Росфинмониторинг в Письме а от 23.11.2018 N 56 направил аудиторам методические рекомендации по выявлению операций, осуществляемых в целях легализации преступных доходов.
Напомним, с 4 мая 2018 года аудиторы обязаны уведомлять Росфинмониторинг об имеющихся подозрениях, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются для легализации преступных доходов или для финансирования терроризма (подробнее читайте в обзоре «Как Росфинмониторинг будет узнавать о подозрительных сделках организаций: внесены изменения в «антиотмывочное» законодательство»).
В методических рекомендациях Росфинмониторинг советует аудиторам при рассмотрении операций или деятельности клиента в целом принимать во внимание следующие группы рисков отмывания доходов/финансирования терроризма:
• страновые риски (риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями регистрации и (или) деятельности аудируемого лица);
• клиентские риски (риски, связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов). Например, к ним относятся: необычная или излишне сложная структура собственности клиента; регистрация клиента или его контрагента по адресу массовой регистрации и т.п.
Риски могут быть связаны с определенными видами деятельности клиента и его контрагентов, например, интенсивный оборот наличных денежных средств, в том числе розничная торговля, общественное питание, торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях, автосалоны и др.; туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий; строительство; оказание консалтинговых услуг;
• операционные риски (риски, связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок клиента). Под подозрение в возможном "обналичивании" денежных средств попадают операции клиента, совершенные с применением «налоговых схем» или с активами, легко конвертируемыми в деньги (например, облигации на предъявителя, бриллианты).
Под сомнение попадают инвестиции в недвижимость по завышенным или заниженным ценам, завышение или занижение сумм в счетах за товары и услуги, неоднократное выставление счетов на одни и те же товары и услуги, многочисленные перепродажи товаров и услуг.
Приведенные в рекомендациях перечни рисков ОД/ФТ не являются исчерпывающими. При рассмотрении рисков отмывания доходов учитываются также критерии и признаки необычных сделок, установленные Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103.
На заметку: с 2019 года аудиторов обязали предоставлять сведения об их клиентах по запросу налоговых органов. Подробнее читайте в обзоре «Налоговые органы получили право запрашивать информацию о налогоплательщиках у аудиторов».
Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс