ЭЛКОД: Как инспекторы ГИТ будут проверять работодателей на предмет функционирования системы управления охраной труда

Как инспекторы ГИТ будут проверять работодателей на предмет функционирования системы управления охраной труда

Возможности: использовать в работе Методические рекомендации Роструда, в которых подробно описан алгоритм создания и функционирования системы управления охраной труда в организации, а также порядок проверок работодателя в этой сфере.

Приказом Роструда от 21.03.2019 N 77 утверждены Методические рекомендации по проверке работодателей в сфере создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. Рекомендации будут использовать инспекторы ГИТ при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями.

Напомним, что каждый работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (ст. 212 ТК РФ). При составлении своего Положения о системе управления охраной труда работодатели могут руководствоваться Типовым положением, утвержденным Приказом Минтруда от 19.08.2016 N 438н.

В Методических рекомендациях указано, что проверка соблюдения требований в сфере создания и управления системой охраны труда проводится инспектором ГИТ путем последовательной проверки элементов рассматриваемой системы (в приложении к рекомендациям приведена Блок-схема проверки). Проверка будет делиться на две части:

проверка документации по системе управления охраной труда,

проверка рабочих мест на предмет соответствия нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Что касается документальной части проверки (Блок А на Блок-схеме), отметим следующее:

  • У каждого работодателя должен быть документ, который называется «Положение о системе управления охраной труда», а также приказ о его утверждении.
  • При определении Политики в области охраны труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики (в рекомендациях подробно расписан порядок проведения такого анализа).
  • Политика в области охраны труда может представлять собой отдельный документ или может являться частью Положения. Важно, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам: ее можно разместить на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет.
  • В части обеспечения функционирования системы охраны труда приказами, распоряжениями и иными ЛНА работодателя обязанности в области охраны труда должны быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием. На малом предприятии может быть всего один уровень управления. На основе этих документов будет определен круг лиц, виновных в выявляемых нарушениях.
  • ЛНА, проверяемым в части планирования процедур, является План мероприятий по реализации процедур (приведены требования к его содержанию). Также работодатель с учетом специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации Плана мероприятий по реализации процедур. Если План приведен в приложении к Положению о системе управления охраной труда организации в виде макета или типового плана, это не является нарушением.
  • В сфере контроля функционирования системы будут проверять: положение о ступенчатом контроле; журналы состояния условий труда; планы, программы и акты по результатам проведения контрольных мероприятий.
  • В документальной части планирования улучшений проверят План мероприятий по улучшению функционирования системы управления охраной труда.
  • В целях реагирования на инциденты, аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания у работодателя должен быть целый перечень документов: порядок выявления потенциально возможных аварий; порядок действий в случае их возникновения; документы, акты реагирования на аварии, инциденты и несчастные случаи и другие.
  • Документы системы управления охраной труда подразделяются на внешние и внутренние. Управление документами может заключаться в составлении их перечня с указанием ответственных и сроков актуализации внутренних документов. Главное требование к внутренним документам регулярный пересмотр на соответствие изменяющимся требованиям (как внешним, так и внутренним) и актуализация. В качестве особого вида документов, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы записи.

Также в Методических рекомендациях подробно описан порядок проверки оценки условий труда и управления профессиональными рисками, порядок проверки конкретных процедур, связанных с подготовкой работников по охране труда, и алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая.    

На заметку: если в организации нет Положения о системе управления охраной труда, то работодателя могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.  

Отметим, что за некоторые нарушения к ответственности могут привлечь по разным частям ст. 5.27.1 КоАП РФ. Например, в Положении о системе управления охраной труда отсутствует процедура обеспечения работников СИЗ или процедура включена в Положение, но отсутствуют элементы данной процедуры по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а также работники не обеспечены СИЗ по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»