Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) является основным документом, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав организаций и предпринимателей при осуществлении неналоговых проверок.
Законодатель постоянно модернизирует и совершенствует механизм правового регулирования проведения проверок организаций и предпринимателей. В частности, существенные изменения в Закон № 294-ФЗ были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и Федеральный закон ”О стратегическом планировании в Российской Федерации”» (далее – Закон № 277-ФЗ). Рассмотрим подробнее некоторые из внесенных изменений, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.
Определен порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
В соответствии с вновь введенной ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ органы государственного (муниципального) контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами. Эти мероприятия проводятся в целях предупреждения нарушений организациями и предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих таким нарушениям.
К подобным профилактическим мероприятиям относятся, в частности:
Перечисленные мероприятия дают возможность организациям и индивидуальным предпринимателям получить нужную информацию о соблюдении обязательных требований и вовремя принять соответствующие меры, чтобы избежать их нарушения и, как следствие, негативных последствий для себя в связи с таким нарушением.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В соответствии с частью 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ при наличии у органа государствен-ного (муниципального) контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований такой орган объявляет соответствующей организации или предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения таких требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок.
Вынесение предостережения возможно при выполнении ряда условий:
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать:
Более подробно о порядке вынесения предостережений – в Правилах составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным пред-принимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.
Вынесение предупреждения при определенных обстоятельствах дает шанс организациям и предпринимателям, впервые нарушившим обязательные требования, избежать ответственности и исправить совершенное нарушение.
Инспекторы теперь могут проводить проверки, не ставя в известность проверяемую организацию или предпринимателя.
В соответствии с частью 2 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаи-модействия с организациями и предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного (муниципального) контроля (надзора) на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или замес-тителем руководителя проверяющего органа.
К таким мероприятиям по контролю могут относиться:
Если при проведении перечисленных мероприятий выявляется нарушение обязательных требований, инспекторы принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя проверяющего органа мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки организации или предпринимателя.
Предоставление проверяющим органам права проводить некоторые мероприятия по контролю без уведомления об этом проверяемого лица безусловно несет определенные риски для организаций и предпринимателей.
При проведении плановой проверки инспекторы теперь будут использовать проверочные листы.
В соответствии с частью 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при проведении государственного (муниципального) контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом контролирующего органа проверочных листов. Обязанность использования проверочных листов может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных организаций или предпринимателей, обусловлена типом используемых ими производственных объектов, а также отнесением деятельности проверяемого лица к определенной категории риска, определенному классу опасности.
Проверочные листы разрабатываются и утверждаются соответствующим органом государственного (муниципального) контроля (надзора). Они представляют собой перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией или предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. Такие перечни могут содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к лицу обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций.
При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.
Правительством РФ утверждены Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (см. Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177).
Внедрение в практику проведения проверок специальных проверочных листов, по нашему мнению, дает возможность инспекторам провести проверку более объективно, учитывая все необходимые факторы, а значит, вынести по итогам проверки более обоснованное решение.
Введено новое контрольное мероприятие – контрольная закупка.
В соответствии с частью 1 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного (муниципального) контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения организациями и предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц.
Контрольная закупка проводится по следующим основаниям:
В перечисленных случаях контрольная закупка проводится обязательно по согласованию с органами прокуратуры.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
По итогам проведения контрольной закупки составляется акт, который подписывается инспектором, свидетелями, а также представителем проверяемого лица (в том случае, если при проведении контрольной закупки были выявлены нарушения обязательных требований).
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в Единый реестр проверок.
У проверяющих органов появилось еще одно официальное средство контроля деятельности организаций и предпринимателей – контрольная закупка. Это, безусловно, увеличивает риски для бизнеса.
В рамках данной статьи мы, конечно же, смогли рассмотреть не все новшества в сфере неналоговых проверок организаций и предпринимателей, поэтому в ближайшем будущем на страницах нашего журнала ожидайте продолжения начатой темы.
Желаем вам удачи!