Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Август 2010

пн вт ср чт пт сб вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №15 (178), 2 августа 2010 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательствоМосковское законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Материалы судебных инстанций, арбитраж

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ/НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО /ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Мама, папа, я ... дружная семья?
ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ



Новости

Новости


Когда придет трамвай, спроси у остановки

В Москве появилась автобусная остановка, подключенная к Интернету.

Теперь москвичам будет не так скучно ждать автобуса. На севере столицы, на Тимирязевской улице, заработала первая остановка общественного транспорта, оснащенная солнечными батареями и подключенная к Интернету.

Остановка, разработанная голландскими специалистами, оснащена кнопкой вызова экстренных служб, оборудована камерами видеонаблюдения и подключена к Интернету. С помощью сети Интернет москвичи в случае непредвиденных обстоятельств смогут позвонить в УВД, вызвать скорую помощь, а также другие службы, которые оперативно отреагируют на сигнал.

Кроме того, на новой остановке можно будет получить информацию о движении автобусов и другого транспорта.

Если эксперимент увенчается успехом, то аналогичные остановки появятся и в других районах округа.

Ночные децибелы

На рассмотрение Госдумы внесены поправки в Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленные на охрану здоровья граждан от вредного воздействия уличного шума ночью.

На сегодняшний день государство располагает вполне современной нормативной базой в области шума, инфра-, ультразвука и вибрации. Достаточно сказать, что на эту тему есть больше 300 нормативных документов. Но, несмотря на это, общего серьезного закона с не менее серьезными санкциями пока еще нет. Поэтому, уверены авторы поправок, назрела необходимость в принятии правовых норм, регламентирующих защиту граждан, территории и окружающей среды от вредных шумовых воздействий.

В направленном в Госдуму законопроекте прописаны конкретные нормы. По ним ночью, а именно с 23.00 до 7.00 утра не просто нельзя шуметь. Новым документом вводится список запрещенных «шумовых эффектов». Список весьма подробный, и в перечень запретов, помимо прочего, включены любые ремонтные и строительные работы.

Появился специальный запрет на нарушение тишины и для соседей: поправками запрещено ночное использование на всю мощь телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и всяких прочих звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств.

Есть в законе положение, связанное и с автолюбителями, которые ночью включают музыку в машине на полную громкость. Деяния этих граждан тоже оказались под запретом. Такие же ограничения касаются и круглосуточно работающих палаток и магазинчиков. Кстати, раньше о грохоте музыки в транспортных средствах и объектах мелкорозничной торговли нигде не говорилось.

Еще одно замечательное преимущество нового законопроекта – в нем дан перечень объектов, которые должны быть защищены от шума ночью. Это в первую очередь больницы, диспансеры, санатории, дома отдыха, пансионаты, интернаты для детей, престарелых и инвалидов, гостиницы, общежития, жилые дома, школьные и дошкольные образовательные учреждения.

Принятие законопроекта позволит в дальнейшем установить нормы административной ответственности. Рассмотрение этого документа запланировано уже на эту осень. Авторы надеются, что такой важный законопроект будет принят быстро и без особых проблем, потому как ночная тишина сегодня – большая ценность и, к сожалению, большая редкость.

www.rg.ru

Блиц - информация

Россия будет отмечать День окончания Второй мировой войны.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"». Законом устанавливается новая памятная дата России: 2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год). В этот день был подписан акт о капитуляции Японии. Однако следует иметь в виду, что речь идет лишь о памятной дате, а не о новом выходном дне.

Запись на регистрацию автотранспорта будет вестись через Интернет.

В ближайшее время перечень услуг, предоставляемых органами Госавтоинспекции гражданам через Интернет, будет совершенствоваться. В частности, через Интернет будет вестись запись на государственный технический осмотр и регистрацию автотранспорта. Сейчас на сайте ГИБДД можно найти и распечатать квитанцию по оплате административных штрафов и госпошлин, получить инструкцию действий по регистрации или снятию с учета автотранспорта, прохождению государственного техосмотра. При этом в рамках развития электронного Правительства РФ в ближайшее время все «бумажные» действия можно будет совершать через Интернет, в связи с чем посещения подразделений ГАИ будут сведены к минимуму.

Федеральное законодательство

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.07.2010 № 161-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ»

Скорректированы основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2010 год.

Внесение изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» связано с увеличением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ. Так, в частности, показатели прогнозируемого общего объема доходов и расходов бюджета Фонда увеличены почти на 8,8 млрд рублей. Предельный объем профицита бюджета Фонда (в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий) определен в размере 282 008 305,2 тыс. рублей; в части, не связанной с формированием указанных средств, дефицит бюджета установлен в сумме 7 791,8 тыс. рублей. На покрытие дефицита бюджета Фонда в 2010 году из федерального бюджета могут предоставляться дополнительные ассигнования, предоставляемые за счет межбюджетных трансфертов.

Опубликован в «Российской газете», № 163, 26.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минрегиона РФ от 07.06.2010 № 274

«О РАСПРЕДЕЛЕНИИ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПОДПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ» ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ» НА 2002–2010 ГОДЫ В 2010 ГОДУ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.07.2010 № 17865.

Бюджетам субъектов РФ распределены средства федерального бюджета на реализацию в 2010 году подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Всего на указанные цели распределены средства федерального бюджета в размере 4 877 000,00 тыс. рублей. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы утверждены постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285. Правила устанавливают порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 26.05.2010 № 440

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ КОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В КРЕДИТ В 2009–2010 ГОДАХ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОЗМЕЩАЮТСЯ ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ ИСХОДЯ ИЗ ДВУХ ТРЕТЬИХ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12.07.2010 № 17774.

Дополнен перечень автомобилей, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009-2010 годах кредитным организациям будут возмещаться выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Банка России.

В перечень автомобилей, который содержит 51 позицию, включая модели: Chevrolet NIVA, Chevrolet Cruze, Ford Focus, Renault Logan, Skoda Oсtavia, LADA, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, ТагАЗ – добавлена модель Peugeot 308.

В соответствии с Правилами предоставления в 2009 году за счет средств федерального бюджета субсидий кредитным организациям..., утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 марта 2009 года № 244, субсидии предоставляются кредитным организациям ежемесячно для возмещения выпадающих доходов кредитных организаций вследствие предоставления ими скидок исходя из двух третьих ставки рефинансирования Банка России при выдаче физическим лицам кредитов на приобретение автомобилей стоимостью не более 600 тыс. рублей и полная масса которых не превышает 3,5 тонны.

Опубликован в «Российской газете», № 156, 16.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 05.05.2010 № ШС-37-3/1162@

«О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ПРИЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ С 01.01.2010 РАСХОДОВ В ВИДЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ»

Разъяснен порядок признания в целях налогообложения прибыли страховых взносов, уплачиваемых вместо отмененного ЕСН.

В письме Минфина РФ, направленном для использования в работе налоговых органов, сообщается, что страховые взносы, уплачиваемые на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом отмечено, что порядок исчисления страховых взносов, установленный указанным Федеральным законом, отличен от действующего ранее порядка исчисления ЕСН, и не увязан с учетом выплат и иных вознаграждений физическим лицам в составе расходов в целях налогообложения прибыли. Таким образом, страховые взносы, начисленные как в отношении учитываемых, так и в отношении не учитываемых при налогообложении прибыли выплат и иных вознаграждений работникам, признаются в составе расходов по налогу на прибыль организаций на основании указанной выше нормы. Датой признания таких расходов в налоговом учете является дата их начисления.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] Казначейства РФ от 02.04.2010 № 42-7.4-05/5.1-194

«О САНКЦИОНИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ»

Разъяснены отдельные вопросы санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих по госконтрактам, заключенным в электронной форме.

Сообщено, в частности, что в случае, если по результатам аукционов в электронной форме государственные (муниципальные) контракты заключаются в форме электронного документа с использованием ЭЦП (электронной цифровой подписи), государственный заказчик для оплаты возникающих денежных обязательств вправе представлять в органы Федерального казначейства указанные контракты посредством системы электронного документооборота, подтвержденные ЭЦП.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 09.07.2010 № ШС-37-3/6330@

«О РАЗМЕЩЕНИИ НА САЙТЕ ФНС РОССИИ ДОКУМЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»

На интернет-сайте налоговых органов в рубрике «ФНС России» создана подрубрика «Таможенный союз».

Адрес сайта http://www.nalog.ru. В названной подрубрике в разделе «Международные договоры» размещены нормативные акты, касающиеся вопросов взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) в рамках Таможенного союза. Сообщается также о том, что в данной подрубрике предполагается создание иных тематических разделов, в том числе планируется размещение образцов форм транспортных (товаросопроводительных) документов.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Банковское дело

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 18.05.2010 № 2446-У

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 7 СЕНТЯБРЯ 2007 ГОДА № 311-П «О ПОРЯДКЕ СООБЩЕНИЯ БАНКОМ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ ОБ ОТКРЫТИИ ИЛИ О ЗАКРЫТИИ СЧЕТА, ОБ ИЗМЕНЕНИИ РЕКВИЗИТОВ СЧЕТА»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2010 № 17755.

Внесены уточнения в порядок сообщения банком в электронном виде в налоговый орган об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета налогоплательщика.

Согласно поправкам, внесенным в текст Положения Банка России от 07.09.2007 № 311-П, регламентирующего указанные выше вопросы, передача электронного сообщения осуществляется банком через Центр информационных технологий Банка России (ЦИТ) (ранее – через Главный Центр информатизации Банка России (ГЦИ)). Помимо этого, в частности, установлено, что электронное сообщение, сформированное филиалом банка, не имеющим БИК и осуществляющим расчеты через корреспондентский субсчет другого филиала банка, может быть направлено в уполномоченный налоговый орган через филиал, имеющий БИК. При этом обязательным условием является наличие у этого филиала полномочий, во-первых, по самостоятельному направлению электронных сообщений, а во-вторых – полномочий по принятию и направлению электронных сообщений, сформированных филиалом банка, не имеющим БИК. В новой редакции изложены отдельные приложения к документу, в том числе: приложение № 1 «Форматы и структура электронных сообщений», приложение № 5 «Форматы и структура квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещения об ошибках».

Опубликовано в «Вестнике банка России», № 42, 21.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Хозяйственная деятельность

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.07.2010 № 167-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кадастровая оценка недвижимости будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В указанный закон включена новая глава, регулирующая государственную кадастровую оценку и устанавливающая порядок принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки (соответствующими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, которые могут передавать эти полномочия органам местного самоуправления), порядок формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, порядок определения кадастровой стоимости, составления отчета об определении кадастровой стоимости и экспертизы такого отчета, порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости, их опубликования, а также, в частности, порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (предусматривающий, в том числе, возможность рассмотрения таких споров в специальных комиссиях, порядок работы которых подробно регламентирован). Большинство указанных положений вступит в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона; в отношении них установлены переходные положения, в соответствии с которыми текущая процедура государственной кадастровой оценки земель не изменяется.

С 1 января 2011 года вступит в силу изменение, внесенное в Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц», устанавливающее, что порядок расчета инвентаризационной стоимости подлежащего налогообложению недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (в настоящее время им является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, подведомственная Минэкономразвития РФ).

В Земельный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся, в частности, порядка оценки земельных участков. Установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. До внесения изменений Земельный кодекс РФ предписывал при определении рыночной стоимости земельного участка устанавливать его кадастровую стоимость в процентах от рыночной стоимости.

В перечисленные законодательные акты внесены и другие изменения, в том числе уточняющие ограничения на осуществление оценочной деятельности в отношении оценщиков, имеющих имущественный интерес к объекту оценки, а также, в частности, уточняющие порядок определения видов разрешенного использования земельных участков.

Опубликован в «Российской газете», № 163, 26.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.07.2010 № 530

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ПЕРЕЧНЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ, И ПЕРЕЧНЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ, ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛИЧЕСТВА КОТОРЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕМУ СУБЪЕКТУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ВЫПЛАТА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ»

Правительство РФ будет устанавливать предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары в случаях резкого повышения цен на них.

Согласно утвержденным Правилам в случае если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ (субъектов РФ) рост розничных цен на продовольственные товары первой необходимости составит 30 и более процентов, в таких субъектах РФ будут устанавливаться на срок не более 90 дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости (перечень таких товаров также утвержден Правительством РФ). Предложения об установлении предельных розничных цен будут подготавливаться Минэкономразвития РФ на основании еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары. Кроме того, Правительство РФ утвердило перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения. В перечень включены отдельные виды мяса кур, молока, а также хлеба и хлебобулочных изделий.

Опубликовано в «Российской газете», № 163, 26.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Безопасность и охрана правопорядка

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.07.2010 № 169-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят Закон, запрещающий управлять транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического, а также любого другого опьянения.

Соответствующее дополнение внесено в статью 19 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Одновременно признано утратившим силу примечание к статье 27.12 КоАП РФ, допускающее возможность управления транспортным средством, в частности, если наличие абсолютного этилового спирта в организме водителя не превышает в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

Опубликован в «Российской газете», № 163, 26.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[РАЗЪЯСНЕНИЕ] Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ

«О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ЛИШЕНИИ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ»

ГИБДД разъяснен новый порядок лишения водительских прав.

Течение срока лишения права управления транспортным средством начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 01.07.2010 № 145-ФЗ в статью 32.7 КоАП РФ, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления соответствующие документы (водительское удостоверение, временное разрешение на право управления т/с), должны быть сданы в подразделение ГАИ, исполняющее данное административное наказание, а в случае утраты документов должно быть подано заявление об этом.

Если в указанный срок данное требование не выполнено, водитель считается уклоняющимся от сдачи документов. При этом срок лишения права управления транспортными средствами прерывается. Течение срока начнется только со дня сдачи (изъятия) водительского удостоверения (временного разрешения) либо поступления в подразделение ГАИ заявления об утрате документа.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Жилище

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.07.2010 № 1201-р

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА»

Утверждена Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года.

Целью развития ипотечного жилищного кредитования и других форм ипотечного кредитования Стратегия определила ускоренное формирование сегмента жилья экономкласса и обеспечение к 2030 году доступности приобретения и строительства жилья с помощью ипотечного жилищного кредитования для 60 процентов семей. Определены ведущие к достижению этой цели меры по развитию первичного рынка ипотеки, развитию вторичного рынка ипотеки (развитию системы рефинансирования, привлечению в данную сферу институциональных инвесторов, в том числе пенсионных фондов и страховых компаний), меры по унификации и стандартизации рынка ипотеки, развитию иных форм жилищного кредитования (механизмов кредитования застройщиков – юридических лиц, кредитованию жилищных некоммерческих объединений граждан, кредитованию физических и юридических лиц на приобретение или строительство жилья для дальнейшей сдачи внаем), меры по развитию инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования (развитию системы бюро кредитных историй, повышению качества услуг оценщиков, улучшению системы регистрации прав на недвижимое имущество), меры по повышению финансовой грамотности населения (разработка специальных образовательных программ для школ, средних специальных и высших учебных заведений). К Стратегии приложены целевые показатели развития рынка ипотечного жилищного кредитования с разбивкой по этапам (2009, 2012, 2015, 2020 и 2030 годы).

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Социальное обеспечение и социальное страхование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.07.2010 № 160-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЕТЕРАНАХ»

Родителям, супругам погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий меры социальной поддержки будут предоставляться независимо от их трудоспособности.

Названное уточнение в Закон «О ветеранах» внесено с целью устранения неоднозначного толкования правоприменительными органами отдельных норм пенсионного законодательства, в частности пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определившего понятие нетрудоспособности, и пункта 2 статьи 21 Закона «О ветеранах», согласно которому указанные категории граждан получают меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка. Зачастую на практике пенсионные органы при наличии у таких граждан трудоспособности отказывают им в праве на ежемесячную денежную выплату согласно Федеральному закону «О ветеранах», что снижает уровень их социальной защиты по сравнению с гражданами, указанными в статье 21 данного Закона, получающими единую денежную выплату.

Опубликован в «Российской газете», № 163, 26.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.07.2010 № 17-П

«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА "З" ПУНКТА 2 ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ИНОГО ДОХОДА, ИЗ КОТОРЫХ ПРОИЗВОДИТСЯ УДЕРЖАНИЕ АЛИМЕНТОВ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА Л.Р. АМАЯКЯНА»

Удержание алиментов с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица признано не противоречащим Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ признал подпункт «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 841, не противоречащим Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу содержащейся в нем нормы в системе действующего правового регулирования предполагается, что при удержании с индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения «доходы», алиментов на несовершеннолетних детей учитываются понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденные.

Конституционный Суд РФ указал, что правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов (задолженности по уплате алиментов), при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения «доходы», обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения. Плательщик или получатель алиментов при несогласии с расчетом размера алиментов (задолженности по уплате алиментов) вправе обжаловать его в суд, который в свою очередь, разрешая дело по существу, должен исходить из совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для определения размера подлежащих удержанию алиментов.

Опубликовано в «Российской газете», № 165, 28.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИБ Решения высших судов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.07.2010 № 529

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ПО ОСНОВНЫМ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА I КВАРТАЛ 2010 Г.»

В I квартале 2010 года величина прожиточного минимума выше, чем в IV квартале прошлого года.

В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума на душу населения составит 5 518 рублей (в IV квартале 2009 года – 5 144 рубля), для трудоспособного населения – 5 956 рублей (ранее – 5 562 рубля), пенсионеров – 4 395 рублей (ранее – 4 091 рубль), детей – 5 312 рублей (ранее – 4 922 рубля).

В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Опубликовано в «Российской газете», № 159, 21.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.07.2010 № 520

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПУНКТ 3 ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ НЕРАБОТАЮЩИМ ТРУДОСПОСОБНЫМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ»

Ежемесячная компенсационная выплата устанавливается гражданину в отношении каждого нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляет уход.

Соответствующее уточнение внесено в Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат..., утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343. Аналогичная норма содержится в Указе Президента РФ от 26.12.2006 № 1455, которым установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым гражданином).

Опубликовано в «Российской газете», № 162, 23.07.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»


Московское законодательство

Финансы. Налоги

ЗАКОН г. Москвы от 30.06.2010 № 30

«О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ МОСКВЫ»

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Закон устанавливает статус Контрольно-счетной палаты Москвы и определяет ее состав, структуру, полномочия и порядок ее деятельности.

Контрольно-счетная палата является органом внешнего государственного финансового контроля, созданным Московской городской Думой, и обладает также полномочиями по контролю за правомерностью и эффективностью управления собственностью города Москвы.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Социальное обеспечение и социальное страхование

ЗАКОН г. Москвы от 23.06.2010 № 29

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 10 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2005 ГОДА № 55 «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Скорректирована статья, определяющая порядок обеспечения занятости инвалидов.

Согласно дополнению инвалиды в первоочередном порядке проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышают квалификацию в том числе и с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда.

Опубликован в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 40, 20.07.2010, газете «Тверская, 13», № 88, 22.07.2010.

Где найти:

ИБ Москва Проф

ИБ Московский выпуск

Обзор подготовлен специалистами

отдела юридической обработки

группы компаний «ЭЛКОД»

ВОПРОС: ...Каков порядок определения остаточной стоимости имущества на последнее число налогового периода в целях исчисления налога на имущество организаций: следует ли принимать в расчет остаточную стоимость имущества на основании данных баланса на начало дня 31 декабря либо на конец дня? Нужно ли учитывать обороты, которые бы увеличили налогооблагаемую базу по налогу на имущество (ввод 31 декабря объектов, законченных строительством, и т.п.)?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 14.07.2010 № 03-05-05-01/26]

Специалисты Минфина РФ напомнили, что налоговая база по налогу на имущество исчисляется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, рассчитываемая в свою очередь как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ). Статьей 379 НК РФ определено, что налоговым периодом в целях исчисления налога на имущество является календарный год. В письме Минфин РФ делает следующий вывод: при исчислении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в расчет включается сформированная в бухгалтерской отчетности по правилам ведения бухучета остаточная стоимость имущества, отраженная на балансе организации по состоянию на 1-е число каждого месяца начиная с 1 января, и остаточная стоимость имущества на конец календарного года, т.е. отраженная в бухгалтерской отчетности за отчетный год на конец года остаточная стоимость имущества с учетом произведенных за 31 декабря календарного года соответствующих операций, свидетельствующих о наличии и движении основных средств и их остаточной стоимости.

ВОПРОС: ...Организация формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Правомерно ли рассчитывать данную сумму расходов исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска, превышающего 28 календарных дней? Уменьшает ли созданный резерв на все количество дней неиспользованного отпуска налоговую базу по налогу на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 13.07.2010 № 03-03-06/2/125]

При ответе на вопрос, касающийся порядка расчета предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков работникам при формировании резерва, Минфин РФ ссылается на правовые нормы ст. 324.1 НК РФ, устанавливающей общий порядок формирования и использования этого резерва в налоговом учете. Кроме того, финансисты обращаются к положениям трудового законодательства, в частности, к ч. 1 ст. 120 ТК РФ, на основании которой продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Учитывая положения налогового и трудового законодательства, Минфин РФ дает следующий ответ на поставленный вопрос: предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда может быть рассчитана исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска.

ВОПРОС: О порядке учета арендатором в расходах для целей налога на прибыль амортизации неотделимых улучшений арендованного объекта, произведенных арендатором с согласия арендодателя, в случае если договор аренды заключен на неопределенный срок.

[ОТВЕТ: письмо ФНС РФ от 24.05.2010 № ШС-37-3/2340@]

Договор аренды заключается на срок, определенный договором, если же он в договоре не определен, то договор считается заключенным на неопределенный срок (пп. 1, 2 ст. 610 ГК РФ). Следовательно, ст. 610 ГК РФ не относит срок аренды к существенным условиям договора в силу закона и допускает заключение договора без определения срока его действия. Причем гражданским законодательством не предусмотрена регистрация договоров, заключенных на неопределенный срок. Одновременно представители налоговой службы отметили, что налоговое законодательство (п. 1. ст. 258 НК РФ) ограничивает период, в течение которого арендатор вправе учитывать начисленные суммы амортизации по указанному имуществу, сроком действия договора аренды. В связи с изложенным ФНС РФ высказал мнение, что поскольку договор аренды заключен на неопределенный срок, то амортизация по неотделимым улучшениям, произведенным арендатором с согласия арендодателя, учитывается арендатором в расходах до тех пор, пока одна из сторон не объявит о расторжении договора аренды.

ВОПРОС: Об обложении страховыми взносами: материальной помощи, выплаченной работнику на лечение и не предусмотренной в трудовом договоре; среднего заработка, выплачиваемого организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством; выплат работнику по договору займа, а также членских взносов, уплаченных за бухгалтера в Институт профессиональных бухгалтеров.

[ОТВЕТ: письмо Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2010 № 1212-19]

Выплата материальной помощи, прямо не предусмотренной в трудовом договоре, произведена работнику в рамках его трудовых отношений с организацией, а значит, связана с трудовым договором. В этой связи сотрудники Минздравсоцразвития РФ пришли к заключению, что материальная помощь, выплаченная работнику на лечение, облагается страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ. При этом согласно п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ освобождается от обложения взносами сумма материальной помощи, оказываемой работодателем своему работнику, в пределах 4 000 руб. на этого работника за расчетный период. По вопросу обложения страховыми взносами выплат в пользу работников-доноров в письме сообщается: т.к. эти выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, то суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, не признаются объектом обложения страховыми взносами. Также не относятся к объекту обложения взносами выплаты по договору займа. Что касается уплаты членских взносов за бухгалтера в ИПБ, то, учитывая, что эти взносы не предназначены для оплаты каких-либо консультационных или информационных услуг, оплата вышеназванных сумм организацией не является предметом трудового договора, заключенного с бухгалтером, и, соответственно, не является объектом обложения страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора

информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

[Семенихин В.В., «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2010]

Книга представляет собой подробное исследование вопросов, касающихся исчисления и уплаты земельного налога. Одинаково интересна она будет как налогоплательщикам-организациям, так и физическим лицам, признаваемым плательщиками указанного налога. Например, отдельный раздел издания посвящен порядку постановки организации на учет в налоговых органах в случае приобретения ею земельного участка. Также автор останавливается на таких актуальных для организаций вопросах, как порядок исчисления и уплаты земельного налога организацией в случае, когда обязанность по его уплате возникает не с начала календарного года, правила уплаты налога при аренде, продаже и приобретении недвижимости и т.д. Кроме того, в книге рассмотрены особенности уплаты земельного налога в рамках договора простого товарищества, бюджетными учреждениями; организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения; в отношении земельного участка, предназначенного для строительства. Физическим лицам адресован раздел книги, в котором автор разъясняет, при каких обстоятельствах физическое лицо признается плательщиком земельного налога и каков порядок уплаты им земельного налога.

СТАТЬЯ: К какой амортизационной группе отнести ноутбук

[«Главная книга», 2010, № 14]

В статье дается ответ на вопрос: можно ли в налоговом учете определить срок использования ноутбука (нетбука) самостоятельно? В Классификации основных средств отсутствуют такие понятия, как «ноутбук» и «нетбук». В то же время надо учитывать, что в Классификации есть такой вид основных средств, как электронно-вычислительная техника (код 14 3020000), относящаяся ко второй амортизационной группе со сроком ее полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно. Поэтому если компания приобретает новое основное средство с наименованием «ноутбук» («нетбук»), то срок его использования устанавливается в пределах от 25 до 36 месяцев включительно. Установив другой срок полезного использования, бухгалтер допустит ошибку, которая приведет к неправильному расчету налога на прибыль. В том случае, если стоимость нового ноутбука (нетбука) не превышает 20 000 руб., его стоимость можно сразу учесть как материальные расходы на дату ввода в эксплуатацию, т.к. он не относится к основному средству и не является амортизируемым имуществом.

СТАТЬЯ: Нарушения в оформлении первичных документов

[Байдык Т., «Аудит и налогообложение», 2010, № 7]

Статья посвящена подробному рассмотрению наиболее распространенных нарушений, допускаемых при оформлении счетов-фактур и первичных документов. Так, к числу типичных нарушений в оформлении счетов-фактур автор относит, в частности, подписание счета-фактуры не генеральным директором компании и главным бухгалтером, а иным лицом, причем в организации отсутствуют документы, подтверждающие правомочия подписания счета-фактуры этим лицом; отсутствие расшифровки подписи на счете-фактуре, неуказание адреса покупателя. Говоря об ошибках при оформлении первичных документов, автор выделяет следующие: первичные документы при покупке или отгрузке товаров заполнены с нарушением законодательства РФ или не содержат необходимых реквизитов, товары приняты к учету не по унифицированной форме ТОРГ-1, неправильно оформлена товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т, на товарной накладной формы ТОРГ-12 отсутствует печать. Проводя анализ нарушений с учетом разъяснений официальных органов, позиции судебных инстанций, автор одновременно дает налогоплательщикам рекомендации, которые позволят минимизировать налоговые риски.

СТАТЬЯ: Как упрощенцу учесть стоимость основных средств, оплачиваемых в рассрочку

[Никитина С.В., «Главная книга», 2010, № 13]

Автор, знакомя читателей с правилами учета расходов на приобретение основного средства, оплачиваемого в рассрочку, при применении УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», приводит следующие возможные варианты учета данных расходов: 1) распределяется и включается в расходы оплаченная часть стоимости основного средства, 2) распределяется вся стоимость основного средства, но в расходы включается только ее оплаченная часть, 3) расходы не распределяются, а учитываются сразу после оплаты. При этом первый и второй варианты сопровождаются условными цифровыми примерами, содержащими в том числе примеры заполнения фрагмента Книги учета доходов и расходов. С учетом произведенных расчетов автор оценивает удобство применения предложенных способов учета и их безопасность с точки зрения возникновения налоговых рисков. Так, он считает, что первый вариант – самый простой и удобный, второй – сложный и имеет существенные недостатки, т.к. при его использовании заполнить Книгу учета доходов и расходов будет практически невозможно, а третий вариант нужно использовать налогоплательщикам с большой осторожностью, т.к. согласно официальным разъяснениям Минфина РФ распределять надо любые расходы по приобретению основных средств независимо от того, когда приобретались основные средства – до перехода на УСН или после.

ВОПРОС: Работник уже использовал часть ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Теперь он хочет пойти в отпуск на 5 дней (с понедельника по пятницу). Правомерно ли это?

[Шадрина Т.В., «Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, № 7]

В соответствии с ч. 1 ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней может быть разделен на части. При этом, как указано в ч. 1 ст. 125 ТК РФ, хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Автор обращает внимание, что законодательством не установлено, каким образом работник может использовать оставшиеся 14 календарных дней. Поэтому, по мнению автора, по соглашению между работником и работодателем оставшаяся часть отпуска может быть разделена на 2, 3 и более частей. Однако он подчеркивает, что если работодатель возражает против разделения отпуска на части, то работник не может самостоятельно уйти в отпуск на то время, которое он сам для себя определил.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора

информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Гражданское право

Дело о прекращении ипотеки по договору об ипотеке, заключенному в обеспечение исполнения обязательств перед банком по кредитному договору, передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, так как при применении правовой позиции к обстоятельствам дела, где отсутствует спор о прекращении основного обязательства, заявленный иск подлежал удовлетворению после проверки судом фактов регистрации ипотеки. Правило о непредставлении документов в силу закона не распространяется на суд.

[Определение ВАС РФ от 12.07.2010 № ВАС-6267/10 по делу № А12-17188/2009]

Дело о признании прекращенным зарегистрированного права собственности в отношении объекта незавершенного строительства передано для пересмотра в порядке надзора, так как истец утверждал об отсутствии объекта недвижимости, поэтому фактически заявил требование об установлении факта, имеющего юридическое значение; суду следовало принять меры к установлению данного факта, поскольку без установления факта наличия или отсутствия объекта недвижимости невозможно разрешить заявленный спор по существу.

[Определение ВАС РФ от 06.07.2010 № ВАС-4372/10 по делу № А40-30545/09-157-220]

В передаче дела о взыскании в солидарном порядке и обращении взыскания на заложенное имущество путем его продажи с публичных торгов с начальной продажной цены, равной его оценочной стоимости, для пересмотра в порядке надзора отказано, так как задолженность по кредитному договору своевременно и в полном объеме не погашена и доказательств надлежащего исполнения обеспеченного залогом кредитного обязательства представлено не было.

[Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-8784/10 по делу № А09-4573/2009]

В передаче дела по иску о взыскании задолженности по договору аренды и пени, а также пени в размере 1% от не внесенной в срок арендной платы за каждый день просрочки до фактического исполнения ответчиком денежного обязательства для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как ответчик свои обязательства по договору аренды надлежащим образом не исполнил, доказательств оплаты арендных платежей на момент рассмотрения дела не представил, сумму задолженности не погасил.

[Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-8745/10 по делу № А08-2894/2009-8]

В передаче дела по иску о взыскании денежных средств, в том числе займа, процентов за пользование займом, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку между заимодавцем и заемщиком заключен договор процентного займа, по условиям которого заимодавец передает заемщику денежные средства под проценты, а последний обязуется вернуть в определенный срок указанные денежные средства.

[Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-8706/10 по делу № А40-53754/09-97-479]

В передаче дела по иску о взыскании неосновательного обогащения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии неосновательного обогащения со стороны банка, поскольку истцом не представлено доказательств идентичности имущества, проданного ему по договору купли-продажи и переданного банку как взыскателю, а в последующем реализованного другому лицу, а также не доказан размер предполагаемого неосновательного обогащения.

[Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-8671/10 по делу № А04-4581/2008]

В передаче дела по заявлению о взыскании убытков, причиненных некачественным выполнением ответчиком проектных работ системы вентиляции в здании, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права, а не со дня, когда были установлены причины нарушения права.

[Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-8818/10 по делу № А40-64737/09-16-454]

Где найти:

ИБ Решения высших судов

В удовлетворении заявления о признании недействительным решения патентного органа об отказе в удовлетворении возражений против предоставления правовой охраны товарного знака отказано правомерно, так как в действиях правообладателя товарного знака злоупотребления правом на его регистрацию отсутствуют, поскольку именно правообладатель в течение длительного времени является организатором фестивалей, ставших уникальным явлением с устойчивым смысловым значением.

[Постановление ФАС Московского округа от 13.07.2010 № КА-А40/6791-10-1, 2 по делу № А40-143190/09-67961]

Дело по иску о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг направлено на новое рассмотрение, так как доказательства направления ответчику судом определения о назначении дела к судебному разбирательству по указанным в исковом заявлении и договоре адресам в материалах дела отсутствуют.

[Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 № КГ-А41/6769-10 по делу № А41-1170/10]

В удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения отказано правомерно, так как ответчиком были оплачены основные работы по договору, выполненные истцом; дополнительное соглашение о проведении дополнительных работ, изменении общей стоимости договора подряда, смета на дополнительные работы сторонами не подписаны.

[Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 № КГ-А40/6965-10 по делу № А40-125654/09-63-915]

Заявление о признании недействительным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники удовлетворено правомерно, так как событие вменяемого правонарушения не доказано, поскольку проверочная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицом налогового органа, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

[Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 № КА-А40/7400-10 по делу № А41-38943/09]

В удовлетворении заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа об аннулировании размещенного заказа на выполнение работ по капитальному ремонту помещений отказано правомерно, так как информация на официальном сайте размещена обществом с нарушением требований закона о размещении заказов, что приводит к тому, что потенциальные участники заказа не могут на официальном сайте найти информацию о торгах, используя при вводе наименования торга только русские буквы.

[Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 № КА-А40/7127-10 по делу № А40-142216/09-149-989]

Заявление о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в неиздании в установленном порядке решения о строительстве гостиницы, неутверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта, удовлетворено правомерно, так как земельный участок сформирован, уполномоченным органом согласовано место размещения объекта строительства и определен застройщик-заявитель.

[Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 № КА-А40/6903-10 по делу № А40-57197/08-122-20]

Где найти:

ИБ ФАС Московского округа

Обзор подготовлен О.Н. Унтиловой,

ведущим юрисконсультом отдела

систематизации законодательства

и поддержки «Правового навигатора»

группы компаний «ЭЛКОД»

Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2010 № 2620/10по делу № А38-5402/2008

«При передаче в ипотеку по одному договору нескольких объектов недвижимости достаточно указать общую оценку заложенного имущества, без определения стоимости каждого объекта. В таком случае условие об оценке залога является согласованным»

Суть спора

Между ОАО «Всероссийский банк развития регионов» (далее – Банк) и ЗАО «Серпуховской текстиль» (далее - Общество) был заключен договор об открытии кредитной линии. В качестве обеспечения исполнения обязательств по этому договору Банк и третье лицо подписали договор залога недвижимости (ипотеки) (далее – договор), предметом которого были 11 нежилых зданий и право аренды земельного участка, на котором они расположены. Договор был зарегистрирован.

В договоре была определена общая стоимость заложенных объектов недвижимости, но не стоимость каждого из них.

Впоследствии заемщик не возвратил кредитные средства, и Банк подал в суд иск об обращении взыскания на заложенное имущество.

Стороны, заключая договор залога, нередко закладывают несколько объектов по одному договору и указывают общую оценку залога, не уточняя стоимость каждого объекта. Это может быть связано с тем, что заложенное имущество было приобретено залогодателем по одному договору купли-продажи, в котором была указана единая цена.

Статья 339 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), а также п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке) предусматривают в качестве существенного условия договора залога оценку закладываемого имущества. Ни ГК РФ, ни Закон об ипотеке не уточняют, какой должна быть оценка залога, если объектов договора несколько. Достаточно ли указать общую оценку всех заложенных объектов или необходима оценка каждого из них? Является ли условие договора залога нескольких объектов об их оценке согласованным, если указана только общая стоимость всего заложенного имущества, а каждый объект в отдельности не оценен?

Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, что было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций.

Суды исходили из того, что договор залога является незаключенным ввиду несогласованности сторонами условия об оценке, поскольку в договоре указана только общая стоимость заложенного имущества и каждый объект недвижимости в отдельности не оценен.

ВАС РФ в определении от 23.04.2010 № ВАС-2620/10 (далее - Определение), принятом по данному делу, пришел к выводу, что судебные акты нижестоящих инстанций подлежат пересмотру в порядке надзора в целях единообразного толкования и применения норм права при разрешении рассматриваемого вопроса.

В Определении было указано, что по вопросу согласования условия об оценке залога нескольких объектов отсутствует единообразие судебной практики. В качестве примера было приведено решение суда первой инстанции, принятое по схожему спору (в залог было передано 10 объектов недвижимости), в котором суд признал условие об общей оценке заложенного имущества согласованным, а договор залога - заключенным.

Следует отметить, что данный вопрос действительно не имеет однозначного ответа в судебной практике, хотя можно выделить преобладающую позицию: при залоге нескольких объектов (как правило, недвижимости) условие об оценке залога является согласованным, даже если в договоре указана только их общая оценка, без определения стоимости каждого объекта.

Суды обосновывают данную позицию тем, что такое определение оценки залога не противоречит действующему законодательству (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2009 по делу № А56-5616/2009, постановление ФАС Центрального округа от 20.04.2010 № Ф10-242/09(3)).

Также суды, признавая условие об оценке залога согласованным, указывают на то, что общая оценка нескольких заложенных объектов не препятствует их реализации, если лицо, оспаривающее данное условие, не доказало обратного (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2010 по делу № А74-1986/2009, постановление ФАС Московского округа от 21.05.2010 № КГ-А40/4990-10, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2008 № Ф08-5272/2008).

На основании последнего аргумента можно предположить, что если лицо, оспаривающее условие об оценке залога (например, с целью признания договора незаключенным), докажет, что определение в договоре только общей стоимости залога препятствует реализации заложенных объектов, то такое условие может быть признано несогласованным.

Следует отметить, что в судебной практике существует и противоположная позиция, согласно которой условие об оценке залога является несогласованным, а договор залога - незаключенным, если не определена стоимость каждого из заложенных объектов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2004 № А05-1619/03-59/23).

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - Президиум ВАС РФ) отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что действующее законодательство не содержит запрета на передачу в ипотеку по одному договору нескольких самостоятельных объектов недвижимости. Это следует из системного анализа норм ГК РФ, Закона об ипотеке, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Кроме того, ни ст. 339 ГК РФ, ни ст. 9 Закона об ипотеке не содержат указания на то, что в договоре об ипотеке, предметом которого являются несколько объектов недвижимости, должна быть определена оценка каждого объекта недвижимости в отдельности.

Поэтому определения в договоре залога (в том числе залога недвижимости) общей стоимости заложенного имущества достаточно для того, чтобы считать условие об оценке залога согласованным.

Таким образом, Президиум ВАС РФ поддержал преобладающую в настоящее время позицию по данному вопросу. Однако следует отметить, что в рассматриваемом постановлении не указана связь условия об оценке залога с реализацией заложенных объектов недвижимости.

Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в рассматриваемом постановлении толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Сообщаем, что исходя из п. 5.1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 № 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» и п. 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 № 1-П рассматриваемое постановление Президиума ВАС РФ не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не содержит прямого указания на то, что изложенные в нем правовые позиции имеют обратную силу.

Правовая позиция, изложенная в рассматриваемом постановлении, уже воспринята судебной практикой (определение ВАС РФ от 07.06.2010 № ВАС-3228/10 по делу № А56-5616/2009).

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Новости

Введена новая форма индивидуального учета, представляемая в отношении сотрудников, выходящих на пенсию.

[Постановление Правления ПФР от 23.06.2010 № 152п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п»]

Когда сотрудник выходит на пенсию, работодателю необходимо представить в территориальный орган ПФР комплект документов, содержащий в том числе сведения о страховом стаже и начисленных пенсионных взносах. Соответствующая обязанность установлена п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н). Данные сведения представляются по формам, утвержденным постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п. В указанный нормативно-правовой акт внесены изменения: он дополнен новой формой СПВ-1 и правилами ее заполнения.

Страхователь должен представить новую форму СПВ-1 наряду с другими документами в территориальный орган ПФР в течение 10 дней с момента обращения к нему выходящего на пенсию работника с соответствующим заявлением (п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н)). Данная форма содержит реквизиты работодателя, сведения о работнике, о начисленных и уплаченных пенсионных взносах, а также информацию о страховом стаже работника. При этом соответствующая информация указывается за временной отрезок с начала отчетного периода, в котором работник выходит на пенсию, до дня установления пенсии. Форма подписывается руководителем и заверяется печатью организации. Предприниматели, уплачивающие взносы за себя и достигшие пенсионного возраста, могут подать данный документ в территориальный орган ПФР сразу с заявлением о назначении трудовой пенсии.

Следует отметить, что постановление Правления ПФР от 23.06.2010 № 152п вступит в силу с 27 июля 2010 г. Это означает, что форму СПВ-1 необходимо будет представлять после этой даты.

Комментарии

Вправе ли организация уплатить налог наличными денежными средствами?

[Письмо Минфина России от 28.06.2010 № 03-02-07/1-296]

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента внесения физлицом в банк наличных денежных средств для их перечисления в бюджет. На практике у компаний возникает вопрос: можно ли применить данную норму, если физлицо перечисляет налог не за себя, а за организацию, действуя как представитель? Таким представителем может быть, например, руководитель организации или иное доверенное лицо.

В рассматриваемом письме Минфин России разъяснил, что организация не может уплачивать налоги наличными денежными средствами. В обоснование данной точки зрения приведены следующие аргументы. В п. 3 ст. 45 НК РФ имеется исчерпывающий перечень способов уплаты налога, и для организаций такой способ уплаты, как перечисление обязательных платежей наличными средствами, не предусмотрен. Компании должны уплачивать налоги в безналичном порядке через банк. Отметим, что ранее финансовое ведомство уже высказывало эту точку зрения (см. письма Минфина России от 16.12.2009 № 03-02-07/2-207, от 11.03.2009 № 03-02-07/1-118).

Однако с данным подходом можно не согласиться. Организация вправе перечислить обязательные платежи наличными средствами через представителя, которым может быть, например, руководитель компании или любое другое уполномоченное доверенностью лицо (п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 НК РФ). При этом необходимо учитывать следующее. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Как отмечал Конституционный Суд в определении от 22.01.2004 № 41-О, это требование закона будет соблюдено, если в платежных документах будут указаны реквизиты налогоплательщика, а налог будет перечислен за счет его собственных средств. Последнее организация сможет подтвердить расходными кассовыми ордерами, в которых в качестве цели выдачи подотчетных денежных средств следует указать уплату налога. Правомерность такой точки зрения подтверждают судебные органы (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 11.03.2010 № А72-10616/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.06.2009 № А32-16433/2008-3/278, ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2008 № А42-6789/2007).

Таким образом, организация может уплатить налоги через своего представителя наличными денежными средствами. Следует отметить, что данную точку зрения необходимо будет отстаивать в суде. Учитывая складывающуюся судебную практику, шансы на положительный исход дела высоки. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Судебное решение недели

Оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не облагается НДФЛ.

[Постановление Президиума ВАС России от 08.06.2010 № 1798/10]

Организация оплатила работнику дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом в соответствии со ст. 262 ТК РФ. При этом НДФЛ с данных сумм компания не удержала. По итогам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу, что сумма оплаты таких выходных облагается НДФЛ, поскольку не относится к государственным пособиям, перечисленным в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ, а значит, не подпадает ни под какой из пунктов ст. 217 НК РФ, в которой содержится исчерпывающий перечень не облагаемых данным налогом выплат. В результате налоговый орган насчитал компании пени и оштрафовал ее. Организация не согласилась с таким решением инспекции и обратилась в суд за защитой своих прав. Президиум ВАС России разрешил спор, указав следующее.

Оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, является государственной поддержкой граждан, так как направлена на компенсацию потери заработка. Данная выплата по своей природе не является вознаграждением, материальной выгодой. В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 данные выплаты производятся за счет средств ФСС России. Учитывая данные обстоятельства, ВАС России пришел к выводу, что суммы оплаты дополнительных выходных дней не облагаются НДФЛ согласно п. 1 ст. 217 НК РФ, как иные выплаты и компенсации, перечисляемые в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, инспекция неправомерно начислила пени и оштрафовала налогоплательщика.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2010 № А05-8987/2009, ФАС Московского округа от 27.04.2009 № КА-А40/3620-09.

Следует отметить, что Минфин России считает иначе: указанные выплаты облагаются НДФЛ (см. письмо от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Обзор подготовлен

специалистами компании

«Консультант Плюс»

Мама, папа, я... дружная семья?

У меня несовершеннолетний ребенок. С отцом ребенка брак расторгнут, и ребенок отношения с ним не поддерживает. Возможно ли изменить фамилию ребенка на свою?

На основании ст. 59 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее по тексту – СК РФ) по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если же родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.

Т.е. родителю, с которым проживает ребенок, необходимо будет обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением об изменении фамилии ребенка. От другого родителя также потребуется заявление, в котором он должен выразить свое согласие либо несогласие на изменение фамилии. В соответствии с п. 2 ст. 59 СК РФ «орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя...», из этого следует, что от второго родителя требуется только высказать мнение по вопросу изменения фамилии ребенка, и это вовсе не означает, что при несогласии второго родителя органы опеки обязательно примут отрицательное решение.

Семейным кодексом РФ предусмотрена возможность изменения фамилии ребенка без учета мнения второго родителя в случаях: «...невозможности установления его места нахождения, лишения его родительских прав, признания недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка» (ч. 2 ст. 59 СК РФ).

Но стоит отметить, что для подтверждения права на изменение фамилии без учета мнения второго родителя органу опеки и попечительства будет необходимо документальное подтверждение, а именно: при невозможности установления места нахождения родителя – справкой (иным документом) из органов внутренних дел о розыске родителя; при лишении родительских прав – решением суда; при признании родителя недееспособным – решением суда; при уклонении родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка – доказательствами, подтверждающими факт уклонения, например постановлением о возбуждении уголовного дела в отношении родителя о злостном уклонении от уплаты алиментов (ст. 157 Уголовного кодекса РФ), постановлением о розыске неплательщика алиментов, приговором суда по делу о злостном уклонении от уплаты средств на содержание ребенка и т.д.

Таким образом, у родителя есть две возможности для изменения фамилии. Первая: если имеются обстоятельства для изменения фамилии ребенку без учета мнения второго родителя, можно обратиться в органы опеки только родителю, который желает изменить фамилию ребенку, с предоставлением всех документов, подтверждающих данное право.

Вторая: если таких обстоятельств не имеется, то родитель, желающий присвоить свою фамилию, должен будет обратиться с заявлением, а органы опеки должны будут обязательно учесть мнение другого родителя (в письменной форме в виде заявления либо иного соглашения, которым определены права и обязанности родителей в воспитании и содержании ребенка).

Поскольку из вопроса не представляется возможным установить возраст ребенка, хотелось обратить внимание на то, что изменение фамилии ребенку, достигшему возраста десяти лет, производится органами опеки и попечительства только с его согласия.

Хочу поехать отдыхать с ребенком за границу. С отцом ребенка брак расторгнут, отношения не поддерживаются, место жительства его мне неизвестно. Нужно ли оформлять разрешение на выезд ребенка от отца при таких обстоятельствах?

Порядок выезда ребенка за территорию РФ регламентирован в Федеральном законе от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее по тексту – Федеральный закон № 114-ФЗ), а именно в ст. 20: «Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить». В данной статье указан один случай, когда нотариальное согласие родителей требуется, – это выезд без их сопровождения, следовательно, в других случаях нотариальное согласие родителей не нужно.

Если один из родителей не согласен на выезд ребенка, то он должен подать заявление в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего жительства либо в орган пограничного контроля (в случае если второй родитель проживает за пределами РФ – в консульское учреждение) (ст. 21 Федерального закона № 114-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 12.05.2003 № 273 «Об утверждении Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации» установлено, в какой форме должно быть подано заявление, а также все необходимые документы, которые должны к нему прилагаться. Можно сказать, что если второй родитель (отец) не согласен (возражал) на выезд ребенка с матерью, то именно он должен подать заявление с выражением своего несогласия, а не мать ребенка должна будет брать от него согласие на выезд. Но если все-таки заявление отцом было подано, разрешить такую конфликтную ситуацию можно будет только в судебном порядке.

Следовательно, если мама с ребенком собралась ехать отдыхать за границу, по законодательству Российской Федерации ей не нужно оформлять доверенность (согласие) на выезд ребенка. Но во избежание проблем на таможне следует учитывать, что у иностранных государств свои требования к порядку въезда иностранцев. Так, для пересечения таможни иностранного государства может быть затребовано нотариальное согласие от обоих родителей, даже если в поездке ребенка сопровождает один из них. Для того чтобы обезопасить себя от таких вероятных проблем, нужно заранее узнать в посольстве страны, в которой запланирован отдых, какие документы потребуются для въезда несовершеннолетнего ребенка.

Если же отдых планируется провести в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми Российская Федерация имеет межправительственные соглашения о взаимных поездках граждан (например, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Молдавия, Узбекистан, Армения, Азербайджан, Украина, Туркменистан), то несовершеннолетний ребенок (до 14 или 16 лет – в зависимости от требований государства, установленных в соглашениях), следующий с родителем, может въезжать по свидетельству о рождении с подтверждением наличия российского гражданства (штамп либо вкладыш в свидетельство о рождении). Требования о предъявлении нотариального согласия от второго родителя в соглашениях не установлены.

На вопросы отвечает О.Ю. Баранова,

старший юрист-аналитик

отдела систематизации законодательства

и поддержки «Правового навигатора»

компании «ЭЛКОД»

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

Расписание семинаров, мастер-классов, тематических практикумов



«1С:Комплексная автоматизация 8» и «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием»

Вы стоите перед необходимостью разработать и реализовать эффективные стратегии управления производством и/или персоналом, маркетинговую, финансовую, IT стратегии; оптимизировать программу оперативного управления бизнесом; снизить необоснованные затраты; построить систему управленческой отчетности? И при этом хотите уложиться в максимально сжатые сроки и обойтись минимальными инвестициями? Тогда наше специальное предложение для вас!

Для решения этих задач предлагаем вам воспользоваться программными продуктами «1С:Комплексная автоматизация 8» или «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» – флагманскими решениями, охватывающими основные контуры управления и учета на производственном предприятии.

Квалифицированные проектные специалисты ООО «АСТЭЛ» выполнят все необходимые работы по внедрению и сопровождению программ на вашем предприятии.

Специальное предложение по поставке

С 1 по 31 августа 2010 года при приобретении программ «1С:Комплексная автоматизация 8» или «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» вы получаете в подарок БОНУС в размере 10% от суммы счета поставки. БОНУС может быть использован в течение 3 месяцев с момента поставки при посещении любого семинара или получении любой услуги.

Специальное предложение по внедрению и сопровождению

С 1 по 31 августа 2010 года при выезде на экспресс-обследование от 3 часов вам предоставляется 1 час работы специалиста бесплатно, а при единовременной оплате услуг по внедрению программ «1С:Комплексная автоматизация 8» или «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» вы получаете скидку в зависимости от суммы оплачиваемого счета по прейскурантной цене*:

Сумма счета по прейскурантной цене, руб. (с НДС)

Размер скидки

от 50 000 до 100 000

2%

от 100 000 до 500 000

4%

от 500 000 и выше

8%

* Действует дополнительная скидка 5% для пользователей СПС КонсультантПлюс

Спешите воспользоваться выгодным предложением!

Оптимизируйте свои IT-бюджеты и с меньшими затратами проводите проекты по повышению эффективности управленческой программы, используя «1С:Предприятие 8»!

Дополнительная информация по телефону: (495) 956-07-90, доб. 1062, 1278