ЭЛКОД: Какую отчетность, связанную с ведением воинского учета, организации представляют в военкомат?

Какую отчетность, связанную с ведением воинского учета, организации представляют в военкомат?

Риски: организации представляют в военкоматы отчетность по установленным формам, включающую, в частности, сведения о поступлении на работу или увольнении с работы граждан, подлежащих воинскому учету, сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и некоторые другие сведения.

Организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет работников (подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон N 53-ФЗ), п. 1 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение N 719), п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее – Рекомендации)).

Воинский учет в организациях должен осуществляться по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Минобороны РФ (далее – учетные документы) (п. 27 Положения N 719).

Так, воинский учет призывников и военнообязанных ведется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (п. 31 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее – Инструкция N 700)).

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в п. 27 Положения N 719, являются (п. 28 Положения N 719, п. 32 Инструкции N 700):

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета – для военнообязанных.

Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны направлять следующую отчетность (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, п. 32 Положения N 719, п. 29 Рекомендаций):

  1. сведения о поступлении на работу или увольнении с работы граждан, подлежащих воинскому учету, по форме, приведенной в Приложении N 9 к Рекомендациям, – в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления;
  2. по запросам военных комиссариатов сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете, по форме, приведенной в Приложении N 10 к Рекомендациям, – в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления;
  3. сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете, по форме, приведенной в Приложении N 2 к Порядку, предусмотренному в Приложении N 13 к Рекомендациям, – в двухнедельный срок (п. 2 Порядка, предусмотренного в Приложении N 13 к Рекомендациям);
  4. сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять, – в двухнедельный срок в военные комиссариаты. Форму, по которой направляются данные сведения, следует уточнить в военкомате;
  5. списки работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста по форме, приведенной в Приложении N 11 к Рекомендациям, – ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты. При этом в п. 1 Примечания к данной форме указано, что списки представляются в военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) граждан ежегодно в срок до 15 сентября;
  6. списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, составленные в алфавитном порядке по форме, приведенной в Приложении N 11 к Рекомендациям, – ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты (п. 2 Примечания к данной форме);
  7. списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки учетных сведений карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, – не реже одного раза в год. Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. Списки составляются в двух экземплярах, второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года (п. 36 Инструкции N 700).

Кроме того, в военный комиссариат необходимо сдавать карточку учета организации. Унифицированная форма карточки законодательством не установлена, однако, как правило, ее можно представить по форме N 18, утвержденной Письмом Минкультуры России от 21.10.2015 N 344-01-39-ВА. Сроки, порядок представления карточки и ее точную форму рекомендуем уточнить в своем военном комиссариате и комиссии по бронированию, так как они могут отличаться в зависимости от региона.

Отметим, за несообщение в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, а за непредставление или несвоевременное представление сведений по запросу военного комиссариата – по ст. 19.7 КоАП РФ. Подробнее читайте в ответе на Вопрос: В каких случаях организация, не ведущая воинский учет, может быть привлечена к ответственности по ст. 21.4, а в каких по ст. 19.7 КоАП РФ? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2022) {КонсультантПлюс}.

На заметку: об исполнении обязанностей по воинскому учету расскажет лектор в ходе трансляции «Организация и ведение общего воинского учета от А до Я» 6 декабря 2022 года.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»