Государственно-частное партнерство

Начнем с определения государственно-частного партнерства. ГЧП – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (часть 1 ст. 3 Закона о ГЧП).

Стороны и объекты ГЧП

Публичный партнер

Объект

Частный партнер

     
  • Российская Федерация;
  • субъект РФ;
  • муниципальное образование.

При этом от имени соответствующего публично-право-вого образования выступает Правительство РФ, высший исполнительный орган субъекта или глава муниципального образования соответственно, либо уполномоченный им орган исполнительной власти (местного самоуправления).

Кроме того, отдельные права публичного партнера могут осуществлять ГУПы/МУПы, госкомпании и их дочерние общества (часть 4 ст. 5 Закона о ГЧП).

Перечень возможных объектов ГЧП изложен в ст. 7 Закона. Это, например, частные автомобильные дороги, транспорт общего пользования, кроме метрополитена, объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта, морские и речные порты, суда, объекты здравоохранения и благо-устройства и ряд других.

Объектом соглашения не может быть имущество, в отношении которого законодательством установлены принадлежность исключительно к государственной, муниципальной собственности или запрет на отчуждение в частную собственность либо на нахождение в частной собственности.

Российское юридическое лицо, которое должно соответствовать следующим требованиям (часть 8 ст. 5 Закона о ГЧП):

  1. непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве;
  2. неприменение административного наказания в виде административного приостановления деятельности на день представления заявки на участие в конкурсе;
  3. отсутствие недоимки по налогам, сборам и задолженности по иным обязательным платежам, отсутствие иных финансовых санкций не ранее чем за один месяц до дня представления заявки на участие в конкурсе;
  4. наличие необходимых лицензий, свидетельств и разрешений.

В силу части 6 ст. 5 Закона о ГЧП частный партнер обязан исполнять обязательства по соглашению своими силами. Привлекать третьих лиц инвестор может только в том случае, если это прямо прописано в соглашении о ГЧП, при этом частный партнер несет ответственность за действия третьих лиц, как за свои собственные.

Однако даже если в соглашении не прописана возможность привлечения субподрядчиков, это возможно, но с письменного согласия публичного партнера. Данное согласие оформляется отдельным документом и является неотъемлемой частью соглашения о ГЧП. Кроме того, публичный партнер может определить в своем согласии перечень конкретных лиц, которые могут привлекаться для исполнения обязательств (часть 7 ст. 5 Закона о ГЧП).

Помимо частного и публичного партнера к ГЧП может привлекаться финансирующее лицо. Финансирующее лицо – это юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору о совместной деятельности объединение двух и более юридических лиц, предоставляющее заемные средства частному партнеру для реализации соглашения на условиях возвратности, платности, срочности.

Закон позволяет заключать между публичным партнером, частным партнером и финансирующим лицом прямое соглашение, которое регулирует порядок и условия их взаимодействия в течение срока реализации соглашения о ГЧП, а также при его изменении и прекращении.

Схематично это взаимодействие можно представить следующим образом:

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения инвестором обязательств как перед публичным партнером, так и перед финансирующим лицом, закон позволяет произвести его замену. Замена частного партнера осуществляется путем проведения публичным партнером конкурса, а в случае, предусмотренном частью 14 ст. 13 Закона о ГЧП, – и без конкурса.

Порядок заключения соглашения о ГЧП

Заключению соглашения о ГЧП предшествует продолжительный этап разработки предложения о реализации проекта ГЧП и принятия данного предложения.

Предложение о реализации проекта может исходить как от публичного, так и от частного партнера и должно содержать:

  1. описание проекта и обоснование его актуальности;
  2. цели и задачи реализации проекта;
  3. сведения о публичном партнере;
  4. проект соглашения, включающий в себя существенные условия, предусмотренные статьей 12 Закона о ГЧП, и иные условия;
  5. срок реализации проекта или порядок определения такого срока;
  6. оценку возможности получения сторонами соглашения дохода от реализации проекта;
  7. прогнозируемый объем финансирования проекта, в том числе прогнозируемый объем финансирования проекта за счет средств бюджета и объем частного финансирования, в том числе необходимый объем собственных средств частного партнера и (или) необходимый объем заемного финансирования, а также планируемый срок погашения кредитов и займов, если предусматривается заемное финансирование;
  8. описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;
  9. сведения об эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
  10. иные определенные Правительством Российской Федерации сведения.

Конкурс на заключение соглашения о ГЧП включает в себя восемь последовательных этапов и по решению публичного партнера может проводиться как с предварительным отбором участников конкурса, так и без предварительного отбора.

Конкурс является открытым, за исключением случаев, когда конкурсная документация содержит сведения, составляющие государственную тайну, и иных предусмотренных законодательством случаев. При этом закрытый конкурс всегда проводится без предварительного отбора участников.

Предложения участников оцениваются на основании следующих критериев:

  1. технических критериев, максимальный весовой коэффициент которых 0,5;
  2. финансово-экономических критериев – до 0,8;
  3. юридических критериев (срок действия соглашения, риски, принимаемые на себя пуб-личным партнером и частным партнером, в том числе обязательства, принимаемые на себя частным партнером в случаях недополучения запланированных доходов от эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании объекта соглашения, его эксплуатации и (или) его техническом обслуживании) – до 0,5.

Кроме того, обязательным критерием конкурсной документации является объем частного финансирования, подлежащего привлечению для исполнения соглашения. В случае если соглашением предусматривается частичное финансирование проекта публичным парт-нером, в критерии конкурса также включается максимально прогнозируемый объем этого финансового обеспечения.

Победителем конкурса признается участник, предложивший наилучшие условия. Если же два и более конкурсных предложения содержат равные наилучшие условия, победителем признается участник, раньше других представивший в конкурсную комиссию свое предложение.

С победителем конкурса проводятся переговоры для определения окончательной редакции соглашения о ГЧП. Срок и порядок проведения переговоров устанавливаются конкурсной документацией.

После согласования всех условий заключается соглашение о ГЧП (его существенные условия перечислены в ст. 12 Закона о ГЧП).

Стоит отметить, что в силу ст. 33 Закона о ГЧП земельный участок (лесной участок, водный объект или часть водного объекта, участок недр), расположенный под объектом соглашения о ГЧП и необходимый для реализации соглашения, предоставляется публичным парт-нером инвестору в аренду без проведения торгов.

Какие преимущества и возможности предоставляет Закон о ГЧП?

Для публичного партнера

Для инвестора

  • возможность полностью или частично переложить на частного партнера обязательства по финансированию создания объекта инфраструктуры, что позволяет реализовывать проекты в социальной сфере при отсутствии или недостаточности бюджетных средств;
  • возможность разделить или полностью передать частному партнеру риски удорожания строительства, качества проведенных строительных работ, несоблюдения сроков ввода объекта в эксплуатацию, качества технического обслуживания, риски выручки и пр.;
  • возможность приобрести не только объект, но и получать плату частного партнера в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения
  • возможность освоить новые сферы деятельности, которые до этого находились в ведении государства;
  • возможность получить объект соглашения в собственность (что по Закону «О концессионных соглашениях» невозможно);
  • возможность переложить часть рисков на публичного партнера;
  • возможность получения бюджетных средств в форме субсидий для создания объекта;
  • возможность инвестировать в долгосрочный проект под гарантии и обязательства государства

В заключение хотелось бы отметить, что в целях развития ГЧП в нашей стране Ассоциацией «Центр развития ГЧП» и Министерством экономического развития Российской Федерации создана Единая информационная система ГЧП в РФ – http://pppi.ru/.