Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Август 2010

пн вт ср чт пт сб вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №16 (179), 16 августа 2010 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданий

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ЗАКОНОПРОЕКТЫТексты законопроектов в различных чтениях

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ/НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО /ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Как продать долю в уставном капитале ООО по новым правиламОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ



Новости

Новости

Моя полиция меня бережет!

Функции новой милиции существенно сократятся

Напомним, президент РФ объявил о начале подготовки нового Федерального закона «О полиции», в рамках которого милиция будет избавлена от «несвойственных ей функций» и может быть переименована в полицию. По мнению главы государства, для переименования и реформирования российской милиции есть благоприятная почва, политическая воля со стороны руководства страны и твердое намерение сделать милицию истинным защитником народа, конкретного гражданина, его прав и интересов.

В рамках нового закона предусматривается существенное сокращение численности подразделений МВД и сужение функций этого ведомства. Предполагается, что МВД не будет заниматься такими вопросами, как выдворение из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, проведением техосмотра транспортных средств, а также заведовать вытрезвителями.

Сбудутся ли ожидания законотворцев, повысится ли профессиональный уровень и авторитет ведомства, улучшится ли отношение к милиционерам со стороны «конкретных граждан», чьи права и интересы они должны защищать, – покажет время!

По порядку на зарядку становись!

Юрий Лужков подписал распоряжение об организации и проведении в Москве с 1 сентября фитнес-зарядок на свежем воздухе.

Фитнес-зарядки для москвичей будут проводиться на территории каждого внутригородского муниципального образования начиная с 1 сентября 2010 года. Местом проведения зарядок станут, скорее всего, межшкольные и школьные стадионы.

До 15 августа на территории каждого внутригородского муниципального образования будут определены не менее одной площадки для организации и проведения фитнес-зарядок. Сейчас также идет подготовка инструкторов, которые будут их проводить. Кроме того, по словам представителя столичных властей, в местах проведения зарядок будут дежурить медики и сотрудники милиции.

Финансирование фитнес-зарядок будет осуществляться за счет средств, выделенных муниципалитетам внутригородских муниципальных образований на организацию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.

Так что москвичи 2011 год, который в столице 2011 объявлен Годом спорта, встретят в прекрасной спортивной форме!

Больше фильмов хороших и разных!

«Мосфильм» открыл интернет-кинотеатр.

Киноконцерн «Мосфильм» открыл портал, на котором всем любителям и поклонникам отечественного кинематографа будут доступны фильмы из его коллекции. Посетители интернет-кинотеатра смогут просмотреть фильмы в режиме онлайн и скачать их. Правда, эта услуга не будет бесплатной.

Для того чтобы просмотреть фильмы в любое время в режиме потокового видео, а также скачать их, посетителям сайта придется пополнить свой счет. Однако на начальном этапе киностудия предусмотрела возможность бесплатного показа фильмов. Для этого «Мосфильм» создал раздел под названием «Кинозал», где фильмы будут показывать круглосуточно в определенное время в так называемых виртуальных кинозалах. При этом у пользователей не будет возможности прервать просмотр и возобновить его в удобное для них время.

Сейчас на сайте cinema.mosfilm.ru размещено более 300 фильмов с полностью отреставрированными изображением и звуком. В дальнейшем создатели сайта планируют регулярно дополнять коллекцию.

Доступ к порталу будет открыт как для жителей России, так и для посетителей из любой страны мира. Все киноленты будут снабжены субтитрами на иностранных языках, а сайт выполнен в двух языковых версиях – русской и английской.

Новый портал станет единственным легальным хранилищем кинолент «Мосфильма». При на сайте будут размещаться фильмы в стандарте высокого разрешения.

Блиц-информация

Россиянам, не поставившим счетчики, поднимут плату за ЖКХ в четыре раза.

В соответствии с указом Минрегиона россияне, не установившие счетчики воды и газа, будут с 1 января 2011 года платить за эти услуги ЖКХ вдвое больше, а с 2012 года цены увеличатся в четыре раза. Кроме того, сроки накопления задолженности за ЖКУ сократятся вдвое, и судиться с потребителями коммунальщики не станут, так как правила по-прежнему разрешают им отключать за долги свет, воду и газ.

Новые правила отражают намерение Минрегиона добиться от граждан повсеместной установки индивидуальных приборов учета.

МТС начала принимать штрафы ГИБДД.

Розничная сеть салонов связи МТС начала принимать платежи в пользу ГИБДД по всей России. Любой посетитель салона МТС может оплатить штраф любого территориального подразделения ГИБДД. Для внесения платежа клиенту достаточно предъявить квитанцию. Необходимую информацию для проведения платежа специалист салона заполнит самостоятельно – данные плательщика, ИНН и код ОКАТО подразделения ГИБДД, номер и дату постановления, сумму платежа.

Вся процедура занимает порядка двух минут, подтверждением оплаты штрафа является чек. Комиссия за услугу составляет 15 рублей за один платеж независимо от суммы платежа.

Федеральное законодательство

Основы государственного управления

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 210-ФЗ

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Регламентирована деятельность государственных и муниципальных органов, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этих органов («предоставление государственных и муниципальных услуг»).

Установлены, в частности, требования к взаимодействию государственного или муниципального органа с заявителем, в качестве которых определен запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных законом либо находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, а также требовать от заявителя согласований, связанных с обращением в иные государственные и муниципальные органы.

Ряд статей Закона определяет возможность и порядок установления платы за предоставление государственных и муниципальных услуг. Установлены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Определен состав сведений, включаемых в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг, ведение которых предусмотрено Законом.

Отдельные главы Закона регулируют порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в «многофункциональных центрах», действующих по соглашению с государственными и муниципальными органами, а также организацию деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, удостоверяющих права пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его норм, в том числе устанавливающих упомянутый запрет требовать от заявителя документы и информацию, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, и требовать от заявителя согласований, связанных с обращением в иные государственные и муниципальные органы; эти нормы вступают в силу с 1 июля 2011 года.

Опубликован в «Российской газете», № 168, 30.07.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4179.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 227-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Внесены изменения в законодательные акты, затрагивающие вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг в различных сферах государственного управления.

Нормы, устанавливающие порядок взаимодействия заявителей и государственных (муниципальных) органов, главным образом порядок обращения в эти органы и предоставления ими услуг в электронной форме, включены в законодательные акты, регулирующие деятельность милиции, занятость населения, выезд и въезд в Российскую Федерацию, правовое положение иностранных граждан, промышленное производство (промышленную безопасность), трудовые правоотношения, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение, учет в системе пенсионного страхования, лицензирование отдельных видов деятельности, государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядок рассмотрения обращений граждан, архивное дело и некоторые другие законодательные акты.

Опубликован в «Российской газете», № 169, 02.08.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4196.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Гражданское право

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 193-ФЗ

«ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)»

С 1 января 2011 года в Российской Федерации появится процедура медиации – способ урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица («медиатора»).

С помощью медиатора можно урегулировать споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также возникающие из трудовых и семейных правоотношений.

Процедура медиации не может применяться к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из упомянутых гражданских, трудовых и семейных правоотношений, в случае если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Процедура медиации может применяться в процессе рассмотрения дела в суде или третейском суде, и в случае принятия сторонами решения о применении процедуры медиации рассмотрение дела в суде или третейском суде откладывается.

Достигнутое в результате процедуры медиации «медиативное соглашение» представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Медиативное соглашение, достигнутое после передачи спора в суд или третейский суд, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ. Организацию проведения процедуры медиации могут осуществлять юридические лица, для которых такая деятельность должна быть одной из основных.

Законом регулируются некоторые общие вопросы осуществления процедуры медиации, в частности содержание соглашения о ее проведении, порядок соблюдения ее конфиденциальности, сроки проведения процедуры и основания ее прекращения, а также порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации. Определены функции саморегулируемых организаций медиаторов, которые могут создаваться медиаторами.

Опубликован в «Российской газете», № 168, 30.07.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4162.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 194-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)»

С 1 января 2011 года в процедуре гражданского судопроизводства будет учитываться появление нового института – «процедуры медиации».

В Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» внесены новые нормы, устанавливающие возможность и порядок обращения сторонами по рассматриваемому делу в целях урегулирования спора к посреднику – медиатору. Медиаторы включены в перечни лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей.

В Гражданский кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми заключение сторонами соглашения о проведении процедуры медиации определено одним из оснований приостановления течения срока исковой давности.

Законом установлены также нормы, касающиеся некоторых вопросов собственно деятельности медиаторов. Федеральный закон «О рекламе» дополнен статьей, регулирующей рекламу деятельности медиаторов, которая устанавливает, в частности, обязанность указывать в рекламе сведения о документах, подтверждающих прохождения медиатором соответствующего обучения, и запрещает включать в рекламу утверждение о том, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.

Опубликован в «Российской газете», № 168, 30.07.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4163.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Финансы. Налоги

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 207-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 23 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Членов кредитных потребительских кооперативов частично освободили от уплаты НДФЛ.

Формирование фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов осуществляется в том числе за счет привлеченных личных средств членов таких кооперативов. Денежные средства фонда используются кредитными потребительскими кооперативами для предоставления займов своим членам (пайщикам). В настоящее время доходы членов кредитных потребительских кооперативов в виде платы за использование их денежных средств подлежат налогообложению НДФЛ в полном объеме. В целях повышения привлекательности для граждан кредитных кооперативов как микрофинансовых институтов, а также снижения налоговой нагрузки на отдельные виды доходов членов кредитных потребительских кооперативов внесены поправки в Налоговый кодекс РФ. Указанные доходы членов кредитных потребительских кооперативов освобождены от налогообложения НДФЛ в части действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов.

Опубликован в «Российской газете», № 168, 30.07.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4176.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 229-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ И ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С УРЕГУЛИРОВАНИЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ И НЕКОТОРЫХ ИНЫХ ВОПРОСОВ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

Значительные изменения, касающиеся налогового администрирования, а также порядка уплаты налогов, внесены в Налоговый кодекс РФ.

Часть первая Налогового кодекса РФ, в частности, дополнена положениями, обеспечивающими более широкое использование во взаимодействии с налоговыми органами электронных документов. Уточнены отдельные понятия и термины, применяемые в Кодексе; обязанности налогоплательщиков (в части представления сообщений об обособленных подразделениях); порядок исчисления налога (в случаях, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговые органы, установлено требование уведомить налогоплательщика о сумме платежа не позднее 30 дней со дня наступления срока платежа). Помимо этого, в частности, скорректирован: порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам; порядок предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита, порядок направления требования об уплате налога (сокращен общий срок его исполнения с 10 до 8 дней); порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков (в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций, будут начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику); порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах. Вносимыми изменениями уточнены составы налоговых правонарушений, а также усилена мера ответственности за их совершение. Так, например, штраф за нарушение срока постановки на учет составит 10 тыс. рублей, за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе – минимальный штраф 40 тыс. рублей; за непредставление налоговой декларации – не менее 1 000 рублей, за нарушение способа представления декларации – 200 рублей.

В часть вторую Налогового кодекса РФ внесены поправки, касающиеся в том числе порядка уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, госпошлины и некоторых иных налогов. Так, например, предусмотрена возможность составления счетов-фактур в электронном виде по взаимному согласию сторон и при наличии у них совместимых технических и программных средств. В качестве одного из реквизитов счета-фактуры добавлено указание наименования валюты. В перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, включены доходы заемщика (его правопреемника) в виде суммы задолженности по кредитному договору, процентам и штрафным санкциям, погашаемой кредитором-выгодоприобретателем за счет страхового возмещения. Уточнены обязанности налоговых агентов в части ведения учета предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных сумм налога, а также возврата излишне удержанных сумм НДФЛ. Для целей исчисления налога на прибыль организаций теперь амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого 40 тыс. рублей (ранее – 20 тыс. рублей); уточнен порядок отнесения к расходам отдельных затрат налогоплательщика, в том числе процентов по долговым обязательствам. Размер госпошлины за выдачу разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов и озоноразрушающих веществ, а также на ввоз на территорию РФ ядовитых веществ установлен в твердой сумме (200 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 200 тыс. рублей соответственно).

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей, предусматривающей наступление ответственности за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Признан утратившим силу ряд законодательных норм, в том числе вносивших изменения в Налоговый кодекс РФ. Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Опубликован в «Российской газете», № 169, 02.08.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4198.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПИСЬМО ФНС РФ от 13.07.2010 № ШС-37-3/6575@

«О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ»

При приеме налоговых деклараций налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, документального подтверждения уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

Свою позицию по данному вопросу ФНС РФ обосновала следующим. Налоговым кодексом РФ предусмотрено уменьшение исчисленной суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН и ЕНВД, на сумму страховых взносов, уплаченных во внебюджетные фонды (ст. 346.21 и 346.32 НК РФ). Контролировать правомерность уменьшения исчисленной суммы налога (авансового платежа по налогу) на суммы уплаченных во внебюджетные фонды страховых взносов налоговые органы могут в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов должны предоставляться налоговым органам в ходе информационного взаимодействия между ФНС РФ, ПФР и ФСС (в настоящее время ведется работа по подготовке соответствующих соглашений по информационному взаимодействию).

Опубликовано в издании «Официальные документы», № 27, 27.07.2010 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ ФНС РФ от 05.08.2010 № ЯК-7-6/374@

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМАТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ (НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И АКЦИЗАМ) ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ (НА ОСНОВЕ XML) (ВЕРСИЯ 5)»

Разработан формат представления в электронном виде налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территорий государств – членов таможенного союза.

Формат предусматривает требования к файлам передачи в электронном виде сведений с данными налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров, «бумажная» форма которой утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н. Формат подлежит применению начиная с представления налоговой декларации за июль 2010 года.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

[ПИСЬМО] ФНС РФ от 08.07.2010 № МН-37-6/6275@

«О ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ»

Разработаны временные методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Временные методические рекомендации вводятся в действие в целях реализации порядка обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками при информировании налогоплательщиков и при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг в электронном виде по ТКС. Рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с использованием ЭЦП, устанавливают перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, а также предусматривают требования к временным характеристикам выполнения функций, к применяемым программным продуктам, к взаимодействию при внештатных ситуациях.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Бухгалтерский учет. Статистика

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 209-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»»

Терминология Закона «О бухгалтерском учете» приведена в соответствие с Гражданским кодексом РФ.

Статья 16 названного Закона устанавливает обязанность публиковать годовую бухгалтерскую отчетность для ряда организаций, в том числе для акционерных обществ открытого типа. В связи с тем, что Гражданским кодексом РФ не предусмотрено создание юридического лица в указанной форме, название «акционерные общества открытого типа» заменено на «открытые акционерные общества».

Опубликован в «Российской газете», № 168, 30.07.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4178.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н

«О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18023.

Бухгалтерская отчетность, начиная с отчета за 2011 год, должна представляться в соответствии с новыми формами.

Минфин РФ утвердил новые формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также формы приложений к ним: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств. В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики, в данные формы отчетности добавляется еще одна графа «Код», где указываются соответствующие коды показателей (перечень кодов содержится в приложении № 4). Для субъектов малого предпринимательства предусмотрен упрощенный порядок формирования отчетности.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Правосудие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 228-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внесены многочисленные изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Наиболее значимые изменения касаются участия в рассмотрении арбитражных дел арбитражных заседателей, подведомственности дел арбитражным судам и порядка осуществления арбитражных процедур в электронной форме.

Установлено, что арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции по обоснованному ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела или необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления. Кандидатуры арбитражных заседателей, в отличие от действующего порядка, не будут выбираться сторонами по делу, а будут определяться из списка арбитражных заседателей, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда. Установлен ряд условий, при которых в случае неявки заседателей судья вправе рассмотреть дело единолично.

Уточнены нормативные правовые акты (установлен перечень видов экономической деятельности, регулируемых ими), которые могут оспариваться в арбитражных судах.

В Кодекс внесен ряд норм, регулирующих применение в судопроизводстве компьютерных технологий, в частности устанавливающих возможность представления в арбитражный суд документов (в т.ч. исковых заявлений, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб) в электронном виде, посредством заполнения формы, размещенной на сайте суда.

В Кодекс также включена статья, регулирующая участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Установлена обязанность протоколирования судебных заседаний с использованием средств аудиозаписи.

Другие изменения, внесенные в Кодекс, касаются, в частности, перечня документов, прилагаемых к исковому заявлению, процедур решения вопроса о судебных расходах, возможности и порядка изложения судьями особых мнений на разных стадиях арбитражного процесса.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Опубликован в «Российской газете», № 169, 02.08.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4197.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Хозяйственная деятельность

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 01.08.2010 № 1310-р

«О ПЛАНЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ПРОЦЕДУР В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ К НИМ»

Разработан план мероприятий по совершенствованию процедур госрегистрации и техосмотра автотранспортных средств.

Утвержденный Правительством РФ план включает в себя перечень мероприятий, направленных на создание нормативной правовой базы, обеспечивающей регламентацию порядка исполнения государственных функций и процедур в сфере государственной регистрации, а также технического осмотра автотранспортных средств (т/с). В числе таких мероприятий, в частности, разработка проектов законов и иных нормативных актов, предусматривающих, например: возможность участия торговых организаций в регистрационном процессе (выдача документов и регистрационных знаков на новые т/с); обеспечение допуска к дорожному движению новых т/с без проверки их технического состояния; проведение регистрационных действий в любом субъекте РФ вне зависимости от места жительства собственника транспортного средства, а также возможность проведения обязательного ТО в любом регионе вне зависимости от региона регистрации т/с. Предполагается также внести изменения в действующее нормативное правовое регулирование в части, касающейся усиления административной ответственности владельцев т/с, производителей и продавцов т/с за невыполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения и порядка регистрации т/с; предполагается также исключить существующее требование предоставления медицинской справки водителем при проведении обязательного периодического технического осмотра т/с.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Труд и занятость

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.2010 № 600

«О ПЕРЕНОСЕ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ В 2011 ГОДУ»

В 2011 году выходной день с субботы 5 марта переносится на понедельник 7 марта.

Решение о переносе выходных дней принимается Правительством РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней. Поскольку 8 марта – Международный женский день в 2011 году приходится на вторник, суббота накануне праздника, 5 марта, будет рабочим днем, а выходными днями – 6, 7 и 8 марта, т.е. воскресенье, понедельник и вторник.

Опубликовано в «Российской газете», № 176, 10.08.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Безопасность и охрана правопорядка

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 № 239-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Установлена административная ответственность за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), а также за непредставление уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Двумя новыми составами административных правонарушений дополнен КоАП РФ. За несоблюдение уполномоченными должностными лицами требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся, в частности, в нарушении оснований проведения проверки, сроков ее проведения, требовании документов, не относящихся к предмету проверок, предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей. За непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (если представление уведомления является обязательным) установлен штраф в отношении должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. рублей, юридических лиц – от 10 до 25 тыс. рублей.

Помимо этого, в частности, для целого ряда административных правонарушений (около 55 статей КоАП РФ) введена мера ответственности в виде предупреждения. Определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения, в частности при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Также вносимыми в КоАП РФ изменениями скорректированы полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Опубликован в «Российской газете», № 169, 02.08.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4208.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.07.2010 № 241-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА»

Средства материнского капитала могут быть использованы на строительство (реконструкцию) своими силами индивидуального жилого дома.

Соответствующее дополнение внесено в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Часть средств, т.е. 50 процентов размера средств материнского капитала, может быть выдана на начальном этапе строительства. Остальная часть средств материнского капитала может быть использована на те же цели, не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего получения средств (при этом представляются документы, в том числе подтверждающие проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта). Кроме того, в частности, положениями Закона предусматривается право лиц, имеющих сертификат на материнский капитал, на получение единовременной выплаты за счет средств материнского капитала в размере 12 000 рублей (в размере фактического остатка, не превышающего указанной суммы).

Опубликован в «Российской газете», № 169, 02.08.2010, «Собрании законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4210.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

финансовые консультации

ВОПРОС: ...Организация в мае 2010 г. приняла решение о выплате дивидендов за 2009 г., дивиденды за 2008 г. не выплачивались. Вместе с тем организация получила дивиденды от долевого участия в других организациях в 2008 г., в 2009 г. и до мая 2010 г. от российских организаций. За какой период включать в показатель «Д» дивиденды, полученные от других организаций, в целях исчисления налога на прибыль?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 30.07.2010 № 03-03-06/1/503]

Минфин РФ напомнил, что при исчислении налоговым агентом суммы налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика – получателя дивидендов, по формуле, приведенной в п. 2 ст. 275 НК РФ, участвует показатель «Д». Исходя из определения этого показателя финансисты полагают, что при его формировании учитываются только дивиденды, полученные налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, по отношению к периоду, в котором налоговым агентом распределяются дивиденды. Поэтому, говорит Минфин РФ, дивиденды, полученные налоговым агентом ранее предыдущего налогового периода, при расчете показателя «Д» не учитываются. При распределении дивидендов в 2010 году при осуществлении расчета, предусмотренного п. 2 ст. 275 НК РФ, налоговый агент вправе учесть дивиденды, полученные в 2010 и 2009 годах.

ВОПРОС: ...В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль в текущем периоде учитываются неучтенные расходы прошлых периодов: по подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ или по иным статьям, учитывая, что с 01.01.2010 правомерно пересчитывать налоговую базу и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам, в случаях, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 30.07.2010 № 03-03-06/1/498]

Абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения): 1) невозможно определить период совершения ошибок (искажений), 2) допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. К излишней уплате налога на прибыль могут привести в том числе ошибочно не учтенные в момент возникновения расходы. В письме Минфин РФ разъяснил: осуществляя такой перерасчет, налогоплательщик отражает в составе расходов соответствующей группы (вида) расходов (расходы на оплату труда, амортизация, внереализационные расходы и т.д.) отчетного (налогового) периода, в котором выявлена ошибка, сумму выявленного расхода, своевременно не учтенного.

ВОПРОС: О применении НДС при приобретении в рассрочку недвижимого имущества, находящегося в муниципальной казне.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 29.07.2010 № 03-07-11/320]

Согласно разъяснениям, изложенным в письме, при предоставлении покупателям – налоговым агентам рассрочки по оплате приобретенного недвижимого имущества, находящегося в муниципальной казне соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, сумма НДС исчисляется на момент перечисления денежных средств. В этом случае налоговая база по НДС, по мнению финансистов, определяется с учетом процентов за рассрочку платежа. Данная точка зрения Минфина РФ базируется на положениях абзацев 2 и 3 п. 3 ст. 161 НК РФ. Кроме того, в письме обращено внимание, что ст. 174 НК РФ в отношении указанных налоговых агентов особого срока уплаты НДС не установлено. Следовательно, НДС уплачивается по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

ВОПРОС: О внесении соответствующих исправлений в счет-фактуру, выставленный при оказании услуг, а также о внесении изменений в книгу продаж в случае изменения цены на ранее оказанные услуги; об уплате НДС в общеустановленном порядке при оказании услуг по аренде государственного имущества муниципальным образовательным учреждением.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 28.07.2010 № 03-07-11/314]

В письме сообщается: для целей уменьшения налоговой базы по НДС при изменении цены ранее оказанных услуг в счет-фактуру, выставленный при оказании этих услуг, вносятся соответствующие исправления в порядке, установленном п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Продавец товаров должен внести изменения в книгу продаж в порядке, установленном п. 16 указанных Правил. Кроме того, ему необходимо представить уточненную декларацию по НДС за тот налоговый период, в отношении которого им были внесены изменения в книгу продаж. По вопросу уплаты НДС при оказании услуг по аренде государственного имущества муниципальным образовательным учреждением Минфин РФ указал, что он уплачивается в общеустановленном порядке.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

ВОПРОС: ...Банк, получив разрешение арендодателя, для оказания услуг клиентам произвел неотделимые улучшения в арендованное имущество. Правомерно ли, в случае возмещения банку стоимости неотделимых улучшений, в целях налога на прибыль сумму возмещения считать внереализационным доходом? Можно ли единовременно учесть в расходах несамортизированную часть затрат на данные улучшения по окончании срока договора (при его досрочном прекращении)?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 30.07.2010 № 03-03-06/2/134]

Особый порядок амортизации капвложений в арендованные объекты установлен абз. 4 п. 1 ст. 258 НК РФ. Вместе с тем к расходам в виде сумм начисленной амортизации применяются общие требования об обоснованности и их документальном подтверждении, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ для всех видов расходов. В письме высказана следующая позиция Минфина РФ: если налогоплательщик получил возмещение или частичное возмещение стоимости произведенных неотделимых улучшений арендованного имущества, то арендатор для целей налогообложения прибыли учитывает сумму такого возмещения в составе доходов от реализации. Если стоимость капвложений в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия собственника имущества, не возмещается арендодателем, то они амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. С учетом приведенных правовых норм Минфин РФ считает, что расходы арендатора в виде капвложений в арендованное имущество, которые в течение срока договора аренды (в т.ч. при его досрочном расторжении) не были учтены в целях гл. 25 НК РФ, нельзя включить в состав признаваемых расходов при исчислении налога на прибыль.

Где найти:

ИБ Финансист

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора

информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Пресса

«Квартальная отчетность»

[Межуева Т.Н. (под ред. Либерман К.А.), «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2010]

Книга посвящена вопросам составления квартальной бухгалтерской и налоговой отчетности. Говоря о бухгалтерской отчетности, автор рассматривает общие принципы и организационно-методологические подходы ее составления, например этапы составления квартальной отчетности, состав. Также автор приводит основные нарушения, выявляемые при рассмотрении бухгалтерских отчетов. Отдельный раздел издания посвящен налоговой отчетности. Так, на основании условных данных о хозяйственных операциях, проведенных организацией, автор показывает пример их отражения и заполнения налоговой декларации по НДС. Кроме того, в книге дается пример заполнения декларации по налогу на прибыль. Особый интерес представляет раздел, посвященный отчетности по страховым взносам, представляемой в 2010 году в территориальный орган ПФР и ФСС РФ по новым формам. На конкретных примерах автор комментирует заполнение новых расчетов по страховым взносам (формы № РСВ-1 ПФР и № 4-ФСС РФ).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК: Аренда: правовые вопросы и налогообложение

[Захарьин В.Р., «Экономико-правовой бюллетень», 2010, № 7]

Аренда основных средств в условиях рыночной экономики является весьма распространенной формой коммерческих отношений. Поэтому специфика правового регулирования договоров аренды, бухгалтерского и налогового учета операций, осуществляемых сторонами договора, ограничения и особенности реализации отдельных элементов и положений таких договоров представляют интерес для многих читателей практически в любой отрасли. Все перечисленные вопросы подробно рассмотрены и прокомментированы в издании. При этом автор особое внимание уделил анализу последних изменений законодательства – гражданского, налогового и бюджетного. На примерах он поясняет порядок ведения бухгалтерского учета отдельных операций, связанных с арендой, в случаях, когда имущество учитывается на балансе арендодателя (арендатора). Кроме того, автор касается вопросов налогообложения операций, связанных с договором аренды, выбрав в качестве объектов анализа два основных налога: НДС и налог на прибыль. Им анализируются налоговые и правовые последствия тех или иных положений договоров и действий арендатора и арендодателя. Отдельно рассмотрены наиболее сложные вопросы, с которыми сталкиваются организации, решившие заключить предварительный договор, договор аренды, а также особенности, связанные с арендой государственного и муниципального имущества, и др.

СТАТЬЯ: Спорные вопросы налогообложения

[Фоевцов С., «Финансовая газета», 2010, № 30]

В повседневной практической деятельности у налогоплательщиков возникает большое количество вопросов в части налогообложения, варианты решения которых влияют на налоговую базу и могут вызвать претензии со стороны налоговых органов. В статье проанализированы некоторые проблемы учета расходов в целях обложения налогом на прибыль, которые вызвали налоговые споры с контролирующими органами и решение которых было осуществлено в судебном порядке. Так, по мнению автора, существует высокий риск возникновения споров с налоговиками о правомерности учета расходов по оплате труда при отсутствии трудовых договоров. К числу спорных вопросов автор также относит признание затрат на изготовление сувенирной продукции. Кроме того, часто налогоплательщики сталкиваются с проблемой правомерности отнесения на расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, затрат на привлечение клиентов. В этой связи автор рекомендует при оформлении договоров на привлечение клиентов очень внимательно отнестись к документальному оформлению подобных сделок.

СТАТЬЯ: «Недвижимые» проблемы

[Кошкина Т.Ю., «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, № 7]

При осуществлении сделок с недвижимостью источником налоговых проблем является временной разрыв между датой приемки-передачи объекта по акту и моментом внесения в ЕГРП регистрационной записи о переходе права собственности на недвижимость. Предлагаемая статья знакомит читателей с позициями Минфина РФ, арбитров и специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения при решении налоговых проблем, возникающих при покупке (продаже) объектов недвижимости. В частности, автор рассматривает следующие аспекты налогообложения НДС: момент определения налоговой базы и порядок выставления счета-фактуры при продаже объекта недвижимости, порядок принятия к вычету сумм НДС при покупке объекта недвижимости. Освещая вопросы налогообложения прибыли, он комментирует порядок признания доходов и расходов продавцом недвижимости, правила начисления амортизации покупателем и продавцом. Кроме того, автор останавливается на нюансах начисления налога на имущество, а именно: возникновении (прекращении) обязанности уплаты налога на имущество при приобретении (продаже) недвижимости.

СТАТЬЯ: Работник взял кредит на приобретение жилья – организация возместила расходы по уплате процентов

[Арбатская О.В., «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2010, № 7]

На основании п. 24.1 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся затраты на возмещение работникам уплаченных процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, которые учитываются для целей налогообложения в размере не более 3% суммы расходов на оплату труда. Статья поможет читателям получить ответы на следующие вопросы: какие документы будут служить подтверждением данных расходов, как правильно рассчитать норматив по ним, в полном ли размере учитываются расходы при возмещении затрат, если недвижимость приобретена в долевую собственность? Например, автор поясняет, что при расчете 3%-ного ограничения сумма расходов на оплату труда определяется исходя из перечня расходов, установленного ст. 255 НК РФ. Причем перечень расходов, предусмотренный этой статьей, шире, чем отражаемый в бухучете по счету 70. При ответе на последний вопрос автор подчеркивает, что договор кредита (займа) на приобретение и (или) строительство жилого помещения должен быть оформлен на работника организации.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора

информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Основы государственного управления

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 154738-5

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ О.В. Морозовым, С.Н. Шишкаревым, Н.Н. Гончаром, А.Л. Бурковым, А.Л. Бурносовым, В.Л. Горбачевым, В.Г. Гридиным, В.М. Зубовым, К.И. Косачевым, Р.В. Кондратовым; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 02.07.2010 № 3926-5 ГД]

Необходимость принятия рассматриваемого законопроекта вызвана тем, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий отношения в области обязательного технического осмотра транспортных средств.

Предлагаемым законопроектом устанавливаются задачи и принципы законодательного регулирования прохождения обязательного технического осмотра.

Определяется правовое положение участников обязательного технического осмотра, а также устанавливаются гарантии защиты их прав и законных интересов.

Наряду с этим проектом предусматриваются основания и порядок приобретения статуса центра обязательного технического осмотра.

Данный проект закона регулирует отношения участников обязательного технического осмотра при осуществлении обязательного технического осмотра и оформлении его результатов.

Положения законопроекта не распространяются на отношения, связанные с обязательным прохождением технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями Вооруженных Сил Российской Федерации, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями (автомобильными службами) федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Порядок прохождения технического осмотра транспортных средств указанных видов будет утверждаться Правительством РФ.

Разработчиками законопроекта планируется сократить перечень документов, которые владельцы транспортных средств должны предоставлять при прохождении обязательного технического осмотра, при этом из этого перечня исключена медицинская справка.

Кроме того, предлагается исчерпывающий перечень оснований отказа центров обязательного технического осмотра в прохождении обязательного технического осмотра и (или) в выдаче талона обязательного технического осмотра.

Также предусматривается обязанность Правительства РФ устанавливать методику определения максимального размера стоимости обязательного технического осмотра в стране и отдельных регионах.

В целях регулирования и контроля деятельности по проведению обязательного технического осмотра предлагается создание саморегулируемой организации центров обязательного технического осмотра. Проектом устанавливаются правовое положение саморегулируемой организации, стандарты деятельности по проведению обязательного технического осмотра, условия вступления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемую организацию центров обязательного технического осмотра, государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в этой сфере.

Особое внимание в законопроекте уделено переходным положениям и переходному периоду формирования системы центров обязательного технического осмотра, действие которого предполагается установить до 30 июня 2011 года.

По мнению разработчиков проекта, его принятие будет способствовать повышению безопасности дорожного движения, а также позволит установить на уровне федерального законодательства четкие механизмы прохождения обязательного технического осмотра.

Гражданское право

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 386522-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 84.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.С. Плескачевским, В.М. Резником; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 09.07.2010 № 4047-5 ГД]

Рассматриваемый законопроект разработан с целью корректировки правила о направлении публичной оферты лицом, которое приобрело более 30 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, установленного статьей 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Так, предлагается дополнить перечень изъятий из этого общего правила. Положения указанной статьи не будут применяться при приобретении открытым акционерным обществом акций в результате внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, а также при преобразовании государственной корпорации в открытое акционерное общество.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие не приведет к ущемлению прав миноритарных акционеров и вместе с тем позволит избежать дополнительных финансовых затрат для открытых акционерных обществ при формировании или увеличении их уставного капитала за счет внесения государственного или муниципального имущества, а также для акционерных обществ, которые могут быть образованы путем преобразования государственных корпораций.

Финансы. Налоги

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 391528-5

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ 0 ПРОЦЕНТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

[внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ О.В. Морозовым, Ю.В. Васильевым, Г.Я. Хором, Н.В. Бурыкиной, Е.А. Самойловым, А.М. Макаровым, Н.В. Пугачевой, Р.В. Кармазиной, В.В. Толстопятовым, В.В. Копыловым; принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 09.07.2010 № 4043-5 ГД]

Законопроект направлен на усовершенствование механизма подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по тем работам (услугам), которые связаны с перемещением товаров через границу Российской Федерации.

По мнению разработчиков проекта, основными проблемами действующего законодательства по данному вопросу являются открытый перечень работ (услуг), при реализации которых налогообложение осуществляется по ставке 0 процентов, а также противоречия между отдельными нормами в части определения признаков таких работ (услуг).

С целью устранения указанных недостатков предлагается внести изменения в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ. В частности, предусматривается закрытый перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, и специфический для каждой из выделенных подгрупп работ (услуг) перечень документов, обосновывающих право применения такой ставки.

Как полагают авторы законопроекта, его принятие позволит четко определить виды облагаемых по ставке 0 процентов работ (услуг), связанных с экспортом товаров, что в свою очередь обеспечит исключение чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Где найти:

ИБ Законопроекты

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Закон г. Москвы от 05.05.2010 № 17

«О Генеральном плане города Москвы»

Законом г. Москвы от 05.05.2010 № 17 (далее – Закон № 17) утвержден Генеральный план города Москвы, состоящий из Положения о территориальном планировании города Москвы, а также из карт и схем территориального планирования Москвы. Генеральный план города Москвы реализуется в период с 2010 по 2025 годы.

Рассмотрим наиболее интересные положения территориального планирования в городе Москве.

Закон № 17 определяет цели и задачи социально-экономического развития города Москвы:

– повышение качества жизни и уровня воспроизводства населения города Москвы;

– устойчивое и сбалансированное развитие отраслей экономики города Москвы и рост валового регионального продукта;

– повышение эффективности использования накопленного потенциала и ресурсов города.

Повышение качества жизни и уровня воспроизводства населения города достигается посредством решения следующих задач:

1) улучшение состояния здоровья, увеличение продолжительности жизни, рост рождаемости и миграционной мобильности населения;

2) повышение образовательного уровня населения;

3) повышение культурного уровня населения;

4) повышение уровня и качества жизни социально незащищенных категорий населения;

5) рост благосостояния и экономической самостоятельности населения.

Устойчивое и сбалансированное развитие отраслей экономики города Москвы и рост валового регионального продукта обеспечивается за счет решения следующих задач:

1) рост производства товаров и услуг;

2) устойчивое развитие отраслей экономики города (промышленность, наука и научное обслуживание, высшая школа, строительный комплекс, комплекс социальной инфраструктуры (включая следующие отрасли: образование, здравоохранение, социальная защита и социальное обеспечение, культура и искусство, физическая культура и спорт, семейная и молодежная политика, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, оптовая продовольственная и непродовольственная торговля, гостиницы)).

Повышение эффективности использования накопленного потенциала и ресурсов города достигается посредством решения следующих задач:

1) повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

2) эффективное использование земельных и имущественных ресурсов;

3) повышение эффективности использования ресурсов социальной инфраструктуры;

4) повышение использования ресурсов энергоснабжения;

5) повышение использования ресурсов водоснабжения;

6) сбалансированность отраслевой и технологической структуры капитальных вложений;

7) повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

В целом территориальное планирование пространственного развития города Москвы на период до 2025 года осуществляется в целях формирования городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, устойчивого социально-экономического и пространственного развития города и осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

Как отмечается в Положении о территориальном планировании, общая направленность пространственного развития города Москвы определяется целями последовательного повышения качества городской среды, устойчивости городского развития и эффективности выполнения городом Москвой функций столицы Российской Федерации в рамках условий социально-экономического развития города на период до 2025 года, в том числе за счет учета взаимных интересов территориального планирования города Москвы и Московской области.

Задачи территориального планирования пространственного развития города Москвы на период до 2025 года направлены на обеспечение общественных интересов, социальных гарантий, последовательное повышение качества городской среды и устойчивости развития города и состоят из:

1) задач обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности городской среды, улучшения состояния окружающей среды, защиты населения и территории от опасных воздействий техногенного и природного характера, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

2) задач обеспечения сохранности объектов культурного и природного наследия, поддержания культурной идентичности и своеобразия городской среды;

3) задач обеспечения доступности жилища, социально значимых объектов и территорий общего пользования, расширения объема и разнообразия доступного выбора благ и услуг;

4) задач повышения устойчивости развития города за счет обеспечения его структурной целостности, сбалансированности функционального состава и пространственной организации территорий, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры.

Скажем несколько слов об обеспечении совместных интересов города Москвы и Московской области в сфере территориального планирования.

Совместные интересы субъектов Российской Федерации – города Москвы и Московской области включают государственные, общественные и частные интересы, обусловленные особым расположением субъектов Российской Федерации относительно друг друга, исторически сложившимися устойчивыми традициями совместного развития, а также статусом Москвы – столицы Российской Федерации и ролью Московской области.

В соответствии с утвержденной Схемой территориального планирования Московской области целью территориального планирования развития Московской области является создание градостроительными средствами условий роста качества жизни населения и экономики Московской области.

В состав мероприятий территориального планирования города Москвы включены мероприятия в части обеспечения общих интересов города Москвы и Московской области, в том числе интересов города Москвы в развитии Московской области и интересов Московской области в развитии города Москвы. Для обеспечения совместных интересов субъектов Российской Федерации – города федерального значения Москвы и Московской области необходимо выполнение условий повышения эффективности согласованного развития обоих субъектов Российской Федерации. Создание пространственной среды, благоприятной для жизнедеятельности населения обоих субъектов Российской Федерации, обеспечивается устойчивым развитием Московской области и города Москвы, осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

Действовавший ранее закон города Москвы от 27 апреля 2005 года № 14 «О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)» признан утратившим силу.

С картами и схемами территориального планирования города Москвы, утвержденными Законом № 17, можно ознакомиться на сайте ООО «ЭЛКОД» в Банке данных «Копии правовых актов: Москва» (адрес в сети Интернет: http://moscow.elcode.ru/).

Более подробно с текстом Закона г. Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы» вы можете ознакомиться в системе КонсультантПлюс (ИБ Московский выпуск).

Обзор подготовлен О.И. Красовским, начальником отдела юридической обработки
группы компаний «ЭЛКОД»





Сдвинут срок опубликования годовой бухгалтерской отчетности

[Федеральный закон от 27.07.2010 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете"»]

Согласно изменениям в ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» срок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, банками и другими кредитными организациями, страховыми компаниями, биржами, инвестиционными и иными фондами, создающимися за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), установлен 1 июля года, следующего за отчетным. Тем самым данная норма приведена в соответствие со ст. 97 Гражданского кодекса РФ и ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Утверждение годовой бухгалтерской отчетности входит в компетенцию общего собрания акционеров, а провести такое собрание можно не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за финансовым годом (ст. 47 и подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). При этом опубликовать отчетность согласно ранее действующей ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ надо было не позднее 1 июня. Данная коллизия норм устранена.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 209-ФЗ вступает в силу 10 августа 2010 г.

Комментарии

Как учитывается арендная плата за земельный участок, предоставленный для строительства здания?

[Письмо Минфина России от 20.05.2010 № 03-00-08/65]

Иногда организации берут в аренду земельные участки под строительство объектов недвижимости. Минфин России рассмотрел вопрос о том, как учитывать арендную плату за такой участок. По мнению финансового ведомства, арендная плата за предоставленный под строительство земельный участок учитывается в первоначальной стоимости возводимого здания пропорционально площади застройки как до начала создания объекта недвижимости, так и за весь период стройки. Аналогичные выводы сделаны в письмах Минфина России от 28.10.2008 № 03-03-06/1/610, 04.07.2008 № 03-03-06/1/384.

Однако с данной позицией Минфина России можно поспорить. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Аренда земельного участка не относится ни к одному из вышеназванных расходов. При этом в Налоговом кодексе РФ прямо указано, что арендные платежи единовременно учитываются в прочих расходах (подп. 10 п. 1 ст. 264). Поэтому арендную плату за землю, на которой ведется строительство объекта недвижимости, налогоплательщик вправе учесть в расходах единовременно в соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. В подтверждение этому есть судебные решения: постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2009 № А32-14580/2008-3/208, Центрального округа от 25.11.2008 № А09-6949/06-31. Стоит отметить, что, учитывая позицию финансового ведомства, возможны споры с проверяющими инспекторами.

Учитываются ли проценты по долговым обязательствам перед иностранной организацией, если величина собственного капитала заемщика отрицательная или равна нулю?

[Письмо Минфина России от 16.07.2010 № 03-03-06/1/465]

Пункт 2 ст. 269 НК РФ регламентирует порядок признания процентов по контролируемой задолженности. Так, на последнее число каждого периода налогоплательщик обязан рассчитать предельную величину процентов по контролируемой задолженности, признаваемых в расходах. Предельная величина равна сумме процентов, начисленных в каждом периоде по контролируемой задолженности, деленной на коэффициент капитализации. Такой коэффициент определяется путем деления суммы соответствующей непогашенной задолженности на величину собственного капитала и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, – на 12,5).

При этом в п. 2 ст. 269 НК РФ не прописано, как учесть эти проценты, если, например, российская организация убыточна и имеет отрицательный или нулевой собственный капитал. По мнению Минфина России, в таком случае невозможно рассчитать коэффициент капитализации, поэтому спорные проценты не включаются в расходы. УФНС России по г. Москве придерживается аналогичного мнения (письма от 20.05.2008 № 20-12/048101, от 18.04.2006 № 20-12/31077).

Однако с данным подходом можно не согласиться. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Тот факт, что в п. 2 ст. 269 НК РФ не прописан порядок признания процентов при отрицательном или нулевом размере собственного капитала российской организации, не лишает ее права учесть эти проценты. Иная трактовка данной нормы ставила бы вышеназванные организации в неравное положение с иными налогоплательщиками.

Таким образом, для минимизации споров с налоговыми органами организации следует установить в учетной политике, как учитывать проценты по контролируемой задолженности при отрицательном или нулевом размере собственного капитала. Однако это не означает, что споров с инспекцией не возникнет.

Судебное решение недели

Проценты за несвоевременный возврат части возмещения НДС начисляются с двенадцатого рабочего дня после вынесения решения по результатам проверки

[Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2010 № А33-17022/2009]

Организация подала декларацию по НДС, в которой указала налог к возмещению, и заявление о возврате данной суммы на свой банковский счет. Инспекция в ходе камеральной проверки установила, что организация неправильно подсчитала налог – сумма оказалась завышенной. По итогам рассмотрения материалов проверки были приняты решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности и о частичном возмещении НДС. Денежные средства были перечислены налогоплательщику. Компания посчитала, что инспекция нарушила сроки возврата налога (которые должны были исчисляться согласно п. 10 ст. 176 НК РФ начиная с двенадцатого дня после составления акта камеральной проверки), и потребовала уплатить проценты. Инспекция отказалась перечислить спорную сумму. Компания обратилась в суд.

Суд пришел к выводу, что налоговый орган действительно нарушил сроки возврата НДС, однако налогоплательщик неправильно определил момент начала начисления процентов. В соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ проценты начисляются с двенадцатого дня после завершения проверки, по итогам которой было вынесено решение о частичном возмещении НДС. Согласно п. 3 ст. 176 НК РФ такое решение может быть принято только по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки. Следовательно, инспекция обязана была вернуть НДС на двенадцатый рабочий день после принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Именно с этой даты начисляются проценты за несвоевременное перечисление НДС, когда налоговый орган выносит решение о частичном возмещении.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2009 № А56-15524/2008 (определением ВАС РФ от 07.08.2009 № ВАС-6651/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Обзор подготовлен

специалистами компании

«Консультант Плюс»

Как продать долю в уставном капитале ООО по новым правилам

С принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 312-ФЗ) законодательство об обществах с ограниченной ответственностью подверглось серьезным изменениям.

Сегодня мы расскажем об изменившемся порядке перехода долей в уставном капитале общества.

Особенности совершения сделки по отчуждению доли

Законом № 312-ФЗ существенно изменены положения статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), регулирующей вопросы перехода доли или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества и третьим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона об ООО переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

Что касается сделок, то надежность сделки по отчуждению доли важна с точки зрения интересов и продавца, и покупателя, и самого общества. Поэтому по общему правилу для сделок по отчуждению доли предусмотрена нотариальная форма. Последствие несоблюдения формы – признание договора недействительным в силу ничтожности (ст. 168 ГК РФ, п. 11 ст. 21 Закона об ООО). Кроме того, по сравнению с прежней редакцией закона возросла роль нотариуса в процессе отчуждения доли.

Приняв решение об отчуждении доли третьему лицу, обратите внимание на следующие особенности совершения сделки по отчуждению доли:

1) отчуждаемая участником общества доля должна быть им оплачена;

2) продажа или отчуждение доли третьим лицам возможны, если это не запрещено уставом общества;

3) необходимо соблюсти форму сделки и согласовать существенные условия;

4) сделка по отчуждению (приобретению) доли должна быть совершена с согласия супруга;

5) должны быть соблюдены требования, предъявляемые законом к крупным сделкам общества и сделкам, в которых имеется заинтересованность;

6) необходимо уведомить общество о продаже доли;

7) должны быть соблюдены преимущественные права других участников на покупку доли (п. 4 ст. 21 Закона об ООО).

Оформление сделки через нотариуса

Как было указано выше, сделка по отчуждению доли должна быть нотариально удостоверена. Список документов, представляемых нотариусу, законом не установлен, поэтому все зависит от усмотрения нотариуса. Например, некоторые нотариусы требуют представить: документы, подтверждающие регистрацию юридического лица (свидетельство о регистрации юридического лица); устав со всеми изменениями; протокол общего собрания участников (либо решение единственного участника) о создании ООО; выписку из ЕГРЮЛ; протокол о назначении директора общества (хотя такой документ обычно требуется для подтверждения полномочий руководителя действовать от имени ООО, а в данном случае ООО стороной сделки не выступает); документы, подтверждающие права на отчуждаемую долю, – учредительный договор либо нотариально удостоверенную копию договора, на основании которого участник приобрел долю. Как видим, перечень документов довольно обширен и неудобен для представления: так, в частности, устав и свидетельство о регистрации находятся на хранении у директора, на которого законом возложена обязанность выдавать лишь копии документов по запросу участников (п. 2 ст. 50 Закона об ООО).

Если какая-либо сторона сделки является юридическим лицом, необходимы документы, подтверждающие ее правоспособность (учредительные документы), а также полномочия руководителя либо представителя общества, совершающего сделку от имени юридического лица. Кроме того, нотариус может запросить документы, подтверждающие, что сделка не является крупной для стороны сделки – юридического лица, а в случае если она таковой является – надлежащее одобрение крупной сделки (в ООО – протокол общего собрания участников). Если стороной сделки по отчуждению доли выступает физическое лицо, потребуется согласие супруга на сделку (нотариально удостоверенное согласие).

Сам договор об отчуждении может быть представлен сторонами либо разработан нотариусом.

Расходы на нотариальное удостоверение сделки варьируются. Стоимость удостоверения определяется по тарифу «Прочие договоры» в зависимости от цены сделки, то есть цены, по которой отчуждается доля, и составит 0,5% от суммы договора, указанной сторонами, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей (подп. 5 п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ). Однако, кроме суммы по тарифу, нотариус возьмет за правовую и техническую работу, стоимость которой составляет от 20 000 рублей.

После удостоверения сделки по отчуждению доли нотариус в течение трех дней направляет в налоговый орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, подписанное участником, отчуждающим долю (п. 14 ст. 21 Закона об ООО). В настоящее время заявление может быть направлено нотариусом по почте с уведомлением о вручении либо представлено непосредственно в налоговый орган. Участник и теперь уже бывший участник вправе предусмотреть способ передачи заявления в налоговый орган. Выбор способа также скажется на стоимости услуг нотариуса.

На первый взгляд, нотариальное удостоверение сделки делает ее более прозрачной и прочной. Между тем нотариус в силу закона обязан проверить лишь полномочие участника, отчуждающего долю, распоряжаться этой долей (п. 13 ст. 21 Закона об ООО). Таким образом, соблюдение преимущественных прав покупки не входит в круг вопросов, проверяемых нотариусом в обязательном порядке. А ведь в случае несоблюдения преимущественного права покупки участник, право которого нарушено, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя доли по сделке (п. 18 ст. 21 Закона об ООО).

Кроме этого, к минусам удостоверения сделки у нотариуса можно отнести высокую стоимость услуг нотариуса по удостоверению сделки, необходимость сбора широкого перечня документов, который по усмотрению нотариуса в зависимости от конкретной ситуации может быть расширен.

Альтернативные способы отчуждения доли

Отчуждение доли третьему лицу и смену участников можно произвести и без заключения сделки, требующей нотариального удостоверения.

К таким способам можно отнести:

1) выход участника и продажа доли, перешедшей к обществу, третьему лицу;

2) отчуждение доли участником общества и продажа доли обществом третьему лицу;

3) введение нового участника, выход участника из общества (либо отчуждение участником доли обществу), распределение доли.

Эти альтернативные способы отчуждения доли имеют как плюсы, так и минусы, но о них подробнее мы расскажем в следующей нашей статье.

А в заключение хотелось бы резюмировать: выбирая способ оформления перехода прав на долю в уставном капитале третьему лицу, необходимо учитывать интересы сторон, количество участников, а также положения устава общества. Залогом успешного проведения сделок по отчуждению доли и регистрации изменений в ЕГРЮЛ станет обращение к профессиональным юристам, специализирующимся на корпоративном праве.

Т.В. Теряева,

юрисконсульт группы компаний «ЭЛКОД»

Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

Расписание семинаров, мастер-классов, тематических практикумов



«1С:Комплексная автоматизация 8» и «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием»

Вы стоите перед необходимостью разработать и реализовать эффективные стратегии управления производством и/или персоналом, маркетинговую, финансовую, IT стратегии; оптимизировать программу оперативного управления бизнесом; снизить необоснованные затраты; построить систему управленческой отчетности? И при этом хотите уложиться в максимально сжатые сроки и обойтись минимальными инвестициями? Тогда наше специальное предложение для вас!

Для решения этих задач предлагаем вам воспользоваться программными продуктами «1С:Комплексная автоматизация 8» или «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» – флагманскими решениями, охватывающими основные контуры управления и учета на производственном предприятии.

Квалифицированные проектные специалисты ООО «АСТЭЛ» выполнят все необходимые работы по внедрению и сопровождению программ на вашем предприятии.

Специальное предложение по поставке

С 1 по 31 августа 2010 года при приобретении программ «1С:Комплексная автоматизация 8» или «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» вы получаете в подарок БОНУС в размере 10% от суммы счета поставки. БОНУС может быть использован в течение 3 месяцев с момента поставки при посещении любого семинара или получении любой услуги.

Специальное предложение по внедрению и сопровождению

С 1 по 31 августа 2010 года при выезде на экспресс-обследование от 3 часов вам предоставляется 1 час работы специалиста бесплатно, а при единовременной оплате услуг по внедрению программ «1С:Комплексная автоматизация 8» или «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» вы получаете скидку в зависимости от суммы оплачиваемого счета по прейскурантной цене*:

Сумма счета по прейскурантной цене, руб. (с НДС)

Размер скидки

от 50 000 до 100 000

2%

от 100 000 до 500 000

4%

от 500 000 и выше

8%

* Действует дополнительная скидка 5% для пользователей СПС КонсультантПлюс

Спешите воспользоваться выгодным предложением!

Оптимизируйте свои IT-бюджеты и с меньшими затратами проводите проекты по повышению эффективности управленческой программы, используя «1С:Предприятие 8»!

Дополнительная информация по телефону: (495) 956-07-90, доб. 1062, 1278