ЭЛКОД: Бремя доказывания «отрицательного факта»

Бремя доказывания «отрицательного факта»

Риски: проблема доказывания отрицательного факта на данный момент не разрешена в достаточной степени даже в судебной практике.

Юрисконсульт компании «ЭЛКОД» в рубрике ЭКСПЕРТиЗА журнала «Оперативно и достоверно» №2 (378), 28.01.2019 на примерах из судебной практики рассмотрел спорные ситуации, которые не всегда возможно решить путем применения правила распределения бремени доказывания. Такие ситуации, в частности, могут возникнуть при доказывании так называемого отрицательного факта.

Например, потребитель оформил заказ в интернет-магазине, произвел оплату, однако по истечении определенного на доставку срока товар не прибыл в пункт выдачи. Потребитель написал продавцу претензию о том, что оплаченный товар не пришел. В ответе на претензию продавец попросил доказательства того, что товара у потребителя нет. В данной ситуации потребителю в доказательство отсутствия товара кроме пустого почтового ящика отправить продавцу, конечно, нечего. Факт отсутствия на руках товара и есть отрицательный факт, доказать который невозможно.

В действующем законодательстве отсутствует прямое регулирование порядка доказывания отрицательного факта. Отсутствует также и определение понятия «отрицательный факт». По этой причине, как отмечает юрисконсульт компании «ЭЛКОД», в судебных решениях довольно часто можно встретить следующие мотивировки: «…ответчик не представил доказательств того, что в спорный период многоквартирным домом управляла другая управляющая компания, а также доказательств ненадлежащего оказания либо неоказания истцом в спорный период услуг…» (определение ВС РФ от 30.08.2017  № 309-ЭС17-12939 по делу № А76-11353/2016).

Также, например, в определении ВС РФ от 30.05.2018 № 305-ЭС18-4299 указано: «…довод компании о необоснованном возложении на нее судами бремени доказывания отрицательного факта (отсутствие договоров цессии) подлежит отклонению как не основанный на содержании обжалуемых судебных актов…»

Существуют также и противоположные позиции судов. Например, в определении ВС РФ от 17.10.2017 № 310-ЭС17-8992 по делу  № А54-3033/2016 суд указал: «…при рассмотрении подобных споров конкурсному кредитору достаточно представить суду доказательства prima facie, подтвердив существенность сомнений в наличии долга. При этом другой стороне, настаивающей на наличии долга, присужденного третейским судом, не должно составлять затруднений опровергнуть указанные сомнения, поскольку именно она должна обладать всеми доказательствами своих правоотношений с несостоятельным должником.

Кроме того, в противном случае на конкурсного кредитора налагалось бы бремя доказывания отрицательного факта, что недопустимо с точки зрения поддержания баланса процессуальных прав и гарантий их обеспечения.

Указанный алгоритм доказывания подлежал применению в настоящем деле…»

Для разрешения сложившегося противоречия юрисконсульт компании «ЭЛКОД» обращается и к другим актам высших судов, которые содержат значимые для доказательственного права выводы.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 № 11524/12 по делу № А51-15943/2011 ВАС, рассматривая вопрос распределения бремени доказывания, указал, что при наличии объективной невозможности представления доказательства одной из сторон возложение на такую сторону бремени доказывания отрицательного факта неправомерно: «…следовательно, распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования. Исходя из объективной невозможности доказывания факта отсутствия правоотношений между сторонами, суду на основании статьи 65 АПК РФ необходимо делать вывод о возложении бремени доказывания обратного (наличие какого-либо правового основания) на ответчика…»

Соответственно, из данного акта можно сделать вывод о том, что в случае если доказательство представить объективно невозможно (как в ситуации отсутствия товара), возложение бремени доказывания такого факта неправомерно.

Юрисконсульт компании «ЭЛКОД» отмечает, что на данный момент рассматриваемый вопрос прямо не разрешен ни в судебной практике, ни законодательно, что приводит к отсутствию единообразия практики и нарушению баланса интересов сторон в процессе и, соответственно, нарушению прав стороны процесса.

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»