Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Март 2010

пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №5 (168), 15 марта 2010 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство Московское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Тексты законопроектов в различных чтениях

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Приватизация жилья продолжается...

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС/ ОБУЧЕНИЕ

Профессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы


1С:КОНСАЛТИНГ



Новости

Новости

По итогам конференции

3 марта 2010 года в КЦ «Меридиан» группа компаний «ЭЛКОД» провела XXI конференцию «В помощь бухгалтеру». В период сдачи годовой отчетности интерес к мероприятию заметно вырос. Тематика семинаров отвечала самым насущным потребностям бухгалтеров, большинство из которых смогли получить ответы на все свои вопросы.

Среди участников уже сложился круг тех, кто не пропускает ни одной конференции, ждет и готовится к каждой очередной, узнавая заранее темы семинаров, имена лекторов, составляя вопросы для специалистов по СПС КонсультантПлюс, 1С:Консалтинг, налоговому консультированию, аудиту и оценке, юридическим и образовательным услугам. Отдельную группу посетителей составляют почитатели того или иного лектора – а это всегда авторитетный специалист, крупный эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения, мнение которого по многим спорным вопросам вызывают у бухгалтеров большой интерес.

Каждая конференция наряду с постоянными привлекает и новых участников. И те, и другие разделяют мнение, что информация, поданная в лаконичной и доступной форме, оказывается полезной, закрепляет ранее полученные знания и вносит окончательную ясность в сложные и запутанные вопросы бухгалтерского и налогового учета. К числу таких тем относится и самая популярная сейчас среди бухгалтеров – «Отчетность за 2009 год». Автором и ведущей семинара на конференции выступила преподаватель ИПБР, генеральный директор аудиторской фирмы, к.э.н. И.П. Лихникевич.

Столь же актуальной была тема второго семинара «НДС: актуальные вопросы налогообложения в 2010 году с учетом изменений законодательной базы» лектора Т.Л. Крутяковой, налогового консультанта, руководителя издательской группы, автора книг и публикаций по налоговой тематике, к.э.н.

По традиции среди участников конференции проводился розыгрыш призов. Главный приз – ноутбук достался главному бухгалтеру ООО «Рауна Сервис» Марине Алексеевне Пройдиной. Мы задали победительнице несколько вопросов.

Марина Алексеевна, как часто Вы посещаете конференции «В помощь бухгалтеру»?

– Это вторая для меня конференция: наша организация стала клиентом «ЭЛКОДА» в 2009 году именно после конференции «В помощь бухгалтеру», которую я впервые посетила по совету своей подруги, тоже главного бухгалтера с большим профессиональным стажем. Передо мной тогда стоял вопрос выбора нового информационного партнера: компания «ПРАВОВЕСТ», с которой мы сотрудничали в течение нескольких лет, перешла на поставку и обслуживание конкурирующей справочной правовой системы, осваивать ее мне и нашим специалистам было просто некогда, и мы остановили свой выбор на компании «ЭЛКОД».

Расскажите немного о себе и компании, в которой Вы работаете.

– По образованию я экономист и много лет работала в различных организациях в должности экономиста. Но бухгалтерия оказалась мне ближе: работа экономиста предполагает некую приблизительность, а бухгалтерия – точная наука, практическое приложение экономических теорий. В бухгалтерию я попала, окончив в середине 90-х бухгалтерские курсы. И на сегодняшний день мой бухгалтерский стаж составляет около 15 лет. Главным бухгалтером в компании «Рауна Сервис» я работаю с 2002 года. Сфера деятельности компании – розничная продажа наборов кухонной мебели и сопутствующих предметов производства фабрики «Эльт». Работая в небольшой организации, я самостоятельно выполняю большой объем работы и жестко контролирую участки, которые ведут мои подчиненные, – ответственность за ведение бухгалтерского и налогового учета я ни с кем не делю. Это трудно, потому что обладать абсолютно полными знаниями в такой широкой области, как бухгалтерский учет и налогообложение, просто невозможно. Конечно, мне очень помогают консультации специалистов, семинары, в том числе подобные конференции и обучающие мероприятия на Шаболовке, которые регулярно проводит группа компаний «ЭЛКОД». Во многом повышенным вниманием к этим сторонам обслуживания клиентов и объясняется мой выбор «ЭЛКОДА» в качестве информационного партнера.

Что полезного для себя Вы почерпнули на конференции сегодня?

– Все. И это не преувеличение. Даже если я и слышала уже о каком-то нововведении, то не мешает послушать об этом еще раз, тем более из уст такого замечательного лектора, как Ирина Петровна Лихникевич. Как говорится, повторение – мать учения.

Лекция была посвящена годовой бухгалтерской отчетности, и при подаче материала лектор опиралась на все ПБУ, знание которых необходимо для ее составления. Нормативная база для составления отчетности – для меня это достаточно сложный, а точнее, тягостный момент в бухгалтерской работе: не люблю формализм, косность бухгалтерской и налоговой системы, да и само это условное разделение учета на два блока – налоговый и бухгалтерский – считаю неоправданным, к тому же оно очень усложнило работу бухгалтеров. Получается, что мы ведем учет не для того, чтобы оценить результаты деятельности организации, проанализировать их и внести необходимые коррективы, а для того, чтобы отчитаться перед государством в лице налогового органа. Я считаю, что произошел перекос: на самом деле мы работаем не только для того, чтобы заплатить налоги государству. Налоги – только часть бухгалтерского учета, а не самостоятельная и первостепенная учетная работа.

Помогает ли Вам в работе СПС КонсультантПлюс?

– Конечно. Я с 2006 года работаю с системой, с интересом освоила ее и активно использую в работе. На сегодняшний день могу сказать, что хорошо ориентируюсь в программе и КонсультантПлюс меня полностью устраивает, включая сервис: еженедельно приходит специалист, обновляет систему, интересуется, есть ли у меня вопросы, показывает и рассказывает, что появилось нового, приносит журнал «Оперативно и достоверно», устанавливает тематические подборки. Специалист, кстати, и пригласил меня на эту конференцию. За что ему отдельное спасибо!

Поздравляем Вас с победой и желаем успехов!

Новости группы компаний «ЭЛКОД»

Абонементное юридическое обслуживание: надежно и доступно

Правовой центр ЗАО «ЮНА-Консалт» разработал 7 новых абонементов по юридическому сопровождению бизнеса, которые обеспечивают качественную и доступную правовую поддержку организациям, не имеющим штатных юристов.

В рамках абонемента юридическая поддержка может оказываться широкому кругу ключевых подразделений компании-заказчика – от руководителей и маркетинговой службы до бухгалтерии, кадровой службы и службы безопасности, решая различные вопросы – от принятия стратегических решений и текущего правового консультирования до составления правовых документов и участия в спорах, в том числе с налоговыми органами.

С 15 марта по 30 апреля ЗАО «ЮНА-Консалт» проводит АКЦИЮ «УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС» – участники могут воспользоваться нашими юридическими услугами на льготных условиях!

Блиц -информация

Штрафы за нарушение правил остановки автомобилей увеличатся.

Мосгордума поддержала проект поправок в КоАП РФ, направленных на ужесточение наказания за нарушение правил остановки или стоянки автомобилей на проезжей части. Согласно законопроекту размер административного штрафа за нарушение правил остановки или стоянки повышается до 500 рублей. Также документом устанавливается повышенное наказание за нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, если это повлекло создание препятствий для движения других транспортных средств.

новое в законодательстве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 12.10.2009 № 407

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.02.2010 № 16455.

Определен порядок опубликования и вступления в силу актов Минэкономразвития РФ, признанных не нуждающимися в государственной регистрации.

Установлено, что акты Минэкономразвития РФ, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, в 2010 году подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и размещению на официальном сайте Минэкономразвития РФ в сети Интернет: www.economy.gov.ru (за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Опубликован в «Российской газете», № 42, 02.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ ФМС РФ от 03.02.2010 № 26

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ВЫДАЧЕ ПАСПОРТОВ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ИХ УЧЕТУ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.02.2010 № 16418.

Предоставление ФМС РФ государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, будет осуществляться в соответствии с утвержденным Административным регламентом.

Согласно Регламенту предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и рассмотрение заявлений; рассмотрение заявлений; оформление паспорта; выдача паспорта. Регламент определяет требования к порядку предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов, устанавливает сроки предоставления государственной услуги и перечень необходимых для предоставления государственной услуги документов, требуемых от заявителя. В приложениях к Регламенту приведены образцы и формы необходимых документов.

Опубликован в «Российской газете», № 46, 05.03.2010 (без приложения № 25).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.02.2010 № 84

«О ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Правительством РФ одобрен типовой проект соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения.

Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество одобрено Правительством РФ в качестве основы для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств, которые проводятся Минфином РФ с участием МИДа РФ, ФНС РФ и с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Типовое соглашение содержит статьи, определяющие, в частности, понятия резидентов, доходов от недвижимого имущества, прибыли от предпринимательской деятельности, доходов от работы по найму, доходов артистов и спортсменов, доходов преподавателей и исследователей, пенсий, а также устанавливающие порядок устранения двойного налогообложения, содействия во взыскании налогов, взаимосогласительных процедур с участием налогоплательщика, который считает, что действиями одной или обеих сторон соглашение нарушается, что влечет нарушение его прав.

Постановление Правительства РФ от 28.05.1992 № 352, которым было утверждено аналогичное типовое соглашение, признано утратившим силу.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.03.2010 № 119

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ФЕВРАЛЯ 2007 Г. № 63»

Уточнены требования к структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.

Согласно внесенному изменению в Правила размещения средств пенсионных резервов... доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и акций акционерных инвестиционных фондов, теперь может составлять не более 15 процентов пенсионных резервов (ранее – не более 10 процентов).

Опубликовано в «Российской газете», № 48, 10.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 10.02.2010 № 31

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ЗАЯВКИ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСХОДОВ НА ВЫПЛАТУ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ И ОТЧЕТА О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСХОДОВ НА ВЫПЛАТУ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ЛИЦАМ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ, А ТАКЖЕ УВОЛЕННЫМ (ПРЕКРАТИВШИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЛНОМОЧИЯ) В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.03.2010 № 16539.

Утверждены отдельные формы документов, касающихся финансирования расходов на социальное страхование.

Фонд социального страхования РФ утвердил форму заявки на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным в установленном порядке, которую уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в территориальные органы ФСС РФ. Утверждены также форма отчета о расходовании указанных средств и порядок его представления.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 № 137-О-П

«ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ ЛИМОНОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ЮРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ СТАТЬИ 213 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

При введении нового порядка налогообложения НДФЛ сумм страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, предусмотренного статьей 213 НК РФ, законодатель обязан был предусмотреть переходные положения.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 213 НК РФ Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ, из налоговой базы по НДФЛ исключены суммы страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, вносимых за физических лиц из средств работодателей, и предусмотрено налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком в виде страховых выплат. Заявительницей оспаривалась конституционность положений статьи 213 НК РФ в связи с тем, что новый порядок налогообложения НДФЛ указанных доходов, вступивший в силу с 1 января 2008 года, ставит в неравное положение лиц, застрахованных по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным после 1 января 2008 года, и лиц, застрахованных по договорам, заключенным до 1 января 2008 года, поскольку первая категория застрахованных обязана уплачивать НДФЛ только с сумм страховых выплат, а вторая – как с сумм страховых выплат, так и с сумм страховых взносов.

Суд указал, что в последнем случае имеет место факт двойного налогообложения доходов налогоплательщика (экономической выгоды, которую получает застрахованное лицо), что является недопустимым. По мнению Суда, законодатель, изменяя порядок налогообложения НДФЛ указанных доходов, обязан был предусмотреть особенности вступления в силу новой редакции статьи 213 НК РФ. До внесения необходимых изменений в НК РФ при решении вопроса о налогообложении НДФЛ доходов налогоплательщика (в случае, когда страховые взносы по договору страхования были уплачены до 1 января 2008 года) подлежат применению положения пунктов 1 и 3 статьи 213 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2008 года.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ ФНС РФ от 10.02.2010 № ММ-7-6/42@

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМАТОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ, БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ (НА ОСНОВЕ XML) (ВЕРСИЯ 5)»

Вводится в действие новый формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронном виде.

Утвержден формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) «Часть II. Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (версия 02)». Формат утвержден в связи с внесением изменений в «бумажную» форму налоговой декларации по данному налогу приказом Минфина РФ от 16.12.2009 № 135н.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Банковское дело

[ПИСЬМО] ЦБ РФ от 19.02.2010 № 12-1-5/273

«ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Банк России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся идентификации физических лиц.

В частности, сообщено, что в части осуществления идентификации клиентов законодательство РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подразумевает самостоятельность проведения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, идентификации лиц, находящихся у них на обслуживании. Публично-правовые обязанности, в том числе обязанности, касающиеся идентификации клиентов в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не могут быть переданы в рамках гражданско-правовой сделки. Прием документов, удостоверяющих личность клиента – физического лица, проверка надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности, заверение копий документов может осуществляться как должностным лицом кредитной организации, так и иным уполномоченным кредитной организацией лицом, не являющимся ее сотрудником, вне помещения кредитной организации и направляться в кредитную организацию в том числе с использованием соответствующих средств связи (почтовой, электронной).

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Правосудие

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 26.02.2010 № 4-П

«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 392 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.А. ДОРОШКА, А.Е. КОТА И Е.Ю. ФЕДОТОВОЙ»

Часть вторая статьи 392 ГПК РФ не может рассматриваться как позволяющая суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по заявлению гражданина вынесенного судебного решения в случае, если Европейским Судом по правам человека установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела.

Согласно части первой статьи 392 ГПК РФ решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам указанных судебных постановлений перечислены в части второй данной статьи. Заявители просили признать не соответствующей Конституции РФ часть вторую статьи 392 ГПК РФ, поскольку она не предусматривает в числе оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом общей юрисдикции конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

По мнению Конституционного Суда РФ, часть вторая статьи 392 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не может рассматриваться как позволяющая суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по заявлению гражданина вынесенного им судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если Европейским Судом по правам человека установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела, по которому было вынесено данное судебное постановление, послужившее поводом для обращения заявителя в Европейский Суд по правам человека. Соответственно, решение вопроса о возможности пересмотра обжалуемого судебного постановления должно приниматься компетентным судом исходя из всестороннего и полного рассмотрения доводов заявителя и обстоятельств конкретного дела. Вместе с тем необходимо учитывать, что наличие в правовой системе государства процедур пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, в связи с вынесением которых были констатированы нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выступает в качестве меры общего характера, обязательность осуществления которой требует законодательного закрепления механизма исполнения окончательных постановлений Европейского Суда по правам человека, который позволит обеспечить адекватное восстановление прав, нарушение которых выявлено Европейским Судом по правам человека. Соответственно, федеральный законодатель обязан внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, с тем чтобы гарантировать возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в случаях установления Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом общей юрисдикции конкретного дела.

Конституционный Суд РФ постановил признать часть вторую статьи 392 ГПК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не может рассматриваться как позволяющая суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по заявлению гражданина вынесенного им судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если Европейским Судом по правам человека установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела, по которому было вынесено данное судебное постановление, послужившее поводом для обращения заявителя в Европейский Суд по правам человека.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Решения высших судов

Социальное обеспечение и социальное страхование

УКАЗ Президента РФ от 24.02.2010 № 247

«О ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЕ НЕКОТОРЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С 65-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 ГОДОВ»

В апреле 2010 года отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории РФ, будет произведена единовременная выплата в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Гражданам, имеющим право на выплату, в частности: инвалидам ВОВ, отдельным категориям ветеранов, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов и участников ВОВ, будет произведена выплата в размере 5 000 рублей; лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев (исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР), лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ и бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто выплата будет произведена в размере 1 000 рублей.

Опубликован в «Российской газете», № 40, 26.02.2010, «Собрании законодательства РФ», 01.03.2010, № 9, ст. 949.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.02.2010 № 69

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ПО ОСНОВНЫМ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА III КВАРТАЛ 2009 Г.»

На III квартал 2009 года определена величина прожиточного минимума.

В целом по России величина прожиточного минимума на душу населения составила 5 198 рублей (во II квартале 2009 года – 5 187 рублей), для трудоспособного населения – 5 620 рублей (во II квартале – 5 607 рублей), пенсионеров – 4 134 рубля (во II квартале – 4 129 рублей), детей – 4 978 рублей (во II квартале – 4 963 рубля).

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 01.03.2010, № 9, ст. 961, «Российской газете», № 42, 02.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.02.2010 № 16440.

Ведение персонифицированного учета в Пенсионном фонде РФ регламентировано новой Инструкцией.

Утвержденная Минздравсоцразвития РФ Инструкция определяет порядок ведения Пенсионным фондом РФ индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование. В целом Инструкция воспроизводит правила ведения персонифицированного учета, установленные действующей в настоящее время Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318, изменяя отдельные ее положения. В частности, расширен используемый в Инструкции понятийный аппарат, более подробно регламентирована процедура предоставления в территориальные органы фонда индивидуальных сведений о застрахованных лицах, уточнен порядок ведения лицевого счета. Новая Инструкция вводится в действие с даты признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».

Опубликован в «Российской газете», № 46, 05.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Безопасность и охрана правопорядка

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.02.2010 № 98

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФОРМЫ ВИЗЫ, ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ЕЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ, ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ЕЕ ДЕЙСТВИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕЕ В СЛУЧАЕ УТРАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА АННУЛИРОВАНИЯ ВИЗЫ»

Изменен порядок выдачи визы временно проживающего лица.

Изменениями, внесенными в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи..., утвержденное постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335, в частности, установлено, что виза временно проживающего лица выдается сроком на 4 месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в РФ для временного проживания, на основании решения территориального органа ФМС РФ, дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ с возможностью последующего ее продления территориальным органом ФМС РФ по месту постановки на миграционный учет по месту проживания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия разрешения на временное проживание. Иностранному гражданину, получившему разрешение на временное проживание в период временного пребывания на территории РФ, выдается многократная виза временно проживающего лица на срок действия разрешения на временное проживание. Ранее предусматривалось, что виза временно проживающего лица может быть только однократной.

Опубликовано в «Российской газете», № 46, 05.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 № 1045н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО УЧЕТУ ПОСТРАДАВШЕГО ОТ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.02.2010 № 16486.

Утверждена новая учетная форма в сфере здравоохранения.

Минздравсоцразвития РФ утвердило учетную форму № 59-НСП/у «Извещение о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию» и инструкцию по ее заполнению.

Извещение заполняется медицинскими организациями на каждого пострадавшего от несчастного случая на производстве и в срок не более одних суток направляется в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Опубликован в «Российской газете», № 48, 10.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Медицина и фармацевтика

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

МОСКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 24.02.2010 № 163-ПП

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТОРГОВЫХ НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»

Правительством Москвы установлены предельные торговые надбавки к ценам на лекарственные средства.

Установлены и вводятся в действие с 1 апреля 2010 года:

– предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене (без НДС) производителя на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

– предельные торговые надбавки к отпускной цене (без НДС) российского производителя лекарственного средства или к отпускной цене иностранного производителя лекарственного средства, определенной с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), применяемые при формировании начальных (максимальных) цен на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, – 20 процентов;

– предельная торговая надбавка к отпускной цене (без НДС) российского производителя лекарственного средства или к отпускной цене иностранного производителя лекарственного средства, определенной с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), применяемая при формировании начальных (максимальных) цен на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которые поставляются лечебно-профилактическим учреждениям города Москвы, – 15 процентов.

Опубликовано в газете «Тверская, 13», № 26-27, 04.03.2010.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»


ВОПРОС: О порядке оформления счетов-фактур и ведения книги покупок в случае наличия нескольких наименований стран происхождения товаров и нескольких номеров таможенных деклараций.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 19.02.2010 № 03-07-09/10]

В графах 10 и 11 счета-фактуры должны содержаться соответственно сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации. Данная информация указывается в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ. Минфин РФ высказал следующую точку зрения: отражение в указанных графах соответственно нескольких наименований стран происхождения товаров и нескольких номеров таможенных деклараций, в которых указано количество товаров, относящихся к соответствующей таможенной декларации, не считается нарушением порядка заполнения счета-фактуры. Говоря о заполнении книги покупок в случае, если счет-фактура содержит большое количество наименований товаров, ввезенных на территорию РФ из разных стран и по разным таможенным декларациям, Минфин РФ подчеркнул: для товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, в графе 6 книги покупок отражается страна происхождения товара и номер таможенной декларации. Так как исключений из общего порядка ведения книг покупок в указанном случае не предусмотрено, то все показатели счета-фактуры, полученного от продавца, налогоплательщик должен отражать в соответствующих графах книги покупок.

ВОПРОС: С целью продвижения на рынке своей продукции организация, являющаяся оптовым поставщиком товаров, приобретает следующие услуги магазинов: логистические услуги по операционной обработке, отгрузке товара через распределительный центр с последующей его доставкой в магазины. Данные услуги оформляются договорами поставки или договорами на оказание услуг. Вправе ли поставщик учесть вышеуказанные расходы при исчислении налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 19.02.2010 № 03-03-06/1/85]

Расходы, понесенные поставщиком в связи с договором поставки, должны быть подтверждены в т.ч. договором поставки, составленным, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 февраля 2010 года. В ст. 11 Закона указано, что услуги покупателей продовольственной продукции по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и иные подобные услуги, направленные на продвижение товаров, могут оказываться исключительно на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. Таким образом, говорит Минфин РФ, поставщик продовольственных товаров вправе учесть на основании договора поставки только расходы в виде вознаграждения, выплачиваемого торговой организации в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров. Расходы поставщика в виде платы торговой организации за совершение действий по оказанию услуг по рекламированию товаров, маркетингу и т.п. подобных услуг, предусмотренной договором поставки, не учитываются в целях гл. 25 НК РФ. В то же время в письме отмечено, что расходы за такие услуги могут быть отнесены на прочие расходы в том случае, если между поставщиком товаров и торговой организацией заключен договор на возмездное оказание услуг.

ВОПРОС: ...При проведении модернизации, реконструкции объектов основных средств у организации образуются МПЗ, подлежащие повторному использованию. МПЗ реализуются либо используются в производстве или при осуществлении ремонта, модернизации и реконструкции других основных средств. Вправе ли организация в целях налога на прибыль уменьшить расходы на сумму дохода, учтенного в порядке, предусмотренном пп. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 17.02.2010 № 03-03-06/1/75]

Статьей 250 НК РФ установлен открытый перечень внереализационных доходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Поэтому Минфин РФ полагает, что стоимость МПЗ, образовавшихся при проведении работ по модернизации и реконструкции объектов основных средств, признается доходом организации для целей налогообложения прибыли организаций. Причем стоимость МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пп. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ. Минфин РФ разъяснил, что налоговым законодательством не предусмотрен учет в расходах стоимости имущества, образовавшегося при модернизации и реконструкции основных средств.

ВОПРОС: Об обязанности организации представлять в налоговые органы декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций до момента выбытия (списания с баланса) основных средств, в том числе по полностью самортизированным основным средствам, имеющим нулевую стоимость.

[ОТВЕТ: письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128]

Учитывая изменения, внесенные в ст. 373 НК РФ Федеральным законом от 30.10.2009 № 242-ФЗ, с 2010 года организации, не имеющие на своем балансе имущество, облагаемое налогом на имущество, не являются налогоплательщиками этого налога и не обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) по этому налогу. Одновременно налоговики напомнили, что перечень случаев выбытия основных средств, установленный абз. 2 п. 29 ПБУ 6/01, включает в себя продажу; прекращение использования вследствие морального или физического износа; ликвидацию при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачу в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачу по договору мены, дарения; частичную ликвидацию при выполнении работ по реконструкции и др. В связи с изложенным ФНС РФ высказал следующую точку зрения: до момента выбытия (списания с баланса) основные средства учитываются на балансе организации в качестве основных средств, в т.ч. и полностью самортизированные основные средства, имеющие нулевую стоимость. Следовательно, у организации сохраняется обязанность по представлению в налоговые органы деклараций (расчетов по авансовым платежам) по налогу на имущество.

Где найти:

Финансист

Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»


«Страховые взносы»

[Семенихин В.В., «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2010]

Начиная с 2010 года вместо ЕСН организации и предприниматели уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Издание, предлагаемое вашему вниманию, познакомит вас со всеми нововведениями, связанными с отменой ЕСН, новыми правилами уплаты страховых взносов и представления отчетности по ним. Например, рассмотрены общие положения, касающиеся обязательных страховых взносов: плательщики страховых взносов, база для их исчисления, размер взносов и сроки их уплаты. Говоря о порядке начисления страховых взносов, автор отвечает на следующий актуальный вопрос: какие гражданско-правовые договоры не облагаются страховыми взносами и зависит ли их начисление от того, учитываются ли выплаты в целях налогообложения прибыли. Читатели познакомятся с порядком определения, исчисления, уплаты страховых взносов, а также представления отчетности в государственные внебюджетные фонды при наличии у организации обособленных подразделений. Кроме того, в книге рассмотрено, на выплаты каких работников – иностранных граждан работодателями начисляются страховые взносы и в каком размере.

Также читатели смогут узнать, какие расчеты и в какие сроки обязаны представить плательщики страховых взносов. Отдельный раздел издания посвящен организации и ведению персонифицированного учета.

«Типичные ошибки при расчете зарплаты, командировочных и больничных»

[Соловьева Д.В., «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2010]

Автор проводит подробный анализ ошибок, допускаемых бухгалтерами при: 1) расчете заработной платы сотрудникам и исчислении «зарплатных» налогов, 2) возмещении командировочных расходов, 3) расчете пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам. Характеризуя 1-ю группу ошибок, он выделяет следующие: неверный расчет налоговых вычетов, неправильное исчисление налогов с зарплаты иностранных сотрудников, ошибки в расчете налогов по договорам гражданско-правового характера и др. В качестве примеров ошибок, относящихся ко 2-й группе, автор называет такие: работнику, вернувшемуся из командировки, оплатили услуги сауны, бухгалтер самостоятельно рассчитал и принял к вычету НДС при отсутствии в проездных документах отдельно выделенной суммы НДС и т.д. Комментируя ошибки 3-й группы, автор останавливается на следующих: первые два дня временной нетрудоспособности при уходе за заболевшими детьми или родственниками, по причине беременности и родов или несчастном случае оплачены за счет работодателя, больничный выплачен за рабочие дни, пропущенные по болезни и т.п.

«Все о больничных и детских пособиях: полное практическое руководство»

[2-е издание, переработанное и дополненное, Феоктистов И.А., «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2010]

В своей работе практически каждый из бухгалтеров сталкивается с расчетом больничных или детских пособий. Предлагаемая книга представляет собой подробное практическое издание, которое поможет разобраться в том, как правильно считать пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также детские пособия в различных ситуациях, в т.ч. и нестандартных. Книга будет полезна всем тем, кто по роду своей деятельности связан с расчетом и выплатой пособий, особенно бухгалтерам, т.к. поможет избежать возможных ошибок при расчете пособий. Не менее интересной она будет и руководителям компаний. Книга структурирована по видам пособий: пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, пособия при несчастном случае на производстве и профзаболеваниях, детские пособия, в т.ч. по беременности и родам, уходу за ребенком. Кроме того, автором освещены особенности расчета пособий компаниями, применяющими специальные налоговые режимы (УСН и ЕНВД), рассмотрены порядок оформления и заполнения Расчетной ведомости по форме № 4-ФСС. В издании много примеров, разъяснений специалистов ФСС РФ и Минздравсоцразвития РФ. Особый интерес представляют комментарии автора к изменениям, внесенным с 1 января 2010 года в порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и детских пособий. При этом особое внимание автор уделяет расчету пособия по беременности и родам по новым правилам.

СТАТЬЯ: Какие КБК надо указывать в декларации по ЕСН за 2009 год и как уточнить платежи

[«Главная книга», 2010, № 4]

Приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н на 2010 год утверждены новые коды бюджетной классификации (КБК) для уплаты ЕСН. Но некоторые бухгалтеры в 2010 году уплатили налог на старые КБК. В статье даются ответы на вопросы, связанные с данной ситуацией: что будет с платежами по старым КБК, какие коды указывать в декларации по ЕСН? На первый вопрос автор отвечает так: платежи ЕСН по старым КБК придется уточнять самостоятельно. Для этого надо принести в инспекцию заявление на уточнение платежа, написанное в произвольной форме, приложив к нему копию платежки. В карточке расчетов с бюджетом платеж будет отражен не на дату уточнения, а на дату платежа, при этом пеней и штрафов не будет. При ответе на второй вопрос автор поясняет: если декларация по ЕСН за 2009 год еще не сдана, лучше указывать новые КБК. Если же декларация сдана со старыми КБК и инспекция ее приняла, то внесение исправлений в нее не требуется.

СТАТЬЯ: Гражданско-правовые договоры: особенности заключения и отражения в учете

[Солнцева А., «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, № 2]

Для выполнения определенных работ, оказания услуг, не носящих систематического характера, привлекаются специалисты со стороны, с которыми заключаются договоры гражданско-правового характера. Несмотря на разнообразие их видов, все они имеют ряд общих признаков, отличающих их от трудовых договоров. Для сравнения автор представляет в виде таблицы основные условия, предусматриваемые в заключаемых гражданско-правовых и трудовых договорах. Также он приводит пример отражения в бюджетном учете операций по начислению и выплате вознаграждения по услугам, оказанным в рамках гражданско-правового договора. Особенности налогового учета представлены автором в разрезе следующих налогов: НДФЛ, налог на прибыль, страховые взносы на государственное обязательное социальное страхование и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Финансы

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 264550-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.А. Губкиным, Д.Г. Волчеком, Ю.Б. Зеленским; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 29.01.2010 № 3168-5 ГД]

Законопроект разработан в целях обеспечения прав клиентов коммерческих банков, пользующихся банкоматами.

Согласно предлагаемому изменению Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 на кредитную организацию возлагается обязанность информировать клиента – пользователя платежной кредитной картой при снятии им наличных денежных средств в банкоматах предупреждающей надписью о размере комиссионных процентов банка, а также вводить соответствующую строку в чеке банкомата по итогам операции.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 305959-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен Правительством РФ; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 29.01.2010 № 3159-5 ГД]

Целью данного законопроекта является законодательное закрепление взимания государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов.

Законопроектом предлагается дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ статьей 333.32.1, в которой предусматриваются размеры взимаемой государственной пошлины за совершение каждого вида действий уполномоченного федерального органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов. В указанной статье приведен исчерпывающий список таких действий и соответствующий каждому действию размер госпошлины.

По мнению разработчиков проекта, установление государственной пошлины позволит покрывать необходимые расходы на проведение экспертных работ, необходимых при принятии решения о государственной регистрации лекарственных препаратов или об отказе в ней, а также упорядочит финансовое состояние уполномоченного экспертного учреждения.

Правосудие

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 306965-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен Президентом РФ; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 29.01.2010 № 3166-5 ГД]

В целях повышения эффективности рассмотрения и разрешения гражданских дел судами общей юрисдикции законопроектом предлагается изменить положения Гражданского процессуального кодекса от 14.11.2002 № 138-ФЗ, касающиеся проверочных инстанций в гражданском процессе.

В соответствии с предложенными изменениями проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции, должна проходить по правилам апелляционного производства. При этом увеличивается срок для подачи жалобы в суд апелляционной инстанции, изменяются сроки рассмотрения жалобы, состав суда при рассмотрении апелляционной жалобы, правила предоставления новых доказательств и др. Также предусматривается недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Наряду с этим планируется ввести кассационный порядок проверки вступивших в законную силу судебных постановлений исключительно по вопросам права. Устанавливается, что данный порядок возможен только в случае исчерпания иных способов обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. В связи с этим предлагается изменить ряд таких процессуальных вопросов, как сроки подачи кассационной жалобы и ее рассмотрения, подсудность и состав рассматривающего суда, а также основания отмены или изменения судебных постановлений.

Надзорное производство предлагается сохранить как экстраординарный способ проверки судебных решений. Согласно проекту полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора предлагается сохранить исключительно за Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит более эффективно решать задачи гражданского судопроизводства, закрепленные в статье 2 ГПК РФ, и повысит уровень защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, гарантированных Конституцией РФ.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА № 306985-5

«О СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен Президентом РФ; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 29.01.2010 № 3161-5 ГД]

Рассматриваемый законопроект разработан взамен Закона РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе.

Так, предлагается установить, что систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В законопроекте закрепляются порядок формирования, состав и компетенция Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также районных судов.

Также предусматривается учреждение процедуры апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений, для чего в судах различного уровня предлагается создание апелляционных инстанций.

Так, взамен упраздняемой Кассационной коллегии Верховного Суда РФ предлагается создать Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, которая будет рассматривать в апелляционном порядке гражданские дела, дела об административных правонарушениях и уголовные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Пересмотр вступивших в силу судебных решений в кассационном и надзорном порядке предлагается возложить на Президиум Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ также предлагается наделить правом рассмотрения в апелляционном порядке не вступивших в силу судебных решений, принятых верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов.

Пересмотр в апелляционном порядке не вступивших в силу решений районных судов, принятых ими в качестве судов первой инстанции, предлагается возложить на судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Кроме того, законопроектом регламентируются полномочия председателей федеральных судов общей юрисдикции и их заместителей, компетенция президиумов судов и судебных коллегий.

Проект Закона предусматривает возможность проведения совместных заседаний Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Помимо этого, законопроект предполагает создание в Верховном Суде РФ органов судейского сообщества – общего собрания судей Верховного Суда РФ и Совета судей Верховного Суда РФ.

Где найти:

ИБ Законопроекты

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»


Новости

Утверждена новая Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета.

[Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»]

В связи с заменой ЕСН страховыми взносами перераспределены полномочия федеральных органов исполнительной власти, согласно которым издаются соответствующие нормативные акты. Так, теперь полномочия по утверждению порядка ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах возложены на Минздравсоцразвития России (ст. 19 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321). Напомним, что такой учет необходим для целей обязательного пенсионного страхования (Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Вновь утвержденная Минздравсоцразвития России Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее – Инструкция) по сравнению со старыми правилами, которые были приняты постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318, изменилась незначительно. Выделим лишь несколько внесенных уточнений.

Территориальные органы ПФР должны направлять застрахованным лицам информацию о содержании их лицевых счетов, а также о результатах инвестирования пенсионных накоплений (подп. «г» п. 7 Инструкции).

Теперь в числе сведений о застрахованных лицах, представляемых в Пенсионный фонд РФ страхователями либо физлицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, указывается информация о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица на софинансирование в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Кроме того, в п. 37 Инструкции подробно изложены особенности представления сведений о застрахованных лицах при реорганизации и ликвидации страхователя – юридического лица (прекращении полномочий адвокатов и частных нотариусов).

В обязанности страхователя добавлено положение, согласно которому при увольнении застрахованного лица страхователь одновременно с расчетным листом предоставляет физлицу информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц (в случае их уплаты) (подп. «е» п. 67 Инструкции).

Новая Инструкция будет применяться с даты признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 15.03.1997 № 318, которым утверждена действующая ныне Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования.

Налоговый агент, сообщивший в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ у работника в прошедшем налоговом периоде, не должен удерживать данную сумму налога в следующем периоде.

[Письмо Минфина России от 09.02.2010 № 03-04-06/10-12]

По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых физлицо получило доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ. Налоговый агент удерживает НДФЛ непосредственно из доходов физлица при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от денежной выплаты (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

На практике встречаются ситуации, когда налоговый агент может удержать НДФЛ с доходов, полученных работниками в прошедшем налоговом периоде, только в следующем году. Например, в течение года НДФЛ с доходов работника – резидента РФ, полученных от источников в РФ, удерживался по ставке 13 процентов. В конце года работник приобрел статус нерезидента РФ. В связи с этим организация производит перерасчет НДФЛ по ставке 30 процентов. Однако сумма заработной платы, полученной работником за декабрь, не позволяет удержать налог по указанной ставке в полном объеме. Организация сможет удержать НДФЛ только с заработной платы работника, которая будет получена в следующем году.

В рассматриваемом письме финансовое ведомство разъяснило, что согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика НДФЛ налоговый агент обязан сообщить об этом в инспекцию, указав сумму налога. Это необходимо сделать в течение месяца после окончания налогового периода, в котором физлицом получен доход. Аналогичная информация доводится и до налогоплательщика. Следовательно, после окончания налогового периода налоговый агент не обязан удерживать НДФЛ с выплаченного в данном периоде дохода.

Таким образом, если в течение календарного года налоговый агент не может удержать у работника исчисленный с его доходов НДФЛ, то до 1 февраля следующего года данная информация сообщается в налоговый орган. При выплате указанному физлицу денежных средств в следующем календарном году не удержанный в предыдущем периоде НДФЛ налоговым агентом не учитывается. Указанную сумму налога физлицо должно уплатить самостоятельно (подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Комментарии

Начисляются ли пени, если решение о зачете переплаты принято по истечении срока для уплаты налога, а соответствующее заявление подано своевременно?

[Письмо Минфина России от 12.02.2010 № 03-02-07/1-62]

Организация обратилась в налоговую инспекцию с просьбой зачесть переплату по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Соответствующее заявление было подано в последний день срока для перечисления налога. Через несколько дней налоговый орган принял решение о зачете переплаты. При этом за период до момента принятия данного решения инспекция начислила пени.

В рассматриваемом письме Минфин России указал, что в таком случае начисление пеней за период с момента истечения срока для уплаты налога до даты принятия решения о зачете переплаты правомерно. Объясняется такой вывод следующим. В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом решения о зачете переплаты в счет предстоящих платежей. Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ такое решение принимается инспекцией в течение 10 дней с момента получения заявления. При отсутствии недоимки провести зачет самостоятельно налоговый орган не вправе. Поэтому если инспекция не нарушила установленный п. 4 ст. 78 НК РФ срок, то начисление пеней правомерно.

Однако с точкой зрения финансового ведомства можно не согласиться. Если налогоплательщик подал заявление о зачете переплаты до истечения срока для уплаты налога, пени не должны начисляться даже при вынесении решения уже по истечении данного срока. Обосновывая данную позицию, следует исходить из правовой природы пеней. Дело в том, что они начисляются в случае уплаты налога позже установленного срока (п. 1 ст. 75 НК РФ). В соответствии со ст. 11 НК РФ своевременно не перечисленная сумма налога признается недоимкой. Значит, пени начисляются только на недоимку и носят компенсационный характер и именно они призваны возместить государству ущерб, нанесенный несвоевременной уплатой налога. Об этом Конституционный Суд РФ указывал еще в постановлении от 17.12.1996 № 20-П. При наличии переплаты по налогу того же вида (федеральный, региональный, местный) недоимки у налогоплательщика не возникает. Следовательно, налогоплательщик не наносит ущерб государству несвоевременной уплатой налога, поэтому пени начислить нельзя. Принятие инспекцией решения о зачете переплаты по заявлению компании уже по истечении срока для уплаты налога не имеет определяющего значения. Следует отметить, что судебная практика в такой ситуации на стороне налогоплательщиков. При вынесении решений суды учитывают факт подачи соответствующего заявления до истечения срока уплаты налога (см. постановления ФАС Поволжского округа от 15.05.2008 № А57-14501/07-17, ФАС Уральского округа от 16.10.2007 № Ф09-8023/07-С2).

Таким образом, если налогоплательщик своевременно подал заявление о зачете переплаты, а инспекция приняла соответствующее решение уже по истечении срока для уплаты налога, начисление пеней в такой ситуации будет неправомерным. Однако, скорее всего, свою позицию налогоплательщику придется отстаивать в суде.

Возникает ли доход у компании – участника ООО при увеличении номинальной стоимости доли в уставном капитале, если ее размер остается прежним?

[Письмо Минфина России от 15.02.2010 № 03-03-06/1/69]

Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена возможность увеличения уставного капитала ООО за счет его имущества. В соответствии с п. 3 ст. 18 данного Закона в таком случае номинальная стоимость долей всех участников пропорционально увеличивается. При этом их размер не меняется. Перед организациями нередко возникает вопрос о том, какие налоговые последствия влечет данная процедура.

Минфин России считает, что при увеличении номинальной стоимости долей в уставном капитале ООО без изменения их размера у организации – участника данного общества возникает внереализационный доход, который следует учесть в целях налога на прибыль. Он облагается по ставке 20 процентов, так как не является дивидендом (п. 1 ст. 284 НК РФ). Обоснована данная точка зрения тем, что закрытый перечень доходов, которые не учитываются в целях налога на прибыль, содержится в ст. 251 НК РФ. Согласно подп. 15 п. 1 данной статьи не включается в доходы разница между номинальной стоимостью первоначальных и новых акций, полученных акционером в результате увеличения уставного капитала АО без изменения доли участия данного акционера в такой компании. Это положение участники ООО применить не могут. Иных оснований для освобождения указанного дохода гл. 25 НК РФ не содержит. Значит, он учитывается согласно ст. 250 НК РФ, так как перечень внереализационных доходов является открытым. Финансовое ведомство и налоговые органы ранее высказывали подобную точку зрения (см. письма Минфина России от 18.02.2009 № 03-03-06/2/23, от 25.05.2007 № 03-03-06/1/324, ФНС России от 28.07.2006 № 02-3-12/202).

Но с таким подходом можно не согласиться. Дело в том, что при увеличении номинальной стоимости долей в ООО без изменения их размера у участников вообще не возникает дохода. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. В рассматриваемом случае размер доли участника ООО остался прежним. По общему правилу прибыль между участниками общества распределяется пропорционально их долям (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Значит, никакой экономической выгоды от увеличения номинальной стоимости доли у участника не возникает, поскольку при распределении прибыли он получит такую же сумму, если бы даже указанных изменений в уставном капитале не произошло. Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу пока складывается в пользу налогоплательщиков. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 № А65-11409/2006 суд указал, что подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ могут применить также и участники ООО, не учитывая в доходах сумму увеличения номинальной стоимости доли, поскольку п. 1 ст. 3 НК РФ провозглашены принципы всеобщности и равенства налогообложения. Это означает, в частности, недопущение различия налогообложения в зависимости от организационно-правовой формы компании (АО или ООО). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, при увеличении номинальной стоимости доли в уставном капитале ООО без изменения ее размера у участника не возникает дохода. Но данную точку зрения нужно будет отстаивать в суде.

Судебное решение недели

Перечисленный покупателю бонус за выполнение плана продаж уменьшает базу поставщика по НДС в периоде реализации товара.

[Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09]

Компания осуществляла реализацию товара через сеть дистрибьюторов. Последние в соответствии с заключенными договорами покупали у налогоплательщика товар для сбыта третьим лицам. Дистрибьюторскими соглашениями была предусмотрена система скидок с цены товара, при этом цена указывалась в приложениях. Бонус предоставлялся по результатам работы дистрибьютора в процентном отношении к объему товара, проданного им за предыдущий период (за выполнение плана продаж, своевременность оплаты, достижение поставленных целей). При реализации товара дистрибьютору компания определяла налоговую базу по НДС на основании цены, указанной в приложении к соглашениям. В случае предоставления бонуса налогоплательщик уменьшал указанную базу на его сумму в периоде выплаты премии. По результатам выездной проверки налоговый орган счел это неправомерным и доначислил НДС, пени и штраф. Инспекция указала, что в договоре должна содержаться как первоначальная цена, так и цена, сформированная с учетом предоставленных покупателю скидок. В спорных соглашениях этого не было. Поэтому налоговый орган пришел к выводу, что такая ретроспективная скидка не изменяет цену товара, а значит, база по НДС вообще не должна корректироваться. В подтверждение своего вывода инспекция также сослалась на то, что размер бонуса определялся в процентном отношении от общей стоимости товаров, проданных за предыдущий период. Компания обратилась в суд. В результате спор разрешил ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ указал, что согласно п. 2 ст. 153 НК РФ включаемая в налоговую базу выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате. В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом изменений, как увеличивающих, так и уменьшающих налоговую базу. Таким образом, в целях НДС выручка определяется с учетом скидок в периоде реализации товаров. При этом не имеет значения оформление в соглашении порядка предоставления скидки. Иными словами, неважно, предоставляется ли скидка посредством уменьшения указанной в договоре цены товара или путем перечисления покупателю дополнительного вознаграждения (премии, бонуса) за выполнение условий договора.

Отметим, что есть судебные решения, согласно которым продавец вправе уменьшить базу по НДС в периоде предоставления такого бонуса покупателю (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 № А56-14177/2007).

В то же время финансовое ведомство считает, что если продавец предоставляет покупателю скидку по оплате товара без изменения его цены, то он не должен уменьшать базу по НДС и вносить изменения в выставленные при отгрузке счета-фактуры (см. письмо Минфина России от 25.10.2007 № 03-07-11/524).

Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»



Приватизация жилья продолжается…

При приватизации квартиры я написала отказ от участия, так как имела трудности со сбором документов. Получается, что я теперь не имею отношения к этой квартире и собственники меня могут выселить?

Приватизация означает передачу имущества, находящегося в собственности государства, в собственность юридических или физических лиц, то есть в частную собственность. Становясь собственником жилья, гражданин наделяется правами по его владению, распоряжению и отчуждению. Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ).

Однако данные положения гражданского законодательства к вам не применимы. Лица, отказавшиеся от участия в приватизации, но которые имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, имеют право на проживание на данной жилой площади. Об этом говорится в п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14. Давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (ст. 2 Закона о приватизации), вы исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для вас будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).

Таким образом, независимо от того, как распорядится своим имуществом собственник, за вами пожизненно сохраняется право проживания в приватизированном без вашего участия жилом помещении.

Хочу приватизировать квартиру, в которой прописана, однако у меня в собственности уже есть 1/4 части другого жилого помещения, полученного мной в порядке приватизации в возрасте 13 лет. Слышала, что в приватизации можно участвовать только один раз, но ведь я своего согласия тогда не давала. Могу ли я второй раз поучаствовать в приватизации, если я являюсь собственником другого жилья, или сначала необходимо признать произведенную приватизацию недействительной ввиду отсутствия моего согласия?

Во-первых, наличие у вас собственности на жилое помещение никак не влияет на реализацию вашего права на приватизацию.

Во-вторых, вашего согласия на момент приватизации не требовалось, так как интересы 13-летнего ребенка представляли законные представители (родители). В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) для приватизации согласие несовершеннолетних необходимо с 14 лет. Отказ от вашего участия в приватизации ими мог быть осуществлен лишь при наличии разрешения органов опеки и попечительства. На практике указанные органы, как правило, настаивают на включении несовершеннолетних в договор передачи жилого помещения в собственность граждан.

В-третьих, действительно согласно ст. 11 Закона о приватизации гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В то же время несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.

В трехкомнатной квартире проживают три человека: мать, сын и дочь. Мать отказывается от приватизации как таковой, то есть не хочет участвовать в ней и не хочет писать отказ. Можно ли приватизировать в судебном порядке всю квартиру или приватизировать две комнаты из трех, если суд определит порядок пользования квартирой?

Приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (ст. 1 Закона о приватизации). Жилое помещение может быть передано в собственность всех проживающих в нем граждан, в собственность нескольких лиц или в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Добровольность приобретения гражданами жилья в собственность – один из основных принципов приватизации. Отсутствие согласия одного из проживающих на приватизацию делает фактически невозможной приватизацию занимаемого жилого помещения для остальных. Отказ от участия в приватизации является также формой выражения согласия на приватизацию жилья, так как этим отказом гражданин выражает лишь свое нежелание становится сособственником приватизируемого жилья.

Определение порядка пользования квартирой не позволит решить вопрос в вашей ситуации, поскольку в данном случае будет решен вопрос о пользовании жилым помещением без изменения его статуса. Лишь в том случае, если бы квартира являлась коммунальной, вопросов бы не возникло и вы смогли бы приватизировать занимаемые вами комнаты без согласия матери.

Только наличие письменного волеизъявления от вашей матери в виде отказа от участия в приватизации либо в виде подачи заявления на участие в приватизации позволит приватизировать данное жилье. Одним из вариантов реализации вашего права на приватизацию может служить иск о принудительном обмене квартиры и последующей приватизацией вновь полученного жилья.

Мы с женой решили приватизировать квартиру, в которой кроме нас прописан мой отец – ответственный квартиросъемщик. Он не хочет заниматься приватизацией и готов написать отказ, но только при условии, что его доля перейдет в результате ко мне. Возможна ли приватизация в таком варианте?

Приватизация осуществляется на добровольной основе, по взаимному согласию проживающих в жилом помещении граждан. Только они вправе решать этот вопрос, в том числе определять, кому конкретно передается жилое помещение независимо от того, кто является ответственным квартиросъемщиком и участвует он в приватизации или нет. Если жилье передается в порядке приватизации в общую собственность, то имеется в виду, что жилое помещение передается в общую долевую собственность.

Отказ от участия в приватизации предполагает лишь отказ от реализации своего права гражданина и не направлен на передачу своих прав другому участнику приватизации. В вашем случае возможно достижение взаимного согласия участников приватизации (мужа и жены) о размерах долей, которые перейдут каждому в результате приватизации. Доли приватизированного жилого помещения будут указаны в договоре передачи жилого помещения. Если жена откажется от приватизации в неравных долях, возможно, лучшим вариантом для вас будет включение отца в состав участников приватизации с последующим дарением в вашу пользу его доли квартиры.

На вопросы отвечает Е.В. Можар,

старший юрист-аналитик отдела

систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»


Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары


Профессиональное обучение

Расписание семинаров, мастер-классов, тематических практикумов

1С:КОНСАЛТИНГ


Программа на март – апрель 2010 года

Учебные курсы

23 марта

15.30-19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

30 марта

15.30–19.30

Ведение учета по упрощенной системе налогообложения в «1С:Предприятие 8». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

6 апреля

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

20 апреля

15.30–19.30

Ведение учета по упрощенной системе налогообложения в «1С:Предприятие 8». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

27 апреля

15.30–19.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Зарплата и Управление персоналом 8» (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

Практические семинары

30 марта

12 апреля

9.30–14.30

Особенности ведения учета организаций со сложной организационной структурой, имеющих обособленные подразделения, в «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» (12 часов)Стоимость обучения – 4 530 руб. (с НДС)