Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Ноябрь 2009

пн вт ср чт пт сб вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №22(160), 9 ноября 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоМосковское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Тексты законопроектов в различных чтениях

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ/

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРААналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО / НАЛОГОВЫЙ ЛИКБЕЗ

О налогообложении доходов физического лица, полученных в порядке дарения

ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ


Новости

Новости Консультант Плюс

НОВШЕСТВА ДЛЯ ЮРИСТОВ В СИСТЕМЕ КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

В ноябре 2009 г. в справочную правовую систему КонсультантПлюс включены два новшества для юристов – это информационные банки «Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)» и «Путеводитель по корпоративным спорам». В материалах банков проанализированы судебные решения ВАС РФ, ФАС округов, арбитражных апелляционных судов за последние три года по Гражданскому кодексу РФ и корпоративному законодательству.

Новые аналитические материалы значительно облегчат юристам работу с судебной практикой. Они будут полезны специалистам не только при подготовке к судебным разбирательствам, но и в текущей работе: при составлении договоров и оценке рисков, ведении претензионной работы с контрагентами, подготовке документов для создания, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, в научной деятельности.

Информационный банк «Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)» содержит анализ судебных решений по наиболее актуальным и сложным вопросам применения второй части Гражданского кодекса РФ. В банк вошла подробная информация о 16 наиболее востребованных гражданско-правовых договорах: купли-продажи, поставки, аренды зданий и сооружений, подряда, займа, кредита и других.

Информация в новом банке удобно структурирована:

  • каждый материал путеводителя посвящен конкретной главе или статье ГК РФ;
  • по статьям кодекса выделены основные проблемы применения норм;
  • по каждой проблеме представлены выводы из судебной практики и все существующие позиции судов;
  • выводы и позиции проиллюстрированы фрагментами судебных решений;
  • по ссылкам можно перейти к полным текстам упоминаемых судебных решений.

В системе КонсультантПлюс реализована принципиально новая возможность перехода к материалам «Путеводителя по судебной практике (ГК РФ)» сразу из второй части ГК РФ: под заголовками статей кодекса в виде списка перечислены проблемные ситуации по этой статье. Выбрав проблемную ситуацию, можно по ссылке быстро перейти к материалам нового путеводителя.

Информационный банк «Путеводитель по корпоративным спорам» содержит анализ судебной практики по вопросам применения норм корпоративного законодательства. Материалы нового банка охватывают такие темы, как создание, реорганизация, ликвидация хозяйственных обществ; различные аспекты текущей деятельности организации; сделки с акциями; административная ответственность эмитентов; антимонопольное регулирование и др.

Материалы «Путеводителя по корпоративным спорам» включают:

  • перечень правовых проблем, возникающих на различных этапах деятельности общества;
  • нормы корпоративного законодательства, применимые при разрешении каждой проблемы;
  • выводы из судебной практики и позиции судов.

Все выводы проиллюстрированы фрагментами судебных решений, по ссылкам можно перейти к полным текстам упоминаемых решений.

Авторами материалов новых информационных банков являются эксперты компании «Консультант Плюс» – специалисты с большим опытом практической работы.

Оба путеводителя ежемесячно актуализируются. При этом выявляются и включаются новые проблемные ситуации применения законодательства с учетом анализа текущей судебной практики. По имеющимся проблемным ситуациям добавляются новые выводы и позиции судов, судебные решения.

Подробную информацию о новых путеводителях можно получить у специалиста, обслуживающего вашу компанию, и на сайте www.elcode.ru.

Новости

Госуслуги-2014: всё через Интернет

Зарегистрировать авто в ГИБДД станет возможно через Интернет.

Уже в ближайшие годы очереди у пунктов техосмотра и регистрации автомобилей могут существенно сократиться, поскольку оформление большинства процедур и получение справок перейдут в электронный формат.

Премьер-министр России утвердил план перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг в электронном виде. Предполагается, что уже с декабря 2012 года через Интернет можно будет зарегистрировать автомобиль, а также получить сведения о штрафах в ГИБДД. Сдать документы для прохождения техосмотра по электронной почте можно будет в декабре 2014 года.

В целом перевод государственных ведомств на электронный документооборот рассчитан на пять лет. К концу этого периода россияне смогут получить без личного визита 74 услуги – от проверки налоговых задолженностей до оформления паспорта.

Использована информация с сайта www.rambler.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.10.2009 № 815

«О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА»

Разработано новое Положение, определяющее порядок организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года.

В соответствии с утвержденным Положением основным плановым документом по проекту является карта проекта, утвержденная Председателем Правительства РФ, содержащая перечень целей, целевых индикаторов проекта, приоритетных направлений, задач и мероприятий с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников. Федеральный орган исполнительной власти, определенный ответственным за исполнение проекта, обеспечивает разработку карты проекта и несет ответственность за полноту, достоверность информации и ее соответствие перечню мероприятий и целевым индикаторам проекта. В приложении к Положению приведена форма карты проекта. Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 26.10.2009, № 43, ст. 5065.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 14.09.2009 № 362

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.10.2009 № 15052.

Разработано Типовое положение о территориальном органе Росстата.

В соответствии с утвержденным Положением территориальный орган осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования и предоставления официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в субъекте РФ Росстату, органам местного самоуправления, организациям и гражданам. Положение включает в себя полномочия территориального органа в установленной сфере деятельности и регламентирует организацию его деятельности.

Опубликован в «Российской газете», № 204, 28.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Гражданское право

[ИНФОРМАЦИЯ] ФНС РФ от 29.10.2009

«О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 30.12.2008 № 312-ФЗ»

Разъяснен порядок реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ФНС РФ разъяснила, в частности, задачи, на решение которых направлен Закон, регулируемые им отношения, причины возникновения организационных проблем, связанных с реализацией положений Закона, и возможные пути их преодоления.

ФНС РФ также проинформировала общества с ограниченной ответственностью, что регистрация изменений уставов обществ в целях приведения их в соответствие с Законом № 312-ФЗ будет осуществляться налоговыми органами и после 1 января 2010 года.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[РАЗЪЯСНЕНИЯ] ФНС РФ от 09.10.2009

[О РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30.12.2008 № 312-ФЗ]

Разъяснен порядок реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ФНС РФ ответила на вопросы, в частности, о налоговых органах, в которые необходимо представлять уставы обществ с ограниченной ответственностью с внесенными в них изменениями, документах, представляемых для перерегистрации уставов, возможности операций с долями в уставном капитале общества до приведения его устава в соответствие с новыми требованиями, необходимости перерегистрации устава общества, находящегося в стадии реорганизации или ликвидации, необходимости и порядка увеличения уставного капитала общества и т.д.

Разъяснены также последствия неприведения устава общества в соответствие с упомянутым Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ в срок до 1 января 2010 года. ФНС РФ объяснила, что из Закона № 312-ФЗ не следует, что после указанного срока общества с ограниченной ответственностью не вправе продолжить свою деятельность и внести необходимые изменения в устав. В случае если устав не будет приведен в соответствие с Законом № 312-ФЗ, это не повлечет автоматическое исключение общества из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы будут осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в целях приведения их в соответствие с Законом № 312-ФЗ и после 1 января 2010 года.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.10.2009 № 820

«О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИЯ НЕДОИМКИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ»

Установлены основания признания безнадежной ко взысканию задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды.

Признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случаях: ликвидации организации (признания банкротом индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством РФ, смерти (объявлении умершим по решению суда) плательщика – физического лица. Решения о признании безнадежными и списании недоимки и задолженности принимаются Пенсионным фондом РФ и ФСС РФ в соответствии с установленными полномочиями. Определен перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия фондами соответствующих решений. Утвержденный порядок вступает в силу 1 января 2010 года.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 26.10.2009, № 43, ст. 5070.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 22.10.2009 № 105н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАСЧЕТНО-НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И (ИЛИ) НАХОДЯЩИМИСЯ В ИХ ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ), А ТАКЖЕ РАСЧЕТНО-НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Утверждены методические рекомендации по расчету затрат на оказание государственных услуг или выполнение работ федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями, а также затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065, установившим порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными госучреждениями.

Методическими рекомендациями установлено, что порядок определения расчетно-нормативных затрат утверждается федеральным органом исполнительной власти после согласования с Минфином РФ и Минэкономразвития РФ для каждой государственной услуги или вида работ, включенных в перечень государственных услуг (работ). Может утверждаться и единый порядок расчета затрат по всем государственным услугам и работам, оказываемым данным госорганом и подведомственными ему учреждениями. Приведенные в Методических рекомендациях формулы расчета затрат учитывают, в частности, затраты на оплату труда, затраты на приобретение расходных материалов, затраты на коммунальные услуги, на общехозяйственные нужды и т.д.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ПИСЬМО ФНС РФ от 06.10.2009 № 3-2-06/109

«О СРОКЕ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ДЕПОНИРОВАННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ»

Разъяснен порядок отнесения к внереализационным доходам сумм кредиторской задолженности по депонированной заработной плате.

По мнению ФНС РФ, для целей налогообложения прибыли сумма кредиторской задолженности по депонированной заработной платы подлежит включению во внереализационные доходы в связи с истечением срока исковой давности, если депонированная заработная плата не была востребована работником в течение трех лет (т.е. в течение общего срока исковой давности, установленного ГК РФ).

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 29.10.2009 № 2313-У

«О РАЗМЕРЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ»

С 30 октября 2009 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 9,5 процента годовых.

Напомним, что с 30 сентября 2009 года применялась ставка рефинансирования в размере 10 процентов годовых (Указание ЦБ РФ от 29.09.2009 № 2299-У).

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 29.10.2009 № 2314-У

«О РАЗМЕРЕ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ ПО КРЕДИТУ ОВЕРНАЙТ БАНКА РОССИИ»

С 30 октября 2009 года процентная ставка по кредиту овернайт Банка России установлена в размере 9,5 процента годовых.

Одновременно со снижением ставки рефинансирования Банка России снижена процентная ставка по кредиту овернайт Банка России. С 30 сентября 2009 года указанная ставка составляла 10 процентов годовых.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

[ПИСЬМО] ЦБ РФ от 23.10.2009 № 128-Т

«О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ WEB-САЙТОВ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

В целях повышения доступности информации о кредитных организациях и их деятельности Банком России разработаны рекомендации по информационному содержанию web-сайтов кредитных организаций в сети Интернет.

Рекомендации предназначены для кредитных организаций, зарегистрированных в РФ и использующих web-сайты или аналогичные по назначению средства (операционные, информационные и web-порталы, WAP-сайты и другие) в решении задач: распространения среди пользователей сети Интернет информации, в том числе рекламной, характеризующей кредитную организацию и ее деятельность; дистанционного банковского обслуживания клиентов; информационного обмена с пользователями сети Интернет. Банк России рекомендует размещать на используемых информационных web-сайтах следующие сведения о кредитных организациях: установочные сведения, в частности наименование кредитной организации, ИНН, платежные реквизиты, данные об участии в системе обязательного страхования вкладов и прочее; функциональные сведения, в частности перечень совершаемых банковских операций, формы договоров, режим работы; сведения о бухгалтерской и финансовой отчетности; дополнительную информацию, в частности правила доступа клиентов к услугам дистанционного банковского обслуживания.

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 61, 20.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 17.09.2009 № 2293-У

«О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА У КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ СУЩЕСТВЕННОЙ НЕДОСТОВЕРНОСТИ ОТЧЕТНЫХ ДАННЫХ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2009 № 15134.

Определен порядок отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в случае установления фактов существенной недостоверности отчетных данных кредитной организации.

В соответствии с Указанием Банка России факт существенной недостоверности отчетных данных считается установленным, если представленная кредитной организацией отчетность, в частности: содержит сведения о соблюдении кредитной организацией обязательных нормативов, в то время как Банком России установлены факты их несоблюдения; не отражает фактического неисполнения любых обязательств перед кредиторами и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей; не отражает фактического проведения операций, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также иных операций на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей. Факты существенной недостоверности отчетных данных могут подтверждаться в том числе актами проверки кредитной организации, документами о реально совершенных кредитной организацией операциях (сделках), не отраженных в ее бухгалтерском учете и отчетности, другими документами, полученными Банком России при осуществлении надзорных функций. Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций у кредитной организации, не исполнившей в установленный Банком России срок предписания об устранении выявленных нарушений. Признано утратившим силу Указание Банка России от 25 июля 2003 года № 1311-У, которым определялся ранее применявшийся порядок отзыва у кредитной организации лицензии при установлении существенной недостоверности отчетных данных. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Уголовное право. Исполнение наказаний

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19

«О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И О ПРЕВЫШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ»

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы, возникающие у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий.

В частности, Пленум указал, что при решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать корыстную заинтересованность – стремление должностного лица получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера в свою пользу или пользу других лиц, иную личную заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленного такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание скрыть свою некомпетентность и т.п. Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица; могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

В связи с принятием данного постановления признано недействующим постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Решения высших судов

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.10.2009 № 839

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ИЮНЯ 2007 Г. № 375»

Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, приведено в соответствие с изменениями в законодательстве.

Изменения, внесенные в указанное Положение, вступающие в силу с 1 января 2010 года, связаны с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (новая редакция наименования закона – «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), в связи с отменой с 1 января 2010 года единого социального налога и введением уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Изменения коснулись, в частности, наименования Положения, определения выплат, включаемых в средний заработок, определения расчетных периодов, определения среднего заработка, порядка исчисления пособий, в том числе с учетом применения районных коэффициентов.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 26.10.2009, № 43, ст. 5088, «Российской газете», № 204, 28.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 05.10.2009 № 813н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ЯНВАРЯ 2007 Г. № 74 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ УВАЖИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИН ПРОПУСКА СРОКА ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОСОБИЕМ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ"»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26.10.2009 № 15107.

Нормативный правовой акт Минздравсоцразвития РФ приведен в соответствие с изменениями в законодательстве.

Изменения, внесенные в приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 № 74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», вступающие в силу с 1 января 2010 года, связаны с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (новая редакция наименования закона – «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). В тексте приказа изменено наименование указанного Закона; в приказ также включено упоминание ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата которого регулируется новой редакцией Закона.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Медицина и фармацевтика

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.10.2009 № 825

«О ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОРТФЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ В 2009 ГОДУ»

Определены мероприятия по инвестированию средств пенсионных накоплений в 2009 году.

Пенсионному фонду РФ поручено заключить с Внешэкономбанком договор доверительного управления инвестиционным портфелем государственных ценных бумаг государственной управляющей компании на срок до 1 января 2014 года. Внешэкономбанку и ЗАО «Объединенная депозитарная компания» поручено заключить договор об оказании специализированным депозитарием услуг Внешэкономбанку в отношении портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании. В целях формирования инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг определены процедуры и сроки передачи средств пенсионных накоплений Пенсионным фондом РФ в доверительное управление Внешэкономбанку и средств пенсионных накоплений с учетом дохода от инвестирования Внешэкономбанком в Пенсионный фонд РФ.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 26.10.2009, № 43, ст. 5075.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

ПРИКАЗ ФТС РФ от 10.09.2009 № 1641

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ О СОВЕРШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ВНУТРЕННЕМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ ТРАНЗИТЕ ТОВАРОВ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ ГТК РОССИИ ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 2003 Г. № 973»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.10.2009 № 15074.

Внесены уточнения в способы обеспечения уплаты таможенных платежей.

В соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденную приказом ГТК РФ от 8 сентября 2003 года № 973, обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться в том числе перечислением денежных средств на счет Федерального казначейства или в случае, установленном пунктом 3 статьи 287 Таможенного кодекса РФ, внесением их в кассу таможенного органа (денежный залог, статья 345 Таможенного кодекса РФ).

Опубликован в «Российской газете», № 204, 28.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2009 № 697н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 АВГУСТА 1996 Г. № 325»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.10.2009 № 15026.

Изменены требования к составу аптечки первой помощи (автомобильной).

Состав аптечки первой помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.08.1996 № 325. Согласно вносимым изменениям исключается требование о наличии в составе аптечки атравматической повязки МАГ с диоксидином или нитратом серебра 8 x 10 для перевязки грязных ран и уточнены размеры лейкопластыря бактерицидного. Кроме того, установлено, что с 1 июля 2010 года вступит в силу новая редакция положений, устанавливающих перечень средств для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран, средств для сердечно-легочной реанимации, а также прочих средств, включаемых в состав аптечки. При этом определено, что аптечки, произведенные до 1 июля 2010 года, действительны в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2011 года.

Опубликован в «Российской газете», № 202, 23.10.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Медицина и фармацевтика

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

МОСКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Конституционный строй

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Московской городской Думы от 07.10.2009 № 333

«О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДА МОСКВЫ И ПОПРАВОК К НИМ»

Вступило в силу со дня принятия.

Утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов города Москвы и поправок к ним.

Антикоррупционная экспертиза в Московской городской Думе проводится в отношении внесенных в Московскую городскую Думу:

– проектов законов и поправок к проектам законов города Москвы;

– проектов постановлений и поправок к проектам постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

Антикоррупционную экспертизу проводит Государственно-правовое управление Аппарата Московской городской Думы. Кроме того, проводится также независимая антикоррупционная экспертиза аккредитованными юридическими и физическими лицами. Все заключения, подготовленные по результатам проведения антикоррупционной экспертизы и независимой антикоррупционной экспертизы, носят рекомендательный характер, прилагаются к проекту правового акта или поправкам к нему и подлежат обязательному рассмотрению на заседании Московской городской Думы.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 13.10.2009 № 1115-ПП

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 2 ИЮНЯ 2009 Г. № 513-ПП И ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

Внесены изменения в постановление Правительства Москвы «Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы».

Дополнительно включен раздел «Проекты нормативных правовых актов Правительства Москвы и заключения к ним по результатам независимой антикоррупционной экспертизы», который будет размещаться на официальных сайтах органов исполнительной власти города Москвы, официальном сервере Правительства Москвы в сети Интернет. В новой редакции изложены Правила проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 13.10.2009 № 1095-ПП

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ) В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

Утверждено Положение, определяющее основные функции, права и обязанности Управления.

Управление является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, структурно входящим в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, подведомственно Правительству Москвы. Сокращенное название Управления – Моснадзор долевого строительства.

Основной задачей Управления является осуществление в городе Москве государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в том числе контроля за:

– целевым использованием застройщиками денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договорам для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;

– деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;

– соблюдением в городе Москве законодательства Российской Федерации, регулирующего участие в долевом строительстве многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: ...Организация произвела капвложения в виде строительства лифта в арендованном здании с согласия арендодателя, которые возмещению со стороны арендодателя не подлежат. Срок полезного использования лифта – от 3 до 5 лет, здания – свыше 30 лет. Правомерно ли в целях налога на прибыль отнесение неотделимых улучшений в арендованном здании к отдельной амортизационной группе, отличной от группы, к которой относится арендованное здание?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 23.10.2009 № 03-03-06/2/203]

Минфин РФ сообщил, что в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и пр. Наличие в Классификации основных средств разных сроков амортизации по зданиям и лифтам и отнесение их к разным амортизационным группам свидетельствуют о возможности самостоятельного учета этих объектов. Следовательно, считает Минфин РФ, арендатор вправе начислять в целях налогообложения прибыли амортизацию на неотделимые улучшения с последующим включением данных сумм в расходы. В то же время финансисты подчеркнули, что если срок аренды основного средства меньше его срока полезного использования, определенного в соответствии с Классификацией основных средств, то арендатор не сможет признать часть затрат на произведенные неотделимые улучшения.

ВОПРОС: Командированный работник организации оплатил услуги гостиницы кредитной картой. Гостиница выдала работнику справку об оплате, где были указаны: номер трансакции, сумма и дата платежа, владелец карты, тип карты и последние четыре цифры ее номера. Также банк выдал работнику выписку со счета кредитной карты. Достаточно ли этих документов для подтверждения произведенных расходов в целях налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.10.2009 № 03-03-06/1/666]

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку. Документы (квитанции, билеты, проездные документы, талоны и т.д.) оформляются на БСО, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения, в т.ч. наименование документа, шестизначный номер и серия, наименование и организационно-правовая форма, вид услуги, дата осуществления расчета и составления документа и др. Согласно позиции Минфина РФ, поскольку документ, подтверждающий оплату за проживание в гостинице, осуществленную с помощью платежной карты, оформлен с нарушениями требований Положения, он не подтверждает произведенные расходы по оплате услуг гостиницы в целях налогообложения прибыли.

ВОПРОС: ...Организация, использующая при исчислении налога на прибыль метод начисления, реализует объект недвижимости. 1. В какой момент нужно признавать доход от продажи недвижимости? 2. Каков порядок признания дохода от продажи недвижимости при переходе организации с общего режима налогообложения на УСН, если выручка поступила до перехода на УСН, а договор купли-продажи зарегистрирован и акт приемки-передачи составлен после перехода?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.10.2009 № 03-03-06/4/87]

С учетом положений ст. 271 НК РФ и гражданского законодательства (п. 2 ст. 223 и ст. 425 ГК РФ) финансисты пришли к выводу, что у организации – продавца недвижимого имущества обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств и подачи документов на госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период применения общего режима налогообложения. По второму вопросу Минфин РФ разъяснил, что доход от продажи недвижимости должен учитываться при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на дату перехода на УСН, независимо от даты госрегистрации договора купли-продажи.

ВОПРОС: ...Работник организации, вернувшись из командировки, представил для отчета счет гостиницы. В проживание включен завтрак, стоимость которого в счете и счете-фактуре выделена отдельной строкой (360 руб.). Норма суточных в организации – 600 руб. Размер суточных при предоставлении работнику одноразового питания – 75% от нормы. 1. Облагаются ли НДФЛ стоимость питания, возмещенная работнику, и суточные? 2. Облагаются ли эти выплаты ЕСН?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 14.10.2009 № 03-04-06-01/263]

Минфин РФ пояснил, что поскольку оплата питания, стоимость которого выделена в стоимости проживания в гостинице, не является возмещением расходов по найму жилого помещения, суммы которого освобождаются от налогообложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ и ЕСН – в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, то стоимость питания облагается НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: ...На исполнение в банк пришло письмо о приостановлении действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации. Каковы последствия (значение) приостановления решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке? Вправе ли банк возобновить расходные операции по счету и открывать налогоплательщику-организации новые счета?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.10.2009 № 03-02-07/1-466]

При ответе на поставленные вопросы Минфин РФ подчеркнул, что действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке может быть приостановлено на основании вступившего в законную силу судебного акта. Пунктом 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 разъяснено, что под приостановлением действия ненормативного правового акта понимается не признание акта, решения не действующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. В связи с изложенным Минфин РФ полагает, что банк вправе в случае приостановления действия решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации в банке проводить в установленном порядке расходные операции по данному счету и открывать этой организации новые счета.

Где найти:

ИБ Финансист

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора

информационно-правовой поддержки группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

«Налог на прибыль организаций»

[Семенихин В.В., «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2010]

Фундаментальное издание подробно знакомит читателей с многочисленными нюансами налогообложения прибыли, начиная с общих вопросов и заканчивая налогообложением иностранных организаций. В отдельной главе автор анализирует отраслевые особенности исчисления и уплаты налога на прибыль. Например, рассмотрены порядок учета в целях налогообложения прибыли операций по приобретению, содержанию, страхованию, выбытию автотранспорта, правила определения первоначальной стоимости предметов лизинга, порядок начисления амортизации, применения амортизационной премии и специальных коэффициентов в отношении лизингового имущества, проанализированы особенности определения доходов и расходов банками, негосударственными пенсионными фондами и т.д. Также в книге говорится о порядке учета расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций, о том, какие именно затраты включаются в состав расходов на оплату труда, и пр.

СТАТЬЯ: Нужна ли бухгалтеру доверенность для общения с налоговыми органами

[«Главная книга», 2009, № 20]

Как правило, все вопросы с налоговой инспекцией решает именно бухгалтер. В частности, именно он сдает бухгалтерскую и налоговую отчетность, представляет запрошенные налоговиками документы, получает необходимые справки, подписывает разные документы, в т.ч. отчетность и т.д. Нужна ли бухгалтеру в этих случаях доверенность и как она должна быть оформлена? Ответы на эти вопросы даются в предлагаемом материале. В частности, рассмотрены три ситуации, в которых бухгалтеру требуется наличие доверенности, и разъяснено, каким образом в ней должны быть прописаны его полномочия: 1) бухгалтер подписывает отчетность вместо руководителя; 2) бухгалтер представляет бухгалтерскую, налоговую отчетность и другие документы в налоговый орган; 3) бухгалтер получает в налоговой инспекции документы (справки, акты, решения и т.п.). В статье приведен образец общей доверенности.

СТАТЬЯ: Заполнение декларации по налогу на прибыль: как избежать ошибок

[Киселева И., «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, № 41]

По мнению налоговых инспекторов, наибольшее количество ошибок допускается бухгалтерами при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль. Автором сформулированы некоторые правила, которые помогут их избежать. Например, одним из них является проверка итоговых строк налоговой декларации по Приложениям, связанным между собой. Также автор напоминает, что чистая прибыль (убыток) по данным налогового учета необязательно должна совпадать с прибылью (убытком) до налогообложения, отражаемой по строке 140 Отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Важным правилом является следующее: основные показатели формы № 2 и налоговой декларации по налогу на прибыль должны быть обязательно одинаковы. Особое внимание бухгалтеру надо обращать на заполнение строк 210–230 листа 02, где отражаются суммы начисленных авансовых платежей. Каждое рассматриваемое правило автор иллюстрирует конкретным примером.

СТАТЬЯ: Истина в суде

[Зубарева С., «Новая бухгалтерия», 2009, № 9]

В статье представлены комментарии специалиста к наиболее актуальным и интересным для налогоплательщиков решениям арбитражных судов различных инстанций, включая высшую инстанцию в лице ВАС РФ, посвященным спорным вопросам налогообложения такими налогами, как налог на прибыль, НДС, ЕСН. Например, по налогу на прибыль приводится решение Президиума ВАС РФ, согласно которому сумма возмещения, полученная организацией в качестве компенсации за изъятие земельного участка для государственных нужд, не является доходом, облагаемым налогом на прибыль. Налогоплательщикам ЕСН полезно узнать о решении, также принятом Президиумом ВАС РФ: сумма аванса, выплаченная организацией гражданам по гражданско-правовым договорам, не облагается ЕСН в текущем отчетном (налоговом) периоде, если она в данном периоде не отнесена к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. Часть комментируемых документов посвящена проблемам применения положений части первой НК РФ, а именно: несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ в отношении налоговых проверок, и порядка оформления требований об уплате налога.

ВОПРОС: Нужно ли принимать к учету в качестве амортизируемого имущества бывшие в употреблении основные средства, если на день приобретения оставшийся срок их полезного использования составляет меньше года?

[Чичевина О.В., «Главная книга», 2009, № 19]

Да, отвечает аудитор, и вот почему. Общие правила начисления амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, установлены п. 7 ст. 258 НК РФ. Учитывая правовые нормы данной статьи НК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в письмах Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141 и от 01.04.2008 № 03-03-06/1/241, автор дает следующие рекомендации: сначала налогоплательщик самостоятельно определяет срок полезного использования имущества исходя из периода, в течение которого он планирует его эксплуатировать, а затем продолжает начислять амортизацию до полного списания стоимости.

ВОПРОС: Работница досрочно вышла из декретного отпуска, работает неполный рабочий день (7 часов), получает зарплату, выплачиваемую за 7 часов, а также детское пособие. Сохранится ли за ней право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет при выходе на работу на условиях полного рабочего дня (8 часов)?

[Романова А., «Новая бухгалтерия», 2009, № 9]

Как следует из ответа, право на такое пособие при выходе работницы на работу на условиях полного рабочего дня утрачивается, т.к. выход в период отпуска на работу на условиях полного рабочего (за исключением работы на дому) времени является основанием для прекращения отпуска, а значит, основанием для прекращения выплаты пособия.

В то же время, по мнению автора, если для работницы установлен по соглашению сторон неполный рабочий день (например, продолжительностью 7,5 часов), она не утрачивает права на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Гражданское право

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 143796-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 2 И 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.Г. Драгановым, И.И. Квиткой, А.А. Морозовым, Е.В. Паниной, М.Ю. Питкевичем, Н.Ф. Рябовым, А.В. Сабадашем, Г.Е. Шевцовой, В.Е. Варшавским; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 07.10.2009 № 2597-5 ГД]

Законопроект разработан в целях предотвращения дальнейшего ухудшения финансового состояния предприятий реального сектора экономики и направлен на решение проблемы невозможности переоформления в 2009 году собственниками объектов недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками под недвижимостью.

Проектом предлагается продлить до 1 января 2013 года срок, в который осуществляется продажа по льготным ценам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Также до 1 января 2013 года продлеваются сроки для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, а для участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), – до 1 января 2016 года.

Кроме того, предполагается перенести дату вступления в силу статьи 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность, на 1 января 2016 года.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 217109-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПЕРЕСМОТРА ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА, ПЕРЕСМОТРА СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ КРЕДИТОРОВ ПРИ УМЕНЬШЕНИИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА, ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ОБЩЕСТВАМ В СЛУЧАЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ УСТАВНОГО КАПИТАЛА СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ, ПЕРЕСМОТРА ОГРАНИЧЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ»

[внесен Правительством РФ; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 18.09.2009 № 2533-5 ГД]

Данным законопроектом предлагается внесение изменений в:

– статьи 90, 99, 100 и 101 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

– статьи 30, 34, 35 и 63 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

– статьи 16, 19, 20, 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

– статью 27.4 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

– статью 11 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

– статьи 5, 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, предусматривается пересмотреть действующие ограничения относительно возможности оплаты уставного капитала путем зачета требований к обществу, увеличения уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков, а также ограничения при выпуске обществом облигаций.

Также проектом предполагается изменить существующие требования о необходимости общества уменьшать уставный капитал в случае несоответствия уставного капитала общества стоимости его чистых активов и способы защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала общества.

Предложенная законопроектом более гибкая система гарантий прав кредиторов призвана обеспечить баланс интересов обществ и их кредиторов и в большинстве случаев избежать банкротства обществ.

Принятие данного законопроекта, с точки зрения разработчиков, будет способствовать укреплению финансово-экономического положения хозяйственных обществ, расширению возможностей для их деятельности и привлечения средств посредством эмиссии облигаций, что в свою очередь позволит улучшить условия для инвестирования в указанные общества.

Финансы. Налоги

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 189001-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 30 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ О.В. Морозовым, В.А. Пехтиным, А.Н. Чилингаровым, Т.В. Яковлевой, В.В. Рязанским, Ю.В. Васильевым, В.Б. Шубой, Г.Я. Хором, А.М. Макаровым, А.Б. Коганом, Н.В. Комаровой, Р.В. Кармазиной, Н.С. Максимовой, Г.Н. Кареловой; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 07.10.2009 № 2594-5 ГД]

Законопроект подготовлен в целях перераспределения налога на движимое имущество Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в региональные бюджеты по месту фактического нахождения объектов движимого имущества.

Проектом предлагается восстановить порядок, при котором налог на движимое имущество ЕСГ зачисляется в бюджеты тех регионов, где фактически находятся и используются объекты движимого имущества.

Кроме того, в законопроекте уточняется порядок определения налоговой базы (пункт 1 статьи 376 части второй Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ), а также порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу (пункт 3 статьи 382 части второй Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ) в части такого имущества.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 204143-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 346.5 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен членом Совета Федерации ФС РФ В.А. Новиковым, депутатами Государственной Думы ФС РФ Р.В. Кармазиной, Х.И. Камаловым; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 07.10.2009 № 2602-5 ГД]

Рассматриваемый проект Закона разработан в целях осуществления поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для этого законопроектом предусматривается внесение дополнений в порядок определения расходов при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

Так, предлагается включить расходы в виде потерь от вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, в состав расходов, на которые при определении объекта налогообложения налогоплательщики единого социального налога уменьшают полученные ими доходы.

При этом нормы потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных должны применяться в случаях, не связанных со стихийными бедствиями, пожарами, авариями, эпизоотиями и другими чрезвычайными ситуациями.

Помимо этого перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы, дополняется расходами в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.

Где найти:

ИБ Законопроекты

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Закон г. Москвы от 07.10.2009 № 43

«О психологической помощи населению в городе Москве»

Новый Закон г. Москвы от 07.10.2009 № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве» (далее – Закон о психологической помощи, Закон) регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения данного Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Основной целью принятия анализируемого Закона является необходимость обеспечения доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве. В настоящее время ситуацию с оказанием психологической помощи населению в городе Москве нельзя назвать благополучной. Среди множества проблем в данной сфере можно выделить такие, как ограниченный доступ населения к качественной психологической помощи, вызванный высокой стоимостью услуг по психологической коррекции в частных клиниках, низкая степень оперативности оказания психологической помощи, невысокий уровень компетентности специалистов в сфере оказания психологической помощи. В связи с этим Закон о психологической помощи направлен на решение таких задач, как:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Прежде чем приступить к анализу основных положений названного Закона, рассмотрим некоторые определения, которые законодатель раскрыл в статье 1 принятого документа.

Итак, психологическая помощь – это профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

Лицами, оказывающими психологическую помощь, согласно Закону являются государственные учреждения города Москвы, а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

Получателями психологической помощи являются лица, находящиеся в сложной психологической ситуации, переживающие неблагоприятное психологическое состояние и обратившиеся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

Статья 3 анализируемого Закона посвящена государственной системе психологической помощи в городе Москве. Данная система включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Что касается Совета по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, то основными направлениями его деятельности являются:

– участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

– межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

– разработка рекомендаций по социальной и профессиональной поддержке специалистов-психологов;

– разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5 Закона о психологической помощи устанавливает принципы ее оказания населению. Исполнение в процессе правоприменения указанных принципов позволит решить проблемы в сфере оказания психологической помощи и обеспечить доступность и качество такой помощи. К таким принципам относятся: доступность, добровольность, адресность, конфиденциальность, комплексность, системность, профессионализм.

Закон о психологической помощи населению города Москвы устанавливает виды и формы оказания психологической помощи.

Так, основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

– психологическая профилактика и психологическое просвещение;

– психологическое консультирование;

– психологическая поддержка и сопровождение;

– психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

– психологическая диагностика;

– психологическая реабилитация;

– психологическая коррекция;

– психологическая экспертиза;

– психологический тренинг.

Что касается форм оказания психологической помощи населению, то Закон выделяет следующие:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

Также психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Рассмотрим в качестве примера такую форму оказания психологической помощи, как экстренная психологическая помощь. Экстренная психологическая помощь оказывается гражданам при чрезвычайных ситуациях и представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на: 1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

Правительством Москвы должен быть разработан порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях (статья 9 рассматриваемого Закона).

Закон о психологической помощи населению вводит понятие стандарта оказания психологической помощи, которым являются установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

В заключение отметим, что в соответствии с Законом о психологической помощи создается Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в данный Реестр. Лица, включенные в Реестр, обязаны соблюдать установленный в Москве стандарт, оказывать безвозмездную психологическую помощь в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы, в частности, оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Более подробно с текстом Закона г. Москвы от 07.10.2009 № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве» вы можете познакомиться в системе КонсультантПлюс (информационные банки Москва Проф и Московский выпуск).

Обзор подготовлен О.И. Красовским, начальником отдела систематизации законодательства
группы компаний «ЭЛКОД»

Новости

Командированные сотрудники должны учитываться в журналах выбытия и прибытия.

[Приказ Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 739н «Об утверждении Порядка и форм учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы»]

Минздравсоцразвития России утвердило Порядок и формы учета работников, направляющихся в служебные командировки. Как это было предусмотрено ранее в Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62, учет командированных сотрудников ведется в журналах выбытия и прибытия. Сами формы журналов приведены в приложениях к приказу.

Компания, направляющая сотрудника в командировку, отражает данные о нем в журнале выбытия. В журнале содержатся сведения о фамилии, имени и отчестве командированного работника, дате и номере командировочного удостоверения, наименовании организации, в которую командируется работник, и пункте назначения (пп. 1, 2 Порядка). Та компания, в которую командируются сотрудники, ведет журнал прибытия. В нем также фиксируются сведения о ФИО работника, наименовании организации, из которой он прибыл, дате прибытия и дате выбытия (пп. 3, 4 Порядка).

Журналы выбытия и прибытия работодатель должен хранить в течение пяти лет со дня их оформления (п. 6 Порядка).

Плательщики ЕНВД, отказавшиеся от применения ККТ, могут использовать контрольно-кассовую технику для внутреннего учета.

[Информация ФНС России от 29.09.2009 «О применении ККТ плательщиками ЕНВД»]

В своем Информационном сообщении Федеральная налоговая служба дала ряд важных разъяснений, связанных с отказом плательщиков ЕНВД от применения контрольно-кассовой техники. По мнению налогового ведомства, при отказе от применения ККТ законодательство не запрещает по желанию владельца продолжать использовать контрольно-кассовую технику для целей внутреннего учета. Напомним, что недавно Минфин России давал противоположные разъяснения (письма от 13.08.2009 № 03-01-15/8-413, от 12.08.2009 № 03-01-15/8-412; подробнее об этом см. в выпуске обзора от 02.09.2009).

Кроме того, с помощью кассового аппарата плательщики ЕНВД могут выбивать по требованию покупателя документ, который выдается вместо кассового чека и подтверждает оплату приобретаемых товаров. Однако для этого потребуется доработка аппарата в центре технического обслуживания или на заводе-изготовителе.

Затраты на проведение медосмотров при приеме сотрудников на работу учитываются в расходах, даже если трудовой договор с этими лицами в итоге не был заключен.

[Письмо Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648]

Согласно ст. 212 ТК РФ в случаях, предусмотренных законодательством, работодатель должен за свой счет организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров своих сотрудников. В соответствии со ст. 213 ТК РФ предварительные и периодические осмотры проводятся, в частности, для работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при наличии которых проведение таких медосмотров обязательно, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83.

Финансовое ведомство разъяснило, что затраты на проведение обязательных предварительных и периодических медосмотров, которые осуществляются в соответствии с действующими актами Минздравсоцразвития России или Минздрава России, относятся к прочим расходам согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение нормальных условий труда. При этом также можно учесть затраты на предварительный медосмотр тех лиц, которые по результатам осмотра (или по иным основаниям) на работу приняты не были.

Официальные разъяснения о выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет давать Минздравсоцразвития России.

[Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"»]

Госорганом, уполномоченным давать официальные разъяснения по применению Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», будет являться Минздравсоцразвития России. Это предусмотрено в новом постановлении Правительства РФ от 17.10.2009 № 826. В части финансового обеспечения выплат, осуществляемого из средств федерального бюджета, эти разъяснения будут согласовываться с Минфином.

Таким образом, все официальные разъяснения, касающиеся выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, будут выпускаться именно Минздравсоцразвития России.

Указанное постановление вступит в силу с 1 января 2010 г., и первых разъяснений следует ждать не ранее этой даты.

Судебное решение недели

Для расчета базы по НДС неправомерно использовать показатели декларации по налогу на прибыль.

[Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2009 № Ф04-5907/2009(20477-А03-42)]

При проведении выездной проверки выяснилось, что у компании отсутствуют документы бухгалтерского и налогового учета, так как они были утрачены в результате затопления офиса. Тогда налоговый орган сопоставил показатели ранее представленных деклараций по НДС и налогу на прибыль за проверяемый период. В результате было установлено, что налоговая база по НДС меньше выручки от реализации, указанной в декларации по прибыли. Посчитав, что налогоплательщик не уплатил надлежащую сумму налога, инспекция доначислила НДС на выявленную разницу. Компания не согласилась с данным решением и обжаловала его в суд.

Суд поддержал налогоплательщика и признал решение инспекции недействительным, обосновав данный вывод следующим. ФАС установил, что налоговый орган не определял сумму НДС расчетным путем на основании данных иных аналогичных налогоплательщиков, как это предусмотрено п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у организации бухгалтерского и налогового учета. А указание в декларации по налогу на прибыль размера выручки от реализации, отличающегося от налоговой базы в декларации по НДС, не свидетельствует о неполной уплате обязательных платежей. Следовательно, инспекция не доказала, что сумма налога была занижена, и необоснованно доначислила НДС.

Аналогичной судебной практики по данному вопросу нет. Однако есть судебные решения, в которых доначисление обязательных платежей в результате сравнения деклараций по разным налогам признано законным. В них суды исходили из того, что налогоплательщик не смог доказать правомерность установленных расхождений (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.2008 № А43-594/2007-16-10, ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2007 № А05-12441/2006-31).

Обзор подготовлен

специалистами компании «Консультант Плюс»

О налогообложении доходов физического лица, полученных в порядке дарения

В 2008 году сестра подарила мне дом. В налоговой инспекции сказали, что в связи с этим я должен заплатить налог в размере 13%. У нас с сестрой общая мать и разные отцы. Я являюсь пенсионером, поэтому денег для уплаты налога нет. Подскажите, что можно сделать в этой ситуации.

В первую очередь следует сказать, что Ваш доход в виде подаренного сестрой дома является доходом в натуральной форме и подлежит налогообложению в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Одновременно сообщаем, что НК РФ не предусматривает возможности освобождения пенсионеров от уплаты НДФЛ доходов, полученных в порядке дарения.

Но пункт 18.1 статьи 217 НК РФ устанавливает, что не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные в порядке дарения недвижимого имущества, в случае если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. К данным лицам относятся: супруги, родители и дети, в том числе усыновители и усыновленные, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Следовательно, доход в виде недвижимого имущества (дома), полученный Вами в порядке дарения от близкого родственника (неполнородной сестры), полностью освобождается от обложения НДФЛ.

Кроме того, учтите, что в Вашем случае НК РФ не требует представления налоговой декларации по НДФЛ (подп. 7 п. 1 ст. 228). Одновременно рекомендуем сохранить документы, подтверждающие дарение дома и степень родства между Вами и сестрой. Это необходимо на случай осуществления мероприятий налогового контроля налоговыми органами, во время проведения которых последние имеют право запросить документы, подтверждающие наличие семейных или близкородственных отношений (письмо Минфина РФ от 06.04.2007 № 03-04-07-01/48).

По договору дарения, заверенному у нотариуса, чужим человеком мне была подарена комната в квартире. В договоре стоимость комнаты не указана. Должен ли я платить налог? Если да, то в каком размере? И как будет определяться стоимость комнаты для расчета налога?

Согласно НК РФ (п. 18.1 ст. 217) при дарении недвижимого имущества (в Вашем случае – комнаты в квартире) лицом, не являющимся родственником, полученный доход подлежит обложению НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

При этом согласно пункту 2 статьи 228 НК РФ Вы обязаны самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате, и представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

Сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ). Налоговой базой является доход, полученный в порядке дарения, т.е. стоимость комнаты.

В целях определения налоговой базы налогоплательщиком используется договорная стоимость даримого недвижимого имущества (письмо ФНС РФ от 08.02.2007 № 04-2-03/11). Так как у Вас в договоре стоимость имущества не определена, то Вам можно руководствоваться письмом Минфина РФ от 06.04.2007 № 03-04-07-01/48 или письмом УФНС РФ по г. Москве от 09.10.2008 № 28-10/095448, в которых установлено, что налоговая база рассчитывается налогоплательщиком исходя из существующих на дату дарения цен на такое же или аналогичное имущество. То есть Вы можете использовать стоимость имущества по данным БТИ или провести независимую оценку стоимости комнаты, как Вам будет удобнее или выгоднее. При возникновении разногласий с налоговыми органами (в сторону увеличения налогооблагаемой базы) рекомендуем обратиться в суд.

Помните, что налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а общая сумма налога, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ко дню рождения организация вручила мне подарок (телевизор). Должен ли я платить НДФЛ?

В соответствии с НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 210). Подарок от организации ко дню рождения является доходом в натуральной форме, подлежащим налогообложению по ставке 13% (подп. 2 п. 2 ст. 211, подп. 1 ст. 224 НК РФ).

Для уплаты НДФЛ необходимо установить стоимость подаренного имущества. Это важно для расчета налоговой базы, которая определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению. К тому же стоимость имущества позволит определить, не подпадаете ли Вы под льготу, установленную п. 28 ст. 217 НК РФ: подарки, полученные налогоплательщиками от организаций, стоимость которых не превышает 4 000 руб. за налоговый период, не подлежат обложению НДФЛ.

Для определения стоимости подаренного имущества обратимся к статье 211 НК РФ, в которой говорится, что при получении налогоплательщиком дохода от организации в натуральной форме в виде товаров налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость и акцизов. В п. 1 ст. 40 НК РФ указано, что для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Теперь давайте уточним, кто же будет исчислять и уплачивать налог: Вы или организация. Перечень ситуаций, в которых физические лица должны сами исчислять и уплачивать НДФЛ, дан в НК РФ. Применительно к дарению в НК РФ (подп. 7 п. 1 ст. 228) содержится следующая формулировка: физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ при получении от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Делаем вывод, что при получении Вами подарка от организации обязанности по исчислению и уплате НДФЛ лежат на ней как на налоговом агенте.

Хотя учтите, что согласно пункту 2 статьи 228 НК РФ физические лица, получившие доходы, при получении которых налог не был удержан налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

На вопросы отвечает О.А. Клушина,

эксперт по налогообложению

отдела систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»

Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

Расписание семинаров, мастер-классов, тематических практикумов