Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оперативно и достоверно

Журнал «Оперативно и достоверно» – правовое экспресс-обозрение, предназначенное прежде всего для пользователей системы КонсультантПлюс: бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей предприятий, специалистов кадровой службы, а также для всех тех, кто ежедневно работает с правовой информацией.

Издание включает обзор материалов, поступивших за последние две недели в информационные банки КонсультантПлюс, а также актуальные аналитические материалы экспертов компании, подготовленные с использованием системы КонсультантПлюс, публикуемые в следующих рубриках:

  • «Тематический сюжет»,
  • «Юридический ликбез»,
  • «Секреты мастерства. А я делаю так!»

А также рубрика «Календарь путешествий». Теперь с нашей помощью вы можете спланировать свой отдых и посетить понравившуюся вам страну в самое удачное время года! Ну и какой же отдых без кроссворда? Вы и его найдете в нашем журнале!
Выходит 2 раза в месяц в цветном исполнении, объем одного номера - 60 страниц.



НОВИНКА!  С 2014 ГОДА ОНЛАЙН ЖУРНАЛ «ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО»

Для вас мы создали новый современный сервис – теперь вам доступны все материалы журнала «Оперативно и достоверно» онлайн (с компьютера, при наличии доступа в Интернет)

Преимущества онлайн-версии журнала:

  • самые современные технологии в основе – позволяют читать на любом мониторе без использования флеш-плеера и установки других программ
  • ссылки на документы в КонсультантПлюс, сайты и формы регистрации на семинары
  • возможность настроить размер шрифта
  • поиск по тексту номера
  • возможность сохранить, распечатать, отправить материал журнала по почте
  • постановка закладок в тексте журнала
  • доступные телефон Горячей линии и форма заказа документа
  • всё рядом и удобно!

ТЕПЕРЬ ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ ЕЩЕ ДОСТУПНЕЕ, УДОБНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ!


Журнал доступен только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в программе ПРОЭЛКОД.

Архив прошлогодних выпусков можно посмотреть ниже

Сентябрь 2010

пн вт ср чт пт сб вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Выберите день, за который вы хотите посмотреть анонс выпуска. Доступные дни выделены более темным цветом.

Для просмотра информации за другие месяцы пользуйтесь навигационными кнопками, которые располагаются по бокам календаря.

Анонс выпуска №18 (181), 13 сентября 2010 года

содржание

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральное законодательство

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ПРЕССА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Материалы бухгалтерских изданийКОНСУЛЬТАНТПЛЮС / КОММЕНТАРИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Официальные разъяснения, мнения экспертов

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС / ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ/НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Аналитический обзор

ВАШЕ ПРАВО /ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Подводные камни альтернативной ликидации юридических лиц
ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

КонсультантПлюс: обучениеПрофессиональное обучение
бухгалтеру, юристу, специалисту кадровой службы

1С:КОНСАЛТИНГ



Новости

Новости

Возвращение в Страну Советов

В постаменте скульптуры «Рабочий и колхозница» открылся одноименный музей.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» была сделана для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Там она была установлена на постаменте высотой 34,5 метра. В 1939 году скульптуре нашли место рядом с ВДНХ (нынешний ВВЦ) на северо-востоке Москвы, но поставили на 11-метровый постамент. И вот теперь в обновленном постаменте скульптуры «Рабочий и колхозница» открылся одноименный музейно-выставочный центр. В четырехэтажном павильоне разместились музей скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана, а также серия выставочных залов.

Общая площадь экспозиций центра составляет 3 200 квадратных метров. Музей Мухиной и Иофана расположен в цокольном этаже. В нем представлены личные вещи, чертежи и копии работ.

Три оставшиеся этажа и межэтажные пандусы занимает выставочное пространство. В павильоне уже открылись три экспозиции. Первая – «Время, вперед!» – посвящена культурной жизни Советского Союза в 1930-е годы. Экспозиция «Страна героев, страна мечтателей, страна ученых» рассказывает об архитектуре и дизайне 1920–1940-х годов. На третьей выставке – «Образы Москвы» можно ознакомиться с отображением столицы в искусстве. Таким образом, посетители музея «Рабочий и колхозница» смогут перенестись в довоенную Москву и своими глазами увидеть – пусть только на картинах и фотографиях – страну, где, как уверяли в некогда популярной песне, «так вольно дышит человек».

Все в сад!

В столице вводится новый порядок комплектования детских садов.

С 1 октября 2010 года регистрация зачисления детей в детские сады будет осуществляться через Интернет. В Департаменте образования уже подготовлен приказ о новой системе укомплектования, а окружным управлениям образования дан приказ организовать эту работу максимально эффективно, так, чтобы ни один родитель не остался без внимания и информации. После записи через Интернет родителям будет сообщено, в какой детский сад им прийти с ребенком. Для тех, у кого дома нет компьютера, в окружных управлениях образования будут установлены специальные программы, с помощью которых родители смогут записать ребенка в детский сад.

Зайцев станет меньше!

Безбилетные пассажиры в московском общественном транспорте теперь смогут купить билет на проезд у контролера.

Как сообщили в Мосгортрансе, с сентября 2010 года контролеры получили право… продавать билеты.

По закону контролер не имеет права штрафовать безбилетника, он лишь выписывает ему квитанцию и высаживает из общественного транспорта на следующей остановке. Теперь же пассажир, не оплативший проезд, сможет приобрести билет у контролера и спокойно продолжать свой путь.

В Мосгортрансе объяснили такое расширение полномочий контролера следующим: проблема «зайцев» существует не только и не столько потому, что пассажиры хотят сэкономить на проезде. Большинство безбилетников объясняет отсутствие у них проездного документа нежеланием стоять в длинных очередях к валидаторам или невозможностью купить билет у водителя – то у него талоны закончились, то денег разменных нет. Поэтому руководство Мосгортранса и решило, что контролерам вполне по силам примерить на себя роль кондукторов и обилечивать пассажиров, не желающих быть высаженными. Цена проездного талона у контролера будет такая же, как и у водителя, – 28 рублей.

www.vmdaily.ru

www.vz.ru

Блиц-информация


Минздравсоцразвития предлагает ввести обязательное страхование ответственности медучреждений.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ подготовлен проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами». Основная цель законопроекта – создание эффективного, доступного для населения механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи в любой медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.

Законопроект подготовлен на основе изучения наиболее удачных моделей подобного страхования, выработанных в зарубежной практике.

Принятие данного проекта позволит каждому пациенту, вред здоровью которого причинен при оказании медицинской помощи, получить надлежащее материальное возмещение вне зависимости от вины медицинских работников.

Установление юридического факта нанесения вреда жизни и здоровью пациента будет производиться не самими врачами, а независимыми комиссиями на местах, в состав которых на паритетных началах наряду с представителями медико-социальной экспертизы и органов государственного надзора в сфере здравоохранения войдут и представители общественных организаций по защите прав пациентов.

Федеральное законодательство

Финансы. Налоги

ПИСЬМО ФНС РФ от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373@

«О РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 05.04.2010 № 41-ФЗ»

ФНС излагает согласованную с Минфином позицию о порядке налогообложения сумм выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет бюджетных средств.

Поясняется, что порядок налогообложения данных выплат зависит от режима налогообложения, выбранного налогоплательщиком. Для каждого налогового режима разъясняется порядок налогообложения вышеупомянутых выплат, а также даны некоторые пояснения по налоговому учету данных сумм.

Опубликовано в издании «Экономика и жизнь» (Бухгалтерское приложение), № 34, 02.09.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПИСЬМО ФНС РФ от 09.08.2010 № ШС-37-3/8663@

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ»

Позиция ФНС РФ: средства членов ТСЖ, поступившие в оплату коммунальных услуг, а также стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, подлежат налогообложению в общем порядке.

По мнению ФНС РФ, указанные платежи не являются целевыми поступлениями на ведение уставной деятельности некоммерческой организации, не подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций на основании пункта 2 статьи 251 НК РФ, поскольку обязанность их внесения возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме. Таким образом, суммы оплаты услуг (работ) по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома, а также суммы оплаты коммунальных услуг, поступающие на счет ТСЖ, учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Отмечено также, что в случае, когда ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) соответствующих услуг (работ), т.е. исходя из договорных обязательств выступает посредником, то в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ налогообложению подлежат только суммы вознаграждения за посреднические услуги.

Опубликовано в издании «Экономика и жизнь» (Бухгалтерское приложение), № 34, 02.09.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

[ПИСЬМО] ФНС РФ № ЯК-17-8/58, ПФ РФ АД-30-24/8509@ от 11.08.2010

«О ПОРЯДКЕ ВОЗВРАТА ПЕРЕПЛАТЫ ПО ВЗНОСАМ НА ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ»

ФНС РФ и Пенсионный фонд РФ согласовали процедуру возврата плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование излишне уплаченных сумм за периоды 2002–2009 годов.

В связи с отменой ЕСН контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляет ПФР и его территориальные органы (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ). В 2010 году ФНС РФ является главным администратором доходов бюджета ПФР в отношении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002–2009 годов. С учетом данного обстоятельства ПФР и ФНС РФ урегулировали порядок взаимодействия при осуществлении возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР. Так, в частности, сообщается, что заявление о возврате излишне уплаченных сумм подается плательщиками страховых взносов в территориальный орган ПФР по месту регистрации. По результатам рассмотрения заявления и имеющихся в распоряжении ПФР документов принимается решение о возврате. Указанное решение направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган оформляет заявку на возврат денежных средств и направляет ее в орган Федерального казначейства для осуществления возврата страхователю излишне уплаченных сумм.

Опубликовано в изданиях «Экономика и жизнь» (Бухгалтерское приложение), № 34, 02.09.2010, «Официальные документы», № 31, 24.08.2010 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ФНС РФ

«О ВНЕСЕНИИ СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 23, 83–85 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА В ЧАСТИ УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ»

2 сентября 2010 года вступает в силу новый порядок постановки и снятия с учета организаций в налоговых органах.

ФНС РФ проинформировала о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, внесенных в статьи 23, 83–85 Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Суть изменений заключается в том, что постановка на учет, учет изменений в сведениях, а также снятие с учета организации по месту нахождения филиала, представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ; по месту нахождения обособленного подразделения – на основании представляемых организацией сообщений. С учетом изложенного сообщается, что утвержденные приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826 формы заявлений о постановке на учет (форма № 1-2-Учет) и снятии с учета (форма № 1-4-Учет) не применяются. При изменении места нахождения филиала (представительства) в регистрирующий орган рекомендовано представлять заявление в произвольной форме с указанием его прежнего и нового адреса. Приведены также рекомендуемые формы сообщений о создании обособленного подразделения и изменениях в ранее сообщенные сведения, сообщений о закрытии обособленного подразделения, а также уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ФНС РФ

«О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»

Разъяснен порядок применения Соглашений между правительствами РФ и Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов.

1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение, устанавливающее особенности взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) в таможенном союзе. В этой связи сообщается, что нормы Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» применяются в отношении товаров, отгруженных до 01.07.2010 с территории РФ в Республику Беларусь, а также ввезенных с территории Беларуси в РФ и принятых на учет до 01.07.2010.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н

«О САНКЦИОНИРОВАНИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСТОЧНИКОМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ СУБСИДИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.08.2010 № 18269.

Регламентирована процедура санкционирования расходов бюджетных учреждений, осуществляемых за счет предоставленных им субсидий.

в Бюджетный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, направленные в том числе на усиление их имущественной самостоятельности (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Указанным Законом предусмотрена возможность предоставления бюджетным учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также на иные цели.

В этой связи Минфином РФ разработан Порядок санкционирования территориальными органами Федерального казначейства расходов бюджетных учреждений, осуществляемых за счет предоставленных субсидий, на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ). Согласно Порядку, в частности, федеральный орган исполнительной власти обязан ежегодно представлять в Казначейство Перечень целевых субсидий, представляемых в соответствующем финансовом году бюджетным учреждениям (в отношении которых он осуществляет функции и полномочия учредителя). Уполномоченный работник Казначейства осуществляет контроль за совершаемыми учреждением операциями с целевыми субсидиями. Целевые расходы производятся на основании представленных учреждением Заявок. Установлены требования к оформлению Заявок и их проверке. При положительном результате проверки на заявках проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежного обязательства учреждения.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минфина РФ от 22.07.2010 № 78н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.08.2010 № 18318.

Определены активы, в которые могут быть размещены средства резервного фонда кредитного потребительского кооператива.

Правовые основы деятельности кредитных потребительских кооперативов установлены Федеральным законом «О кредитной кооперации». Одним из обязательных условий деятельности кредитного кооператива является создание резервного фонда, формируемого в том числе из взносов пайщиков и используемого для покрытия убытков и непредвиденных расходов кредитного кооператива. Во исполнение требований названного Закона Минфином РФ разработан порядок размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов. Порядком установлен перечень активов и условия размещения в них средств фонда. Так, в частности, средства фонда могут размещаться в государственные ценные бумаги РФ, если они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения средств институциональных инвесторов. Максимальная сумма размещения – 50 процентов средств фонда. Кроме того, в частности, при определенных условиях средства фонда могут размещаться также в государственные ценные бумаги субъектов РФ, депозиты и депозитные сертификаты, в кредитных кооперативах второго уровня.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ПРИКАЗ Минфина РФ от 26.07.2010 № 79н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.08.2010 № 18279.

Вводится в действие новая форма отчета об использовании бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.

Бюджетные ассигнования предоставляются для инвестирования в объекты, включенные в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2010 год. Новая форма отчета вводится в действие начиная с отчета за III квартал 2010 года. Отчетность формируется нарастающим итогом (за I квартал, полугодие, 9 месяцев, год) и представляется главными распорядителями средств федерального бюджета в Минфин РФ до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Годовая отчетность представляется до 1 марта года, следующего за отчетным.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Банковское дело

[ПИСЬМО] ЦБ РФ от 19.08.2010 № 12-1-5/1550

«ОБ ОТКРЫТИИ СЧЕТА»

Банком России рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся открытия банковского счета (счета по вкладу).

В частности, сообщено, что пункт 1.3 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» устанавливает, что в случае открытия клиенту банковского счета, счета по вкладу (депозиту) на основании одного договора, предусматривающего возможность открытия нескольких банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), запись об открытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения банком волеизъявления клиента об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту). Банк обязан располагать документальным подтверждением волеизъявления клиента об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), способы фиксирования которого определяются банком в банковских правилах и (или) договором. Таким образом, последующее внесение банком на основании волеизъявления клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания записи в Книгу регистрации открытых счетов об открытии клиенту очередного банковского счета (счета по вкладу) следует рассматривать как исполнение банком своих обязательств по заключенному с клиентом договору, предусматривающему возможность открытия нескольких банковских счетов (счетов по вкладу).

В этой связи Банк России полагает, что когда речь идет об исполнении банком своих обязательств по ранее заключенному договору, предусматривающему возможность открытия нескольких банковских счетов (счетов по вкладу), и действия банка фактически представляют собой внесение бухгалтерской записи об открытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов, то совершение банком такого действия без личного присутствия лица, которому открывается счет (вклад), либо его представителя не нарушает запрета, установленного пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

Безопасность и охрана правопорядка

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 04.06.2010 № ГКПИ10-352

<О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 19 ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ ЛИЦА, КОТОРОЕ УПРАВЛЯЕТ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, И ЗАПОЛНЕНИЮ УЧЕТНОЙ ФОРМЫ № 307/У «АКТ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ ЛИЦА, КОТОРОЕ УПРАВЛЯЕТ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ», УТВ. ПРИКАЗОМ МИНЗДРАВА РФ ОТ 14.07.2003 № 308>

Водителю транспортного средства, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование на состояние опьянения, должна быть выдана копия справки об обнаружении у него клинических признаков, позволяющих предположить наличие опьянения.

Решением Верховного Суда РФ признан недействующим пункт 19 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 года № 308, в части, не предусматривающей возможность выдачи водителю транспортного средства, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование, копии справки, выдаваемой должностному лицу, наделенному правом государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства (в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены клинические признаки, позволяющие предположить наличие опьянения, окончательное заключение будет вынесено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта).

Верховный Суд РФ указал, что согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В нарушение приведенных законоположений пункт 19 Инструкции по своему буквальному толкованию ограничивает право освидетельствуемого лица на получение копии справки об обнаружении у него клинических признаков, позволяющих предположить наличие опьянения, выдаваемой медицинской организацией соответствующему должностному лицу, хотя в ней содержится информация, непосредственно затрагивающая его права.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Решения высших судов

Труд и занятость

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ ИЛИ ЛИЦОМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВРЕМЕННОЙ ПРЕБЫВАЮЩИМИ (ПРОЖИВАЮЩИМИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВНЕ ПРЕДЕЛОВ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРОГО ИМ ВЫДАНО РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ (РАЗРЕШЕНО ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ)»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.08.2010 № 18283.

Определены виды трудовой деятельности, которые могут осуществляться иностранным гражданином, временно проживающим либо временно пребывающим на территории РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого было выдано разрешение на работу.

Установлено, что иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять указанную трудовую деятельность в случае выполнения ими работ, в частности, по таким профессиям и должностям, как асфальтобетонщик, водитель автомобиля, дорожный рабочий, матрос, монтер пути, проводник, артист, экспедитор (всего 126 позиций), а также по таким должностям, как руководители учреждений, организаций и предприятий, специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб), функциональных и других подразделений и служб, малых учреждений, организаций и предприятий.

Перечень профессий и должностей, выполнение работ по которым иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе осуществлять вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание, включает в себя 80 профессий рабочих, 98 должностей служащих, а также должности руководителей.

Установлены предельные сроки общей продолжительности трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого указанным иностранным гражданам были выданы разрешения на работу при их направлении в командировку, либо постоянная работа которых осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено трудовым договором.

Кроме того, определено, что иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае если они являются высококвалифицированными специалистами. При этом непрерывная продолжительность их трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку. Если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором, то в этом случае общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу, не ограничивается.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

Социальное обеспечение и социальное страхование

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 17.08.2010 № ГКПИ10-806

«О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДПУНКТА «Г» ПУНКТА 11 ПРАВИЛ НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ (ЧАСТИ СРЕДСТВ) МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.12.2007 № 862»

Средства материнского капитала с целью улучшения жилищных условий могут направляться не только на приобретение, но и на строительство жилых помещений посредством участия в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах.

Это положение содержится в Федеральном законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В соответствии с ним Верховный Суд РФ признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт «г» пункта 11 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862, в части, возлагающей на лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязанность представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ вместе с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, которое будет выдано лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, после внесения паевого взноса в полном размере, в случаях, когда средства материнского капитала направляются не на приобретение, а на строительство жилого помещения.

В нарушение положений Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», по мнению Верховного Суда РФ, оспариваемая норма Правил, возлагая на лиц, получивших сертификат, обязанность представить копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, позволяет направлять средства материнского капитала лишь на участие в тех кооперативах, которые уже приобрели (построили) жилое помещение и обладают им на праве собственности.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

На момент выхода номера документ опубликован не был.*

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Решения высших судов

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 17.08.2010 № 674н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА И ПОРЯДКА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2010 № 18214.

Обратиться в ПФР за получением единовременной выплаты за счет средств материнского капитала необходимо в установленные сроки.

В соответствии с Федеральным законом от 28.07.2010 № 241-ФЗ лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, проживающие на территории РФ, имеют право на единовременную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 12 000 рублей (в размере фактического остатка средств материнского (семейного) капитала). Минздравсоцразвития РФ в целях реализации положений Закона утвердил порядок подачи документов, сроки их рассмотрения, порядок принятия решения об удовлетворении заявления, а также определил основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении единовременной выплаты. Так, в частности, установлено, что обратиться в территориальные органы ПФР с заявлением (с приложением необходимых документов) необходимо не позднее 31 декабря 2010 года в случае, если право на материнский капитал возникает с 1 января 2007 года по 30 сентября 2010 года; не позднее 31 марта 2011 года, если такое право возникает с 1 октября 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно. Заявление рассматривается в месячный срок со дня представления всех необходимых документов. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются, например, ограничение лица в родительских правах, прекращение права на материнский капитал, в том числе в связи с совершением в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, отмены усыновления.

Опубликован в «Российской газете», № 194, 31.08.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 17.08.2010 № 673н

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О РАСПОРЯЖЕНИИ СРЕДСТВАМИ (ЧАСТЬЮ СРЕДСТВ) МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 779Н»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2010 № 18213.

Продлен срок подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

В соответствии с изменениями, внесенными в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, теперь заявление может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. (В ранее действовавшей редакции указанное заявление могло быть подано в любое время по истечении 2 лет и 6 месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, при этом: не позднее 1 мая текущего года – для распоряжения средствами материнского капитала во втором полугодии текущего года; не позднее 1 октября текущего года – для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления о распоряжении).

Кроме того, уточнено, что заявление об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении может быть подано до перечисления территориальным органом Пенсионного фонда РФ средств (части средств) материнского (семейного) капитала согласно заявлению о распоряжении в срок не позднее двух месяцев с даты приема заявления о распоряжении.

Опубликован в «Российской газете», № 194, 31.08.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

ИБ Нормативные документы

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 19.07.2010 № 523н

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТИПОВОГО ДОГОВОРА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ МЕЖДУ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ И ЗАСТРАХОВАННЫМ ЛИЦОМ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25.08.2010 № 18235.

Разработана новая форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

Новая форма типового договора в целом воспроизводит структуру и положения применяемой в настоящее время формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 60, однако есть и ряд изменений. В частности, в новой редакции изложены отдельные положения договора; расширен перечень обязанностей фонда, а также прав застрахованного лица, в частности, относящихся к порядку распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. Установлено, что фонд обязан бесплатно консультировать застрахованное лицо по вопросам обязательного пенсионного страхования и в случае обращения застрахованного лица информировать его о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании. Предусмотрено, что фонд не вправе предлагать какие-либо выгоды застрахованному лицу в целях сохранения действия договора, а также делать застрахованному лицу заявления или давать прогнозы относительно результатов будущей инвестиционной деятельности фонда в форме, отличной от формы, установленной страховыми правилами фонда.

Новая форма типового договора, утвержденная данным приказом, будет применяться с даты признания утратившим силу абзаца второго пункта 1 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 60, которым была утверждена форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

Опубликован в «Российской газете», № 195, 01.09.2010.

Где найти:

ИБ Версия Проф

ИБ Российское законодательство

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

ВОПРОС: Об отсутствии оснований для применения положений ст. 54 НК РФ в отношении налоговых вычетов по НДС.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 25.08.2010 № 03-07-11/363]

С 1 января 2010 года в налоговое законодательство введена новая норма, согласно которой налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ). Что касается исчисления НДС, то порядок определения налоговой базы по данному налогу при реализации товаров (работ, услуг) и исчисления суммы этого налога установлен нормами ст. 154 и ст. 166 НК РФ. В частности, налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС, а сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. На основании приведенных правовых норм специалисты Минфина РФ заключили, что вышеуказанные положения ст. 54 НК РФ в отношении налоговых вычетов по НДС не применяются.

ВОПРОС: Физлицо приобрело квартиру в строящемся доме (без всех видов отделочных работ, установки сантехники, санфаянса, межкомнатных дверей, газового оборудования). Правомерно ли налоговый орган отказал физлицу в имущественном налоговом вычете по НДФЛ по расходам на приобретение и установку сантехники, санфаянса, газового оборудования на том основании, что они не поименованы в подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 24.08.2010 № 03-04-05/9-492]

Минфин РФ обратил внимание, что принятие к имущественному налоговому вычету по НДФЛ расходов на достройку и отделку приобретенной квартиры (комнаты) возможно в том случае, если в договоре указано, что квартира (комната) приобретена без отделки. При этом отделочные работы включают в себя штукатурные, столярные, плотничные, малярные и стекольные работы, а также устройство покрытий полов и облицовку стен. Помимо расходов на данные работы, в фактические расходы на новое строительство квартиры для предоставления налогового вычета по НДФЛ включаются затраты на приобретение отделочных материалов. Причем включение указанных расходов возможно в случае, если отделочные работы проводятся самим налогоплательщиком либо по договору на выполнение таких работ с подрядной организацией. По мнению финансистов, затраты, не поименованные в подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в состав имущественного налогового вычета не принимаются (например, расходы на перепланировку и реконструкцию помещения, на покупку и установку санфаянса и иного оборудования).

ВОПРОС: О необходимости в целях исчисления НДС внесения исправлений в счета-фактуры при изменении цен ранее выполненных ремонтных работ и об отсутствии оснований для выставления счетов-фактур на сумму разницы между стоимостью работ, указанной в счете-фактуре, выставленном подрядчиком при передаче результатов выполненных работ, и стоимостью этих работ, исчисленной после изменения цены.

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 20.08.2010 № 03-07-11/359]

Из письма следует, что в соответствии с действующим порядком применения счетов-фактур при изменении цен ранее выполненных работ в счета-фактуры, выставленные подрядчиком при передаче результатов выполненных работ, вносятся соответствующие исправления в порядке, установленном п. 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. При этом исправления вносятся как в экземпляры счетов-фактур, оставшихся у подрядчика, так и в экземпляры счетов-фактур, выставленных заказчикам. Минфин РФ указал, что НК РФ не предусматривает выставление счетов-фактур на сумму разницы между стоимостью работ, указанной в счете-фактуре, выставленном подрядчиком при передаче результатов выполненных работ, и стоимостью этих работ, исчисленной после изменения цены на данные работы.

ВОПРОС: ...При выходе из ООО участники своим заявлением изъявили желание получить только номинальную стоимость доли уставного капитала, без выплаты разницы между действительной и номинальной стоимостью их доли в уставном капитале. Следует ли ООО учитывать в целях исчисления налога на прибыль разницу между действительной и номинальной стоимостью доли, если участник отказался от разницы в стоимости доли в пользу ООО?

[ОТВЕТ: письмо Минфина РФ от 17.08.2010 № 03-03-06/1/553]

Если нормы действующего законодательства РФ допускают отказ участника, выходящего из состава ООО, от выплаты действительной стоимости его доли с получением ее номинальной стоимости, то для целей исчисления налога на прибыль надо учитывать, что в данной ситуации ООО получает доход в размере положительной разницы между действительной и номинальной стоимостями доли участника, выходящего из общества. Поскольку указанный доход не поименован в перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании ст. 251 НК РФ, то Минфин РФ делает вывод, что в целях гл. 25 НК РФ он включается в состав внереализационных доходов.

ВОПРОС: О порядке определения расчетного периода для расчета средней заработной платы при увольнении работника.

[ОТВЕТ: письмо Роструда от 22.07.2010 № 2184-6-1]

При любом режиме работы расчет средней зарплаты работника производится исходя из фактически начисленной ему зарплаты и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя зарплата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно) (ст. 139 ТК РФ). В связи с изложенным специалисты Роструда пояснили, что предшествующий период исчисляется исходя из календарных месяцев, которые определяются в соответствии со ст. 139 ТК РФ. При этом в письме сказано, что продолжительность календарного месяца по смыслу данной статьи не зависит от отработки рабочего периода. В качестве пояснений в документе приводятся 2 ситуации увольнения: работник увольняется: 1) 30 июня 2010 года, 2) 30 июля. В первом случае июнь 2010 года учитывается в расчетном периоде, т.к. день увольнения (30 июня) является последним днем месяца и включается в календарный месяц. Во втором случае до конца месяца остается 1 день (31 июля), поэтому данный месяц в расчет среднего заработка не включается.

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Вопросы-ответы

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора

информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»



СТАТЬЯ: Существенность ошибок в счетах-фактурах с 2010 г.

[Ильинова Т., «Финансовая газета», 2010, № 34]

С 1 января 2010 года ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товара (работ, услуг), его стоимость, а также ставку налога, не являются основанием для отказа в вычете НДС. На что теперь стоит обращать внимание бухгалтеру при приемке недооформленных (неверно оформленных) счетов-фактур? Ответ на этот актуальный вопрос дает автор статьи. В частности, в табличной форме им представлены реквизиты счета-фактуры, контролируемые налоговыми органами, с точки зрения нового требования ст. 169 НК РФ. Кроме того, в статье проанализированы наиболее спорные ситуации, связанные с оформлением счетов-фактур, а именно: несовпадение юридического и фактического адреса поставщика (покупателя) в счете-фактуре, отсутствие номера платежного документа и детальной расшифровки в наименовании операции, указание наименования операции на иностранном языке и др. Также автор поясняет, каким образом можно дооформить счета-фактуры.

СТАТЬЯ: Какие письма Минфина спасут от штрафов и пеней

[Строкова Е.В., «Главная книга», 2010, № 15]

Многие бухгалтеры, столкнувшись с какими-либо неясностями в налоговом законодательстве, ищут ответы в письмах Минфина РФ, т.к. выполнение его рекомендаций зачастую может избавить налогоплательщика от пеней и штрафов. В статье разъяснено, каким именно требованиям должны удовлетворять разъяснения Министерства. Автор называет следующие: разъяснения должны быть в форме письма Минфина РФ, с исходящим номером, датой и подписью уполномоченного лица; письма должны разъяснять правила налогообложения того налогового периода, в котором совершена спорная операция; разъяснения должны быть даны либо лично налогоплательщику, либо неопределенному кругу лиц, но по схожей ситуации. Автор говорит, что разъяснения, полученные по персональному запросу компании в адрес Минфина РФ – это самый лучший аргумент в споре с налоговиками и стопроцентная гарантия избежать пеней и штрафов.

СТАТЬЯ: Как налоговые органы определяют рыночную стоимость услуг по аренде помещений?

[Смирнова Е.Е., «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2010, № 8]

Нередко арендодатели в целях налогообложения прибыли определяют доходы от операций по предоставлению помещений в аренд, исходя из цен, указанных сторонами сделки. Вместе с тем налоговые органы вправе проверить цены по сделкам на их соответствие рыночным ценам, используя 3 метода определения рыночной стоимости товаров (работ, услуг): информационный, последующей реализации и затратный. В статье комментируется порядок применения каждого из них. Например, характеризуя методы последующей реализации и затратный, автор отвечает на вопрос: как подтвердить отсутствие либо недоступность информационных источников для определения рыночной цены и невозможность использования метода цены последующей реализации? Говоря о применении затратного метода, он обращает внимание читателей на то, что для расчета рыночной цены нужно брать усредненные показатели затрат и прибыли. Кроме того, налоговые органы должны представить доказательства невозможности определения рыночной цены методом цены сделки по идентичным (однородным товарам). В заключение статьи автор знакомит читателей с некоторыми правилами, несоблюдение которых налоговыми органами при проверке ими величины арендной платы может быть использовано налогоплательщиками в качестве дополнительного аргумента в свою защиту.

СТАТЬЯ: Интернет-сайт: учет расходов на создание и обновление

[Трянин А.Ю., «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2010, № 16]

В современном мире использование интернет-сайтов позволяет компаниям размещать информацию о себе, рекламировать и продавать свои товары, продукцию и услуги. Предлагаемая статья призвана помочь бухгалтеру правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на создание сайтов, а также затраты на их поддержку. Вначале автор напоминает читателям правовые аспекты создания интернет-сайта. Далее он переходит к рассмотрению порядка учета затрат на создание сайта стоимостью менее 20 000 руб., говоря при этом о двух возможных способах учета: 1) равномерное списание затрат для целей и бухгалтерского, и налогового учета; 2) единовременное признание расходов для целей налогового учета с равномерным их отражением для целей бухгалтерского учета. Автор отмечает, что большим плюсом первого способа является отсутствие отклонений между бухгалтерским и налоговым учетом. Затем он останавливается на порядке учета при стоимости сайта более 20 000 руб. Кроме того, в статье разъясняются особенности учета затрат на веб-сайт в случаях, когда он создается: а) сотрудниками компании, б) специализированными организациями.

СТАТЬЯ: Что нужно знать об ответственности за непредставление индивидуальных сведений?[Мельникова Ю.А., «Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, № 8]

Статья посвящена проблемам привлечения к ответственности страхователей за непредставление (несвоевременное представление) индивидуальных сведений в ПФР. На основе анализа сложившейся арбитражной практики автор выделяет несколько вопросов, разрешение которых наиболее часто происходит в суде. Например, одним из них является следующий: положения какого закона (Закона о персонифицированном учете или Закона о пенсионном страховании) применяются за допущенное нарушение. Также к числу проблемных вопросов относится исчисление размера штрафных санкций исходя из суммы платежей только в отношении лиц, на которых представлены неполные сведения, либо с учетом платежей именно за год, а не за иной период, поскольку иногда представители ПФР отходят от этих правил. Кроме того, читатели получат ответы на такие актуальные вопросы: в каких ситуациях к страхователям могут не применяться штрафные санкции за непредставление сведений о застрахованных лицах и когда их размер может быть уменьшен.

Где найти:

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Обзор подготовлен О.Н. Тимановой,

начальником сектора

информационно-правовой поддержки

группы компаний «ЭЛКОД»

Гражданское право

«ЗАЛОГ, БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ: ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 23 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова, «Статут», 2010]

В книге изучаются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, связанные с неустойкой, залогом, удержанием и другими способами обеспечения исполнения обязательств. В ней проводится анализ действующего законодательства об обеспечении обязательств, рассматриваются способы обеспечения, не предусмотренные законом. Дается характеристика неустойки, указываются ее виды. Обстоятельно характеризуется залог, регламентируются отношения, возникающие по поводу поручительства и банковской гарантии.

«КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 18 ИЮЛЯ 2009 Г. № 190-ФЗ «О КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ»»

[постатейный, Борзунова О.А., «Юстицинформ», 2010]

В представленном Комментарии к нормам Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» рассматривается правовое регулирование кредитных кооперативов. В работе освещаются предмет ведения комментируемого Закона, порядок создания и регистрации кредитного кооператива. Подробно рассмотрены права и обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), приведен перечень органов, наличие которых обязательно для данного вида кооператива. Выработаны рекомендации по применению новых норм, по подготовке документов кредитных кооперативов, по созданию саморегулируемых организаций кредитных кооперативов, по ведению бухгалтерского учета.

Информация и информатизация

«ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

[Денисова Е.В., Симдянова Н.И., отв. ред. Тимошенко В.А., подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010]

Авторы данной работы раскрывают понятие Единого государственного реестра юридических лиц, его назначение и цели создания; изучают порядок хранения содержащихся в государственном реестре документов и выдачи их копий, внесения сведений в реестр и их изменения, предоставления и получения сведений из реестра (выписок); разбирают вопросы ответственности за нарушение ведения реестра и выдачи содержащихся в нем сведений; говорят о взаимосвязи государственных органов, которые участвуют в государственной регистрации сведений о юридических лицах; уделяют внимание правилам уплаты государственной пошлины при обращении в регистрационные органы.

Правосудие

«ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУДАМИ НИЖЕСТОЯЩИХ И ВЫШЕСТОЯЩИХ ИНСТАНЦИЙ»

[Ласкина Н.В., подготовлено для системы КонсультантПлюс, 2010]

Автор работы проводит исследование правовой природы отношений между судами нижестоящих и вышестоящих инстанций, рассматривает предпосылки возникновения и приводит структуру этих правоотношений. Подробно рассматриваются правоотношения между судом первой инстанции и судами второй инстанции, а также правоотношения суда надзорной инстанции с судами нижестоящих инстанций.

По мнению автора, необходимо на законодательном уровне отчетливо определить задачи судов апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и соответствующие этим задачам полномочия судов различных уровней, предотвратить возможность подмены одного суда другим и тем самым обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

Где найти:

ИБ Постатейные комментарии и книги

Гражданское право

СТАТЬЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ

[Рузанова В.Д., Сокол П.В., «Законы России: опыт, анализ, практика», 2010, № 5]

Авторы представленной публикации, изучая положения действующего законодательства о долевом строительстве и защите прав потребителей, указывают на существование ряда проблем правового регулирования отношений долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. В статье исследуются объекты договора долевого участия в строительстве, основания изменения условий этого договора и признания этих условий недействительными, вопросы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также особенности исковой защиты прав в этой области.

СТАТЬЯ: ДОГОВОРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОДРЯДА В КОММЕРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

[Канашевский В.А., «Журнал российского права», 2010, № 7]

Автор статьи изучает правовое регулирование договора подряда нормами международного права, говорит о порядке заключения этого договора, приводит основные структурные элементы данной договорной конструкции, анализирует правила финансирования работ по договору международного подряда, уделяет внимание вопросам рассмотрения споров в этой области и применимому праву и указывает предъявляемые к участникам тендера требования.

СТАТЬЯ: УДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ

[Леонов А.В., «Юрист», 2010, № 4]

Автор представленной публикации на основе анализа действующего гражданского законодательства, материалов судебной практики и научных источников проводит исследование сущности процедуры удержания имущества должника в отношениях аренды недвижимого имущества. Внимание уделяется изучению наиболее распространенных спорных ситуаций, возникающих в процессе осуществления арендодателем и арендатором своих прав.

СТАТЬЯ: СВОБОДА ЗАВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОМ НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ

[Абраменков М.С., Чугунов П.В., «Наследственное право», 2010, № 2]

В статье, затрагивающей тему правового регулирования института свободы завещания в Гражданском кодексе Российской Федерации, авторы уделяют пристальное внимание таким вопросам, как назначение и подназначение наследника, лишение наследства, категория имущества в завещательном распоряжении, содержание завещательного отказа и завещательного возложения.

Безопасность и охрана правопорядка

СТАТЬЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОРРУПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

[Гончаренко Г.С., «Административное и муниципальное право», 2010, № 6]

В статье анализируются основные виды, формы и механизмы коррупционного поведения. Автор считает, что коррупция не проявляется везде одинаково, что ее причины и последствия очень разнообразны, а решающее значение здесь имеют менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции. В зависимости от классификации коррупционных преступлений предлагаются их обязательные признаки. Дается авторское определение понятия коррупции.

Где найти:

ИБ Юридическая пресса

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Закон Московской области от 27.08.2010 № 108/2010-ОЗ

«О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году»

Прошедшее лето в этом году всем запомнилось чрезмерно сильной жарой, а также лесными и торфяными пожарами. Указом Президента РФ от 02.08.2010 № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности» был объявлен режим чрезвычайной ситуации на некоторых территориях Российской Федерации, в том числе на территории Московской области, а также было поручено Правительству РФ и органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших и пострадавшим в результате пожаров; оказать необходимую помощь в обеспечении жильем граждан, лишившихся его в результате пожаров, и выплатить в установленном порядке компенсации за утраченные жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате пожаров.

В соответствии с названным указом Президента РФ Московской областной Думой принят Закон Московской области от 27.08.2010 № 108/2010-ОЗ «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году» (далее – Закон № 108/2010-ОЗ).

Закон № 108/2010-ОЗ направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, а также определяет порядок и условия, виды и размеры возмещения ущерба и предоставления им мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 2 Закона № 108/2010-ОЗ гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, а также предоставление мер социальной поддержки. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то им предоставляется возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, а также меры социальной поддержки. Основанием для предоставления мер социальной поддержки и возмещения ущерба является принадлежность гражданина к следующим категориям:

1. граждане, получившие тяжкий вред здоровью или вред средней тяжести в результате чрезвычайной ситуации;

2. члены семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

3. граждане Российской Федерации, проживавшие по договору социального найма в жилом помещении, утраченном вследствие чрезвычайной ситуации;

4. граждане Российской Федерации, являвшиеся собственниками жилого помещения и лишившиеся его в результате чрезвычайной ситуации;

5. граждане Российской Федерации, не являвшиеся собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения, лишившиеся возможности проживания по месту жительства в результате чрезвычайной ситуации;

6. граждане, утратившие в результате чрезвычайной ситуации жилое строение или жилой дом, расположенные на садовом или дачном земельном участке;

7. иностранные граждане, лица без гражданства, являвшиеся собственниками жилого помещения и лишившиеся его в результате чрезвычайной ситуации.

Что касается конкретных форм и видов мер социальной поддержки погорельцев, то Закон № 108/2010-ОЗ устанавливает следующие формы и виды поддержки:

1) единовременные пособия;

2) единовременная материальная помощь;

3) компенсационные выплаты за утраченное жилое помещение;

4) компенсационные выплаты за утраченное жилое строение или жилой дом, расположенный на садовом или дачном земельном участке;

5) компенсации ущерба в форме бесплатного предоставления жилого помещения вместо утраченного жилого помещения на принадлежащем гражданину земельном участке или земельном участке, предложенном органами местного самоуправления муниципального образования Московской области.

Обратите внимание, что меры социальной поддержки и возмещение ущерба гражданам предоставляются в натуральной или в денежной формах.

Скажем несколько слов о размерах предоставляемых мерах социальной поддержки.

Согласно ст. 5 Закона № 108/2010-ОЗ единовременное пособие членам семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации, выплачивается в размере 1 300 000 рублей за каждого погибшего. Единовременная материальная помощь выплачивается в сумме 100 000 рублей гражданам, получившим тяжкий вред здоровью или вред средней тяжести в результате чрезвычайной ситуации, в сумме 200 000 рублей в связи с утратой имущества пострадавшим гражданам.

Что касается компенсаций в натуральной форме, то, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона № 108/2010-ОЗ, компенсация ущерба в форме бесплатного предоставления жилого помещения осуществляется:

1) гражданам Российской Федерации, проживавшим по договору социального найма в жилом помещении, утраченном вследствие чрезвычайной ситуации, а также гражданам Российской Федерации, не являвшимся собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения, лишившимся возможности проживания по месту жительства в результате чрезвычайной ситуации, – по договору социального найма;

2) гражданам Российской Федерации, являвшимся собственниками жилого помещения и лишившимся его в результате чрезвычайной ситуации, постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении, – в собственность;

3) гражданам Российской Федерации, являвшимся собственниками жилого помещения и лишившимся его в результате чрезвычайной ситуации, не имевшим утраченное жилое помещение местом постоянного проживания, – в собственность.

Согласно ст. 6 Закона № 108/2010-ОЗ норматив общей площади жилого помещения для расчета общей площади предоставляемого помещения устанавливается в следующем размере:

– 33 кв. м – для одиноко проживающего гражданина;

– 42 кв. м – на семью из двух человек;

– по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения составляет 30 000 рублей.

Финансирование установленных Законом № 108/2010-ОЗ мер социальной поддержки, а также возмещение ущерба, в том числе строительство жилых домов для пострадавших, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

Рассматриваемый Закон распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и возмещением ущерба, с 1 августа 2010 года.

Более подробно с текстом Закона Московской области от 27.08.2010 № 108/2010-ОЗ «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году» вы можете ознакомиться в системе КонсультантПлюс (информационный банк Московская область).

Обзор подготовлен О.И. Красовским,

начальником отдела юридической обработки

группы компаний «ЭЛКОД»




Новости

Первая выездная проверка уплаты страховых взносов состоится не ранее 2011 г.

[Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1344-19]

Минздравсоцразвития России сообщило о сроках проведения проверок перечисления страховых взносов. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон) правильность уплаты таких взносов контролируют территориальные органы ПФР и ФСС. При этом органы ПФР проверяют перечисление пенсионных и медицинских взносов, а органы ФСС – взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно ч. 3 ст. 33 Закона выездные проверки проводятся ПФР и ФСС совместно.

По мнению Минздравсоцразвития России, первое подобное контрольное мероприятие состоится не ранее 2011 г. При этом проверяться будет только период 2010 г. Это объясняется тем, что выездная проверка охватывает период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Поскольку в соответствии с Законом страховые взносы уплачиваются с 2010 г., то и проверять территориальные органы ПФР и ФСС могут только расчетный период 2010 г. Выездные контрольные мероприятия уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды должны проводить налоговые инспекции.

Займы, выданные в рамках одной кредитной линии, не являются сопоставимыми обязательствами.

[Письмо Минфина России от 11.08.2010 № 03-03-06/1/540]

Минфин России рассмотрел вопрос о том, можно ли считать сопоставимыми займы, выданные в рамках одной кредитной линии.

Один из вариантов учета в расходах процентов по долговым обязательствам – признание их в размере фактических затрат. Это возможно, если величина данных процентов не отличается существенно от среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам. Под такими обязательствами понимаются займы, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения (п. 1 ст. 269 НК РФ). По мнению финансового ведомства, для того чтобы признать долговые обязательства выданными на сопоставимых условиях, необходимо сравнить всю открытую кредитную линию, а не полученные в ее рамках части денежных средств. Поэтому займы, выданные в рамках одной кредитной линии, сопоставимыми признаваться не могут. Аналогичные выводы сделаны в письме Минфина России от 21.05.2010 № 03-03-06/1/345.

Комментарии

Вправе ли преобразованная организация учитывать выплаты работникам реорганизованной компании при расчете страховых взносов?

[Письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 № 1375-19]

Организации начисляют страховые взносы на суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников. База для таких взносов в отношении каждого физического лица должна быть не более 415 000 руб., начисляемых с начала расчетного периода (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). После того как суммы выплат превысят 415 000 руб., взносы с суммы превышения не взимаются.

Минздравсоцразвития России рассмотрело вопрос о том, как нужно начислять страховые взносы при реорганизации плательщика путем преобразования. По мнению ведомства, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ не предусматривает правопреемства в части базы для начисления спорных взносов в случае реорганизации. Поэтому возникшая в результате преобразования компания, определяя обозначенную базу, не может учитывать выплаты и иные вознаграждения работникам в реорганизованной.

Поскольку с 1 января 2010 г. страховые взносы заменили ЕСН, проблема по сути не является новой, она аналогична вопросу о применении регрессивной шкалы по ЕСН (подробнее см. выпуск от 15.12.2006). Ранее Минфин России указывал, что в случае преобразования организации налоговая база по ЕСН формируется заново с момента государственной регистрации возникшей организации. Такая позиция заявлена, например, в письмах от 26.05.2006 № 03-05-02-04/71 и от 15.11.2005 № 03-05-02-04/201. Суды же придерживались противоположной точки зрения (например, постановления Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 № 13584/07, ФАС Московского округа от 17.10.2008 № КА-А40/9786-08). Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по ЕСН и пенсионным взносам.

Поэтому мнение Минздравсоцразвития России небесспорно. В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме преобразования к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного. При этом происходит универсальное правопреемство, в силу которого вновь созданной организации переходят в том числе права, связанные с уплатой страховых взносов. Кроме того, поскольку в результате преобразования меняется не наниматель, а лишь его организационно-правовая форма, трудовые отношения между работниками и реорганизуемой компанией сохраняются (ст. 75 ТК РФ).

Таким образом, возникшая в результате преобразования организация, определяя базу для начисления страховых взносов, вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной компании. Поскольку судебная практика по аналогичному вопросу относительно ЕСН складывалась в целом в пользу налогоплательщика, вероятно, следует ожидать того же и в отношении страховых взносов.

Судебное решение недели

Отступное, выплаченное контрагенту при расторжении договора, учитывается в расходах.

[Постановление ФАС Московского округа от 09.08.2010 № КА-А40/8362-10]

При расторжении договора общество и контрагент приняли решение об уплате обществом отступного за освобождение от предусмотренных договором обязательств. Эту сумму организация включила в состав внереализационных расходов. В ходе выездной проверки инспекция признала неправомерным учет указанных затрат в целях налога на прибыль. Это связано с тем, что отступное не является штрафом, пеней, санкцией за нарушение обязательств или компенсацией причиненных убытков (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). По результатам проверки на общество наложен штраф, доначислены налог и пени. Налогоплательщик обжаловал решение инспекции в арбитражный суд.

Суд с мнением налогового органа не согласился по следующим причинам. В соответствии со ст. 409 ГК РФ обязательство может быть прекращено предоставлением отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). В соглашении о расторжении договора стороны предусмотрели выплату обществом денежной компенсации в качестве отступного. Согласно ст. 252 НК РФ расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. ФАС отметил, что урегулирование спора во внесудебном порядке не исключает возможности учета обоснованных расходов, понесенных обществом при возмещении контрагенту убытков выплатой отступного. Поскольку перечень внереализационных расходов, содержащийся в п. 1 ст. 265 НК РФ, не является закрытым, организация учла отступное правомерно.

К аналогичному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.08.2007 № А56-50635/2005. Однако, по мнению УФНС России по г. Москве (письмо от 04.12.2009 № 16-15/128352), сумма отступного, выплаченного в связи с расторжением предварительного договора, в расходы не включается. С таким выводом согласился ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.06.2009 № Ф04-3505/2009(8759-А45-15).

Обзор подготовлен специалистами

компании «Консультант Плюс»

Подводные камни альтернативной ликвидации юридических лиц

В настоящее время услуги по ликвидации юридических лиц являются весьма востребованными. Согласно основополагающему закону экономики «Спрос порождает предложение» рынок юридических услуг предлагает на выбор потребителям несколько видов услуг, связанных с ликвидацией юридических лиц.

Способы ликвидации юридических лиц

Условно все указанные услуги можно разделить на две группы, а именно: на официальную ликвидацию юридических лиц и так называемые альтернативные виды ликвидации.

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению участников (акционеров) общества либо по решению суда в случаях, указанных в ГК РФ.

Для ликвидации юридического лица по решению участников (акционеров) общества необходимо строго соблюсти установленный ГК РФ порядок ликвидации юрлица. Указанный способ ликвидации юрлица обладает существенными недостатками, делающими его в большинстве случаев малопривлекательным. Подробнее про официальную ликвидацию можно прочитать в статье А.М. Есеновой «Официальная ликвидация юридических лиц» (http://www.pravo-service.ru/standards_work/articles/index.php?article=45).

Альтернативные виды ликвидации юридических лиц также основаны на ГК РФ, однако они не влекут прекращения юридического лица (т.е. его исключения из ЕГРЮЛ) либо их следствием становится переход (передача) прав и обязанностей в порядке правопреемства.

При этом основной задачей лица, которое не может или не хочет пройти официальную ликвидацию, является прекращение юридической связи с обществом. И этого можно достичь одним из следующих способов: инициирование ликвидации юридического лица; смена руководителя общества; смена руководителя и участников (акционеров) общества; реорганизация в форме слияния или присоединения к региональной компании. Подробно указанные услуги описаны в статье А.В. Москалева «Ликвидация юридических лиц по Гражданскому кодексу РФ и ее альтернативы» (http://www.pravo-service.ru/standards_work/articles/index.php?article=42).

Однако и при альтернативной ликвидации существуют риски. Поговорим о них подробнее.

Риски альтернативной ликвидации путем смены руководителя и участников (акционеров) общества

1. Риск признания сделки по отчуждению долей (акций) недействительной в силу ее притворности или мнимости.

Сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, является ничтожной (ст. 170 ГК РФ). Такие сделки называют мнимыми сделками. Последующие действия, а точнее бездействие нового руководителя, будут являться одним из доказательств отсутствия его заинтересованности в «приобретенной» компании.

В силу закона ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом (ст. 166 ГК РФ). При этом недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ).

Притворная сделка – это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку (ст. 170 ГК РФ). При отчуждении долей уставного капитала ООО часто используется схема «вход-выход». Суть этой схемы следующая: в общество входит новый участник, после чего старые участники выходят из общества. В результате в обществе остается новый участник.

Как правило, указанную схему применяют, чтобы избежать совершения нотариальной сделки по отчуждению долей.

В соответствии со ст. 170 ГК РФ притворные сделки недействительны, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила. Т.е. надо совершать сделку по отчуждению долей в уставном капитале общества в нотариальной форме, что сделано не было, а в силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

В результате если заинтересованными лицами будет доказана притворность сделки по входу и выходу участников из общества, то эти сделки будут являться ничтожными в силу их притворности, а сделка по отчуждению долей в уставном капитале ООО будет являться недействительной в силу несоответствия требованиям закона.

Последствия недействительности сделок описаны выше, поэтому повторять их не будем.

2. Риск привлечения бывшего руководителя общества к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период своей работы в обществе.

Прекращение деятельности лица в качестве руководителя организации не является препятствием для привлечения бывшего руководителя к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период его работы в обществе. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 8 УК РФ).

Перечень возможных преступлений достаточно широк, в частности: уклонение от уплаты налогов/сборов (ст. 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), контрабанда (ст. 188 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ), незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ), злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) и другие.

Другими словами, к уголовной ответственности привлекается то физическое лицо, которое совершило преступление вне зависимости от места его работы в момент возбуждения уголовного дела.

В то же время законом установлены временные сроки, с истечением которых виновное лицо освобождается от уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ), а именно: 2 года после совершения преступления небольшой тяжести, 6 лет после совершения преступления средней тяжести, 10 лет после совершения тяжкого преступления, 15 лет после совершения особо тяжкого преступления.

В соответствии со ст. 15 УК РФ преступления небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, максимальное наказание за которые не превышает 2 лет лишения свободы; преступления средней тяжести – умышленные деяния (максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы); неосторожные деяния (максимальное наказание превышает 2 года лишения свободы); тяжкие преступления – умышленные деяния (максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы) и особо тяжкие преступления – умышленные деяния, наказание за которые – лишение свободы на срок свыше 10 лет или более (строгое наказание).

Более того, в случае возбуждения уголовного дела против бывшего руководителя возможности по защите последнего существенно сократятся по сравнению с возможностями действующего руководителя организации.

Таким образом, до истечения сроков привлечения к уголовной ответственности бывший руководитель юридического лица может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период управления обществом (юридическим лицом).

Продолжение в следующем номере.

А.В. Москалев,

Обучение

КонсультантПлюс: обучение

Мастер-классы, Мастер-классы «Практический максимум», Семинары

Профессиональное обучение

Расписание семинаров, мастер-классов, тематических практикумов



1С:КОНСАЛТИНГ

Программа на сентябрь – октябрь 2010 года

учебные курсы

21 сентября

15.00–19.00

Ведение учета по упрощенной системе налогообложения в «1С:Предприятие 8». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

28 сентября

15.00–19.00

Ведение бухгалтерского и налогового учета в «1С:Бухгалтерия 7.7». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

5 октября

15.00–19.00

Ведение учета по упрощенной системе налогообложения в «1С:Предприятие 8». Практические навыки работы с программой (20 часов)Стоимость обучения – 5 700 руб. (с НДС)

11 октября NEW!

9.30–14.30

«1С:Предприятие 8». Использование конфигурации «Бухгалтерия предприятия 8.1», ред. 2.0 (пользовательские режимы) (32 часа) Стоимость обучения – 7 400 руб. (с НДС)
Сертифицированный учебный курс. По окончании выдается свидетельство фирмы «1С»

практические семинары

4 октября

7 октября

10.00–12.00

Механизм закрытия месяца в «1С:Бухгалтерия 8.1», ред. 1.6 (2 часа)Стоимость обучения – 1 000 руб. (с НДС)

Зарегистрироваться и получить дополнительную информацию вы можете по телефону: (495) 956-06-92 или на сайте www.astele.ru

Адрес: ул. Шаболовка, д. 34, комн. 410

Проезд: м. «Шаболовская», первый вагон из центра