92Н»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.07.2009 № 14381.

Уточнены полномочия Управления Федерального казначейства по г. Москве.

В соответствии с изменениями, внесенными в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений..., утвержденный приказом Минфина РФ от 5 сентября 2008 года № 92н, учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами осуществляется на отдельном счете органа Федерального казначейства, открытом Управлению Федерального казначейства по г. Москве в банке. Управление Федерального казначейства по г. Москве осуществляет учет поступлений, выполняя последовательно ряд действий, в частности: группирует поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации; распределяет сгруппированные по кодам бюджетной классификации поступления между бюджетами; оформляет заявки на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена; оформляет расчетные документы на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 15.07.2009 № 650

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ КОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В КРЕДИТ В 2009 ГОДУ В 2010, 2011 И 2012 ГОДАХ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОЗМЕЩАЮТСЯ ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ ИСХОДЯ ИЗ ДВУХ ТРЕТЬИХ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.07.2009 № 14391.

Установлен перечень автомобилей, при приобретении которых физическими лицами в кредит с 2009 по 2012 годы кредитным организациям будут возмещаться выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Банка России.

Утвержденный перечень включает в себя 50 наименований моделей автомобилей, в частности Chevrolet NIVA, Ford Focus, Renault Logan, LADA, ГАЗ, ИЖ. В соответствии с Правилами предоставления в 2009 году за счет средств федерального бюджета субсидий кредитным организациям..., утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 марта 2009 года № 244, субсидии предоставляются кредитным организациям ежемесячно для возмещения выпадающих доходов кредитных организаций вследствие предоставления ими скидок исходя из двух третьих ставки рефинансирования Банка России при выдаче в 2009 году физическим лицам кредитов на приобретение автомобилей стоимостью не более 600 тыс. рублей, произведенных на территории РФ.

Опубликован в «Российской газете», № 142, 04.08.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 25.06.2009 № ШС-22-3/507@

«ОТВЕТЫ НА ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ»

ФНС РФ издала письмо, содержащее ответы на типовые вопросы налогоплательщиков о порядке применения системы налогообложения ЕНВД.

Разъяснения коснулись, в частности, порядка определения величины физического показателя «количество работников» при осуществлении налогоплательщиком нескольких видов предпринимательской деятельности, а также величины физического показателя «площадь торгового места» в случае осуществления розничной торговли через киоск; прядка применения ЕНВД аптечными учреждениями, налогоплательщиками, оказывающими услуги по чистке обуви с помощью аппарата, налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по распространению наружной рекламы, а также налогоплательщиками, предоставляющими коттеджи во временное владение и (или) пользование.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 07.07.2009 № ШТ-17-2/128@

«О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ»

Проведение налоговыми органами мероприятий по контролю за применением ККТ не подпадает под действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Об этом сообщено в письме Генеральной прокуратуры РФ, направленном в налоговые органы. Согласно изложенной в нем позиции мероприятия по контролю за применением ККТ относятся к финансовому контролю, на которые не распространяются положения названного Закона.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.2009 № 642

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 987»

Уточнен порядок применения отдельных положений постановления Правительства РФ, которым определены меры по реализации федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.

Указанное постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 987 в мае текущего года было дополнено положениями, устанавливающими возможность при определенных условиях предусматривать в государственных контрактах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства федеральной собственности авансовые платежи. Теперь уточнено, что данные положения могут применяться также к отношениям, вытекающим из государственных контрактов, заключенных до вступления в силу этих положений (т.е. до 19 мая 2009 года).

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПИСЬМО ФНС РФ от 13.07.2009 № 3-2-06/76

[О ПОРЯДКЕ АМОРТИЗАЦИИ НЕОТДЕЛИМЫХ УЛУЧШЕНИЙ В АРЕНДОВАННОЕ ИМУЩЕСТВО]

Разъяснены вопросы начисления амортизации капитальных вложений (неотделимых улучшений) объектов арендованных основных средств.

По мнению ФНС РФ, возобновленный на тех же условиях на неопределенный срок договор аренды объектов основных средств, в которые арендатор с согласия арендодателя осуществил капитальные вложения, следует рассматривать как новый договор аренды объектов основных средств. В течение срока действия возобновленного договора аренды, как разъяснила ФНС РФ, начисление амортизации на неотделимые улучшения арендованных основных средств Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Опубликовано в издании «Официальные документы», № 28, 04.08.2009 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2270-У

«О РАЗМЕРЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ»

С 10 августа 2009 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 10,75 процента годовых.

Напомним, что с 13 июля 2009 года действовала ставка рефинансирования в размере 11 процентов годовых.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2269-У

«О РАЗМЕРЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ, ОБЕСПЕЧЕННЫМ АКТИВАМИ ИЛИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВАМИ»

С 10 августа 2009 года снижается размер процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами, на 0,25 процентов годовых.

Согласно решению Совета директоров Банка России процентные ставки по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами, предоставляемым в соответствии с Положением ЦБ РФ от 12.11.2007 № 312-П, устанавливаются в следующих размерах: на срок до 90 календарных дней – 9,75 процента годовых (ранее – 10 процентов годовых); на срок от 91 до 180 календарных дней – 10,25 процента годовых (ранее – 10,5 процентов годовых); на срок от 181 до 365 календарных дней – 10,75 процентов годовых (ранее – 11 процентов годовых).

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

Правосудие

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 57

«О НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ЛИБО НЕНАДЛЕЖАЩИМ ИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»

Разъяснены отдельные вопросы применения Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

В частности, Пленум ВАС РФ отметил, что суд, рассматривающий иск об оспаривании договора, в случае заявления кредитором встречного иска о взыскании по этому договору принимает его к производству, так как между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению дела (п. 3 ч. 3 ст. 132 АПК РФ «Предъявление встречного иска»). Если дело о взыскании по договору и дело по иску об оспаривании договора возбуждены в одном суде, то такие дела согласно ч. 2 ст. 130 АПК РФ («Соединение и разъединение нескольких требований») ввиду взаимосвязанности предметов споров, наличия общего состава лиц могут быть объединены в одно производство для совместного рассмотрения при условии, что это не приведет к чрезмерному затягиванию процесса по первому делу.

Опубликовано в издании «Экономика и жизнь», № 31, август, 2009 (бухгалтерское приложение).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Решения высших судов

Уголовное право. Исполнение наказаний

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.2009 № 216-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 178 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В статью 178 Уголовного кодекса РФ внесены изменения, направленные на ужесточение наказания за недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В частности, уголовно наказуемым деянием теперь признается заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, если эти деяния причинили крупный ущерб либо повлекли извлечение дохода в крупном размере. Указанное преступление будет наказываться штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового. Введено понятие дохода в крупном размере, которым признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере – двадцать пять миллионов рублей. Дано определение неоднократного злоупотребления доминирующим положением. Таким деянием признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности. Предусмотрено, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за данный вид преступления, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет полученный доход и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Опубликован в «Российской газете», № 141, 31.07.2009, «Собрании законодательства РФ», 03.08.2009, № 31, ст. 3922.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2009 № 215-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В Уголовный кодекс РФ внесены изменения, направленные на усиление уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних.

В частности, изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, теперь будет наказываться лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового (ранее – на срок от восьми до пятнадцати лет). Также ужесточены наказания за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, предусмотренных, в частности, статьями 105 «Убийство», 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», 132 «Насильственные действия сексуального характера», 134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста», 135 «Развратные действия», 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».

Опубликован в «Российской газете», № 139, 30.07.2009, «Собрании законодательства РФ», 03.08.2009, № 31, ст. 3921.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Хозяйственная деятельность

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.07.2009 № 621

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ КАРТЫ (ПЛАНА) ОБЪЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ТРЕБОВАНИЙ К ЕЕ СОСТАВЛЕНИЮ»

Правительством РФ утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства, а также требования к ее составлению.

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

МОСКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ЗАКОН города Москвы от 15.07.2009 № 28

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2006 ГОДА № 64 "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ И ДЕКЛАРИРОВАНИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"»

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Изменен порядок выдачи лицензий на продажу алкоголя в розницу в городе Москве.

Внесенные изменения затрагивают, в частности, порядок представления необходимых документов для получения лицензии, а также лицензионные требования и условия, требования к лицензии, порядок переоформления лицензии и порядок продления срока действия лицензии.

Опубликован в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 43, 04.08.2009.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Хозяйственная деятельность

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.07.2009 № 685-ПП

«О ПОРЯДКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ГАРАЖНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Утвержден Порядок приобретения гражданами в собственность машиномест, а также другие документы в сфере обеспечения мест хранения автотранспорта.

Утверждено Положение о порядке проектирования и строительства объектов гаражного назначения в городе Москве, основной целью которого является организация массового строительства объектов гаражного назначения за счет введения механизма софинансирования и предоставления земельных участков в соответствии с требованиями федерального законодательства, обеспеченность доступности строительства, приобретения машиномест с учетом оформления участниками долевого строительства права собственности.

Утверждено Положение о ведении Реестра общественных организаций автомобилистов, расположенных на территории административных округов города Москвы, устанавливающее порядок ведения Реестра гаражно-строительных кооперативов и других общественных организаций для получения ими статуса общественной организации автомобилистов города Москвы.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: ...Учитываются ли в расходах по налогу на прибыль следующие предусмотренные коллективным договором виды материальной помощи: к отпуску; в связи с тяжелым материальным положением; на лечение; вследствие увечья на производстве; при наличии детей-инвалидов; многодетным работникам; на обучение; впервые поступающим на работу молодым специалистам, а также компенсация работницам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 31.07.2009 № 03-03-06/1/504]

Из письма следует, что установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым, при этом п. 25 ст. 255 НК РФ предусмотрена возможность включения в расходы на оплату труда других видов расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договором. Позиция Минфина РФ, высказанная в письме, заключается в следующем: любые виды расходов, произведенных в пользу работника, относятся к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ, если они предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

ВОПРОС: О применении вычета по НДС в отношении приобретенных для производственной деятельности товаров.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 30.07.2009 № 03-07-11/188]

Минфин РФ указал, что право на вычет НДС по товарам, приобретенным для производственной деятельности, возникает у налогоплательщика не ранее того налогового периода, в котором указанные товары оприходуются путем заполнения предусмотренных действующим порядком форм первичных учетных документов, подтверждающих получение товаров. Причем если товары, приобретенные в рамках одного договора, поступают в организацию отдельными партиями, то налоговые вычеты применяются только в отношении товаров, фактически поступивших в организацию. Срок, в течение которого налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет сумм НДС, составляет 3 года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у него возникло право на вычет НДС.

ВОПРОС: Обязана ли организация, численность которой составляет менее 100 человек, представлять в налоговые органы налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде или одновременно с указанными документами на бумажном носителе представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 24.07.2009 № 03-02-07/1-385]

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Письмом Минфин РФ разъяснил, что организация не обязана представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, т.к. ни НК РФ, ни законодательством о бухгалтерском учете такая обязанность не предусмотрена.

ВОПРОС: О применении вычета НДС по авансовым платежам, перечисленным несколькими платежными поручениями в рамках договора, предусматривающего 100-процентную предварительную оплату приобретаемых товаров, а также о порядке оформления счетов-фактур по данным авансовым платежам.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 24.07.2009 № 03-07-09/33]

В письме говорится: если договором предусмотрено условие перечисления покупателем продавцу 100%-ной предоплаты, то суммы НДС, предъявленные продавцом товаров в счетах-фактурах, выставленных при получении нескольких авансовых платежей, подлежат вычету. Кроме того, Минфин РФ напомнил об обязанности налогоплательщика восстановить данные суммы НДС в том налоговом периоде, в котором подлежат вычету суммы НДС по приобретенным товарам. Требования к счету-фактуре на предоплату, выписываемому покупателю, перечислены в п. 5.1 ст. 169 НК РФ, согласно которому заполняется только часть реквизитов. В то же время финансисты отметили, что если в счетах-фактурах заполнены дополнительные реквизиты, то их нельзя рассматривать как составленные с нарушением требований НК РФ.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: ...Филиал иностранной организации, ведущий подготовительно-вспомогательную деятельность в РФ, выдает работникам подарки, подарочные сертификаты, а также проводит корпоративные мероприятия, что не предусмотрено трудовыми и коллективными договорами и не является оплатой труда. Облагается ли стоимость подарков, сертификатов и корпоративных мероприятий ЕСН и взносами на социальное страхование от несчастных случаев на производстве?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 23.07.2009 № 03-04-06-02/51]

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам. При ответе на вопрос финансисты обращают внимание, что выплаты, производимые организацией в пользу своих работников в виде стоимости подарков, подарочных сертификатов к праздничным датам (Новый год, 8 Марта, 23 февраля) и ко дням рождения, проведение корпоративных мероприятий непосредственно не связаны с выполнением работниками их трудовых обязанностей, т.к. они не предусмотрены трудовыми и коллективным договорами. В итоге Минфин РФ пришел к выводу, что по перечисленным выплатам не возникает объекта налогообложения ЕСН.

ВОПРОС: ...Обязан ли банк на основании решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке повторно приостановить операции по счету, если данные операции уже приостановлены на основании ранее поступившего другого решения?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 24.07.2009 № 03-02-07/1-384]

В соответствии с п. 6 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком, приостановление действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. На основании приведенных правовых норм специалисты Минфина РФ высказали следующую точку зрения: если налоговый орган вынес несколько решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке для обеспечения исполнения различных решений о взыскании налога, то банк обязан приостановить операции по счетам этого налогоплательщика в банке на общую сумму, указанную в этих решениях.

Где найти:

ИБ Финансист

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

СТАТЬЯ: «Прочие расходы» в налоговом учете (Начало)

[Ю. Борисов, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, № 30]

Одной из главных причин налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по-прежнему остается правомерность учета различных видов расходов в целях налогообложения прибыли, в т.ч. отнесение на расходы, учитываемые в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, прочих расходов. Особенностям учета некоторых из них и посвящена предлагаемая статья. Так, нередко возникают споры об обоснованности включения в состав расходов выплат по гражданско-правовым договорам работникам, с которыми заключен трудовой договор, на оплату услуг сторонних организаций по проведению различных тренингов для работников, не связанных с осуществляемой налогоплательщиком деятельностью, и др. Используя примеры арбитражной практики, автор показывает, как подходят суды к решению подобных проблем.

СТАТЬЯ: Уплата налогов и подача отчетности при наличии ОП

[Е.В. Строкова, «Главная книга», 2009, № 13]

Многие организации имеют обособленные подразделения на территории других муниципальных образований. В этом случае могут возникнуть вопросы, связанные с особенностями уплаты налогов и представления налоговой отчетности, а именно: какие налоги нужно платить и какую отчетность представлять по месту нахождения головной организации и ее обособленных подразделений? Автор в форме таблицы предлагает вниманию читателей своеобразную шпаргалку, которая поможет не ошибиться в решении этих вопросов. В таблице содержатся сведения, адресованные налогоплательщикам, применяющим общий режим налогообложения, специальный режим в виде применения УСН. Однако данные сведения будут полезны всем налогоплательщикам независимо от применяемого режима.

СТАТЬЯ: Спорные счета-фактуры (какие ошибки в счетах-фактурах послужат основанием для отказа покупателю в вычете входного НДС)

[С.В. Никитина, «Главная книга», 2009, № 13]

Счета-фактуры являются одной из главных причин многочисленных споров с налоговиками, что легко объяснимо: зачастую ошибки в их оформлении становятся поводом для отказа покупателю в вычете НДС и, как следствие, доначисления налога, пени и нередко штрафа. Однако не все ошибки приводят к таким негативным последствиям. Подтверждением этому служит арбитражная практика. Автор анализирует, какие ошибки в заполнении счета-фактуры действительно являются основанием для отказа в вычете, а какие – нет. В числе последних автор называет, например, наличие в счете-фактуре технических ошибок и опечаток. Особый интерес представляет раздел, в котором рассмотрены ошибки, которые чаще всего становятся предметом судебных разбирательств, и советы, призванные помочь налогоплательщикам их избежать.

СТАТЬЯ: Компьютер: споры вокруг инвентарного объекта

[В.В. Спорынин, «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 7]

Компьютер - это сложный механизм, состоящий из отдельных устройств, в частности системного блока, монитора, блока бесперебойного питания, клавиатуры и др. Бухгалтеров волнует вопрос, являющийся на сегодняшний день спорным: является ли компьютер одним инвентарным объектом или его составляющие формируют несколько самостоятельных инвентарных объектов? Используя разъяснения финансового и налогового министерств и примеры арбитражной практики, автор дает ответ на поставленный вопрос. В частности, он говорит, что официальные органы склоняются к версии, что компьютер – единый инвентарный объект основных средств. Приверженцев второй позиции автор предупреждает, что, следуя ей, налогоплательщик должен быть готов к претензиям налоговиков. При этом он приводит аргументы, которые помогут предприятию отстоять свои позиции в суде.

СТАТЬЯ: Налогообложение операций по договорам комиссии

[Л.Д. Миронова, «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2009, № 7]

Среди посреднических договоров одним из самых популярных и распространенных является договор комиссии. В статье речь идет о том, как правильно составить такой договор, какие условия нужно в нем предусмотреть, чтобы избежать ошибок при исчислении налога на прибыль. Автор комментирует особенности учета как у комитента, так и комиссионера. Так, читатель узнает, в каком порядке облагаются налогом на прибыль дополнительные доходы у комиссионера и комитента в случае совершения комиссионером сделки на условиях более выгодных, чем указанные в договоре комиссии, если дополнительная выгода поделена ими в соответствии со ст. 992 ГК РФ; какое условие договора позволит комитенту включать в расходы дополнительную выгоду и т.д.

СТАТЬЯ: И снова о процентных ставках

[И.Н. Гурина, «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2009, № 7]

Многие бухгалтеры испытывают трудности, связанные с учетом для целей налогообложения расходов по уплате процентов по кредитным договорам. Особенно часто задается вопрос о дате признания расходов теми налогоплательщиками, у которых отчетным периодом являются квартал, полугодие, девять месяцев, т.к. в течение отчетного периода несколько раз может измениться ставка ЦБ РФ. Кратко напомнив отдельные положения НК РФ, устанавливающие правила отражения в налоговом учете расходов в виде процентов по долговым обязательствам, автор затем переходит к примерам, иллюстрирующим расчет предельной суммы процентов в ситуации, когда кредитный договор содержал условие об изменении процентной ставки в течение всего срока его действия, но фактически банк ставку по кредиту не менял.

ВОПРОС: Можно ли учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, плату за автостоянку служебного автомобиля?

[О.В. Егорова, подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009]

Со ссылкой на соответствующие разъяснения Минфина РФ автор отвечает, что данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Документами, подтверждающими расходы в виде платы за автостоянку, являются квитанция за парковку либо кассовый чек.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Гражданское право

«КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 08.02.1998 № 14-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"»

[постатейный, Ю.М. Лермонтов, подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009]

Данный материал представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в котором учтены все внесенные в него изменения и дополнения.

В Комментарии раскрываются общие положения указанного Закона; затрагиваются вопросы, связанные с ответственностью общества, его фирменным наименованием и местом нахождения, созданием филиалов и открытием представительств, образованием дочерних и зависимых обществ. Исследуются статус общества, права и обязанности его участников, правовой режим имущества общества; рассматривается порядок учреждения общества и управления им, формирования уставного капитала, совершения крупных сделок, проведения аудиторских проверок, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования) и ликвидации общества с ограниченной ответственностью. При комментировании норм Закона используются материалы судебно-арбитражной практики.

«ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ: ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВАМ 6, 7 И 8 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[под ред. П.В. Крашенинникова, Статут, 2009]

В работе комментируются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие институт объектов гражданских прав. Авторский коллектив раскрывает сущность таких объектов, как движимые и недвижимые вещи, предприятия, неделимые и сложные вещи, главная вещь и принадлежность, плоды, продукция, доходы, животные, деньги и валютные ценности. В Комментарии детально рассматривается правовая природа ценных бумаг – их виды, предъявляемые к ценным бумагам требования, передача прав по ценной бумаге, исполнение по ней, восстановление ценной бумаги и др. Уделяется внимание содержанию понятия нематериальных благ, порядку компенсации морального вреда, а также вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц.

«КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ»

[постатейный]

[отв. ред. Л.А. Трахтенгерц, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009]

Книга является постатейным комментарием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором раскрывается содержание норм о понятии интеллектуальных прав, соотношении интеллектуальных прав и права собственности, сущности исключительных прав и сроке их действия, порядке государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, распоряжении исключительным правом, лицензировании в этой области, защите интеллектуальных, личных неимущественных и исключительных прав, ответственности за нарушения исключительных прав.

Детально разбираются институты авторского права и смежных с ним прав, патентного права, а также прав на селекционное достижение, топологии интегральных микросхем, секреты производства, средства индивидуализации, использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Кроме этого, прокомментированы положения Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Труд и занятость населения

«ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА: НАЧИСЛЕНИЯ, ВЫПЛАТЫ, НАЛОГИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ»

[Е.А. Турсина, Издательство»Омега-Л», 2009]

Автор представленного материала, посвященного институту заработной платы, начинает свое научное исследование с анализа правового регулирования процедуры оформления трудовых отношений путем заключения как трудовых, так и гражданско-правовых договоров, которыми также может регламентироваться трудовая деятельность. Это договоры подряда, возмездного оказания услуг, поручения, доверительного управления имуществом, авторского заказа, управления акционерным обществом и др.

В работе речь идет о порядке учета рабочего времени, видах, формах и системах оплаты труда, особенностях оплаты труда в специфических условиях, компенсационных выплатах в трудовом праве; рассматриваются вопросы, связанные с предоставлением и оплатой ежегодных отпусков, премированием работников, порядком выплаты заработной платы (в т.ч. с использованием банковских карт), депонированием заработной платы и ответственностью за задержку ее выплаты.

Уделяется внимание теме удержаний, производимых работодателем из заработной платы работника. К ним относятся уплата налога на доходы физических лиц, удержания для погашения задолженности работника работодателю (для возмещения неотработанного аванса, для возврата излишне выплаченных вследствие счетных ошибок сумм, за неотработанные дни отпуска при увольнении работника и др.), а также удержания в пользу юридических и физических лиц по исполнительным документам, подотчетных сумм и по договорам займа. Изучаются вопросы исчисления и уплаты единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

«ИСЧИСЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА»

[В.В. Егоров, «Экономико-правовой бюллетень», 2009, № 4]

В данной работе проводится исследование особенностей исчисления среднего заработка. Автор на основе анализа действующего законодательства, материалов судебной практики и указаний государственных финансовых органов исполнительной власти приводит перечень включаемых и не включаемых в заработок выплат, изучает правила определения расчетного периода, рассматривает порядок расчета выплат при предоставлении работнику отпуска, направлении в служебную командировку, увольнении, наступлении временной нетрудоспособности и др.

Где найти:

ИБ Постатейные комментарии и книги

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ЗАЩИТЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

[Н.П. Фофанова, «Современное право», 2009, № 5]

Рассматривая ныне действующее законодательство страны о занятости и защите населения от безработицы с позиции соответствия его положений и реализации в их тексте провозглашенного Конституцией РФ принципа о том, что Россия является социальным государством, автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы в данной области отношений.

«ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА»

[Е.А. Пономарева, «Налоги» (газета), 2009, № 21]

Трудовое законодательство Российской Федерации устанавливает гарантии работнику при определенных основаниях его увольнения выплаты денежной компенсации. Автор публикации проводит научное исследование института выходного пособия, отвечая на вопрос о правовой природе данного явления, а также уделяет внимание рассмотрению особенностей выплаты этого пособия для различных категорий работников («срочников», государственных гражданских служащих, судей и др.).

Где найти:

ИБ Юридическая пресса

Обзор подготовлен
специалистами компании «Консультант Плюс»

Новости

Компании, применяющие УСН, не обязаны подавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

[Письмо ФНС России от 15.07.2009 № ШС-22-3/566@ «Об отсутствии обязанности по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения»]

Федеральная налоговая служба обратила внимание нижестоящих органов на вопрос ведения бухгалтерской отчетности компаниями, применяющими УСН. Так, в соответствии с нормами гражданского законодательства хозяйственные общества должны составлять отчетность, даже если они применяют упрощенную систему. Однако при этом такие организации в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождены от обязанности вести бухучет. Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ данные налогоплательщики не должны подавать в инспекцию бухгалтерскую отчетность. Таким образом, организации, применяющие УСН, не могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, за непредставление в налоговый орган бухгалтерской отчетности, так как у них нет обязанности по ее подаче.

Компенсации, выплаченные работнику за задержку зарплаты и иных аналогичных выплат, не облагаются НДФЛ.

[Письмо Минфина России от 16.07.2009 № 03-04-06-01/172]

Финансовое ведомство указало следующее: компенсация, выплачиваемая организацией своим работникам из-за нарушения срока выплаты зарплаты, не облагается НДФЛ. Объясняется это тем, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, освобождаются от НДФЛ. При этом работодатель, нарушивший срок перечисления заработной платы, отпускных, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся сотруднику, обязан выплатить ему компенсацию (ст. 236 Трудового кодекса РФ). Соответственно, суммы, выплаченные за задержку зарплаты и других причитающихся работнику выплат, носят компенсационный характер и не должны облагаться данным налогом.

Комментарии

Может ли организация, применяющая УСН, учесть в расходах комиссию банка за изготовление зарплатных карт?

[Письмо Минфина России от 14.07.2009 № 03-11-06/2/124]

Многие организации перечисляют зарплату работников на их банковские карты. С этой целью с банком заключается договор на обслуживание банковских счетов сотрудников, который нередко предусматривает оплату комиссии банку не только за перечисление денежных средств с расчетного счета организации на банковский счет работника, но и за изготовление зарплатных карт. Финансовое ведомство рассмотрело вопрос о возможности включения в расходы организациями, применяющими УСН (объект налогообложения – «доходы, уменьшенные на величину расходов»), банковской комиссии. В комментируемом письме разъяснено, что уплаченную банку комиссию за перечисление денег на открытые банковские счета работников можно учесть при расчете налоговой базы по УСН. Комиссию за изготовление зарплатных карт признать в расходах нельзя, поскольку данная услуга не включена в перечень банковских операций, перечисленных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Ранее аналогичной позиции придерживались московские налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2005 № 18-11/3/68653).

Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения: оплата комиссии банку за изготовление зарплатных карт учитывается в расходах при применении УСН. Обосновывается это следующим образом. В ст. 136 ТК РФ указано, что обязанность работодателя по выплате зарплаты может быть выполнена путем перечисления денежных средств на банковский счет сотрудника. На основании подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организация, применяющая УСН, вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате услуг кредитных организаций. При этом согласно п. 2 данной статьи такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном для налога на прибыль. Значит, налогоплательщик может признать затраты на изготовление зарплатных карт работников в соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ или подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ, поскольку согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» перечень услуг, оказываемых банком, открыт. А положения ст. ст. 264, 265, 346.16 НК РФ не предусматривают, что в расходах учитываются только затраты на оплату банковских операций. Правомерность включения в расходы по налогу на прибыль комиссии банка за изготовление зарплатных карт подтверждают суды (постановления ФАС Московского округа от 07.10.2008 № КА-А40/8215-08, ФАС Поволжского округа от 13.03.2007 № А12-11353/06-С60).

Таким образом, при перечислении зарплаты на банковские карточки работников организация, применяющая УСН, может уменьшить доходы на сумму комиссии за изготовление данных карт, но в этом случае возможны споры с налоговым органом.

Судебное решение недели

При обнаружении инспекцией прибыли, не отраженной в декларации за текущий период, налогоплательщик вправе перенести на этот период убытки прошлых лет.

[Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2009 № А44-795/2008]

При проведении выездной проверки инспекция выявила налогооблагаемую прибыль, не отраженную налогоплательщиком в декларации. У организации в предыдущие годы имелись убытки, однако она не стала переносить их на проверяемый период, так как до обнаружения налоговым органом ошибки не отражала в декларации прибыль, за счет которой эти убытки можно было бы списать. После выявления ошибки налогоплательщик заявил о своем праве на перенос убытка на последующие периоды, предусмотренном ст. 283 НК РФ, и подал уточненную декларацию. До ее представления инспекция доначислила компании налог на прибыль по ошибочно не отраженной выручке и впоследствии отказалась уменьшить базу спорного периода, сославшись на то, что уточненная декларация была подана уже после принятия решения по выездной проверке.

Суд счел действия налогового органа неправомерными по следующим основаниям. Поскольку налогооблагаемая прибыль была выявлена в ходе налоговой проверки, организация правомерно заявила о применении ст. 283 НК РФ. Инспекция, располагая информацией о наличии убытков в предыдущих периодах и обнаружив налогооблагаемую прибыль за спорный период, была вправе предложить налогоплательщику сдать уточненную декларацию с указанием суммы убытка до окончания проверки либо до принятия решения по ее результатам, однако не сделала этого. В силу п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы прошлых периодов налоговые обязательства перерассчитываются либо в периоде совершения ошибок, либо в периоде их обнаружения. Поэтому, как указала кассационная инстанция, налогоплательщик имел право скорректировать выявленную налоговую базу на сумму убытков прошлых лет.

Аналогичной судебной практики нет.

Обзор подготовлен

специалистами компании «Консультант Плюс»

Федеральный закон от 19.07.2009 № 194-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"»

Федеральным законом от 19.07.2009 № 194-ФЗ (далее – Закон № 194-ФЗ) уточнены функции службы судебных приставов, а также права и обязанности ее должностных лиц.

Задачи судебных приставов

К задачам судебных приставов, кроме ранее определенных задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов и принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов, отнесена также задача по исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (Федеральной службы судебных приставов).

Эта задача судебных приставов соответствует норме УПК РФ, установившей, что предварительное расследование в форме дознания производится в т.ч. дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов – по уголовным делам о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, злостном уклонении от уплаты алиментов, воспрепятствовании осуществлению правосудия и т.д.

Упоминание о дознавателях службы судебных приставов, осуществляющих решение указанной задачи, также включено в Федеральный закон «О судебных приставах» (пп. 1, 10 ст. 1; здесь и далее указываются статьи и пункты Закона № 194-ФЗ).

Полномочия должностных лиц службы судебных приставов

Законом № 194-ФЗ конкретизированы полномочия должностных лиц службы судебных приставов, ранее определенные формулировками общего характера.

Так, к полномочиям главного судебного пристава РФ, возглавляющего Федеральную службу судебных приставов, в частности, отнесены: осуществление контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц; осуществление контроля за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов: осуществление контроля за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов; осуществление контроля за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов по розыску должника, его имущества или розыску ребенка; обеспечение межведомственной координации деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, образование в этих целях совещательных и консультативных органов и направление запросов на получение статистической и иной необходимой информации.

Главный судебный пристав РФ вправе в случае необходимости принимать решения об охране зданий и помещений конкретных судов в круглосуточном режиме.

Главные судебные приставы субъектов РФ и старшие судебные приставы обладают аналогичными полномочиями в пределах своей компетенции.

В то же время из текста Федерального закона «О судебных приставах» исключены положения, устанавливающие полномочие главного судебного пристава РФ устанавливать в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда штаты и структуру службы судебных приставов и полномочие главного судебного пристава субъекта РФ устанавливать штаты и структуру подразделений судебных приставов (пп. 7, 8, 9 ст. 1).

Обязанности и права судебных приставов

Законом № 194-ФЗ значительно расширены права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Установлено, что они имеют право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда;

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебным приставам-исполнителям предоставлено также, в частности, право при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск.

Федеральным законом «О судебных приставах» было установлено, что требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан и что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Законом № 194-ФЗ в эти нормы внесены уточнения – выполнению подлежат только законные требования судебного пристава, а информация судебным приставам предоставляется в объеме, необходимом для выполнения ими служебных обязанностей (п. п. 10, 11, 12 ст. 1).

Установлено, что право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств имеют не только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, но и старшие судебные приставы и их заместители; при этом право на хранение и ношение оружия и специальных средств, как уточнено Законом № 194-ФЗ, перечисленные должностные лица имеют только при исполнении служебных обязанностей.

Установлено также, что судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязаны проходить военно-врачебную экспертизу, а периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, они должны проходить не реже одного раза в год.

Новые требования, предъявляемые к судебным приставам

По истечении трех лет после дня официального опубликования Закона № 194-ФЗ вступают в силу его нормы, установившие, что судебным приставом может быть гражданин, достигший возраста 21 год (в настоящее время – достигший двадцатилетнего возраста), и что высшее юридическое образование должны иметь не только старшие судебные приставы, но и их заместители (пп. 4, 5, 10 ст. 1, п. 2 ст. 2).

Материал подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ. Актуальные вопросы

Что изменилось с 2009 года в порядке предоставления стандартных налоговых вычетов по НДФЛ налогоплательщику и его детям?

Начиная с 2009 года налоговый вычет в размере 400 руб. на работника в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предоставляется налоговым агентом до того месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим этот вычет, превысит 40 000 руб. Таким образом, данный вычет не применяется с месяца, в котором доход налогоплательщика превысил названную сумму. Напомним, ранее стандартный вычет в размере 400 руб. предоставлялся до месяца, в котором указанный доход превышал 20 000 руб.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет на каждого ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых он находится и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя, а также опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя, предоставляется в размере 1 000 руб. Причем предоставляется он до месяца, в котором доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 000 руб. До 1 января 2009 года стандартный налоговый вычет был установлен в размере 600 руб. на каждого ребенка за каждый месяц календарного года. Такой вычет предоставлялся до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 руб.

Без изменения остался возраст ребенка, на которого данный вычет предоставляется: до 18 лет – каждому ребенку; до 24 лет – ученику очной формы обучения, аспиранту, ординатору, студенту, курсанту. Налоговая база уменьшается начиная с месяца рождения (установления опеки, попечительства, передачи ребенка на воспитание в семью) и сохраняется до конца того года, в котором возраст ребенка достиг 18 (24) лет, либо в случае смерти ребенка или истечения срока передачи ребенка на воспитание в семью (досрочного расторжения договора). Во время академического отпуска, оформленного в установленном порядке в период обучения ребенка, налоговый вычет также предоставляется. Для получения вычета необходимы письменное заявление родителей, опекунов и др. и подтверждающие документы (например, свидетельство о рождении ребенка). Иностранные физические лица подтверждающие документы должны заверить в компетентных органах государства, в котором проживает ребенок.

Обратите внимание на то, что налогоплательщики, утратившие статус опекуна или попечителя, в частности, в связи с достижением их подопечными 18 лет, права на стандартный налоговый вычет, установленный подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, не имеют (письмо Минфина России от 24.01.2008 № 03-04-05-01/9).

Также с 1 января 2009 года изменился порядок предоставления стандартного налогового вычета на детей в двойном размере (2 000 руб.). Стандартный налоговый вычет удваивается, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а студент в возрасте до 24 лет – инвалидом I или II группы. Кроме того, двойной вычет на ребенка будет предоставляться уже не одинокому, а единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление вычета прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления единственного родителя в брак. Также в двойном размере вычет может быть предоставлен одному из родителей (приемных родителей) по их выбору (на основании заявления об отказе одного из них от получения налогового вычета).

Вместе с тем удвоенный вычет предоставляется единственному родителю (опекуну, попечителю), а до этого Налоговый кодекс содержал норму, предусматривающую предоставление такого вычета одинокому родителю (им признавался один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке). Понятие «единственный родитель» в ст. 218 НК РФ также не разъясняется. По мнению Минфина РФ, оно означает отсутствие у ребенка второго родителя (в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, отсутствия в свидетельстве о рождении ребенка записи об отце) (письма Минфина РФ от 27.02.2009 № 03-04-05-01/83, от 26.02.2009 № 03-04-05-01/76). Таким образом, единственным родителем могут, в частности, являться вдовы (вдовцы), а также одинокие матери, не состоявшие в зарегистрированном браке, при неустановленном официально (на основании соответствующего заявления или в судебном порядке) отцовстве ребенка. Если единственный родитель вступит в брак, то со следующего месяца вычет на ребенка ему будет предоставляться в одинарном размере.

У меня есть ребенок. Могу ли я отказаться от получения стандартного налогового вычета на него в пользу второго родителя?

С 1 января 2009 года один из родителей может добровольно отказаться от получения стандартного вычета на ребенка (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Данный факт дает право на получение удвоенного вычета тому родителю, в пользу которого произведен отказ.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет может предоставляться в двойном размере на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

В отношении отказа одного из родителей от вычета и предоставления его в двойном размере другому родителю Минфин РФ указывает, что отказаться от вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право (письма Минфина РФ от 31.12.2008 № 03-04-06-01/399, от 26.12.2008 № 03-04-06-01/389).

В соответствии с п. 1 ст. 218 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов при определении размера налоговой базы. В случае отсутствия доходов, подлежащих обложению НДФЛ, налоговая база не определяется (письмо Минфина России № 03-04-06-01/52). Другими словами, если у налогоплательщика нет доходов, облагаемых НДФЛ, то получать вычет он не вправе.

Для получения налоговых вычетов на детей в двойном размере в заявлении о предоставлении стандартных налоговых вычетов работник должен указать, что он просит предоставить вычеты на детей в двойном размере. К заявлению необходимо приложить не только копии свидетельств о рождении детей, справки из учебных заведений, но и копию свидетельства о браке, а также заявление другого родителя об отказе от получения налогового вычета.

Процедура отказа от вычета одним из родителей в НК РФ не прописана. Как разъясняет финансовый орган, удвоенный вычет второму родителю может быть предоставлен либо налоговым агентом, либо налоговым органом при подаче декларации по НДФЛ по окончании налогового периода. Форма заявления об отказе от получения стандартного налогового вычета, которое пишется на имя организации – налогового агента, Налоговым кодексом также не установлена.

Стоит отметить, что двойной налоговый вычет второй родитель может получить (либо отказаться от его получения) даже в том случае, если он не работает и не стоит на учете в службе занятости, но имеет иные доходы, подлежащие обложению НДФЛ по ставке 13% (письма Минфина России от 27.02.2009 № 03-04-05-01/85, от 11.01.2009 № 03-04-08-01/1).

На вопросы отвечает П.Н. Зюков,

специалист по налогообложению отдела систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

Расписание Семинаров, мастер-классов, тематических практикумов

25 августа

16.30–20.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов)

Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

8 сентября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 7.7». Практические навыки работы с программой (20 часов)

Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

15 сентября

15.30–19.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1» (20 часов)

Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

22 сентября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов)

Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

29 сентября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 7.7». Практические навыки работы с программой (20 часов)

Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

6 октября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов)

Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

13 октября

15.30–19.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1» (20 часов)

Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)