Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Март 2010

пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №6 (169), 30 марта 2010 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство

Московское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ/НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Аналитический обзор


ВАШЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Актуальные вопросы о ненормированном рабочем дне

ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ


Новости

Новости

Жить станет лучше… через Интернет

С апреля загранпаспорта в России будут оформлять через Интернет.

Федеральная миграционная служба РФ с апреля 2010 года будет принимать заявления на получение загранпаспортов через Интернет.

Жителю РФ, желающему получить загранпаспорт, необходимо заполнить электронную анкету на портале госуслуг, после чего документ поступает в ФМС. Сотрудники ведомства пересылают ее в электронном виде в территориальный отдел ФМС. Оттуда анкета направляется на проверку и согласование в ФСБ и МВД.

Заявителю остается прийти в отделение ФМС, чтобы предъявить заверенные подлинники документов и сфотографироваться. Второй раз он приходит в ведомство за готовым паспортом.

Напомним, что с 1 марта в России начали выдавать биометрические загранпаспорта нового образца сроком действия на 10 лет. С марта граждане смогут получить и обычный паспорт, однако его срок службы будет, как и прежде, ограничиваться пятью годами.

Еще раз про метро

В Москве утверждены планы по проектированию станций метро.

Мэр Москвы подписал распоряжение, утверждающее планы по проектированию станций метро на 2010–2011годы.

Согласно утвержденному документу проектирование будет проводиться в течение ближайших двух лет, а строительство станций начнется в последующие годы.

Так, по планам проектирования новые станции появятся на Кольцевой линии («Суворовская»), Таганско-Краснопресненской («Спартак») и Замоскворецкой («Технопарк»).

Кроме того, после 2012 года намечено строительство станций на третьем пересадочном контуре. Новые станции появятся на участке «Деловой Центр» – «Ходынское поле» и на участке «Ходынское поле» – «Нижняя Масловка».

Также на 9-километровом участке Люблинско-Дмитровской линии планируется построить четыре станции.

www.nr2.ru

Блиц - информация

Ответственность за управление незарегистрированным автомобилем.

Госдума намерена во втором чтении принять законопроект «О внесении изменений в статью КоАП РФ», направленный на усиление ответственности за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. По мнению депутатов, мера административной ответственности, установленная за данное правонарушение в размере 100 рублей, не стимулирует владельцев транспортных средств к своевременной их регистрации. В связи с этим законопроект предусматривает повышение размера штрафа за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, со 100 рублей до 1 000 рублей.

В России закроют обменные пункты.

С 1 октября 2010 года обменные пункты прекратят существование. Банкам запрещено открывать новые обменные пункты, а действующие должны быть преобразованы в дополнительные офисы или кассовые узлы банка или закрыты. Об этом говорится в проекте указания ЦБ России, размещенном на сайте банка. Главной причиной запрета являются многочисленные нарушения и мошенничество от введения в заблуждение клиентов относительно расценок и курсов обмена до незаконного обналичивания.

www.klerk.ru

Новости группы компаний «ЭЛКОД»

Акция «Будем помнить!»

Поздравим ветеранов вместе!

Дорогие друзья!

Близится 9 Мая, особая дата для всех нас. В этом году мы будем отмечать 65-летие Великой Победы в войне, в которой наши отцы и деды отстояли нашу свободу, независимость и само право на жизнь. Эта война затронула каждую семью, нет ни одного дома, из которого наши близкие не ушли бы на фронт, не получили направление на работу в тылу, не внесли свой посильный вклад в общую победу. Победа далась ценой неимоверных усилий и жертв. Низкий поклон ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, блокадникам! Наш долг не только помнить о них – людях, которые на своих плечах вынесли все тяготы военной и послевоенной жизни, но и передать память об этой войне и о ветеранах нашим детям!

Приглашаем вас с 1 по 23 апреля принять участие в акции «Будем помнить!»

В рамках акции - издание альбома детских рисунков, посвященных Великой Отечественной войне. Мы вручим его ветеранам, а также всем, чьи дети и внуки примут участие в создании альбома.

Для организации поздравления просим предоставить информацию о ваших родных и близких - тех, кто прошел войну и 9 Мая будет отмечать 65-ю годовщину со Дня Победы. Анкету вы можете найти на сайте www.elcode.ru в разделе «Будем помнить!» или получить в бумажном виде у специалиста компании «ЭЛКОД».

Чтобы принять участие в создании альбома, вам необходимо заполнить соответствующие поля анкеты и передать детский рисунок через специалиста компании «ЭЛКОД», сопровождающего систему КонсультантПлюс в вашей организации, либо направить его в отсканированном виде по адресу 9may@elcode.ru.

Рисунки могут быть выполнены любыми изобразительными средствами, в любой художественной манере, главное – детская любовь и благодарность военному поколению, представителей которого с каждым годом становится все меньше.

Все присланные рисунки будут размещены на специальном разделе нашего сайта, а лучшие из них войдут в альбом.

Внесите свой вклад в сохранение памяти об этой победе!

Сбор анкет и детских рисунков проводится с 1 по 23 апреля.

Дополнительная информация по тел.: (495) 234-36-61, доб. 1193, контактное лицо: менеджер по PR Наталья Малинина, e-mail: 9may@elcode.ru


новое в законодательстве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ПРИКАЗ Роспотребнадзора от 29.01.2010 № 20

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 22.12.2005 № 803 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА»»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 04.03.2010 № 16569.

Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приведен в соответствие с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.

В частности, Регламент дополнен разделом ХI «Размещение информации о деятельности Федеральной службы (ее территориальных органов) в сети Интернет» и разделом XII «Порядок предоставления информации о деятельности Федеральной службы (ее территориальных органов) по запросам». Установлено, что Роспотребнадзор размещает информацию о своей деятельности на официальном сайте Службы в сети Интернет (http://www.rospotrebnadzor.ru).

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Медицина и фармацевтика

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09.03.2010 № 300-р

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ, УТВ. РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 06.11.2004 № 1421-Р»

Внесены изменения в Программу разработки технических регламентов.

Новая редакция Программы теперь состоит из пяти разделов или таблиц: Технические регламенты, принимаемые федеральными законами; Технические регламенты, принимаемые постановлениями Правительства РФ; Технические регламенты, принимаемые нормативными правовыми актами Минпромторга РФ; Документы (директивы) Европейского союза, технические регламенты Республики Белоруссия, содержащие обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, которые вводятся постановлениями Правительства РФ; технические регламенты, обеспечивающие формирование Единого экономического пространства Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, принимаемые международными соглашениями.

Опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 15.03.2010, № 11, ст. 1238.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.03.2010 № 20-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК»

Уточнен состав процессуальных издержек.

В Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Налоговый кодекс РФ включена единая формулировка, определяющая состав оплачиваемых за счет средств федерального бюджета расходов, понесенных участниками уголовного, гражданского, арбитражного, административного и налогового производства – потерпевшими, свидетелями, их законными представителями, экспертами, специалистами, переводчиками, а также адвокатами, участвующими в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда. Такими расходами определены «расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные)».

Опубликован в «Парламентской газете», № 9–10, 12–18.03.2010, «Российской газете», № 51, 12.03.2010, «Собрании законодательства РФ», 15.03.2010, № 11, ст. 1169.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.03.2010 № 154

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2010 ГОДУ СУБСИДИЙ ИЗ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С УКРЕПЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОКАЗАНИЕМ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕРАБОТАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ И ПО ИНВАЛИДНОСТИ»

Определены условия и порядок предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Пенсионного фонда РФ субъектам РФ на отдельные социальные программы.

Установлено, что субсидии на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, предоставляются при условии включения в программы мероприятий, предусматривающих в том числе завершение капитального ремонта и строительства объектов учреждений социального обслуживания, и оснащения их необходимым оборудованием в целях ликвидации очереди на размещение в этих учреждениях неработающих пенсионеров. При этом объем финансирование указанных мероприятий за счет средств бюджета РФ должен составлять не менее 50 процентов.

Субсидии на софинансирование адресной социальной помощи неработающим пенсионерам предоставляются при условии включения в программы субъектов РФ мероприятий, предусматривающих предоставление единовременной материальной помощи, в том числе на частичное возмещение расходов по газификации жилья, принадлежащего неработающим пенсионерам на праве собственности и являющегося местом их жительства, и оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида. Субсидия в части финансирования оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам составляет до 60 процентов общей суммы субсидий.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.03.2010 № 144

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВЫПЛАТУ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ДОПЛАТ К ПЕНСИИ»

Утверждение распределения по субъектам РФ иных межбюджетных трансфертов на выплату региональной социальной доплаты к пенсии поручено Минздравсоцразвития РФ.

Соответствующее дополнение внесено в Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату региональных социальных доплат к пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.11.2009 № 915. Иные межбюджетные трансферты (за исключением дотаций, субсидий и субвенций) предоставляются бюджетам субъектов РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Минздравсоцразвития РФ. Трансферты предоставляются на выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до установленной в субъекта РФ величины прожиточного минимума пенсионера, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ПРИКАЗ ФНС РФ от 11.03.2010 № ММ-7-6/107@

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАБОТКИ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ (РАСЧЕТОВ), ПОСТУПИВШИХ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ ОТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ КРУПНЕЙШИХ»

Обновлен порядок обработки налоговых деклараций (расчетов), поступивших в электронном виде от крупнейших налогоплательщиков.

Новый Порядок разработан в целях приведения ведомственных документов ФНС РФ, регулирующих представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в соответствие с приказом Минфина РФ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции...». Действующий в настоящее время Порядок обработки налоговых деклараций (расчетов), поступивших в электронном виде..., утвержденный приказом ФНС РФ от 29.12.2007 № ММ-3-13/708, утратит силу одновременно с введением в действие нового Порядка.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 21.01.2010 № 3-2-13/6@

«ОБ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ СТОИМОСТИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учтенную в расходах стоимость лицензии на осуществление строительной деятельности следует учесть единовременно в составе внереализационных расходов.

В письме ФНС РФ сообщается о прекращении с 1 января 2010 года лицензирования отдельных видов строительной деятельности. С указанной даты прекращается действие ранее выданных лицензий на осуществление таких видов деятельности. С учетом данного обстоятельства сообщается, что участники строительной деятельности, получившие лицензии до 1 января 2009 года, в целях налогообложения прибыли с 1 января 2010 года вправе отнести не учтенную в расходах стоимость лицензии единовременно в состав внереализационных расходов.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Финансист

ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.02.2010 № 15н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 СЕНТЯБРЯ 2008 Г. № 88Н»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12.03.2010 № 16607.

Уточнен порядок оформления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета подведомственным федеральным бюджетным учреждениям разрешений на осуществление приносящей доход деятельности.

В приказ Минфина РФ от 01.09.2008 № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» внесено дополнение, согласно которому до 1 января 2011 года при создании нового федерального бюджетного учреждения, а также при изменении наименования федерального бюджетного учреждения или его юридического адреса в случае отсутствия генерального разрешения, выданного в соответствии с данным Порядком, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное учреждение, вправе оформить разрешение на осуществление приносящей доход деятельности на основании генерального разрешения, выданного ему в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина РФ от 21.06.2001 № 46н.

Опубликован в «Российской газете», № 57, 19.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 08.02.2010 № 67н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ЛИЦАМ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИОБРЕЛИ ПРАВО НА УСТАНОВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.03.2010 № 16620.

Решения негосударственного пенсионного фонда об осуществлении единовременной выплаты лицам, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, должны оформляться в соответствии с утвержденными формами.

Минздравом РФ утверждены формы документов, в соответствии с которыми оформляются: решение об осуществлении единовременной выплаты, мотивированное решение об отказе в осуществлении единовременной выплаты, решение о доплате к единовременной выплате. Решение принимается негосударственным пенсионным фондом по результатам рассмотрения документов и заявления, представленных застрахованным лицом (форма заявления застрахованного лица также приведена в приложении к приказу Минздравсоцразвития РФ). Отметим, что Правила единовременной выплаты утверждены постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 № 1048.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 05.02.2010 № 64н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 2010 ГОДУ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12.03.2010 № 16611.

Определен перечень финансируемых в 2010 году за счет средств ФСС РФ предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Утверждены Правила, определяющие порядок и условия финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В частности, финансовому обеспечению подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, на обучение по охране труда отдельных категорий работников, проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется за счет сумм страховых взносов, перечисляемых страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 08.02.2010 № 2395-У

«О ПЕРЕЧНЕ СВЕДЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СВЯЗИ С ЕЕ ЛИКВИДАЦИЕЙ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В БАНК РОССИИ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.03.2010 № 16598.

Обновлен перечень сведений и документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России, для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.

Банк России издал Указание, устанавливающее перечень сведений и документов, представляемых конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией), Агентством по страхованию вкладов, в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения ликвидируемой кредитной организации, а также регламентирующее порядок их представления в Банк России. В частности, теперь в территориальное учреждение Банка России в числе прочих направляется документ, подтверждающий предоставление в Пенсионный фонд РФ сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии...». Кроме того, уточнен порядок предоставления документов в территориальное учреждение Банка России (в частности, до тридцати дней увеличен срок для представления документов конкурсным управляющим в случае вынесения решения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства). Со дня вступления в силу данного Указания утрачивает силу Указание ЦБ РФ от 21.01.2003 № 1241-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации...».

Опубликовано в «Вестнике Банка России», № 16, 17.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ПИСЬМО ЦБ РФ от 24.02.2010 № 14-27/71

«О ЗАПОЛНЕНИИ ПОЛЕЙ РАСЧЕТНОГО ДОКУМЕНТА»

Банком России рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся порядка заполнения полей расчетного документа.

В частности, сообщено, что в соответствии с порядком, установленным приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», при перечислении в бюджетную систему РФ на счет органа Федерального казначейства денежных средств, удержанных из заработка (дохода) физического лица в счет погашения задолженности по таможенным платежам на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке, в поле «ИНН» плательщика расчетного документа указывается значение ИНН физического лица, чья обязанность по уплате таможенного платежа исполняется в ходе проведения исполнительных действий на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством РФ. При этом в поле «Плательщик» указывается сокращенное официальное наименование организации, осуществляющей перечисление денежных средств, взысканных в порядке принудительного исполнения в соответствии с законодательством РФ.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.03.2010 № 22-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГАХ»»

Принят Закон, уточняющий требования к ипотечным кредитам, входящим в ипотечное покрытие ценных бумаг.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», предусмотрено, что требования по обеспеченным ипотекой обязательствам могут входить в состав ипотечного покрытия в случае, если основная сумма долга по обеспеченному ипотекой обязательству по каждому договору или закладной не превышает 80 процентов определенной независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки (ранее – 70 процентов).

Опубликован в «Парламентской газете», № 9–10, 12–18.03.2010, «Российской газете», № 51, 12.03.2010, «Собрании законодательства РФ», 15.03.2010, № 11, ст. 1171.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Жилище

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.03.2010 № 25-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" И СТАТЬЮ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Определены особенности оказания за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства помощи строительству малоэтажного жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Финансовая поддержка за счет средств Фонда будет оказываться субъектам РФ при наличии региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, утвержденных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Подробно регламентированы содержание таких региональных программ, порядок определения максимальной цены муниципального контракта на строительство или приобретение малоэтажного жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, порядок оплаты строительства (приобретения) жилья в случае превышения цены, рассчитанной по установленным правилам, и порядок использования оставшихся средств, составляющих разницу между рассчитанной ценой строительства (приобретения) и ценой заключенного контракта.

Опубликован в «Российской газете», № 51, 12.03.2010, «Собрании законодательства РФ», 15.03.2010, № 11, ст. 1174, «Парламентской газете», № 11–12, 19–25.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Безопасность и охрана правопорядка

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.03.2010 № 24-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ»»

Внесены уточнения в порядок оформления паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ.

Согласно дополнениям, внесенным в Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», гражданин РФ при подаче письменного заявления о выдаче паспорта в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесен прием письменных заявлений о выдаче паспорта, либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, оснащенные специальными программно-техническими средствами для оформления и выдачи паспорта, содержащего электронный носитель информации, вправе выбрать паспорт со сроком действия пять лет или паспорт, содержащий электронный носитель информации, со сроком действия десять лет, что отражается данным гражданином в соответствующем письменном заявлении о выдаче паспорта.

Опубликован в «Парламентской газете», № 9–10, 12–18.03.2010, «Российской газете», № 51, 12.03.2010, «Собрании законодательства РФ», 15.03.2010, № 11, ст. 1173.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.03.2010 № 143

«О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ АБЗАЦА ЧЕТВЕРТОГО ПУНКТА 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2004 Г. № 60»

Признана утратившей силу форма заявления застрахованного лица о переходе из негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, в Пенсионный фонд РФ.

Данное изменение внесено в постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 60, которым также утверждены в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом и заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование.

Опубликовано в «Российской газете», № 60, 24.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Хозяйственная деятельность

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.03.2010 № 148

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2009 Г. № 982»

Внесены дополнения в постановление Правительства РФ, утвердившее единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Определено, что сертификаты соответствия на продукцию, выданные до дня вступления в силу указанного постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982, считаются действительными до окончания срока, установленного в них, в пределах срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Опубликовано в «Российской газете», № 60, 24.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Росавтодора от 09.02.2010 № 9

«О ВВЕДЕНИИ ПЕРИОДОВ ВРЕМЕННОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В 2010 ГОДУ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.03.2010 № 16544.

В период с 25 марта по 25 июня 2010 года вводится временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Устанавливается временное ограничение движения транспортных средств (продолжительностью не более 30 дней), следующих с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось, посредством установки дорожных знаков и знаков дополнительной информации (таблички). Сроки начала и окончания действия временного ограничения движения по конкретным участкам автомобильных дорог с учетом особенностей региона и дорожно-климатических условий уточняются федеральными государственными учреждениями согласно приложению № 1 к приказу. Предельно допустимые нагрузки на ось транспортного средства в разрезе автомобильных дорог и их участков определены в приложении № 2. Выдача пропусков уполномоченным организациям будет осуществляться в соответствии с разнарядкой, содержащейся в приложении № 3.

Опубликован в «Российской газете», № 52, 15.03.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 12.03.2010 № 143/10

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2010 ГОДУ ИЗ БЮДЖЕТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДСТВ НА ПОКРЫТИЕ ТРАНСПОРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ОКАЗАНИЕМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ»

Утвержден Порядок предоставления в 2010 году из бюджета Московской области средств на покрытие транспортным организациям выпадающих доходов, возникающих в связи с оказанием мер социальной поддержки по перевозке отдельных категорий граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Утвержденный Порядок определяет механизм и условия предоставления в 2010 году из бюджета Московской области средств на покрытие транспортным организациям выпадающих доходов, возникающих в связи с оказанием гражданам установленных законами Московской области следующих мер социальной поддержки – бесплатного проезда ветеранов труда, ветеранов военной службы, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих место жительства в Московской области, на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Предоставление указанных средств осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Московской области и утвержденными лимитами бюджетных обязательств.

Главным распорядителем средств бюджета Московской области, предусмотренных на покрытие транспортным организациям выпадающих доходов, определено Министерство транспорта Московской области.

Опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 47, 20.03.2010.

Где найти:

ИБ Московская область

Жилище

ЗАКОН Московской области от 10.03.2010 № 15/2010-ОЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О СТАНДАРТЕ СТОИМОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И СТАНДАРТЕ СТОИМОСТИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД»

(принят постановлением Мособлдумы от 04.03.2010 № 1/110-П)

Вступил в силу на следующий день после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2010.

В новой редакции изложен стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по муниципальным образованиям Московской области на 2010 год.

Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по Московской области на 2010 год установлен в размере 90,34 рубля.

Опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 44, 17.03.2010.

Где найти:

ИБ Московская область

ВОПРОС: В случае получения имущественного налогового вычета по НДФЛ физлицом при приобретении им в общую долевую собственность со своим несовершеннолетним ребенком квартиры сможет ли при самостоятельном приобретении квартиры в будущем воспользоваться имущественным налоговым вычетом по НДФЛ ребенок, учитывая постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 15.03.2010 № 03-04-05/9-101]

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов, но не более установленного размера. При этом не допускается повторное предоставление налогоплательщику такого вычета, предусмотренного указанным подпунктом. Согласно п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П родитель, приобретший за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, имеет право на получение имущественного вычета в соответствии с фактически произведенными им расходами в пределах общего размера налогового вычета, установленного подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. В связи с приведенной правовой позицией высшей судебной инстанции Минфин РФ разъяснил, что ребенок сохраняет право на получение имущественного налогового вычета.

ВОПРОС: ...Организация для пополнения оборотных средств заключила кредитные договоры с банками. Затем она перекредитовалась у юрлица - нерезидента РФ. Часть полученных средств направлена на погашение обязательств перед банками, а дополнительные средства - на увеличение оборотного капитала. Правомерно ли отнесение процентов по заемным средствам, направленным на рефинансирование ранее выданных кредитов, на расходы в целях налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 12.03.2010 № 03-03-06/1/125]

При исчислении налога на прибыль расходы в виде процентов, начисленных по долговым обязательствам любого вида, признаются в составе внереализационных расходов согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. При этом под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления (п. 1 ст. 269 НК РФ). При соблюдении условий, предусмотренных ст. 252 НК РФ, и положений ст. 269 НК РФ Минфин РФ считает правомерным отнесение процентов по заемным средствам, направленным на погашение ранее полученного кредита, на внереализационные расходы в целях уменьшения налога на прибыль.

ВОПРОС: Об отсутствии оснований для применения вычетов НДС по горюче-смазочным материалам и запасным частям, приобретенным у организаций розничной торговли, на основании кассовых чеков (без наличия счетов-фактур), в которых сумма налога не выделена.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 09.03.2010 № 03-07-11/51]

Пунктами 3, 6-8 ст. 171 НК РФ установлены особенности вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных расходов. При этом Минфин РФ обратил внимание, что налоговым законодательством не предусмотрены особенности вычета сумм НДС в отношении товаров, приобретаемых в организациях розничной торговли. Итоговый вывод следующий: суммы НДС по ГСМ и запасным частям, приобретенным в указанных организациях, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.

ВОПРОС: О порядке признания процентов по долговым обязательствам в налоговом учете для целей налога на прибыль.

[ОТВЕТ: письмо ФНС РФ от 09.03.2010 № ШС-22-3/17]

В письме содержится пример расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам с использованием ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. Поясняя данный пример, представители налогового ведомства отметили, что в случае изменения размера норматива в течение квартала в расчетах сумм процентов, подлежащих учету для налогообложения, во всех месяцах квартала учитывается ставка ЦБ РФ, действующая на последний день квартала, а коэффициенты при нормировании используются те, которые действовали в соответствующих месяцах этого квартала до и после изменения размера норматива. Также в письме разъясняется, что при определении предельной величины процентов, например, за I квартал 2010 года надо принимать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшие на конец соответственно января, февраля и марта.

ВОПРОС: О применении НДС в отношении денежных средств, получаемых организацией, выполняющей работы (оказывающей услуги), от заказчиков работ (услуг) на компенсацию расходов, связанных с командировками сотрудников организации к месту расположения заказчиков.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 26.02.2010 № 03-07-11/37]

Пунктом 2 ст. 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). По мнению специалистов Минфина РФ, компенсация заказчиком работ (услуг) организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), расходов, связанных с командировками сотрудников организации к месту расположения заказчика, связана с оплатой за эти работы (услуги). На основании изложенного Минфин РФ приходит к выводу, что указанные денежные средства организация должна включить в налоговую базу по НДС. При этом налогоплательщик вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные им по расходам на командировки, в порядке, установленном налоговым законодательством, в т.ч. п. 7 ст. 171 НК РФ.

ВОПРОС: Об отсутствии оснований для учета в доходах в целях исчисления налога на прибыль процентов с непредоставленного займа.

[ОТВЕТ: письмо ФНС РФ от 18.02.2010 № 3-2-13/25]

ФНС РФ напомнила, что в целях налогообложения прибыли суммы процентов, получаемых организацией по договору займа, учитываются в качестве внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей (абз. 2 п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ). В таком случае условия подписанного сторонами до передачи денег договора займа могут являться действительными только в части, относящейся к реально переданным на условиях этого договора денежным средствам. Следовательно, говорит ФНС РФ, проценты с непредоставленного займа в состав доходов в целях налогообложения не включаются.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»



Пресса

«Основные средства»

[Крутякова Т.Л., «АйСи Групп», 2009]

Общеизвестно, что учет основных средств - это один из наиболее сложных участков учета. Причин тому несколько: 1) наличие множества различий между бухгалтерским и налоговым законодательством, в частности в правилах учета основных средств; 2) расхождение данных бухгалтерского и налогового учета; 3) неурегулированность многих вопросов, связанных с учетом основных средств. В книге, предлагаемой вашему вниманию, можно найти полную информацию обо всех нюансах бухгалтерского и налогового учета операций с основным средствами. При этом все сложные и спорные вопросы рассмотрены подробно со ссылками на позицию официальных органов (Минфина РФ и ФНС РФ), а также соответствующие примеры арбитражной практики. Работу с книгой значительно облегчает большое количество практических цифровых примеров, включающих в том числе бухгалтерские проводки.

СТАТЬЯ: Когда можно учесть страховые взносы в «прибыльных» расходах

[Елина Л.А., «Главная книга», 2010, № 4]

В связи с отменой ЕСН и заменой налога уплатой страховых взносов во внебюджетные государственные фонды у плательщиков возник следующий вопрос: в какой момент начисленные страховые взносы можно учесть для целей налогообложения прибыли при методе начисления? На сегодняшний день проблема заключается в том, что законодатели не внесли в гл. 25 НК РФ отдельные правила для признания в расходах новых страховых взносов. Автором предложены два варианта их учета: 1) учитывать их как расходы на оплату труда, что позволит признать большую сумму нормируемых расходов, зависящих от ФОТ; 2) учитывать их как иные прочие расходы, прямо не поименованные в НК РФ. Этот вариант учета более безопасный, чем первый, т.к. у проверяющих не будет претензий по поводу завышения нормируемых расходов. Автор, опираясь на мнение официального источника из Минфина РФ, рекомендует читателям включать страховые взносы, пришедшие на смену ЕСН, в налоговые расходы в последний день месяца, за который они начислены, учитывая их как прочие расходы.

СТАТЬЯ: Некоторые вопросы формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций

[Кошкина Т.Ю., «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, № 2]

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Причем, как отмечает автор, только то имущество организации, которое учитывается на счетах 01 и 03. Очевидно, что для целей правильного определения налоговой базы по налогу на имущество важны следующие нюансы: 1) момент отражения приобретенного (сооруженного, изготовленного) объекта на счете 01 или 03; 2) месяц, когда выбывающий объект должен быть списан с баланса предприятия; 3) формирование первоначальной стоимости объекта (вновь поступающего и имеющегося, если в отношении последнего выполнялись работы по его восстановлению, например реконструкция, модернизация); 4) установление срока полезного использования и нормы амортизации, от которых зависит величина остаточной стоимости объекта основных средств. В 1-м и во 2-м случаях предметом споров в основном являются объекты недвижимости, т.к. право собственности на них подлежит госрегистрации. Каждая из этих проблем рассмотрена автором на примере конкретных ситуаций, например, при принятии к учету завершенного строительством здания (сооружения), приобретении (продаже), взносе в уставный капитал, ликвидации объекта.

Кроме того, автор комментирует налоговые последствия перевода объекта основных средств в товары.

СТАТЬЯ: Привлечение к ответственности по статье 120 НК РФ

[Никитин В.В., «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2010, № 2]

Статья 120 НК РФ предусматривает привлечение организаций к налоговой ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Для целей исчисления налога на прибыль особый интерес вызывает п. 3 этой статьи, согласно которому, если подобные действия привели к занижению налоговой базы, с нарушителя взыскивается штраф в большем размере, а именно – 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. Прочитав статью, читатели получат ответ на вопрос: признаются ли недостатки налогового учета грубым нарушением правил учета доходов и расходов? В отдельном разделе автором рассмотрена взаимосвязь между грубыми нарушениями, выявленными в бухгалтерском учете и отчетности, и возможностью применения п. 3 ст. 120 НК РФ в случаях отсутствия первичных учетных документов, несвоевременного или неправильного отражения операций в бухгалтерском учете и отчетности. Также проанализированы особенности применения п. 3 ст. 120 НК РФ. Кроме того, автор дает ответ на вопрос: какие санкции применяются при пересечении п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ?

СТАТЬЯ: Вся правда о ненормированном рабочем дне (особенности оформления режима ненормированного рабочего дня и предоставления дополнительного отпуска работникам)

[Забрамная Е.Ю., «Главная книга», 2010, № 4]

В некоторых компаниях для отдельных сотрудников вводится режим ненормированного рабочего дня. Однако при этом бухгалтеры часто путают данный режим со сверхурочной работой, т.к. и то, и другое - это работа за пределами установленной работнику продолжительности рабочего времени. В результате могут появиться ошибки не только в оформлении, но и в оплате труда таких работников. В статье поясняется, какие моменты нужно учитывать при введении в организации ненормированного рабочего дня и в чем его отличие от сверхурочной работы, как правильно вести учет рабочего времени при таком режиме рабочего времени. В частности, автор в табличной форме показывает имеющиеся различия между двумя режимами работы по порядку привлечения к ним и гарантиям, предоставляемым работникам, кратко касается вопроса налогообложения оплаты дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Судебная практика

Налоги и сборы

Дело о взыскании налогов, пеней, а также штрафов передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как признание недействительным постановления налогового органа о взыскании налога за счет иного имущества не является основанием для взыскания налога в судебном порядке, иное означало бы нарушение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

[Определение ВАС РФ от 09.03.2010 № ВАС-17832/09 по делу № А23-1650/09А-21-35]

Дело о признании недействительным решения налогового органа передано для пересмотра в порядке надзора, так как суд не учел положений действующего налогового законодательства, связанного с правом налогоплательщика на применение вычета по НДС при ликвидации объектов основных средств.

[Определение ВАС РФ от 04.03.2010 № ВАС-17969/09 по делу № А56-41978/2008]

Дело о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как судом не принят во внимание довод налогового органа о том, что в отношении обжалуемого решения об отказе в возмещении налога неприменимы положения п. 14 ст. 101 НК РФ.

[Определение ВАС РФ от 04.03.2010 № ВАС-162/10 по делу № А53-16885/2008]

Дело о признании незаконными действий по бесспорному списанию налогов и пеней, об обязании возвратить из бюджета незаконно списанную сумму передано для пересмотра в порядке надзора, так как обязательный досудебный порядок необходим лишь для разрешения спора, касающегося возврата излишне уплаченного налога самим налогоплательщиком; НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права.

[Определение ВАС РФ от 03.03.2010 № ВАС-17413/09 по делу № А63-12552/2008-С4-20]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как на основании подп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ суд пришел к выводу о том, что доначисление заявителю НДС незаконно, поскольку заявитель заключил договор купли-продажи нежилого помещения в процессе его приватизации, в связи с чем указанное помещение не признается объектом налогообложения.

[Определение ВАС РФ от 27.02.2010 № ВАС-2532/10 по делу № А52-483/2009]

В передаче дела по заявлению об обязании налогового органа возвратить переплату по налогу на добавленную стоимость для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку срок на обращение с заявлением о возврате не истек, так как учреждению о факте излишней уплаты налога на добавленную стоимость стало известно после получения акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

[Определение ВАС РФ от 27.02.2010 № ВАС-2445/10 по делу № А76-5729/2009-46-63]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что заявитель не подтвердил право на применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, составленным от имени контрагентов, поскольку они содержат недостоверные сведения.

[Определение ВАС РФ от 27.02.2010 № ВАС-2418/10 по делу № А11-3820/2009]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС, пени и штрафа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, удовлетворяя заявление, суд обоснованно исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества и его контрагента согласованных действий, направленных на необоснованное получение налоговой выгоды и опровергающих реальный характер совершенных операций.

[Определение ВАС РФ от 27.02.2010 № ВАС-2395/10 по делу № А56-23937/2009]

В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа, которым предусмотрено доначисление суммы НДС, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как льгота по НДС не распространяется на операции по оказанию услуг по содержанию и ремонту общежития.

[Определение ВАС РФ от 27.02.2010 № ВАС-1873/10 по делу № А50-4272/2009]

В передаче дела о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания штрафа за неполную уплату налога на имущество для пересмотра в порядке надзора отказано, так как суды, учитывая, что обществом самостоятельно выявлены и исправлены ошибки в налоговой декларации, послужившие причиной неполной уплаты налога, руководствуясь положениями статей 112 и 114 НК РФ, снизили размер подлежащего взысканию штрафа, что является правом суда.

[Определение ВАС РФ от 27.02.2010 № ВАС-17650/09 по делу № А53-4910/2009]

Где найти:

ИБ Решения высших судов

Судебное решение в части взыскания госпошлины с государственного органа как проигравшей стороны по делу о взыскании задолженности по государственному контракту изменено правомерно, так как в силу Налогового кодекса РФ государственная пошлина с государственного органа взысканию не подлежала.

[Постановление ФАС Московского округа от 05.03.2010 № КГ-А40/1142-10 по делу № А40-60928/09-137-546]

Заявление об обязании налогового органа возместить НДС удовлетворено правомерно, так как представленные заявителем документы свидетельствуют о правомерности заявленных налоговых вычетов по НДС.

[Постановление ФАС Московского округа от 04.03.2010 № КА-А40/1716-10 по делу № А40-58961/09-108-372]

В удовлетворении заявления о признании недействительными решения налогового органа о доначислении налога на прибыль, НДС, начислении соответствующих пеней и штрафов, а также требования об уплате налогов отказано правомерно, так как в подтверждение права на уменьшение налога на прибыль и применение налоговых вычетов по НДС заявителем представлены документы, подписанные от имени контрагентов неустановленными лицами.

[Постановление ФАС Московского округа от 04.03.2010 № КА-А40/1390-10 по делу № А40-51305/09-108-281]

Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в применении налоговых вычетов по НДС удовлетворено правомерно, так как документы, представленные заявителем, соответствуют ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ, условия для принятия к вычету НДС соблюдены.

[Постановление ФАС Московского округа от 02.03.2010 № КА-А40/931-10 по делу № А40-96493/09-141-656]

В удовлетворении заявления о признании незаконными действий налогового органа по внесудебному взысканию штрафов и признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений отказано правомерно, так как действия налогового органа не противоречат действующему законодательству РФ о налогах и сборах.

[Постановление ФАС Московского округа от 27.02.2010 № КА-А40/14402-09-О по делу № А40-35312/09-109-123]

Где найти:

ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой,

ведущим юрисконсультом отдела

систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»

Закон г. Москвы от 27.01.2010 № 2


«Основы жилищной политики города Москвы»

Закон г. Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» (далее – Закон № 2) определяет основные цели и задачи жилищной политики города Москвы, направления деятельности органов государственной власти города Москвы по обеспечению права граждан Российской Федерации на жилище, формы государственной поддержки граждан – жителей города Москвы в жилищной сфере, а также меры по обеспечению сохранности жилищного фонда в городе Москве и использования жилых помещений по назначению.

Закон № 2 содержит большое количество дефиниций в области жилищного права. Так, в частности, в анализируемом Законе можно найти понятия жилищного фонда и его классификацию, понятия жилого дома, квартиры, коммунальной квартиры, комнаты, многоквартирного дома и т.д.

В целом анализируемый Закон носит декларативный характер и призван создать единое правовое пространство в сфере регулирования обеспечения жилищных прав граждан. В связи с этим остановимся лишь на отдельных положениях Закона.

Согласно ст. 2 Закона № 2 целями жилищной политики города Москвы являются:

1) повышение доступности приобретения гражданами жилых помещений в собственность;

2) создание условий для осуществления гражданами права на жилище и оказание им содействия в улучшении жилищных условий;

3) создание условий для эффективного функционирования рынка недвижимости в жилищной сфере и развития сферы услуг по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда в городе Москве;

4) иные цели, направленные на обеспечение права граждан на жилище.

Город Москва оказывает государственную поддержку гражданам путем предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования и по иным договорам, установленным законодательством города Москвы, путем предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и иными способами.

Жилые помещения в городе Москве могут предоставляться гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования. Граждане, занимающие жилые помещения по этим договорам, приобретают право пользования общим имуществом в многоквартирном доме.

Проанализируем данные договоры.

Предмет договора. Предметом договора социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением является изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. В связи с этим не могут быть самостоятельным предметом договора социального найма, найма, безвозмездного пользования часть жилого помещения, связанная с другим жилым помещением общим входом (смежные, неизолированные комнаты), помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, а также общее имущество в многоквартирном доме. Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 2 жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, должно быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы.

Срок договора. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия в порядке, установленном федеральным законодательством. Договоры найма, безвозмездного пользования жилым помещением заключаются на срок, определенный договором. Если в договорах найма, безвозмездного пользования жилым помещением срок не определен, договор считается заключенным на пять лет (ч. 1 ст. 28 Закона № 2).

Форма договора. Договор социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением заключается в письменной форме на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о предоставлении жилого помещения по соответствующему договору (ст. 29 Закона № 2).

Обязанности пользователей жилыми помещениями. В договоре социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением указываются все члены семьи. Граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, обязаны:

1) использовать жилое помещение по назначению;

2) обеспечивать сохранность жилого помещения;

3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

4) проводить текущий ремонт жилого помещения;

5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;

6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования.

Стоит отметить, что граждане, проживающие в жилом помещении по договору социального найма в качестве членов семьи, пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору наравне с гражданином, с которым заключен договор социального найма. Граждане же, проживающие в жилом помещении по договору найма, безвозмездного пользования в качестве членов семьи, приобретают право пользования жилым помещением. Ответственность за действия таких граждан несут граждане, заключившие соответствующий договор.

Плата за пользование жилым помещением. В соответствии с ч. 5 ст. 73 Закона № 2 размеры платы за пользование жилым помещением из жилищного фонда города Москвы (платы за наем) устанавливаются в зависимости от качества, благоустройства жилого помещения, места расположения дома, имущественной и жилищной обеспеченности пользователей и условий предоставления жилого помещения в соответствии с городскими жилищными программами. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по договорам социального найма, найма, договору пользования жилым помещением включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плату за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) плату за коммунальные услуги.

Отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города Москвы. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В заключение отметим, что новый Закон об основах жилищной политики заменил собой действовавший ранее Закон г. Москвы от 11.03.1998 № 6 «Основы жилищной политики города Москвы».

Более подробно с текстом Закона г. Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» вы можете познакомиться в системе КонсультантПлюс (ИБ Московский выпуск).

Обзор подготовлен О.И. Красовским, начальником отдела систематизации законодательства
группы компаний «ЭЛКОД»


Новости

Организация обязана подавать декларации по налогу на имущество, даже если у нее на балансе числятся полностью самортизированные основные средства.

[Письмо ФНС России от 08.02.2010 № 3-3-05/128]

С 1 января 2010 г. организации, которые не имеют на балансе основных средств, не являются плательщиками налога на имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ). Соответственно, они не должны подавать в инспекцию декларации по налогу на имущество (а также расчеты по авансовым платежам) с нулевыми показателями. При этом ФНС России обращает внимание на то, что согласно правилам бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) основные средства списываются с баланса в определенных случаях: при продаже, передаче в виде вклада в уставный капитал другой организации, дарении, ликвидации и пр. Полностью самортизированные объекты, имеющие нулевую остаточную стоимость (сумма налога на имущество по которым также равна нулю), продолжают учитываться организацией в качестве основных средств до выбытия (списания с баланса). Следовательно, даже если у организации есть только полностью самортизированные основные средства, по которым налог не уплачивается, она все равно признается плательщиком налога на имущество и обязана представлять налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам в отношении таких основных средств.

Плательщики ЕНВД, отказавшиеся от применения контрольно-кассовой техники, не обязаны снимать ее с регистрационного учета.

[Письмо Минфина России от 25.01.2010 № 03-01-15/1-11]

С 21 июля 2009 г. в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ плательщики ЕНВД вправе не применять контрольно-кассовую технику при ведении деятельности, облагаемой единым налогом. При этом если покупатель (клиент) потребует документ, подтверждающий оплату приобретенных товаров (работ, услуг), то ему должна выдаваться соответствующая квитанция (товарный чек или иной документ), которая содержит предусмотренные указанной нормой обязательные реквизиты. В рассматриваемом письме финансовое ведомство отмечает, что данная норма не обязывает плательщиков ЕНВД, которые применяли ККТ, но после введения указанного положения отказались от ее использования при расчетах с населением, снимать кассовый аппарат с регистрационного учета в инспекции. В данной ситуации привлечение к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ возможно только при отказе организации (индивидуального предпринимателя) выдать покупателю (клиенту) документ, подтверждающий прием наличных денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Комментарии

Необходимо ли арендодателю применять ККТ при получении арендной платы наличными денежными средствами?

[Письмо УФНС России по г. Москве от 26.11.2009 № 20-14/2/124206@]

Одним из видов предпринимательской деятельности является сдача имущества в аренду. Вопрос о необходимости применения ККТ при получении арендной платы наличными денежными средствами уже долгое время является спорным.

В рассматриваемом письме московские налоговые органы указали, что если индивидуальный предприниматель – арендодатель принимает плату по договору наличными денежными средствами, то он обязан выдать предпринимателю-арендатору кассовый чек. Обоснована такая точка зрения следующим. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ наличные денежные расчеты производятся только с применением ККТ, в частности при оказании услуг. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено исключение: чек можно не пробивать, если при оказании населению услуг организация или предприниматель выдает соответствующие бланки строгой отчетности. Так как в данной ситуации арендатором выступает предприниматель, рассматриваемый случай исключением не является. Таким образом, УФНС России по г. Москве считает, что предоставление имущества в аренду признается оказанием услуг. Мнение о том, что при получении арендной платы наличными денежными средствами нужно выдать кассовый чек, уже высказывалось официальными органами (см. письма Минфина России от 04.04.2008 № 03-01-15/4-106, УФНС России по г. Москве от 27.08.2009 № 20-14/2/089441@). Отметим, что ответственность за неприменение ККТ установлена ст. 14.5 КоАП РФ и составляет для предпринимателей от 3 до 4 тыс. руб., для организаций – от 30 до 40 тыс. руб. Некоторые судебные решения подтверждают правомерность привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ в указанной ситуации (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.01.2008 № А79-7631/2007 (определением ВАС РФ от 10.04.2008 № 4258/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Дальневосточного округа от 17.01.2007, 10.01.2007 № Ф03-А51/06-2/5168).

Но по данному вопросу имеется и другая точка зрения: при получении наличных денежных средств в качестве арендной платы от предпринимателя или организации применять ККТ необязательно. Дело в том, что согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование, то есть передает имущественные права. Услуги предоставляются на основании договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). В соответствии с этим договором исполнитель обязуется совершить определенные действия по заданию заказчика (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Значит, предоставление имущества в аренду с точки зрения гражданского законодательства не может рассматриваться как деятельность по оказанию услуг. В то же время согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ компании и предприниматели при оказании услуг обязаны применять ККТ. О передаче имущественных прав в данном Законе ничего не сказано. Следовательно, при предоставлении имущества в аренду можно не использовать ККТ. Есть примеры судебных решений, в которых суд признал неправомерным привлечение арендодателя к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 № А03-14324/2009, от 24.07.2008 № Ф04-4515/2008(8608-А27-19), ФАС Поволжского округа от 16.07.2009 № А12-5870/2009, от 22.05.2008 № А57-25127/07-16). Следует отметить, что все хозяйственные операции должны подтверждаться первичными документами (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, п. 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002)). Соответственно, при получении наличных денежных средств в счет арендной платы организация-арендодатель обязана оформить приходный кассовый ордер по унифицированной форме № КО-1 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88), а индивидуальный предприниматель – арендодатель – самостоятельно разработанный документ, в котором указаны обязательные реквизиты, предусмотренные п. 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, если инспекция оштрафовала организацию или индивидуального предпринимателя за неприменение ККТ при получении арендной платы наличными денежными средствами, у них есть достаточно высокие шансы оспорить такое решение в суде.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

Актуальные вопросы о ненормированном рабочем дне

У меня ненормированный рабочий день, в выходной день (по приказу руководителя) я вышел на работу. Доплату или отгул за работу в выходные мне не предоставили, мотивируя тем, что у меня уже есть компенсация – дополнительный отпуск в связи с ненормированным рабочим днем. Прав ли работодатель?

Статья 101 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяет ненормированный рабочий день как особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня, так и после его окончания. Вместе с тем введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни. Об этом говорится в письме Федеральной службы по труду и занятости от 7 июня 2008 г. № 1316-6-1.

Таким образом, режим ненормированного рабочего дня не дает работодателям право автоматически привлекать работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Если возникла необходимость привлечения к работе в выходные дни, то только письменного распоряжения работодателя недостаточно, обязательно соблюдение следующих условий:

– наличие письменного согласия работника (в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации), а если в организации есть профсоюз, необходимо будет получить и его согласие (ст. 113 ТК РФ);

– инвалиды и женщины с детьми до 3 лет могут работать в выходные, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением и они под роспись ознакомлены с правом отказаться от нее (ст. 113 ТК РФ);

– нельзя привлекать к работе в дни отдыха беременных женщин (абз. 1 ст. 259 ТК РФ) и работников в возрасте до 18 лет (кроме творческих работников и профессиональных спортсменов) (ст. 268 и ч. 5 ст. 348.1 ТК РФ);

– работа в выходные дни оплачивается не менее чем в двойном размере либо в одинарном размере, но с предоставлением дополнительного выходного дня (по желанию работника) (ст. 153 ТК РФ).

Недавно в нашей организации утвердили новый перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, и моя должность оказалась в этом перечне. При заключении трудового договора меня о ненормированном рабочем дне не предупреждали. Неужели включение должности в перечень является достаточным основанием для перевода работника в режим ненормированного рабочего дня?

Режим рабочего времени устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если режим труда работника отличается от общеустановленного в организации, то в силу положений статей 57 и 100 ТК РФ это обязательно должно быть отражено в трудовом договоре. Исходя из того, что режим ненормированного рабочего дня представляет собой особенный режим работы, отличающийся у конкретного работника от общеустановленного режима, то это условие необходимо закреплять в трудовом договоре.

Таким образом, чтобы установить режим ненормированного рабочего дня работнику, недостаточно включить занимаемую им должность в локальный перечень сотрудников с ненормированным рабочим днем. Условие о ненормированном рабочем дне необходимо прописывать в трудовом договоре при его заключении.

В вашем случае трудовой договор уже заключен, поэтому требуется подписание дополнительного соглашения к нему, которое и будет являться основанием для работы в режиме ненормированного рабочего дня. Однако обязать вас к подписанию дополнительного соглашения работодатель не может. Необходимо помнить, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ), которое подписывается обеими сторонами трудового договора и является его неотъемлемой частью.

В существующем в нашей организации перечне должностей сотрудников с ненормированным рабочим днем прописан размер дополнительного отпуска лишь для отдельных категорий должностей (5 дней), а для моей должности количество дней не указано. Сколько дополнительных дней мне положено к отпуску?

В соответствии с ч. 1 ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность такого отпуска по конкретным должностям может определяться коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации и, скорее всего, будет зависеть от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. Какого-либо определенного порядка расчета продолжительности отпуска за ненормированный рабочий день в зависимости от перечисленных критериев нет. Работодателю предоставлено право самостоятельно определять его продолжительность и устанавливать ее единой для всех работников или дифференцировать ее для разных категорий работников.

Вместе с тем продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ). Поэтому, если у вас в организации не определена продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день для ряда должностей, то будет применяться правило ТК РФ о минимальной продолжительности. Таким образом, Вам полагается 3 календарных дня дополнительного оплачиваемого отпуска.

Необходимо ли предоставлять дополнительный отпуск лицам, работающим на условиях ненормированного рабочего дня, если в течение года они работали в режиме нормального рабочего времени?

Ст. 119 ТК РФ, предоставляющая работникам с ненормированным рабочим днем право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, не устанавливает, что для предоставления дополнительного отпуска работник должен привлекаться в обязательном порядке в течение какого-либо определенного отрезка времени к выполнению работ сверх обычной продолжительности рабочего дня. Право на дополнительный отпуск работника с ненормированным рабочим днем одновременно является обязанностью по его предоставлению для работодателя.

Поэтому работодатель должен предоставить предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации дополнительные отпуска вне зависимости от того, что работники не привлекались к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени в течение длительного времени, например в течение года.

На вопросы отвечает Е.В. Можар,

старший юрист-аналитик отдела

систематизации законодательства

группы компаний «ЭЛКОД»