Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Октябрь 2009

пн вт ср чт пт сб вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №21(159), 26 октября 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоМосковское законодательство

Законодательство Московской области

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий
КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ/

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Сделки с объектами жилого фонда:
актуальные вопросы

ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

бухгалтеру, юристу,профессиональное обучение

1С:КОНСАЛТИНГ

Новости

Новости группы компаний «ЭЛКОД»

В октябре 2009 года приобрели крупные комплекты системы КонсультантПлюс и стали нашими партнерами:

  • ФГУЗ «ИМЦ «Экспертиза» Роспотребнадзора
  • ООО «Проминвестстрой»
  • ООО Управляющая компания «Синее море»
  • ЗАО «РИГА МОЛЛ» и другие компании.

Перерегистрация ООО – 2009: дневник

Поток клиентов по перерегистрации обществ с ограниченной ответственностью в ИФНС № 46 с каждым днем нарастает. Активность подачи документов по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца увеличилась более чем вдвое. ИФНС № 46 предприняты действия, направленные на разделение очереди на два потока: на перерегистрацию ООО и перерегистрацию с дополнительными регистрационными действиями.

По данным ИФНС № 46 на 16.00 21 октября: в очереди находятся – 2 011 дел; принято к рассмотрению – 1 529 дел; отказано в перерегистрации – 508 дел. Отказы составляют более 30%.

В последнее время специалисты ИФНС № 46 перестали давать комментарии заявителям о причинах отказа в перерегистрации. При этом они констатируют, что более 70% отказов обусловлено неправильным оформлением документов. В случае отказа поданные на регистрацию документы не возвращаются. Следовательно, заявителю необходимо весь пакет документов собрать заново, заверить нотариально, повторно оплатить государственную пошлину.

Избежать ошибок вам помогут профессионалы!

Юристы ЗАО «ЮНА-Консалт» провели более 400 перерегистраций ООО. Число отказов в перерегистрации не превышает 1%.

Подробнее о пакетах услуг по перерегистрации, предлагаемых ЗАО «ЮНА-Консалт», – на 3-й обложке журнала.

Приглашаем на юбилейную выставку SofTool

С 27 по 30 октября 2009 года на ВВЦ (павильон 69) пройдет 20-я юбилейная выставка информационных и коммуникационных технологий Softool 2009.

Группа компаний «ЭЛКОД» в этом году еще раз стала победителем тендера на право представлять Сеть КонсультантПлюс на крупнейшем российском IT-форуме.

«Консультант Плюс» – постоянный участник выставки, одним из важнейших направлений которой являются современные технологии доступа к правовой информации.

На стенде компании представлены новые разработки в системе КонсультантПлюс – «Путеводитель по сделкам» и «Судебная практика для бухгалтера», а также новшества Технологии ПРОФ.

Будем рады видеть вас на нашем стенде – D 45!

Блиц-информация

За незаконное увольнение работодателя обяжут возмещать пособие по безработице.

Депутаты Госдумы РФ намерены принять законопроект «О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ"», направленный на усиление ответственности работодателя. Документ устанавливает административную ответственность для работодателей за нарушение правил, обязывающих их представлять сведения о вакансиях и сведения, необходимые для профессиональной реабилитации инвалидов. Кроме того, согласно документу выплаченное пособие по безработице, назначенное со дня признания гражданина безработным до дня восстановления его на прежнем месте работы, возмещается органам службы занятости работодателем, незаконно уволившим гражданина.

Депутаты предлагают обязать покупателей сигарет предъявлять паспорт.

Комитет по охране здоровья Госдумы РФ готовит к первому чтению законопроект «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об ограничении курения табака"». В проекте предложено ввести запрет на продажу табачных изделий лицам, не предъявившим удостоверение личности.

www.klerk.ru

новое в законодательстве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.10.2009 № 805

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

Правительство РФ внедряет в систему взаимодействия федеральных органов исполнительной власти электронный документооборот.

Установлено, что посредством переписки в электронной форме федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять обмен информацией, заключениями, результатами экспертиз, а также перенаправлять обращения граждан и согласовывать положения о межведомственных комиссиях или советах.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 12.10.2009, № 41, ст. 4790, «Российской газете», № 194, 14.10.200.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минкомсвязи РФ от 10.07.2009 № 92

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ПОДЛИННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ЦИФРОВЫХ ПОДПИСЕЙ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЦЕНТРОВ В ВЫДАННЫХ ИМИ СЕРТИФИКАТАХ КЛЮЧЕЙ ПОДПИСЕЙ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.10.2009 № 14953.

Регламентированы процедуры подтверждения Федеральным агентством по информационным технологиям подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей.

Установлен, в частности, порядок информирования о предоставлении данной государственной услуги, последовательность и сроки выполнения соответствующих процедур, порядок и формы контроля за их выполнением, порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц, а также принимаемых ими решений.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Финансы. Налоги

ПИСЬМО ФНС РФ от 14.09.2009 № 3-1-11/730

«О ПРИМЕНЕНИИ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Разъяснен порядок применения налоговых вычетов по НДС налоговыми агентами по операциям реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

В случаях реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. С учетом изложенного вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков – иностранных лиц. При этом ФНС РФ сообщила, что суммы указанных налоговых вычетов по НДС могут быть включены в налоговую декларацию, представляемую за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который была представлена налоговая декларация с отраженной в ней суммой НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Опубликовано в издании «Официальные документы», № 38, 13.10.2009 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПИСЬМО ФНС РФ от 03.09.2009 № 3-5-03/1382@

[О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНАМ НА ОРГАНИЗАЦИЮ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА]

По мнению ФНС РФ, денежные средства, выделенные безработным гражданам на организацию собственного дела, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

В рамках проведения в 2009 году дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в ряде субъектов РФ приняты нормативные акты, предусматривающие выделение безработным гражданам денежных средств на организацию собственного дела на безвозмездной и безвозвратной основе в размере годового пособия по безработице. ФНС РФ указала, что, поскольку данные доходы прямо не поименованы в статье 217 НК РФ, устанавливающей перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, сумма денежных средств, выделенных безработному гражданину, должна облагаться НДФЛ в общем порядке.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 17.08.2009 № 3-2-13/181@

«О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ АРЕНДАТОРА НА РЕМОНТ АРЕНДУЕМОГО ПОМЕЩЕНИЯ И РАСХОДОВ В ВИДЕ АМОРТИЗАЦИИ НЕОТДЕЛИМЫХ УЛУЧШЕНИЙ»

Разъяснен порядок учета расходов арендатора, осуществленных им в отношении недвижимого имущества, арендованного у физического лица.

Сообщено, что основные средства, предоставленные в аренду физическим лицом, не относятся к амортизируемому имуществу. В этой связи расходы арендатора, связанные с ремонтом основных средств, при условии, что договором аренды не предусмотрено возмещение арендодателем произведенных расходов, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании статьи 264 НК РФ. Относительно капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованного имущества отмечено следующее. На основании статьи 258 НК РФ капитальные вложения, произведенные с согласия арендодателя, стоимость которых не им возмещается, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. При этом положения указанной статьи не ограничивают статус арендодателя (физическое или юридическое лицо). Следовательно, расходы в виде амортизационных отчислений от стоимости неотделимых улучшений в целях налогообложения прибыли учитываются арендатором в общеустановленном порядке.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 30.07.2009 № 3-5-04/1135@

«О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка налогообложения НДФЛ доходов от операций с векселями.

В письме ФНС РФ, в частности, сообщено, что предъявление векселя в срок к платежу не является операцией купли-продажи ценной бумаги, поэтому на указанные операции положения статьи 214.1 Налогового кодекса РФ не распространяются. Указано также, что при оплате банком предъявленного к платежу собственного процентного векселя доходом физического лица, подлежащим удержанию у источника выплаты, является вексельный процент, а при оплате векселя, выданного с дисконтом, – дисконт.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 27.07.2009 № ШС-22-3/594@

«О ФОРМЕ СПРАВКИ»

Разработана рекомендуемая форма Справки о подтверждении права на освобождение от НДФЛ в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.

При обращении налогоплательщиков в налоговый орган за подтверждением права на освобождение в соответствии с положениями статьи 212 Налогового кодекса РФ от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, израсходованными на новое строительство либо приобретение жилого помещения, до вступления в силу статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2009 года № 202-ФЗ налоговым органам рекомендовано выдавать указанную Справку по установленной форме. Справка предназначена для представления налоговому агенту, выдавшему заемные (кредитные) средства.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 28.07.2009 № 3-5-03/1111@

«О РАССМОТРЕНИИ ЗАПРОСА»

Разъяснен вопрос налогообложения дохода физических лиц в виде курсовой разницы от продажи иностранной валюты.

ФНС РФ напомнила, что статья 212 главы 23 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда материальная выгода признается доходом для целей взимания налога на доходы физических лиц, и этот перечень не включает разницу между фактическим курсом продажи (покупки) кредитными организациями иностранной валюты физическим лицам и курсом, устанавливаемым Банком России. Таким образом, указанная курсовая разница, по мнению ФНС РФ, не может быть признана доходом, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 26.08.2009 № 2281-У

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 1 АПРЕЛЯ 2003 ГОДА № 222-П "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.10.2009 № 14998.

В Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ внесены изменения, касающиеся порядка указания информации в поле расчетного документа «Плательщик».

Установлено, что при перечислении денежных средств физическим лицом в расчетном документе в случаях, предусмотренных статьей 7.2 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...», в поле «ИНН» плательщика указывается идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) либо в поле «Плательщик» после ФИО физического лица – адрес места жительства (регистрации) или места пребывания. Кроме того, введены положения, предусматривающие, что информация о плательщике – физическом лице может доводиться банком-отправителем до банка-получателя иным, согласованным с ним способом, в том числе с использованием программно-технических средств. Указание вступает в силу с 7 декабря 2009 года.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ЦБ РФ от 28.09.2009 № 34-ОР

«О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 20 ИЮНЯ 2007 ГОДА № 1843-У «О ПРЕДЕЛЬНОМ РАЗМЕРЕ РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ И РАСХОДОВАНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ, ПОСТУПИВШИХ В КАССУ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЛИ КАССУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

Банк России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся расчетов наличными деньгами и расходования наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с нормой пункта 1 Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 года № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Банк России, в частности, разъяснил, что, поскольку в пункте 1 Указания № 1843-У используется категория «в рамках одного договора», запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тысяч рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 58, 07.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ЦБ РФ от 25.09.2009 № 117-Т

«ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСАМ ВЫПУСКА БАНКОВСКИХ КАРТ И СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ»

Банк России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся выпуска банковских карт и совершения операций с их использованием.

В частности, разъяснено, что ни федеральные законы, ни нормативные акты Банка России не содержат запрета на прием документов от клиента – физического лица должностным лицом кредитной организации либо уполномоченным кредитной организацией лицом, не являющимся ее сотрудником, вне помещения кредитной организации. Прием документов, удостоверяющих личность клиента – физического лица, проверка надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности, заверение копий документов могут осуществляться как должностным лицом кредитной организации, так и иным уполномоченным кредитной организацией лицом, не являющимся ее сотрудником, вне помещения кредитной организации и направляться в кредитную организацию, в том числе с использованием соответствующих средств связи (почтовой, электронной). В целях идентификации клиента – физического лица кредитная организация обязана установить сведения, указанные в Федеральном законе от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и осуществить сбор сведений и документов, предусмотренных Положением Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 58, 07.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ЦБ РФ от 02.10.2009 № 120-Т

«О ПАМЯТКЕ «О МЕРАХ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ»

В целях повышения финансовой грамотности населения Банком России подготовлена Памятка для держателей банковских карт о мерах их безопасного использования.

Памятка содержит рекомендации, позволяющие обеспечить максимальную сохранность банковской карты, ее реквизитов, ПИН и других данных, а также снизить возможные риски при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет.

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 58, 07.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Правосудие

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 04.06.2009 № 848-О-П

«ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ РУМЯНЦЕВОЙ ЮЛИИ ГЕРМАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 209, ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 376, СТАТЬЕЙ 377 И ПУНКТОМ 5 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 379.1 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционный Суд РФ признал подлежащими пересмотру правоприменительные решения судов, основанные на положениях части второй статьи 376 ГПК РФ в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом.

Суд указал, что часть вторая статьи 376 ГПК РФ «Право на обращение в суд надзорной инстанции» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возвращение судом надзорной инстанции без рассмотрения по существу надзорной жалобы лица, не принимавшего участия в деле, чьи права нарушены вступившим в законную силу постановлением. В этой связи принятые судебные решения по делу заявительницы были признаны Конституционным Судом РФ подлежащими пересмотру в установленном порядке.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Решения высших судов

Труд и занятость

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 № 739н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И ФОРМ УЧЕТА РАБОТНИКОВ, ВЫБЫВАЮЩИХ В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ ИЗ КОМАНДИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИБЫВШИХ В ОРГАНИЗАЦИЮ, В КОТОРУЮ ОНИ КОМАНДИРОВАНЫ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.10.2009 № 15008.

Учет работников, выбывающих (прибывающих) в служебные командировки, должен вестись в журналах утвержденной формы и в соответствии с разработанным порядком.

Порядком установлено, в частности, что работодателем (уполномоченным им лицом) обеспечивается хранение журналов в течение 5 лет со дня их оформления, а также назначается работник организации, ответственный за ведение журналов и проставление отметок в командировочных удостоверениях.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.10.2009 № 790

«О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ЛИЦАМИ, ДОБРОВОЛЬНО ВСТУПИВШИМИ В ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ»

С 1 января 2010 года вступят в силу Правила, определяющие порядок уплаты страховых взносов в ФСС РФ лицами, добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Утвержденными Правилами устанавливается порядок уплаты страховых взносов адвокатами, индивидуальными предпринимателями, членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, занимающимися частной практикой (в том числе нотариусами), а также членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для регистрации в качестве страхователя указанными лицами представляется заявление в территориальные органы ФСС РФ по месту жительства. Страховые взносы уплачиваются единовременно либо по частям не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с действующим законодательством. Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий году наступления страхового случая. Правила содержат также положения, предусматривающие порядок ведения учета уплаченных взносов и представления отчетов по начисленным и уплаченным взносам. В связи с введением в действие указанного порядка с 1 января 2010 года утратит силу постановление Правительства РФ, утвердившее ныне действующие Правила уплаты страховых взносов.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Жилище

ПРИКАЗ Минрегиона РФ от 30.09.2009 № 433

«О СРЕДНЕЙ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ 1 КВАДРАТНОГО МЕТРА ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2009 ГОДА»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.10.2009 № 14955.

Минрегионом РФ определена средняя рыночная стоимость квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на IV квартал 2009 года.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ применяется для расчета размеров субсидий, выделяемых для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений. Так, в IV квартале 2009 года названный показатель, в частности, составит: в Воронежской области – 23 600, в Республике Коми – 30 200, в г. Санкт-Петербурге – 44 300, в г. Москве – 73 800 рублей.

Опубликован в «Российской газете», № 194, 14.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 № 740н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2007 ГОДА № 91 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.10.2009 № 14976.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам приводятся в соответствие с изменениями в законодательстве.

С 1 января 2010 года вступят в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.12.2007 № 255-ФЗ (новая редакция наименования – «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Поправки коснулись в том числе порядка исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Теперь в страховой стаж наравне с ранее установленными периодами работы засчитываются также периоды прохождения военной и иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Аналогичные изменения внесены в приказ Минздравсоцразвития РФ, которым утверждены названные выше Правила.

Опубликован в «Российской газете», № 194, 14.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

МОСКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Финансы. Налоги

ЗАКОН города Москвы от 07.10.2009 № 41

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ВЫБРАВШИХ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ»

Вступает в силу с 01.01.2010.

Законом для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», установлена налоговая ставка в размере 10 процентов.

Налоговая ставка 10% устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды экономической деятельности: обрабатывающие производства; управление эксплуатацией жилого и (или) нежилого фонда; научные исследования и разработки; предоставление социальных услуг; деятельность в области спорта.

Помимо этого, данная налоговая ставка будет применяться налогоплательщиком, выручка которого от реализации товаров (работ, услуг) по вышеназванным видам экономической деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 75 процентов от общей суммы выручки.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Труд и занятость

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 29.09.2009 № 1044-ПП

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВТОРОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ»

Утвержден второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы.

Целью Программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в городе.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

– повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;

– стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях организации временной занятости, в том числе на общественных работах.

Система мероприятий Программы предусматривает следующие основные направления:

– организация опережающего профессионального обучения работников;

– создание временных рабочих мест, в том числе организация общественных работ, создание дополнительных временных рабочих мест по месту основной работы для граждан, находящихся под риском увольнения.

Опубликовано в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 57, 13.10.2009.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Жилище

ЗАКОН Московской области от 07.10.2009 № 114/2009-ОЗ

«О СТАНДАРТЕ СТОИМОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И СТАНДАРТЕ СТОИМОСТИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД»

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Закон устанавливает стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области и стандарт стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда в Московской области на 2010 год.

Установлены стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья по муниципальным образованиям Московской области, а также в среднем по области – в размере 90,60 рубля в месяц.

Стандарт стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда в Московской области на 1 кв. м площади в месяц в среднем по области составит 1,84 рубля. Дополнительно утверждены стандарты стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда по муниципальным образованиям Московской области.

Опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 198, 17.10.2009.

Где найти:

ИБ Московская область

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»


финансовые консультации

ВОПРОС: Об увеличении с 01.01.2010 предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего его право на применение УСН, до 60 млн руб.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 08.10.2009 № 03-11-06/2/206]

В письме, посвященном новому порядку перехода на УСН и ее применения в связи с принятием Федерального закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ, сказано, что с 1 января 2010 года до 1 января 2013 года приостанавливается действие п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Вместо него вводится п. 4.1, предусматривающий увеличение до 60 млн руб. величины предельного размера доходов налогоплательщика, превышение которого по итогам отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение УСН. При этом индексация указанной величины предельного размера доходов на коэффициент-дефлятор не производится. Исходя из даты вступления в силу п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ с 1 января 2010 года, Минфин РФ приходит к заключению, что величина предельного размера доходов в размере 60 млн руб. применяется начиная с отчетного (налогового) периода 2010 года.

ВОПРОС: О порядке налогообложения НДФЛ дохода в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей в РФ и за ее пределами, производимого работнику организации.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 08.10.2009 № 03-04-06-01/260]

Специалисты Минфина РФ пояснили, что доход сотрудника в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей в РФ и за ее пределами можно рассчитать на основании фактического времени, отработанного на территории РФ и в иностранных государствах. Если на дату выплаты дохода работник организации не будет признаваться налоговым резидентом РФ, то его вознаграждение за выполнение обязанностей на территории иностранного государства не облагается НДФЛ. Доходы, полученные от источников в РФ работником организации, не признаваемым налоговым резидентом РФ, облагаются НДФЛ по ставке 30%. При этом НДФЛ с этих доходов удерживается организацией - источником их выплаты.

ВОПРОС: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль расходов на выплату депонированной заработной платы.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 07.10.2009 № 03-03-06/1/651]

Учитывая положения ст. 392 ТК РФ, сумма кредиторской задолженности по зарплате учитывается в составе внереализационных доходов по истечении 3 месяцев. Одновременно в письме подчеркивается, что пропуск трехмесячного срока не лишает работника права обратиться к работодателю с требованием о выплате причитающихся ему сумм. Таким образом, говорит Минфин РФ, расходы на выплату работнику депонированной зарплаты после ее включения во внереализационные доходы по истечении указанного срока могут быть включены в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ на дату выплаты суммы депонированной зарплаты.

ВОПРОС: Об отсутствии оснований для учета в целях исчисления налога на прибыль расходов по оплате охранных услуг, оказываемых организацией, не имеющей лицензии на оказание охранных услуг.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 06.10.2009 № 03-03-06/2/188]

Минфин РФ разъяснил, что налогоплательщики вправе включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли, затраты на оплату охранных услуг в том случае, если у организации, оказывающей такие услуги, имеется соответствующая лицензия. В обоснование своей позиции финансисты приводят следующие аргументы. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 11.03.1993 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание услуг в сфере охранной деятельности разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством РФ. Так как организация, не имеющая лицензию на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность, то расходы по оплате оказанных ею услуг не обоснованы. Поэтому они не учитываются при налогообложении прибыли.

ВОПРОС: О документальном подтверждении права на применение нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт в случае, если валютная выручка за эти товары не зачисляется на счет налогоплательщика в российском банке в соответствии с валютным законодательством РФ.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 06.10.2009 № 03-07-08/201]

Налоговым законодательством (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ) в случае реализации товаров на экспорт для подтверждения правомерности применения нулевой ставки по НДС предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих право на незачисление валютной выручки на счет в российском банке, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. При этом конкретный перечень таких документов НК РФ не установлен. В связи с изложенным Минфин РФ делает вывод о том, что для обоснованности применения ставки НДС в размере 0% налогоплательщик может представить любые оформленные надлежащим образом документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки в РФ.

ВОПРОС: ...Организацией создано представительство (занимается поиском новых партнеров и контролирует исполнение договоров) на территории иностранного государства. У представительства возникают расходы на аренду, услуги связи, коммунальные платежи. По расходам имеются договоры и счета-фактуры. Может ли организация включить в состав расходов при исчислении налога на прибыль суммы косвенного налога (НДС), включенные в стоимость указанных расходов?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 06.10.2009 № 03-03-06/1/644]

Как указал Минфин РФ в своем письме, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, предоставляющий налогоплательщикам право учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль начисленные суммы налогов и сборов в составе прочих расходов, распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством РФ порядке. Такое прямое указание содержится в названной правовой норме ст. 264 НК РФ. По мнению Минфина РФ, нельзя учесть «иностранные» налоги и на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы. В связи с этим чиновники высказали следующую точку зрения: при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в РФ уплаченный на территории иностранного государства НДС не учитывается.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

СТАТЬЯ: Учет НДС при отсутствии счета-фактуры

[Н. Шорохова, «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, № 39]

Счет-фактура является документом, на основании которого налогоплательщикам предоставляется налоговый вычет по НДС. В общем случае отсутствие счета-фактуры лишает налогоплательщика права на вычет сумм НДС. В то же время в некоторых ситуациях вычет будет правомерным и при отсутствии счета-фактуры. Автором исследованы возможные случаи, когда при отсутствии счета-фактуры налогоплательщик не вправе применить вычет сумм НДС и когда вычет может быть предоставлен на основании иных документов. Например: 1) организация приобрела товар (работу, услугу) за наличный расчет в организации розничной торговли; 2) по командировочным расходам отсутствуют счета-фактуры; 3) во время поступления и оприходования товаров (работ, услуг) у организации не было счета-фактуры, но позднее, в другом налоговом периоде, счет от поставщика поступил. Опираясь на мнение официальных органов и используя имеющуюся арбитражную практику, автор оценивает налоговые риски по каждой из приведенных ситуаций в зависимости от применения (неприменения) налогоплательщиком разъяснений специалистов контролирующих органов.

СТАТЬЯ: Основные средства: особенности налогообложения

[В.Н. Рюриков, «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2009, № 9]

Как показывает практика, учет расходов, связанных с основными средствами, вызывает многочисленные вопросы у бухгалтеров. Наиболее часто они задают вопросы, касающиеся порядка учета расходов на модернизацию (реконструкцию); определения срока полезного использования основного средства, бывшего в употреблении; применения понижающего коэффициента при начислении амортизации. В статье автор акцентирует внимание читателей на особенностях налогового учета в случаях, если было модернизировано основное средство: первоначальной стоимостью менее 20 тыс. руб., полностью самортизированное. Правила определения срока полезного использования основного средства показаны на примере основного средства, бывшего в эксплуатации. Кроме того, автор освещает проблему применения коэффициента 0,5 при начислении амортизации по транспорту, введенному в эксплуатацию до 1 января 2002 года.

СТАТЬЯ: Скидки без изменения цены договора

[Н.А.Новикова, «Бухгалтер и закон», 2009, № 9]

На сегодняшний день предоставление поставщиками скидок – достаточно популярная практика ведения хозяйственной деятельности. Наиболее распространенным видом скидок являются скидки за объем продаж. В статье рассмотрены налоговые последствия таких операций в части налогообложения налогом на прибыль и НДС. Касаясь НДС, автор обращает внимание читателей, что налоговые органы при проведении проверок особенно пристально изучают формулировки договора, заключенного между продавцом и покупателем, пытаясь обнаружить в нем завуалированное встречное оказание покупателем поставщику каких-либо услуг. Обнаружив данный факт, налоговики могут доначислить НДС. В этой связи автор рекомендует налогоплательщикам в случае, если предоставление скидки связано с объемом поставок за период, в формулировках договора строго указывать на данное условие, исключая какие-либо иные условия ее предоставления. Говоря о налоге на прибыль, для снижения налоговых рисков автор советует оформлять отношения между поставщиком и покупателем путем заключения договора в виде самостоятельного документа. Кроме того, он предупреждает еще об одном требовании налоговиков: предоставление скидки контрагенту должно быть предусмотрено маркетинговой политикой.

СТАТЬЯ: НДС при рекламной раздаче товаров (надо ли платить налог, когда покупная стоимость сувениров меньше 100 рублей)

[М.П. Захарова, «Главная книга», 2009, № 18]

В наше время многие организации в рамках рекламных акций раздают своим клиентам и потенциальным покупателям различные сувениры, стоимость приобретения которых обычно не превышает 100 руб. за единицу. Согласно НК РФ такая операция освобождается от налогообложения НДС. Автор анализирует трудности, с которыми могут столкнуться плательщики НДС при применении данной льготы, и останавливается на вопросе, возникает ли вообще объект налогообложения НДС при раздаче рекламных товаров. Например, налогоплательщик признает рекламную раздачу сувениров объектом налогообложения НДС. Тогда, говорит автор, возможны 2 варианта действий: использовать (не использовать) льготу и вести (не вести) раздельный учет. Также им рассматривается иная точка зрения: передача товаров в рекламных целях не признается объектом налогообложения НДС. В заключительной части статьи автор дает совет читателям – отказаться от применения льготы, установленной подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, начисляя НДС и принимая его к вычету в общеустановленном порядке.

СТАТЬЯ: Об отдельных доходах, не подлежащих обложению НДФЛ

[Ю. Лермонтов, «Финансовая газета», 2009, № 39]

При исполнении налоговыми агентами обязанности по исчислению сумм НДФЛ за своих работников одной из самых распространенных проблем является правомерность освобождения произведенных выплат от налогообложения. На основании актуальных примеров арбитражной практики и разъяснений официальных органов автором рассмотрены вопросы освобождения от НДФЛ отдельных доходов работников. В частности, нередко возникают налоговые споры по следующим вопросам: относятся ли выплаты работникам на проезд к доходам подотчетного лица - работника организации-налогоплательщика, относятся ли к компенсационным выплаты работникам стоимости питания в связи с особо вредными условиями труда, осуществляемые работодателем за прошлое время, должен ли налоговый агент удерживать НДФЛ с доходов работников, занятых во вредном производстве, которые получены ими в качестве талонов на бесплатное лечебное питание, реализуемых у третьих лиц? Ознакомившись со статьей, читатели получат ответы на эти и другие вопросы, касающиеся удержания НДФЛ с различных видов выплат.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»


Судебная практика

Налоги и сборы

В передаче дела по заявлению о возврате излишне взысканных пеней для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как заявитель пропустил трехлетний срок, предусмотренный п. 3 ст. 79 НК РФ для обращения в суд с заявлением о возврате излишне взысканных налоговых платежей.

[Определение ВАС РФ от 29.09.2009 № ВАС-10917/09 по делу № А33-11614/2008]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика задолженности по уплате НДС согласно фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

[Определение ВАС РФ от 28.09.2009 № ВАС-9811/09 по делу № А73-4324/2008]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как деятельность заявителя как предпринимателя, выразившаяся в реализации телефонных карт экспресс-оплаты и sim-карт в рамках агентских договоров за агентское вознаграждение, не является розничной торговлей и не подлежит обложению единым налогом на вмененный доход.

[Определение ВАС РФ от 28.09.2009 № ВАС-9679/09 по делу № А19-394/09-20]

В передаче дела по заявлению об оспаривании решения налогового органа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 28.09.2009 № ВАС-9509/09 по делу № А33-13883/2008]

В передаче дела по иску о взыскании убытков для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как факт отсутствия у истца расчетного счета не может быть признан свидетельствующим о невозможности оплаты им госпошлины в соответствии с требованиями законодательства, поэтому суд обоснованно отклонил ходатайство истца о предоставлении ему отсрочки по уплате госпошлины и возвратил иск на основании части 1 статьи 129 АПК РФ.

[Определение ВАС РФ от 28.09.2009 № ВАС-3184/09 по делу № А43-1315/2009-22-в]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным акта налогового органа о взыскании налога за счет налогоплательщика для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как указанное заявление подано предприятием в суд с нарушением установленного АПК РФ срока.

[Определение ВАС РФ от 28.09.2009 № ВАС-1557/09 по делу № А73-9218/2008]

Где найти:

ИБ Решения высших судов

Для решения вопроса о надлежащей ставке НДС при налогообложении операций по реализации услуг необходимо соотнести даты оказания услуг с датой помещения товара под таможенный режим экспорта.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.10.2009 № КА-А40/10245-09 по делу № А40-27883/08-98-87]

Заявление об обязании возвратить излишне взысканные суммы налога на пользователей автомобильных дорог и пеней удовлетворено правомерно, так как вступившими в законную силу судебными актами подтверждены факты переплаты спорных сумм, а также отсутствия у заявителя недоимки и задолженности перед федеральным бюджетом по истребуемому налогу.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.10.2009 № КА-А40/10170-09 по делу № А40-63124/08-115-270]

Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога удовлетворено правомерно, так как заявитель освобожден от уплаты спорного налога.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.10.2009 № КА-А40/10106-09 по делу № А40-68056/08-87-292]

Заявление об оспаривании решения налогового органа в части отказа в принятии затрат, доначисления налога на прибыль и НДС, соответствующих штрафа и пени удовлетворено правомерно, так как заявитель обоснованно включил в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль, затраты на приобретение дизельного топлива и масла и представил в обоснование налоговых вычетов документы, отвечающие требованиям статей 169, 171 и 172 НК РФ.

[Постановление ФАС Московского округа от 01.10.2009 № КА-А40/9914-09 по делу № А40-90955/08-108-498]

Заявление в части признания незаконным бездействия налогового органа в виде непринятия решения о выплате процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченной суммы налога на прибыль удовлетворено правомерно, так как осуществление заявителем расчета суммы процентов исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ соответствует положениям законодательства РФ.

[Постановление ФАС Московского округа от 01.10.2009 № КА-А40/10237-09 по делу № А40-12654/09-87-51]

Заявление о признании недействительными требований налогового органа об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, взыскании с налогового органа расходов по уплате вознаграждения за выдачу банковской гарантии, полученной в качестве обоснования заявления о принятии обеспечительных мер, удовлетворено правомерно, так как оспариваемые требования не соответствуют законодательству РФ о налогах и сборах, расходы заявителя на уплату вознаграждения банку за предоставление гарантии документально подтверждены.

[Постановление ФАС Московского округа от 01.10.2009 № Ка-А40/10232-09 по делу № А40-67142/07-80-280]

Заявление об обязании налогового органа возвратить сумму излишне взысканных налогов, пеней и процентов удовлетворено правомерно, так как требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, на основании которых с заявителя взысканы суммы налогов и пеней, признаны незаконными в рамках дела о банкротстве заявителя, в связи с чем указанные суммы налогов и пеней являются излишне взысканными и подлежат возврату заявителю с начисленными процентами.

[Постановление ФАС Московского округа от 01.10.2009 № КА-А40/10176-09 по делу № А40-81225/08-109-353]

Проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями законодательства РФ, подтверждающее событие административного правонарушения.

[Постановление ФАС Московского округа от 30.09.2009 № КА-А41/9892-09 по делу № А41-10343/09]

Где найти:

ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой,

ведущим юрисконсультом отдела

систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»


Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП

«Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, Положения о Территориальной комиссии по квотированию рабочих мест в городе Москве, Положения о Городской комиссии по квотированию рабочих мест в городе Москве»

Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, Положения о Территориальной комиссии по квотированию рабочих мест в городе Москве, Положения о Городской комиссии по квотированию рабочих мест в городе Москве» (далее – Постановление № 742-ПП) принято в целях реализации Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест».

Напомним: согласно названному Закону квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств (ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90).

Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденное Постановлением № 742-ПП, определяет механизм квотирования рабочих мест в городе Москве для указанных выше категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

В названном Положении установлено, что работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в Государственном учреждении города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности. Постановка на учет (равно как и перерегистрация и снятие с учета) осуществляется бесплатно. Стоит особо отметить, что отсутствие факта постановки на учет не освобождает работодателей от исполнения обязанностей по квотированию рабочих мест.

Работодатели в соответствии с установленной квотой создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи. Рабочие места считаются созданными, если на них трудоустроены граждане указанных категорий. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента –- для трудоустройства инвалидов и 2 процента – для трудоустройства установленных категорий молодежи (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90).

В случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты, в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы. Кроме этого, работодатели представляют в Центр квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме № 1-квотирование, утвержденной приказом Комитета общественных связей от 08.06.2005 № 137.

Центр квотирования рабочих мест осуществляет контроль за трудоустройством инвалидов и молодежи на квотируемые рабочие места и за своевременным и полным перечислением в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места работодателями, не выполняющими условия квотирования рабочих мест для молодежи, ведет учет поступлений денежных средств в разрезе плательщиков.

Постановление № 742-ПП определяет структуру комиссий по квотированию рабочих мест в Москве и утверждает положения о Территориальной комиссии по квотированию рабочих мест в городе Москве и о Городской комиссии по квотированию рабочих мест в городе Москве.

Так, Городская комиссия по квотированию рабочих мест в городе Москве является рабочим органом Правительства Москвы. Основными задачами Городской комиссии являются:

1) выработка политики по вопросу квотирования рабочих мест на территории города Москвы;

2) анализ сбалансированности спроса и предложения квотируемых рабочих мест на территории города;

3) координация деятельности территориальных комиссий по квотированию рабочих мест в городе Москве;

4) взаимодействие с органами исполнительной власти города Москвы, общественными объединениями и работодателями;

5) контроль за исполнением работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории города Москвы, условий квотирования рабочих мест.

Территориальные комиссии по квотированию рабочих мест создаются в каждом административном округе города Москвы и возглавляются заместителем префекта. Основными задачами территориальных комиссий являются:

1) выработка политики по вопросу квотирования рабочих мест на территории административного округа города Москвы;

2) определение необходимости и потребности в создании, сохранении рабочих мест для инвалидов, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые, в целях их трудоустройства, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций с учетом возможностей административного округа города Москвы;

3) проведение анализа сбалансированности спроса и предложения квотируемых рабочих мест на территории административного округа города Москвы;

4) контроль за исполнением работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории административного округа города Москвы, условий квотирования рабочих мест.

Таким образом, Городская комиссия и территориальные комиссии по квотированию рабочих мест образуют единую систему органов, координирующих и контролирующих реализацию на территории Москвы положений Закона «О квотировании рабочих мест».

В заключение отметим, что признано утратившим силу действовавшее ранее постановление Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. № 125-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве».

Обзор подготовлен О.И. Красовским, начальником отдела систематизации законодательства
группы компаний «ЭЛКОД»

Новости

Если командировку сотрудника отменили, штрафы за возврат билета можно учесть в расходах.

[Письмо Минфина России от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616]

Уже назначенная командировка сотрудника может быть отменена или перенесена на более поздний срок. В таком случае приобретенные билеты на самолет возвращаются в кассу авиакомпании или транспортному агентству, но часть их стоимости удерживается как штрафные санкции.

Суммы этих санкций Минфин разрешил учитывать в расходах. По мнению финансового ведомства, для целей налогообложения прибыли они признаются на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как санкции за нарушение договорных обязательств.

Возможность учесть в расходах штрафы за возврат билета подтверждается и судебной практикой: ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 09.07.2009 № А21-6746/2008 признал право компании учесть потери при возврате билета из-за изменения срока командировки. А в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 № А28-10790/2005-233/15 указано, что плата за заказ и возврат билетов является расходом, непосредственно связанным с проездом работника к месту командировки и обратно.

Покупка основного средства в рассрочку не препятствует началу начисления амортизации до момента полной оплаты.

[Письмо Минфина России от 15.09.2009 № 03-03-06/2/170]

Ранее (в 2006 г.) Минфин России указывал, что при приобретении основного средства в рассрочку организация вправе начислять амортизацию по нему только после полной оплаты его стоимости (письмо от 16.11.2006 № 03-03-04/2/247). Финансовое ведомство отмечало, что рассрочка платежа представляет собой такую форму оплаты, при которой фактически понесенные расходы, связанные с приобретением ОС, будут сформированы только при окончательном расчете. Это и препятствует началу начисления амортизации в более ранний срок.

Теперь же точка зрения Минфина России изменилась. В его новых разъяснениях (письмо от 15.09.2009 № 03-03-06/2/170) речь идет о начале начисления амортизации по объекту недвижимости, приобретенному в рассрочку. Амортизация по нему может начисляться при условии, что этот объект принят к учету на счет 01, введен в эксплуатацию и имеется подтверждение подачи документов на государственную регистрацию прав. Таким образом, дожидаться полной оплаты объекта для начала его амортизации не требуется.

Работник получил аванс по зарплате и подотчетные средства, а затем уволился. Минфин разъясняет последствия.

[Письмо Минфина России от 24.09.2009 № 03-03-06/1/610]

Организация выплатила работнику аванс по зарплате и выдала средства под отчет, после чего сотрудник уволился. В письме от 24.09.2009 № 03-03-06/1/610 Минфин России разъясняет, каковы будут налоговые последствия в данной ситуации.

И выплаченный работнику аванс, и невозвращенные подотчетные средства признаются доходом сотрудника, с которого организация в качестве налогового агента должна удержать НДФЛ. Датой получения дохода в виде выданного аванса является последний рабочий день сотрудника в организации. Денежные средства, выданные работнику под отчет, должны быть возвращены, и для этого организация обязана принять все предусмотренные законодательством меры. Если это оказалось невозможным (например, в связи с истечением срока исковой давности) или же если компания приняла решение о прощении долга, моментом получения бывшим сотрудником дохода признается дата, с которой такое взыскание стало невозможно, или день принятия соответствующего решения. Если удержать НДФЛ невозможно, организация обязана в течение месяца письменно сообщить об этом в инспекцию (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли данная задолженность может быть учтена в расходах как суммы безнадежных долгов (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ), для этого необходимо наличие одного из оснований для признания долга безнадежным, перечисленных в п. 2 ст. 266 Кодекса, например истечение срока исковой давности.

Комментарии

Нужно ли удерживать НДФЛ при оплате уволенному работнику времени вынужденного прогула по решению суда?

[Письмо Минфина России от 22.09.2009 № 03-04-05-01/705]

Всем работодателям когда-либо приходится расставаться со своими сотрудниками. Иногда работников увольняют незаконно. Тогда они обращаются за защитой своих прав в суд, который принимает решение о выплате истцам среднего заработка за время вынужденного прогула. В этом случае у работодателей может возникнуть следующий вопрос: удерживать ли НДФЛ с данных выплат?

Финансовое ведомство в комментируемом письме разъяснило, что средний заработок за время вынужденного прогула из-за незаконного увольнения, взысканный с работодателя по решению суда, облагается НДФЛ. Объясняется это тем, что данный вид выплат не освобожден от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ. При этом организация-работодатель является налоговым агентом и обязана удержать НДФЛ. Отметим, что финансовое ведомство и ранее высказывало подобную точку зрения (письмо Минфина России от 30.06.2009 № 03-04-08-01/41).

Однако позиция Минфина является спорной.

Работодатель может не удерживать налог при оплате уволенному работнику времени вынужденного прогула по решению суда. Обосновать подобную точку зрения можно следующим.

Во-первых, данный вид выплат вообще не облагается НДФЛ. А значит, организация не является налоговым агентом. Дело в том, что средний заработок за время вынужденного прогула в соответствии со ст. 394 ТК РФ признается компенсацией. А согласно п. 3 ст. 217 НК РФ компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ. Подробнее об этом см. в выпуске обзора от 22.07.2009.

Во-вторых, даже если исходить из того, что оплата вынужденного прогула за незаконное увольнение облагается НДФЛ, удерживать налог не нужно, потому что согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ судебные решения обязательны к исполнению. Это значит, что работодатель должен выплатить работнику именно ту сумму, которая указана в решении. Подобный вывод подтверждается постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 11.09.2009 № А63-15191/2008-С4-32, ФАС Уральского округа от 13.05.2009 № Ф09-2927/09-С3 (определением ВАС РФ от 08.09.2009 № ВАС-11618/09 отказано в передаче данного дела в Президиум).

Отметим, что ранее Минфин России по вопросу удержания НДФЛ с выплат работникам на основании судебного акта разъяснял следующее: если в судебном решении не выделена сумма налога, следовательно, организация не может его удержать и в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ обязана письменно сообщить об этом в налоговый орган (см. письма от 19.06.2009 № 03-04-06-01/141, от 08.04.2009 № 03-04-06-01/85).

Таким образом, работодатель, выплачивающий средний заработок за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением на основании судебного решения, в котором НДФЛ не выделен, вправе не удерживать налог. Однако он обязан письменно уведомить об этом инспекцию. При возникновении спора с налоговыми органами налогоплательщик сможет отстоять свою позицию в суде.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»


О некоторых вопросах приобретения автотранспортных средств

Правда ли, что при покупке подержанных машин больше не нужно оформлять справку-счет? Как теперь происходит оформление сделки?

Поскольку справки-счета противоречили гражданскому законодательству, представляя собой имитацию договора купли-продажи, и подменяли собой документы, подтверждающие переход права собственности на автомобиль, в постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» были внесены изменения.

Так, с 1 августа 2009 года из процедуры регистрации транспортных средств изъято положение о возможности регистрации транспортных средств на основании справок-счетов, выдаваемых лицами, осуществляющими торговлю транспортными средствами. Справка-счет содержала сведения о транспортном средстве, покупателе, продавце и подтверждала факт передачи автомобиля и внесения оплаты за него, выполняя роль своеобразной расписки. При этом она напрямую не отражала волю сторон на заключение договора купли-продажи автомобиля, а потому представляла собой не сделку, а лишь ее удостоверение коммерческим посредником.

В соответствии с новыми правилами регистрация транспортных средств будет производиться «на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации». При этом было бы ошибочно ограничивать круг договоров только договором купли-продажи. В соответствии с Гражданским кодексом РФ право собственности на имущество может быть приобретено как на основании договора купли-продажи, так и по договору мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Осталось только добавить, что справки-счета, выданные до конца июля, действительны. Их обязаны принять для постановки машины на учет в любом подразделении ГИБДД.

Боюсь покупать подержанную машину: очень много случаев, когда продают автомобили, купленные в кредит, не расплатившись за них. Можно ли при покупке такого автомобиля как-то обезопасить себя от того, что в один прекрасный день представители банка придут и заберут его в счет долга предыдущего владельца?

К сожалению, полностью застраховаться от подобных ситуаций при покупке автомобиля у частного лица нельзя, однако существует ряд правил, при соблюдении которых вы можете свести свои риски к минимуму.

Во-первых, следует иметь в виду, что основным свидетельством юридической чистоты машины является Паспорт технического средства (ПТС). Дело в том, что большинство банков, выдавая кредит под залог автомобиля, оставляют у себя ПТС (он существует в единственном экземпляре). Соответственно, должна вызвать подозрение попытка предыдущего владельца передать вам дубликат ПТС (он выдается ГИБДД в случае утраты оригинала). Но хуже всего то, что не у всех банков действует это условие. Некоторые банки оставляют ПТС заемщику, иные предусматривают определенное время (обычно неделю), в течение которого заемщик должен передать ПТС в банк (и в течение которого с автомобилем можно успеть совершить не одну сделку). К сожалению, получить эту информацию можно только из договора должника (бывшего владельца машины) с банком (если таковой, разумеется, был). Какие-либо отметки на ПТС о том, что автомобиль находится под залогом, в настоящее время законодательно не предусмотрены.

Во-вторых, следует надлежащим образом оформить сделку по приобретению автомобиля (договор купли-продажи или любой другой договор, подтверждающий переход права собственности). Оформляя машину по доверенности, вы должны понимать, что перехода права собственности не происходит и вы как несобственник становитесь уязвимы и для предыдущего владельца (он по-прежнему вправе распоряжаться своим транспортом), и для его кредиторов. При наличии оформленного договора, даже если вам не повезет и приобретенная машина окажется в залоге, вы как добросовестный приобретатель сможете подать иск о признании сделки недействительной и вернуть затраченные средства. Принципиально в связи с этим, невзирая на протесты желающего уклониться от уплаты налогов продавца, следует указать в договоре полную стоимость приобретаемого имущества и, конечно, удостоверить передачу денег распиской.

В-третьих, следует иметь в виду, что согласно действующему законодательству сделки с заложенным имуществом разрешены (если иное не предусмотрено в договоре между банком и заемщиком). Поэтому если вы не хотите, чтобы без вашего ведома одновременно с переходом права на машину к вам перешла и обязанность по уплате чужих долгов, при заключении договора следует обратить внимание на наличие в нем условия, подтверждающего, что предмет договора (автомобиль) не является предметом залога – это в дальнейшем упростит судебные разбирательства о признании сделки недействительной.

Слышал много мнений относительно оформления купли-продажи машины путем составления генеральной доверенности на нового владельца. Каковы возможные юридические последствия таких сделок?

Прежде всего следует иметь в виду, что полноценным собственником, обладающим в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) правами владения, пользования и распоряжения имуществом, такой приобретатель не становится. Обладатель доверенности вправе лишь владеть и пользоваться переданным ему имуществом, право же распоряжаться осталось у прежнего владельца автомобиля, оставшегося в юридическом смысле собственником машины. Поэтому с точки зрения закона бывший владелец вправе свой автомобиль продать, подарить заложить или просто отменить доверенность в одностороннем порядке и вернуть себе машину. Кроме того, автомобиль может быть изъят судом путем наложения ареста на имущество собственника или правоохранительными органами, если автомобиль или документы на него вызовут подозрение. При этом с юридической точки зрения права нового владельца нарушены не будут, потому что машина принадлежит не ему, а собственнику! Наконец, в случае смерти кого-либо из участников сделки действие доверенности автоматически прекратится и наследники собственника будут вправе потребовать вернуть автомобиль.

Следует также помнить, что полномочия владельца ограничены перечисленными в доверенности действиями, таким образом, под вопросом может оказаться право передоверия, а также право выступать в суде (это зачастую исключает возмещение причиненного вреда). Кроме того, вопреки распространенному мнению, приобретатель по доверенности не может переоформить машину на себя, поскольку сделки с доверенным имуществом в отношении себя лично запрещены (п. 3 ст. 182 ГК РФ).

Для продавца тоже существуют подводные камни такого быстрого избавления от своего имущества. Так, в случае совершения правонарушения (преступления) с использованием его автомобиля разыскивать будут настоящего собственника, к нему же могут быть предъявлены претензии пострадавших. И, наконец, бремя транспортного налога ляжет тоже на него.

На вопросы отвечает В.Л. Михайловская,

главный юрист-аналитик отдела систематизации

законодательства группы компаний «ЭЛКОД»

Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

Профессиональное обучениеРасписание Семинаров, мастер-классов, тематических практикумов





1С:КОНСАЛТИНГ

5 октября NEW!

10.00–17.00

Особенности ведения учета в «1С:Бухгалтерия 8» для производственных компаний и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) (8 часов)
Стоимость обучения – 3 700 руб. (с НДС)

6 октября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

13 октября

15.30–19.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1» (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

20 октября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 7.7». Практические навыки работы с программой (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

27 октября

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8.1». Практические навыки работы с программой (20 часов) Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

28 октября NEW!

9.30–14.30

Особенности ведения учета организаций со сложной организационной структурой, имеющих обособленные подразделения, в «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» (12 часов)
Стоимость обучения – 4 530 руб. (с НДС)

3 ноября

15.30–19.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.1» (20 часов)
Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)