Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Май 2010

пн вт ср чт пт сб вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №10 (173), 24 мая 2010 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоМосковское законодательство
Законодательство Московской области

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / КОММЕНТАРИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комментарии к законам и кодексам, юридическая пресса

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ/
НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Аналитический обзорВАШЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Ликвидация юридических лиц по Гражданскому кодексу РФ
и ее альтернативы

ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ


Новости

Новости КонсультантПлюс

Новинка в системе КонсультантПлюс

В системе КонсультантПлюс появился первый специализированный продукт, охватывающий все вопросы кадрового учета, – информационный банк Путеводитель по кадровым вопросам.

Информационный банк содержит уникальные материалы, которые охватывают все вопросы кадрового учета и делопроизводства. В нем специалисты найдут образцы заполнения необходимых форм, пошаговые инструкции, практические примеры, рекомендации по спорным ситуациям, информацию по всем основным кадровым вопросам.

С новым Путеводителем больше не придется тратить много времени на поиск нужной информации в Трудовом кодексе РФ и других правовых актах для решения кадрового вопроса, т.к. вся информация собрана в одном месте и удобно структурирована.

В Путеводителе по кадровым вопросам представлена информация по следующим вопросам:

– прием на работу;

– перевод на другую должность;

– совмещение должностей;

– аттестация;

– определение рабочего времени и выходных дней;

– материальная ответственность;

– дисциплинарные взыскания;

– командировки;

– отпуск;

– трудовые книжки и многие другие вопросы.

Регулярное еженедельное обновление позволит быть в курсе всех важных изменений в трудовом законодательстве.

Новый Путеводитель по кадровым вопросам позволит сэкономить время, необходимое для поиска ответа на поставленный вопрос, и поможет получить исчерпывающие сведения по всем действиям работодателя и работника, в том числе по их документальному оформлению.

Материалы информационного банка будут полезны в работе кадровикам, бухгалтерам, юристам, сопровождающим трудовые споры, руководителям и другим специалистам, связанным с кадровыми вопросами.

Информационный банк поставляется в составе с информационными банками: КонсультантБухгалтер: Версия Проф, Финансист, Вопросы-ответы.

Более подробную информацию можно получить у специалиста компании «ЭЛКОД», работающего с вашей организацией, или на сайте www.elcode.ru.

Творить добро – нет большей радости!

В мае группа компаний «ЭЛКОД» проводила акцию «Будем помнить!», посвященную 65-й годовщине Победы. 7 мая в рамках этой акции на собранные сотрудниками компании средства состоялось поздравление ветеранов – пациентов Центрального военного клинического госпиталя № 6 Министерства обороны РФ, который является клиентом нашей компании.

Был прекрасный весенний день, наполненный ярким солнцем, зеленью молодой листвы, нежными ароматами цветущих деревьев – почти такой же, как 65 лет назад, накануне Великой Победы… Только победители стали намного старше. Вот имена тех из них, кого мы смогли поздравить лично: Г.К. Симачев, В.И. Егоров, В.И. Севастьянов, В.Г. Баранов с супругой Т.Г. Барановой, О.В. Новицкий.

Наш визит, теплые слова благодарности, подарки и букеты цветов растрогали ветеранов до слез, а их рассказы и добрые пожелания в наш адрес глубоко тронули нашу инициативную группу. Семейная пара Барановых – пример не только мужества, но и верности друг другу. Супруги вместе прошли всю войну, и сейчас в госпитале они тоже рядом. Жить долго и счастливо – таким было их пожелание в ответ на наши искренние слова. Герб Кузьмич Симачев пожелал всем мирного неба, только добрых людей и улыбок вокруг!

И все же слова благодарности в этот день звучали для них – ветеранов Великой Отечественной войны! Ведь это они подарили нам мирное небо и возможность радоваться жизни.

Кроме подарков, которые инициативная группа вручила лично и передала через руководство медицинского учреждения, на собранные средства для госпиталя была приобретена автоматическая стиральная машина Indesit. В том, что жизнь ветеранов в госпитале стала чуточку лучше и светлее, теперь есть и наша маленькая заслуга!

Блиц-новости

Минфин подготовил поправки в закон об ОСАГО.

Подготовленные поправки устанавливают порядок безальтернативного прямого возмещения ущерба (ПВУ) в ОСАГО. По словам представителя Минфина, безальтернативный порядок возмещения предлагается применять к той части страховых событий, которые по закону вообще подпадают под ПВУ. К таковым, в частности, относятся ДТП, в которых не более двух участников, нет пострадавших лиц и стороны происшествия согласны в его оценке и определении виновника. Вместе с тем в спорных ситуациях водители по-прежнему смогут обращаться с требованиями о выплате по ОСАГО к страховщику виновника.

Новый порядок прямого возмещения, по мнению Минфина, будет подталкивать водителей к использованию таких расчетов и к обращению к собственному страховщику ОСАГО за выплатами, поскольку, как показывает практика, выплаты через ПВУ осуществляются быстрее.

Срок обучения в школах могут увеличить.

По словам президента Российской академии образования, в ближайшее время не исключена возможность увеличения срока обучения в школах и введения промежуточной аттестации для учащихся младших и средних классов. Точную дату перехода российских школ на 12-летнее образование назвать пока сложно, однако вопрос о необходимости повышения сроков обучения можно считать уже решенным.

новое в законодательстве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.05.2010 № 312

«О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Правительство РФ приводит свою нормативную правовую базу по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности в соответствие с действующим законодательством.

Признаны утратившими силу раздел «Минфин России» перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (на Минфин РФ было возложено лицензирование аудиторской деятельности), постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 80 «Об утверждении Положения о лицензировании аудиторской деятельности» и постановление Правительства РФ, вносившее в указанное Положение изменения.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 января 2010 лицензирование аудиторской деятельности прекращено. Осуществлять аудиторскую деятельность, как это установлено Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», вправе аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вступившие в саморегулируемые организации аудиторов.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Гражданское право

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.05.2010 № 83-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ»

С целью усиления имущественной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений уточнен правовой статус этого вида юридических лиц.

Государственные (муниципальные) учреждения разделены на бюджетные и казенные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности.

Установлено, в частности, что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (т.е. реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Установлено также, что финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения.

Установлены также особенности правового положения казенного учреждения, в т.ч. особенности его ликвидации.

В соответствии с указанными новыми нормами, регулирующими правовой статус учреждений, внесены многочисленные изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность банковской и бюджетной систем, сферы государственных и муниципальных заказов, защиты конкуренции, а также местное самоуправление образование, оборону, архивное и музейное дело.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, которые вступают в силу в иные сроки. Установлены многочисленные переходные положения, касающиеся, в частности, порядка исполнения действующими бюджетными учреждениями своих обязательств, порядка финансирования бюджетных учреждений, их создания, преобразования и ликвидации.

Опубликован в «Собрании законодательства РФ», 10.05.2010, № 19, ст. 2291, «Российской газете», № 100, 12.05.2010, «Парламентской газете», № 24, 14-20.05.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ»

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили нормы гражданского права, регулирующие право собственности и другие вещные права.

В постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ разъяснены различные вопросы права собственности и других вещных прав, возникающие при рассмотрении споров, связанных с защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управления государственных и муниципальных предприятий и учреждений, в т.ч. в спорах с собственником, вопросы, возникающие при рассмотрении споров, связанных с приобретением права собственности (главным образом – момент возникновения права собственности), споров, связанных с применением правил о приобретательной давности (в частности, вопросы определения срока приобретательной давности в отношении государственного имущества), споров, связанных с самовольной постройкой (в частности, коллизия фактов государственной регистрации права на недвижимое имущество и наличия у такого имущества признаков незаконной постройки, значение факта нарушения строительных норм и правил при возведении незаконной постройки).

Рассмотрены также гражданско-процессуальные аспекты рассмотрения споров об истребовании имущества из чужого незаконного владения, в частности необходимость замены ненадлежащего ответчика в случае отчуждения спорного имущества ответчиком другому лицу во время судебного разбирательства, возможные обеспечительные меры в отношении спорного имущества (в т.ч. запрет государственному регистратору изменять запись в ЕГРП о праве на спорное имущество). Кроме этого, в частности, рассмотрено значение возмездности приобретения спорного имущества и понятие «добросовестности» приобретения такого имущества.

В отношении споров о правах на недвижимое имущество рассмотрено главным образом значение различных обстоятельств, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, а в отношении споров о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, – момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме, а также право собственников помещений оспаривать действия (бездействие) органов власти по формированию земельного участка, на котором расположен дом, и по разработке документации по планировке территории, а также оспаривать иные действия органов власти по распоряжению земельным участком.

В постановлении разъяснены и некоторые другие вопросы, связанные с рассмотрением споров о защите права собственности.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Финансы. Налоги

ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.04.2010 № 33н

«О ПОРЯДКЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В 2010 ГОДУ ОСТАТКОВ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И СРЕДСТВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ИХ ВРЕМЕННОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ, С СООТВЕТСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, А ТАКЖЕ ИХ ВОЗВРАТА НА УКАЗАННЫЕ СЧЕТА»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.05.2010 № 17137.

Определены правила перечисления остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, со счетов УФК в федеральный бюджет и их возврат на указанные счета до 31 декабря 2010 года.

Утвержденные правила в основном воспроизводят действующий в 2009 году Порядок перечисления указанных средств, утвержденный приказом Минфина РФ от 15 мая 2009 г. № 46н. Так, в частности, установлено, что Федеральное казначейство обеспечивает ежедневное перечисление остатков указанных средств со счетов Управлений № 40503 и № 40302 на счет, открытый Федеральному казначейству в ЦБ РФ на балансовом счете № 40105. Кассовые выплаты с указанных счетов производятся Управлениями на основании представленных федеральными бюджетными учреждениями заявок. При недостаточности средств на указанных счетах Федеральное казначейство перечисляет необходимые средства со счета № 40105.

В новом Порядке отсутствует требование, согласно которому Федеральное казначейство обязано было ежеквартально представлять в Минфин РФ информацию о случаях возврата органами Федерального казначейства заявок федеральных бюджетных учреждений в связи с недостаточностью остатка средств на счетах Управлений № 40503 и № 40302.

Опубликован в «Российской газете», № 103, 14.05.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 01.04.2010 № 250

«О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2007 Г. № 942»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.05.2010 № 17117.

Издан нормативный правовой акт, регулирующий вопросы финансирования отдельных мероприятий, связанных с устройством в семью детей, лишенных родительского попечения.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 942 (в последней редакции от 22.12.2009) были утверждены правила предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.

В соответствии с этим постановлением Министерством образования и науки РФ утверждены форма соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и Минобрнауки РФ о предоставлении субвенции бюджету субъекта РФ на указанные цели и форма отчета о расходах бюджета субъекта РФ, связанных с выплатой указанных пособий за счет субвенций из федерального бюджета.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Бухгалтерский учет. Статистика

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.12.2009 № 146н

«О СОЗДАНИИ СОВЕТА ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РАБОЧЕГО ОРГАНА»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.05.2010 № 17158.

Регламентирована деятельность совета по аудиторской деятельности.

С 1 января 2010 года вступили в силу положения Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», касающиеся деятельности совета по аудиторской деятельности. В развитие данных норм Закона утверждены: Положение о совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности.

Положение о Совете закрепляет его основные функции и права, подробно регламентирует порядок формирования состава, а также определяет порядок деятельности Совета. Совет создается при Минфине РФ в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Совет проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в сфере аудиторской деятельности, оценивает общее состояние внутреннего контроля качества работы аудиторов, анализирует исполнение требований о повышении квалификации аудиторов, оценивает эффективность мер дисциплинарного воздействия. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей членов Совета. Решения принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом. Отчет о деятельности Совета представляется в Минфин РФ не позднее 1 марта. Информация о деятельности Совета размещается на сайте Минфина РФ.

Рабочий орган совета по аудиторской деятельности создается в целях подготовки решений Совета. В его состав входят представители саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, представители Минфина РФ, а также представители научной и педагогической общественности. Состав рабочего органа подлежит ротации один раз в три года. Заседания созываются не реже одного раза в месяц. Регламент деятельности рабочего органа утверждается Советом по аудиторской деятельности.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Правосудие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.05.2010 № 76-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 31 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уточнена подсудность уголовных дел.

Из подсудности мирового судьи изъяты уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 264 УК РФ (нарушение водителем, находящимся в состоянии опьянения, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека) и частью второй статьи 306 УК РФ (заведомо ложный донос, соединенный с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления). Такие уголовные дела переданы в подсудность районного суда.

Из подсудности районного суда изъяты уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью четвертой статьи 131 УК РФ (изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста). Эти уголовные дела переданы в подсудность верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Опубликован в «Парламентской газете», № 23, 07–13.05.2010, «Российской газете», № 98, 07.05.2010, «Собрании законодательства РФ», 10.05.2010, № 19, ст. 2284.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Хозяйственная деятельность

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.05.2010 № 316

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ – ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ОКТЯБРЯ 1993 Г. № 1090»

Вводятся новые правила обгона транспортных средств.

Внесены поправки в Правила дорожного движения, в том числе касающиеся применяемой терминологии и определений. В частности, введены такие понятия, как «дневные ходовые огни», «опережение», «препятствие», а также изменено понятие «обгона». Теперь обгон – это опережение транспортных средств с выездом на полосу встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Движение автомобиля со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства (по полосам попутного направления) будет являться «опережением». С учетом этого в новой редакции изложены положения, устанавливающие правила обгона и встречного разъезда. Кроме того, устанавливается требование, согласно которому в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни (внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося т/с спереди в светлое время суток). Будут введены новые знаки сервиса – «Телефон экстренной связи» и «Огнетушитель». Постановление Правительства РФ, которым вводятся изменения в ПДД, вступит в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.2010 № 79-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЕТЕРАНАХ"»

Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица должны обеспечиваться жильем независимо от их имущественного положения.

Это уточнение включено в статьи Федерального закона «О ветеранах», устанавливающие меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», членов семей погибших и умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, действие установленных им положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Опубликован в «Российской газете», № 98, 07.05.2010, «Собрании законодательства РФ», 10.05.2010, № 19, ст. 2287, «Парламентской газете», № 24, 14-20.05.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2010 № 112н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24 ИЮЛЯ 2009 Г. № 212-ФЗ "О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ" В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ДОГОВОРАМ АВТОРСКОГО ЗАКАЗА, ДОГОВОРАМ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА, ИЗДАТЕЛЬСКИМ ЛИЦЕНЗИОННЫМ ДОГОВОРАМ, ЛИЦЕНЗИОННЫМ ДОГОВОРАМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29.04.2010 № 17052.

Разъяснен порядок уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию в пользу физических лиц в связи с выплатами по отдельным видам гражданско-правовых договоров, регулируемых законодательством об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Приказом Минздравсоцразвития РФ разъяснены некоторые вопросы о выплатах, включаемых в базу для начисления страховых взносов, и лицах, в пользу которых уплачиваются указанные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды ОМС.

Разъяснено, в частности, что в базу для начисления страховых взносов не включаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы и искусства, и некоторым другим договорам, в пользу физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся постоянно или временно проживающими на территории РФ. При этом в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования РФ не включаются указанные выплаты в пользу любых физических лиц (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся постоянно или временно проживающими на территории РФ).

В объект обложения страховыми взносами не подлежат включению выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами (наследников авторов, иных физических лиц, которые приобрели у автора исключительное право на произведение либо право использования произведения по лицензионному договору), поскольку указанные физические лица не являются застрахованными лицами, в пользу которых уплачиваются страховые взносы.

Опубликован в «Российской газете», № 98, 07.05.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 24.03.2010 № 181н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УВЕДОМЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ЗА УСТАНОВЛЕНИЕМ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.05.2010 № 17132.

Негосударственный пенсионный фонд обязан уведомить ПФР об обращениях граждан за установлением накопительной части трудовой пенсии в установленный срок.

Утвержден порядок, устанавливающий требования к составлению такого уведомления, а также сроки его направления в Пенсионный фонд РФ. В уведомлении в обязательном порядке должны содержаться, в частности: полное наименование фонда с указанием ОПФ и ИНН, ФИО лица, обратившегося за установлением накопительной части трудовой пенсии, номер его страхового свидетельства, реквизиты заявления об установлении накопительной части трудовой пенсии. Одно уведомление может содержать сведения о нескольких застрахованных лицах. Уведомление должно быть направлено в ПФР не позднее 5 дней со дня установления застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии.

Опубликован в «Российской газете», № 103, 14.05.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Жилище

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.2010 № 70-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 104 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Служебные жилые помещения будут предоставляться гражданам не только в виде отдельной квартиры, но и в виде жилого дома.

Данное дополнение внесено в статью 104 Жилищного кодекса РФ, регламентирующую порядок предоставления служебных жилых помещений.

Опубликован в «Парламентской газете», № 23, 07–13.05.2010, «Российской газете», № 98, 07.05.2010, «Собрании законодательства РФ», 10.05.2010, № 19, ст. 2278.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

 

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

МОСКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Труд и занятость

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 04.05.2010 № 353-ПП

«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010–2012 ГГ.»

Установлена необходимость дальнейшего проведения мероприятий по развитию образовательной системы для малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010–2012 гг.

Ряду органов исполнительной власти города даны поручения по реализации указанных мероприятий. В саму Программу внесены корректировки, касающиеся ее финансового обеспечения.

На момент выхода номера документ опубликован не был.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Безопасность и охрана правопорядка

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 11.05.2010 № 372-ПП

«О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОДИНОКИХ И ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИХ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ»

Утвержден Регламент взаимодействия Департамента социальной защиты населения города Москвы и Главного управления внутренних дел по городу Москве при обеспечении безопасности одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов.

Утвержденный Регламент определяет порядок взаимодействия Департамента социальной защиты населения города Москвы и Главного управления внутренних дел по городу Москве при обеспечении безопасности одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов, предотвращения противоправных действий по отношению к ним, а также порядок взаимодействия в экстренных случаях и при оказании адресной социальной помощи.

Опубликовано в газете «Тверская, 13», № 58, 18.05.2010.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Социальное обеспечение и социальное страхование

ЗАКОН Московской области от 06.05.2010 № 49/2010-ОЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О РАЗМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"»

Вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Изменения и дополнения внесены в статью, определяющую размеры государственной социальной помощи в расчете на месяц для разных категорий граждан.

Так, для семей, состоящих из ветеранов Великой Отечественной войны, а также для одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны социальная помощь определяется в размере разницы между 200 процентами величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, и общим доходом семьи или доходом одиноко проживающего гражданина.

Установлена нижняя граница размера государственной социальной помощи, а также верхняя в месяц и в календарный год.

Опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 83, 14.05.2010.

Где найти:

ИБ Московская область

ЗАКОН Московской области от 06.05.2010 № 48/2010-ОЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"»

Вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

В Закон Московской области № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» внесены изменения.

Изменения коснулись статьи, устанавливающей дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, а также иных отдельных категорий граждан, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации: пополнен ряд дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам Великой Отечественной войны; участникам Великой Отечественной войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); участникам Великой Отечественной войны; лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).

Также скорректирована и дополнена статья, устанавливающая дополнительные меры социальной поддержки лиц, награжденных медалью «За оборону Москвы», и лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 83, 14.05.2010.

Где найти:

ИБ Московская область

Обзор подготовлен специалистами

отдела правовой экспертизы

группы компаний «ЭЛКОД»

ВОПРОС: О налогообложении НДС операций займа ценными бумагами, включая проценты по ним, дата начала займа по которым наступила до 1 января 2010 г., а дата окончания займа наступает после 1 января 2010 г., в порядке, действовавшем до 1 января 2010 г.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 06.05.2010 № 03-07-11/167]

С 1 января 2010 года не подлежат налогообложению НДС операции по предоставлению займа ценными бумагами, а также проценты по таким займам (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Согласно п. 8 ст. 149 НК РФ при отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, налогоплательщиками применяется тот порядок освобождения от налогообложения, который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты. С учетом приведенных положений налогового законодательства, а также правовых норм ГК РФ (п. 2 ст. 130 и п. 1 ст. 807 ГК РФ) Минфин РФ высказал следующую точку зрения: операции займа ценными бумагами, включая проценты по ним, дата начала займа по которым наступила до 1 января 2010 года, а дата окончания - после 1 января 2010 года, облагаются НДС в порядке, действовавшем до 1 января 2010 года. Следовательно, проценты по таким операциям займа ценными бумагами, получаемые заимодавцем, облагаются НДС.

ВОПРОС: ...Является ли камеральной проверкой контроль налогового органа за соблюдением сроков представления налогоплательщиком сведений о ССЧ работников за предшествующий календарный год? Каков порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки при применении к налогоплательщикам налоговой ответственности в виде штрафа за нарушение сроков представления сведений о ССЧ работников за предшествующий год?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 05.05.2010 № 03-02-08/28]

В письме обращено внимание, что налоговым законодательством не предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки на основе справки о среднесписочной численности работников без представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Обязанность налогоплательщиков представлять сведения о среднесписочной численности работников в налоговые органы в сроки, установленные абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ, предусмотрена указанным пунктом. Минфин РФ разъяснил, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством РФ срок таких сведений наступает в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. Порядок рассмотрения дел о таком налоговом правонарушении определяется согласно ст. 100.1 НК РФ.

ВОПРОС: О возможности принятия к вычету предъявленного в счетах-фактурах, составленных в условных единицах, НДС по приобретаемым товарам, расчеты по которым производятся в рублях.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 28.04.2010 № 03-07-11/155]

В письме сообщается, что гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не содержит норм, запрещающих принять к вычету предъявленный в счетах-фактурах, составленных в условных единицах, НДС по приобретаемым товарам, расчеты по которым производятся в рублях. При этом Минфин РФ отметил, что на основании пп. 1 и 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур, в т.ч. оформленных в условных денежных единицах, которые пересчитываются в рубли по курсу, действующему на дату принятия на учет товаров (работ, услуг).

ВОПРОС: Об обложении страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумм компенсационных выплат работникам.

[ОТВЕТ: письмо Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2010 № 526-19]

При разъяснении порядка обложения страховыми взносами различных компенсационных выплат работникам специалисты Минздравсоцразвития РФ обращаются к нормам ст. 57 ТК, устанавливающей обязательные для включения в трудовой договор условия оплаты труда, а также возможность включать в содержание трудового договора дополнительные выплаты, предусмотренные коллективным договором, соглашением и локальными нормативными актами. В этой связи специалисты Минздравсоцразвития РФ приходят к выводу, что облагаются страховыми взносами следующие выплаты и вознаграждения, начисленные организацией в пользу физического лица, состоящего с данной организацией в трудовых правоотношениях на основании трудового договора: оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака, смерти членов семьи; оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам за счет средств работодателя; единовременные поощрения за производственные результаты; единовременное поощрение при увольнении впервые в связи с уходом на пенсию. В общеустановленном порядке облагаются компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте по личным надобностям работникам и бытового топлива нуждающимся работникам. Одновременно указано, что не подлежат обложению страховыми взносами оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за членов семей работников, т.к. данная оплата производится организацией не на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

ВОПРОС: Об обложении страховыми взносами разовых выплат работникам, не указанных в трудовых, коллективных договорах, соглашении, локальных нормативных актах работодателя, и учете их при расчете среднего заработка для выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

[ОТВЕТ: письмо Минздравсоцразвития РФ от 10.03.2010 № 10-4/308103-19]

Из письма следует, что разовые выплаты, которые не предусмотрены ни в трудовых договорах с работниками, ни в коллективном договоре (соглашении, локальных нормативных актах работодателя), тем не менее производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и, значит, связаны с трудовыми договорами. Поэтому такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами на основании п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Минздравсоцразвития РФ напомнил, что с 1 января 2010 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, входят все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ. Это означает, что разовые выплаты работникам, не указанные в трудовых, коллективных договорах, соглашении, локальных нормативных актах работодателя, включаются в средний заработок для расчета пособий по временной нетрудоспособности.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

«Материалы. Бухгалтерский и налоговый учет»

[Семенихин В.В., «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2010]

Спектр вопросов, рассмотренных автором, очень разнообразен. Так, им проанализированы особенности документооборота активов, используемых в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг). Читатели узнают, какие аспекты учета материально-производственных запасов нужно отметить в учетной политике компании. Также в книге дается понятие производственных запасов, их классификация, порядок отражения в бухгалтерском учете организации производственных запасов, готовой продукции и товаров и др. Кроме того, прочитав книгу, можно подробно ознакомиться с порядком применения вычетов по НДС при ввозе товаров на таможню, особенностями приобретения материалов в условных единицах, порядком отражения в учете операции по приобретению материалов через комиссионера и т.д.

«Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения: учет и налогообложение»

[Опальская А.Л., Опальский А.Ю., «Налоговый вестник», 2010]

Одна из глав книги посвящена общим вопросам предпринимательской деятельности бюджетного учреждения: построение сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, методика определения расчетно-нормативных цен и затрат на оказанные услуги при построении данной сметы и т.д. Говоря об организации бюджетного учета, авторы касаются таких моментов, как отражение выручки по методу начисления, порядок отражения поступления выручки на счетах бюджетного учета, особенности отражения затрат при изготовлении готовой продукции, при продаже товаров, приобретенных бюджетным учреждением. В отдельную главу выделен раздел, в котором показано построение налогового учета в бюджетном учреждении. В частности, авторы останавливаются на особенностях отражения на счетах бюджетного учета НДС, в т.ч. при одновременном признании выручки как облагаемой, так и не облагаемой НДС. Характеризуя налогообложение налогом на прибыль, они комментируют отличия бюджетного и налогового учета доходов от коммерческой деятельности.

СТАТЬЯ: Контрагент уплатил неустойку. А как быть с НДС?

[Медведева Т.М., «НДС: проблемы и решения», 2010, № 4]

К причинам, приводящим к неисполнению или ненадлежащему исполнению договорных обязательств, относятся, в частности, следующие: просрочка оплаты товаров (работ, услуг), несоблюдение сроков исполнения обязательств, немотивированный отказ от приемки товаров (работ, услуг), нарушение условий об их количестве (объеме) и качестве. Наличие данных обстоятельств позволяет применить штрафные санкции к стороне, нарушившей договорные обязательства. В статье даются ответы на следующие вопросы: признаются ли штрафные санкции, предусмотренные договором, объектом обложения НДС и если признаются, то в каких ситуациях это происходит? Вначале автор кратко останавливается на основных понятиях гражданского и налогового законодательства, касающихся применения штрафных санкций. Далее он переходит к более подробному рассмотрению наиболее распространенных ситуаций, возникающих при нарушении договорных обязательств, а именно: начисление НДС на суммы санкций, получаемых покупателем от поставщика (поставщиком от покупателей). Кроме того, автор приводит соответствующую судебную практику при рассмотрении споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу налогообложения сумм штрафных санкций, а также показывает, как правильно начислить сумму штрафных санкций при нарушении обязательств по оплате.

ВОПРОС: В марте 2010 г. в организацию на постоянное место работы устроился сотрудник, имевший в январе - феврале 2010 г. иное место работы. Согласно представленной справке по форме 2-НДФЛ с предыдущего места работы в 2010 г. ему была выплачена не облагаемая НДФЛ материальная помощь в размере 4 000 руб. Подлежит ли налогообложению в дальнейшем выплата материальной помощи по новому месту работы?

[Власов А.В., «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2010, № 8]

При расчете налоговой базы по НДФЛ не учитываются доходы, полученные физическим лицом от других налоговых агентов (абз. 3 п. 3 ст. 226 НК РФ). Следовательно, соответствующую льготу в виде освобождения от налогообложения определенных сумм предоставляет физическому лицу работодатель - налоговый агент, который обязан исчислить НДФЛ без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных другими налоговыми агентами сумм НДФЛ. В этой связи автор приходит к заключению: т.к. НК РФ не предусмотрено каких-либо ограничений по возможности предоставления названной льготы новым работодателем в зависимости от ее использования работником по предыдущему месту работы, то материальная помощь, выплаченная работнику в дальнейшем по новому месту работы, не облагается НДФЛ в установленных пределах.

ВОПРОС: Организация в 2010 г. в случаях, предусмотренных законодательством, производит выплату пособия по временной нетрудоспособности. В отдельных случаях источником оплаты двух первых дней временной нетрудоспособности являются средства организации. Подлежат ли соответствующие выплаты обложению страховыми взносами?

[Власов А.В., «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2010, № 8]

Уплата соответствующих сумм за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя предусмотрена законодательством и вне зависимости от источника выплаты является гарантированным государством пособием. Кроме того, по мнению автора, указанные суммы можно квалифицировать как вид обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Следовательно, говорит автор, на основании положений п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ оплата работнику пособия по временной нетрудоспособности в связи с его заболеванием за первые два дня нетрудоспособности, произведенная за счет средств организации, не облагается страховыми взносами.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»


Гражданское право

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ: КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 1998 Г. № 14-ФЗ»

[постатейный, Борисов А.Н., «Юстицинформ», 2010]

Данный материал представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в котором учтены внесенные в него основные изменения и дополнения.

В Комментарии раскрываются общие положения Закона, затрагиваются вопросы, связанные с ответственностью общества, его фирменным наименованием и местом нахождения, созданием филиалов и открытием представительств, образованием дочерних и зависимых обществ. Исследуются правовое положение общества, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации, формирования его уставного капитала. Используются разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

«ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ: ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 17 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[под ред. П.В. Крашенинникова, «Статут», 2010]

Комментируя нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие основы отношений, участниками которых являются государственные и муниципальные образования, граждане и юридические лица, по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, авторский коллектив затрагивает вопросы о правомочиях собственника земли, содержании понятия земельного участка, правах на землю несобственников земельных участков, пожизненном наследуемом владении и постоянном (бессрочном) пользовании земельным участком, ограниченном пользовании чужим земельным участком (сервитуте), прекращении прав владения и пользования этим объектом недвижимости и др.

«КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 3 ИЮНЯ 2009 Г. № 103-ФЗ "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ". С УЧЕТОМ НОВЕЙШИХ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ"»

[постатейный, Рукавишникова И.В., «Юстицинформ», 2010]

Данная работа представляет собой комментарий Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», нормы которого регламентируют основы указанной деятельности, определяют условия осуществления приема платежей, устанавливают особые требования к выдаваемому платежным агентом плательщику кассовому чеку, а также требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц, вводят порядок по осуществлению контрольных мероприятий в исследуемой области правоотношений.

«ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ»

[Николюкин С.В., «Юстицинформ», 2010]

Автор монографии отмечает, что посредничество во внешнеторговой деятельности направлено на обеспечение первоначальных контактов между заинтересованными предпринимателями, оказание содействия в заключении сделок и на получение посреднического процента от суммы заключенных контрактов. В работе поставлена цель – указать и рассмотреть наиболее распространенные из внешнеторговых посреднических сделок в коммерческом обороте (агентский договор, договор поручения, дистрибьюторское соглашение, договоры комиссии и консигнации, транспортной экспедиции, коммерческой концессии, поручения и др.), а также дать рекомендации по заключению различных посреднических сделок. Книга содержит анализ российского и иностранного законодательства, материалы арбитражной практики Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.

Где найти:

ИБ Постатейные комментарии и книги

Гражданское право

СТАТЬЯ: ПРАВОВЫЕ РИСКИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ

[Васькин В.В., Мустафин Р.Р., «Жилищное право», 2010, № 3]

В представленной статье проводится правовой анализ рисков, возникающих при совершении сделок с недвижимым имуществом, а именно в случае заключения договора с использованием доверенностей, выданных продавцу недвижимости, и при заключении предварительных договоров купли-продажи; говорится о проблемах установления лиц, правомочных на отчуждение имущества, и о злоупотреблениях при государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

СТАТЬЯ: ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ И ОТНОШЕНИЯ ИЗ НЕГО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

[Палшкова А.М., «Наследственное право», 2009, № 4]

Гражданским кодексом РФ предусмотрено право завещателя возлагать на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц, которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности. Данный институт, именуемый завещательным отказом, детально исследуется автором публикации на предмет определения его правовой природы, содержания регулируемых отношений, а также проблемных моментов исполнения завещательного отказа.

Финансы

СТАТЬЯ: НОВЫЙ ПОРЯДОК УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2010 Г. И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

[Неляпина Ю.В., «Социальное и пенсионное право», 2010, № 1]

Автор комментирует особенности нового порядка уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в условиях принятия Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ и утраты силы положений главы 24 Налогового кодекса РФ о едином социальном налоге.

Окружающая природная среда и природные ресурсы

СТАТЬЯ: ОЦЕНКА ЗЕМЛИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: РАЗБИРАЕМСЯ С ПОНЯТИЯМИ

[Панфилова М.Р., «Экологическое право», 2009, № 5/6]

Исследуя новый для земельного права институт оценки земли, автор в своей работе уделяет внимание проблемам его правоприменения. Здесь проводится анализ действующего законодательства в области регулирования земельных отношений, даются ответы на вопросы о том, на решение каких задач направлено эффективное управление земельными ресурсами, какие цели преследует оценка земельных участков, что принимается во внимание при определении наиболее эффективного использования земли, каковы особенности государственной кадастровой оценки земли и др.

Где найти:

ИБ Юридическая пресса

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»


Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 16283/09

По делу № А34-571/2009 «Условие договора уступки права требования, предусматривающее переход права после его оплаты, не противоречит гл. 24 ГК РФ»

Суть спора

ООО «Кетовский коммерческий банк» (далее – банк) уступило ЖСК «Универсал» (далее – кооператив) право требования к ОАО «Зерно Зауралья» (далее – общество) и физическому лицу. Договором уступки права требования была предусмотрена поэтапная оплата. Кроме того, было установлено, что переход права требования осуществляется после полной оплаты.

Кооператив внес первый платеж в счет оплаты данного права, однако в отношении общества была введена процедура наблюдения, и банк был признан конкурсным кредитором на сумму прав требований. В связи с этим кооператив обратился с иском о расторжении договора уступки ввиду существенного изменения обстоятельств и утраты интереса к сделке.

При рассмотрении данного дела возникли следующие вопросы: противоречит ли условие договора, согласно которому переход права требования осуществляется после его оплаты, гл. 24 ГК РФ и, соответственно, можно ли на этом основании признать такой договор ничтожным?

Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, исходя из того, что уступаемое право требования не перешло и не могло перейти к кооперативу при заключении данного договора, поскольку переход права поставлен в зависимость от внесения платежей в соответствии с графиком. Следовательно, банк как первоначальный кредитор не выбыл из обязательственного правоотношения, т.е. уступка права требования не состоялась. На основании этого суд признал данный договор ничтожным как противоречащий гл. 24 ГК РФ. Вследствие ничтожности договора его расторжение невозможно.

Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что уступка права требования не состоялась, поэтому спорный договор противоречит требованиям § 1 гл. 24 ГК РФ и является недействительным. Следовательно, он не может быть расторгнут, в том числе по правилам п. 2 ст. 451 ГК РФ.

Суд кассационной инстанции поддержал выводы судов нижестоящих инстанций.

Следует обратить внимание на то, что суды апелляционной и кассационной инстанций не исследовали вопрос расторжения указанного договора в связи с существенным изменением обстоятельств, под которыми кооператив понимал введение процедуры наблюдения в отношении общества.

ВАС РФ в определении от 01.02.2010 № 16283/09 по данному делу (далее – Определение) пришел к выводу о необходимости пересмотра указанных судебных актов в связи с ошибочностью изложенных в них выводов.

В Определении ВАС РФ указал на то, что условия, предусмотренные договором уступки права требования, не противоречат гл. 24 ГК РФ, так как данная глава не содержит запрета на включение в договор условий, обусловливающих момент перехода уступаемых прав от цедента к цессионарию исполнением последним обязанностей по оплате приобретаемого права.

Этой же позиции придерживается и судебная практика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2008 № Ф08-1315/08 по делу № А63-1851/2004-С2-14). Необходимо отметить, что суды применяют к данным отношениям нормы о предварительной оплате товара (ст. 487 ГК РФ), поскольку квалифицируют возмездную уступку права требования куплей-продажей имущественного права (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.12.2007 по делу № А79-10163/2006, постановление ФАС Центрального округа от 24.04.2009 № Ф10-1203/09 по делу № А68-6244/08-52/ГП-9-08).

Судебная коллегия ВАС РФ согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что банкротство общества не является существенным изменением обстоятельств и не влечет удовлетворения требования кооператива о расторжении договора на основании п. 2 ст. 451 ГК РФ, поскольку данное обстоятельство не может быть признано непредвиденным, как того требует указанная норма.

Следует отметить, что судебная практика также исходит из того, что банкротство не является существенным изменением обстоятельств (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.09.2008 № А33-1218/08-Ф02-4273/08 по делу № А33-1218/08, постановление ФАС Поволжского округа от 14.12.2009 по делу № А65-11360/2009, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.04.2007 № Ф08-1703/2007 по делу № А25-883/2006-7). Исключением признается только один случай – признание несостоятельными (банкротами) обеих сторон договора (определение ВАС РФ от 26.01.2009 № 378/09 по делу № А14-2592/2008-109/9).

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – Президиум ВАС РФ) отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение, согласившись с доводами, изложенными в Определении.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что условие договора уступки права требования, предусматривающее переход права после его оплаты, не может являться основанием для признания этой сделки ничтожной, поскольку такое условие не противоречит гл. 24 ГК РФ и согласуется с принципом свободы договора.

Кроме того, Президиум ВАС РФ указал на то, что суды нижестоящих инстанций не рассмотрели по существу исковое требование кооператива о расторжении договора уступки и не дали правовую квалификацию обстоятельствам, на которые тот ссылался, исходя из положений гл. 29 ГК РФ.

ВАС РФ обратил внимание на следующее: «судами не оценены действия банка как профессионального участника рынка долговых обязательств, финансовых услуг по вступлению его в договорные отношения по уступке денежного требования с непрофессиональным участником такого рынка – некоммерческой организацией, которая вправе рассчитывать на получение достаточной и достоверной информации при заключении с банками договоров, влекущих высокие риски возникновения убытков, по заключению спорной сделки незадолго до возбуждения в отношении должника дела о банкротстве и включению первоначального кредитора – банка – на полную сумму требований в реестр кредиторов должника (общества)».

Президиум ВАС РФ не разъяснил, в чем должна была состоять данная оценка. Не исключено, что речь идет о возможности квалификации заключения банком спорного договора уступки как злоупотребления правом с его стороны.

Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в рассматриваемом постановлении толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Сообщаем, что исходя из п. 5.1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 № 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» и п. 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 № 1-П рассматриваемое постановление Президиума ВАС РФ не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не содержит прямого указания на то, что изложенные в нем правовые позиции имеют обратную силу.

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»


Новости

Сроки представления в ПФР и ФСС расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

[Письмо Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2010 № 422-19 «О сроках представления новых расчетов по страховым взносам»]

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ отчетными периодами по страховым вносам признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же – расчетный период). По итогам каждого отчетного периода плательщики страховых взносов обязаны отчитаться перед территориальными органами ПФР и ФСС (по месту своего учета). Расчет в ПФР по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование представляется до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в ФСС по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Поскольку ранее в отношении ЕСН срок уплаты был обозначен как «не позднее» определенной даты, то плательщики страховых взносов оказались в некотором замешательстве – до какого же числа нужно подавать расчеты в контролирующие органы?

Минздравсоцразвития РФ разъяснило следующее: «до 1-го числа» и «до 15-го числа» означает, что срок представления расчетов истекает в дни, предшествующие указанным датам. Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Поэтому последним днем представления расчета в ПФР за I квартал 2010 г. является 30 апреля, за полугодие – 2 августа, за 9 месяцев – 1 ноября, за 2010 г. – 31 января 2011 г. Расчет в ФСС России за I квартал 2010 г. представляется 14 апреля, за полугодие – 14 июля, за 9 месяцев – 14 октября, за 2010 г. – 14 января 2011 г. включительно.

Комментарии

Как учесть отпускные, если отпуск начинается в одном отчетном периоде, а заканчивается в другом?

[Письмо Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/288]

В соответствии со ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка. При перечислении отпускных у организаций всегда возникает вопрос: как учесть данные расходы, если время отдыха работника приходится на два отчетных периода по налогу на прибыль?

В рассматриваемом письме Минфин России разъяснил порядок признания таких затрат. В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ отпускные учитываются в составе расходов на оплату труда, которые при методе начисления признаются ежемесячно (п. 4 ст. 272 НК РФ). В п. 1 ст. 272 НК РФ указано, что расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся, независимо от фактической выплаты денежных средств. На основании данных норм финансовое ведомство приходит к выводу, что отпускные учитываются в расходах пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период.

Аналогичная точка зрения уже высказывалась в письмах Минфина России от 13.04.2010 № 03-03-06/1/255, от 28.03.2008 № 03-03-06/1/212, УФНС России по г. Москве от 25.08.2008 № 20-12/079463 и была подтверждена некоторыми судами (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.11.2007 № А56-39310/2006).

Но к решению данного вопроса можно предложить и другой подход, который сложился в судебной практике. В соответствии со ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Значит, организация фактически несет затраты по выплате отпускных единовременно в полном объеме независимо от того, что отпуск приходится на разные отчетные периоды, а Налоговый кодекс РФ не содержит правил, предписывающих учитывать данные расходы пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период. Кроме того, по смыслу п. 4 ст. 272 НК РФ, который является специальной нормой по отношению к п. 1 данной статьи, получается, что отпускные учитываются исходя из начисленных сумм. Следовательно, данные затраты включаются в расходы в полном объеме без деления на части в том месяце, в котором они понесены. Такая точка зрения отражена в постановлениях ФАС Московского округа от 24.06.2009 № КА-А40/4219-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 № Ф04-7507/2008(16957-А46-15), ФАС Уральского округа от 08.12.2008 № Ф09-9111/08-С3. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, организация может включить в расходы отпускные в том периоде, в котором они выплачены, независимо от того, что отпуск приходится на два отчетных периода. Однако правомерность данной точки зрения придется отстаивать в суде.

Судебное решение недели

Инспекция обязана вернуть НДС, даже если в судебном процессе, в результате которого отказ в возмещении был признан незаконным, налогоплательщик не заявлял требования о возврате.

[Постановление ФАС Московского округа от 21.04.2010 № КА-А40/3645-10]

Организация выиграла в суде спор с налоговым органом: отказ в возмещении НДС был признан недействительным. Компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате спорных денежных средств. Однако налоговый орган снова не исполнил требование налогоплательщика. На этот раз отказ был обоснован тем, что вопрос о возврате налога не являлся предметом рассмотрения данного спора, компания не заявляла в суде способ восстановления нарушенных прав. Организация не согласилась с таким решением и обратилась в суд с требованием обязать инспекцию вернуть налог.

Суд отклонил доводы налогового органа и указал следующее. Право налогоплательщика на возмещение НДС подтверждено судебными актами. В соответствии с п. 6 ст. 176 НК РФ денежные средства возвращаются на расчетный счет по заявлению организации. Поскольку судебные акты о признании недействительным отказа в возмещении вступили в законную силу и налогоплательщик обращался в инспекцию с соответствующим заявлением, последняя нарушила требования ст. 16 АПК РФ, согласно которой решения суда являются обязательными для всех и должны исполняться на всей территории России. Суд отметил, что отсутствие в резолютивной части судебного акта указания на обязанность инспекции возместить налог не является основанием для отказа в возмещении, так как в рамках рассмотрения неимущественного требования суд подтвердил правомерность применения нулевой ставки и признал незаконным отказ в возмещении НДС.

Следует отметить, что согласно п. 6 постановления Пленума ВАС России от 18.12.2007 № 65 в случае признания отказа в возмещении НДС незаконным по причине его необоснованности суд должен обязать инспекцию возместить налог. Если же налоговый орган представит при рассмотрении дела новые возражения для отказа и суд посчитает их обоснованными, то суд должен признать отказ незаконным без обязания инспекции возместить спорную сумму.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»


Ликвидация юридических лиц по Гражданскому кодексу РФ и ее альтернативы

Интервью с руководителем Правового центра ЗАО «ЮНА-Консалт» Александром Москалевым.

Определимся с понятием «ликвидация юридического лица».

В соответствии с Гражданским кодексом РФ «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» (ч. 1 ст. 61). По закону юридическое лицо считается ликвидированным в момент внесения записи о его ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На практике под ликвидацией юридического лица часто подразумеваются различные действия, направленные на прекращение какой-либо связи акционера (участника общества) с этим юридическим лицом. (Так как 80% организаций действуют в организационно-правовой форме ООО, далее будет использоваться понятие «участник»). Таким образом, наряду с официальной ликвидацией появилось понятие «альтернативная ликвидация», при которой организация не перестает существовать, но связь между нею и текущим участником прерывается.

Расскажите о способах официальной ликвидации юридических лиц.

– К официальным способам относятся ликвидация юрлиц по Гражданскому кодексу РФ и исключение юрлица из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа.

Начнем с первого. Участники общества принимают решение о ликвидации организации, уведомляют налоговый орган о решении ликвидировать юридическое лицо, публикуют объявление в специализированных СМИ о предстоящей ликвидации организации. Затем выявляют всех кредиторов и дебиторов и уведомляют их о ликвидации. Далее ликвидируемую организацию ждет налоговая проверка, после проведения которой налоговый орган выдает справку об отсутствии задолженности перед бюджетом, то же самое и в отношении внебюджетных фондов. Затем на общем собрании участников утверждается промежуточный ликвидационный баланс, регистрируется в налоговом органе и производятся взаиморасчеты с кредиторами. После чего собирается комплект документов, составляется и утверждается на общем собрании участников ликвидационный баланс и регистрируется ликвидация организации. По времени официальная ликвидация занимает не менее 6 месяцев.

– В каких случаях юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа?

– Этот способ прекращения деятельности организации появился несколько лет назад, когда на государственном уровне встала задача «почистить» реестр юридических лиц, «засоренный» фактически не действовавшими фирмами. Специальным законом налоговый орган наделили правом исключения из ЕГРЮЛ организаций, удовлетворяющих одновременно двум условиям: юридическое лицо более года не сдает налоговую отчетность и не пользуется расчетным счетом. Налоговая проверка в этом случае не проводится. И это только один из плюсов наряду с абсолютной законностью и завершенностью процесса ликвидации, экономичностью и минимальным уровнем вовлечения в процесс ликвидации участников общества.

Минусом данного способа ликвидации является то, что им нельзя воспользоваться по собственной инициативе, так же как нельзя и контролировать процесс. Исключение организации из ЕГРЮЛ – право налоговой, но не обязанность.

Еще один минус заключается в том, что процедура достаточно растянута во времени. И наконец, в тот момент, когда юридическое лицо перестает представлять налоговую отчетность, оно совершает налоговое правонарушение и за это может быть привлечено к ответственности.

– Какие еще способы ликвидации юридических лиц предлагаются на рынке юридических услуг?

– Существуют и альтернативные способы ликвидации: инициирование ликвидации юридического лица, смена директора и участника, реорганизация.

Первый способ – инициирование ликвидации – простой, но малопопулярный. Общим собранием участников принимается решение о ликвидации организации и направляется уведомление в налоговый орган. Начиная с этого момента юридическое лицо перестает осуществлять коммерческую деятельность, сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Однако каких-либо дальнейших действий по ликвидации ликвидатор не предпринимает. Законом не оговорены сроки, в которые необходимо закончить процедуру ликвидации, поэтому она может затянуться на неопределенный срок. Плюсы: минимальное вовлечение участников в процесс ликвидации. Минусы: незавершенный до конца процесс – юридическое лицо остается в реестре юридических лиц.

Второй способ альтернативной ликвидации юридического лица, используемый приблизительно в 70% случаев, – смена директора и участника. Суть его состоит в том, что участник отчуждает принадлежащие ему доли или акции в пользу третьего лица, которое в дальнейшем будет числиться директором/участником данной организации. Вероятность налоговой проверки в этом случае минимальна, так как данное регистрационное действие не вызывает никаких сомнений и подозрений у налогового органа. Плюсы этого способа: быстро и относительно недорого. Смена директора/участника регистрируется в течение 5 рабочих дней.

Реорганизация – третий способ альтернативной ликвидации – имеет две формы: слияние и присоединение. Как правило, реорганизация связана с выводом юрлица из региона. Суть первой заключается в том, что несколько юридических лиц объединяются и создается новое юридическое лицо. Суть второй формы в том, что юридическое лицо А присоединяется к юридическому лицу B, в результате чего присоединенное А будет исключено из реестра, а B станет правопреемником А. В свою очередь юридическое лицо B будет присоединено к другому юридическому лицу С и так далее. При реорганизации существует риск налоговой проверки. К плюсам можно отнести то, что юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ. По времени этот способ альтернативной ликвидации занимает около 3 месяцев.

– Что Вы можете порекомендовать заказчику услуг по ликвидации юридического лица?

– Обращаться в юридические компании, которые давно работают на рынке и дорожат своей репутацией. За долгие годы работы накапливается богатый опыт в решении задач разной степени сложности. Срок работы юридической компании – важный критерий ее надежности. Например, ЗАО «ЮНА-Консалт», входящее в состав группы компаний «ЭЛКОД», основано в 1994 году. Наши специалисты способны предложить клиенту тот или иной способ ликвидации – наилучший в сложившейся ситуации.

Для получения консультаций обращайтесь на бесплатную горячую линию по регистрации, перерегистрации, ликвидации юридических лиц: (495) 956-06-97.

Материал подготовлен Ю.А. Тараниной,

копирайтером компании «ЭЛКОД»

Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары



Профессиональное обучение

В мае у группы компаний «ЭЛКОД» – день рождения! Для своих клиентов – пользователей КонсультантПлюс Центр образования «ЭЛКОД» подготовил подарок: вы можете посетить 18 мероприятий ЦО «ЭЛКОД» за 50% их стоимости при регистрации на сайте www.eduel.ru.

Подробные условия участия в данной акции – на сайте www.eduel.ru в разделе «Новости».

Расписание семинаров, мастер-классов, тематических практикумов

1С:КОНСАЛТИНГ

Программа на май – июнь 2010 года

учебные курсы

25 мая

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 8». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

NEW! 1 июня,

8 июня

15.30–19.30

Ведение учета по упрощенной системе налогообложения в программе «1С:Предприятие 8». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

15 июня

15.30–19.30

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 7.7». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

22 июня

15.30–19.30

Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С:Заплата и Управление персоналом 8» (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)