Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Декабрь 2009

пн вт ср чт пт сб вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №24(162), 7 декабря 2009 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоМосковское законодательство

Законодательство Московской области

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Тексты законопроектов в различных чтениях

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ/

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРААналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

О выплате дивидендов

ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ


Новости

Новости

Электронный паспорт – для взрослых

Правительство РФ разработало проект постановления о создании универсальной электронной карты, которая станет аналогом внутрироссийского паспорта.

Появление новых карт не приведет к отмене обычных паспортов, они станут лишь дополнительным способом подтверждения личности с рядом дополнительных функций. Так, карты будут привязаны к банковскому счету, и их можно будет использовать для оплаты различных товаров, проезда в общественном транспорте или получения различного вида госуслуг.

Предполагается, что получение карты для россиян будет бесплатным, а действовать они будут на всей территории РФ. От получения электронной карты можно будет отказаться, также предполагается, что можно будет сменить обслуживающий карту банк.

По словам председателя комитета Государственной Думы по собственности, принятие поправок к закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регламентирующих введение и использование новых электронных карт, состоится до конца 2009 года. Когда планируется начать выпуск карт, он не уточнил.

Паспорт вредных привычек – для детей

Министерство образования и науки России разработало для школьников паспорт здоровья.

Документ о состоянии здоровья получит каждый школьник с 1-го по 11-й класс, и случиться это может уже 1 сентября 2010 года: учащимся младших классов будут выдавать бумажные документы, а старшеклассникам – электронные.

Паспорт здоровья школьника – это комплексный электронный документ, который позволит собирать информацию о здоровье ребенка, его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах. В паспорт здоровья школьника также войдут сведения о его семье, вредных привычках, успеваемости, режиме дня. В частности, будет указано, сколько времени школьник тратит на выполнение домашнего задания, просмотр телевизора и компьютерные игры.

Предполагается, что паспорт здоровья будут заполнять учителя, врачи и психологи, а также сам ребенок вместе со своими родителями. Информация, размещенная в паспорте, будет конфиденциальной: содержание документа разделят на несколько блоков, к каждому из которых будут свои коды доступа.

В настоящее время паспорт здоровья школьника размещен на сайте Министерства образования и науки для общественного обсуждения.

www.lenta.ru, www.vmdaily.ru

Блиц-новости

Рекламные тексты предлагают оформлять крупным шрифтом

Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой о введении законного запрета на использование мелкого шрифта в рекламе кредитов и банковских вкладов.

Представленный Федеральной антимонопольной службой законопроект предусматривает, что в тексте рекламы финансовых услуг все условия, которые влияют на доходы или расходы клиентов, должны быть написаны шрифтом одинакового размера, понятным для потребителей.

Как отмечают антимонопольщики, в настоящее время банки активно используют в рекламе мелкий шрифт в целях введения потребителей в заблуждение.

Столичный транспорт станет бесшумным

Департамент транспорта и связи Москвы выступает за ужесточение штрафных санкций для должностных лиц, а также установление административной ответственности для юридических лиц за выпуск в эксплуатацию транспорта с превышением установленных норм выбросов и уровней шума.

Также будут подготовлены поправки в городской закон «О такси в Москве», предъявляющие к этому виду транспорта новые требования по шумовым показателям и уровню вибрации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.2009 № 936

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

Определен порядок размещения информации о деятельности федерального органа исполнительной власти в сети Интернет.

Внесены изменения в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452. Федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) наряду с обязательным размещением информации о своей деятельности в сети Интернет вправе размещать информацию в иных информационно-телекоммуникационных сетях, а также создавать информационные системы и размещать в них информацию о своей деятельности. Информация предоставляется в виде ответа на запрос. Установлены случаи, когда информация не предоставляется (в том числе содержание вопроса не позволяет установить запрашиваемую информацию, запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых федеральным органом исполнительной власти).

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 23.11.2009, № 47, ст. 5675, «Российской газете», № 222, 24.11.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.11.2009 № 953

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

Установлены перечни информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, размещаемой в сети Интернет.

Указанные перечни, а также требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства РФ утверждены в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Так, перечень информации о деятельности Правительства РФ, размещаемой в сети Интернет, включает 16 категорий информации, в частности: нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности Правительства РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; сведения о работе с обращениями граждан, поступившими в Правительство РФ. Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.

Опубликовано в «Российской газете», № 229, 02.12.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Роспотребнадзора от 09.11.2009 № 682

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.11.2009 № 15279.

Роспотребнадзор реализует мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В частности, Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора предписано организовать работу по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Роспотребнадзором к проведению мероприятий по контролю при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Утверждены форма заявления о продлении срока действия свидетельства об аккредитации и форма заявления о переоформлении свидетельства об аккредитации.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Медицина и фармацевтика

Финансы. Налоги

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ»

(УТВ. ЦБ РФ)

Банком России определены принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.

Центральным банком РФ представлены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов». В Основных направлениях отмечается, что в предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9–10 процентов в 2010 году и 5–7 процентов в 2012 году. На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств. По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков. В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике. Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

Документ опубликован в «Вестнике Банка России», № 68, 26.11.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.2009 № 287-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 149 И 162 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Операции по реализации коммунальных услуг, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме освобождены от налогообложения НДС.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, установленный статьей 149 НК РФ, дополнен операциями по реализации указанных выше работ (услуг), предоставляемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при соблюдении установленных условий. Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Опубликован в «Российской газете», № 228, 01.12.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.2009 № 297-ФЗ

«О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ»

Порядок уплаты страховых взносов и размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, действовавшие в 2006, 2007, 2008, 2009 годах, будут применяться также в 2010 и в плановый период 2011 и 2012 годов.

В 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы будут уплачиваться страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». В частности, сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2009 году, – 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Опубликован в «Российской газете», № 229, 02.12.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 13.11.2009 № 465

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА-ДЕФЛЯТОРА К1 НА 2010 ГОД»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.11.2009 № 15240.

На 2010 год коэффициент-дефлятор для целей применения ЕНВД установлен в размере 1,295.

Базовая доходность (условный месячный доход) налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), корректируется на коэффициент-дефлятор К1. Данный коэффициент устанавливается на календарный год и учитывает изменение потребительских цен в предшествующем периоде. В 2009 году размер коэффициента-дефлятора был ниже и составлял 1,148.

Опубликован в «Российской газете», № 217, 18.11.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 23.09.2009 № 791н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ, УПЛАЧЕННЫХ ЗАСТРАХОВАННЫМИ ЛИЦАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЛИБО ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕРЕЗ РАБОТОДАТЕЛЯ В БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТРАЖЕННЫХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12.11.2009 № 15211.

Разработана форма, в соответствии с которой должны предоставляться сведения об объеме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 747 сведения по установленной форме об объеме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченных застрахованными лицами самостоятельно либо перечисленных через работодателя в бюджет Пенсионного фонда РФ и отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, должны предоставляться Пенсионным фондом РФ в Минфин РФ ежегодно начиная с 2010 года в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Утвержденная форма приведена в приложении к приказу.

Опубликован в «Российской газете», № 226, 27.11.2009 (приказ).

Где найти:

ИБ Версия Проф

<ПИСЬМО> ФНС РФ от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@

«О ПОРЯДКЕ ПЕРЕХОДА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

ФНС РФ сообщила о порядке рассмотрения заявления налогоплательщика о переходе на УСН, поданного после установленного законодательством срока.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер. Положения Налогового кодекса РФ не предусматривают принятия какого-либо решения по указанному заявлению. Следовательно, в случае пропуска установленного срока подачи заявления у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения УСН. В таком случае налоговый орган вправе сообщить налогоплательщику о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи.

Опубликовано в издании «Экономика и жизнь», № 47, ноябрь, 2009 (бухгалтерское приложение).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 11.11.2009 № 116Н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 СЕНТЯБРЯ 2008 Г. № 88Н»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.11.2009 № 15300.

Продлен срок действия генеральных разрешений и разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Установлено, что генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям и разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства, выданные (оформленные) в соответствии с приказом Минфина РФ от 21 июня 2001 года № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности», действуют до 1 января 2011 года (ранее – до 1 декабря 2009 года), в случае отсутствия генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями и разрешения на осуществление приносящей доход деятельности, оформленного в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина РФ от 1 сентября 2008 года № 88н.

Опубликован в «Российской газете», № 229, 02.12.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 24.11.2009 № 2336-У

«О РАЗМЕРЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ»

С 25 ноября 2009 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 9 процентов годовых.

Напомним, что с 30 октября 2009 года применялась ставка рефинансирования в размере 9,5 процентов годовых (Указание ЦБ РФ от 29.10.2009 № 2313-У).

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 24.11.2009 № 2340-У

«О РАЗМЕРЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ, ОБЕСПЕЧЕННЫМ АКТИВАМИ ИЛИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВАМИ»

С 25 ноября 2009 года на 0,5 процента годовых снижаются процентные ставки по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами.

Согласно решению Совета директоров Банка России процентные ставки по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами, предоставляемым в соответствии с Положением ЦБ РФ от 12.11.2007 № 312-П, устанавливаются в следующих размерах: на срок до 90 календарных дней – 8 процентов годовых (ранее – 8,5 процента годовых); на срок от 91 до 180 календарных дней – 8,5 процента годовых (ранее – 9 процентов годовых); на срок от 181 до 365 календарных дней – 9 процентов годовых (ранее – 9,5 процента годовых).

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

Безопасность и охрана правопорядка

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.2009 № 305-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 14.28 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесено редакционное изменение.

Уточнена диспозиция части 1 статьи 14.28 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 14.28 административную ответственность в виде штрафа влечет привлечение денежных средств граждан для целей строительства многоквартирных домов лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Уточнено, что ответственность влечет привлечение денежных средств граждан для целей строительства не только многоквартирных домов, но и для целей строительства иных объектов недвижимости лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Таким образом, формулировка диспозиции части 1 статьи 14.28 приведена в соответствие с заголовком этой статьи.

Опубликован в «Российской газете», № 229, 02.12.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2009 № 804н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (ОЦЕНКИ) МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПЕНСИОНЕРАМ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОПЛАТЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕФОНОМ, ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПО ОПЛАТЕ ПРОЕЗДА НА ВСЕХ ВИДАХ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА (ГОРОДСКОГО, ПРИГОРОДНОГО И МЕЖДУГОРОДНОГО), В ДЕНЕЖНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ОБЩЕЙ СУММЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНСИОНЕРА»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 10.11.2009 № 15204.

Определен порядок преобразования мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме, в денежные эквиваленты.

Правила, устанавливающие указанный порядок, разработаны в целях определения права пенсионера на установление социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ. Преобразование (оценка) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионеру в натуральной форме (по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах транспорта), осуществляется для подсчета общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера, проживающего в РФ, подлежащего обязательному пенсионному страхованию. Денежные эквиваленты определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в год (за исключением отдельных случаев, установленных данными Правилами) и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда РФ по каждому конкретному пенсионеру. Приказ вступает в силу с 1 января 2010 года.

Опубликован в «Российской газете», № 220, 20.11.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2009 № 805Н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТОЙ К ПЕНСИИ, ЕЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2009 № 15285.

Разработаны Правила, определяющие процедуру обращения пенсионеров за федеральной социальной доплатой к пенсии.

В соответствии с утвержденными Правилами пенсионеры обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. К заявлению пенсионера должна быть приложена справка органа, осуществляющего его пенсионное обеспечение. Решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии выносится территориальным органом Пенсионного фонда РФ не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ сведений об установленных пенсионеру денежных эквивалентах мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг, иных мер социальной поддержки (помощи). Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру на срок, на который ему установлена пенсия в соответствии с действующим законодательством.

Опубликован в «Российской газете», № 229, 02.12.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Труд и занятость

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.2009 № 295-ФЗ

«О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

С 1 января 2010 года признаны утратившими силу положения отдельных законодательных актов в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Признаны утратившими силу положения Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которым страхователь обязан направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а страховщик – передавать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, средства для осуществления им указанных мероприятий по обучению и для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

Опубликован в «Российской газете», № 229, 02.12.2009.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

МОСКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП

«О РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТЕ К ПЕНСИИ»

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

С 1 января 2010 г. для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.

Неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта. С 1 января 2010 г. величина городского социального стандарта установлена на уровне 10 275 руб.

Неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом города Москвы на соответствующий финансовый год.

Утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, который определяет:

– круг лиц, имеющих право на получение доплаты;

– общую сумму материального обеспечения пенсионера для назначения доплаты;

– условия, сроки назначения и размер доплаты;

– основания и сроки утраты права на получение доплаты и прекращение (приостановление) ее выплаты;

– условия выплаты недополученных сумм.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1269-ПП

«О ДЕНЕЖНОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ»

Утверждена величина денежного эквивалента мер социальной поддержки неработающим пенсионерам.

Утверждена величина денежного эквивалента мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме в виде скидки в оплате жилых помещений и коммунальных услуг неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту пребывания, получающим пенсию в городе Москве, имеющим право на льготы в соответствии с федеральным законодательством.

Для каждой из перечисленных в постановлении льготных категорий пенсионеров размер скидки составит 741, 1 482 или 95 руб. в месяц.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Жилище

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 10.11.2009 № 937/46

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ – УЧАСТНИЦАМ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" НА 2009–2012 ГОДЫ" СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛОГО ДОМА»

В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009–2012 годы» утверждены Правила предоставления молодым семьям – участницам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Социальные выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам, за исключением процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по кредитам.

Участницей Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи – участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;

2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5–10 настоящих Правил;

3) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;

4) имеющая место жительства в Московской области.

Ранее принятое постановление Правительства Московской области «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы» признано утратившим силу.

Опубликовано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 221, 21.11.2009.

Где найти:

ИБ Московская область

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

финансовые консультации

ВОПРОС: ...Организация произвела капвложения в виде строительства лифта в арендованном здании с согласия арендодателя, которые возмещению со стороны арендодателя не подлежат. Срок полезного использования лифта – от 3 до 5 лет, здания – свыше 30 лет. Правомерно ли в целях налога на прибыль отнесение неотделимых улучшений в арендованном здании к отдельной амортизационной группе, отличной от группы, к которой относится арендованное здание?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 23.10.2009 № 03-03-06/2/203]

Минфин РФ сообщил, что в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и пр. Наличие в Классификации основных средств разных сроков амортизации по зданиям и лифтам и отнесение их к разным амортизационным группам свидетельствуют о возможности самостоятельного учета этих объектов. Следовательно, считает Минфин РФ, арендатор вправе начислять в целях налогообложения прибыли амортизацию на неотделимые улучшения с последующим включением данных сумм в расходы. В то же время финансисты подчеркнули, что если срок аренды основного средства меньше его срока полезного использования, определенного в соответствии с Классификацией основных средств, то арендатор не сможет признать часть затрат на произведенные неотделимые улучшения.

ВОПРОС: Командированный работник организации оплатил услуги гостиницы кредитной картой. Гостиница выдала работнику справку об оплате, где были указаны: номер трансакции, сумма и дата платежа, владелец карты, тип карты и последние четыре цифры ее номера. Также банк выдал работнику выписку со счета кредитной карты. Достаточно ли этих документов для подтверждения произведенных расходов в целях налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 16.10.2009 № 03-03-06/1/666]

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку. Документы (квитанции, билеты, проездные документы, талоны и т.д.) оформляются на БСО, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения, в т.ч. наименование документа, шестизначный номер и серия, наименование и организационно-правовая форма, вид услуги, дата осуществления расчета и составления документа и др. Согласно позиции Минфина РФ, поскольку документ, подтверждающий оплату за проживание в гостинице, осуществленную с помощью платежной карты, оформлен с нарушениями требований Положения, он не подтверждает произведенные расходы по оплате услуг гостиницы в целях налогообложения прибыли.

ВОПРОС: ...Организация, использующая при исчислении налога на прибыль метод начисления, реализует объект недвижимости. 1. В какой момент нужно признавать доход от продажи недвижимости? 2. Каков порядок признания дохода от продажи недвижимости при переходе организации с общего режима налогообложения на УСН, если выручка поступила до перехода на УСН, а договор купли-продажи зарегистрирован и акт приемки-передачи составлен после перехода?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.10.2009 № 03-03-06/4/87]

С учетом положений ст. 271 НК РФ и гражданского законодательства (п. 2 ст. 223 и ст. 425 ГК РФ) финансисты пришли к выводу, что у организации – продавца недвижимого имущества обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств и подачи документов на госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период применения общего режима налогообложения. По второму вопросу Минфин РФ разъяснил, что доход от продажи недвижимости должен учитываться при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на дату перехода на УСН, независимо от даты госрегистрации договора купли-продажи.

ВОПРОС: ...Работник организации, вернувшись из командировки, представил для отчета счет гостиницы. В проживание включен завтрак, стоимость которого в счете и счете-фактуре выделена отдельной строкой (360 руб.). Норма суточных в организации – 600 руб. Размер суточных при предоставлении работнику одноразового питания – 75% от нормы. 1. Облагаются ли НДФЛ стоимость питания, возмещенная работнику, и суточные? 2. Облагаются ли эти выплаты ЕСН?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 14.10.2009 № 03-04-06-01/263]

Минфин РФ пояснил, что поскольку оплата питания, стоимость которого выделена в стоимости проживания в гостинице, не является возмещением расходов по найму жилого помещения, суммы которого освобождаются от налогообложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ и ЕСН – в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, то стоимость питания облагается НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: ...На исполнение в банк пришло письмо о приостановлении действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации. Каковы последствия (значение) приостановления решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке? Вправе ли банк возобновить расходные операции по счету и открывать налогоплательщику-организации новые счета?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.10.2009 № 03-02-07/1-466]

При ответе на поставленные вопросы Минфин РФ подчеркнул, что действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке может быть приостановлено на основании вступившего в законную силу судебного акта. Пунктом 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 разъяснено, что под приостановлением действия ненормативного правового акта понимается не признание акта, решения не действующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. В связи с изложенным Минфин РФ полагает, что банк вправе в случае приостановления действия решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации в банке проводить в установленном порядке расходные операции по данному счету и открывать этой организации новые счета.

Где найти:

ИБ Финансист

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора

информационно-правовой поддержки группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

«Налог на прибыль организаций»

[Семенихин В.В., «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2010]

Фундаментальное издание подробно знакомит читателей с многочисленными нюансами налогообложения прибыли, начиная с общих вопросов и заканчивая налогообложением иностранных организаций. В отдельной главе автор анализирует отраслевые особенности исчисления и уплаты налога на прибыль. Например, рассмотрены порядок учета в целях налогообложения прибыли операций по приобретению, содержанию, страхованию, выбытию автотранспорта, правила определения первоначальной стоимости предметов лизинга, порядок начисления амортизации, применения амортизационной премии и специальных коэффициентов в отношении лизингового имущества, проанализированы особенности определения доходов и расходов банками, негосударственными пенсионными фондами и т.д. Также в книге говорится о порядке учета расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций, о том, какие именно затраты включаются в состав расходов на оплату труда, и пр.

СТАТЬЯ: Нужна ли бухгалтеру доверенность для общения с налоговыми органами

[«Главная книга», 2009, № 20]

Как правило, все вопросы с налоговой инспекцией решает именно бухгалтер. В частности, именно он сдает бухгалтерскую и налоговую отчетность, представляет запрошенные налоговиками документы, получает необходимые справки, подписывает разные документы, в т.ч. отчетность и т.д. Нужна ли бухгалтеру в этих случаях доверенность и как она должна быть оформлена? Ответы на эти вопросы даются в предлагаемом материале. В частности, рассмотрены три ситуации, в которых бухгалтеру требуется наличие доверенности, и разъяснено, каким образом в ней должны быть прописаны его полномочия: 1) бухгалтер подписывает отчетность вместо руководителя; 2) бухгалтер представляет бухгалтерскую, налоговую отчетность и другие документы в налоговый орган; 3) бухгалтер получает в налоговой инспекции документы (справки, акты, решения и т.п.). В статье приведен образец общей доверенности.

СТАТЬЯ: Заполнение декларации по налогу на прибыль: как избежать ошибок

[Киселева И., «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, № 41]

По мнению налоговых инспекторов, наибольшее количество ошибок допускается бухгалтерами при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль. Автором сформулированы некоторые правила, которые помогут их избежать. Например, одним из них является проверка итоговых строк налоговой декларации по Приложениям, связанным между собой. Также автор напоминает, что чистая прибыль (убыток) по данным налогового учета необязательно должна совпадать с прибылью (убытком) до налогообложения, отражаемой по строке 140 Отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Важным правилом является следующее: основные показатели формы № 2 и налоговой декларации по налогу на прибыль должны быть обязательно одинаковы. Особое внимание бухгалтеру надо обращать на заполнение строк 210–230 листа 02, где отражаются суммы начисленных авансовых платежей. Каждое рассматриваемое правило автор иллюстрирует конкретным примером.

СТАТЬЯ: Истина в суде

[Зубарева С., «Новая бухгалтерия», 2009, № 9]

В статье представлены комментарии специалиста к наиболее актуальным и интересным для налогоплательщиков решениям арбитражных судов различных инстанций, включая высшую инстанцию в лице ВАС РФ, посвященным спорным вопросам налогообложения такими налогами, как налог на прибыль, НДС, ЕСН. Например, по налогу на прибыль приводится решение Президиума ВАС РФ, согласно которому сумма возмещения, полученная организацией в качестве компенсации за изъятие земельного участка для государственных нужд, не является доходом, облагаемым налогом на прибыль. Налогоплательщикам ЕСН полезно узнать о решении, также принятом Президиумом ВАС РФ: сумма аванса, выплаченная организацией гражданам по гражданско-правовым договорам, не облагается ЕСН в текущем отчетном (налоговом) периоде, если она в данном периоде не отнесена к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. Часть комментируемых документов посвящена проблемам применения положений части первой НК РФ, а именно: несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ в отношении налоговых проверок, и порядка оформления требований об уплате налога.

ВОПРОС: Нужно ли принимать к учету в качестве амортизируемого имущества бывшие в употреблении основные средства, если на день приобретения оставшийся срок их полезного использования составляет меньше года?

[Чичевина О.В., «Главная книга», 2009, № 19]

Да, отвечает аудитор, и вот почему. Общие правила начисления амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, установлены п. 7 ст. 258 НК РФ. Учитывая правовые нормы данной статьи НК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в письмах Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141 и от 01.04.2008 № 03-03-06/1/241, автор дает следующие рекомендации: сначала налогоплательщик самостоятельно определяет срок полезного использования имущества исходя из периода, в течение которого он планирует его эксплуатировать, а затем продолжает начислять амортизацию до полного списания стоимости.

ВОПРОС: Работница досрочно вышла из декретного отпуска, работает неполный рабочий день (7 часов), получает зарплату, выплачиваемую за 7 часов, а также детское пособие. Сохранится ли за ней право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет при выходе на работу на условиях полного рабочего дня (8 часов)?

[Романова А., «Новая бухгалтерия», 2009, № 9]

Как следует из ответа, право на такое пособие при выходе работницы на работу на условиях полного рабочего дня утрачивается, т.к. выход в период отпуска на работу на условиях полного рабочего (за исключением работы на дому) времени является основанием для прекращения отпуска, а значит, основанием для прекращения выплаты пособия.

В то же время, по мнению автора, если для работницы установлен по соглашению сторон неполный рабочий день (например, продолжительностью 7,5 часов), она не утрачивает права на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Основы государственного управления

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 186969-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

[внесен Московской областной Думой; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 03.11.2009 № 2725-5 ГД]

Законопроектом предлагается ужесточить санкции за некоторые нарушения Правил дорожного движения и управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Так, в статье 12.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.1995 № 195-ФЗ предлагается усилить ответственность за управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков.

Наряду с этим законопроектом устанавливается штраф в размере 5 тысяч рублей как мера наказания при выезде на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения в случае фиксирования правонарушения с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Кроме того, проектом урегулирован ряд процедурных вопросов, связанных с производством по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения. Так, допускается в определенных случаях вынесение постановления по делу об административном правонарушении в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной цифровой подписью.

По мнению разработчиков законопроекта, данные меры позволят повысить дисциплину водителей, сократить количество нарушений Правил дорожного движения, а также ускорить производство по делам о них.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 226477-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.Н. Плигиным, А.П. Москалец, С.И. Сметанюком, членами Совета Федерации ФС РФ Н.П. Тулаевым, О.П. Ткачом; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 11.11.2009 № 2780-5 ГД]

Представленный законопроект направлен на совершенствование процедуры оформления основных документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации, по которым они осуществляют въезд и выезд из страны.

Проект вносит изменения в статьи 7, 9 и 10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также в подпункт 1.1 пункта 1 и подпункт 2.1 пункта 2 части первой статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Вносимые изменения касаются оформления и выдачи заграничных паспортов, содержащих электронные носители информации. Законопроект предлагает увеличить срок действия таких паспортов до 10 лет, а также увеличить в 2 раза размер государственной пошлины за их оформление и выдачу.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит приблизить законодательные нормы Российской Федерации в вопросе сроков действия загранпаспортов к международным нормам.

Гражданское право

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 162078-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 810 ЧАСТИ ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Н. Свистуновым, В.М. Резником, Л.В. Пепеляевой, А.В. Скочем, О.В. Лебедевым, К.Б. Шипуновым, членом Совета Федерации ФС РФ Д.Н. Ананьевым; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 06.11.2009 № 2758-5 ГД]

Данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ с целью расширения возможностей заемщика, возвращающего сумму займа, предоставленного ему под проценты.

В частности, предусматривается досрочное возвращение суммы займа, предоставленного под проценты заемщику, являющемуся физическим лицом и получившему заемные средства не для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно вносимым изменениям сумма займа, предоставленного под проценты иным заемщикам, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.

С точки зрения разработчиков проекта, его принятие будет способствовать сбалансированности прав и обязанностей заемщиков и займодавцев друг перед другом в вопросе погашения займа и позволит дополнительно защитить интересы заемщиков, которые являются экономически более слабой стороной правоотношения.

Финансы

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223442-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЗАЯВИТЕЛЬНОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ О.В. Морозовым, Ю.Н. Волковым, В.А. Пехтиным, В.В. Рязанским, А.Н. Чилингаровым, Т.В. Яковлевой, Ю.В. Васильевым, В.Г. Драгановым, Е.А. Федоровым, Г.Я. Хором, В.Б. Шубой, Г.В. Куликом, Н.В. Бурыкиной, Н.Н. Гончаром, Р.В. Кармазиной, В.В. Копыловым, Н.В. Пугачевой, Д.В. Савельевым, Е.А. Самойловым, В.В. Толстопятовым, С.В. Чижовым, А.М. Макаровым, В.В. Володиным, Н.С. Максимовой, членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, Е.В. Бушминым; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 23.10.2009 № 2718-5 ГД]

Представленный законопроект направлен на усовершенствование механизма возмещения налога на добавленную стоимость.

Так, предлагается дополнить часть вторую Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ статьей 176.1, а также внести изменения в отдельные статьи, связанные с данным дополнением.

В указанной статье закрепляется новый заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, который предполагает осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговым органом.

Определены категории налогоплательщиков, имеющие право применять ускоренную процедуру возмещения налога.

Согласно проекту данное право будет реализовываться налогоплательщиками путем подачи в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией соответствующего заявления, в котором будет указываться выбранный способ (зачет или возврат) возмещения заявленной суммы налога.

Наряду с этим разработчиками проекта четко регламентирован порядок действий налогового органа, получившего декларацию, а также установлены сроки возврата налога органами Казначейства РФ, при нарушении которых на сумму налога, подлежащего возврату, начисляются проценты за каждый день просрочки, начиная с 12-го дня после представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Кроме того, предусматривается, что в случае если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, превысит сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, то полученная разница будет отражаться в решении о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении как излишне возмещенная сумма налога и признаваться недоимкой по налогу.

Введение в налоговую систему Российской Федерации заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, с точки зрения разработчиков, позволит получать возмещение налога в более короткие сроки, а также создаст реальные предпосылки для сохранения оборотных средств налогоплательщиков.

Где найти:

ИБ Законопроекты

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39

«О молодежи»

Закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39 «О молодежи» (далее – Закон № 39) регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы, направленной на создание правовых, экономических и социальных условий, гарантий и стимулов для реализации молодежью своих конституционных прав с учетом особенностей, присущих ее возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений в целях наиболее полной самореализации в интересах всего общества. Новый Закон № 39 принят на замену действовавшему ранее Закону г. Москвы от 28.01.2004 № 4 «О молодежи» (далее – Закон № 4). В данной статье мы разберем основные положения Закона № 39 и проведем сравнительный анализ некоторых положений старого и нового законов.

Начнем с понятийного аппарата. Интересно отметить, что Закон № 39 дает следующее определение термину «молодежь города Москвы»: это граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие место жительства на территории города Москвы, обучающиеся или работающие в городе Москве. Обратите внимание, что прежний Закон № 4 немного иначе нормировал возраст молодых граждан: молодые граждане – физические лица в возрасте от 14 до 25 лет, имеющие место жительства в Москве, физические лица в возрасте от 25 до 27 лет, имеющие место жительства в Москве и получающие профессиональное образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения, физические лица в возрасте от 14 до 27 лет, имеющие место жительства за пределами Москвы, получающие образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения в образовательных учреждениях, находящихся на территории Москвы. Таким образом, как видно, законодатель, с одной стороны, увеличил возраст отнесения граждан к молодежи, с другой – сузил территориальный критерий такой идентификации.

Несколько иначе трактует новый Закон № 39 и понятие «молодая семья»: молодая семья – семья граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории города Москвы, при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых один из супругов не достиг 30-летнего возраста. В соответствии с утратившим силу Законом № 4 молодая семья – семья, имеющая место жительства в городе Москве, в первые три года после заключения брака (при рождении ребенка или нескольких детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с ребенком или детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Таким образом, законодатель убрал из нового определения молодой семьи условие о продолжительности брака, что, безусловно, можно считать действием, улучшающим положение граждан.

В соответствии со ст. 4 Закона № 39 целями государственной молодежной политики являются:

– создание равных стартовых возможностей для включения молодых граждан в социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

– содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи;

– устранение негативных явлений в молодежной среде.

Статья 5 названного Закона провозглашает принципы государственной молодежной политики: законность, уважение личности молодого гражданина, гласность мер государственной молодежной политики, дифференциация государственной молодежной политики с учетом возраста и социальных потребностей, признание законных интересов и потребностей молодежи как особой социальной группы и сбалансированности ее интересов и прав с интересами и правами других социальных групп и общества в целом, взаимодействие органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнеса при осуществлении государственной молодежной политики, участие молодежи в принятии решений о финансовом обеспечении государственной молодежной политики.

В отличие от предыдущего Закона, Закон № 39 определяет приоритетные направления государственной молодежной политики. Таким образом, обновленная государственная политика в отношении молодежи будет иметь направленный характер. К таким приоритетам относятся:

1) вовлечение молодежи в социальную, культурную, экономическую и политическую жизнь общества;

2) содействие развитию молодежной инициативы и молодежного общественного движения;

3) обеспечение прав молодежи в сфере экономики, образования и культуры;

4) содействие занятости молодежи;

5) содействие формированию здорового образа жизни молодых граждан;

6) государственная поддержка молодых семей;

7) интеграция молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

8) профилактика негативных явлений в молодежной среде.

Остановимся на некоторых, на наш взгляд, интересных положениях нового Закона «О молодежи».

Глава 4 анализируемого Закона № 39 посвящена воспитанию молодежи и профилактике негативных явлений в молодежной среде. Так, в соответствии со ст. 20 Закона органы государственной власти г. Москвы проводят профилактику негативных явлений в молодежной среде. К негативным явлениям законодатель относит различные правонарушения, табакокурение, алкоголизм, наркоманию, распространение ВИЧ-инфекции, безнадзорность. В рамках реализации государственной молодежной политики:

1) проводятся профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений и антисоциального поведения в молодежной среде;

2) проводятся мероприятия по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних;

3) оказывается медицинская, правовая, реабилитационная, социальная помощь молодым гражданам, испытывающим зависимость от употребления наркотических средств или психотропных веществ;

4) размещаются в средствах массовой информации материалы, информирующие молодых граждан о негативных последствиях употребления наркотических средств или психотропных веществ.

Среди основных направлений поддержки молодежи (глава 5 Закона № 39) значится государственная поддержка молодых семей. В частности, молодой семье, в которой оба супруга имеют место жительства в Москве, или одному из супругов, который имеет место жительства в Москве, за счет средств бюджета Москвы выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка. Размер указанного пособия составляет:

1) пять прожиточных минимумов, установленных в Москве в расчете на душу населения, – при рождении первого ребенка;

2) семь прожиточных минимумов – при рождении второго ребенка, если ранее рожденный ребенок, в том числе ребенок одного из родителей, находится на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у соответствующего молодого гражданина);

3) десять прожиточных минимумов – при рождении третьего ребенка и последующих детей, если ранее рожденные дети, в том числе дети одного из родителей, находятся на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у соответствующего молодого гражданина).

Более подробно с текстом Закона города Москвы от 30.09.2009 № 39 «О молодежи» вы можете познакомиться в системе КонсультантПлюс (информационные банки Москва Проф и Московский выпуск).

Обзор подготовлен О.И. Красовским, начальником отдела систематизации законодательства
группы компаний «ЭЛКОД»

Новости

Типовую форму первичного документа, оформленного на иностранном языке, можно перевести один раз.

[Письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/725]

В п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, указано, что расходы должны быть подтверждены документами, оформленными согласно законодательству РФ либо составленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве. Первичный учетный документ, который оформлен на иностранном языке, должен иметь построчный перевод на русский язык (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). На практике налогоплательщики нередко сталкиваются с ситуацией, когда первичные документы, полученные от иностранных контрагентов, составлены по типовой форме. Данные документы содержат идентичные показатели и отличаются лишь суммами. В рассматриваемом письме финансовое ведомство разъяснило, что в этом случае для расчета налога на прибыль налогоплательщику достаточно один раз выполнить перевод постоянных показателей типовой формы на русский язык. В дальнейшем переводятся только изменяющиеся показатели первичного документа.

Кроме того, Минфин указал, что порядок перевода первичных документов с иностранного на русский язык действующим законодательством РФ не регламентируется. Следовательно, такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом самой организации (аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 14.09.2009 № 03-03-05/170, от 20.03.2006 № 03-02-07/1-66).

Комментарии

Распространяется ли правило о нормировании вычета НДС на все расходы, учитываемые в целях налога на прибыль по нормативам?

[Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285]

Пункт 7 ст. 171 НК РФ разрешает принимать к вычету НДС по командировочным и представительским расходам. При этом в абз. 2 данного пункта указано следующее: если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы учитываются в целях налога на прибыль по нормативам, то и размер вычета НДС должен соответствовать таким нормам. При этом не уточняется, какие именно затраты имеются в виду: перечисленные в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ или все нормируемые расходы. Минфин считает, что данное правило распространяется как на поименованные в этой норме расходы, так и на непоименованные. Следовательно, финансовое ведомство рассматривает абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ как самостоятельную правовую норму. Ранее Минфин России уже высказывал подобную точку зрения (письма от 10.10.2008 № 03-07-07/105, от 09.04.2008 № 03-07-11/134). Есть судебные решения, в которых представлена такая же позиция (см. п. 14 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 07.12.2006 № 4/2006). Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Но за все время, что действует п. 7 ст. 171 НК РФ (а это более пяти лет), в судебной практике так и не сложилось единого подхода к решению данного спорного вопроса. Альтернативная точка зрения заключается в том, что «входной» НДС принимается к вычету в размере, соответствующем нормативу, только по командировочным и представительским расходам. Аргументы в пользу такого подхода следующие. В ст. 171 НК РФ предусмотрены вычеты, на которые налогоплательщик может уменьшить сумму НДС. При этом п. 2 данной статьи является общей нормой, которая в том числе устанавливает, что к вычету принимаются суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), если они используются в облагаемой НДС деятельности, а также при условии их перепродажи. Остальные пункты ст. 171 НК РФ являются специальными по отношению к п. 2 и предусматривают отдельные случаи применения вычетов. Как уже указывалось, абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ разрешает принимать к вычету НДС по командировочным и представительским расходам. При этом для них установлено дополнительное условие: такие затраты должны включаться в расходы по налогу на прибыль. А абз. 2 данной статьи предусматривает, что размер вычета должен определяться исходя из лимитов, в пределах которых такие расходы учитываются в целях налога на прибыль. Значит, рассматривать абз. 2 как общую норму, определяющую размер вычета абсолютно для всех видов расходов, которые учитываются в соответствии с нормативами согласно гл. 25 НК РФ, неправомерно. Пункт 7 ст. 171 НК РФ устанавливает порядок применения вычета только для командировочных и представительских затрат. Кроме того, косвенно подтверждает правомерность такого подхода первоначальная редакция данного пункта: в абз. 2 предусматривалась расчетная ставка для определения размера вычета по командировочным и представительским расходам. Следует отметить, что судебная практика по этому вопросу в последнее время складывается в пользу налогоплательщиков (см. постановления ФАС Московского округа от 13.07.2009 № КА-А40/6444-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2009 № А53-9907/2008-С5-44, ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 № А55-5349/2007 (определением ВАС РФ от 29.04.2008 № 5420/08 отказано в передаче данного дела в Президиум)).

Таким образом, правило о нормировании вычета НДС по расходам, которые учитываются в соответствии с нормативами гл. 25 НК РФ, применяется только к командировочным и представительским затратам. По остальным видам нормируемых расходов налог принимается к вычету в полном объеме. Однако правомерность этой точки зрения налогоплательщику придется доказывать в суде.

Судебное решение недели

Налоговый орган не вправе провести камеральную проверку, если налогоплательщик не подавал декларацию.

[Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 № А65-1368/2009]

Организация применяла УСН. Одному из своих покупателей компания выставила счет-фактуру на реализованные товары. НДС при этом не был перечислен в бюджет. Позднее налогоплательщик получил требование о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки. Оказывается, налоговый орган проводил камеральную проверку декларации того покупателя и возникла необходимость получения информации у продавца. Инспекция установила неправомерное выставление счетов-фактур и неуплату НДС. Посчитав, что компания нарушила требования подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, который обязывает применяющие УСН организации перечислить в бюджет полученный НДС, налоговый орган принял решение о взыскании налога, начислении пеней и штрафа. Налогоплательщик обратился за защитой своих прав в суд.

Суд признал решение инспекции незаконным, установив, что компания декларацию по НДС не подавала. А ст. 88 НК РФ предусматривает возможность проведения камеральной проверки только при наличии представленной декларации. Таким образом, налоговый орган не имел права проводить проверку налогоплательщика. Значит, решение о взыскании налога, начислении пеней и штрафа незаконно.

Аналогичная точка зрения представлена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07, от 26.06.2007 № 1580/07.

В то же время некоторые суды считают, что отсутствие декларации не препятствует проведению проверки налогоплательщика на основании иных сведений (см. постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 № А65-14145/07 (определением ВАС РФ от 15.09.2008 № 11342/08 отказано в передаче данного дела в Президиум)).

Обзор подготовлен

специалистами компании «Консультант Плюс»

О выплате дивидендов

Собранием акционеров было принято решение о выплате дивидендов. В списки лиц, имеющих право на получение дивидендов, был включен акционер, который впоследствии умер. Вправе ли наследники акционера, владевшего обыкновенными именными акциями общества, требовать выплаты им дивидендов, не полученных умершим акционером?

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Закон об акционерных обществах) «общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям». Срок и порядок выплаты дивидендов определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. Список лиц, имеющих право на получение дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение об выплате дивидендов (ч. 4 ст. 42 Закона об акционерных обществах). В Законе об акционерных обществах не урегулирован вопрос о выплате дивидендов наследникам акционера, в перечне отлагательных обстоятельств (ст. 43 Закона об акционерных обществах) данный случай также не указан.

К правоотношениям общества и акционера применяются нормы Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) об обязательствах. Согласно ч. 1 ст. 307 ГК РФ «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности». В рассматриваемом случае у общества (должника) возникла обязанность по совершению определенных действий – выплате дивидендов акционеру (кредитору), у акционера (кредитора) в свою очередь – право требования выплаты дивидендов. Статьей 418 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо исполнение предназначено лично для кредитора, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Закон об акционерных обществах не содержит положений о том, что дивиденды объявляются и выплачиваются лично акционеру (кредитору), а наоборот, содержит положения о том, что выплата производится по акциям каждой категории (типа), а это значит, что личность акционера (кредитора) при этом не имеет никакого правового значения. Следовательно, оценивая совокупность норм Гражданского кодекса об обязательствах и норм Закона об акционерных обществах, можно сделать вывод о том, что обязательство по выплате дивидендов не является обязательством, неразрывно связанным с личностью акционера (кредитора), и не может быть прекращено его смертью.

Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущества умершего наследство переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е в неизмененном виде как единое целое в один и тот же момент. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства (день смерти наследодателя) вещи и иное имущество, в том числе неимущественные права и обязанности, кроме неразрывно связанных с личностью наследодателя. Акции также являются имуществом наследодателя и входят в состав наследственного имущества, и наследники, к которым перешли эти акции, становятся участниками акционерного общества (ст. 1176 ГК РФ).

Таким образом, из анализа вышеперечисленных норм следует, что в случае смерти акционера право требовать от акционерного общества выплаты дивидендов переходит к наследникам умершего акционера.

Акционерным обществом принято решение о выплате дивидендов. Может ли общество выплатить дивиденды неденежным способом, а в виде предоставления земельных участков некоторым акционерам?

Если на общем собрании акционеров принято решение о выплате дивидендов, то помимо этого решения должны быть соблюдены и другие требования закона, а именно: должны быть утверждены размер дивидендов и форма выплаты по акциям каждой категории (типа), порядок и срок выплаты. Законодательством предусмотрена возможность выплаты объявленных дивидендов по акциям каждой категории (типа) не только деньгами, но и иным имуществом. Однако такая возможность должна быть установлена в уставе общества (ст. 42 Закона об акционерных обществах). При отсутствии такой оговорки выплата дивидендов имуществом невозможна.

Если же у общества возникла необходимость в передаче имущества взамен выплаты дивидендов, то общество может заключить с конкретным акционером отдельное соглашение, которым будет прекращаться обязательство по выплате денег. Такими соглашениями могут быть отступное (ст. 409 ГК РФ) и новация (ст. 414 ГК РФ).

Из смысла ст. 409 ГК РФ следует, что соглашением сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами. Прямых указаний относительно предметов отступного законодательством не предусмотрено, а следовательно, акционерное общество может предложить акционеру любое имущество, которое будет представлять для акционера интерес. Как в случае с новацией, так и с отступным не может предоставляться имущество (объект, в смысле гражданского права), изъятое из оборота (ч. 2 ст. 129 ГК РФ). В Земельном кодексе РФ (ч. 4 ст. 27) приведен перечень земельных участков, которые изъяты из оборота и не могут быть объектами сделок.

Из вышеизложенного следует: в данном случае возможно прекращение обязательства по выплате дивидендов отступным в виде предоставления земельного участка при выполнении сторонами всех существенных условий (согласия о прекращении обязательства по выплате дивидендов, размера, свойств, срока и порядка предоставления земельного участка и т.д.).

Особо следует обратить внимание на то, что обязательство по выплате дивидендов будет прекращено только с момента фактического предоставления отступного (земельного участка), а не с момента заключения сторонами соглашения об отступном. В противном случае если в срок, установленный соглашением об отступном, предмет отступного не будет предоставлен, первоначальное обязательство по выплате дивидендов не прекращается.

При применении новации обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст. 414 ГК РФ). При таком способе прекращения обязательства, помимо необходимости согласования всех существенных условий обязательства по предоставлению земли, должно быть заключено соглашение о новации (обязательно указать, что обязательства по выплате дивидендов прекращаются). В отличие от отступного, в случае если обязательство не будет исполнено обществом, акционер может требовать от общества только предоставления земли.

На вопросы отвечает О.Ю. Баранова,

юрист-аналитик

отдела систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»

Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

Расписание семинаров, мастер-классов, тематических практикумов